петропавловская крепость в майнкрафте
Великая ложь нашего времени: Петропавловская крепость
Часть первая: эти удивительные стены
К сожалению, художники эпохи не любили изображать стройку. Даже в случае, когда, как мы точно знаем, что бастион, куртина (или здание на территории крепости) подвергались перестройке, они изображались уже завершёнными. Ярким примером является гравюра А. Зубова «Панорама Петербурга» (1716-1717 гг.)- колокольня Петропавловского собора и Государев бастион на самом деле ещё не завершены.
«Панорама Петербурга». Гравюра А. Зубова. 1716 г. РНБ. (Фрагмент)
Санкт-Петербургская крепость была заложена и окончена в 1703 г. Она была древоземляной (как построить крепость из дерева и земли разберём несколько позже). С 1706 г. крепость начинают постепенно перестраивать в камне, и эти работы продолжаются до 1730-х годов. Таким образом, в рассматриваемый период (1716-1722 гг.) было 3 внешне принципиально отличающихся друг от друга типа укреплений:
Первоначальная крепость была древоземляной и облик её был примерно таким:
«Новый способ арифметики, феорики или зрительные…». Офорт Ф. Никитина и М. Петрова. 1705 г. Фрагмент.
Крепость оставалась наполовину древоземляной к 1720 г.
Эскарповые (внешние) стены имели высоту около семи метров и уклон к горизонту около 80%. Они завершались брустверами высотой около 1,5 м. Фундаменты сооружались при помощи ряжей (срубов, набитых камнями). На ряжи ставили мощные клети из брёвен, схваченных железными скобами. Их либо набивали землёй и камнями, либо оставляли пустыми для устройства казарм. Дверные проёмы казарм выходили внутрь крепости. Амбразур в эскарповых стенах казармы не имели. Перекрытием казармам служили уложенные поперёк потолочные брёвна. Сверху наносился толстый слой глины и проводилась засыпка землёй толщиной до 2-3 м.
Снаружи стены были покрыты дёрном. От размывания водой низ эскарповых стен защищали бревенчатые обрубы, которые имели сверху покрышки из толстых досок, исполнявших роль отмостков. Валганговые (внутренние) стены крепостной ограды были вертикальными и имели дощатую обшивку.
Казарма под валом древоземляной Санкт-Петербургской крепости. Реконструкция Ю.В. Трубинова. Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 54
Облик древоземляных укреплений можно представить благодаря сохранившимся укреплениям голландской крепости Буртанж.
Форт Буртанж (древоземляное укрепление XVIII в., Нидерланды). Источник: http://www.panoramio.com/photo/26200646
Следует, однако, учесть, что высота Петропавловской крепости примерно на треть превышала высоту валов форта Буртанж. Никакой растительности, кроме травы, на крепостных валах также не было, что подтверждает гравюра П.Пикарта, изображающая Петропавловскую крепость до начала перестройки в камне.
«Санктъ Петербургъ». Гравюра П.Пикарта. 1704. РНБ. Инв. Эг-743. Фрагмент.
Перестраивающиеся, либо частично перестроенные укрепления
Изображения перестраивающихся укреплений Петропавловской крепости для Петровской эпохи отсутствуют.
Перестройка начиналась со срытия древоземляного укрепления. С южной стороны, кроме того, проводились работы по расширению береговой линии до 30 м, для чего в воду у берега погружали ряжи.
Ряжи. Современное фото. Источник: http://www.photoshare.ru/photo699606h
Если стена должна была расположиться дальше от берега, под неё копали ров глубиной в сажень (ок. 2 м) и забивали круглые сосновые сваи 6-8 метров длиной на расстоянии около 1 м друг от друга. При сооружении фундамента одной куртины или бастиона требовалось от одной до трёх тысяч свай.
Для равномерного распределения осадки на илистый грунт по спиленным головкам свай устраивали свайный ростверк: брёвна располагались поперёк фундаментного рва, на них укладывались прогоны из брусьев. Затем квадратные в плане ячейки, образованные пересечением брёвен и брусьев, заполнялись щебнем и заливались известью. Сверху укладывался фундамент из плитного, «дикого» камня и кирпича.
