Праздник трех королей в польше
Нетуристическая Польша: Жешув. Праздник трех королей, подземелья и советское прошлое (фото + видео)
Продолжаю серию рассказов о своем автопутешествии в Польшу минувшей зимой. Выехав из Кракова, о котором я рассказывал здесь, мы направились в Жешув, расположенный уже недалеко от границы с Украиной и являющийся центром Подкарпатского воеводства.
В первый вечер нас хватило только на то чтобы заселиться в отель Fryderyk и открыть для себя классный кабак Stary Browar Rzeszowski, расположенный на площади Рынок. В частности, там готовят самую вкусную в мире треску. Ну и пиво там тоже отличное.
Как обычно, основная визуальная информация на видеоролике, а на фото только самое основное и далеко не все.
Следующий день начался для нас с завтрака в приотельном ресторане, причем если сама гостиница названа в честь Шопена, который считается достоянием Польши, то ресторан носит название Liszt, то есть назван уже в честь мадьярского классика. Мало того, на стене зала, где проходили завтраки, зачем-то нарисовали венгерский парламент, который действительно так выглядит о гордо высится над кишащей бомжами набережной мутного Дуная (не люблю я Будапешт). Как-то непатриотично, ну да ладно.
Выйти в город пораньше мы в этот день особенно не спешили, так как дело было 6 января, когда католики отмечают Праздник Трех Королей (три волхва, Каспар, Мельхиор и Бальтазар, пришедшие с дарами к новорожденному Христу), так что мы решили, что музейные объекты работать не будут (забегая вперед, это было не так).
А вот сам праздник посмотреть нам удалось гораздо ближе, чем в Кракове в 2017-м и годом позже в Варшаве. Жешув в этом смысле хорош тем, что там, с одной стороны, не так много людей (меньше 200000 человек) и почти нет туристов, а с другой, это административный центр, так что празднество прошло достаточно пышно и масштабно.
Первая часть – красочное шествие Королей в сопровождении свиты к месту основных торжеств. На мой взгляд, это самая интересная и яркая часть праздника. Вдоль дороги, по которой пролегает их путь, установлены сценки, на которых разыгрываются мини-представления, не последние роли в которых отведены чертям. На одной сцене «чертовка» активно размахивала гигантским долларом:)
Праздник Трёх Королей в Польше.
Поляки завершают празднование Рождественских праздников красочной процессией Трёх Королей, которая пройдет по улицам многих городов Польши.
Что это за праздник такой?
6 января католическая церковь отмечает праздник Крещения Господня, согласно евангельскому преданию — в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан. По традиции он известен как праздник Святое Богоявление, в Польше называется — Święto Trzech Króli(праздник Трёх Королей). Во многих странах мира отмечается этот праздник.
В наши дни, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные названия единого праздника. Первое название говорит об омовении на Иордане, отмечающегося церемонией освящения воды (6 января — по старому стилю или 19 января — по новому), а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком.
В католицизме же день Богоявления больше связывается именно с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, с поклонением волхвов.
Какова история этого праздника?
Мало кто знает, что древние христиане в этот день отмечали целых три события – Рождество Христово, поклонение волхвов — Трёх Королей и Крещение Господне. Только в конце IV-го века в литургию Вселенской Церкви были введены два различных праздника: Рождество — 25 декабря и праздник Богоявления — Крещения Господня — 6 января. Это один из древнейших праздников в христианстве, он и закрывает цикл рождественских праздников.
По Евангелию от Матфея, во времена правления царя Ирода в Иудее, в Вифлеем — место рождения Иисуса — волхвы (Три Царя) пришли с Востока, потому что пророки предсказали, что царь иудейский родился. Они нашли Иисуса в яслях, поклонились ему и принесли дары. Каспер принес ладан — символ божества, Мельхиор — золото, символ царской власти, а Бальтазар — мирру, знак мученической смерти Христа. Раньше в день Крещения Господня освящали золото, которым впоследствии прикасались к шее, а также ладан. Эти обычаи должны были защитить дом и его жителей от болезней и несчастий.
