Праздник чыл пажи когда проходит
Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия.
Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Именно с этого дня начинается у шорцев, как и у многих тюркских народов (Навруз, Наурыс, Йыл-Баши). «Начало года повернулось, голова змеи загнулась» — записано этнографом Н. П. Дыренковой во время поездок в Горно-Шорский район в 1925—1932 гг.
На празднике можно принять участие в шаманких обрядах. Перед зрителями выступают мастера горлового пения, проводятся соревнования по национальным видам спорта.
Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания.
Предки шорцев верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые проникают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы. Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Богов. «Дважды счастлив будет!», — так в старину говорили о тех, кто встречал первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия.
Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведением очищения всего жизненного пространства. Как отмечают информанты: «В данном ритуале важно все, место расположения костра, форма укладки дров, его расположение, а также место нахождение и порядок движения участников обряда».
По древним традициям, самый великий кам (шаман), который понимал язык природы, птиц, зверей и домашних животных, умел общаться с Богами, Духами гор, рек, лесов, степей и болот проводил кропление и совершал новогодний обряд, вместе с помощниками заранее готовил, потом разводил три ритуальных костра. Костры должны быть расположены в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) для очищения, выкладывается в виде колодца на Западе. Большой (светлый) благословенный служит для общения с духами, выкладывается на Востоке, и еще один костер служил для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.
Обряд очищения, как правило, проводился до захода солнца. Считалось, что заходящее солнце уходящего года забирало все плохое, невзгоды и несчастья, уносило с собой в нижний мир.
Накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовились «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья).
По словам старейшин, ленты должны быть шириной в два пальца и длинною «в два локтя» и что чалама лучше всего готовить самому. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои грехи, болезни, беды, памятные обиды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные чалама сжигались в черном костре, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств, в самом себе. После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производилось «закрытие» этого костра, трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира, иногда эту миссию выполнял кам.
Всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, невзгоды, болезни, обиды, все плохое. По словам хранителей традиций «тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни», об этом хорошо знали в старину. Примирению людей способствовали самые авторитетные люди — камы, кайчи (сказители), старейшины, паштыки (главы) родов и семей. Благодаря общим стараниям, ненависть уступала место миру и согласию.
Следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в каждой шорской семье.
Обращались с просьбой укрепить Дух рода, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. Причем, каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему сёоку, (роду), тёолю (семье), и, только в последнюю очередь самому себе.
После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.
После долгого перерыва Чыл-Пажи, вновь проведен новокузнецкими шорцами 24 марта 2002года. С тех пор он стал проводиться ежегодно не только в Новокузнецке, но и в других местах компактного проживания шорцев. Ритуальный обряд, посвященный этому празднику проводится у подножия священной горы Мустаг (Шерегеш). Шорский род «Таяш» стал инициатором проведения новогоднего праздника «Чыл-Пажи» в отдаленном шорском поселке Кичи. В 2010году проведен V межрегиональный праздник «Чыл-Пажи» с участием шорских и телеутских творческих коллективов, старейшин, а также артистов из республик Алтай, Хакасии, Тыва и г. Томска.
Праздник Чыл-Пажи — Новый год по шорски
В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, по Южно-Саянскому календарю традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи.
Этот ритуально-обрядовый праздник, открывающий новый жизненный цикл, как и многие другие шорские праздники на территории Кемеровской области был полностью утрачен после политических репрессий 1939 года, когда появился запрет на преподавание родного языка, на проведение национальных праздников и обрядов. Особенно жесткие меры применялись к духовным лидерам — камам. К началу 90-х годов в Шории не осталось ни одного практикующего кама. Известно, что в прошлом столетии кузнецкими шорцами этот праздник проводился последний раз в 1925 году на слиянии реки Томи и Кондомы (г. Новокузнецк). Также известно, что этот обряд еще в 50-х годах проводился в Таштагольском районе (поселок Ак Тыг Ал).
«Ради жизни, чтоб не прекращалась.
