Праздничные дни в ингушетии
Выходным объявлен в Ингушетии день празднования Курбан-байрама
По случаю мусульманского праздника Курбан-байрам (Ид аль-Адха) в Ингушетии постановлением местных властей 31 июля объявлено нерабочим.
Как сообщал «Кавказский узел», по случаю мусульманского праздника Курбан-байрам 31 июля объявлено нерабочим днем в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В Чечне праздничным будет и 30 июля. Муфтият Адыгеи и Краснодарского края отменил проведение коллективных молитв, приуроченных к празднику, в мечетях и на прилегающих к ним территориях в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, призвав верующих провести Курбан-байрам в кругу семьи. В Ростовской области коллективные молитвы не запретили, опрошенные «Кавказским узлом» ростовские мусульмане намерены прийти в праздник в мечети и уже заготовили жертвенных баранов.
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов подписал указ об объявлении 31 июля нерабочим днем в связи с празднованием Ид аль-Адха (Г1урба), сообщает РИА «Новости».
В дни празднования Курбан-байрама министерству внутренних дел республики рекомендовано принять дополнительные меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Торговля жертвенными животными будет проводиться в республике в специально отведенных местах, которые будут организованы во всех муниципальных образованиях. За каждой такой площадкой будут закреплены ветеринарные врачи, которые будут проверять наличие свидетельство об отсутствии у жертвенных животных заболеваний. Продажа жертвенных животных вне площадок запрещена, информирует 28 июля «Ингушетия-ТВ».
Автор: Кавказский Узел
Праздничные дни в ингушетии
от 12 января 2016 года N 8-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРАЗДНИЧНОМУ И ТЕМАТИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ]
В целях повышения уровня праздничного и тематического оформления населенных пунктов Республики Ингушетия:
2. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия:
а) руководствоваться Рекомендациями при праздничном и тематическом оформлении населенных пунктов на территории Республики Ингушетия;
б) принять в установленном порядке муниципальные правовые акты по вопросам праздничного и тематического оформления населенных пунктов в соответствии с Рекомендациями.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.МАЛЬСАГОВ
Утверждены
Распоряжением Правительства
Республики Ингушетия
от 12 января 2016 года N 8-р
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАЗДНИЧНОМУ И ТЕМАТИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ
2. Праздничное и тематическое оформление населенных пунктов Республики Ингушетия рекомендуется осуществлять в праздничные дни и дни торжественных мероприятий согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям.
3. В зависимости от значимости праздника, оформление включает в себя следующие мероприятия:
а) вывешивание государственных флагов Российской Федерации и Республики Ингушетия;
б) вывешивание флагов расцвечивания (размеры 3 x 0,6 м);
в) размещение информационных материалов на рекламных конструкциях;
г) включение художественного светового оформления зданий, сооружений и памятников;
д) иллюминирование улиц, магистралей гирляндами, кронштейнами;
е) украшение флажками общественного транспорта.
4. Виды праздничного и тематического оформления населенных пунктов Республики Ингушетия устанавливаются согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям.
5. Использование Государственного флага Российской Федерации, Государственного флага Республики Ингушетия, флагов муниципальных образований Республики Ингушетия в праздничном оформлении и иных мероприятиях осуществляется в порядке, предусмотренном соответственно Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Конституционным законом Республики Ингушетия от 11 июля 1999 года N 6-РКЗ «О Государственном флаге Республики Ингушетия», муниципальными правовыми актами.
6. В День памяти и скорби 22 июня, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 1996 года N 857 «О Дне памяти и скорби», Государственный флаг Российской Федерации и Государственный флаг Республики Ингушетия приспускаются.
8. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают информирование правообладателей объектов, подлежащих праздничному и тематическому оформлению, о порядке вывешивания Государственного флага Российской Федерации и Государственного флага Республики Ингушетия.
9. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия, совместно с руководителями соответствующих предприятий и организаций, определяют места и объемы праздничного и тематического оформления витрин и фасадов предприятий и организаций.
