Праздничный фейерверк история фейерверка история праздника
Кто и как придумал салют. 7 быстрых фактов
9 мая в Москве и еще 25 городах России прогремел праздничный салют, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Первый документально подтвержденный салют в России состоялся в 1709 году, когда в Москву после победы под Полтавой вошли войска Петра I во главе с императором. Практика поджигания взрывоопасных предметов, которые ярко и весело бабахают, зародилась еще раньше, более тысячи лет назад. Отвратительные мужики рассказывают о том, как из бамбуковой палки салют эволюционировал в событие, которое показывают по крупнейшим телеканалам.
Статуя Ли Тяня в Люянге, Китай
Согласно самой популярной версии происхождения фейерверков, начало древней традиции положил монах Ли Тянь из города Люянг, Китай. Люянг до сих пор является крупнейшим производителем фейерверков в мире, а еще в эпоху Империи Сун (960 — 1279) в честь Ли Тяня был построен храм. Китайцы ежегодно посещают его, чтобы почтить память изобретателя — традицию принято поддерживать 18 апреля.
Позже китайские вояки догадались, что взрывоопасной смесью можно пугать не только бесплотных духов, но и врагов. Порошок засыпали в бумажные трубки, которые затем крепились к стрелам — те, в свою очередь, взорвали немало монгольских задниц.
Спустя еще пару сотен лет китайцы стали использовать фейерверки не только в боевых, но и в навигационных целях. Запущенная в воздух стрела с взрывным багажом освещала дорогу. Таким образом, фактически, была придумана первая сигнальная ракета. А заодно — современная технология салюта, которая предполагает взрывы в небе, а не на земле.
В XIII веке метод изготовления пороха стал активно распространяться по Европе. В средневековой Англии праздничными огоньками заведовали так называемые «зеленые люди» — специально обученные мужчины, которые прикрывали головы листьями из соображений безопасности. Во время празднования они шли впереди процессии, разбрасывая яркие огоньки из специальной емкости, закрепленной на шесте. Это была довольно опасная профессия.
Сам образ «зеленого человека» уходит корнями в историю многих европейских народов и широко представлен в архитектуре и фольклоре
Фейерверки и салюты особенно полюбились европейским правителям, которые взяли за правило украшать бойкой иллюминацией свои замки по особым поводам. Один из первых прецедентов был зафиксирован в 1486 году, когда женился король Англии Генрих VII. В 1685 году придворный пиротехник английского короля Джеймса II устроил настолько впечатляющий салют, что немедленно был посвящен в рыцари.
К концу эпохи Возрождения специалистов по пиротехнике централизованно обучали в специальных школах. Особенно широкое распространение эта наука получила в Италии; именно итальянцы стали первыми для разнообразия добавлять в привычную формулу цветные элементы.
С тех пор принцип не претерпел критических изменений: что 1000 лет назад, что сейчас, основа салюта — трубка с взрывоопасной смесью, с добавлением различных окрашивающих металлов. Тем не менее, формулу до сих пор активно развивают, стараясь сделать ингредиенты безопасными для окружающей среды.
Сейчас в России можно посмотреть салют на 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 7 ноября и в Новый год.
Консультация «История возникновения фейерверка»
жданова светлана владимировна
Консультация «История возникновения фейерверка»
Фейерверк
Возникший с пустой суеты,
Из темных проталинок ночи,
Достиг фейерверк красоты,
Такой, что любуются «очи».
Вонзается сердца восторг
В остывшее небо планеты.
Забыли про праздничный торт –
К окошкам прильнувшие дети.
А взрослые скромно стоят
За спинами милых детишек,
Понятен им детский азарт
В разрывах и яркости вспышек.
Какой артобстрел во дворе –
Невиданных форм и расцветок.
Запомни огни в январе,
Петард канонады, ракеты.
Встречает народ Новый год –
Рубеж из невидимых нитей
И рук человеческих плод –
Ракеты идут на орбиты
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с историей возникновения фейерверка. Мало кто из нас задумывался где и когда они появились. Но они стали очень популярны в нашей жизни.
Приближаются зимние каникулы, а вместе с ними замечательный и любимый всеми праздник — Новый год. А какой Новый год обходится без красочных фейерверков?
я хочу вам рассказать о том, когда и где появились фейерверки, как они менялись с течением времени, какие фейерверки устраивались на Руси
Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же — тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя… Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию.
