кро это какое образование
Организация учебно-воспитательного прцесса в классах коррекционно-развивающего обучения(КРО)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО)
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.п.).
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую отметку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. Хорошо зарекомендовала себя система поощрения каждого правильного ответа «жетонами» (фишками, звездочками, наклейками, штампиками и пр.). В конце занятия подсчитывается количество фишек, заработанных каждым учеником. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Методические рекомендации (начальные классы КРО)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КГУ «Макинская средняя школа № 3»
Международная ярмарка педагогических идей
(начальные классы КРО)
Из опыта работы учителя начальных классов
Василенко Валентины Викторовны
Сборник коррекционных уроков по предметам и коррекционных занятий с учащимися начальных классов.
Автор: Василенко Валентина Викторовна, учитель начальных классов КГУ « Макинская средняя школа № 3», Буландынского района, Акмолинской области
Рецензенты: дефектолог высшей категории Акмолинской областной ПМПК Ш.К. Амрина,
психолог высшей категории, дефектолог Акмолинской областной ПМПК
В данном сборнике представлены коррекционные уроки по предметам, а также коррекционные занятия с учащимися начальных классов. Данные разработки позволяют осуществлять повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Содержание коррекционных занятий исключает «натаскивание», формальный, механический подход, и максимально направлено на развитие ученика.
Рекомендовано: учителям начальных классов, учителям дефектологам.
«Учиться могут все дети.Ребёнок с нарушениями развития
учиться медленнее, однако он может учиться!
Детям с умственными и физическими нарушениями
необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны
им в играх, в общении с окружающими, в достижении
максимально возможной независимости для интеграции
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с логопедом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
Цели коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально – групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении.
Содержание коррекционных занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический подход, должно быть максимально направлено на развитие ученика.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Основные направления коррекционной работы
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа;
— развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (драматизация, чтение по ролям и др.).
Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Тема: Развитие внимания.
Цели: увеличение объёма внимания, усиление концентрации и устойчивости внимания.
1. Разминка. Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».
Цель: развитие произвольности действий, быстроты реакций, умения работать коллективно.
-Какое время года сейчас? (Если знаешь ответ пальцы в кулак,
-Назови зимние месяца. большой палец поднять вверх).
-Сколько дней в году?
-Сколько дней в месяце? В неделе?
-Какой сегодня день недели?
(Я считаю: 1, 2, 3, прошепчи ответ).
Цель: усиление концентрации и устойчивости внимания.
Работа по карточкам; перепиши без ошибок.
А) А М М А Д А М А Р Е Б Е Р Г Е А С С А М А С А
Г Е С К Л А Л Л А Е С С А Н Е С А Д Е Т А Л Л А Т
Б)Е Н А Л С С Т А Д Е Е Н А Д С Л А Т Е Т А Л Ь Т А Р Р С
У С О К Г А Т А Л И М М О Д О Р К Л А Т И М
Цель: развитие зрительного внимания.
На доске даны геометрические фигуры, дети сначала смотрят, а затем закрываю.
1)
2)
Домашнее задание: перепиши без ошибок (карточки с набором букв).
Тема: Развитие речевой и мыслительной деятельности.
Цель: развитие речи учащихся и моторики рук.
1. Разработка рук. » Ладошка, кулачок, ребро».
» Большой пальчик подняли, указательный, средний, безымянный, мизинчик». (Поднимаем один пальчик, остальные лежат на парте)
Цель: развитие внимания, быстроты мышления; развитие умения подбирать к именам существительным имена прилагательные, глаголы, определять число.
большой чёрный зелёный
мурлычет летит шумит
3.Упражнения для формирования правильности чтения.
Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Руки в стороны, и в кулачок.
Разжимай и на бочок.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.
5.Составьте предложение со словом весна.
Записать в тетрадь. Разобрать по членам предложения.
Тема: Развитие речевой и мыслительной деятельности.
Цели: формирование грамматических систем речи; расширение словарного запаса; расширение знаний об окружающей действительности; развитие наглядно-образного мышления; мелкой моторики рук; воспитание чувства товарищества, ответственности, организованности.
1.Разминка. Игра «Четыре стихии».
3. Назови, одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
5. Чем похожи следующие слова:
Утюг, стакан, вьюга, палка, лампа.
( одного рода, два слога, указать склонение)
6. Работа в паре. Путём перестановки букв составьте новые слова
7. Рефлексия занятия.
Цель: развитие коммуникативных способностей; способности созданию мыслительных образов; развитие произвольных действий и быстроты реакций; координационных способностей и образных представлений; развитие внимания и памяти.
При помощи жестов, мимики изобразить представителей животного мира.
2. Разминка. Игра «Плавает, летает, рычит. «
Цель: умение работать коллективно.
Цель: для успокоения детей, снятия возбуждения, импульсивности.