Жилища ради, чтоб не разрушалось.
Головы склоняя, совершаем поклонение.
Обычай, начатый в древности,
Да достигнет до великих творцов!
Старый год свой виток завершил,
Новый год о себе возвестил!».
Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания.
Наши предки верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые прони-кают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы. Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Богов. «Дважды счастлив будет!», — так в старину говорили о тех, кто встречал первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия.
Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведением очищения всего жизненного пространства. Как отмечают информанты: «В данном ритуале важно все, место расположения костра, форма укладки дров, его расположение, а также место нахождение и порядок движения участников обряда».
По древним традициям, самый великий кам (шаман), который понимал язык природы, птиц, зверей и домашних животных, умел общаться с Богами, Духами гор, рек, лесов, степей и болот проводил кропление и совершал новогодний обряд, вместе с помощниками заранее готовил, потом разводил три ритуальных костра. Костры должны быть расположены в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) для очищения, выкладывается в виде колодца на Западе. Большой (светлый) благословенный служит для общения с духами, выкладывается на Востоке, и еще один костер служил для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.
Обряд очищения, как правило, проводился до захода солнца. Считалось, что заходящее солнце уходящего года забирало все плохое, невзгоды и несчастья, уносило с собой в нижний мир.
Накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовились «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья).
По словам старейшин, ленты должны быть шириной в два пальца и длинною «в два локтя» и что чалама лучше всего готовить самому. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои грехи, болезни, беды, памятные обиды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные чалама сжигались в черном костре, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств, в самом себе. После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производилось «закрытие» этого костра, трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира, иногда эту миссию выполнял кам.
Всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, невзгоды, болезни, обиды, все плохое. По словам хранителей традиций «тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни», об этом хорошо знали в старину. Примирению людей способствовали самые авторитетные люди — камы, кайчи (сказители), старейшины, паштыки (главы) родов и семей. Благодаря общим стараниям, ненависть уступала место миру и согласию.
Следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в каждой шорской семье.
Обращались с просьбой укрепить Дух рода, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. Причем, каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему сёоку, (роду), тёолю (семье), и, только в последнюю очередь самому себе.
После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.
После долгого перерыва Чыл-Пажи, вновь проведен Новокузнецкими шорцами 24 марта 2002года. С тех пор он стал проводиться ежегодно не только в Новокузнецке, но и в других местах компактного проживания шорцев. Ритуальный обряд, посвященный этому празднику проводится у подножия священной горы Мустаг (Шерегеш). Шорский род «Таяш» стал инициатором проведения новогоднего праздника «Чыл-Пажи» в отдаленном шорском поселке Кичи.
Начиная с 2006 года по нашей инициативе, с целью популяризации шорcкой культуры праздник «Чыл-Пажи», проводится совместно с партнерами ГУ «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», который расположен в Яшкинском районе в 55км от областного центра. В 2010году проведен V межрегиональный праздник «Чыл-Пажи» с участием шорских и телеутских творческих коллективов, старейшин, а также артистов из республик Алтай, Хакасии, Тыва и г. Томска.
Праздник чыл пажи когда проходит
Тархын/История запись закреплена
«Начало года повернулось, голова змеи загнулась» так было записано этнографом Н.П. Дыренковой во время поездок в Горно Шорский район в 1925-1932гг
Описание праздника «Чыл-Пажи»
В этот период строго запрещены ссоры, как в семье, так и в обществе, наоборот, старались делать своим близким что-нибудь приятное, нельзя было употреблять алкогольные напитки.
Так же, как и у хакасов считалось, что с ними могли войти в человека темные силы. К празднику все шорцы должны были освободиться от всех низменных чувств, очистить свою душу для вхождения всего нового, чистого.
Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания.
Наши предки верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые проникают в
жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы.
Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведением очищения всего жизненного пространства.
Как отмечают информанты: «В данном ритуале важно все, место расположения костров, форма укладки дров, его расположение, а
также место нахождение и порядок движения участников обряда вокруг костров».