Когда приближается праздник, люди очень хотят волшебства и спешат купить недорогие фейерверки, давно ставшие неотъемлемой составляющей любого торжества.
В XI веке искусство салютов было на своей вершине. Создавались многокрасочные огоньки, каждый цвет которых имеет свое значение. Зеленый — символ земли, красный — могущество империи, голубой — стихия неба.
Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку — цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение.
Европе стало известно о фейерверках благодаря Поло Марко, привезшему салют в Испанию. Китайскую пиротехнику начали благополучно распространять в других странах, а с XIV столетия гуру фейерверков стали считаться итальянцы. В то время салюты стали отдельным видом искусства, как живопись и театр. Некоторые европейские страны даже создавали школы пиротехники.
В России мода увенчать какое-нибудь грандиозное представление огненным зрелищем связана с именем Петра I, который наблюдал фейерверки у немцев. Петр Великий был большим почитателем пиротехники. На 18й день рождения Петра Первого,26 февраля 1690 г.) в небе был виден Геркулес, разрывающий льва. Это было первое грандиозное русское шоу с фейерверками.
Петр занимался усовершенствованием искусства салютов и созданием сложных пиротехнических фигур. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Вскоре фейерверками стали сопровождаться празднования Нового года, победы и религиозные действия. И все-таки разнообразная практика по устройству фейерверков во время царствования Петра I сыграла большую роль в развитии этого направления. В Петербурге на стрелке Васильевского острова даже соорудили особый открытый театр для показа фейерверков. После кончины Петра огненные шоу не прекратились. Напротив, их совершенствовали и изучали как отдельную науку.
В начале ХХ столетия салюты были немного забыты.Но во времена ВОВ произошли перемены: в честь побед в крупных битвах и из-за окончания войны многократно устраивались фейерверки с боевых орудий.
В последние годы фейерверки в России интенсивно развиваются. Сейчас они включают в себя различные фонтаны, ракеты, фестивальные шары, наземные фейерверки, горящие надписи/логотипы, статические и динамические фигуры, дневные фейерверки. Ассортимент на данный момент настолько широк, что без помощи специалиста сложно сориентироваться во всем его многообразии.
Это зрелище даже в виде нехитрого салюта продолжает вызывать колоссальную бурю эмоций и по-детски неуемный восторг. А конкуренция фирм, организующих небесные «огнепады», позволяет надеяться, что новые вершины не за горами. Ведь поле для шедевров огромно — целое небо…
Спасибо за внимание.
История возникновения батика История возникновения батика. Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява.
Конспект занятия «История возникновения Мордовии» Тема: «История возникновения Мордовии». Цель: Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём.
Конспект занятия «История возникновения села Засечное» История возникновения села Засечное с фотографиямиПрограммные задачи: Познакомить детей с историей возникновения села Засечное и микрорайона.
Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.
Консультация для родителей и воспитателей «Интересные факты про Новый год. История возникновения и празднования Нового года» История праздника. История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного.
Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты» Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного.
НОД «История возникновения города Валуйки» «История возникновения города Валуйки» Программные задачи: Познакомить детей с историей родного города: происхождение названия города. Рассказать.
Презентация «История возникновения д. Салмановка» История xx в. в России – это история потрясений и перемен. Революция 1905 – 07 г. г. одно из тех потрясений, которое могло иметь позитивный.
Экскурсия в музей «История возникновения Колпино» Экскурсия в музей Ижорских заводов. Тема: «История возникновения Колпино» Цель: Познакомить детей с историей города. В вестибюле музея.
История салютов: от первых фейерверков до наших дней
Сейчас праздничный салют перестал уже быть неведомым, пугающим и волшебным действом, а превратился в прекрасное и ожидаемое завершение торжества. Красивый и яркий фейерверк оказывает гипнотическое и чарующее воздействие на людей до сих пор, но мало кто задумывается, кто же придумал запускать в небо эти сияющие цветы из искр?
КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ФЕЙЕРВЕРКИ?