В средние века мудрецов или магов с Востока стали называть Тремя Царями, и это имя сохранилось до наших дней. Их имена появились только в VIII веке. А с XII века Каспер, Мельхиор и Балтазар были признаны представителями Европы, Азии и Африки. Невозможно с уверенностью установить, из каких стран пришли Три Царя. Есть еще и другие легенды и предположения.
С празднованием Богоявления связан обычай — свечение мела, ладана и воды. Освященным мелом пишут на дверях домов K+M+B и текущий год. Эти буквы толкуются как инициалы Трёх Королей. В средние века это считалось по-другому, надпись C+M+B» (имя Каспер по-латыни пишется через C) выражала благословение: «Пусть Христос благословит дом! Такая надпись должна оберегать дом и его обитателей от несчастья.
Три Царя почитаются как покровители путешественников, паломников, торговцев, владельцев таверн и кузнецов.
Как отмечают праздник в Польше?
Праздник Трёх Королей, начиная с 2011 года — в соответствии с постановлением Сейма — является выходным днём. В этот день магазины закрыты, как и по воскресеньям, когда действует запрет на торговлю. Только определенные торговые точки могут быть открыты на особых условиях.
Католики в этот день посещают мессу, как они это делают в воскресенье.
По традиции, на праздник Богоявления в некоторых городах Польши пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём или миндальной королевой. Считалось, что тот кто найдет в пироге орех, тому сулит удача. Также осталась традиция, согласно которой дети с коронами на голове ходят по домам и поют колядки, благословляя их хозяев, за что получают рогалики, испечённые специально к празднику.
В 2009 году первый парад Трёх Королей прошел в Варшаве и Торуне. Из года в год к этой идее охотно присоединялись жители других городов страны. Сегодня эта традиция, которая пользуется все большей популярностью и проводится на улицах многих польских городов.
Это самый большой уличный праздник. В этот день все хотят быть королями, вокруг люди в бумажных коронах, каждый одевает корону — и ребенок, и взрослый, и пожилой, дети носят ангельские крылья, ходят пастухи в овчинках, римские солдаты в доспехах, помимо всего прочего, может присутствовать настоящий верблюд, которого берут в основном из цирков. Во время парада можно увидеть танцы ангелов с шарфами и китайским драконом, выступление барабанщиков, а также Вы можете быть зрителем или актером в сценах времен Иисуса. В конце предусмотрены колядки.
Праздник Трёх Королей также является Миссионерским Днем детей, поэтому во время шествия проходит благотворительный сбор средств под лозунгом „Подарите детям праздник”.
Подготовка к параду начинается уже осенью: бумажные короны, флаги с логотипом, антураж и сценарий.
Это единственный радостный праздник, во время которого Вы можете выйти на улицу, торжественно пройти в процессии, и насладиться прекрасной атмосферой.
Поделитесь информацией: кликните на одну из кнопок соц.сетей на экране, Ваши друзья и мы будем Вам благодарны.
Праздник Богоявления или Трех Королей в Польше: интересные обычаи и веселые традиции
Праздник Трех Королей в Польше сопровождается грандиозным шествием, надписью оберегов мелом, поиском миндального ореха в пироге и колядками.
История праздника
Праздник Богоявления в Польше еще называют праздником Трех Королей (Trzech Króli). Традиционно отмечают его 6 января.
Свое начало оно берет с евангельского повествования о приходе волхвов с Востока, которые принесли в Вифлеем дары для новорожденного Иисуса.
В разных народах они идентифицируются по-разному: волхвы, мудрецы, цари. В Польше их величают королями. Давних путешественников называли Кацпер, Мельхиор и Бальтазар.
