Праздник тела и крови христовых у католиков

Праздник Тела и Крови Христовых у западных христиан

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.Праздник Тела и Крови Христовых имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников (Фото: Mariusz Szczygiel, Shutterstock)

Праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Christi) отмечается ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием священной евхаристии (Holy Eucharist) по сравнению с ежедневной святой Мессой.

Католическая церковь рассматривает евхаристию (таинство причащения) как священный дар, оставленный Христом своей церкви, установленный во время последней вечери. Жертва, принесенная Иисусом под видом хлеба и вина в Иерусалимской горнице, — это своеобразная «форма», в которую жертва крестная облекается в жизни Церкви. Святое причастие — это участие верующих в жертве Христа, которое помогает нам уподобиться Сыну Божьему.

Обычай торжественного почитания евхаристии берет свое начало в 1247 году в Льежской епархии Бельгии. В 1264 году папа Урбан IV придал этому празднику статус общецерковного, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе.

Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский, и текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии.

Праздник, истинно религиозный по происхождению, со временем стал во многих странах действительно народным праздником. В нем соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств. Существует красивая традиция — во время процессии разбрасывать лепестки цветов.

Другие праздники в разделе «Католические праздники» Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Источник

Праздник Тела и Крови Христовых

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Праздник возник в XIII веке и сначала был местным; его возникновение обычно связывают с личностью блаженной Юлианны из Льежа. В 1251 г. Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а уже в 1264 г. папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви.

Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют её священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. Первые упоминания о процессии относятся к XIII веку, очевидно они возникли почти одновременно с самим праздником. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление. В некоторых странах существует традиция переноса процессии с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло принять участие большее число людей.

Дни празднования торжества Тела и Крови Христа:

Страны, в которых Праздник Тела и Крови Христовых — нерабочий день

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Праздник Тела и Крови Христовых» в других словарях:

Праздник Тела и Крови Христовых — Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый … Католическая энциклопедия

Праздник Тела и Крови — Торжественная процессия со Святыми Дарами. Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за … Википедия

Праздник Святой Троицы — День Святой Троицы Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Пятидесятница, Троицын день, Троица … Википедия

Праздник Святейшего Сердца Иисуса в католической церкви — 11 июня 2010 года католики всего мира отмечают Праздник Пресвятого Сердца Иисуса. Праздник Сердца Иисуса в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Праздник Непорочного Сердца Марии в Католической церкви — Праздник Сердца Марии, или Праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Непорочного Сердца Богородицы, которое является символом любви Девы Марии к людям, а также милосердия и сострадания… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Праздник Сердца Марии — Икона Марии и Её Непорочного Сердца … Википедия

Праздник Сердца Иисуса — Икона Иисуса и Его Пресвятого Сердца Праздник Сердца Иисуса, в Католической церкви праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на… … Википедия

Праздник Сердца Марии — Праздник Сердца Марии, праздник Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Непорочного Сердца Богородицы. Отмечается в субботу, на следующий день после праздника Сердца Иисуса, на девятый день… … Католическая энциклопедия

Праздник Сердца Иисуса — Праздник Сердца Иисуса, в Католической церкви праздник, посвященный почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце… … Католическая энциклопедия

Источник

Праздник Тела и Крови Христовых в Испании

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.Праздник Тела и Крови Христовых

Праздник Тела и Крови Христовых отмечается ежегодно в четверг после Троицы. Основная идея Corpus Christi (так по-испански звучит название праздника) — напоминание о сущности католического догмата причастия — евхаристии (Eucaristia). Таким образом, этот праздник не связан ни с какими языческими дохристианскими традициями, он религиозный по содержанию, и городской — по социальной организации.

В структуре праздника, с самого начала, выделялись торжественная процессия по улицам города и праздничная месса в соборе. В прошлые столетия, при богослужении разыгрывалось так называемое «auto sacramental» (священное действо, представление) — спектакль на тему дня. В наши дни отголоском бывшего auto является участие в мессе мальчиков-певчих, а в процессиях — мальчиков-танцоров, так называемых, сеисес (seises). Видимо, вначале было 6 детей-участников (отсюда и название: seis = шесть). Сейчас это число может меняться, так, в самых знаменитых ансамблях, в Севилье — 10 сеисес, а в Толедо — 7.