По древним традициям, самый великий Кам, который понимал язык природы, птиц, зверей и домашних животных, умел общаться с Богами, Духами гор, рек, лесов, степей и болот проводил кропление и совершал новогодний обряд, вместе с помощниками заранее готовил, а потом разводил три ритуальных костра. Костры должны быть расположены в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) для очищения, выложен в виде колодца на Западе. Большой (светлый) благословенный служит для общения с духами, выкладывался на Востоке и еще один костер служил для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.
Обряд очищения проводился до захода солнца. Считалось, что заходящее солнце уходящего года забирало все плохое, невзгоды и несчастья, уносило с собой в нижний мир. Участники обряда выстраивались в круг, чтобы задобрить духов кам произносил свои заклинания:
. Старый год ушел, Новый год вошел.
Если подниму руку — моление будет,
Если открою подмышку — брызганье будет!
Жажда ваша пусть утолится!
Желание пить пусть пройдёт!
Текущая вода зашумела,
Вершины хвойных деревьев смягчились.
Чистое кропление мы совершаем;
Голову года мы поднимаем.
По словам старейшин:
«Ленты должны быть шириной в два пальца и длинною «в два локтя» и что чалама лучше всего заготовить себе самому. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои грехи, болезни, беды, памятные обиды, которые накопились в течении года, и от которых он хотел избавиться. Эти черные чалама сжигались в черном костре очищения, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств, в самом себе. После сожжения черных чалам в костре, производилось закрытие этого костра, трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира, иногда эту миссию выполнял ком».
Всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, невзгоды, болезни, обиды, все плохое. По словам хранителей традиций «тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни», об этом хорошо знали в старину.
Следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на березу. У шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. Обращались шорцы с просьбой укрепить Дух рода, семьи, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. Причем, каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему сёоку, (роду), тёолю (семье), и, только в последнюю очередь самому себе.
После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе «Куреш», поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались
свадебные соглашения между родителями.
Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.
В Новокузнецке народными гуляньями и состязаниями встретили шорский Новый год — видео
Шаманы задобрили духов специальными ритуалами.
В Новокузнецке отпраздновали шорский Новый год. Видео © LIFE
Сегодня в Новокузнецке (Кемеровская область), в Кузнецкой крепости, состоялось празднование шорского Нового года — Чыл пажи. По этому поводу в городе прошли народные гулянья. Лайф побывал на месте событий.
В старину у шорцев началом нового года считалась весна, а именно день весеннего равноденствия, в который по южно-саянскому календарю традиционно проводился шорский Новый год, или Чыл пажи.
ВЦИОМ: Держать Великий пост в этом году собирается каждый восьмой россиянин
«Сегодня у нас Чыл пажи, что с шорского языка переводится как «голова года». Сегодня все тюркские народы справляют начало весны, начало нового года. В этот день проводится традиционное повязывание ленточек чалама. Три цвета — голубой, белый и красный, — каждый из них несёт своё значение. Белый — это исполнение желаний, голубой — здоровье и чистые помыслы, а красный — цвет огня и жизненной энергии. Есть ещё и чёрный цвет, символизирующий всё плохое в уходящем году. Его мы сжигаем в кострах и таким образом отпускаем все неудачи и беды», — рассказала методист центра шорской культуры «Аба-тура» Светлана Ачолова.
Сегодня в Кузнецкой крепости местные шаманы провели ритуальные обряды для задабривания духов, связанные с проводами уходящего года и встречей солнца.
На празднике горожане послушали горловое пение, живое звучание алтайских и шорских музыкальных инструментов, а также попробовали шорскую национальную кухню. Концертную программу представили артисты из Республики Алтай и Горной Шории. Кроме того, по случаю празднеств прошли массовые народные гулянья, игры и состязания.
