Практика продвижения ведущих театров страны
Год театра в России: делать качественный продукт, продвигать его и воспитывать зрителя
«Реальное время» провело бизнес-бранч с представителями казанских театров
Как продвигать театральный продукт и чьими интересами в первую очередь руководствоваться при составлении афиши? Чему отдать предпочтение — «сарафанному радио», соцсетям или наружной рекламе? Эти и другие вопросы обсудили на деловом завтраке специалисты по пиару, работающие в казанских театрах.
«Как найти баланс?»
В Год театра «Реальное время» при поддержке Банка «Аверс» решило реализовать проект, который бы не просто рассказал о театральных премьерах татарстанских театров и ПФО, но и заглянул бы внутрь, чтобы увидеть те проблемы, которые сейчас волнуют театральные коллективы. Стартом этого проекта можно считать бизнес-завтрак, на который были приглашены специалисты по пиару, то есть те люди, которые занимаются продвижением театрального продукта — спектакля. Задача нового проекта газеты — привлечь внимание аудитории к классическому искусству.
Второй причиной приглашения специалистов по пиару было проведение 28 февраля конференции «Маркетинг «Реального времени», она проводится уже второй раз, поэтому разговор о том, как продвинуть такой сложный продукт, как спектакль, в преддверии конференции был уместен и интересен.
Первой темой, которую обсудили участники бизнес-бранча, было нахождение некоего баланса между желание художника творить нечто сложное и тем, как такой продукт будет продаваться, поймет ли его аудитория и будут ли заполняться зрительные залы. Ведь у каждого театрального коллектива есть свой финансовый план.
«Баланс соблюдать необходимо, и мы в своем театре его соблюдаем. Мы прекрасно понимаем, что есть спектакли, которые нас «кормят», и есть спектакли, которые не очень хорошо посещаются. Например, в этом сезоне мы поставили драму по повести Чингиза Айтматова, в то же время мы прекрасно понимали, что надо поставить и комедию, которая стопроцентно сделает аншлаги. И поставили «Очарованный танцем». Сейчас труппа снова репетирует драму», — рассказал заместитель директора по маркетингу ТГАТ им. Г. Камала Ильшат Латыпов.
То есть, условно говоря, «комедия» — это своего рода паровозик, который прикроет финансовые риски нужного и театру, и части зрителей некассового спектакля. Потому что каждый государственный театр имеет госзадание и должен зарабатывать деньги, например, в прошлом году Камаловский заработал 57 миллионов. Проблема зарабатывания денег еще более остро стоит и в негосударственных театра, которые сами себя содержат.
«Баланс в репертуарной политике должен соблюдаться, главный режиссер и директор нашего театра постоянно это обсуждают, и эти два начала — административное и художественное — этот баланс удачно находят», — подытожил Ильшат Латыпов
«Зрителю важно знать, на что он идет»
По мнению администратора театрального пространства «Угол» Анжелики Фаткуллиной, иногда бывают неожиданные вещи. Спектакль начинает посещать та зрительская аудитория, на которую он изначально и не был рассчитан. «Например, один из самых тяжелых спектаклей, идущих в «Углу» — это «Карина и Дрон», но это не значит, что у него нет своего зрителя. Он сложный по форме, но простой по мысли. Важно, чтобы зритель знал, на что он идет. Важно, согласен ли зритель на эксперимент. Чаще всего, согласен», — полагает Анжелика Фаткуллина.
«У каждого театра своя специфика, в том числе и у музыкального театра. Опера и балет — самые дорогостоящие виды искусства, так сложилось исторически. И это накладывает ограничения на формирование репертуара. ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля в республике единственный, и он должен в своем репертуаре поддерживать шедевры классического искусства. Это русские и зарубежные опера и балет. Но поскольку театр находится в национальной республике, он заботится о том, чтобы в репертуаре были и национальные спектакли, созданные в прошлом веке или написанные в последние годы. Наши возможности таковы, что мы можем выпускать две-три премьеры в год. Начиная с нулевых годов, театр взял практику работать с авторами, начиная от создания либретто и музыкального материала, заканчивая постановкой спектакля», — рассказала заведующая литературной частью оперного театра Жанна Мельникова.