Определить точную датировку, когда именно появился первый фейерверк в мире, не представляется возможным. Ученые склоняются к мысли, что случилось это около 2-ух тысяч лет назад на территории Китайской империи. Хотя ритуальные огненные действа с кострами и факелами совершались еще в древнем Египте, Греции, Римской империи и Киевской Руси еще задолго до начала летосчисления нашей эры. Например, перед играми гладиаторов, а также на виллах знати устанавливались наземные лампады и фонарики, которые придавали торжеству атмосферности и освещали действо. А в качестве прообраза первых петард или трубок для запуска масштабных фейерверков можно назвать метание в военных целях снарядов с греческим огнем. Эта горючая и взрывчатая смесь из селитры была изобретена в 673 году греческим ученым для византийского императора. Выбрасывалась в противника из метательных трубок по принципу сифона. Столб огня, с рассыпающимися вокруг искрами, смотрелся очень эффектно, конечно, если забыть, что греческий огонь долгое время оставался смертоносным и негасимым.
ПЕРВЫЙ САЛЮТ В МОСКВЕ
История фейерверков в Российской империи связана с именем императора Петра Первого. Благодаря этому правителю, много путешествовавшему в юности, в его родной стране появилось множество нововведений. К примеру, царь увидел первые фейерверки, проезжая через территорию Германии. И уже в 1690 году у себя дома устроил дорогостоящий фейерверк на потеху боярам, впервые увидавшим ракеты, и как они взлетают к небу. Кстати, ради справедливости стоит отметить, что так называемые «потешные огни» в России были известны еще в 14 веке. Но именно при Петре началось развитие первой пиротехники и ее производство на местных предприятиях. Этому поспособствовало, не в последнюю очередь, начало собрания царем обширной библиотеки, в которой можно было найти первые руководства по истории петард и редкие фолианты об истории древних фейерверков.
В более новое время для России и истории развития пиротехники знаковым стал первый салют Победы. Это событие имело большую важность для страны, а также стало первым салютом войны, которым праздновалась победа Красной Армии над немецкими захватчиками в 1943 году. Первый салют Великой Отечественной был дан 5 августа после освобождения войсками Белгорода и Орла. Именно поэтому Белгород и Орёл носят почетное звание городов первого салюта, а праздничные фейерверки в этих городах из года в год остаются одними из лучших в стране.
Связан с историей пиротехники России и еще один военный фейерверк. Состоялся он на Красной площади в 1945 году 9 мая, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне, положив ей конец. Этот салют запомнился во всем мире, так как стал на долгие десятилетия самым масштабным, красивым и важным в истории как страны, так и планеты. С тех пор культура пиротехники крепко вошла в традиции и жизнь общества, и без фейерверка теперь сложно представить себе празднование каких-либо важных и торжественных мероприятий.
Новогодние фейерверки: Как вера в злых духов превратила огонь в искусство
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древнекитайские монахи-фейерверкеры
Пиротехническое искусство зародилось еще до Рождества Христова. Его родиной считается Древний Китай. Первый прототип современного фейерверка – молодой зеленый бамбук, который при попадании в огонь трещал и взрывался. При помощи «летающих огней» китайцы отпугивали злых духов и вступали в контакт с высшими силами природы.
Искрящийся бамбук долгое время был популярным сопровождением китайских священнодействий. В 11 веке, в поисках формулы бессмертия, даосские монахи смешали уголь, селитру и серу, получив вспыхивающий огнями порошок. Действие этой смеси успешно обкатали в пиротехническом шоу по случаю годовщины правления китайского императора Чжу Юсуна. Зрелище настолько покорило китайцев, что фейерверки стали обязательным сопровождением всякой праздничной церемонии, а контроль над процессом доверили обученным монахам-пиротехникам.
Постепенно устройство фейерверка совершенствовалось, и вместо бамбуковых стеблей порохом заполнялись бумажные трубы с фитилями. Подожженные сосуды беспорядочно летали в воздухе, что надоумило китайцев снабдить конструкцию направляющими элементами. Так появились первые пиротехнические ракеты.
Европейские фейерверочные традиции и королевские предзнаменования
К 15 веку фейерверк пришел в Европу, превратившись из ритуального действа в искусство. В период Ренессанса в Италии и Германии образовались две главные пиротехнические школы. Итальянцы успешно упражнялись в создании максимально сложных фейерверков, поэтому пиротехника быстро стала обязательной частью венецианских карнавалов.
Первый известный европейский фейерверк запущен на свадьбе короля Англии Генриха VII, что положило начало праздничной пиротехнической традиции. Чуть позже огненное шоу организовывалось не только в праздники, но и в политических целях, завлекая народ на собрания и ораторские выступления. Несмотря на дороговизну, фейерверк стал любимым развлечением европейцев, а состоятельные организаторы шоу таким образом подчеркивали свой престиж. Пиротехники создавали все более сложные композиции, а в подготовке наземных показов участвовали слесари, плотники и архитекторы.