Праздник Трех Королей является чествованием появления и присутствия Бога в истории человечества в целом и в жизни человека в частности. В образе мудрецов перед Богом поклонились люди разного национального и общественного происхождения. Поэтому позже их часто изображали темнокожим, молодым и старым.
В Польше праздник Трех Королей начали активно праздновать в 2008-2010 годах, а уже в 2011 году этот день объявили официальным выходным.
Хода Трех Королей в польских городах
Самым распространенным и узнаваемым действом на Богоявление в Польше является Шествие Трех Королей (Orszak Trzech Króli). Например, в 2019 году оно прошло в 650 городах страны.
Шествие представляет собой театральное действо на улице, когда во главе колонны идут три короля. Каждый из них символизирует одну из частей мира: Европу, Азию и Африку. За ними следует огромное количество людей. Часто они одеты в яркую одежду и берут с собой рождественскую символику. Таким образом, в шествии появляются ангелы, демоны, пастушки и даже китайские драконы.
Наиболее зрелищн ы м является шествие в крупных городах. Здесь его участники переодеваются в тематические костюмы, каждый из которых, как и короли, символизируют один из трех континентов.
Во время шествия все исполняют колядки (kolędy), а короли раздают сладости и бумажные короны детям.
Orszak Trzech Króli стартует 6 января в обед на центральных площадях городов. Например, в Варшаве действо происходит на Замковой площади, в Кракове – на Рыночной площади, в Познани – на Площади Свободы, во Вроцлаве отправляются с Тумского острова до Рыночной площади, в Гданьске – от Базилики к Святой Марии.
Считают, что традицию шествия поляки позаимствовали из Испании, где это действо очень популярно.
Часто во время шествия собирают средства на благотворительность. В частности, бездомным, а иногда полякам, которые живут за восточной границей.
Освященный мел и миндальный король
Богоявления не обходится без Службы в костеле. И поскольку волхвы принесли младенцу Иисусу миро, ладан и золото, то в костелах их освящают. Кроме того, здесь раздают посвященные воду и мел.
После Службы этим мелом поляки пишут на дверях домов первые буквы имен мудрецов « К + М + В» и текущий год. Другие рисуют буквы « C + M + B», символизирующие первые буквы латинского выражения «Christus mansionem benedicat», то есть «Христос благословит наш дом». После также пишут год. Интересно, что знак « + » – это не плюс, а крестик, как символ благословения.
Поляки верят, что такая надпись выполняет роль оберега от болезней и несчастий. Кроме того, он означает, что в этом доме живут верующие люди, которые исполняют волю Божию и примут требующего.
Кроме этого, они кадят в доме освященным ладаном, защищая его таким образом от болезней и злых духов. А золотом проводят по шее, чтобы также не болеть.
Традиционн ы м блюдом праздника Трех Королей в Польше является миндальный пирог, в который прячут один целый орех. Кто его найдет, получит звание «миндального короля» и ему будет везти в этом году.
В некоторых регионах поляки именно в этот день (а не на Рождество или Новый год) дарят подарки детям, как волхвы Иисусу.
Вечером дети ходят с колядками от дома к дому. За это получают щодрки (польск. Szczodrki) – специально испеченные к празднику рогалики.
Богоявление или праздник Трех Королей является завершением цикла рождественских праздников в Польше.
Храните традиции и пусть праздники всегда будут уютными и незабываемыми!
Жешув. Как отмечают День Трех Королей в нетуристической Польше (фото + видео)
На минувшие зимние каникулы я в третий раз подряд ездил на машине в Польшу. И если Новый Год я там встречал во второй раз, то праздник Трех Королей, который католики отмечают 6 января, я видел в каждый из своих приездов. И если первые два раза это было в Кракове и Варшаве, то в третий я стал свидетелем того, как отмечают этот праздник в, мягко говоря, не самом популярном у туристов польском городе — Жешуве.