По ее мнению, на оперу и балет зритель идет за сильными ощущениями, в мировом контексте процент комических опер не велик, и люди чаще идут на спектакль с драматическим финалом, чем на комический. В этом принципиальное отличие музыкального театра от драматического.
«Как сохранять баланс в репертуаре музыкального театра? У нас особая задача и особая сложность. Потому что, прежде всего, мы должны сохранять и продвигать спектакли классического и национального наследия, но делать это осторожно, потому что любая ошибка может привести к потере нескольких миллионов рублей, если спектакль не будет пользоваться спросом, и это будут вложения в никуда. В начале нулевых годов в театре были авангардные постановки, но они быстро сходили со сцены. Возможно, нужны такие пропорции: 85 процентов классики и 15 процентов авангардных постановок, такая формула работает», — полагает Жанна Мельникова.
«Зрителя надо развивать»
Тем не менее важный вопрос — развитие зрителя. Вопрос непростой, нерешаемый одним-двумя сезонами. Как рассказал Ильшат Латыпов, в репертуаре Камаловского театра, например, идет спектакль по комедии Мольера «Дон Жуан», он не очень хорошо продается, но стоит в афише, потому что зарубежная драматургия должна присутствовать на сцене национального театра. «Если в столице спектакль получил «Золотую маску», то дополнительная реклама ему не нужна, у нас иначе. Все равно нужно думать о продвижении постановки», — полагает Ильшат Латыпов.
Что больше любит зритель в драматическом театре? Нуар, которым полны телеканалы и желтая пресса, или оптимистические финалы? По мнению директора ТЮЗа им. Г. Кариева Гузель Сагитовой, все-таки светлые финалы милее зрительскому сердцу. Очевидно, люди испытывают усталость от тотальной «чернухи».
Например, а татарском ТЮЗе при постановке спектакля по пьесе «Лейла и Меджнун» отказались от однозначно трагического финала, оставив героев живыми, и дали возможность публике самой домысливать, как сложатся отношения персонажей. И это привлекло зрителей в зал.
По мнению директора ТЮЗа им. Г. Кариева Гузель Сагитовой, все-таки светлые финалы милее зрительскому сердцу. Очевидно, люди испытывают усталость от тотальной «чернухи»
Как продать «Анну Каренину»?
Естественно, цена на билеты влияет на продажи. Но вот пример — дорогие билеты на иммерсивный спектакль «Анна Каренина»: обычный стоит 3,5 тысячи рублей, VIP-билет — 15 тысяч. Постановка идет 4 часа, роман, по которому она сделана, сложный. Как продвигать в смысле продаж «Анну Каренину»? Очевидно, в этом случае как раз необходима специально выстроенная для этого проекта пиар-стратегия.
«Спектакль хорошо посещается и здесь в первую очередь работает «сарафанное радио». Но его надо подстегивать, инициировать, и где-то мы работаем с лидерами общественного мнения. Мы работаем с блогерами, с людьми, которые много пишут о театре, у них сконцентрированная аудитория. У нас самый пиковый момент работы именно в социальных сетях. Прошел спектакль, и начинается период отзывов. Да, в большинстве они положительные. Но и негативные, как на любой спектакль, они есть. Важно на все это четко реагировать и поддерживать эту коммуникацию. Надо объяснять, что это за спектакль. Объяснить человеку в Казани, что такое иммерсивный театр — это сложная задача. И мы занимаемся разработкой рекламной стратегии, занимаемся коллективно», — рассказала начальник пиар-отдела Фонда «Живой город», куда входят и «Угол», и иммерсионный проект «Анна Каренина», Зоя Антонова.