Стены крепостной ограды возводили из хорошо обожжённого кирпича на растворе из серой извести с добавлением крупного песка. Возведённые стены штукатурились и окрашивались в брусничный цвет.
В самом упрощённом виде каменный вал крепости можно представить как кирпичную эскарповую (внешнюю) и кирпичную валганговую (внутреннюю) стены, между которыми находится свободное (казематы) или заполненное землёй пространство. Более подробно конструкция вала представлена на схеме ниже.
Профиль главного вала крепости (с казематами с амбразурами). Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 96
Эскарповые стены имели высоту около 10 м, толщину- 4-6 м в подошвенной части, 2-4 м. у кордона. В основном они были цельными, однако в левом фасе Трубецкого бастиона (и правом фасе Государева, к 1720 г. не достроенного) находилась потерна, т.е. проход, перекрытый цилиндрическим сводом. Потерны выходили в сторону Невы маленькими амбразурными проёмами.
Потерна. Наружный фасад и профиль фаса бастиона. РГА ВМФ. Ф 3/л. Оп. 34. Д. 2521. 1746 г. Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 86
Большинство каменных укреплений крепостного вала имели внутри двухэтажные казематы, поэтому и проёмы в их эскарповых стенах выводились в два яруса. Не имели казематов фасы бастионов.
Профиль фаса бастиона (без каземата, пространство между эскарповой и валганговой стенами засыпано землёй). Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 54
Амбразуры во фланках бастионов имели форму высоких стрельчатых ниш, в глубине которых находились расположенные друг над другом две бойницы- верхнего и нижнего боя. По три амбразуры с бойницами были в левом фланке Трубецкого и правых фланках Зотова и Головкина бастионов. Восемь проёмов в стене левого фланка Меншикова бастиона имели форму воронкообразных амбразур, в глубине которых находилось по одной бойнице. Амбразуры располагались в два яруса- по четыре в каждом. Амбразуры имели все казематы Невской куртины. Две стрельчатые амбразурные ниши с бойницами верхнего и нижнего боя были устроены в Кронверкской куртине.
Амбразурные ниши в эскарповой стене фланка бастиона. РГА ВМФ. Оп. 25. Д. 2010. 1797 г. Деталь чертежа «Профили через разные части вала Санкт-Петербургской крепости». Источник: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 88
Амбразуры левого фланка бастиона Меншикова. Публикация: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 89
Сложенные из кирпича внутренние стены крепости были возведены вертикально и гладко затёрты известковым раствором с добавлением толчёного кирпича, что придало стенам розовый цвет. Высота валганговых стен составляла до карниза до 7,5 м. Толщина валганговых стен у куртин составляла 0,8-1,8 м, а у бастионов- 1,8-2,4 м. В каждом ярусе на валганговые фасады выходили по два проёма- окно и дверь. Переплёты оконных рам и двери помещались в проёмах на глубине 0,6 м от лицевой поверхности стен. Боевые казематы фланков бастионов были раскрыты внутрь крепости большими арочными проёмами стрельчатой формы для подвоза орудий и выхода орудийных газов. В каждом фланке насчитывалось по три или четыре таких воротных проёма, лишь в правом фланке Зотова бастиона их было шесть.
В казематы второго этажа поднимались по наклонным приставным деревянным лестницам.
Воротные проёмы в валганговых стенах куртины. РГА ВМФ. Ф. 3/л. Оп. 34. Д. 2521. 1746 г. Деталь чертежа «Фасады и профили крепостных верков»
Воротные проёмы из оборонительных казематов бастиона. РГА ВМФ. Ф. 3/л. Оп. 34. Д. 2514. 1745 г. Деталь к чертежу «Фасады, планы и профили Санкт-Петербургской крепости»
Фасад Васильевской куртины с деревянными наружными лестницами. Детали. РГА ВМФ. Ф. 3/л. Оп. 34. Д. 2659. 1780 г. Публикация: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 93
Казематные помещения Петропавловской крепости различались по назначению. Охранительные казематы использовались в качестве складов или казарм. Оборонительные- для перемещения орудий и стрелков, ведения огня. Оборонительные казематы располагались во фланках бастионов (по три-четыре), а также по два по краям Кронверкской куртины (позже- и Никольской). Большинство казематов не имело внутреннего сообщения друг с другом. Толщина поперечных стен между ними составляла около метра.