Процессии в праздник Тела Господня проходят с необыкновенной пышностью. На улицах вывешиваются яркие полотнища, цветочные гирлянды, ковры из живых цветов устилают улицы города, по которым шествуют многолюдные процессии. Накануне праздника местные жители собирают в окрестностях цветы и душистые травы (розмарин, тимьян), чтобы выложить целые километры недолговечных ковров с чудесными многоцветными узорами.

В праздничных шествиях участвуют «великаны» (gigantes) и «голованы» (cabezudos). «Великаны» — высокие, по 3-4 метра куклы в ярких одеяниях, они представляют разных персонажей: библейских (Ирода, Голиафа), исторических (Калигулу, Тиберия, Нерона), или аллегории какой-либо идеи. Среди «великанов» попадаются и чисто испанские персонажи: Сид Кампеадор или средневековые короли. «Голованы» или «карлики» с огромными головами из папье-маше (enanos, cabezudos) — это комические персонажи без каких-либо прототипов, скорее всего, они появились как некое контрастное дополнение к «великанам» в праздничных процессиях.

Помимо «великанов» и «карликов» в шествиях участвуют еще и «лошадки» (caballines): на поясе участника закрепляется каркас, покрываемый тканью, как лошадь попоной; спереди приделывается конская голова из раскрашенного папье-маше, сзади к каркасу крепится хвост из веревки или конского волоса. Часто появляется еще один фантастический персонаж, это «тарас-ка» (Tarasca) — огромная змея, семиглавая гидра, дракон, который попеременно открывает и закрывает страшную пасть.

Праздник Тела Господня по происхождению чисто религиозный со временем стал поистине народным праздником, в котором соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств.

Другие праздники в разделе «Праздники Испании» Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Источник

Католический праздник Тела и Крови Христовых отмечается 11 июня

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Сегодня христиане западного обряда отмечают праздник Тела и Крова Христовых, который также известен, как Corpus Christi. Его принято отмечать каждый год в четверг, сразу после Троицы. Христиане торжественно празднуют священную евхаристию, или Holy Eucharist, которая в чем-то схожа с ежедневной святой Мессой.

История празднования

Христианское торжество своими корнями уходит в Бельгию. Известно, что в первый раз католики отметили красную дату календаря в 1246 году. Тогда праздник был локальным и проводился в рамках бельгийской епархии города Льеж. После XIII столетия в ряде других стран и земель Европы начали проводить евхаристические процессии. Само слово «евхаристия» означает таинство причащения. К 1264 году папа Римский Урбан IV придал этому торжеству общецерковный статус.

Изначально процессия представляла собой торжественное шествие, сопровождавшееся пением литургических песен. Затем в честь особенного дня люди, вспоминая о языческих традициях, проводили молебны во время обхода церкви. Последний предполагал четыре обязательных остановки, как перерывы на молитвы. Во время каждого из стояний читалось Евангелие. Всего же останавливались четыре раза по количеству сторон света. В завершение всех христиан священнослужитель одаривал благословением Святыми Дарами. Принято в честь праздника устраивать торжественные процессии, когда прихожане храмов вместе с наставниками ходят вокруг храма или по городским улицам. Во главе крестного хода идут священники, за которыми идут верующие католики. Среди христиан западного обряда торжество считается третьим по значимости в году, уступая по статусу лишь Пасхе и Рождеству.

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Не все радостно приняли праздник Тела Христова — изначально ряд священнослужителей выступили против торжества. Наиболее известным критиком был Мартин Лютер, который отказывался принимать новую красную дату календаря. В 1527 году он охарактеризовал традицию наиболее вредным из праздников, тогда как проведение процессий вовсе считал кощунством. Даже в эпоху Просвещения не все одинаково хорошо воспринимали церковную традицию. Считалось, что массовая вырубка берез, которая была необходима для украшения крестного хода, не имеет ничего общего с христианством. Тем более, во время процессии листья этих деревьев разбрасывались по пути следования священников и их паств.