«Хороший продукт сам себя продаст», — полагает Виктор Степанцов, руководитель «Театра на Булаке». С этим согласились не все участники бизнес-бранча, потому что в любом случае зрителя надо информировать, и продвигать спектакли надо. И, по мнению участников бизнес-бранча, здесь нужен комплекс мер — и «сарафанное радио», и соцсети, и блогеры и наружная реклама. А вот с последней в Казани проблемы.
«Хороший продукт сам себя продаст», — полагает Виктор Степанцов, руководитель «Театра на Булаке»
Несколько месяцев назад городские власти запретили многим учреждениям культуры вывешивать баннеры на фасадах, что лишило информации многих зрителей. Афишных тумб, традиционных для многих городов, в Казани почти нет. Афишные стенды — это очень дорогое удовольствие. Тема наружной рекламы, которую подняли участники бизнес-бранча, актуальна, и «Реальное время» в ближайшее время к ней еще вернется. Как и вернется к теме успешных кейсов по продаже театрального продукта.
Продюсирование и продвижение спектакля: проверяем идею, получаем деньги и тумаки
Расскажу, как организовать постановку спектакля, не сойти с ума и заработать, если вы продюсер. Вводные моей истории таковы: дело было в регионе, проект был социальный (первая сложность), театральный (вторая сложность) и совсем не про деньги. Но вполне мог бы принести прибыль, если бы не принципиальная позиция нас – организаторов.
Продюсер: начало
Не знаю, кого представляете вы, когда слышите расхожее «человек-оркестр» или «швец, жнец, на дуде игрец», но перед моими глазами сразу встает многострадальная фигура продюсера.
Моя собственная история продюсирования началась с любви к документальному театру. Кто не в курсе, это такой театр, где основа всему – документ, живые свидетельства, интервью и все, что на них похоже. Начался документальный театр в России в 90-х годах, флагманом этого направления у нас в стране до сих пор остается Театр.doc. К сожалению, документальный театр не особо продвинулся в регионы. Вот этот пробел я и решила заполнить своей инициативой – поставить первый документальный спектакль на Северном Кавказе.
Опыта в организации культурных проектов (как потом выяснилось, сложных и трудозатратных) у меня не было никакого. Но раз назвался продюсером – полезай, понятно куда. Итог – важный для региона документальный спектакль о подростках, который вдоволь поездил по российским и международным фестивалям.
Идея-фикс: найти и поверить
Театр, может быть, и начинается с вешалки, но вот независимый продюсерский проект начинается с идеи. Чем будет отличаться ваш проект от множества других? Почему вы в него так верите? Почему в него должны поверить все остальные? В чем уникальность проекта, которая позже поможет вам успешно его продвигать? Чем вы заинтересуете команду, работающую на результат или за минимальные гонорары? Ответы на эти вопросы желательно знать до первого решительного шага в сторону организационных процессов.
Допустим, идея у вас уже есть. Она гениальна и волнует кровь. Не вводит ли вас в заблуждение собственное самолюбие?
Если идея не работает на фокус-группу, она не работает вовсе.
Как проверить идею
Как проверить работоспособность идеи? Внимание – только не на друзьях и близких. Они, увы, пристрастны. Нам же нужно ровно противоположное – суровая реальность независимых суждений. Тут можно воспользоваться одной практической хитростью, которой меня научили на драматургическом мастер-классе. Небольшой проверочный тренинг для идей, а заодно и прокачка коммуникативных навыков.
Допустим, вас посетила гениальная идея провести театральный фестиваль для владельцев кошек и их питомцев. Хорошо. Кто знает, может, и такое кому-то нужно? Представьте себе среднестатистического потребителя вашей идеи: кто он, сколько ему лет, где он обитает, чем живет?