Размеры казематов зависели от их местонахождения. Их длина колебалась от 12 до 16 м, ширина- от 3 до 6 м. Высота помещений, расположенных на первом этаже, составляла от 2 до 3 м, на втором- от 3 до 4 м. В казематах куртин были устроены деревянные полы. В оборонительных казематах фланков полы имели выстилку из лещадных плит.
Стены в казематах куртин были обмазаны известью и побелены. В оборонительных казематах стены не штукатурились и не белились. Верхним перекрытием казематов куртин служили цилиндрические своды. Цилиндрические своды имели и казематы левого фланка Меншикова бастиона (позже- также Государева бастиона). В прочих фланках казематы имели стрельчатые перекрытия.
Кладку кирпичных сводов вели на известковом растворе, пазухи сводов бутили кирпичным боем. Затем поверхность над сводами выравнивали уложенными плашмя в несколько рядов и промазанными глиной кирпичами, с наклоном к валганговой стене под углом в 30 градусов и засыпали сверху землёй.
На 1744 г. в крепости насчитывалось 288 казарм, не считая оборонительных казематов. Все они имели по одном или два окна, выходящих внутрь крепости, редко- нещё одно окно, выходящих на реку.
Помимо казематов в крепости имелись также пороховые погреба- тайники, размещавшиеся в фасах бастионов.
Поперечные профили охранительного и оборонительного каземата. Деталь чертежа «План и профиль Санкт-Петербурхской крепости». 1727-1728 гг. Б.-Х. Миних. РГА ВМФ. Ф. 3/л. Оп. 23. Д. 935. Публикация: Степанов С.Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и стр-ва. СПб., 2000. С. 94
Оборонительный каземат во фланке Государева бастиона. Современное состояние, высота не соответствует размерам Петровской эпохи из-за позднейшей переделки двухэтажных казематов в одноэтажные. Источник: http://www.stiks-speleo.ru/index.php?page=50
Теперь Вы можете вернуться к плану крепости и при помощи воображения представить себе облик её древоземляных, строившихся и отстроенных элементов на 1720 г. (бабушку на последнем фото можно исключить). Я же обещаю Вам в обозримом будущем цветную компьютерную модель крепости на 1720 г. и данные о том, что находилось внутри крепости в следующей статье.
Петропавловская крепость
С 1703 по настоящее время Годы существования |
Россия СССР Страна |
Музей истории Санкт-Петербурга Подчинение |
59° 57′ 0″ N, 30° 19′ 1.2″ E Дислокация |
Музейный комплекс Тип |
Содержание
История крепости
C 1700 года Россия воевала со Швецией за выход в Балтийское море. К лету 1703 года России удалось отвоевать обратно земли в устьях Невы, которые были завоеванные Швецией ещё в 17 веке, и чтобы закрепиться и обезопасить себя от нападений, необходимо было создать оборонительные сооружения. Захваченную крепость Ниеншанц Пётр I посчитал посчитал недостаточно укреплённой и решил залдожить новую крепость, чтобы навсегда закрепиться на данной территории, место для новой крепости выбрали на острове, который финны называли Енисаари (Заячий остров), а шведы — Люст-Эйланд (Веселый остров), с острова превосходно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива. 27 мая 1703 года Петр I на острове была заложена крепость, которая и дала начало городу Санкт-Петербургу. Название своё город получил в честь апостола Петра. Есть мнение, что чертёж первой земляной крепости принадлежит самому Петру I и французскому инженеру Жозефу Ламбера де Герена. По плану крепость включала в себя: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк. В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом. Всего за четыре месяца удалось возвести оборонительные сооружения из дерева и земли. В боевых действиях Петропавловская крепость участия не принимала, но тем не менее являлась важным звеном в обороне Финского пролива в годы Северной войны.
