Поздравление с днем монашеского пострига
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 23-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Временное управление Андреевским ставропигиальным монастырем поручено митрополиту Каширскому Феогносту
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым
Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей
Архив
Патриаршее поздравление митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с 50-летием монашеского пострига
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с 50-летием монашеского пострига.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, постоянному члену Священного Синода Русской Православной Церкви
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
В день 50-летия Вашего монашеского пострига сердечно поздравляю Вас с этим юбилеем и молитвенно желаю крепости сил для дальнейшего, столь же ревностного и многообразного служения Церкви и Отечеству.
Знаменательно, что это духовно значимое событие, определившее всю Вашу последующую жизнь, было совершено полвека тому назад в Иоанно-Богословском храме при Ленинградских духовных школах Вашим другом и аввой архимандритом Никодимом (Ротовым), впоследствии митрополитом Ленинградским и Новгородским, 80-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Получив богословское образование в Ленинградской духовной академии, празднующей ныне 200-летие своего бытия, и приняв священный сан, Вы всецело посвятили себя служению Святой Церкви. За минувшие годы Вы многое сделали для того, чтобы Ее миссия в современном мире была убедительна и плодотворна.
Более тридцати лет Вы мудро управляете Московской епархией. Древняя земля Подмосковья, освященная молитвами и трудами подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников Российских, засияла куполами вновь открытых и восстановленных храмов и монашеских обителей. Вашим попечением созидается полнокровная церковно-приходская жизнь, открыта и действует Коломенская духовная семинария, издается периодика и литература духовно-нравственного и просветительского содержания, успешно осуществляется социальное и общественное служение.
Как постоянный член Священного Синода и председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Вы с присущей Вам тщательностью и ответственностью совершаете то многотрудное дело, на которое поставил Вас Господь.
О масштабности ваших трудов на ниве Христовой свидетельствуют многочисленные награды, среди которых ордена не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Церквей, а также государственные награды.
Преданность делу Церкви, открытость к диалогу, умение находить общий язык с людьми самых разных взглядов и убеждений снискали Вам уважение и любовь многих людей. Вы пользуетесь заслуженной известностью как многоопытный иерарх, усердный труженик и вдохновенный проповедник.
В этот памятный день от души желаю Вам, дорогой Владыка, всесильной помощи Божией в Ваших дальнейших архипастырских трудах во благо Церкви Христовой, доброго здравия и духовной радости на многая лета!
С любовью о Господе
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви
Добро пожаловать на наш приходской сайт!
Поздравление отца настоятеля с днем монашеского пострига
18 марта – день пострига в мантию иеромонаха Марка (Шляхтина), настоятеля кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Сердечно поздравляем отца Марка со знаменательным событием – 8-ми летием со дня монашеского пострига! Молитвенно желаем доброго здравия и духовной радости!
Всещедрый и Всемилостивый Господь да ниспошлет Вам мир Свой, обновит душевные и телесные силы и подаст Свою обильную помощь для совершения дальнейших трудов во славу Святой Церкви. Многая, благая и спасительная лета!
С любовью о Господе, работники и прихожане кафедрального собора
преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Седмица 24-я по Пятидесятнице (ев. чтения 26-й седмицы). Апостола и евангелиста Матфея (60).
Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979).
Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938).
Утр. –Ин., 67 зач., XXI, 15–25.Лит. –1_Сол., 267 зач., II, 20 – III, 8.Лк., 75 зач., XIV, 12–15.Ап.:1_Кор., 131 зач., IV, 9–16.Мф., 30 зач., IX, 9–13.
Поздравление с годовщиной монашеского пострига
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Сергий!
11 июля 2020 года – знаменательная для всех нас дата. В этот день исполняется ровно 15 лет, как Вы, отринув мир, приняли монашеский постриг с именем одного из самых любимых и почитаемых русских святых – преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.
15 лет – это серьёзный срок, и почти две трети этого времени Вы несёте послушание настоятеля Давидовой пустыни. Церковь Христова стала для Вас новой семьёй, а обитель преподобного Давида Серпуховского, чудотворца – новым домом.