Допустим, вы пришли к мнению, что ваш будущий зритель ходит за покупками в магазины у дома, потому что близко и удобно. Значит, дома его кто-то ждет. Возможно, кошки. Вот с ним, вашим будущим зрителем, вы и попытаетесь заговорить в ближайшем магазине ближайшего спального района.
Ваша задача: остановить, заинтересовать, уложиться в минуту времени при пересказе своей идеи, внимательно послушать фидбэк. Сформулируйте вопросы заранее, чтобы не додумывать все на ходу. И стройте их так, чтобы человек вам дал развернутый ответ, а не просто «да» или «нет».
Что в итоге? Опробованная идея и несколько дополнительных бонусов, как и обещала:
Если идея работает, можно переходить к следующим этапам.
Дайте денег: где искать средства, куда податься
Суровая правда жизни такова, что только своими ресурсами – финансовыми, эмоциональными, какими угодно – в продюсировании не обойтись. Попытаться, конечно, можно, но зачем плескаться в ложке воды, если можно поплавать в океане? На худой конец, в бассейне с хлорированной водой.
Хотите больших масштабов и развития – рано или поздно вам придется искать единомышленников и партнеров.
Расскажу про свой опыт поиска финансирования культурных и социальных проектов. Алгоритм можно подвести при желании под другие отрасли.
Ищем партнеров
Напомню, что моя идея заключалась в постановке первого документального спектакля на Северном Кавказе. Выбор региона был не случайным. Я оттуда родом, следовательно, прекрасно знаю контекст и имею много полезных контактов.
Это всегда плюс – представлять, куда и зачем вы идете, кто вам, в случае чего, поможет в задуманной авантюре.
Что я сделала первым делом? Связалась со своей знакомой, возглавляющей одну культурную институцию в интересующем меня регионе. На следующий день сидела уже у нее в кабинете, презентовала идею и возможности ее реализации. Никакой специальной презентации не рисовала – со мной был мой личный блокнот с раскладкой основных смысловых точек проекта, списком возможных участников, описанием способов работы. Этот скелет оброс мясом конкретики в процессе обсуждения с собеседником – потенциальным партнером. Через месяц мы уже запускали проект.
Важно знать среду, в которую вы идете со своим проектом, и уметь с этой средой наладить контакт.
Получаем финансирование
Партнера по проекту вы, допустим, нашли. В моем случае это была площадка, имя и хороший организационный ресурс. Где искать деньги? Первое, что нужно сделать – изучить, как распределяются финансовые потоки в вашей отрасли. Другими словами, кто и во что вкладывает?
В случае с продюсированием культурных и социальных проектов стоит обратить свой взор в сторону крупных частных благотворительных фондов.
Источники грантовых денег на культурные, социальные, образовательные проекты (частные фонды и государственные организации)
Изучите электронные ресурсы подходящих вам фондов и список реализуемых ими программ. Какие проекты они финансируют? Что их объединяет? В чем их общая миссия? Там же обычно приводятся формы заявок на актуальные гранты.
Вот некоторые из активных игроков на этом «рынке»:
Есть и государственные источники грантовых денег:
На этом легкая часть миссии заканчивается. Начинается стрессовая. Теперь вам нужно корректно и подробно эти заявки заполнить. Чем детальнее проработана заявка, тем выше вероятность ее успеха.
Собственно, все. Осталось ждать решения экспертного совета выбранного вами фонда.
На свой проект мы получили грант Фонда Прохорова по программе «Новый театр» – 1,3 млн р. из максимально возможных 1,5 млн р.
Бездна дедлайнов
В один прекрасный день наступает тот самый момент, когда все документы подписаны, команда собрана, финансирование худо-бедно найдено. Поздравляю, вы вошли в активную фазу организации проекта.
Здесь можно дать универсальный совет – не впадайте в отчаяние от форс-мажорных ситуаций и смс в 4 утра с посылом «ахтунг!». Поверьте, они будут.
Горит реквизит – тушите пожар, отказала площадка – ищите новую, сломался принтер – пишите от руки. Главное – не паникуйте.