«Я ждала этого дня, готовилась. Пришла сюда со своими племянниками. Они плохо знают свой язык, поэтому мы им всё переводим, рассказываем о нашей культуре и обычаях. Столько позитива, энергии сегодня здесь. И ленточку привязали, и духов покормили, и в обряде поучаствовали. Я очень довольна и счастлива», — поделилась с Лайфом зрительница фестиваля «Чыл пажи».
Хакасский праздник «Чыл пазы» (Голова года)
Ирина Тодозакова
Хакасский праздник «Чыл пазы» (Голова года)
Цель: Приобщение детей к культуре и традициям хакасского и русского народа.
1) расширять и закреплять знания о традиционной обрядовой культуре хакасов.
1) воспитывать интерес детей к хакасской музыке;
2)воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку,
гармонию человеческих отношений;
3) воспитание детей в традициях предков.
2) развивать словесно-логическую память, произвольное внимание, любознательность;
3) развивать правильную конструктивную речь; активизировать познавательную деятельность;
4) формировать навыки овладения артистичностью (роль артиста-чтеца, певца, рассказчика).
Оформления зала и спортивной площадки:
Зал и площадка празднично оформлены в хакасском стиле.
Оснащение и оборудование: Фонограмма с хакасскими песнями и музыкой,
Шпагат или тонкая веревка, на которую привязывают дети свои разноцветные
привязывает украшенную верёвку детьми, на берёзу.
Костюмы для хакасской сказки: «Любопытный зайчонок».
Фонограммы с хакасскими песнями и музыкой звучат в течение всего дня.
Действующие лица: Дети старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)
Перед началом праздника звучит хакасская музыка.
Под звуки чатхана (играет родитель) входит в зал ведущая и дети, все участники праздника в хакасских национальных костюмах проходят по залу и садятся на стулья по обе стороны зала.
Ведущий: Дорогие гости! Дорогие ребята!
Мы сегодня собрались, чтобы встретить хакасский Новый год.
Как называется этот праздник?
Дети: Отвечают хором «Чыл пазы».
Ведущий: Главным праздником по хакасскому календарю является Чыл Пазы – встреча Нового года, который отмечают 22 марта. Это день весеннего равноденствия, когда день равен ночи, когда пробуждается вся живая природа после зимних холодов.
Ведущий: Празднование Чыл Пазы начинали с прилётом птиц, с первой капелью, журчанием ручья и с яркими лучами солнца. Именно весной встречают люди возвращающееся тепло, доброту, любовь, жизнь земли, неба, солнца.
Вы слышите хакасскую мелодию (звучит музыка) это идёт она.
(говорит слова на хакасском и русском языках).
Здравствуй, Великое Солнце
Дарующее Жизнь всему на Земле,
Здравствуй, Голова Года,
Здравствуй, Новый год,
Принеси народу нашему
Ведущая: Чтоб продолжался род людской,
Чтоб в доме не погас огонь жизни,
Разрешите начать праздник
Начало, которому положили наши предки!
Дети: Разрешаем! Разрешаем! Разрешаем!
Исполняют песню старшая группа «Песня о весне»
Ведущая: Ребята, в какой стране мы живём?
ПОЙ, ХАЙДЖИ (Кирилл Круговых)
Пой,хайджи! Собрался весь народ.
Пусть чатхан твой звонко запоет –
Так, чтоб горы пели и леса,
Чтоб звенели даже небеса.
Пой, хайджи, о тех, кто пал в бою,
Защищая Родину свою;
Пой, хайджи, о солнце, о весне,
Пой о нашей радостной стране,
Пой о нашей Родине, хайджи!
«Моя Хакасия» (Миша Мамышев)
Если ты приедешь в гости к нам,
Ты степной увидишь океан.
Берегами океана встали
Цепи Ала-Тау и Саян.
По земле цветущей только ступишь –
Богиня Тепла: Ребята, а вы знаете, в какой республике Вы живёте?
И как называется ваше село?
Значит Ваша Родина: Россия, республика Хакасия, село Таштып.
Ведущая: хакасский танец: «Журавли»
Богиня Тепла: Ребята, а Вы любите играть?