История зафиксировала один из самых неудачных европейских фейерверков в день свадьбы французского короля Людовика XVI с Марией-Антуанеттой. Тысячи желающих полюбоваться грандиозным зрелищем образовали столпотворение, что привело ко множеству смертей. Позже историки еще не раз назовут этот эпизод дурным предзнаменованием для королевской семьи.
Огненный бум царской России и Ломоносов в роли пиротехника
Первые упоминания о фейерверках в России датируются 14 веком. Тогда для развлечения Дмитрия Донского «потешные огни» завозились из Германии. Со временем заморское ремесло подхватили доморощенные пиротехники. Первый полноценный российский фейерверк выпал на честь жителей Устюга в 1674 году. Но особого размаха огненные забавы достигли при Петре I. Государь безумно любил фейерверки, часто принимая непосредственное участие в организации шоу. Он лично занимался изобретением смесей для цветных огней, чертил эскизы пиротехнических комбинаций. За годы своего царствования он настолько разбаловал подданных этими забавами, что ни один праздник не обходился без масштабного фейерверка, ставшего символом петровского правления со всей его смелостью, блеском и размахом. Вступление России в новый 18 век по приказу Петра I ознаменовалось особо красочным фейерверком, растянувшимся на целую неделю.
За годы правления Романовых пиротехнические навыки русских постоянно совершенствовались. Огненные шоу достигли своего высшего расцвета к 1750 году, когда у руля русской артиллерии встал граф Петр Шувалов. Он был известным изобретателем, экcпериментатором и поклонником пиротехники. В 1755 году по протекции Шувалова на государственную службу назначен итальянский специалист Джузеппе Сарти, прославившийся грандиозным лондонским фейерверком. Известными «шуваловскими» фейерверкерами были Михаил Данилов и Михаил Мартынов. В 1752 году они впервые организовали в Москве «зеленый огонь» — огромные огненные фонтаны.
Особое место отводилось фейерверку в Петербурге. Освещение жилищ того времени было очень скудным. Долгие зимние месяцы жители проводили в потемках. Естественно, что многочасовой императорский фейерверк стал особенно грандиозным событием в жизни петербуржцев. Праздничные шоу считались делом государственного уровня, поэтому средств на них не жалели. За одно представление расходовалось громадное количество дорогостоящего пороха. Кроме того, сооружались одноразовые макеты дворцов, театров, которым предстояло сгореть в пламени огненных композиций.
В создании сценария светового шоу обязательно участвовала Академия наук. В организации самых важных придворных представлений отметились даже химик Ломоносов и его ближайший ученик Клементьев. Артиллерийские чины отвечали за подготовку спецснарядов. В долгие огненные представления вкладывался замысловатый сюжет, как правило, прославляющий правящую династию и силу государства. А для того, чтоб суть происходящего была доступна каждому зрителю, издавались пригласительные с описаниями фейерверков — аналог современных театральных программок. Накануне шоу информация публиковалась отдельными изданиями с масштабными гравюрами предстоящего фейерверка. Дополнительно программа дублировалась в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Шоу состояло из множества ракет и огней, которые поджигались и запускались в строгой очередности. Огненные картины дополнялись подсвеченными статуями и силуэтами. Все это синхронно двигалось, громыхало и свистело, представляя зрителю самые интересные композиции. Так, по случаю победы под Полтавой, небо озарило изображение шведского льва, пасть которого раздирал русский богатырь, а над ними сияла надпись: «Сим победиши!» А годовщина основания Петербурга надолго запомнилась горожанам фейерверком в виде поверженной древнерусским Перуном шведской короны, над которой искрились фигуры богов греко-римской мифологии.
Последний дореволюционный фейерверк был запущен в России в августе 1915-го в честь взятия Перемышля. Октябрьский переворот лишил пиротехническую отрасль масштабности и зрелищности, а былые традиции огненных шоу не везде продолжаются.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История праздничных фейерверков в России
Треск и вспышки уличных фейерверков сегодня такой же неотъемлемый элемент новогодних празднеств, как салат «оливье», ёлка, полуночный бой курантов и бутылка шампанского. Но когда-то, в нашем далёком прошлом, фейерверк был не просто праздничной потехой, не просто яркой «огненной забавой». Столетия назад он был большой государственной политикой – расскажем об этой ныне забытой стороне популярного новогоднего развлечения.