10. Органам местного самоуправления муниципальных образований, на период проведения праздничных и торжественных мероприятий, рекомендуется издавать правовые акты, в которых определяется ответственное должностное лицо исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, обеспечивающее координацию деятельности организаторов мероприятий по охране общественного порядка, безопасности зрителей и участников мероприятий, соблюдению правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
В необходимых случаях, при подготовке и проведении наиболее крупных массовых мероприятий, может создаваться организационный комитет для контроля и координации деятельности соответствующих учреждений и служб, разрабатываются конкретные планы подготовки и проведения массовых мероприятий.
11. Органам местного самоуправления, на период праздничных и торжественных мероприятий, рекомендуется планировать проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, концертов, массовых театрализованных праздников и представлений, спортивных соревнований, ярмарок-продаж, народных гуляний, обрядов, ритуалов, а также осуществление других видов творческой, познавательной и досуговой деятельности в соответствии с местными обычаями и традициями.
12. Массовые мероприятия проводятся в соответствии с программой, в указанные сроки и в обусловленных местах. Начало и окончание массовых мероприятий рекомендуется планировать таким образом, чтобы посетители имели возможность воспользоваться общественным транспортом.
Приложение 1
к Рекомендациям по
праздничному и тематическому
оформлению населенных пунктов
в Республике Ингушетия
СРОКИ ПРАЗДНИЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И ДНИ ТОРЖЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ
Праздничные дни, памятные даты и торжественные мероприятия
Новогодние и рождественские праздники
с 10 декабря по 10 января
День защитника Отечества 23 февраля
с 21 по 24 февраля
с 25 по 28 февраля
Международный женский день 8 марта
Добровольное вхождение Ингушетии в состав России 17 марта
Праздник Весны и Труда 1 мая
с 29 апреля по 10 мая
с 29 апреля по 10 мая
День Республики Ингушетия 4 июня
День России 12 июня
День памяти и скорби 22 июня
День Государственного флага Республики Ингушетия 11 июля
День Государственного флага Российской Федерации 22 августа
с 20 по 24 августа
День знаний 1 сентября
с 30 августа по 3 сентября
День народного единства 4 ноября
День неизвестного солдата 3 декабря
День Героев Отечества 9 декабря
Начало священного месяца Рамадан
Приезд официальных лиц и делегаций
Приложение 2
к Рекомендациям по
праздничному и тематическому
оформлению населенных пунктов
в Республике Ингушетия
ВИДЫ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ В ПРАЗДНИЧНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДНИ, ДНИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Праздничные и памятные дни, дни проведения торжественных мероприятий
Типовые конструкции с использованием государственной символики
Флаги расцвечивания 3 x 0,6 м
Информационные материалы на рекламных конструкциях (баннеры, растяжки)
Праздничные дни в ингушетии
Ингушские национальные праздники / часть I.
Календарные праздники и обряды:
Календарные праздники выражали взаимосвязь природного (космического), биологического и социального времени. Как правило, ими отмечены переломные, кризисные моменты в жизни природы, общества, человека. Календарные праздники знаменовали начало и окончание тех или иных видов сельскохозяйственных работ годового цикла. Отмечались они активно у ингушей до конца 19 в.
Праздник Нового года:
В доисламский период Новый год у ингушей начинался в первый же день зимнего солнцестояния (ориентировочно 25 декабря). В преддверии Нового года, в последний четверг, вечером, жрец по три раза кричал на все четыре стороны, что завтра наступает Новый год. Наутро жрец, после совершения молитвы, рассылал детей в окрестные села для объявления начала Нового года.
Важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне варили и пекли все необходимое для праздника. Укладывание длинного, неразрубленного бревна в очаг было частью новогоднего ритуала. Бревно сокращалось. Начиналось веселье с обильной едой, питьем, танцами, представлениями. Считалось хорошим знамением, если огонь горел ярко и не гас. С целью предохранения от какой-либо беды и порчи в наступающем новом году взрослые и дети перепрыгивали через конец бревна. Этот обычай восходит к магии «очищения огнем». Праздник отмечали в каждом доме. Новогодние бревна заготавливались заранее, дерево, чаще всего дуб, сушили на корню. Обильный новогодний стол, по народным представлениям, был гарантией благополучия семьи в наступающем году. С этой целью сытно кормили всех в новогоднюю ночь.
