Праздник торжества православия когда
Торжество Православия. Итог личной жизни во Христе
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. Об истории и смысле этого дня в Церкви, а также о его духовном значении для современных христиан «Фоме» рассказал главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов.
История праздника и чин Торжества Православия
Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.
Конечно, и сейчас есть реальные исповедания, которые мы можем назвать еретическими, родившиеся в отделении от Церкви в силу иных догматических, богословских представлений их создателей. Но, очевидно, что на сегодняшний день спор с ними для православной Церкви особой актуальности уже не имеет. В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.
Личное Торжество
Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.
Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту (и которой, к сожалению, не всем хватает на весь пост) – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия.
Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.
В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подитог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.
Взаимосвязь ведущая ко Христу
Мы помним, что праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Это не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости.
Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.
Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь. Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается. Каждый проповедник может по-своему раскрыть логику Великого поста, но, однозначно, что она есть. Это логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.
[*] Тяжелые грехи человека перед Церковью – ересь, вероотступничество, хула на Бога, поругание и насмешка над святынями и прочее.
Воскресенье, 21 марта 2021 года: что будет в храме?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам не просто «зайти в храм», но разобраться, что происходит в церкви именно в этот воскресный день, чему посвящено Евангельское чтение праздника «Торжество Православия».
Каждый христианин стремится в воскресение, завершающее первую строгую неделю Великого поста, посвятить Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем все прочее, чтобы участвовать в литургии. А «Фома» старается помочь вам изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 21 марта.
Воскресенье, 21 марта 2021 года, Торжество Православия
Первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества и о восстановлении иконопочитания в 787 году. Тогда сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».
Торжеством Православия Церковь вспоминает завершение полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также и молиться перед их образами.
В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь — учение, которое сознательно противостоит правильной вере и отрицает истину). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.
Подробнее о смысле праздника «Торжество Православия» читайте в наших материалах:
Тропарь
(Тропарём праздника является тропарь Нерукотворному образу Спаса)
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»
Кондак
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.
Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.
День памяти святых
Апостол от 70-ти Ерм, епископ Филиппопольский (I)
Не сразу он стал епископом в Филиппополе и мученически скончался. Грек Ерм был сначала богат, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, за что был наказан потерей богатства. Недоумевая о причинах постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен об этом в ряде бывших ему видений. Именно они вместе с наставлениями составляют содержание его книги «Пастырь». Это апокалиптическое произведение имело такое влияние, что временно входило как составная часть в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания.
О римском гражданине Ерме упоминается апостолом Павлом в Послании к Римлянам: приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма (Рим.16:14).
Священномученик Феодорит Антиохийский (361–363)
Краткое житие святого священника, отказавшегося отдать властям сосуды для совершения Таинств, слушайте на радио «Вера».
Преподобномученик Дометий Персиянин (363)
Однажды в местность, где подвизался святой Дометий с учениками, прибыл, направляясь в поход на персов, император Юлиан Отступник. По его приказанию воины забросали камнями святого Дометия с учениками у пещеры во время молитвы.
В юности Дометий был обращен к вере христианином Уаром. Покинув Персию, он ушел в пограничный город Низибию (в Месопотамии), где принял Крещение в одном из монастырей и был пострижен в иноческий образ. Избегая зависти насельников монастыря, преподобный Дометий удалился в монастырь святых Сергия и Вакха в городе Феодосиополе под руководство архимандрита Нурвела, сурового аскета, который в течение 60 лет не вкушал вареной пищи, не ложился для сна, а отдыхал стоя, опираясь на свой жезл. В этом монастыре преподобный Дометий был посвящен в сан диакона, но когда архимандрит Нурвел решил поставить его во пресвитера, святой, считая себя недостойным, уединился на пустынной горе в Сирии, в пределах Кира. Там он жил под открытым небом, терпя долгое время зной и холод, а впоследствии стал жить в пещере вместе с двумя учениками. Постепенно молва о нем распространилась и к нему стали приходить местные жители за исцелениями и помощью. Многих язычников Дометий привел к вере во Христа.
Преподобный Феофилакт Никомидийский (842–845)
Краткое житие епископа-исповедника слушайте на радио «Вера».
Преподобный Лазарь Муромский, или Мурманский (1391)
Краткое житие игумена Муромского слушайте на радио «Вера».