Руководил строительством соратник Петра I Меншиков А. Строилась крепость при помощи солдат, пленных шведов и крестьян, определённое количество которых было вызвано из каждой губернии. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Отмечали это событие и как в Москве,так и на берегах Невы. Изначально крепость носила название Санкт-Петербургской, но в ходу было и другое название – Петропавловская – по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости, которое после 1917 становится официальным. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца. В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. В разное время на территории Петропавловской крепости строились и модернизировались как фортификационные сооружения так и здания хозяйственных нужд.
Большая часть зданий в настоящее время используется в качестве музейных помещений, но есть и функционирующие по своему прямому назначению строения как, например, Монетный двор.
Строения на территории Петропавловской крепости
Петропавловский собор
Деревянный Петропавловский собор был заложен 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, и уже 1 апреля 1704 собор был освящён. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере. Каменный Петропавловский собор был заложен 30 мая 1712 года по проекту Трезини Д. и его постройка длилась 20 лет до 1732 года. Строительство велось таким образом, что деревянная церковь оставалась внутри строящегося каменного собора. Деревянная церковь была разобрана и перенесёна в 1719 году на Городовой остров, где была поставлена на каменный фундамент и переименована в храм Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.
Строительство собора,по приказу Петра I, начиналось с колокольни, которая была достроена лишь в 1720. Строительство начиналось с колокольни не случайно а исходя из стратегических соображений, так как она могла использоваться как наблюдательная площадка для обнаружения войск неприятеля. На колокольне были установлены часы-куранты ещё в процессе её строительства, не дожидаясь окончания, по приказу самого Петра I. Часы заиграли в августе 1720 года. По инициативе Петра I в колокольне мог бы быть установлен лифт, идею которого Пётр увидел у придворного механика саксонского курфюрста Андреаса Гертнера, но по неизвестным причинам идея так и не была воплощена в жизнь (некоторые материалы для лифты уже были закуплены).
Создание шпиля Петропавловского собора началось зимой 1717 года, с заготовки стропил. Для работы над шпилем, 1 мая был приглашён голландский мастер Герман ван Болес, создавший проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимающийся его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль было поднято яблоко. В мае 1719 года Канцелярией городовых дел был заключён договор с рижским мастером Цимерсом Ф., согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года был заключён договор с рижскими мастерами Штейнбейсом И.П. и Эберхардом И. В. на золочение медных листов,которое завершилось в ноябре 1723 года. Облицовка шпиля листами и установка ангела была завершена в 1724 году.Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.После того, как собор был достроен, он стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге вплоть до 2012 года.
В мае 1722 года Трезини Д. было предложено установить на вершине колокольни ангела. Трезини изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин Меньшой И. и серебряного дела мастер Задубский Л. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
Петропавловский собор стал объектом использования многих решений и подходов не применявшихся ранее. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины 18 века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.Живопись внутри Петропавловского собора также является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его телом был помещён внутрь недостроенного собора, и ожидал там захоронения 6 лет. Позже рядом был также поставлен гроб с телом его жены Екатерины. В 1732 году, когда строительство храма было завершено, тела Петра I и Екатерину были захоронены у южной стены перед алтарём. Первоначально на месте захоронений были установлены только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия, выполненные из белых мраморных плит, были поставлены в 1760-х годах. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
Внешний вид собора не менялся вплоть до 1756 года, когда в ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния,и горящий шпиль упал нанеся большие повреждения собору: колокольня была полностью разрушена, большие повреждения крыши, разбит портик при входе, а в результате пожара расплавились колокола курантов. Иконостас удалось сберечь от огня, благодаря его разборной конструкции, чем и воспользовались солдаты князя Голицина, выносившие иконостас из собора по частям. 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. В ходе реставрации форма крыши была изменена с двухскатной на более плоскую. Колокольню было принято решение восстановить в камне, на что понадобилось 20 лет. Так как масса строения увеличилась в основание колокольни были вбиты сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.
При Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс на реконструкцию собора. На конкурс были поданы несколько проекто в которых планировалось изменить облик собора, но по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Трезини Д.. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера.Возведением шпиля занималась бригада инженера Еремеева. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Мастер на выполнение работы согласился, но отказался давать необходимые гарантии в результате чего договор с ним заключён не был. Тогда в результате проведённого конкурса победил голландский мастер Оорт-Крас, с которым был заключён договор, согласно которому гонорар мастеру выплачивался двумя частями: первая часть после презентации механизма, а вторая часть после установления курантов на колокольню. Осенью 1760 года куранты доставили в Санкт-Петербург. Оорт-Красу была выплачена обещанная первая часть гонорара, однако из-за того, что колокольня ещё не была достроена куранты разместили на небольшой временной колокольне. Оорт-Крас скончался ещё до окончания работ по возведению новой колокольни. Установлены куранты были в конце 1770-х годов.
Второй вариант ангела на шпиле собора был уничтожен во время урагана 1778 года. Фигура была сломана сильным ветром.Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. В проекте Ринальди центры тяжести креста и ангел были совмещены, фигура теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он всё ещё вращался под порывами ветра, но уже лишь для стабилизации и уменьшения её парусности.
В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела,размещённого на шпиле, было оторвано крыло. Реставрация фигуры требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что было очень затратно, но, властям на помощь пришёл молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он сам вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Причём оплату за свой труд он оставил открытой и оставил на совести властей. Полтора года длилось обсуждение данного варианта реставрации ангела, и в результате в октябре 1830 года работа Петром Телушкиным была выполнена. Посмотреть на работу мастера, использующего лишь верёвки с петлями и подвижным узлом, собралась многочисленная толпа. Продолжался ремонт шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль «За усердие» на Аннинской ленте.
После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, убранство собора удалось сохранить. Закрыт собор был в 1919 году, ценности же были вывезены. В здании собора был открыт Музей истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи. Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах рабочими была выдвинута инициатива о замене ангела на рубиновую звезду, но запланированные работы не были выполнены из-за начала Великой Отечественной войны.Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.
Великокняжеская усыпальница
Великокняжеская усыпальница была построена в период 1896-1908 годов году по проекту архитектора Гримма Д.И. составленному в 1896 году, за реализацию и достраивание в разные года отвечали архитекторы Томишко А.О.(1896-1901 года), Бенуа Л.Н.(1901-1907 года), Стуколкин Н.Т (1907-1908 года). Бенуа Л.Н. были спроектированы интерьеры, галерея, соединяющая Петропавловский собор с усыпальницей, ограду перед Царским подъездом. В проекте усыпальницы были использованы мотивы барокко и ренессанса, при проектировании усыпальницы отталкивались от архитектуры уже возведённого Петропавловского собора и усыпальница гармонично вписалась в общий архитектурный ряд. Великокняжеская усыпальница является одной из последних построек на территории Петропавловской крепости того времени. При оформлении интерьеров были использованы сердобольский гранит, итальянский белый мрамор и лабрадор. На фасадах находятся три мозаики с иконами Божией Матери : Иверская, Казанская и Феодоровская, которые связаны с историей дома Романовых. Мозаики были созданы в мастерской Фролова В.А. и установлены в 1907 году. В период с 1906 по 1908 года был устроен придел во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского.
Изначально усыпальница предназначалась для погребения некоронованных членов императорской семьи (для лиц имевших титул великий князь и княжна), но, помимо этого в усыпальнице могли быть также погребены члены семьи Богарне, обладавшие титулом герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских. Усыпальница рассчитана на 60 захоронений.В период с 1908 по 1915 года было произведено 13 захоронений членов императорской семьи.В 1992 году в усыпальнице был захоронен великий князь Владимир Кириллович а в 1995 в усыпальнице были перезахоронены его родители великий князь Кирилл Владимирович и его жена великая княгиня Виктория Федоровна.