Человеческий мозг творит чудеса, если не отчаиваться и действовать.
Продюсер и его нервные переписки
Документальный спектакль мы должны были поставить за рекордные 2 недели. Подготовка заняла 8 месяцев. Даты приезда, отъезда, занятость постановочной команды и актеров – все это нужно начать обсуждать минимум за полгода до планируемого события. Такова специфика театрального процесса – он мыслится сезонами, долгими месяцами, и планируется загодя. За полгода у вас должны быть примерные даты и согласованные маршруты, предпочтения по питанию и проживанию.
Чудесная команда нашего проекта практически полным составом летела из Москвы. По датам мы решали спонтанно, потому что совет из предыдущего абзаца тогда еще не был рожден практикой. Затем был выстроен график работы: когда, что и почему мы делаем (просмотры площадок, репетиции, подготовка сценографии и старались ему следовать. Заранее должны быть организованы и все передвижения, питание, экскурсии (очень важная часть работы – знакомство с контекстом региона). Желательно взять себе дельного помощника, который будет вам помогать в вашей беготне по кругам организационного ада.
Продюсер получает все шишки. У репетиционной площадки поменялось расписание, а сказать об этом забыли? Виноваты вы. Конфликт творческой команды с клинингом? Отвечаете вы. Кто-то потерял чеки на купленные для спектакля светодиодные фонарики? Ну вы поняли. Будьте к этому готовы.
Начинайте медитировать за несколько месяцев до проекта.
Как бы вы не старались, все равно что-то пойдет не так. Помните об этом. Но до начала активной фазы все же постарайтесь продумать максимальное число возможных «что-то идет не так», найдите контакты нужных людей, которые быстро помогут решить ту или иную проблему.
Приходите, мы хорошие: как пиарить, а как лучше не надо
Продвижение, PR – важная часть подготовительной работы. Хотите, чтобы ваш проект «прозвучал», нашел своего зрителя, спас (на худой конец – изменил) мир и принес вам деньги? Тогда, пожалуйста, не забывайте о разработке стратегии продвижения.
Профессионального пиарщика в команде нашего проекта не было. Пришлось ориентироваться на собственный опыт и чутье. Заранее скажу – лучше так не делать. Если есть возможность, привлеките профессионала, желательно, разбирающегося в вашей отрасли и не грешащего в пресс-релизах фразами вроде: «Спектакль поставлен по сценарию Шекспира» (на всякий случай, сценарий – для кино, в театре – пьеса).
Минимальный чек-лист для PR-продвижения:
За 2 недели до премьеры мы уже начали говорить о проекте на местном телевидении. В разных сочетаниях команда появлялась в эфире программ (новостных, узкоспециальных, ток-шоу) в рамках коротких блиц-интервью, основательных интервью, новостных блоков.
Фото с показов спектакля и репетиций
Возможно, есть еще много чудесных способов продвижения своего проекта. Мне кажется, что и озвученного минимума вполне может хватить. Мы показали спектакль 5 раз, и его посмотрели около 1 100 человек. Для камерного социального не репертуарного театрального проекта – not bad.
P. S.: Не забрасывайте уже выпущенные в жизнь проекты. Наш спектакль поездил по городам России, был показан на международном фестивале в Италии, потому что продюсер не забывал посылать заявки на участие в интересных ему фестивалях и конкурсах.
Проект сдан. Да здравствует проект!
Момент после премьеры. Что может быть эйфоричнее? Ты выходишь на сцену, видишь счастливые лица, понимаешь – все не зря. Для чего же еще все это затевалось, как не для этого момента удовлетворения всех продюсерских амбиций? Выпив шампанское и сказав все слова благодарности, не забудьте задать себе самый главный вопрос: «Что делаем дальше?».
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Как привлечь молодежную аудиторию в театр?