Что за праздник — Тела и Крови Христовых 11 июня

Католическая церковь относится к таинству причащения, как к священному дару. Считалось, что евхаристия была послана Иисусом Христом, как дар, призванный напомнить единоверцам о последней вечере с апостолами. Иисус тогда принес в жертву хлеб и вино в горнице Иерусалима. В данной форме тогда восприняли Церковную жизнь. Со святым причастием каждый христианин проявляет себя в жертвовании Спасителя, благодаря которому каждый имеет возможность уподобиться Сыну Господа. Впервые почитание евхаристии состоялось в 1247 году. Тогда в бельгийском городе Льеж участники местной епархии присоединились к таинству. В 1264 году папа Урбан четвертый на общецерковном уровне принял торжество. С этого момента каждый верующий, который принимал участие в процессии, мог рассчитывать на индульгенции.

Праздник тела и крови христовых у католиков. картинка Праздник тела и крови христовых у католиков. Праздник тела и крови христовых у католиков фото. Праздник тела и крови христовых у католиков видео. Праздник тела и крови христовых у католиков смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздник тела и крови христовых у католиков.

Фома Аквинский сочинил чинопоследование Тела Христова. Многие священнослужители признают текст этой службы наиболее гармоничным, светлым и красивым среди тех, что существуют в римском Бревиарии. Можно смело называть эту красную дату календаря народной среди католиков. В нем сохранялась строгая обрядность, характерная для католической церкви. В то же время, она привлекала верующих процессом шествия и игровыми элементами, которые были распространены еще в период дохристианских торжеств. Для людей, которые участвовали в церемонии, особенно ярким было разбрасывание цветочных лепестков.

Источник

Праздник Пресвятых Тела и Крови Христовых (Corpus Christi) 22.06.2014

Однако нужно сказать, что установлению Торжества Тела и Крови Христа послужило не только чудо в Больсене. Это было скорее последнее из ряда событий, послуживших установлению праздника.
Чудо в Больсене, явленное Богом для вразумления сомневающегося, напоминает о произошедшем в 8 веке чуде в Ланчано для вразумления монаха, который начал сомневаться в действительном присутствии Христа в Св. Дарах.

Епископ Роберт Лютихский не решился поначалу ввести праздник во всей епархии, но, будучи убеждён неким небесным откровением, обнародовал торжественное послание об устроении праздника по определенному чину и разрешил отпраздновать его один раз.
С радостью участвовала в праздновании в церкви св. Мартина и Юлиания. 5 апреля 1258 г., не увидев еще повсеместного введения праздника, она умерла, ее тело было погребено в монастырской усыпальнице, и она сразу же по смерти стала почитаться святой, причем почитание это возрастало день ото дня. Еще при жизни св. Юлиания часто говорила, что праздник этот будут отмечать по всей земле.

Через некоторое время под именем Урбана IV был избран прежний лютихский архидиакон Иаков Панталеоне. Благодаря влиянию этого Папы в 1262 году праздник был вновь введен, теперь уже во всей Лютихской епархии, но еще не во всей Церкви.

В 1264 году Папа находился в Орвието. В это время в соседнем городке Больсено произошло евхаристическое чудо.
Тогда Папа и решил издать буллу о введении праздника Тела Господня для всей Церкви. Праздник же начал праздноваться действительно повсеместно с 1311 года. При Папе Иоанне XXII, в начале 14 века, была введена при праздновании торжественная процессия с Пресвятыми Дарами.

Булла папы Урбана IV, установившая это торжество, описывает его как более торжественное празднование Евхаристии по сравнению с ежедневной св. Мессой. Впервые торжество Тела и Крови Христа было отпраздновано в Льеже (Бельгия) по указу местного епископа Роберта в 1247 году.
С XIII века в некоторых уголках Европы стали совершаться Евхаристические процессии, которые впоследствии распространились повсеместно и в начале XVII века вошли в богослужебные книги.
Первоначально процессия заключалась в торжественном шествии с Евхаристией под пение верных. Затем она соединилась с молитвами об урожае и в XV веке приобрела вид шествия с четырьмя стояниями (от четырех сторон света). При каждом стоянии читалось Евангелие, а верные получали благословение Святыми Дарами. Примерно такой же вид имеет процессия и ныне. Сегодня в католических храмах в этот день совершается торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Процессию возглавляют священники, а за ними следуют прихожане. Для католического мира праздник является третьим по значимости после Рождества и Пасхи.