Обязательными являлись и обрядовые лепешки – одна треугольная и три круглые. Самым главным и почитаемым из новогодних угощений являлся большой ритуальный хлеб, имевший форму диска с лучеобразными линиями, идущими от центра. Пироги были с различной начинкой – мясом, фруктами, яйцами, сыром.
Вера в магию «первого дня» Нового года, известная почти всем народам мира, определяла поведение: в новогодние дни старались ничего не занимать у других, и ничего не оставлять вне дома. На себя и детей стремились одеть все самое новое и дорогое. Все рано вставали и поздравляли друг друга. Ряженные молодые люди и подростки, приходящие с поздравлениями, давали в качестве подарков продукты, как правило, яйца, которые, как известно, являются символом жизни. Они ходили по дворам с большим шумом, выражая добрые пожелания односельчанам.
Празднование Нового года сопровождалось и интересной обрядовой игрой молодых людей.
В этот праздник к засватанным девушкам могли приехать с поздравлениями братья и друзья жениха с подарком к невесте. Им являлось 1а1а – украшенное сувенирами деревце.
Главными богами, к которым обращались люди в новогоднюю ночь, были Мать мерзлоты (Г1ора нана) и Дед мороз (Г1ор дада). На третий день новогоднего праздника были скачки, излюбленное занятие горцев.
Начало сельскохозяйственного года приурочивали ко дню весеннего равноденствия – 22 марта. Праздник, в первую очередь, предполагал «разбудить» заснувшие на зиму природные силы, небесные светила и, прежде всего, солнце. В этот день все старались навести в хозяйстве особую чистоту, чтобы все в доме сверкало. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли на солнце, считая, что красный цвет меди призывает солнце. Все поднимались рано и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Праздники, как правило, предполагали обилие еды для всех. В этот праздник особое внимание уделялось сиротам, одиноким старикам, все должны были быть сытно накормлены.
Вечером у костров, символизировавших солнце, проходили развлечения. Костры могли быть семейные, для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, старались сделать так, чтобы костер был побольше и поярче. С огнем была связана идея очищения.
Традиционно устраивалась игра – бегашха зоахалол (шуточное сватовство). Игра в некоторой степени снимала напряжение реальной жизни, мобилизовывала духовные и физические силы людей. Вопросы-загадки в виде головоломок, зажигательные танцы на фоне костров придавали особый колорит чувствам молодых. После праздника парни и девушки расходились с хорошим настроением. Для некоторых молодых людей это становилось началом их мыслей друг о друге, после чего юноша все время искал встречи с приглянувшейся ему девушкой, одновременно узнавал о ее роде, семье.
Праздник выхода плуга:
Праздник выхода плуга проходил обычно на четвертый день Праздника весны. Он отмечался в течение двух дней. Выбранный для ритуала пахарь должен был строго соответствовать следующим требованиям: быть беркате саг (несущим изобилие), быть хьаьнала къахьега саг (честным тружеником). Старший, часто наиболее почитаемый в селении, засевал семена, жрец произносил при этом молитвы о даровании богатого урожая. Перед началом основной пахоты и сева каждая семья дарила в три дома различные продукты растительного происхождения. Жена пахаря встречала процессию, идущую в поле с полными ведрами воды. Всех участников обряда старались обрызгать водой, высказывая пожелания хорошей погоды и обильного урожая. Перед началом пахоты собирались всем аулом. Каждый приносил по мере возможности продукты (муку, мясо), некоторые баранов – все это шло на общественную трапезу. На второй день праздника устраивались скачки и различные состязания.
Праздник богини Тушоли:
Огромную популярность в народе имел древнейший праздник Тушоли – богини весны, плодородия и деторождения, который отмечали в апреле. «Из более десяти почитаемых мест Тушоли выделялись два храма: фяппинский и галгаевский. Галгаевский находился в центре Хамхинского общества, фяпинский – в Мецхальском обществе, близ села Лежг».
В день праздника жрец выносил к народу идола Тушоли с бронзовой маской. Для жертвоприношения Тушоли не жалели ничего.
В этот день выбирали невест. Заключенные в этом месяце браки считались счастливыми. К празднику готовили специальную пищу, варили пиво, испрашивали счастливого потомства, плодородия полей и размножения скота.