«Руководитель автономного учреждения», 2015, N 6
Задуматься о целенаправленном привлечении молодежи театр заставили творческие задачи: учреждению недостаточно ниши ТЮЗа, где практически не играют вечерних спектаклей и куда не ходит взрослая аудитория. Закрепление исключительно в этой нише сильно влияет на творческую составляющую (в частности, артисты перестают быть допущенными к серьезному репертуару). Нам же было важно добиться репертуарного разнообразия, при этом сделав упор на вечерние спектакли. А чтобы они стали востребованы зрителями, театру пришлось перестроить свою работу по продвижению.
Но, поскольку основная задача театра заключалась в том, чтобы обратить внимание зрительской аудитории на вечерние спектакли, мы значительно повысили свою активность в Интернете. К этому шагу нас подтолкнул следующий факт: целевая аудитория, на которую рассчитан вечерний репертуар, почти полностью совпадает с интернет-аудиторией.
Более того, в определенный момент мы приняли решение заменить должность заведующего литературной частью должностью PR-специалиста, который будет заниматься продвижением театра в Интернете всеми доступными средствами (через сайт учреждения, социальные сети, работу с дружественными информационными агентствами). Такой человек сейчас работает в театре.
Вперед, в Интернет!
Так, на страничке во «ВКонтакте» общение носит игровой характер: регулярно устраиваются различные акции, конкурсы, размещаются забавная информация, интересные фотографии, отсылающие к тому или иному спектаклю (а не напрямую его реклама). Весь этот контент, на который очень хорошо реагирует молодежная аудитория, становится прекрасной основой для использования вирусных технологий: участники группы делают перепосты, ставят «лайки».
Но информация, размещенная в новостной ленте группы, очень быстро смещается вниз, то есть становится менее читаемой. Поэтому театр поставил перед собой задачу регулярно, несколько раз в день пополнять ленту новыми сообщениями, причем было определено время, в которое лучше всего это делать. Сообщения выставляются в 9.00, когда люди начинают свой рабочий день, после обеденного перерыва, в конце рабочего дня и в 22.30 (самое плодотворное время: новость находится в верхней части новостной ленты всю ночь и еще утро). Таким образом, информация на странице во «ВКонтакте» обновляется и обсуждается очень активно.
В Facebook мы ведем себя иначе. Если подобным образом «заваливать» ленту новостями, можно получить отток участников группы. Поэтому здесь информация выдается дозированно и не каждый день, к тому же направленность сообщений иная. На страничке в Facebook меньше «игрушек», розыгрышей билетов, в основном выкладывается информация о спектаклях и театре, которая должна заинтересовать участников группы.
Впрочем, во всех социальных сетях, где мы присутствуем, в сообщениях размещаются так называемые кнопки: они призваны сократить расстояние между информацией, относящейся к спектаклю, и действием, которое может совершить участник группы. Таких кнопок две: телефон кассы театра и ссылка на городской сайт kassy.ru. Иными словами, у интернет-пользователя должна быть возможность напрямую перейти от общения к покупке билета, а это и есть конечная цель, которую ставит перед собой театр.
А поскольку информагентства тоже обзавелись группами в социальных сетях, они разыгрывают среди участников своих групп пригласительные билеты на спектакли в наш театр. Таким образом, мы получаем еще и аудиторию электронных СМИ (а это в некоторых случаях до 9 тыс. человек): многие увидят информацию о розыгрыше, а какая-то часть пользователей перейдет по ссылке на страничку театра в соцсетях. И это также является инструментом поиска и привлечения целевой аудитории театра.
«Вирус», розыгрыш, игра
Поскольку молодежная аудитория очень хорошо реагирует на всевозможные акции, организация их в Интернете стала одним из направлений нашей работы. Некоторые идеи оказались удачными, а часть мероприятий не достигла того эффекта, которого мы ожидали.