Один из учащихся рисует на листе бумаги произвольную закорючку. Следующий должен дополнить закорючку так, чтобы получился предмет или зверь, т.е. то, что имеет значение.
Цель: развитие точности памяти.
Составление ряда определений к существительному.
— Это был красивый кот.
— Это был красивый, пушистый кот.
— Это был красивый, пушистый кот с зелёными глазами.
5. Упражнение: » Мысленные образы и их эмоциональная окраска».
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
— Закройте глаза и вообразите следующие картины:
Осиное гнездо у вашей двери
Старик на скамейке
Старик на скамейке на солнце
Плачущий старик на скамейке на солнце
Возьмите тетрадь и запишите, что вам запомнилось.
6. Рефлексия занятия. Нарисуй своё настроение.
Цель: совершенствование коммуникативных навыков; тренировки слуховой памяти; развитие произвольного внимания, памяти.
1. Разминка. «Хождение по бумаге».
(два листа бумаги, вставать обеими ногами)
Цель: активизация учащихся, совместная деятельность.
2.»Осознание словесного материала».
Цель: заставить учащихся поразмышлять о словах.
БУМАГА ШЕРСТЬ ЛИМОНАД КОТ ВОЛОСЫ МОРОЖЕНОЕ КОЛЕСО РОЗА АВТОБУС БЛИН БОТИНОК ПАЛКА
3. «Слуховой диктант» Цель: развитие произвольного внимания, памяти.
Нарисуй пять домов разного размера так, чтобы четвёртый дом был самым маленьким, у второго дома на крыше была труба, а средний дом имел круглые окна.
4.Рефлексия занятия. Нарисуй своё настроение.
Урок по русскому языку.
Тема: Развитие памяти, внимания, логического мышления.
Цель: развитие речи учащихся и моторики рук.
1. Организационный момент.
-Добрый день, солнышко! Добрый день всем!
-Какие предложения по цели высказывания?
2. Разработка рук. « Ладошка, кулачок, ребро».
Вот помощники мои, « Пальчики вместе, пальчики врозь…»
Их, как хочешь, назови-
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы писать.
Жили-были лягушата в чистом пруду. Жили дружно, не ссорились, весело играли, ныряли, плавали. Но вот лягушата стали замечать, что их пруд стал очень грязным. Они решили его очистить, но самим это было не под силу. И они попросили помощи у вас ребята.
3. –Лягушата какие? (зелёные). Подберите к слову зелёный синонимы.
Зелёный – изумрудный, незрелый, молодой, неопытный. (Разбор слова по составу)
4. Логически – поисковое.
Ручки в стороны, и в кулачок
Разжимай и на бочок.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.
6. Знакомство с омонимами.
— Рядом с болотом лягушат бьёт родник.
Бьёт – переносное значение, родник – ключ.
А что ещё может обозначать слово ключ?
7. Развитие мелкой моторики рук.
Дорисуй по образцу (солнышко)
А какие ещё вы знаете слова-омонимы? (привести примеры)
8. Рефлексия. С какими новыми словами познакомились? (слова-омонимы)
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Цель: формирование знаний учащихся об основе предложения.
1. Разминка. Игра «Возьми и передай».
Цель: развитие воображения, мышления, памяти.
Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их (тяжёлый чемодан, книгу, мяч и т. д.)
2. Игра «Зашифрованное слово».
Цель: развитие произвольного внимания.
А Б В Г Д Е И К Л М Н О П Р С
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
2 14 1 8 – брак 3 7 9 8 1 – вилка
3. Игра « Жил – был кот»
Цель: развитие точности памяти.
Составление ряда определений к существительному.
КОТ – Это был красивый пушистый кот…
— Это был красивый пушистый кот с зелёными глазами…
4. Задание «Закончи предложение, запиши их».
Цель: закрепление умения завершать предложение с опорой на заданное начало.
Обучение детей составлению рассказов. Развитие зрительного внимания.
Они стали вить ______________________________.
Вылез из берлоги _______________________________.
Назвать главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
На какие вопросы они отвечают?
5. Рефлексия. Изобрази своё настроение.
Коррекционное занятие по математике.
Цель: развитие зрительной памяти,мелкой моторики.
Приветствие: игра « Жест ». Здороваемся друг с другом жестами.
Упражнение: узнай фигуру на ощупь.
Цель: развитие восприятия формы. (Мешочек, определи фигуру на ощупь).
Упражнение: раскрась фигуру.
Закрась цветным карандашом. Делаем аккуратно, время не имеет значения.
Упражнение: расшифруй слово.
Цель: знание таблицы умножения и деления; развитие памяти, внимания.
7 * 2. = Д 6 * 8 = М 7 * 4 =Ю. 16: 8 = Е 32: 8. =А
3 * 8 = У 9 * 1 = А 25 : 5 = Р. 21 : 7 = Ш. 42 : 7 = Ю.