Подобно преподобным Сергию и Давиду, которые покрыли своей отеческой любовью и заботой бесчисленное множество верующих, Вы сегодня несёте свет веры Христовой многим жителям села Новый Быт, городского округа Чехов, братии, прихожанам и паломникам Давидовой пустыни.
Все годы Ваших игуменских трудов монастырь продолжает преображаться, в его стенах всё чаще можно услышать молодые голоса, всё больше людей приходит сюда, чтобы услышать проповедь Святого Евангелия – напиться «воды живой» (Ин. 7:38). В столь непростое время, время эпидемий, политических и экономических кризисов, только истинная вера – Вера Православная – может служить человеку поддержкой и опорой, и Вы являете эту веру людям на личном примере, по слову апостольскому (Евр. 13:17).
Пусть же Господь Бог Всемогущий молитвами Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы, преподобных Сергия Радонежского и Давида Серпуховского, подаст и Вам отрады и утешения на избранном пути, крепости духовной и сил телесных в созидание Святой Церкви Христовой, радости и благодати!
Многая и благая лета!
Братия, сотрудники и прихожане Вознесенской Давидовой пустыни
Слова наставлений при постриге в монашество
Всечестная монахиня Ксения! Ты сподобилась дать обеты своего сердца Богу. Мне вспоминается сейчас первый постриг, который я совершал много лет назад в Горненском монастыре близ Иерусалима над одной из его насельниц. Я тогда дал ей имя Ксения, в честь преподобной Ксении, и сказал: «Все мы странники и пришельцы в этой жизни, и ты шествуешь по этой земле, как странница, и ты достигла святого града Иерусалима».
С тех пор уже прошло много лет. На Руси же зажглась новая звезда, когда Святая Церковь прославила в лике святых блаженную Ксению Петербургскую. И ее святой образ влечет многих, желающих спасения. В этой древней земле, в этой святой обители один из престолов посвящен Ксении Петербургской. День ее памяти стал праздником обители. Имя блаженной Ксении, которое носит настоятельница, напоминает всем о подвигах жизни этой великой подвижницы, своим предстательством пред Богом до сих пор творящей чудеса.
Господь так промыслительно устроил, что этот женский монастырь возрожден одним из самых первых в России, и здесь собрались не умудренные десятилетиями монашеского опыта, а пришли люди из мира, которые воссоздали древние монашеские обычаи и традиции.
Бог устрояет стопы человеческие. В своем земном паломничестве неизвестно, где придется проходить тебе будущее монашеское служение, но на всю жизнь запомни, что твоя небесная покрови-
тельница блаженная Ксения Петербургская будет неотступно помогать в твоей жизни, в монашеских подвигах и духовном возрастании, в служении ближним. Все то, что здесь восприняла ты доброго в своем сердце, старайся сеять и в других местах, как учил преподобный Серафим Саровский, сеять Божию пшеницу на любой почве: и доброй, и каменистой, и при дороге, а Бог будет взращивать брошенное тобой семя. Самое главное: я желаю тебе, сестра, сохранить до конца дней твое монашеское призвание, сохранить в сердце целомудрие, чистоту и любовь к ближним, и да поможет тебе во всем этом Господь, Его Пречистая Матерь, и твоя небесная покровительница блаженная Ксения Петербургская.
Дорогая монахиня Таисия! Сегодня в этом святом храме Господь принял обеты твоего сердца. В чине монашества у христиан меняется имя, и этим знаменуется их второе рождение для жизни во Христе. И, конечно, в первую очередь твоя мысль обращена к новой небесной покровительнице, блаженной Таисии. Мне хочется в нескольких словах рассказать тебе и всем здесь присутствующим ее краткое житие, которое от пятого века сохранилось в Церкви.