А отмечают, надо сказать, с размахом. Но при этом, так как народа там живет не очень много, а туристов практически нет, нам не пришлось занимать стратегическую позицию в одной из кафешек, как это было в Варшаве, а можно было совершенно спокойно посмотреть основную процессию королей со свитами, после чего двинуться вслед за ней к площади Рынок, где и должна была состояться основная часть.
Кстати, что до самих королей, то хоть на роль Бальтазара не нгашлось негра, и под это дело выкрасили в соответствующий цвет кого-то из поляков, но вот верблюд у него был. Жалко, что нормально заснять его не получилось.
Срназу оговорюсь, что фотографий у меня не очень много и далеко не всего, и лучшей иллюстрацией этого дня моего путешествия является видеоролик.
ЖЕШУВ: достопримечательности, праздник трех королей. Города Польши
Дойдя до площади Рынок и убедившись, что ни чего особо угарного на основной сцене не предвидится, мы отправились обедать в ресторан Stary Browar Rzeszowski, расположенный здесь же на площади, который, пользуясь случаем, категорически рекомендую.
После обеда оказалось, что и некоторые музейные объекты 6 января в Жешуве работают. В частности, городские подземелья, расположенные прямо под площадью, где за 13 злотых нам провели часовую англоязычную экскурсию. Подземелья реально большие, и видно, что там, где необходимо, их своевременно реставрируют.
После этого мы забежали на некоторое время в номер отеля Fryderyk, который я тоже рекомендую, чтобы отправиться гулять по городу уже в темноте.
Первым делом мы дошли до неработающего ТЦ Millenium Hall, расположенного на противоположном берегу реки Вислок, после чего вернулись на «свой» берег, так как все основные достопримечательности сосредоточены именно там.
Конечно, старый город в Жешуве не такой яркий, как в Кракове или Торуне, но здание ратуши на площади Рынок очень красивое.
Но неподалеку были и два объекта, возникших относительно недавно.
Во-первых, парящий пешеходный круговой мост. Это уже XXI век. Я, конечно, отдаю себе отчет, что лучше всего он смотрится с воздуха, но и в ночной подсветке он выгдлядел здорово.
Во-вторых, памятник Подвигу Революции. Он интересен по двум причинам:
1) так как официальная позиция польских властей по отношению к памятникам советского периода откровенно негативная, не так давно вставал вопрос о его сносе, но местные власти выступили против этого, так как он формирует лицо города.
2) внешне он недвусмысленно напоминает женский половой орган, хоть и является по факту изображением лавровых листьев.
Кроме того, в Жешуве я увидел необычно много табличек, напоминающих дорожные знаки, но с изображением белого креста на синем фоне. Так вот, это просто герб города, и ничего подобного, по крайней мере, в таком количестве, я не видел больше ни в одном городе.
В целом, Жешув произвел самое положительное впечатление. Я отдаю себе отчет, что это не Краков и не Вроцлав, но Польша мне интересна в принципе, и я лишний раз убедился, что по этой стране стоит путешествовать, не ограничиваясь раскрученными у туристов городами.
6 января – праздник Трёх королей
В Польше 6 января отмечается праздник Трёх королей (Trzech Króli), или Богоявление. Традиция праздника переносит нас в библейские времена, когда на землю пришёл младенец Христос, а волхвы пришли к нему на поклон.
День Богоявления с 2011 года в Польше является государственным выходным. Пользуясь свободным днём, множество людей проводят его на богослужениях, а затем на улицах в карнавальных шествиях и представлениях. Сейчас по всей Польше полным ходом идёт подготовка к Шествию трёх королей. Яркий костюмированный карнавал с пением коленд, яслями, рождественскими звёздами, Иисусом, Марией, Иосифом, Ангелами и бесами, и конечно Тремя королями, пришедшими поклониться Христу, завершает рождественский цикл в Польше.
