Праздник федерации во франции 1790
День взятия Бастилии
13 июля 1789 повстанцами был разграблен Арсенал, Дом Инвалидов и городская мэрия, а на следующий день вооруженная толпа подошла к Бастилии. На момент штурма в крепости находилось семь заключенных, ее взятие стало отправной точкой начала Великой французской революции.
Гарнизон крепости состоял из 82 ветеранов (фр. Invalides) и 32 швейцарцев. После отказа коменданта Бастилии маркиза де Лонэ добровольно сдать крепость, повстанцы в полдень начали штурм. С легкостью проникнув в первый внешний двор и разрубив топорами цепи, которые держали мост, они вошли во второй двор, где находились квартиры коменданта и гарнизона. Началась ожесточенная стрельба.
Празднование и официальные церемонии проводятся по всей территории Франции. Официальная программа празднования предусматривает серию балов: балы пожарных, Большой Бал, который происходит 13 июля в саду Тюильри.
Старейший и крупнейший парад Европы проводится утром 14 июля на Елисейских полях в Париже в присутствии Президента республики, чиновников и зарубежных гостей. Парад начинается в 10 часов утра с площади Этуаль и движется в сторону Лувра. Парад открывают кадеты, за ними идут другие подразделения пехоты и моторизованные единицы в сопровождении авиации. На парад традиционно приглашают подразделения из стран-союзниц Франции. На площади Согласия, напротив Триумфальной арки воздвигнуты специальные места для зрителей. В большинстве крупных городов Франции проходят парады и военные церемонии. В Лионе, парад традиционно проводится 13 июля.
Финалом праздника становится большой фейерверк у Эйфелевой башни на Марсовом поле. Пиротехническое представление начинается обычно в 10 часов вечера. В этот день над многими городами Франции переливаются салюты и фейерверки.
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
XXIII ПРАЗДНИК ФЕДЕРАЦИИ
С переселением короля и Собрания из Версаля в Париж заканчивается первый, так сказать героический, период Великой революции. Открытие Генеральных штатов, королевское заседание 23 июня, клятва в Jeu de Paume, взятие Бастилии, восстание городов и деревень в июле и августе, ночь 4 августа, наконец, поход женщин на Версаль и их триумфальное возвращение с пленником–королем — таковы главные моменты этого периода.
С переездом в Париж Собрания и короля — «законодательной и исполнительной власти», как тогда говорили, начинается период глухой борьбы, с одной стороны, между умирающей королевской властью, а с другой стороны, новой конституционной силой, которая медленно создается законодательными трудами Собрания и созидательной работой на местах, в каждом городе, в каждой деревне.
В лице Национального собрания Франция обладала теперь конституционной властью, и король вынужден был ее признать. Но, признав ее официально, он продолжал видеть в ней не что иное, как узурпацию, как посягательство на его королевские права. Уменьшения своих прав он не хотел признать. Он изыскивал поэтому всевозможные мелочные способы унизить Собрание и оспаривал у него всякую частицу власти. Надежда рано или поздно подчинить себе эту новую силу не оставляла его до последней минуты, и он упрекал себя в том, что позволил ей вырасти рядом со своей королевской властью.
В этой борьбе король не пренебрегал никакими средствами. Он знал по опыту, что окружающих его людей можно подкупить, одних—за недорогую цену, других—при условии дать надлежащую плату; и вот он старался прежде всего найти денег, как можно больше денег путем личных займов в Лондоне для подкупа вожаков партий в Собрании и вне его. По отношению к одному из наиболее видных, Мирабо, подкуп вполне удался: за крупную сумму Мирабо стал советником двора и защитником короля, и последние дни своей жизни он провел в безумной роскоши. Но королевская власть находила поддержку не только в Собрании, а в особенности вне его. Поддержать ее готовы были все те, у кого революция отняла их привилегии, их громадное жалованье, их колоссальные богатства. На ее стороне стояла большая часть духовенства, которое чувствовало, что его влияние падает; дворяне, терявшие вместе с феодальными правами свое привилегированное общественное положение; буржуа, опасавшиеся за капиталы, вложенные ими в промышленные и торговые предприятия и государственные займы, и, наконец, те самые буржуа, кто обогащался во время революции благодаря ей и торопился насладиться награбленными состояниями.