У праздника Тела Христова были и противники. Самым яростным стал Мартин Лютер, который категорически отрицал празднование Тела Христова. В 1527 году он назвал эту традицию «самым вредным из всех праздников», а процессии считал «кощунством».

Торжественные процессии осуждались и в эпоху Просвещения. Особой критике подвергалась массовая вырубка берёз, листья которой использовались для украшения процессии. Также существует обычай во время процессии разбрасывать лепестки цветов.

В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление.

По традиции в этот день вся Церковь молится о святости священников.

Страны, в которых Праздник Тела и Крови Христовых — нерабочий день

* Германия, частично.
* Швейцария, частично.
* Испания, частично.
* Австрия
* Португалия
* Польша
* Хорватия

7 фактов о Торжестве Пресвятых Тела и Крови Христа

1) До реформы римского литургического календаря 1969 года существовал Праздник Тела Христова (лат. festum Corporis Christi) и только после реформы 1969 года он стал официально называться торжеством Пресвятых Тела и Крови Христа (sollemnitas Sanctissimi Corporis et Sanguinis Christi).

2) В некоторых языках закрепились свои особые наименования для этого торжества. Например, Fronleichnam (от ср.-век. нем. vrône lîcham — «Господне Тело») в немецком языке, Fête-Dieu («Праздник Божий») — во французском, Ùrnapja («Господень день») — в венгерском.

3) Первоначально днем особого церковного почитания Евхаристии был Великий четверг как день воспоминания установления этого таинства Христом (так это осталось и по сей день в Восточных Церквях). Но на исходе Высокого Средневековья на католическом Западе возникла тенденция к выделению самостоятельного празднования в честь Евхаристии. Как поместный праздник оно возникает в 1247 в Льежской епархии, а 8 сентября 1264 года Папа Урбан IV распространяет его на всю Католическую Церковь.

4) Тексты частных последований служб для праздника Тела Христова было поручено написать Фоме Аквинскому. В результате он создал такие выдающиеся памятники латинской гимнографии, как гимны Pange lingua (на 1-й вечерне), Sacris sollemniis (на утрене) и Verbum superminiprodiens (на лаудах), а также секвенцию мессы Lauda Sion, являющие глубины богословской мысли и в лаконичной форме выражающие важнейшие аспекты католического учения о Евхаристии.

5) Днем празднования торжества Тела Христова в церковном календаре стал 1-й четверг после октавы Пятидесятницы (т.е. 60-й день после Пасхи). Однако по решению национальной конференции епископов оно может быть перенесено на следующее за ним воскресенье, если по пастырским соображениями это представляется целесообразным (так, например, происходит в России).

6) К конце XIII века одной из заметных особенностей праздника Тела Христова стали процессии с Пресвятыми Дарами. Первоначально их выносили под покровом, однако уже в XIV веке сложилась практика зримого выставления Святых Даров в дароносице; со 2-й половины XIV века дароносицу выносили с процессией, после которой иногда в течение долгого времени выставляли для поклонения.

7) К исходу Средневековья и на заре Нового времени во многих странах праздник Тела Христова стал одним из самых популярных и соединился с разнообразными народными обычаями. В ряде стран, особенно в Испании, в контексте праздника Тела Христова интенсивно развивались некоторые формы танцевального и театрального искусства, в том числе жанр auto sacramental, образцы которого создавали известные испанские драматурги.

По материалам Католической Энциклопедии. Т. 4 (Р — Ф)
Энциклика святого Иоанна Павла II «Ecclesia de Eucharistia vivit» (Церковь живет Евхаристией) хорошо разъясняет нам, что именно мы празднуем в этот великий день.

Церковь живет Евхаристией («Ecclesia de Eucharistia vivit»). Эта истина не просто выражает повседневный опыт веры, но заключает в себе ядро тайны Церкви. Она, т. е. Церковь, радостно переживает многообразное и неустанное исполнение обетования: «Се, я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,20), однако в Святой Евхаристии, благодаря преложению хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, Церковь наслаждается этим присутствием с необычайной близостью. С тех пор как в день Пятидесятницы Церковь, Народ Нового Завета, начала свое странствие к небесному Отечеству, это Божественное Таинство непрестанно знаменует ее дни, наполняя их упованием.

