криуши какой район ульяновской области
Криуши
Криуши
Село Криуши простирается вдоль берега одноименного затона Куйбышевского водохранилища двух рек — Волги и Арбуги. Входит в состав городского округа Новоульяновск.
История
Село появилось в 17 столетии, о чем тогда был издан Дворцовый приказ. Первые упоминания о нем датируются 1678 годом. Считается, что топоним произошел от слова «кривуля» («кривуша»), означающее старицу или излучину долины.
В 1678 году в деревне, где проживало 443 человека, насчитывалось 124 двора. Мужское население составляли служилые люди. Они охраняли рубежи Симбирска, размещаясь в пределах засечной линии. Начиная с конца 18 столетия, в окрестностях Криуши начали строить небольшие судостроительные предприятия.
Со временем в пределах села появилось производство по изготовлению барж. Позже Криушинский затон перешел в собственность пароходной компании «Волжская», которая построила в его акватории пристань для зимней стоянки судов. Рядом с ней возвели обширные помещения для складов, здания для строительства и ремонта пароходов.
После событий 1917 года в пределах села приступили к устройству судов для революционной флотилии. Спустя несколько месяцев у затона произошло сражение противоборствующих сторон. В конце боя кораблям белогвардейской армии пришлось отступить.
После создания Куйбышевского водохранилища действующее судоремонтное предприятие перенесли на новое место. В последствие его преобразовали в завод по строительству и ремонту судов. Позже в селе появились лесозавод и отделение кожевенного комбината.
Достопримечательности
Известные люди
Криуши (Ульяновская область)
Криуши (в прошлом Кривушинская слобода) — село в городском округе Новоульяновск Ульяновской области
География
Расположено на берегу Криушинского затона Куйбышевского водохранилища реки Волги, реки Арбуги и реки Атца.
Название
Название произошло от «кривуля, кривуша» — изгиб реки или старицы, крутая излучина долины.
История
Село же основано во второй половине XVII века Дворцовым приказом, как Кривушинская слобода, на речке Кривуше, на Арбугинских полях, в Синбирском уезде. Первые жители несли охрану на подступах к Симбирску и Симбирской черте.
По описи 1678 года (лета 7186) в Криушах (в Кривушинской слободе) было 124 двора с населением 443 человек и была построена церковь во имя св. Николая.
В 1780 году, при создании Симбирского наместничества, село Криуши, при речке Криуше, ясашных крестьян, экономических крестьян, помещичьих крестьян, не знающих своих помещиков крестьян, вошло в состав Сенгилеевского уезда.
С конца XVIII века в окрестностях села в удобном волжском затоне появились небольшие предприятия по ремонту судов. Со временем здесь было налажено изготовление барж. С появлением пароходов Криушинский затон стал собственностью пароходной компании «Волжская», которая построила здесь крупную пристань для зимовки судов, огромные складские помещения, службы по ремонту и строительству пароходов, двигатели для которых привозили из-за рубежа.
В 1859 году село Криуши входило в состав Симбирского уезда Симбирской губернии, в котором была церковь и пристань.
В 1896 году, на месте прежней небольшой деревянной церкви, построенной в 1787 году подарена крестьянами в д. Белый Гремячий Ключ, прихожанами был построен каменный храм. Престолов в нём два: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая и в придел в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Летом 1918 года в селе оборудовались боевые суда для революционной флотилии. На подступах к затону произошло сражение революционной флотилии с судами белой гвардии, которое закончилось отступлением белых.
С образованием Куйбышевского водохранилища судоремонтное предприятие было перенесено на новое место и превращено в судоремонтный и судостроительный завод, кроме него в Криушах были построены — лесозавод, филиал Ульяновского кожевенного комбината и др.
13 июля 2004 года принят Закон Ульяновской области 043/ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области», который наделил МО «Город Новоульяновск» статусом городского округа с административным центром город Новоульяновск. В границы муниципального образования «Город Новоульяновск» вошли: село Криуши, село Липки, село Панская Слобода, поселок Яблоневый, поселок Меловой.