Таких, которые видели в революции врага, было много. Здесь были все те, кто некогда жил в кругу высшего духовенства, дворянства и высшей привилегированной буржуазии, т. е. больше половины той деятельной и мыслящей части нации, которая творит ее историческую жизнь. И если в Париже, Страсбурге, Руане и многих других больших и малых городах народ являлся горячим защитником революции, то сколько было таких городов, как, например, Лион, где вековое влияние духовенства и экономическая зависимость рабочего населения были так сильны, что сам народ вместе с духовенством оказывался тоже противником революции! Сколько таких городов, как крупные порты Нант, Бордо, Сен–Мало, где богатые торговцы, колониальные эксплуататоры, банкиры и все зависящее от них население заранее готовы были стать на сторону реакции!
Даже среди крестьян, для которых было бы выгодно стоять за революцию, сколько было крестьян побогаче («кулаков» и мелких буржуа), которые боялись ее; не говоря уже о том, что в некоторых местах революционеры сами своими ошибками отталкивали от себя население. Слишком большие теоретики, слишком большие любители «стройности» и «единообразия», слишком горожане, они оказывались неспособными понять все разнообразие форм земельной собственности, вытекающих из обычного права. С другой стороны, они были слишком пропитаны вольтерьянским духом, чтобы отнестись с терпимостью к верованиям масс, обреченных на нищету; а главное, они были слишком «политики», чтобы понять, как важен для крестьянина земельный вопрос. Сами революционеры поэтому вооружили против себя крестьян в Вандее, в Бретани, на юго–востоке.
Контрреволюция сумела воспользоваться всеми этими силами. Такие дни, как 14 июля или 6 октября, перемещали центр власти в правительстве; но собственно революция должна была произойти во всех 36 тыс. общинах Франции, в самом духе и образе действий обывателей, а на это требовалось время. Этим временем и воспользовались контрреволюционеры, чтобы склонить на свою сторону всех недовольных из зажиточных классов, имя которым в провинции было легион. Дело в том, что если радикальная буржуазия дала революции поразительное количество выдающихся умов, развивавшихся постепенно во время самой революции, то у провинциального дворянства, у торгового класса и у духовенства тоже не было недостатка в сметливости и знакомстве с «делами», и все они, вместе взятые, придавали королевской власти громадную силу для сопротивления.
Эта глухая борьба заговоров и контрзаговоров, частичных восстаний в провинциях и парламентских столкновений в Учредительном, а позднее в Законодательном собрании продолжалась почти три года: от октября 1789 до июня 1792 г., когда революции был дан новый толчок. Вот почему эти три года так бедны событиями, имеющими историческое значение. Все, что следует отметить за этот промежуток времени, — это усиление крестьянских движений в январе и феврале 1790 г., праздник Федерации 14 июля 1790 г., избиение народа в Нанси (31 августа 1790 г.), бегство короля 20 июня 1791 г. и избиение парижского народа на Марсовом поле (17 июля 1791 г.).
О крестьянских восстаниях речь будет в одной из следующих глав. Теперь же скажем несколько слов о празднике Федерации. Он воплощает в себе весь первый период революции. Общее вдохновение и дух общего согласия, проявившиеся в этом празднике, показали, чем могла бы быть революция, если бы привилегированные классы и королевская власть поняли неизбежность совершавшихся изменений и уступили добровольно тому, чему помешать они уже были не в силах.
Тэн старался унизить празднества революции, и действительно, в 1793 и 1794 гг. они часто носили слишком театральный характер. Они устраивались для народа, а не самим народом. Но праздник 14 июля 1790 г. был одним из прекраснейших праздников в истории.
До 1789 г. Франция не представляла собой ничего цельного. Это была историческая группа, связанная общей властью, но ее различные части, ее провинции мало знали и не любили друг друга. Только после событий 1789 г., после ударов, нанесенных остаткам феодализма, после прекрасных минут, пережитых сообща представителями разных частей Франции, между провинциями зародилось чувство единения, взаимности. Вся Европа приходила в восторг от слов и дел революции; как же могли противиться объединению в общем движении к лучшему будущему те области, которые сами участвовали в нем? Символом этого объединения и явился праздник Федерации.