Во время праздника, продолжавшегося обычно трое суток, жрец толковал сны целомудренных юноши и девушки, давал предсказания об урожае, погоде и т.д. праздник Тушоли был одним из самых значимых и почитаемых праздников у ингушей до конца 19 в.
Наиболее торжественно справлялся осенний праздник по случаю окончания полевых работ, после уборки сена и хлеба – Праздник уборки. Во время этого праздника проводилась массовая игра под названием «урожайная» или «изобильная». Ужин ингуши в этот день устраивали в честь умерших родственников. И так после каждой жатвы или сенокоса. В день совершения праздника отлучаться из аула не разрешали. Это считалось святотатством. Во время праздника каждый просил: «…чтобы в хлебе было плодородие, в скотоводстве изобилие, и в детях счастье». Затем в течение суток продолжалось празднество с песнями и танцами.
В самый большой день покосного месяца – «Мангал бутт», соответствующий июлю-августу, в святилище Маго-Ерды собирались жители Салги для молитвы. Приносили жертву. К этому празднику откармливались бараны в каждой семье, готовилось пиво. Женщины пекли круглые лепешки и одну треугольную с сыром. После окончания молитв шел трехдневный пир. Мужчины и женщины пировали отдельно. В отличие от других праздников, где бывали различные игры, здесь были еще и соревнования по метанию палки. Бросалась она так, как бросалось копье, т.е. острым концом вперед. Все праздничные дни сопровождались танцами, весельем.
Праздник женщин, наиболее древний, как нам кажется, из зафиксированных праздников, в силу того, что уже в 19 в. проводился крайне редко. Проводили его осенью. После успешного осуществления всех работ, т.е. убрав, обмолотив хлеб, отправив его для засыпки в закрома, женщины могли позволить себе отдых.
В свой праздничный женский день они с хорошим настроением отправлялись в горы. Проходил праздник обычно в уединении, высоко в горах. В празднике принимали участие женщины всех возрастов и со всех аулов. Из своего круга женщины выбирали царя, который определял дальнейший ход праздника. По составленному издревле сценарию, устраивались скачки, в которых девушки, переодевшись в боевые доспехи, показывали поразительные результаты в джигитовке и скорости в преодолении дистанции. Праздник проходил весело: с хороводом, шутками, смехом, веселым общением.
Дзарахова З. М.-Т. «Национальное самосознание ингушей: этнокультурные факторы».
Один из самых главных и любимых праздников
Вот и наступило время разговения после месячного поста у мусульман. О том, что такое месяц Рамадан, как он начинается и завершается, о традициях, запретах и обрядах, Ураза-байраме можно узнать из этого дайджеста, собранного по материалам исламских сайтов.
Рамадан — ежегодный месячный пост у представителей мусульманской веры, установленный пророком Мухаммедом (с. а. в.). Пост — это один из пяти столпов ислама, поэтому его соблюдение обязательно для всех. В этот период все мусульмане должны продемонстрировать силу своей веры, отказавшись от тех человеческих нужд, которыми они искушаются в остальное время.
Что такое Рамадан, когда начинается и заканчивается пост у мусульман в 2021 году? Как его встретить и провести, дабы не нарушить традиции восточной религии?
Что такое месяц Рамадан?
Рамадан — девятый месяц, определяемый по лунному циклу в исламском календаре. У мусульман это период строгого поста и воздержания от всех мирских утех, которых было в изобилии весь год.
Кроме того, это месяц всепрощения, когда нужно извиняться и прощать. Прощать всё, даже самые сильные и горькие обиды, которые один человек сознательно или неосознанно причинил другому. В месяц Рамадан самое время научиться управлять своими желаниями и помыслами.
Рамадан — это также период постоянных молитв к Аллаху.
Любая молитва должна совершаться только после выполнения ритуальной чистоты (омовения). Фактор ритуальной чистоты предполагает малое (вуду) и полное (гусль) омовение, которое распространяется на тело человека, его одежду и место, где он собирается молиться.
Полное омовение включает и малое, то есть считается каноническим. Отсутствие ритуальной чистоты по различный причинам запрещает человеку мусульманского вероисповедания руками касаться священной книги Коран.
Лейлят аль-Кадр — самая священная и значимая ночь в месяце Рамадан. В эту ночь каждый мусульманин стремится как можно искреннее попросить Аллаха простить ему грехи, совершенные телом, сердцем и языком. Данный обряд покаяния называется «тауба».