Например, театр придумал акцию «Два пригласительных для мэра». Ее суть в том, что зритель, совершивший наибольшее количество чекинов (сообщений о своем местонахождении) в социальной сети Foursguere, получает титул мэра и награждается пригласительными билетами на спектакль. Акция была задумана ради того, чтобы активизировать общение в тех соцсетях, в которых театр присутствует номинально («Одноклассники», Foursguere, Instagram).
Пытаясь привлечь аудиторию Foursguere, театр в рамках упомянутой акции разыграл пригласительные, но запланированного эффекта не получил: мы надеялись, что пользователи соцсети будут захвачены духом соревновательности и захотят сместить победителя с занятой «должности» мэра. То ли сам Foursguere не получил такого активного развития в Кемерове, то ли театр не обратил на это мероприятие должного внимания интернет-сообщества, но наши ожидания не оправдались.
Вообще мы придумываем много поводов для розыгрышей пригласительных. Например, несколько месяцев назад театр решил поощрить таким способом 10-тысячного участника нашей группы во «ВКонтакте» (им оказался пользователь, который вступил в группу в два часа ночи). Однако здесь надо действовать осторожно, чтобы не получить ситуацию, при которой жители города будут так избалованы бесплатными пригласительными, что никому и в голову не придет мысль покупать билеты. Поэтому при раздаче пригласительных важны избирательный подход и четкое понимание цели подобных поощрений.
Открыться для общения
Когда восемь лет назад театр для детей и молодежи провел сплошное анкетирование зрителей (в течение двух месяцев было собрано несколько тысяч анкет), мы в числе прочего изучали те «крючки», которые побуждали жителей города прийти к нам на спектакль. Результаты того опроса показали, что благодаря Интернету в театр пришло 2% опрошенных зрителей, а в остальных случаях источником информации были афиши, реклама на радио и пр.
Сегодня соотношение совершенно другое. На вопрос анкеты «Откуда вы узнали о театре?» сейчас порядка 40% респондентов отвечают: «Из Интернета». На мой взгляд, это и есть показатель эффективности используемых технологий продвижения.
Более того, сегодня мы точно знаем, каков портрет зрительской аудитории: 70% ее составляют девушки в возрасте от 24 до 26 лет (что, кстати, видно уже при беглом взгляде в зал во время спектакля), проживающие в Ленинском районе Кемерова. Эти данные, полученные при анкетировании, полностью совпадают со статистикой по участникам нашей группы во «ВКонтакте».
Теперь предстоит сделать следующий шаг: начать выделять «агентов» из общего числа зрителей и работать с ними адресно. Скорее всего, для них будет создана отдельная группа в соцсети, они будут приглашаться на предпремьерные показы и т.д.
Намерение театра разнообразить свой репертуар проявилось в числе прочего в том, что для постановок выбираются самые разные, порой неожиданные площадки. Так, одна из постановок проходит в нашем кафе: зрители (всего 30 мест) сидят за столиками, пьют горячий шоколад и глинтвейн, а само действие спектакля тоже происходит в кафе. В трех спектаклях публика сидит прямо на сцене (всего 70 мест), некоторые постановки рассчитаны на камерный зал театра (45 мест).
В 2014 г. средняя заполняемость зрительного зала театра составила 90%, в то время как в муниципальном задании был прописан показатель 71%. Конечно, аншлаги бывают не на всех спектаклях, на серьезные постановки билеты продаются сложнее, чем на комедии. Но итоговый показатель по посещаемости театра мы все-таки считаем высоким.
Во-первых, организуется рассылка по электронным и печатным СМИ. Причем делается это в два этапа: заранее и за четыре-пять дней до события (такой срок нужен газетам, чтобы они успели опубликовать анонс перед выходными).
Во-вторых, информация дозированно и в разных формах размещается в социальных сетях, а также на сайте учреждения.
Иными словами, при продвижении мероприятий опора на интернет-аудиторию сохраняется. Но в то же время учреждение использует все традиционные формы работы (афиши, рекламу в СМИ), доступные при нашем бюджете.