Присяга «конституции, предписанной Национальным собранием и принятой королем», принесенная несколькими тысячами присутствовавших, и присяга, принесенная королем и добровольно подтвержденная королевой за своего сына, — все это не имело большого значения. Всякий, присягая, делал про себя какую–нибудь «умственную оговорку», ставил мысленно некоторые условия. Король присягнул в таких выражениях: «Я, король французов, клянусь употребить власть, предоставленную мне актом государственной конституции, на то, чтобы сохранить конституцию, декретированную Собранием и принятую мной». А это уже означало, что он бы не прочь уважать конституцию, но что она будет нарушена и он не в силах будет этому помешать. В действительности же в то самое время, когда король приносил свою присягу, он думал только о том, как бы выехать из Парижа под предлогом смотров войскам и выступить, как Карл I в Англии, против Собрания. Он соображал, как подкупить влиятельных членов Собрания и рассчитывал на помощь из–за границы, чтобы остановить революцию, которую сам же вызвал своим сопротивлением необходимым преобразованиям и своей лживостью в отношениях к Национальному собранию.
Клятвы имели мало значения. Но что нужно отметить в этом празднестве, кроме провозглашения существования новой нации, воодушевленной общим идеалом, — это поразительное добродушие революции. Через год после взятия Бастилии, когда Марат с полным правом писал: «Откуда эта неудержимая радость? С какой стати это глупое ликование? Революция до сих пор была для народа тяжелым сном»; в эту минуту, когда еще ничего не было сделано для удовлетворения нужд трудящегося народа и уже делалось все (как мы сейчас увидим) для того, чтобы помешать действительному уничтожению феодальных злоупотреблений; когда народу повсюду приходилось расплачиваться жизнью и страшной нищетой за успехи политической революции, несмотря на все это, народ восторженно приветствовал провозглашавшийся на этом празднестве новый, демократический строй. Подобно тому как 58 лет спустя, в 1848 г., народ отдавал в распоряжение республики «три месяца нищеты», так и теперь он готов был перенести все, лишь бы конституция обещала ему некоторое облегчение, лишь бы она хоть сколько–нибудь постаралась об этом.
Если три года спустя этот самый народ, при всей его готовности довольствоваться малым и ждать, ожесточился и стал истреблять врагов революции, то он дошел до этого, чтобы спасти хотя частицу революции, и дошел только тогда, когда увидел, что революция погибает, не произведя еще никаких существенных для народа экономических перемен.
В июле 1790 г. ничто еще не предвещало такого мрачного и озлобленного настроения. «Революция была до сих пор для народа лишь тяжелым сном. Она не сдержала своих обещаний. Не беда! Она все–таки идет вперед — и этого достаточно!» И народ ликовал повсюду.
Но реакция уже стояла наготове во всеоружии, и через месяц или два она вполне проявила свои силы. К следующей годовщине 14 июля, к 17 июля 1791 г., она была уже настолько сильна, что на том же Марсовом поле велела расстреливать народ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
16.1. Государственное строительство Российской Федерации
16.1. Государственное строительство Российской Федерации Провозглашением суверенитета было положено начало длительному процессу формирования государственных структур Российской Федерации. В 1990 г. решением II (Внеочередного) Съезда народных депутатов России был
Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения
Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения Главными мусульманскими праздниками являются1) ИД АЛЬ-ФИТР или Ид ас-сагир (Эйде-фетр – перс, Ураза-байрам, Кучук-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ;2) ИД АЛЬ-АДХА (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир – перс, Курбан-байрам –
КОНТРРАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРРАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Для постсоветской контрразведки также характерна регулярная сменяемость руководства. Первый начальник управления контрразведки — заместитель министра МБ РФ генерал-майор В.А. Клишин был смещен с должности летом 1992 года по обвинению
Грамота о федерации
Глава V. В поисках федерации
Глава V. В поисках федерации Парижская мирная конференция, созванная ради перекройки границ в Европе и на Ближнем Востоке, ради перемен владельцев колоний в Африке и на Тихом океане, работала ровно двенадцать месяцев. Завершилась 21 января 1920 года. К тому времени
Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов
Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов Праздник Дуаньу называют еще и Днем поэта.В 5-й день 5-го месяца лунного календаря (приблизительно день летнего солнцестояния) отмечается очень красочный древний праздник. В этот день принято есть пирамидки из риса,
Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв
Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с маньчжурскими протомонголами, в тесном контакте с ними
XXIII. ЛОШАДИНЫЙ ПРАЗДНИК
XXIII. ЛОШАДИНЫЙ ПРАЗДНИК На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью
Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации Раздел первыйГлава 1. Основы конституционного строяСтатья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.Статья 31. Носителем
Указы Президента Российской Федерации
Указы Президента Российской Федерации Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» I. Общие положения1. Настоящее Типовое положение определяет основные полномочия и
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел
8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии
8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии В книге «Царь Славян» мы показали, что существенная часть летописной «биографии» знаменитого Юлия Цезаря состоит из сведений об императоре
Субъекты федерации
Субъекты федерации Говоря о субъектах федерации, мы не должны себя обманывать: нынешняя структура России уйдет в прошлое вместе с нынешним режимом и действующей Конституцией, а если она сохранится, то рано или поздно станет причиной серьезных кризисов
14 июля: праздник с двойным смыслом
В это воскресенье, как и каждый год 14 июля, французы отмечают День взятия Бастилии. А так ли оно на самом деле?
Мало кто помнит, что главный национальный праздник Французской Республики был изначально учрежден не в честь взятия Бастилии, а в память о совсем другом событии, случившемся в тот же день годом позже.
Зигзаги истории
Целых 80 лет после антимонархической революции Францией, с небольшим перерывом в 1848-1852 годах, продолжали править императоры и короли: Наполеон, возвращенные его победителями на трон Бурбоны, Луи-Филипп Орлеанский, племянник Бонапарта Наполеон III.
Лишь в 1870 году, после поражения в войне с Пруссией, в стране утвердилась демократия. Но и в первом парламенте Третьей Республики численно преобладали монархисты.
Примерно через 10 лет, когда республиканцы более или менее прочно утвердились у власти, а их оппоненты смирились с реальностью, оставив для себя монархическую идею в качестве умозрительного идеала и приятного воспоминания, пришло время закрепить новый порядок в умах и традиции. В том числе, путем создания главного праздника.
Левые непременно хотели отмечать день штурма Бастилии. Правые указывали, что в ходе его погибли люди, в тот же день был убит губернатор Парижа, которому затем отпилили голову перочинным ножом.
Выручили историки, подсказавшие, что 14 июля не всегда царил дух насилия и классовой ненависти. В 1790 году в этот день состоялось грандиозное мирное торжество: «Праздник Федерации» (La Fete de la Federation).
История национального праздника Франции, день взятия Бастилии
Франция » события
В 1880 году Третья Республика подарила Франции национальный праздник 14 Июля в память о взятии крепости Бастилия, которое произошло 14 июля 1789 года.
Чем он важен для французов
С одной стороны, этот праздник напоминает французам о национальном символе – Бастилии, а с другой − о празднике Федерации, который состоялся 14 июля 1790 года – синониме национального примирения. Очень быстро национальный праздник стал народным.
История возникновения
21 мая 1880 года депутат города Парижа Бенжамин Распай предлагает законопроект о новом ежегодном национальном празднике 14 Июля. 8 июня законопроект принимается Палатой депутатов, и уже 6 июля он вступает в силу.
В это же время Министр Внутренних дел Франции назначает комиссию для подготовки программы мероприятий этого первого праздника, который, ко всему прочему, объявляется нерабочим днем.
По всей Франции за счет муниципального бюджета проводятся различные мероприятия: официальные церемонии в учебных заведениях, открытие статуй – символов Республики, раздача еды неимущим, украшение улиц флагами, смотры войск…
Предполагалось, что активное участие в празднике армии привлечет к нему и тех французов, которые были разочарованы потерей Эльзаса и Лотарингии после поражения в битве при Седане, приведшего к победе Пруссии над Францией в 1870 году и подписанию Франкфуртского соглашения 10 мая 1871 года.
Видео о параде 2019 года (продолжительность 2 часа 30 мин.)
Из-за своего светского характера праздник плохо принимается в городах, в большинстве своем настроенных консервативно. Монархисты и католики считают Революцию 1789 года драмой, а вовсе не героической эпопеей, не символом свободы и гражданской эмансипации.
Триумфальные шествия по улицам столицы в день капитуляции крепости Бастилия – символа неограниченной королевской власти, в их глазах это только сборище бунтовщиков. Такое отношение к празднику оставалось недолгим: частое упоминание праздника Федерации, состоявшегося 14 июля 1790 года, а также смотры войск, придали ему характер праздника отечества, а непризнание его стало считаться недостойным.
Уже в мае 1878 года один из сторонников республиканца Гамбетта на митинге, объединившем более четырех тысяч человек, заявил следующее: “ Французский народ получил свободу в день 14 июля 1789 года, но великим днем для наших отцов считается 14 июля 1790 года на Марсовом поле. Тогда и была создана французская нация.”
14 июля 1790 года праздник Федерации становится апофеозом движения примирения. На Марсовом поле в Париже строится большой амфитеатр, с возвышающимся на нем алтарем отечества, где должны собраться четырнадцать тысяч федератов из провинции, представляющих французскую нацию, а также триста тысяч жителей.