«Пламя плауна изумительно…»
Огонь и пламя, вероятно, привлекали человека всегда – не только с практической, но и с чисто эстетической, развлекательной стороны. Ведь яркие вспышки и всполохи – это ещё и очень красиво. Физиологические причины таких чувств человека к огню оставим на разбор психологам и биологам. Они уже немало покопались в лобных долях нашего мозга, анализируя бессознательную эйфорию при созерцании, выражаясь прозой науки, излучения в ходе процессов интенсивного окисления.
Наши предки таких сложных определений не знали, но развлекались огнём всегда. Достаточно вспомнить традиционные забавы с кострами в ночь на Ивана Купалу, уходящие корнями вглубь языческих тысячелетий. От костров и факелов к разным «бенгальским» огням и фейерверкам – один шаг. Сегодня мы об этом прочно забыли, но наши предки умели делать простые фейерверки задолго до появления пороха и прочей сложной пиротехники.
Плаун, или по народному «пыхучка», распространённое в наших лесах и степях невзрачное зелёное растение. В сущности трава, но с необычными свойствами. «Это растение бросает вверх парные шишечки, которые в августе, будучи спелыми, собираются русскими в большом количестве, сушатся в печи, толкутся и продаются фунтами…» – писал четыре века назад немецкий дипломат Адам Олеарий, посетивший нашу страну в годы царствования первого царя из династии Романовых.
Порошок из сушеных «шишечек» плауна, будучи подброшен в воздух и зажжён, даёт вспышку, почти не уступающую в яркости пороховой. Вновь дадим слово немцу Олеарию, четыре века назад поражённому русской забавой: «Порошок этот держат в жестянке пирамидальной формы, её берут в руки и сверху у отверстия держат зажженную свечу или факел, снизу подталкивают её немного кверху, в воздух, так что немного плауна вылетает из отверстия. Свеча его подхватывает и он вспыхивает. Если подобное подталкивание в воздух происходит непрерывно так, что одно пламя следует за другим или же, если разбрасывают его вокруг себя, то получается зрелище изумительное. Можно устраивать хорошее развлечение с помощью плауна: если тайком наполнить им трубку и поднести к огню и дунуть, то неожиданно для сидящих вокруг выбрасывается сильное пламя; чтобы при этом получился сильный шум, примешивают сюда превращенную в порошок березовую листву. Свойство порошка плауна такое, что он загорается лишь будучи в воздухе рассеян над пламенем; в иных случаях он не горит, даже если сунуть в него зажженный фитиль или свечу, или если насыпать на горящие уголья… Пламя плауна изумительно, и очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или впотьмах. Им можно пользоваться для разных развлечений…»
Вплоть до XX в., когда началось бурное развитие химии, порошок из плауна добавлялся в составы для «бенгальских» рождественских огней. Так что теперь, читатель ты знаешь, что первые отечественные аналоги фейерверков известны в России очень давно, задолго до появления пороха.
Обычно такая народная пиротехника на основе плауна широко и массово использовалась в «пещном действе» – религиозной церемонии накануне Рождества, восходящей к легенде о спасении ангелом трёх отроков из горящей печи. Такие представления ежегодно проводились на Руси при каждом крупном храме. Известно, например, что в Вологодской епархии в начале XVII в. ввели особый церковный налог, чтобы закупать плаун для «пещного действа».
«Огни хитросделанные…»
Как бы ни был прекрасен в качестве источника ярчайшего пламени порошок из сушёной травы-«пыхучки», но полностью заменить пиротехнические составы на основе пороха он не может. Из плауна, например, не получится сделать ракеты, расцветающие всполохами красивых взрывов высоко в небе.
Сохранились смутные упоминания о «маленьких фейерверках» при дворе Ивана Грозного накануне взятия Казани. Удивившим москвичей фейерверком была отмечена и свадьба царя Лжедмитрия с Мариной Мнишек весной 1606 г. Однако все подобные «забавы» с порохом были крайне редки, их в те века доводилось увидеть не каждому поколению.