Когда начинается и заканчивается Рамадан-2021?
Точно так же, как и Великий пост у православных, дата наступления месяца Рамадан не является постоянной в календаре. Отсутствие фиксированной даты объясняется тем, что в мусульманском календаре каждый новый месяц начинается с новолуния. Поэтому определить, когда будет Рамадан, можно исключительно по астрономическим данным.
В 2021 году Рамадан продлился с 13 апреля по 12 мая. Его длительность составила тридцать календарных дней.
Традиции, обряды и запреты
В дневное время суток мусульманам в пост запрещается вступать в половую близость, пить и принимать пищу, покупать и потреблять горячительные напитки, сквернословить, принимать лекарственные препараты (через нос и уши), развлекаться и громко слушать музыку.
Соблюдать Рамадан обязан каждый здоровый совершеннолетний человек. Определённые ограничения в строгости поста всё же разрешены, но только для некоторых мусульман, круг которых ограничивают. Это люди престарелого возраста, хронические больные, воины, сражающиеся с врагами, беременные и кормящие грудью женщины, странники, находящиеся далеко от дома.
Но ограничения в строгости правил поста не предполагают злоупотребления предоставленными благами, поэтому следует понимать, что нельзя делать и при каких условиях. Нельзя курить на людях, принимать пищу в окружении тех, кто постится, громко слушать музыку в общественных местах. При этом от ежедневных молитв никто не освобождается, ведь речь идёт преимущественно о пищевых ограничениях.
Мусульманин, нарушивший один из запретов поста Рамадан, должен искупить своё прегрешение. Восполнить пост он может, пожертвовав деньги или продукты бедному или бездомному человеку. Нарушение запрета на интимную близость у мусульман влечёт за собой требование накормить шестьдесят бедняков или же последующие шестьдесят дней придерживаться всех правил строгого поста.
Рамадан в России
В России около восьми тысяч мечетей, расположенных по всей территории государства. В одной только столице действует пять основных мечетей, которые открыты круглый год для полутора миллиона верующих, проживающих в Москве.
Самыми большими мечетями в России считаются Центральная Джума-мечеть в Махачкале, Московская соборная мечеть, мечеть «Сердце Чечни» в Грозном, мечеть Аймани Кадыровой в Аргуне, мечеть Саида Афанди Чиркейского в Каспийске.
Венчает тридцатидневный пост праздник Ураза-байрам, который отмечают все те, кто постился и жил по заповедям Мухаммеда (с. а. в.) целый месяц.
Если сравнивать праздники разных религиозных конфессий, то Ураза-байрам — это как у православных Прощеное воскресенье.
Сегодня в нашей стране проживает порядка 15 миллионов человек, которые исповедуют ислам. Если перевести это число в проценты, то оно составит 10% от общего количества населения России. Как и в любой религии, у мусульман есть свои особые праздники, один из которых — Ураза-байрам.
Сколько длится празднование?
Торжество по случаю окончания поста продолжается три дня. Во всех региональных субъектах России, где Ураза-байрам включен в перечень праздничных дат, на протяжении трех дней длятся выходные.
В ожидании праздничного события
К встрече важного исламского праздника разговения Уразы-байрама необходимо правильно подготовиться. Предварительно нужно сделать генеральную уборку в жилище. Не просто убрать, а вычистить и вымыть буквально все. Как правило, этим коллективно занимаются женщины, мужчины в уборке не участвуют.
Наведение чистоты может продолжаться несколько дней, поэтому начинают уборку загодя, чтобы все успеть. Обычно наведение порядка начинается за 2-3 дня до начала празднования.
На праздник принято надевать все новое, но если финансовой возможности полностью обновить гардероб нет, то можно купить что-нибудь одно: юбку, блузку, платок и т. д. Выбрать подходящую одежду может быть делом не одного дня, поэтому за неделю до праздничной даты начинается хождение по магазинам. При этом в семье обновки положены не только взрослым, детям тоже следует купить новую одежду.
Вечером, накануне праздника, следует искупаться и помыть голову всем членам семьи.
Как отмечаем?