После мессы, отслуженной на алтаре отечества, Ла Файет, герой войны за независимость Соединенных Штатов Америки, от имени федератов клянется объединить французов не только между собой, но и с королем, для защиты свободы, конституции и закона. Затем король, в свою очередь, клянется соблюдать конституцию, принятую Ассамблеей. Одновременно этот договор поддерживается всеми жителями провинций, собранными по инициативе муниципалитетов. Таким образом, у граждан, объединенных порывом патриотизма, появляется праздник. Единство нации становится не концептом, а реальностью, хотя и ослабленной кровавыми актами, первым из которых стала казнь Людовика XVI в 1793 году.
Праздник 14 июля 1880 года призван поднять патриотизм в стране. По этому случаю было решено вернуть вновь созданным полкам их знамена, которых они лишились в 1870 году на фронтах Пруссии. Главная цель праздника – сплотить нацию и вернуть Франции ее военную мощь, основываясь на народной памяти.
Этот праздник впервые вводит символ Республики – Марианну. Бюсты Марианны открываются в общественных местах, а у граждан появляется возможность купить в киосках ее литографии. Марианну изображают во фригийском колпаке – символе свободы, задрапированную в трехцветный флаг – символ торжествующей нации.
К подъему патриотизма добавляется народное опьянение от общих гуляний по освещенным улицам с балами, ярмарками и фейерверками. Горожане и жители деревень с одинаковым увлечением участвуют в этих развлечениях. Даже после кровопролитной войны 1914 – 1918 годов праздник 14 июля 1919 года, проходивший в Париже и сопровождавшийся парадом Победы, заканчивается многочисленными развлекательными мероприятиями.
Как он отмечается сейчас
Праздник Республики, с одной стороны, и увеселительный праздник, с другой, – вот как можно описать французский национальный праздник. Парад войск, на котором присутствует глава государства, транслируется в прямом эфире и притягивает телезрителей всех возрастов. Накануне праздника повсюду устанавливаются деревянные эстрады, а в сам день 14 июля оркестры играют на балах для тех, кто любит не только официальные праздники, но и развлечения.
Какое 14 июля без фейерверка!
Фейерверки завораживают. Историки утверждают, что первый пиротехнический спектакль в полном смысле этого слова состоялся в Париже 5 апреля 1612 г. на Королевской площади (сейчас Вогезской) в квартале Марэ. По случаю свадьбы короля Людовика XIII и Анны Австрийской был разыгран спектакль, изображающий сражение с участием бомбард и мушкетов, заряженных холостыми патронами.
Популярность пиротехнических увеселений в европейских столицах росла день ото дня. Ни одно королевское бракосочетание, рождение наследника престола, военная победа, подписание мирного договора не обходилось без фейерверков, которые становились все грандиознее. Особенно ярко это проявилось в период правления Людовика XIV. Король-Солнце утверждал: “народ любит зрелища” и превратил пиротехническое чудо в инструмент внутренней политики. “Это дает нам власть над умами и сердцами”.
Но настоящий расцвет “пиротехнического искусства” в Европе пришелся на XVIII в.: в 1739 г. в Болонью приехали пять братьев, а вместе с ними “удивительные изобретения братьев Руджери (Ruggieri)”. Это семейство взяло в свои руки подготовку и проведение всех огненных представлений.
Братья лучше кого бы то ни было преуспели в искусстве, о котором один автор того времени отозвался как об искусстве, “радующем глаз, не раня его, и услаждающем уши, не оглушая”. Бесстрашные изобретатели, химики, артисты, а, кроме того, искусные придворные, члены клана Руджери вскоре возглавили предприятие, работая на благо широкой публики. В сегодняшних традициях празднования 14 июля с его карнавалом цветов и форм многое напоминает об изобретениях гениальных братьев.
С тех пор 14 июля, Национальный праздник и выходной день, остается символом общих воспоминаний и надежд, истории, ставшей мифом и вышедшей за пределы рационального познания. Это день, когда, погрузившись в радостную атмосферу летнего вечера, освещенного отблесками фейерверков, все могут почувствовать свою общность, выражением которой стал девиз Французской республики: “свобода, равенство, братство”.
Июль 2008 (обновлено в январе 2020)
Автор: Michel Desforges / Мишель Дефорж
Direction de la communication et de l`information
sous direction de la communication