Поэтому первые знакомства наших предков с непривычными пороховыми фейерверками, порою, бывали трагикомичны. Так в 1675 г. в Великом Устюге впервые устроили «огненную потеху» в честь голландского посла Конрада фон Кленка (единственным «международным» портом России тогда был Архангельск, поэтому иностранцы часто добирались в Москву именно через наши северные города). Как пишет очевидец: «Было пущено несколько ракет и шутих и, кроме того, зажжено целых сто смоленых бочек при громадном стечении народа, собравшегося на это необычайное зрелище. Собрались и крестьяне из соседних деревень, но ракеты были приняты ими за огненных змей, и они в страхе разбежались. Однако соловецкому воеводе зрелище очень понравились, и он сказал послу, что он непременно сейчас же напишет в Москву Кириллу Полуехтовичу Нарышкину, отцу государыни…»
Боярин Кирилл «Полуехтович»-Полуэктович Нарышкин – дед по материнской линии Петра I. Не удивительно, что первый русский император с детства увлекался фейерверками и вырос их страстным поклонникам. Именно при нём «огненная потеха» стала настоящей государственной политикой.
Во-первых, именно Пётр начал отмечать обязательными салютами и фейерверками не только религиозные праздники, но и важнейшие политические события. Родилась эта традиция 12 февраля 1697 г., когда в Москве «огнями хитрозделанными» отметили взятие Азова. По указу царя гравюру с изображением данного фейерверка размножили и отправили по всем крупнейшим городам России.
Во-вторых, всем известно, что именно Пётр начал отмечать Новый год 1 января, однако мало кто знает, что его указ от 20 декабря 1699 г. вводил как обязательный элемент новогоднего праздника не только «украшения от древ сосновых, елевых и можжевелевых», но и фейерверки: «Когда на большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и людям воинскаго и купецкаго чина каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из инаго мелкаго ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится…»
«Искры из них зело изрядные…»
Пётр не только увлекался фейерверками, но и сам учился делать «огненные потехи». Учился и у Востока, и у Запада. Ещё в юности для него были сделаны рукописные переводы новейших европейских исследований по данной теме – на русском языке той эпохи их названия весьма колоритны: «Художества огненные и разные воинские орудия» и «Огнестрельное художество или художные огнедеяния».
При первой же возможности царь перешёл от теоретического обучения к практическому. Так в 1697 г. Пётр инкогнито вместе с посольством побывал в Кёнигсберге, нашем будущем Калининграде, а тогда владении прусского герцога. Там он брал уроки у главного инженера прусских крепостей Штернера фон Штернфельда, одного из искуснейших мастеров Европы по артиллерии и фейерверкам (в ту эпоху эти два ремесла, завязанные на порохе, развивались и изучались исключительно вместе). Пётр занимался столь усердно, что получил от мастера аттестат «бомбардира», среди прочего гласивший: «Господина Петра Михайлова признавать и почитать за совершеннейшего, осторожного и искусстного огнестрельного художника».
«Фонтанами» тогда именовали то же, что и сегодня называют «фонтаном пиротехническим». Но если в наши дни такой «искроструй» можно купить в любом специализированном магазине за небольшую сумму, то три века назад это была сложная технология, рецепт которой – «реестр композициии» на языке Петра – хорошо было бы выведать у китайских мудрецов.
Излишне говорить, что при Петре I фейерверками отмечались все важнейшие военные победы – будь то годовщина Полтавской битвы или заключение победоносного мира по итогам Северной войны. Последнее событие отметили большими фейерверками в Петербурге и Москве. При этом «огненная потеха» в северной столице по случаю победы над шведами была настоящим многоплановым действом со сложным и длительным сценарием. Перед потрясенными зрителями вставали огненные дворцы, проплывали огненные корабли и огненные рыцари. Как писал явно впечатлённый очевидец: «Началась огненная потеха удивительным порядком с пирамидами, в подобие бриллиантов, а наверху пирамиды корона российская, а на другой корона шведская, и продолжалась потеха часа четыре. »
Совсем не случайно ещё с потешных полков Петра I одна из ключевых должностей в артиллерии именовалась «фейерверкером» (дословно – мастер огня). Именно артиллеристы, помимо «бога войны», занимались в Российской империи созданием праздничных фейерверков и организацией «огненных потех». Благо артиллерийские технологии той эпохи были прямо связаны и до смешения сходны с развлекательной пиротехникой.