В Польше праздник Трёх королей имеет свои традиции, связанные с костёлом и верой. Есть и более современные начинания, но всё же традиционные устои сохраняются и даже крепнут.
Сам праздник имеет более долгую историю, чем празднование Рождества. История праздника уходит корнями в Евангелие, где описаны события принесения даров волхвами Младенцу Иисусу. Принесли они Ему смирну, ладан и золото. В ясли, где родился Спаситель, их привела Вифлеемская звезда.
Кто же эти трое, кто пришёл поклониться новорождённому Спасителю человечества? До сих пор нет точного ответа на этот, пожалуй, самый распространённый вопрос. Были ли они царями – тоже загадка. Волхвы всё же – не царские особы, а скорее маги или мудрецы. Но в польской традиции они известны как Три короля.
Те, кто читал Библию, а точнее Евангелие, знают, о каких событиях идёт речь. Но даже тот, кто священную для христиан книгу не открывал, тоже что-то слышали о трёх королях – или волхвах.
Упомянутые лишь однажды, в Евангелии от Матфея, волхвы с Востока приносят младенцу Христу дары. Но что они означают?
Этот момент в Евангелии указывает на особое значение, которое волхвы придавали младенцу. Здесь стоит присмотреться к описанию Евангелиста, ведь тут важны детали. Матфей указывает, откуда пришли волхвы: с Востока. А в восточной традиции приближаться к правителю без приношения было нельзя. То есть данный эпизод важен своей символикой: волхвы, а в католической традиции – Три короля – не иудеи, а жители других земель, принося подарок младенцу Иисусу, признают в Нём и своего правителя – Царя царей.
Их имена условны, но именно они укоренились в сознании христиан: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Совсем не условны подарки, принесённые Христу. Ведь важна их символика. Она вновь и вновь указывает на Христа как на Царя и Спасителя.
Ладан считался дорогим и ценным подарком. Особенно его ценность заключалась в духовном предназначении. При помощи ладана в храмах совершается каждение – символ жертвы Богу. Каждение совершает священник, а значит, волхвы, принося в подарок ладан, признавая Божественную сущность Иисуса, указывают читателям Евангелия на то, что Христос – Первосвященник и принесёт жертву Богу.
В память этого события в Польше в костёлах происходит освящение золота и ладана, который укоренился на стыке XV-XVI вв., а также мела и воды. Вода тут не случайна, ведь в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне. Сейчас Крещение празднуется в другие дни.
Часто в Польше на дверях можно увидеть написанные мелом три буквы K+M+B. Что это за буквы? Так вот, в Польше они считаются инициалами Трёх королей. Освящённым в костёле мелом на дверь наносят их инициалы и текущий год. В оригинале это выглядело иначе – C+M+B. C латыни это можно расшифровать так: Christus Mansionem Benedicat – Христе Боже, благослави этот дом. Версию K+M+B можно назвать характерной для Польши, в остальных традиционно католических странах на двери будет именно C+M+B. Легенда о «Трёх королях» появилась в Польше в Средневековье, возможно, поэтому она глубоко укоренилась в сознании поляков, отчего до сих пор пишут K вместо C, объясняя это именно именами волхвов, а не аббревиатурой с латинского.
Освящённым ладаном кадили дома. Это должно было уберечь от болезней и сил зла. Освящённым золотом проводили по всей длине шеи, что также было направлено на защиту человека от недугов и злого глаза.
По традиции, на праздник Богоявления в Польше пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали один целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём. Считалось, что найти в торте орех сулит удачу. Известна традиция, согласно которой дети ходили по домам, пели колядки на Трёх королей, за что получали «щедрики»(szczodrki) – вкусные рогалики, испечённые специально к празднику.
Многие из традиций сохранились до нашего времени. Значимость праздника подчёркивает и отношение к нему государства. 6 января в Польше является выходным. Сделано это для того, чтобы каждый имел возможность посетить храм и глубже задуматься над сутью праздника Богоявления.