С 1994 великокняжеская усыпальница находится в ведении Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Комплекс Санкт-Петербургского монетного двора
Монетный двор был переведен из Москвы в Петербург по указу Петра в 1724 г. и является одним из старейших промышленных предприятий города, датой основания считается 12 декабря 1724 года. Штамп на монетах с.п.б появился спустя 175 лет в 1899 году Изначально здание монетного двора находились в куртине между Нарышкиным и Трубецким бастионами. В марте 1800 году был утверждён проект нового здания монетного двора по проекту Порто А. в июне этого же года началось строительство главного корпуса, которое закончилось в 1806 году. Длина главного фасада составляет 157 метров. Главное здание увенчано низким треугольным фронтоном. Боковые крылья заканчиваются круглыми башнями, перекрытыми куполами. Своеобразие и выразительность композиции фасада, умелое решение плана позволяют отнести здание Монетного двора к числу лучших сооружений русской промышленной архитектуры России периода позднего классицизма. Постепенно рядом с главным корпусом стали появляться новые пристройки и здания, таким образом площадь монетного двора постепенно увеличивалась. В 40-х года 19 века были дополнительно построены провиантские магазины, лаборатории отделения золота от серебра, штемпельная кузница,административный флигель и цехи медального передела и инструментальный. Строительство новых зданий закончилось в 1844 году. Параллельно с этим с период с 1810 по 1841 года территорию монетного двора обнесли забором с северной и западной сторон, с восточной стороны забор был возведен после 1917 года. После революции 1917 году к территории Монетного двора были присоединены Обер-офицерский и Плац-майорский дома.
На Монетном дворе чеканились монеты не только для Российской империи и её приемников, а также и для иностранных государств: нидерландские дукаты,турецкие пиастры. Также чеканились монеты для других монетных дворов России. Помимо чеканки монет на Монетном заводе производились также медальерные работы [1] Также а середине 18 века на территории завода была основана лаборатория разделения благородных металлов.
В августе 1941 года, в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, основная часть оборудования Монетного двора была эвакуирована в Краснокамск и расположена в помещениях бумажной фабрики Гознака. В связи с блокадой Ленинграда и вступлением многих рабочих и служащих Монетного двора в отряды народного ополчения, на создаваемый Краснокамский монетный двор было откомандировано всего около сорока квалифицированных работников, которые в октябре пустили его в эксплуатацию. Краснокамский монетный двор по своей производственной мощности не удовлетворял возросшую потребность в орденах и медалях, а возможностей для его расширения не было. Поэтому Совет Народных Комиссаров СССР поручил Наркомфину СССР создать Монетный двор в Москве, которому были выделены производственные помещения на территории Московской печатной фабрики.
В настоящее время Санкт-Петербургский монетный двор — старейшее предприятие знаменитого российского объединения «Гознак» — считается ведущим производителем наград, орденов и медалей, памятных монет из драгоценных металлов, значков, памятных знаков. Наряду с государственными заказами предприятие выполняет работы по заказам частных лиц и фирм. Его продукция отличается высоким уровнем художественного оформления, безукоризненным качеством чеканки, неизменно пользуется признанием и устойчивым спросом как в России, так и за её пределами.
Буквенный монетный знак — СПБ, СПМ, СПМД, СП, СМ, Л, ЛМД.
Гауптвахта
Гауптвахта была построена в 1748-1749 годах и представляла собой одноэтажное здание с открытой галерей на главном фасаде, здание пришло на замену старой обветшавшей деревянной гауптвахте. Гауптвахта предназначалась для содержания в ней офицеров и нижних чинов, попавших под арест. В 1908 здание было перестроено, добавился второй этаж и вместо аркады были использованы четыре сближенных попарно колонны. Перестройка велась по плану Асмуса В.Ф. (предположительно).
С 1970 года и по настоящее время в здании находится дирекция Санкт-Петербургского Государственного Музея истории.