Незадолго до появления солнечного диска над горизонтом совершается обязательная утренняя молитва в мечети, во время которой звучит праздничная проповедь мусульманского духовного наставника (имама или муфтия).
Дома все члены семьи надевают новые одежды и поздравляют друг друга. Незыблемой на празднование Уразы-байрама остается традиция накрывать обильный стол, за которым собираются родственники и друзья. Как правило, на праздник готовятся «сложные» национальные блюда, требующие серьезной кулинарной сноровки.
В послеобеденное время принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям. Визитеров угощают шоколадом и конфетами, которые укладываются на большой красивый поднос. Визиты гостей не носят длительный характер и обычно продолжаются несколько минут, чтобы успеть обойти за день как можно больше родственников.
Во время празднования Ураза-байрама необходимо обязательно выделить время и посетить кладбище. На могилах родственников читается аль-Фатиха, первая сура, открывающая Коран.
Фитра, или праздничные пожертвования
Для всех мусульман до наступления праздника Ураза-байрам необходимо совершить акт подаяния, иными словами — подать милостыню. Независимо от достатка, верующие обязаны отдать определенную сумму денег малоимущим.
Размер садака фитр (подаяние разговения) ежегодно перед началом Рамадана озвучивают лидеры духовного управления мусульман в данной республике (стране).
Цифры не берутся с потолка, а зависят от стоимости крупы: пшеничной, перловой, а также сухофруктов: финики, изюм. Садака фитр можно отдать нуждающемуся лично или отнести деньги в мечеть, где пожертвования собирает муфтий и далее распределяет их по семьям малоимущих.
Милостыня подается за всех членов семьи, в том числе и за детей. Не стоит путать садака фитр с другим видом милостыни: закят (1/40 часть с имущества ежегодно подается для бедных) и фидия (подаяние искупления, выплачивается в случае несоблюдения Рамадана по уважительной причине).
Садака фитр подается теми, кто соблюдал Рамадан и желает, чтобы этот пост был принят Аллахом. При этом если мусульманин желает сам подать милостыню, он не распространяется кому и когда помог, главное условие, совершить акт подаяния до окончания поста.
Понятно, что в каждой мусульманской стране существуют свои культурные традиции. Вот некоторые особенности встречи Ураза-байрам в арабских странах. Кроме традиционных конфет и шоколада, гостям предлагается специальная лепешка из пшеницы (маамуль). Начинкой может быть грецкий орех, фисташки или миндаль. Те, кто имеет достаток выше среднего, угощают гостей маамулем с орехом кешью.
В первый день праздника закрыто практически все, продуктовые магазины открываются только ближе к вечеру. Это значит, что все угощения и продукты нужно скупить заранее, в последние дни Рамадана.
В арабских странах на стол часто подают праздничное блюдо «вара айнаб», что значит «виноградный лист». Молодые виноградные листья фаршируют рисом, фаршем, специями, отваривают на слабом огне с говяжьими костями и мясом (5-6 часов). Для того чтобы приготовить такое блюдо, требуется несколько дней.
Детям на Ид аль-Фитр родители и родственники дают деньги на карманные расходы. По прошествии трех праздничных дней сумма собирается довольно приличная, и ребенок тратит ее на свое усмотрение. Родители могут дать совет, как лучше использовать денежные средства, однако право решать, куда потратить, деньги остается за ребенком.
Многовековые традиции отмечать Ид аль-Фитр соблюдаются неукоснительно во всех странах разными этническими группами мусульман, что дает общее ощущение единства всех последователей ислама независимо от места их проживания. По некоторым данным, на сегодняшний день 900 миллионов человек в разных уголках мира являются последователями ислама.
Один из самых главных и любимых праздников
Праздник Мархаш — у ингушей один из самых главных и любимых. История его уходит в глубь веков, однако в Ингушетии его отмечают относительно недавно в историческом контексте — чуть больше полутора веков назад с принятием ислама. Мархаш (тюрк. — Ураза-байрам, араб. — Ид аль-Фитр) — праздник разговения в честь завершения обязательного поста в девятый месяц мусульманского календаря — Хиджры.
В Ингушетии этот праздник получил свой неповторимый национальный колорит. Он длится три дня. В первый нужно посетить могилы предков, прочитать поминальные молитвы и навестить ближайших родственников. Во второй и третий дни навещают сватов, дальних родственников, друзей и знакомых. Для неженатых парней это время нанесения визитов знакомым девушкам.