Святая Таисия родилась в Египте и была воспитана в христианском духе. Лишившись родителей, она посвятила свою жизнь Богу, раздала все имущество, а свое жилище обратила в приют для отшельников-монахов. Но случилось так, что по попущению врага рода человеческого Таисия лишилась своей святости и чистоты и предалась греху и пороку. Когда монахи узнали о падении той, которая оказывала им прибежище, то попросили своего наставника Иоанна пойти к Таисии и вразумить ее, отвратить от греха и обратить на путь спасения. Они заверяли старца, что будут слезно молиться об успехе этого дела.
Краткое житие повествует, что старец пришел в дом, где жила Таисия, и сказал привратнице, что он желает видеть ее госпожу. Служанка встретила старца враждебно, говоря: «Зачем ты пришел? Она ради вас всего лишилась, все раздала и сейчас несчастна». Он же сказал, что хочет вручить ей некий дар. Об этом передали Таисии, а та подумала: «Старцы часто ходят по берегу моря и находят бисер. Может быть, он принес его?» И она решила принять старца.
Очень трогательно описывает житие встречу Таисии с этим старцем. Он сел против нее, склонил свою голову и вместо того, чтобы
говорить, горько заплакал. Она спросила: «О чем ты плачешь?» А он отвечал: «С состраданием взираю на твое лицо, которое искажено злом диавола, причинившим его тебе, потому что ты готовилась стать невестой Христовой и изменила Господу». Таисия спросила: «А есть ли для меня покаяние?» Этот вопрос был не праздным, он отражал движение ее души под влиянием Божией благодати. Старец сказал: «Да. Господь милосерд. Он ожидает твоего спасения и обращения». И она отвечала: «Я готова идти за тобой для того, чтобы исправить свою жизнь, чтобы спастись».
Он проснулся поздно ночью оттого, что увидел некий светлый луч, который соединял небо с землей у того места, где спала Таисия. Он ужаснулся, а ему было сказано, что Господь через Своего Ангела берет на небо душу Таисии. Старец подошел к Таисии и убедился, что она умерла. Его недоумение рассеял Ангел Господень, сказавший, что Бог принял ее покаяние, что одного движения ее души, ее решения покаяться и чисто жить было достаточно, чтобы наследовать Царство Божие. Старец похоронил Таисию и, вернувшись к инокам, поведал им, что произошло.
Блаженная Таисия отныне будет твоей небесной покровительницей, укрепляя тебя в монашеской жизни.
Мы переживаем очень ответственное время, когда всюду возрождается церковная жизнь, и она требует от всех нас жертвенности, преданности Христу и Его Церкви, чтобы народу, жившему десятилетиями в безбожии, нести свет веры, научать добродетели, своей жизнью показывать, что возможно исполнение заповедей Христовых, что существует чистая и непорочная жизнь. Нелегко нести этот подвиг в мире, полном соблазнов и распущенности, но в этом и состоит подвиг. Монашество называют постоянным мученичеством, потому что человек, преодолевая в себе все злые наклонности, греховные помыслы, выходит победителем при помощи благодати Божией. Все это ты знаешь, пробыв несколько лет в святой обители.
Я поздравляю тебя, дорогая матушка, с принятием монашества и надеюсь на то, что ты найдешь в себе внутренние силы послужить Христу и Его Церкви, как ты это обещала. Тот, кто живет монашеской жизнью, знает, что это духовная радость, когда, ничем не обремененная, ты можешь всю себя посвятить Богу. Нет на земле более высокого и святого звания, чем иноческое, и делания выше монашеского подвига. Я от всей души желаю тебе радости духовной, сил от Господа и надеюсь, что мать игумения Ксения, которая уже воспитала много достойных подвижниц здесь, в Ново-Голутвине монастыре, останется для тебя духовной матерью и во всякое время в ее лице ты найдешь поддержку, помощь и утешение.
Всечестная монахиня Елисавета! При возрождении древней обители, находящейся под особым покровом Царицы Небесной через Ее чудотворный образ Смоленской иконы, ты сподобилась сегодня восполнить число монахинь этого монастыря.