Изначально в Москве, ещё с XVII в., главная мастерская по изготовлению фейерверков располагалась на Болотной площади, которая тогда именовалась куда пристойнее – Царицын луг. В эпоху Петра I на Царицыном лугу регулярно работал целый «театр фейерверков». Когда же столицу перенесли в етербург, то «фейерверочная лаборатория» возникла на территории Кронверка Петропавловской крепости у дома адмирала Корнелия Крюйса, первого в истории командующего нашим Балтийским флотом.
Вместе с царём над фейерверками трудился будущий генерал Василий Корчмин, офицер Преображенского полка и создатель ряда отечественных артиллерийских технологий. Параллельно с «огненными потехами» он пытался сконструировать для русской армии и первый огнемёт.
«Сочинение фейерверков…»
Отечественный фейерверк развивался и при наследниках Петра I. Многие помнят историю о знаменитом «Ледяном доме» царицы Анны Иоанновны – но свадьба шутов во дворце, возведённом посреди Невы из замороженной воды, сопровождалась «огненными забавами», в прямом смысле объединявшими лёд и пламя. Очевидцам особенно запомнились ледяные дельфины и слоны, «из пасти коих била горящая нефть».
Однако были при Анне Иоанновне и «фейэрверки с иллуминациями» (в ту эпоху чаще писали так) и по вполне серьёзным поводам. Например, 28 января 1737 г. небо над Петербургом озарили всполохи в честь побед русской армии над турками и татарами в Крыму – тогда наши войска впервые взяли штурмом основные крепости работоргового ханства.
К царствованию императрицы Елизаветы Петровны отечественный фейерверк сложился в настоящую науку – синтез всевозможных искусств. Достаточно сказать, что программы «иллюминаций» разрабатывала Академия наук. Лучшие поэты и академики, в том числе знаменитый Ломоносов, создавали сценарии «огненных аллегорий» и стихи к ним – тогда это называлось «сочинение фейерверков».
В праздничном фейерверке на новый 1759 г., среди прочих «огненных фигур», были представлены горящие строки сочинённой Ломоносовым оды: «О Боже, свыше нам Ты дал ЕЛИСАВЕТУ / На радость, на покой, на украшенье свету. / Ты силою ЕЯ скрути противных в рог, / Как на престол взойти судил, велел, помог…» Растроганная императрица наградила поэта-академика премией в 200 руб., огромные тогда деньги.
В царствование дочери Петра обязательные фейерверки проводились ежегодно три раза – на Новый год, в день рождения императрицы 18 декабря и 25 апреля в «день воспоминания» её коронации. Помимо регулярных, бывали и «экстраординарные иллюминации», в честь военных побед или, например, 21 августа 1745 г. был дан фейерверк в честь бракосочетания Петра III и будущей императрицы Екатерины II.
Все подобные «забавы» государственного уровня обязательно сопровождались изданием книг с их подробным описанием и гравюрами, изображавшими прошедшие «иллюминации» и прочие огненные чудеса. «Описание фейерверка, представленнаго при высочайшем присутствии ея императорскаго величества Елисаветы Петровны самодержицы всероссийския пред домом генерала фельдцейгмейстера, сенатора, генерала адъютанта, действительнаго каммергера, лейбкомпании подпорутчика, государственнаго межевщика и разных орденов кавалера графа Петра Ивановича Шувалова июня 11 дня 1758 году» – типичное название подобной книги.
Граф Шувалов тут не случаен. Один из «столпов» царствования Елизаветы, в те годы он руководил всей русской артиллерией и, соответственно, всем искусством отечественного фейерверка. Многие любители военной истории помнят, что именно под патронажем Шувалова был создан «единорог» – одно из самых удачных полевых орудий русской армии той эпохи. Но над технической стороной царских фейерверков и над разработкой «единорога» тогда трудились одни и те же специалисты, артиллеристы-«фейерверкеры».
Под руководством графа Шувалова тогда была создана настоящая научная группа. Фактически это первый случай в истории России, когда над созданием технических новинок трудились не энтузиасты-одиночки, не отдельные учёные, а целая группа квалифицированных специалистов. История сохранила для нас их имена, среди которых особенно выделяются трое – Михаил Данилов, Матвей Мартынов и Иван Глебов. Все трое были офицерами русской армии, профессиональными артиллеристами. Тогда артиллерия была самым «научным» родом войск, командирам пушечных расчётов было необходимо знать азы математики, физики и химии.