Давайте поиграем в хакасские игры.
Играют две команды по 5 человек из каждой группы.
Остальные болельщики поддерживают свою команду словами: «Молодец!».
Чья команда больше собьёт косточек – (астрагал) та и победит.
Весна: Здравствуйте, ребята!
Я к вам опять пришла.
Вьюги и метели прочь я прогнала.
Принесла Вам Солнца, Света и Тепла!
Очень с вами встречи этой я ждала!
Ну а вы по мне скучали?
Без меня не замерзали!
Ребенок: Где ты Солнышко, проснись!
Где ты скворушка вернись!
Сыпать снег зима устала.
Кап-кап-кап! Весна настала!
Ребенок: Посмотрите на окно.
Все от солнца жмурятся,
Ведь весна на улице!
Ребенок: Все весною расцветает,
И танцует и играет.
Вот танцует ручеек,
Пляшет первый лепесток,
В танце кружатся капели,
Как же детям устоять,
Тоже надо танцевать!
Ведущая: Подготовительная группа «Про весну»
Богиня Тепла: Ваши дети умеют быстро бегать? А на конях?
Игра «Наездники» («Кони» на палочке).
Ведущая: А сейчас Весна вам загадает Загадки.
1. С шестью ногами, двумя головами (всадник на лошади).
2.Сказала черная овца: «Лежи, как я лежу».
Сказала белая овца: «Иди, как я хожу» Земля и снег).
3. Когда идет Албут, поклоны все кладут (деревья при ветре).
4. Летом по тайге бродит, зимой дома крепко спит (медведь).
Игра «Перетягивание палок»
1. Прижав, уши к спине, летит- стрелу напоминает мне (заяц).
2. Опасен он зайцу и кабану, то правит пир, то воет на луну (волк).
Богиня тепла :А у вас есть силачи да храбрецы?
Ведущая: Да, конечно у нас есть силачи. Проводится состязания «Курес»
Богиня тепла: Все вы молодцы, умеете играть, петь и танцевать, и даже бороться Мне у вас очень хорошо, но пора идти и нести всем добро, тепло, свет, чтобы быстрее пришла Весна.
Игра «Поймай веревку»
Игра «Перетягивание каната»
Ведущая: На этом первая часть праздника закончилась. Всем спасибо. Наш праздник продолжится на улице, где мы с Вами проведём хакасские ритуалы:
3. Почитания священной берёзы.
Все выходят на спортивный участок, встают полукругам в центре площадки горят два костра
Ведущая: Ребята встречайте гостью Алгысчы – хозяйку юрты (учитель хакасского языка) она и проведёт хакасские ритуалы.
Ради жизни на Земле,
Ради счастья на Земле!
Как встречали наши предки.
Ритуал: Благодарения Огня.
Ведущий: В этот день благодарили Богиню Огня, дарующую тепло и пищу. Первый чистый костер Огонь кормили чаем с молоком и мясом.
Алгысчы: окропляя молоком небеса, подходит к огню,кормит огонь мясом и приговаривает:
Все хором повторяют слова Алгысчы:
1. О, Мать наша – Богиня Огня, у тебя 30 зубов красного пламени.
2. О, Дева наша – Богиня Огня, у тебя 40 зубов высокого пламени!
3. Благодарим тебя белым молоком Белой Коровы.
4. Чаем от черной смородины.
5. Дай счастья народу!
6. Ты охраняла нас всю зиму, берегла нас от стужи.
7. Благодарим тебя, наш верный друг, и поклоняемся тебе!
Ведущая: Давайте все вмести подойдем к огню, поклонимся ему за то, что помог сохранить род людской. Дети делают один шаг к огню и кланяются, походу солнца обходят Огонь.
Обряд очищения души.
Переходят все вместе ко второму костру – к костру Очищения души.
Ведущий: Все свои грехи и болезни люди завязывают узлом на черные чалама, а затем бросают во второй костер, который называется Очистительным.