Население
Предприятия
Транспорт
Существует транспортная проблема: из областного центра (Ульяновска) до посёлка добраться проще (ходит прямой автобус 137 несколько раз в день), также как из Сенгилея (прямой автобус 317), в отличие от города Новоульяновска, которому подчинено село и до которого нет прямого транспорта.
Криушинские страдания
Я люблю Криуши всегда. Люблю весной, когда волжский залив заполняется талой водой, и белые чайки, прилетевшие сюда с незамерзающих побережий Каспия, млеют на зеркальной глади. Люблю летом, когда все криушинские пацаны замерли с удочками на берегу: клюет же! И даже осенью, когда ветер рвет листву со старых осокорей и гонит ее по волне – тоже люблю. Наверное, потому, что сквозь мрак и непогоду низко над водой далеко-далеко видны криушинские огни. Они мигают, они говорят – «Криуши живы!» Вопреки невзгодам, выпавшим на их долю в последние годы…
ЗЛАТЫЕ ДНИ, БЫСТРОТЕЧНЫЕ…
Еще не за горами те годы, когда жителям Криуш завидовали многие волжане. И было чему! Расположился крохотный поселок на пологом холме близ волжского залива. И все было при нем – рыбалка, пляжи, сады – огороды у воды. Красота! Судоремонтный завод работал стабильно; зарплаты у ремонтников приличные; квартиры давали; не было очередей в детские садики. Короче: жили – не тужили…
А лет пятнадцать тому назад явилась еще одна приятность: в Криушах надумали реконструировать – говоря точнее, построить заново – судоремонтный завод. Задумали дело с размахом: финский проект, самые современные технологии и оборудование, сотни новых рабочих мест. Намеревались ремонтировать на нем весь самоходный флот Волжского бассейна.
Почему задумали новостройку именно в Криушах? Удобный для стоянки судов затон, оптимальная география – Криуши расположены как раз посередине Волги, между Рыбинском и Астраханью. Самоходок тогда на реке были тысячи! Они таскали лес, нефть, металл и руду с выходом на Балтику и даже в Средиземное море. А рейсы на Онегу и Ладогу были самым обычным делом. Однажды и я, «приклеившись» к судовому механику Борису Бодунову, совершил это чудное путешествие в край белых ночей…
И финский завод, объявленный ударной стройкой, быстренько, всего за полтора года, поднял свои корпуса. И даже успел построить свою криушинскую «посудину», которая отправилась в свое первое плавание.
Короче: все шло хорошо в Криушах. Так бы «жить и жить, сквозь годы мчась» – как сказал поэт.
Но – пришли иные времена.
«Быстротечно-златые» дни Криуш мы вспоминали с Борисом Бодуновым, с тем самым, который когда-то «прихватил» меня в рейс на Ладогу. Судовой механик давно не ходит ни в дальние, ни в ближние края – он безработный. Живет Борис в садовом домике на окраине Криуш. На вопрос – почему не в своей двухкомнатной квартире, которую когда-то получил как ударник коммунистического труда, отвечает:
– Я же не белый медведь. Температура зимой в квартире знаешь, какая была? Минус пять! Воды – нуль: ни холодной, ни горячей. А уж когда стали свет вырубать – невтерпеж…
В садовом домике у Бориса — печурка, дрова, запас свечей и фонарь. «Тепло, светло – и ЖЭК не кусает». Домик он утеплил стекловатой, выдранной из стенок капитанской рубки самоходной баржи. Ее пригнали на починку в судоремонтный. Пригнали давно, еще в позапрошлую навигацию, но дело до ремонта так и не дошло.
– И не дойдет, – мрачно сообщает Борис. – Поскольку суда ходят только тогда, когда завод их ремонтирует. А наш завод стоит. Значит и барже суждено стоять.
И корпуса судоремонтного, и завалившуюся на бок баржу из окна домика хорошо видно. «Посудину давно уже ободрали, – поясняет Борис, – все, что посильно было, раскурочили и уволокли. Даже якорную цепь умыкнули». Сам Бодунов – кроме утеплителя – «прихватил» еще судовой компас: «Вещь в хозяйстве бесполезная – взял на память».