Но Данилов, Мартынов и Глебов были не просто артиллеристами. Полковник Глебов заведовал всеми гарнизонными школами по подготовке специалистов артиллерии. Капитан Мартынов был начальником центральной артиллерийской школы в Петербурге, а капитан Данилов в этой же школе руководил лабораторией по изготовлению фейерверков и иллюминаций.
От государственного фейерверка к личному
Пора пояснить: фейерверки, салюты и прочие «иллюминации» в XVIII в. были не просто развлечением ради прихоти царей и цариц. Они были самой настоящей государственной политикой – все монархи Европы, ради престижа своих стран и династий, тогда соревновались в изобретательности, красоте и изощрённости фейерверков. Поэтому на их устройство тратилось денег не меньше, а то и больше, чем в наши дни на самые дорогие голливудские блокбастеры.
В ту эпоху, когда до радио, кинематографа и телевидения оставалось еще больше столетия, именно салюты и фейерверки стали единственным зрелищем, которое одновременно могли наблюдать многие тысячи зрителей. Люди XVIII в., фактически, жили в визуальном голоде – не даром обыватели Западной Европы так любили публичные казни, обставлявшиеся как массовые театрализованные действия. Но в России императрица Елизавета смертную казнь отменила, и лишь яркие огни фейерверков будоражили разум и нервы наших предков, заменяя им буйство картинок и красок, в которых ежедневно живет наш современник, потребитель телевидения и интернета.
Огни царских салютов и фейерверков не только развлекали придворных и простой народ, но и подчёркивали величие царской власти, способной организовать такое сказочное представление, механизм которого был недоступен пониманию обывателя того века. Одним словом – фейерверки XVIII в. были большой государственной политикой.
Граф Шувалов, как генерал-фельдцехмейстер, то есть глава всей артиллерии, отвечал перед императрицей Елизаветой Петровной за организацию этих «политических» зрелищ, а непосредственными организаторами и исполнителями были именно офицеры-артиллеристы Глебов, Мартынов и Данилов. Фейерверки тогда требовали самых «продвинутых» познаний в химии и пиротехнике – ведь императрица Елизавета, дочь Петра I, желала, чтобы её фейерверки были лучше европейских.
И нередко нашим предкам удавалось на этом поприще опередить западных коллег. Например, в 1752 г. капитан Данилов изобрёл химический состав, дававший особенно яркий зелёный огонь. Новинку испробовали для фейерверка в честь прибытия императрицы в Москву. Подобных огней еще не было у монархов Европы, и новый фейерверк, к радости царицы Елизаветы, удивил всех иностранных послов, способствуя престижу российской монархии и империи.
Не менее мудрая императрица Екатерина Великая тоже отдала дань государственным фейерверкам. В сентябре 1762 г. во время коронации в Москве, как описывает очевидец, «особливо весь Кремлевский дворец, Ивановская колокольня и площадь, а при том и многих знатных персон домы украшены были разными огнями». Полковник артиллерии Пётр Мелиссино, будущий генерал и герой русско-турецких войн, специально к коронации разработал «огненную аллегорию» – поражённые зрители могли наблюдать, как пламя рисует «печальную Россию, коя оживотворяется, когда снисходит с небес провидение с именем Ея Императорского Величества…»
Именно при Екатерине II в России было издана первая отечественная книга по искусству и технике фейерверка – исследование уже знакомого нам артиллериста Михаила Данилова «Довольное и ясное показание, по которому всякой сам собою может приготовлять и делать всякие фейерверки и разныя иллюминации». Впервые книга была опубликована в 1777 г. и даже в следующем веке имела немало переизданий.
Книга содержит подробные описания и чертежи ракет, «звёздок», петард и прочих «фигур». В предисловии создатель государственных «огненных потех» пояснял, что взялся за книгу, чтобы поделиться опытом с «партикулярными», т.е. частными любителями этих ярких забав: «Как ныне в губерниях и прочих городах также партикулярные многие люди имеют охоту представлять фейерверки и иллюминации…»
Так на исходе XVIII в. «огненные потехи» впервые шагнули из сферы государственных массовых зрелищ в область личных развлечений. Развлечение столь быстро набирало популярность, что уже в 1809 г. государственной власти в лице знаменитого своей строгостью графа Аракчеева пришлось принять «Положение о фейерверках». Впервые была предпринята попытка систематизировать и поставить под контроль государства производство пиротехнических изделий на продажу и проведение частных фейерверков.