400 + 300 = О 700 – 500 = Т 400 * 2 = В 600 : 3 = Е. 60 + 90 = Ч
140 – 80 = А. 540 + 30 = Ю.
9 – А 150 – Ч 200 – Т 700 – О 800 – В 200 – Е
Домашнее задание: зашифруй слово с помощью примеров на умножение.
Тема: Развитие внимания.
Цели: формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение друг к другу; развитие концентрации, объёма, переключения, устойчивости внимания, быстроты реакций, наблюдательности, умения работать коллективно.
1. Игра «Совместный рисунок».
По очереди на доске рисуют какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущей. В результате получается общий рисунок. (Обсуждение, что получилось).
2.Игра «Кто больше увидит и запомнит?».
Цель: развитие внимания и памяти.
Считаю до 30.Найти в классе и запомнить все предметы, в названии которых – два слога (закрывают глаза). Один из учащихся перечислит всё, что запомнил, остальные дополняют его. (Стена, доска, окно и т. д.)
К словам подобрать имена прилагательные, определить род, число. Составить предложение с одним из словосочетаний. Разбор по членам предложений.
Тема: Развитие речевой и мыслительной деятельности.
Цель: формирование грамматических систем речи, расширение словарного запаса; расширение знаний об окружающей действительности; развитие наглядно-образного мышления; воспитывать чувства коллективизма, ответственности.
Разминка. Игра «Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
(Игра повторяется дважды).
Упражнение: найдите отличия на рисунке.
(каждый учащийся получает рисунок).
Игра: «Рыба, птица, зверь».
Цель: развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.
Учащиеся сидят в кружок. Кидаю мяч и произношу: «Рыба, птица, зверь», на котором учащимся остановилась должен назвать: рыбу, птицу, зверя.
Работа с конструктором.
Коллективная работа: «Собери железную дорогу».
Рефлексия занятия. Нарисуй своё настроение.
Цели: развитие коммуникативных навыков, произвольности действий, быстроты реакций, координационных способностей и образных представлений, развитие наглядно-образного, логического мышления.
Инструментарий: мяч, раздаточный материал.
Вступительное слово учителя. Объяснение целей занятий, что будем проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.
Приветствие. Игра «Паровозик».
Ведущий является «паровозиком», который должен из детей составить поезд. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочерёдно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. И так до тех пор, пока не наберётся целый весёлый поезд.
Разминка. Игра «Нос-ухо-нос».
Цель: развитие произвольных действий, быстроты реакций, координационных способностей и образных представлений.
Инструкция: указательным пальцем правой руки дотронуться до носа и скажите при этом «нос». Ещё раз, ещё. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. (Произнося, какое-либо слово, ведущий может указывать пальцем на другую часть лица).
Упражнение 1. «Колумбово яйцо».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Инструкция: перед вами лежат конверты, где у каждого из вас лежат фигурки, имеющие разную форму. Вам необходимо собрать из этих фигурок яйцо. Его нужно собрать, соединяя воедино все части яйца.( Время выполнения 20-30 мин.)
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.
Дети сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку и называет 4 предмета, 3 предмета из которых относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т. е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему.
1. Стол, стул, кровать, чайник.
2. Лошадь, кошка, собака, щука.
3. Ёлка, берёза, дуб, земляника и т. д.
— Что вам понравилось? Для чего мы играли в эти игры?
Цели: развитие умения владеть средствами общения; тренировка познавательной способности, связанной в рисунках одинакового и разного; развитие понятийного мышления; развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости.
Инструментарий: мяч, раздаточный материал.
Приветствие. Закрепление знакомства.
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает у всех детей, стоящих кружком: «Как зовут этого мальчика (девочку)?» Дети хором называют его имя. И так несколько раз.
Разминка. Игра «Тропинка».
Цель: развитие внимания, организованности, сплочённости.
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слова-задание.
«Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.
Цель: определить степень развития способности выделять одинаковые и разные признаки в похожих изображениях.
Раздаю детям рисунки, найти десять различий, что одинаково.
Игра «Закончи предложения».
Цель: развитие понятийного мышления.
Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. Ребёнок, не сумевший дважды закончить предложение, выбывает из круга.
1. Лимон кислый, а сахар _________________________.
2. Ночью темно, днём светло ______________________.
3. Собака лает, а кошка ___________________________.
4. Трава зелёная, а небо ___________________________.
5. Зимой холодно, а летом _________________________.
6. Зимой идёт снег, а летом _________________________.
Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.
Исходя из опыта моей педагогической деятельности я предлагаю, апробированную и рецензированную о бластной ПМПК, разработку индивидуальных и групповых коррекционных занятий, дающую практический результат в работе с детьми с ограниченными возможностями в развитии.