Мы поглядываем в окошко на разграбленную баржу, на стройные, явно европейского разлива заводские корпуса (еще и желтая краска не облупилась, хорошая она была у финнов!). Даже не верится, что внутри этих корпусов мы вчера своими глазами видели ужасающую разруху: все демонтируется и продается. «Кем?» – спрашиваю я приятеля. А он безнадежно машет рукой:
– Кто его знает! То ли старыми хозяевами, то ли новыми…
Да, в последние десятилетия собственник судоремонтного менялся не раз. Когда развалилось грузовое судоходство на Волге (по причине всеобщего экономического упадка в России), новому, с иголочки, заводу ремонтировать стало нечего. Вернее, так: требующих ремонта самоходок нагнали целый затон, но платить за работу оказалось некому. Тогда и сбагрили финские корпуса со всей начинкой частникам. Те быстро смекнули: есть, что продать на заводе! Загнали на металлолом десятки судов, ставших вроде бы ничейными…
Безработица и безнадега обуяли тогда Криуши. Приветливые и спокойные люди быстро стали злыми и пронырливыми. Одни завели скотину и огороды и тем спасались. Другие навалились на волжскую рыбу – браконьерничали. Третьи стали тащить по окрестностям все, что плохо лежит: лес, зерно с чужих полей, цветной металл.
Таковы сегодняшние будни когда-то благополучных Криуш.
ЧУБЫ ТРЕЩАТ НЕ У ПАНОВ…
Механик Бодунов, живущий отшельником, составляет «Хронику криушинских страданий», вырезая из местной прессы заметки и вклеивая их в толстый «Судовой журнал», прихваченный им все с той же раскуроченной самоходки. Вот некоторые из «криушинских хроник»:
«… В кромешную тьму погрузились Криуши : поселок «вырублен» энергетиками за неуплату. Общая задолженность – около миллиона рублей».
«… Уже полгода не работает единственная баня в Криушах – вследствие отсутствия средств в ЖКХ судоремонтного завода».
«… Отменены на неопределенный срок занятия в криушинской школе. Причина: прекращение отопления из-за неплатежей».
И далее в том же духе. Общая картина была такой мрачной, что напрашивался один вывод: из этой безнадеги, из этих живописных Криуш надо бежать, куда глаза глядят – и все! Завод-то ведь не оживет?
И тут мой дружок меня удивил:
– Да не надо никуда ехать! Есть и фирма, которая собирается снова запустить ремонт. И деньги у нее есть. Но вот дело уперлось в драку панов…
«Драка панов» по-криушински в пересказе Бодунова выглядит так.
– Когда уж дело дошло до ручки, вдруг появляется компания «Волготанкер» и говорит: «Готовы приобрести завод и вновь наладить на нем ремонт самоходного флота. Мы-то возрадовались: конец нашим бедам! Ан нет: не хотят прежние хозяева отдавать завод!То ли не все еще раскурочили, то ли территорию на волжском плесе берегут – с видами на будущее… И пошла волынка!
Я навел справки. Выяснилось: действительно, вполне благополучная компания готова возродить и завод и Криуши. Но кому-то это не с руки. И бедствия Криуш продолжаются…
Ситуацию вокруг бездыханного завода обещала «разрулить» администрация Ульяновской области. Но… чего она только не обещала – со всеми плачевными для жителей не только Криуш последствиями.
И такое «хождение по кругу» продолжается.
Издали, с высоты приволжских холмов, видятся Криуши оазисом благополучной и спокойной жизни. Но это – мираж. Потому что зима и наша бестолковая действительность уже готовят для криушан продолжение все тех же страданий. Неужели это неизбывность? Неужели это – навсегда?
Нетипичный Ульяновск: гора Арбуга и Криуши
Находится гора в Сенгилеевском районе, прямо на берегу Криушинского залива, где в него впадает речка Арбуга. Но на автомобиле удобнее всего добираться до места через Шиловку. Нужно доехать до церкви и повернуть налево. Асфальтированная дорога ведёт к небольшому заводику, который нужно объехать справа. Здесь начинается «щебёнка», по которой можно проехать на любой машине. Расстояние от Шиловки — около 10 км.