Восстановление церковной жизни идет в условиях, когда внешний мир попирает нравственные законы, стремится к материальным благам и житейским утехам. В противовес этому восстают обители святые, в которые приходят люди разного возраста, добровольно отрекаясь от мирской суеты, избирая нищету духовную и служение ближним в ангельском, монашеском образе. Ты первая восполняешь, начинаешь чреду тех, которые приходят к игумении Серафиме, чтобы здесь создать святое сестричество для личного спасения и ради примера для всех, кто ищет спасения, кто ищет веру в Бога, дорогу к храму.
Уже позади те треволнения внешнего мира, когда обсуждали, как же будет жить обитель в соседстве с музеем и другими светскими организациями, которые сегодня наполняют это святое место. Мы видим, что с терпением, с надеждой на Матерь Божию и всесильную помощь Спасителя мира вступают на эту святую землю те, кто избирает иноческий постриг, не ища ни удобств, ни славы, а только служения Богу и ближним. Мы стремимся, насколько нам хватает сил, к смирению и твердости, чтобы в вере осуществлять и свое личное спасение, и показывать путь верным сынам и дочерям
Церкви Христовой, и тем, кто по условиям жизни имел атеистическое воспитание, но сейчас получает возможность обратить свой взор к небу, к Богу, к вечному спасению.
Сегодня на твоем постриге присутствовало большое число наших прихожан. Этим мы хотели засвидетельствовать, что монастырская жизнь начинается на глазах у всех и с помощью всех, и так мы намерены идти дальше, мечтая уже о том времени, когда в праздник Смоленской иконы Божией Матери переступит порог этой обители Предстоятель нашей Церкви и возглавит богослужение в Смоленском соборе.
Сейчас же в тишине наших келий мы созидаем начало монашеского делания. Мы рады, что верующие люди с пониманием и с трогательной любовью относятся к первым насельницам этой святой обители и первым усилиям, которые предпринимала игумения Серафима для становления монашеской жизни.
Всечестная монахиня Алексия! В этом храме, который многие десятилетия был для города Серпухова светом духовным среди тьмы безбожия, совершился твой монашеский постриг. Мы живем в то время, когда через нас, недостойных и грешных людей, Бог возрождает на Руси Свою Церковь, монашество и поразрушенные святы-
ни. Вот уже четыре года в Серпухове совершает свое спасительное служение мужской Высоцкий монастырь с его насельниками. Но во граде сем был и женский монастырь. Сегодня мы имеем уверение, что в ближайшее время восстановится монашеская жизнь и в этом монастыре, который основал святитель Московский Алексий.
Владычний монастырь был сначала мужским, а потом, еще в древности, преобразовался в женскую обитель. Монастырские строения и храмы ныне пребывают в оскверненном и разрушенном состоянии, но Бог, не желающий смерти грешников, принимающий их покаяние по благости Своей, возвращает в наши руки для возрождения эту древнюю святыню. Так происходит и с другими обителями, как в нашей Московской епархии, так и по всему лицу Русской земли.
По-человечески, может быть, страшно приступать к возрождению святыни в то время, когда кругом смута, бедствия, страдания и экономические трудности, но, возлюбленная сестра, всегда духовное восстановление в народе начиналось со святынь, и народ был силен и славен и процветал, когда сердце его горело верой в Бога и он жил по заповедям Божиим. Сегодня Господь открывает нам эту возможность: в покаянии и смирении прийти во Владычний монастырь для того, чтобы возобновить в прежнем величии и славе духовной как здания монастыря, так и монастырскую жизнь. Только вера сегодня способна возродить душу российского народа и вернуть его к основам нравственности.
Монашествующие, как богоугодная живая жертва, приносятся Богу для того, чтобы быть посредниками между верующим народом и Спасителем. Мы молимся Пресвятой и Пречистой и Преблагословенной Владычице нашей Богородице, Которая избрала здесь это место для спасения монашествующих, и надеемся, что Она непостижимыми Божиими путями поможет тебе и твоим сестрам воссоздать монастырскую жизнь.