Когда-то нам объясняли, что сами апостолы не находились к Христу ближе нас, когда мы склоняем колени перед монстрацией со святыми Дарами. Мы видим Его так же как и они лицом к лицу, но скрытого под видом хлеба. И наша вера позволяет познать и принять то, что незримо очам. Поклоняясь Святым Дарам, принимая Святое Причастие, мы действительно приближаемся к Богу настолько близко, насколько возможно на этой земле и пребываем в Его присутствии.

Церковь получила Евхаристию от Христа, своего Господа, не как один дар среди многих, пусть драгоценнейший, но как дар по преимуществу, так как это дар Самого Себя – Своей личности в святой человечности и Своего дела спасения. Последнее не ограничивается прошлым, поскольку «все, что Он есть, и все, что Он сделал и выстрадал ради всех людей, участвует в Божественной вечности и покрывает собою все времена и эпохи».

Когда Церковь совершает Евхаристию, воспоминание смерти и Воскресения Своего Господа, центральное событие спасения действительно осуществляется и «совершается дело нашего искупления». Эта жертва имеет настолько решающее значение для спасения рода человеческого, что Иисус Христос исполнил ее и вернулся к Отцу только после того, как оставил нам средство приобщиться к ней, как если бы мы присутствовали при ее совершении. Итак, любой верующий может участвовать в жертве Спасителя и пользоваться ее бесчисленными плодами.

Мы празднуем так же то, что искупление совершается ныне и всегда, мы сами участвуем в жизни Воскресшего, приобщаясь Его Плоти и Крови. Мы причащаемся Телом и Кровью не умершего, но Воскресшего, тем самым получая надежду на вечную жизнь.

Пасха Христова объемлет наряду со страстями и смертью Спасителя Его Воскресение. Об этом напоминает восклицание народа после пресуществления: «Воскресение Твое исповедуем». Действительно, в Евхаристической Жертве осуществляется не только тайна страстей и смерти Спасителя, но и тайна Воскресения, которой эта Жертва увенчана. Живущий и Воскресший Христос становится в Евхаристии «хлебом жизни» (ср. Ин 6,35:48), «хлебом живым» (ср. Ин 6,51). Св. Амвросий напоминал неофитам, что Евхаристия приносит в их жизнь событие Воскресения: «Если Христос в тебе сегодня, Он воскресает для тебя каждый день».

Возглашение, которое произносит собрание после освящения даров, не случайно завершается словами, указывающими на эсхатологическую направленность Евхаристической литургии (ср. 1Кор 11,26): «Ожидая пришествия Твоего». Евхаристия ведет человека к конечной цели бытия; дарует предвкушение полноты радости, обещанной Христом (ср. Ин 15,11), предвосхищение Рая, ‘»залог будущей славы». В Евхаристии выражено доверительное чаяние «исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа». Тот, кто питает себя Христом в Евхаристии, не должен ожидать, пока получит жизнь вечную свыше: он обладает ею уже на земле, как начатком грядущей полноты, которая относится ко всему существу человека. Действительно, в Евхаристии мы получаем залог телесного воскресения в конце времен; «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,54).

Шествуя с радостью в красивой торжественной процессии, сегодня мы предвосхищаем ту радость небесной литургии, на которой будет вечно воспеваться величие Творца и Искупителя вселенной. Мы предвкушаем ту вечную жизнь, которая началась для нас уже сейчас.

Мы переживаем наше единение с Господом, становимся с Ним одним целом и именно поэтому идем за Ним. Видимым знаком этого следования и становится участие в процессии Тела и Крови Христовых.

Церковь, странствующая по земле, призвана поддерживать общение верных как с Богом, в Троице Едином, так и друг с другом, и всячески содействовать этому. Для этого у неё есть Слово и Таинства, прежде всего, Евхаристия, благодаря которой она «непрестанно живет и возрастает» и в которой, одновременно, выражает себя. Не случайно термин «причастие»(communion) стал одним из определений именно этого высочайшего Таинства.