Ещё один аспект — угощение для гостей, которые пришли поздравить с праздником Ид аль-Фитр.
К сожалению, в последние годы приготовление праздничного угощения сводится к тому, чтобы как можно пышнее накрыть стол, закупить как можно больше продуктов, нужных и ненужных, экзотических, к которым мы порой даже не знаем, как подступиться. А почему бы в Мархаш не накрыть стол в национальном стиле?
Религия напоминает нам и о том, что во всем должна быть мера. И никто не запрещает накрывать столы, нас просят еще раз подумать об умеренности, чтобы не тратить зря деньги и продукты.
Что ставить на стол?
Как известно, мусульманам дозволено употреблять только пищу «халяль». Каковы основные требования к производству халяльной продукции? И как правильно выбрать нужный продукт из всего многообразия того, что предлагают торговые сети? Отдельно отметим, что в самом процессе производства могут быть задействованы специалисты любой национальности и вероисповедания. А при выборе в первую очередь следует обращать внимание на маркировку и состав. Если на упаковке есть соответствующая надпись на арабском или английском языках, эту продукцию можно смело употреблять в пищу.
Один из часто задаваемых вопросов: «Можно ли считать разрешённым мясо, если животное было заколото по мусульманским традициям, но человеком, не совершающим намаз?» Ответ на него даётся в фетве: мясо животного можно использовать для приготовления пищи в том случае, если животное принесено в жертву с именем Всевышнего. При этом также не имеет значения национальная или конфессиональная принадлежность человека.
В отношении мяса кур стоит особое внимание обращать на процесс очищения тушки. Увы, очень многие не учитывают тот факт, что при опускании в горячую воду, грязь, которая находится внутри, и та, что снаружи на перьях, впитывается мясом птицы.
Мясо морских животных и рыбы хотя и не требует специального ритуала, всё же имеет свои аспекты, поскольку не все обитатели морей и пресных вод дозволены к потреблению в пищу мусульманами. К примеру, рыба сом относится к недозволенным.
В изготовлении кондитерских изделий очень внимательно отнеситесь к составу маргарина. Лучше использовать тот, что произведен по ГОСТу на основе растительного масла и без примеси животных жиров.
С осторожностью надо выбирать и пищевой желатин, который, в свою очередь, получают путём вываривания костей, кожи, хрящей и сухожилий животных. Кстати, в последнее время его тоже стали производить в упаковках с надписью «халяль».
Запрет также распространяется на вспомогательное сырье и материалы, такие как добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки и другое. Угощая своих гостей, вы можете невольно согрешить, так как в исламе запрещены алкоголь или блюда, которые его содержат. И это независимо от того, в большом количестве оно было использовано или в малом, сохранило свойства опьянения или нет. К тому же нужно понимать, что пища оскверняется при соприкосновении со спиртным.
Берегись автомобиля и думай о будущем!
Мархаш, помимо всего прочего, это ещё и хорошая возможность найти невесту для тех, кто решил обзавестись семьёй. По традиции в эти три дня зайти на угощение и поздравить с праздником может любой, будь то даже совершенно незнакомый человек. Его, следуя всё тем же обычаям, пригласят в дом, усадят, как почётного гостя, за стол, напоят, накормят. И уйти он сможет, когда сам того пожелает. Вся суть в том, чтобы познакомиться с девушкой на выданье, которая, собственно, и ухаживает за незваными, порой во всех смыслах этого слова, гостями.
Да и традиция дарения платочка была знаком особого уважения, если речь шла о родственниках, или же в знак симпатии, если одариваемый был неженатым молодым человеком.
Благословенный Рамадан и праздник Ид аль-Фитр — как зеркало, в которое мы можем посмотреть, увидеть собственные недостатки и исправить их. Возможность вспомнить о людях, для которых голод почти постоянное состояние. Вспомнить о том, что если мы так зависим от еды и воды, значит, мы не такие уж и независимые. Вспомнить о смерти, которая неизбежна в конце жизненного пути каждого из созданий Всевышнего. Как можно чаще совершать коллективные молитвы, чтобы укрепить чувство единства веры и собственный иман.