Алгысчы:Завязывает три узелка на черной чалама и бросает в костер: Прошлые, настоящие и будущие болезни, несчастья, грехи.
Приглашаю и вас совершить этот ритуал.
Ведущая и дети завязывают 3 узелка подходят ко второму огню и бросают черные чалама в огонь со словами (хором):
Чтоб мы не дрались
Не ругались, не болели!
Ритуал почитания священной березы.
Ведущий: Скажите, а что бы вы попросили у богов в этот день?
Да, в этот день люди просят у богов любви, удачи, урожая, здоровья, благополучия, хороших отметок.
Все направляются к новому месту события – к березе.
Ведущий: Кто из вас ребята знает, почему именно к березе привязывают чалама?
(Это священное дерево у хакасов.)
Ведущий: Учеными доказано, что только два дерева выделяют положительную энергию для людей – это береза и дуб.
Какого же цвета чалама привязывают на березу?
Что означает каждый цвет?
Ведущая: показывает по порядку чалама,а дети хором отвечают:
Белый – цвет чистоты.
Синий – цвет неба и мира.
Красный – цвет огня и солнца.
Зеленый – цвет леса.
Все участники обходят берёзу 3 раза по ходу солнца, затем привязывают чалама на варёвку, обращаясь к берёзе говорят:
На твою белую грудь – белые чалама!
Синему небу – синие!
Солнцу и Огню – красные!
Травам и листьям – зеленые!
Мужчина в хакасском костюме –
привязывает верёвку с чалама к Священной берёзе.
Ведущий: В праздник Чыл пазы приглашали всех гостей к столу Почитания. В этот день обязательно угощали друг друга гостинцами. Наша хозяйка юрты Алгысчы приглашает всех к себе в гости в её праздничную юрту.
Алысчы: Золотой стол ставим!
Серебряный стол ставим!
Гостям нашим: Небу, Солнцу, Природе
Гостям нашим: соседям и друзьям!
Все садитесь за наш стол,
Угощайтесь мясом, молоком.
Всем тем, что дарит нам Земля!
Все участники праздника угощаются разнообразными конфетами, и блюдами хакасской кухни.
Ведущая: Пусть все сегодня поют,
Пусть все сегодня танцуют!
Пусть все радуются великому приходу весны,
Пусть все приветствуют
Всемогущую Голову Года!
Сценарий развлечения «Хакасский новый год — Чыл Пазы» Цель: Формировать представление детей о весенних обрядах и обычаях Хакасии. Задачи: Показать самобытность хакасской народной культуры на.
Сценарий развлечения «Чыл-Пажи» «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,.
Национальный праздник «Чыл Пазы» и изготовление «Пого» во второй младшей группе Волею судьбы получилось так, что я живу в замечательном, самобытном уголке Сибири под названием Хакасия. Хакасская культура, как и любая.
Осенний праздник для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Дети заходят в зал под народную музыку. Ведущий: В оправе Российской «жемчужина» светит. Кубанью зовётся она на планете. Красива, привольна,.
Праздник для мам во второй разновозрастной группе (2–4 года) на тему «Каждый по-своему маму поздравит» ель: Создание праздничной атмосферы, обстановки для эмоционального общения детей с родителями, побуждение детей к совместной деятельности.
Праздник ко Дню пожилого человека «Нам года — не беда» Цель праздника: Воспитание у детей любви и уважения к бабушкам, дедушкам и ко всем пожилым людям. Музыкальный зал украшен цветами, осенними.
Театрализованный праздник «Волшебница вода» (вторая младшая группа, 3–4 года) МКДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад №1» Театрализованный праздник «Волшебницы воды» Составила: воспитатель первой.
«Вам года не беда, ведь вы молоды всегда!» Праздник в подготовительной группе, посвященный Международному Дню пожилых людей Выходит Ведущая- Здравствуйте, самые дорогие, самые любимые, самые уважаемые люди- бабушки и дедушки. Они молодые, задорные, обаятельные.