Празднование Евхаристии помимо всего прочего напоминает нам о том, что мы призваны отдавать себя друг другу, подобно тому как Христос отдает Себя нам.

Необходимость проведения процесии, кажется, не вызывает сомнений у большинства католиков: это традиционная часть праздничного богослужения, совершать ее достойно, праведно и предписано, если нет существенных препятствий. С другой стороны, я сталкивалась с двумя очень разными реакциями на факт проведения процессии, да еще по улицам города. Попробую реконструировать их – хотя и в сильно утрированном виде.

1. «Патриотическая». Да-да-да, сейчас мы дадим всем атеистам/неверным/обществу потребления свидетельство истинной веры! Покажем весь блеск и величие Бога и Церкви! Мы – католики и гордимся этим.

2. «Скептическая». А не руководит ли нами, товарищи братья и сестры, желание покрасоваться? Бог не в трубном звуке, а в дыхании тихого ветра, и о Нем говорят более дела, нежели хоругви и ленты. Так что идем и не паримся относительно собственного величия.

Обе позиции понятны. Более того, кажется, что любой из нас, в зависимости от католического стажа и жизненных обстоятельств мог склоняться то к одной, то к другой крайности. Но сегодня я предлагаю все-таки забыть о людях с мобильниками, которые, конечно же, будут снимать «запряженных девочек», балдахин и вереницу священников, а подумать о том, какую пользу процессия Тела и Крови может принести церковной общине.

Обычай совершать процессию на праздник Тела и Крови Христовых оформился в XIV в., — эпоху «клерикальной Церкви», когда участие мирян в богослужении ограничивалось молчаливым присутствием и созерцанием литургических действий издалека. Возможность лицезреть Хостию, открывшаяся перед самыми простыми людьми возможность участвовать в евхаристической процессии, превращала зрителей в соучастников, не позволяя «клиру» и «миру» окончательно расколоться на две не связанные друг с другом общности, на «профессионалов» и «потребителей». В театре есть актеры, играющие по известному им сценарию, и пассивные зрители. Ситуация театра разъединяет. В ритуале же правила известны всем и касаются любого; каждый – в большей или меньшей степени – принимает в событии деятельное участие.

Сегодня на нашей стороне, казалось бы, играют просвещенные времена и все литургические реформы II Ватиканского собора. Но, тем не менее, восприятие Мессы как необходимого еженедельного спектакля, к организации которого мы не имеем никакого отношения, остается столь же потенциально опасным для церковных общин, как и в далеком Средневековье. Не об этой ли опасности говорит возрастание во многих общинах литургического традиционализма: миряне и сами не против того, чтобы посмотреть красивый – действительно очень красивый и слаженый! – обряд, участники которого отделены от профанов балюстрадой, из-за которой должны доноситься лишь восхищенные аплодисменты.

Формировавшаяся столетиями практика процессий в буквальном смысле подталкивает человека: встань и иди, да, ногами, да, в толпе. В спокойном полупустом храме всегда можно отсесть подальше от неприятного соседа; в процессии ты рано или поздно наступишь ему на ногу. Ближние становятся очень ближними, но в современном мире это одна из редких возможностей действительно провести время с собратьями по приходу и сделать что-то вместе.

Любой ритуал призван интегрировать участников; литургия же, вдобавок, еще и преображает их. Несмотря на очевидное сохранение иерархии – Иисус в центре, окружающий его клир и замыкающие, ведомые – миряне – все участники самым очевидным образом являют собой единство, и единство динамичное, активное, направленное.