Преподобный Афанасий (XV) Муромский
Святой подвизался в обители преподобного Лазаря, наравне с которым он почитается как «преподобный чудотворец». К сожалению, не сохранилось сведений о его богоугодной жизни. После кончины тело преподобного Афанасия было положено в особой часовне и здесь же хранятся его вериги – памятник его подвигов.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Иоанн Знаменский (8 марта 1868 — 21 марта 1923)
Иван Васильевич родился в селе Владыкино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1882 году он окончил Белозерское духовное училище, с 1887 году служил псаломщиком. В 1903 году был рукоположен во священника ко храму в селе Георгиевка Туркестанской епархии и назначен законоучителем церковноприходской школы.
Священник Иоанн Знаменский был расстрелян безбожниками-большевиками в 1923 году в городе Талды-Кургане и погребен в безвестной могиле.
Мученик Владимир Ушков (1885 — 1942)
Краткое житие многодетного отца, инвалида войны и церковного старосты Владимира слушайте на радио «Вера».
Икона Божией Матери:
«Знамение» Курская-Коренная (1898)
Краткую историю древнейшей иконы на Руси и чудесном спасении от бомбы юных безбожников, слушайте на радио «Вера».
Кипрская (Стромынская)
(переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста)
Список Кипрской иконы Божией Матери стал благословением преподобного Сергия Радонежского при основании не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение, священные книги, утварь. Главную святыню храма укрыли у себя местные прихожане — Мартынова Евдокия Николаевна и Юдкина Анна Семёновна.
Особенности богослужения
В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия святителя Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году (семь из них во время Великого поста). В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках. Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.
Первая неделя Великого поста, посвященная внутреннему сосредоточению и покаянию, завершается. Для многих христиан первое воскресенье поста является наиболее реальной возможностью причаститься. Готовясь к исповеди, стоит учитывать, что многие разделяют ваше желание и тоже собираются приступить к Таинству. Поэтому лучше заранее уточнить в расписании богослужений или у священника вашего храма удобное время для исповеди и прийти вовремя — часто Великим постом исповедь начинается еще до начала богослужения.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43 — 51
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Раввѝ! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24 — 26, 32 —
39 — глава 12, стих 2
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени, если я буду повествовать о Гедеоне, Бараке, Самсоне, Иеффае и Давиде и Самуиле и о пророках, 33 которые чрез веру покорили царства, творили правду, достигли обещаний, заградили уста львов, 34 угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, отразили полки чужих. 35 Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. 36 Иные же испытали поругания и побои, а также узы и заключение, 37 были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: 38 те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и отверстиям земли. 39 И все они, получив доброе свидетельство чрез веру, не вошли в обладание того, что было обещано,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
В ХХI веке есть уникальная возможность вчитываться и вникать в тексты богослужений Великого поста и комментарии к ним в любое удобное время. Так мы разделим знание наших верующих предков о том, что все 7 седмиц (недель), готовящих к Пасхе, связаны между собой и помогают духовному восхождению каждого, кто решился идти навстречу Воскресшему Христу.
Помочь вам в подготовке к главной цели Великого поста призван наш проект «Покаяние — путь к Богу».
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме и поздравляет с Торжеством Православия!
Неделя 1-я Великого поста.
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.
Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.
История установления праздника Торжества Православия
VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.
Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).
Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский
Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.
В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: «Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю». Так удалось ей тогда погасить царский гнев».
Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.
После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.
Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На 40-й день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.
Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон. Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.
«Чин Торжества Православия»
Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.
История праздника Торжества Православия и Россия
История праздника Торжества Православия
В этом году праздник Торжества Православия мы отмечаем 8 марта. Этот праздник связан с почитанием святых икон. Вспомним его историю.
Мы, все русские люди, любим молиться Богу перед иконами Святой Троицы, Спаса Нерукотворного, Смоленской, Владимирской, Казанской иконами Божией Матери. Многие из этих икон с древности являются чудотворными, многие теперь прямо у нас на глазах обновлялись или мироточили, с Божией помощью от особо чтимых икон происходили и происходят исцеления. Иконы Владимирская, Смоленская получили свои имена на Руси, но пришли они к нам из Византии.
Однако святые иконы и сама православная вера подвергались в Византии тяжёлым испытаниям.