Мы видим, что Господь милостив и благоутробен, ибо Он жителям этого града дает многие благословения. Открываются храмы, и свет Христова учения будет обращен к сердцам людей.
Мы надеемся, что когда в шестисотлетний юбилей преставления преподобного Афанасия Младшего, чьи мощи недавно были обретены в Высоцкой обители, посетит Серпухов Святейший Патриарх Алексий II, он уже увидит малую монашескую общину, которая будет подвизаться во Владычнем монастыре.
Господь и люди Его были сегодня свидетелями твоих монашеских обетов, и Бог всегда будет помогать и ободрять тебя в твоем
подвиге, и будет в то же время ждать дел милосердия, примера святой и чистой жизни. Замечательно сказано в чине пострижения, что не по словам, которые даются в обете монашеском, Господь будет нас судить, но за то, как мы исполним наши обеты, которые даем пред Ним.
Отныне святитель Московский Алексий является твоим небесным покровителем, заступником и помощником. Не надейся на свои и чужие человеческие силы, надейся на помощь и силу Божию. Господь никогда не оставит тебя и пошлет тебе и добрых людей, и созидателей обители, и помощниц, с которыми во славу Божию и во славу этого древнего града и его жителей будет восстанавливаться и воздвигаться монастырь.
Сердечно поздравляю тебя, дорогая сестра Алексия, с началом твоего монашеского подвига и желаю, чтобы милость и благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, укрепляла, вразумляла и наставляла тебя. Гряди же с миром на предлежащие тебе труды.
Поздравление с днем монашеского пострига
Посвящается монахине Магдалине
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8).
Сердце монахини
Бескорыстное…
Сердце доброе, чуткое,
Ангельски чистое;
Пламенной верой,
Любовью горит,
Сияет надеждой,
Молитву творит…
Сердце монахини –
Много в нем места,
Вымолит многих
Христова невеста.
«Не обилие слов умоляет Бога, но душа, чистая и являющая добрые дела» (Свт. Иоанн Златоуст).
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4,23).
Посвящается иеромонаху Савве
«Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5,16).
Как пограничная застава –
Мужской Успенский монастырь,
В нем на посту священник Савва:
Читает Господу псалтырь.
Хранит молитва силой вышней
Пространство света и добра,
Нас учит верою Всевышний
Сражаться против духов зла.
Молитвой сильной, непрестанной,
Надеждой ясной и постом,
Любовью в сердце неустанной,
Всепобеждающим Крестом.
И молится священник Савва
В монастыре за годом год,
Да крепнет русская держава,
Да будет свят ее народ.
«Мир стоит молитвой. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет» (Схимонах Силуан).
«Не стоит село без праведника… Ведь это о нас – о всем мире, который давно бы уже пришел к своему печальному концу, если бы не было на земле монастырей, если бы не жили в них иноки – молитвенники за нас, грешных. Это они своим строгим воздержанием восполняют наше бесконечное потакание грехолюбивой плоти. Это они своими всенощными бдениями и неустанной молитвой покрывают наше нерадение и леность к молитве. Уйдя из мира, отрешившись от всех земных привязанностей и удовольствий, покинув нас, они оказываются нам иногда более верными друзьями и помощниками, чем самые наши родные и близкие, ведь их молитва незримо хранит нас. И кто в этой жизни может сказать, от скольких бед уберегла нас эта потаенная от мира молитва. Мы узнаем об этом, когда шагнем за порог вечности. А пока вознесем свою пусть слабую, но искреннюю и благодарную молитву о тех, кто молится за нас, кто избрал для себя трудную долю – быть на Божественной страже мира» («Твердыни Православия»).
Посвящается новопреставленному иеромонаху Питириму
«Вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал.4,26).
ОН УМЕР НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Он умер на Святой Земле,
Господь забрал его к Себе
В Небесный Иерусалим,
В селенья райские к святым,
Где он познает в совершенстве
Любовь в ее святом блаженстве,
Где юности его расцвет
Бессмертия увидит свет.
«Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье – наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной». Перед духовным взором каждого из нас раскрывается дивное, святое зрелище, о котором нам говорит слово Божие: прекрасный нерукотворенный небесный Иерусалим – тот духовный град, обитатели которого будут наслаждаться вечным блаженством в будущей жизни. Солнцем, освещающим этот небесный град, будет Сам Господь Иисус Христос. В нем никто не будет знать слез, скорбей и болезней и, охваченный радостью вечного общения с Небесным Отцом, не будет и вспоминать о своих земных слезах и страданиях. У раскрытых дверей этого небесного Иерусалима встречает души людей Сам Хозяин этого града – наш Небесный Отец. Для того Сын Божий и приходил на землю, чтобы никто из нас не погиб, но каждый из нас стал участником вечных радостей в этом небесном граде» (Митрополит Николай Ярушевич).
«В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12,11).
Они живут как будто бы крылаты,
Как ангелы летают над землей,
Как воины воюют с сатаной,
Бог дал им меч молитвы, веры латы.
Бог дал им послушание любви
Взрастить в душе и ангельскую кротость,
Смирение, изгнав из сердца гордость,
Как демона-денницу из груди.
Бог дал им светлую и ясную надежду,
Всецелое на Бога упованье,
Сыновнее святое покаянье
И иночества черную одежду.
Отринув все печали мира, страхи,
Как ангелы летают над землей,
Сияют ангельской любовью, чистотой,
Зовут их православные монахи.
«Из любви к Господу своему оставили они в мире сем родных, родителей, богатство и имение, ибо слышали, что блажени нищии духом (Мф.5,3). И за сие ожидает их Горнее Царство.
Тела свои соделали они храмами Духа Святаго, строгостью жизни своей препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали они жизнь свою.
Распяли они души свои, пригвоздили ко кресту тела свои и подвижничеством своим умилостивили Творца своего.
Увидели они, что мир преходит, что удовольствия его скоротечны, что все в нем для обладающих им то же, что сонная мечта.
Господь наш в Евангелии Своем обещает блаженство тем, которые усердно и бдительно служат Ему.
К таковым простирает Он десницу Свою, таковым дает награду, таковых посаждает с Собою за трапезою жизни.
На таковых возлагает венцы, и вкушают они блаженство в чертоге Его за скорби, понесенные с Ним с утра до вечера.
Горнее Царство ожидает к себе тех, которые одержали победу в брани и прославились тем. Ангелы, по обычаю своему, нисходят подкреплять борцов во время брани.
Рай отверзает им врата свои; вселяются они в обители света и упокоеваются там.
Ангелы дивятся славе перстных, потому что облекаются они в славу, подобную славе существ духовных» (Св. Прп. Ефрем Сирин).
«Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтобы вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассмотрению и испытанию» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
«Не смотря на то, что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире. …
Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир» (Закон Божий).
«Монашеская жизнь — это тайна за семью печатями. Ее не объяснишь. И преподобный Иоанн Лествичник говорит: если бы люди знали, какая радость монашеской жизни, весь мир бы ушел в монастырь. Если бы знали, какие сложности бывают в монашеской жизни, никто бы вообще в монастырь не пошел. Это тайна за семью печатями, особая жизнь. Можно чуть-чуть теоретически об этом говорить, а чтобы понять всю полноту, радость жизни с Богом, надо самому ее вкусить. Поэтому и останется монашество и притягательным, и недосказанным, мирским сознанием не понятым. От этого никуда не денешься» (Архимандрит Мелхиседек Артюхин).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8).
Раньше звали их чернички,
В мире, словно Божьи птички, –
Так в душе они свободны,
Так чисты и благородны.
Платья черные их строги,
Мысли их всегда о Боге;
Их сердца стучат так слитно
Иисусовой молитвой.
Исполняют ее четко,
Часто молятся по четкам,
Много трудятся, постятся,
Любят часто причащаться.
Кормит их Отец Небесный
Пищей Божией чудесной;
Души их она питает
И любовью наполняет.
И живут они в любви,
И готовятся они
В чистоте своей сердечной
К жизни радостной и вечной.
«Монахини своей простой жизнью, смиренномудрием и тремя монашескими добродетелями: девством, нищетой и послушанием – хранят мир и согласие общежития. Они изучают и любят все, что касается веры и догматов и избегают духа раздора, который уничтожает всякую возможность духовной жизни. Все отношения в монастыре основаны на любви и послушании и опосредованы присутствием Самого Христа, Который устрояет как жизнь каждого отдельного члена, так и жизнь всего общежития. Любовь, которая даруется каждой общине, собранной во имя Христово, не есть просто некое абстрактное эмоциональное состояние, интенсивность которого варьируется нами самими. Но это – само животворящее Христово присутствие, причащаясь которого, мы сами становимся участниками носителями этой любви. Эта любовь, если монахиня ей откроется, воцаряется в ней, изменяет и ее саму, и ее отношение к другим. Святые отцы говорят: «Любовь имеет своей целью то, чтобы один мог отдать радость другому, и я добровольно жертвую собой, чтобы у другого было больше радости, я жертвую собой, чтобы другой чувствовал себя в этой жизни легко».
Совместная жизнь в монастыре подразумевает обязанности и самопожертвование. Это жизнь не ради награды, а ради жертвенной любви за Христа, ради Христовых и наших братий и сестер в Церкви. Вся жизнь монахинь движется вокруг Христа, а Божественные литургии, которые служатся в обителях, представляют собой сердце нашего организма, благодать Христову, любовь Бога Отца, общение Святого Духа со всеми нами (2 Кор. 13,12). Святая литургия возводит нашу жизнь в Царство Небесное, благословенное Царство Святой Троицы» (Игуменья Павла, настоятельница монастыря в честь святых апостолов Петра и Павла (Герцеговина).
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12).
ДРЕВО ЖИЗНИ ЗЕЛЕНЕЕТ
Борьба духовная сродни физической.
Один монах взял из классической
Борьбы с мечом восточной практики
Примеры действий, образ тактики,
Чтоб лучше другу объяснить,
Как вражьи помыслы отбить.
И все бы ничего, да он
Был в плагиате обвинен
И в покушенье на основы,
Догматы – истины Христовы.
А он провел лишь параллели
В духовном и военном деле,
Переложил текст для сравненья,
Как, например, стихотворенья
И сказки пишутся порой,
Да взять хоть «Ключик золотой».
Слова – они как будто краски,
Меняют цвет и форму сказки
Иль притчи, всем давно известной,
И наполняют их чудесной
Игрой ли, силою ли новой
Иль образом борьбы суровой:
У воина меч острый битвы,
А у монаха меч молитвы.
Поверхностно судить нельзя.
Отцы Святые нам не зря
В своих творениях сказали,
Чтобы мы книги те читали,
Что соответствуют тому, как мы живем,
В монашеских не все мы правильно поймем,
А кто-то станет осуждать и насмехаться,
И вещь простая будет страшною казаться.
Монашеская жизнь – она не всем понятна,
Она не буквою, а духом благодатна,
И творческая мысль в ней не стареет,
И древо жизни вечной зеленеет,
И появляются все новые листочки
И книг чудесных иноческих строчки.
«Духовная жизнь требует постепенности и последовательности. Знания, не соответствующие жизни, часто превращаются в гордость ума, подобно тому, как если бы человек, имеющий картину дворца, возомнил бы, что он его обладатель. В монастырях не сразу давали читать творения аскетов и мистиков. Вначале человек должен был приобрести смирение ума через подвиг послушания; затем ему давали книги по благословению старца игумена, а если видели в нем страсть высокоумия, то вообще запрещали читать, а только устно обращаться к старцу за решением своего вопроса» (Архимандрит Рафаил Карелин).
«Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующие Вашему образу жизни, чтобы Вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных.
Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение – для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодной. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособной к подвигам благочестия. Господь повелел «вино новое», т.е. возвышенные добродетели и подвиги, «вливать в мехи новые», т.е. предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатью. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новой заплатой. Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа Ваша, поможет Вам! Нет! Он больше расстроит Вас: Вы должны будете оставить его, а в душе Вашей явятся уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении Вы попустите себе большие погрешности, большие крушения закона Божия, нежели в какие впадали прежде. «К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от этого дыра сделается только больше» (см.: Мф. 9, 16)» (Святитель Игнатий Брянчан
Посвящается иеромонаху Мелхиседеку
«Сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5,9-10).
Во святой воде в Крещенье
Совершалось омовенье
В храме Божьем христиан,
Как на речке Иордан.
Люди шли и окунались,
И довольно улыбались,
Из купели вылезая:
«Ох, водичка ледяная!»
Подошел и человек
С именем Мелхиседек,
Пред иконами молился,
В нем Христос изобразился.
Вот такие чудеса!
Приклонились небеса,
И увидели мы сами
Чудо в чудном Божьем храме.
«Когда священный Бытописатель изображает жизнь человечества в древние патриархальные времена, он указывает нам на нескольких священников, или служителей Божиих, с которыми приходили в соприкосновение лица племени, избранного Промыслом на хранение истинной веры и на восприятие особенных обетований Божиих. И эти священники, память о которых сохранена для нас Бытописателем, выделены из народа для совершения своего служения, внушают к себе почтение людей, стоящих подле них, и народ от них принимает благословение Божие. Во главе этих служителей Божиих стоит Мелхиседек, в котором Апостол усматривает образ великого Первосвященника Господа Иисуса Христа (Евр.5,6,10). …
Он божественный Пастыреначальник, пришедший строить царство Божие на земле, и Первосвященник вовек, по чину Мелхиседекову (Евр.5,6,10). В Нем мы, по слову апостола, «имеем Архиерея великого, прошедшего небеса» (Евр.4,14), Который, послужив спасению нашему и страданиями, и смертию, совершив это великое дело Своей неизреченной благодати (Евр.5,7-9), воссел одесную Престола Величия на небесах, и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8,1,2). «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.5,5).
Этого великого Архиерея, нареченного от Бога первосвященником вовек, по чину Мелхиседекову, как корня, держится древо всего последующего и нынешнего священства в Церкви Христовой и Его волею и силою совершает свое служение, – Его волею и силою, а не волею народа, избирающего себе пастырей. Устраивая царство Божие на земле, Господь избрал из среды народа людей, которым вверил служение, подобное Его служению, и которых снабдил для совершения этого служения особенными полномочиями и особенною силою. В Своей беседе с учениками на тайной вечере, на которых Он возлагает дело Своего служения, дело созидания Своей Церкви, и в которых видит первых после Него предначинателей пастырского служения, Он говорит об избрании их на дело служения Церкви именно Им и отделении их от мира. «Не вы Меня избрали, – говорит Он, – а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин.15,16). «…а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира…» (Ин.15,19). В своей первосвященнической молитве Он исповедует пред Отцом об их божественном посланничестве, которое является непосредственным продолжением Его посланничества. «Как Ты послал Меня в мир, – говорит Он, – так и Я послал их в мир» (Ин.17,18). Он оставляет их в мире на продолжение Своего служения, когда Сам грядет к Отцу и исходит от мира сего, и потому молит Отца святить их и соблюдать их от зла: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин.17,11-19). Господь, далее, всех избираемых и посылаемых Им на дело спасения людей или, что то же, на дело служения Церкви Своей ставит в самую близкую и непосредственную связь с Собою, и дело их представляет продолжением того дела, на которое Сам послан Отцом. «Истинно, истинно говорю вам, – говорит Он, – принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает пославшего Меня» (Ин.13,20; Мф.10,40; Лк.10,16)» (Проф. Киевской Духовной Академии В. Певницкий).