Участие в ритуалах исполняет еще одну важную функцию – функцию передачи информации, обучения действием. В Средневековье демонстрация Хлеба, ставшего Плотью, была призвана распространить и укоренить в народе Божием учение о Пресуществлении. К сожалению, не могу с чистой совестью сказать, что в наше время уровень догматической грамотности достиг искомых ста процентов. Казалось бы, информация доступна сегодня для человека, как никогда ранее: к нашим услугам образованные проповедники, книги, фильмы и всезнающий интернет. Но чтобы эту информацию усвоить, а тем более воплотить в своей жизни, необходимо научиться ее усваивать и воспроизводить. Поклонение? Встанем на колени перед возносимой монстранцией: если рядом с тобой встают на колени твои друзья, опуститься на грязный асфальт не так уж страшно. Богословские истины? Она отлично запечатлеваются в мозгу при совместном громком пении старых добрых песен. И еще раз вернусь к тому, о чем уже говорила выше: единство церковной общины. Духовенство выглядело бы довольно глупо, гуляя по городу лишь в компании Иисуса и себе подобных. Миряне, шествующие без духовенства, были бы всего лишь праздношатающимися. Поэтому придется вместе. Даже если у обеих групп есть друг к другу немало взаимных претензий.

Объединяет совместное действие – и одна-единственная цель. Иисус. (Анастасия Паламарчук)

Как это происходит визуально, можно посмотреть, например, здесь.

Литания возмещения за оскорбления по отношению к Иисусу, присутствующему в Пресвятых Дарах

Господи, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Пресвятая Троица, единый Боже, помилуй нас.

Святая Хостия, принесенная в жертву ради спасения грешников, помилуй нас.
Святая Хостия, жертва алтаря, умерщвленная нами и ради нас,
Святая Хостия, презираемая теплохладными христианами,
Святая Хостия, предмет пререканий,
Святая Хостия, преданная в руки иудеев и еретиков,
Святая Хостия, оскорбленная святотатцами,
Святая Хостия, Хлеб ангелов, отданный животным,
Святая Хостия, брошенная в грязь и растоптанная,
Святая Хостия, обесчещенная неверными священниками,
Святая Хостия, забытая и покинутая в церквях,

Будь милостив, прости нас, Господи.
Будь милостив, услышь нас, Господи.

За вопиющее неуважение к этому самому прекрасному Таинству мы приносим Тебе возмещение.
За Твое величайшее унижение в этом чудесном Таинстве мы приносим Тебе возмещение.
За все недостойные Причащения мы приносим Тебе возмещение.
За непочтительность недостойных христиан мы приносим Тебе возмещение.
За осквернение Твоих храмов мы приносим Тебе возмещение.
За священные сосуды, оскверненные и украденные, мы приносим Тебе возмещение.
За постоянные святотатства безбожных людей мы приносим Тебе возмещение.
За вероломство и упрямство еретиков мы приносим Тебе возмещение.
За недостойные разговоры в Твоих святых храмах, мы приносим Тебе возмещение.
За богохульников в Твоих церквях, которые они осквернили своими святотатствами, мы приносим Тебе возмещение.

Дабы Ты благоволил умножить во всех христианах благоговение, подобающее этому чудесному Таинству, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты благоволил явить еретикам истину об этом Таинстве Твоей любви, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты дал нам благодать возмещать за их ненависть нашей пылающей любовью к Тебе, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты благоволил соделать, чтобы оскорбления, наносимые Тебе, были лучше направлены против нас, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты милостиво принял это наше смиренное возмещение, приносимое Тебе, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты благоволил сделать наше поклонение угодным Тебе, молим Тебя, услышь нас.

Пречистая Хостия, услышь нашу молитву.
Пресвятая Хостия, услышь нашу молитву.
Непорочная Хостия, услышь нашу молитву.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.

Господи, помилуй.
Христе, помилуй.

– Призри, Господи, на бедствие наше
– И прославь святое имя Твое.

Помолимся. Господи Иисусе Христе, Ты возжелал остаться с нами в Своем чудесном Таинстве до скончания века, чтобы через воспоминание Своих страданий воздать Отцу Небесному вечную славу и дать нам Хлеб жизни вечной. Дай нам благодать скорбеть всем сердцем об оскорблениях, нанесенных Тебе в этом прекрасном Таинстве, и о многочисленных святотатствах, совершаемых безбожниками, еретиками и плохими католиками. Воспламени в нас горячее желание искупить все эти оскорбления, ибо в Своем бесконечном милосердии Ты скорее предпочел быть подвергнутым им, чем лишить нас Своего присутствия на алтарях. Ибо Ты живешь и царствуешь с Отцом и Святым Духом как Единый Бог во веки веков. Аминь.