Более столетия терзала Византию ересь (лжеучение) иконоборцев. Под влиянием соседних исламских стран, отчасти для того, чтобы угодить им, византийские императоры-иконоборцы восставали на Православие и запрещали почитать святые иконы, гонения также обрушились на монастыри и монахов, на почитание Божией Матери, святых угодников, святых мощей. В 8 веке состоялся Седьмой Вселенский Собор, созванный святой благоверной царицей Ириной и святителем Тарасием, Патриархом Константинопольским. На Соборе был утвержден догмат о почитании святых икон, ересь иконоборцев осуждена, еретики-императоры преданы анафеме. С прибывшими на Собор епископами-иконоборцами Патриарх Тарасий и императрица поступили согласно икономии, то есть снисходительно. Покаявшихся оставили в сущем сане, упорных отправили в ссылку:
. В 787 г., когда Ирина заблаговременно уволила от службы иконоборческие войска, собор спокойно был открыт в Никее. Это был второй Никейский, седьмой Вселенский собор. Собралось 367 отцов. Хотя и тут были иконоборческие епископы, но их было меньше православных. Всех заседаний собора было восемь. Прежде всего, Тарасий, как председатель, произнес свою речь в пользу иконопочитания, затем Ирина прочитала такую же речь. Православные епископы согласились с той и другой. Иконоборческим же епископам Тарасий предложил, – если они покаются и примут иконопочитание, то будут оставлены в архиерейском сане. Вследствие такого предложения и иконоборческие епископы согласились признать иконопочитание и подписали отречение от иконоборства. Далее, читали послание папы Адриана об иконопочитании, приводили доказательства в пользу иконопочитания из св. Писания, св. Предания и писаний отцов Церкви, разобрали действия иконоборческого собора 754 г. и нашли его еретическим. Наконец, предав анафеме всех иконоборцев, отцы седьмого Вселенского собора составили вероопределение, в котором, между прочим, сказано: «храним ненововводно все, писанием и без писания установленные для нас церковные предания, из которых одно касается иконного живописания…определяем: подобно изображению честнаго и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святые иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочныя Владычицы нашей святой Богородицы, также и честных Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо, когда через изображение на иконах лики Спасителя, Богородицы и др. бывают видимы, то взирающие на них побуждаются к воспоминанию и люблению первообразов их, и чествованию их лобызанием и почитательным поклонением не собственным, по вере нашей богопоклонением, которое приличествует единому Божескому естеству, но почитанием, воздаваемым изображению честнаго и животворящего креста и святому евангелию и прочим святыням» (Тальберг Н.Д. История Церкви, М. 1991, с. 174).
Однако и после Седьмого Вселенского собора на престол Византии один за другим восходили императоры-иконоборцы, и вновь Православие подвергалось гонениям. С особой энергией преследовал иконопочитание император Феофил, но жена его, святая Феодора, тайно почитала иконы. Когда же она овдовела и сама начала управлять государством, то решила окончательно восстановить почитание икон:
В храмах Византии и Росссии с тех пор Церковь провозглашает анафему всем императорам-иконоборцам. А православным царям – вечную память. В день Торжества Православия во всех храмах в центре на аналое помещаются иконы Спасителя и Богородицы. После Литургии духовенство служит молебен по особому чину Торжества Православия.
И у нас в огромной Православной России и во всем мире в соборах, храмах, монастырях будет звучать гимн Амвросия Медиоланского и молитвы из Чина Торжества Православия. Будет провозглашатся вечная память православным патриархам, православным царям и православным воинам, в походах за веру пострадавших и убиенных, и всем православным христианам, в истинной вере скончавшихся. Возгласят многолетие всем ныне здравствующих православным патриархам, митрополитам, епископам и всему освященному причту, богохранимой стране нашей, властям и воинству ее и всем православным христианам.
Если коснуться наших законов, то как же можно в Конституции Православной России не обозначить особую культурообразующую роль Русской Православной Церкви?! Это же очевидно для всех. Как и то, что государствообразующим народом России является русская нация. И эта нация неразрывно связана с Православием. Русский значит православный. Мы, русские, населяем Россию. И мы у себя дома. Пока что у нас, к сожалению, русский народ находится под управлением многонациональных чиновников. Но Бог даст, будут и русские управлять Россией. Есть ещё возможность возрождения православной монархии.