Дорога приводит прямо к началу хребта Арбугинской горы. Отсюда уже открываются великолепные виды на Криушинский залив и Арбугу. На другом берегу находится Криушинский судоремонтный завод и само село.
Но следует быть осторожным — хребет горы с недавних пор стал заповедной зоной национального парка «Сенгилеевские горы», и вход на него без пропуска запрещён. Разрешение можно получить в Сенгилее (ул. Ленина, д.20, второй этаж) и в Ульяновске на ул. Гагарина,34 у директора по охране окружающей среды.
Большая схема
Не заблудиться в дороге помог стабильный LTE от МегаФона :
Окрестности дельты Арбуги очень живописны! Знающие эти места ульяновцы любят здесь останавливаться с палаткой.
А вот тут даже кусочек чешской Моравии угадывается — плавные зелёные изгибы, красивые тени.
А вот и сама гора Арбуга (177 м).
Сверху открывается чудесный вид на Волгу.
В хорошую погоду отсюда можно увидеть Ульяновск и даже ветропарк на левом берегу. Арбугинская гора считается лучшей обзорной точкой Куйбышевского водохранилища.
Ширина реки в этом месте около 5 км, как в районе Президентского моста. Поговаривают, что с этого места волжские разбойнички приглядывали себе купеческие корабли, чтобы ограбить. Место действительно для этого очень подходящее.
Отличное место, чтобы оказаться тут на закате.
Некоторые историки утверждают, что именно здесь находился город Золотой Орды Арбухим.
Информации о нём крайне мало. Голландский путешественник Ян Стрюйс, который побывал в этих местах в 1668 году, утверждал, что видел развалины Арбухима. По его словам, «город» был около 100 метров в длину и 86,4 метров в ширину. Со стороны поля он был ограждён валом и рвом.
Об Арбухиме, как и о Симбирской горе, упоминает в своих записках и другой известный немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший тут в 1636 году, за 12 лет до появления крепости Симбирск.
По преданию, Арбухим был основан в 13 веке монгольским князем Ариг-Бугой, внуком Великого Чингисхана. В Булгаре в то время чеканились монеты с именем Ариг-буги. Позже Арбухим был разорен и сожжён Тамерланом.
Находили тут медные и серебряные монеты круглой и треугольной формы, «с татарскою надписью». Несколько таких монет было отправлено тогда в Московское Археологическое Общество.
В общем, как вы уже поняли, место не только очень красивое, но и пропитанное богатой историей. Однозначно нужно ехать и смотреть.
—
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
Поездки по всем направлениям: блаблакар, автобус, поезд, самолёт
ПОДРОБНАЯ КАРТА села Криуши
Во время поездки в/из села Криуши (Ульяновский район Ульяновской области) может потребоваться информация о конкретном адресе или точном месте, в котором будет производиться посадка или высадка пассажира. В такой ситуации пригодятся расположенные ниже подробные карты села Криуши от Яндекса и OpenStreetMap, с указанием названий улиц, номерами домов и пометкой различных объектов.
Для получения более детальных сведений о том, где в селе Криуши находятся те или иные дома, здания, остановки транспорта и т.д., увеличьте масштаб карты, воспользовавшись шкалой либо мышью. Кроме того, найти нужный адрес поможет размещенная на Яндекс-картах строка поиска.
Значок со стрелочками в правом верхнем углу позволит вывести изображение на весь экран. А пункт «Маршруты» даст возможность проложить путь из одной точки до другой.
Карта села Криуши от еще одного сервиса – OpenStreetMap – дополнит сведения, представленные Яндексом. Наличие на одной странице сразу двух вариантов подробных карт населенного пункта облегчает поиск, поскольку информация, которую пользователь не обнаружит одном из картографических сервисов, может найтись на другом.
Навигация на OpenStreetMap в целом схожа с установленной на Яндекс-картах: та же шкала масштаба; так же можно использовать мышь для приближения, отдаления либо перемещения изображения.