Литания к Иисусу Христу – Священнику и Жертве
(этой литанией молился Папа Иоанн-Павел II, будучи семинаристом в Кракове, а также часто в своей дальнейшей жизни)

Господи, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Пресвятая Троица, единый Боже, помилуй нас.

Иисус, Священник и Жертва, помилуй нас.
Иисус, Священник вовек по чину Мелхиседека,
Иисус, Священник, посланный Богом проповедовать нищим,
Иисус, Священник, на Тайной Вечере установивший вечное жертвоприношение,
Иисус, Священник, живущий вовек, чтобы предстательствовать за нас,
Иисус, Первосвященник, Духом Святым и силой помазанный,
Иисус, Первосвященник, избранный из народа,
Иисус, Первосвященник, для народа поставленный,
Иисус, Первосвященник исповедания нашего,
Иисус, Первосвященник, достойный большей славы, чем Моисей,
Иисус, Первосвященник истинной скинии,
Иисус, Первосвященник будущих благ,
Иисус, Первосвященник святой, непричастный злу и непорочный,
Иисус, Первосвященник верный и милосердный,
Иисус, Первосвященник, ревностью о Боге и душах пылающий,
Иисус, Первосвященник на веки совершенный,
Иисус, Первосвященник, с собственной Кровью на Небо восшедший,
Иисус, Первосвященник, даровавший нам жизнь вечную,
Иисус, Первосвященник, возлюбивший и омывший нас от грехов Кровью Своею,
Иисус, Первосвященник, принесший Себя Самого в Жертву Богу,
Иисус, Жертва Бога и людей,
Иисус, Жертва святая и непорочная,
Иисус, Жертва, Богу угодная,
Иисус, Жертва умилостивления и хвалы,
Иисус, Жертва мира и примирения,
Иисус, Жертва, в Которой мы имеем дерзновение и надежный доступ к Богу,
Иисус, Жертва, во веки живущая,

Будь милостив, прости нас, Иисус.
Будь милостив, услышь нас, Иисус.

От неосмысленного вступления на путь священства избавь нас, Иисус.
От греха святотатства
От духа невоздержанности
От корыстных стремлений
От любой формы симонии
От злоупотребления церковным имуществом
От любви к миру и его тщете
От недостойного совершения Таинства Евхаристии
Ради предвечного священства Твоего
Ради святого помазания, которым Бог Отец соделал Тебя Первосвященником,
Ради священнического духа Твоего
Ради служения Твоего, которым Ты прославил Отца Твоего на земле,
Ради кровавой жертвы Твоей, которую Ты принёс на кресте один раз и за всех,
Ради той самой жертвы, ежедневно на алтаре возобновляемой,
Ради Божественной власти, которую Ты невидимо осуществляешь через Твоих священников,

Дабы Ты благоволил сохранить весь священнический чин в святости, Тебя молим, услышь нас.
Дабы Ты благоволил послать Своему народу пастырей по Сердцу Твоему,
Дабы Ты исполнил их духа Твоего священства,
Дабы уста священников провозглашали истину,
Дабы Ты послал верных делателей на жатву Свою,
Дабы умножил Ты число верных служителей Таинств Твоих,
Дабы Ты даровал им стойкость в исполнении Твоей воли,
Дабы Ты даровал им быть смиренными и мудрыми в служении и постоянными в молитве,
Дабы через них Ты распространил повсюду почитание Пресвятых Даров,
Дабы Ты благоволил принять в славу Твою усопших верных слуг Твоих,

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.

Иисус, Священник наш, внемли нам.
Иисус, Священник наш, услышь нас.

Помолимся. Боже, освящающий и хранящий Церковь Свою, воздвигни в ней Духом Твоим достойных и верных служителей Святых Таинств, дабы своим служением и примером жизни, с Твоей помощью, они направляли христианский народ на путь спасения. Аминь.
Боже, Ты повелел молящимся и постящимся ученикам отделить Тебе Павла и Варнаву на дело, к которому Ты призвал их. Ты знаешь сердца всех, пребудь же ныне с молящейся Церковью Твоей и укажи тех, кого Ты избрал для служения Твоего. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *