критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках истории

критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд. картинка критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд фото. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд видео. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд.

Личностные результаты формируются в ходе освоения личностных универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Рассмотрим личностные УУД подробнее.

Личностные УУД принято делить на три блока:

Глобальные изменения в обществе порождают необходимость выработки каждому человеку собственного отношения к происходящему. Самоопределение связано с принятием человеком жизненно важных решений, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: поиск новой работы, определение сферы деловой активности, участие в выборах и пр. Также самоопределение играет важную роль в понимании собственной идентичности, в выборе собственного жизненного пути[1].

В сфере современного образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс — передачи способов самоопределения. В качестве объекта образования выступает образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера) в процессе выбора, исследования и преобразования которого и происходит самоопределение.

Таким образом, личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Исторический материал является благодатной почвой для формирования личностных УУД. Хочу поделиться опытом в данном направлении, работая по ОС «Школа 2100». Приведенные варианты заданий универсальны и могут использоваться учителями, которые не работают по данной образовательной системе.

Авторы программы цели обучения представили в виде линий развития личности ученика средствами предмета «История»[2]: овладение исторической картиной мира, формирование открытого исторического мышления, нравственное самоопределение личности и гражданско-патриотическое самоопределение личности. Последние две как раз и нацелены на достижение личностных результатов, так как формируют умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему ценностей и умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Достижению результатов способствует такой методический инструмент как рабочая тетрадь[3], в которой представлены различные виды заданий, в том числе направленные на формирование личностных УУД:

Например, какое на твой взгляд, положительное или отрицательное влияние друг на друга оказывали Русь и Золотая Орда[4]?

Пример ответа ученика 6 класса: Влияние друг на друга Руси и Орды: положительное (по обычаю Орды князь сам представлял власть хана; использование на Руси татарских вещей и их названий; В Орде были русские ремесла, некоторые обычаи; совместная торговля и обеспечение безопасности торговых путей; обогащение генофонда) и отрицательное (Орда поощряла дробление крупных княжеств; восстания против баскаков вносили нестабильность; девушек уводили в рабство; население после переписи обложили данью; ярлык на великое княжение нарушал обычай престолонаследия; упадок торгово-ремесленных городов).

Пример ответа ученика 6 класса: Влияние друг на друга Руси и Орды: положительное (борьба против Ливонского ордена, культурный взаимообмен, укрепление власти князя, торговый обмен) и отрицательное (Орда продавала и унижала русских людей, разграбление русских княжеств, нарушение обычаев, введение налогов без учета мнения населения, упадок торгово-ремесленных городов).

Положительным результатом подобных заданий является умение оценивать любое событие с разных сторон, подбирая необходимые аргументы в пользу выбранной позиции.

Например, попробуй объяснить, какие поступки князей московской династии вызывают у тебя — человека XXI века — сочувствие, а какие — неприятие (тема «Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453)»)[5]

Пример ответа ученика 6 класса: вызывает сочувствие стремление Василия II замолить свои грехи после того, как для его выкупа из плена пришлось отдать свое «добро» многим жителям княжества. Вызывают неприятие действия Шемяки, обманом схватившего и ослепившего Василия II; действия Василия II, который ослепил плененного им Василия Косого; поступок Софьи Витовны на пиру, когда она сорвала прилюдно золотой пояс, унизив князей; действия Василия II и Василия Косого, которые во время войны жестоко расправлялись с боярами, поддерживавшими того или иного противника (ослепляли, вешали, сажали в темницы).

Задание сложно тем, что надо не только вычленить поступки, но еще и объяснить, почему тот или иной деятель поступал неправильно, в разрез с нравственными ценностями человека XXI века.

Похожие задания направлены на умение выявлять гуманистические нравственные ценности при оценке исторических явлений. Например, назови те порядки в жизни российских землевладельцев и земледельцев, которые тебе, человеку XXI века, кажутся справедливыми и те, которые ты считаешь несправедливыми. Объясни свой ответ[6].

Например, если бы ты, человек XXI века, оказался на месте викинга, за какие действия соплеменников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие — гордость[7].

Пример ответа ученика 6 класса: я считаю, что действия викингов могут вызывать гордость, потому что викинги — сплоченные, дружные, поднялись на ступень цивилизации, строили корабли (прочные, легкие), были искусными рыбаками, основали королевство Ирландия, открыли остров Исландия. Вели успешные войны (захватили Йорк, Сицилию, Южную Италию). Бесстрашные. Вели торговлю рыбой, мехами, кожей, товарами, захваченными в других странах. Имели собственную письменность — руны. Но, с другой стороны, их действия могут вызывать угрызения совести, потому что викинги совершали морские набеги на берега других стран, нападали на мирных путешественников в своих водах, их внезапное появление вселяло ужас; раздробленные королевства долго не могли дать отпор, и многим оставалось только молиться «Боже, избавь нас от неистовства норманнов», убивали людей и скот, не щадили ни женщин, ни детей.

Задание позволяет научиться объяснять мотивы поступков людей. Это очень важно для практической жизни любого человека. Данное умение поможет учиться разрешать конфликтные ситуации в жизни, поскольку найти причину явления — половина успеха.

Интересны результаты творческой работы обучающихся при выполнении задания, направленного на составление диалога между участниками или свидетелями тех или иных событий. В качестве примера приведу творческие работы обучающихся 7 класса в ходе изучения Петровских преобразований в России.

Бывший боярин: И Вам не хворать!

Дворянин: В прошлом месяце я получил новый ранг статского советника. А как Ваше продвижение по службе?

Бывший боярин: А я до сих пор коллежский асессор и не знаю, где будут жить мои дети, потому что я не могу передать им свою землю по наследству. Хотя совсем недавно я об этом даже и не задумывался. И вообще мне эти новшества не по душе.

Дворянин: Я с Вами крайне не согласен. Я считаю, что наш Император поступил справедливо, введя «Табель о рангах». Теперь я, будучи незнатного рода, могу обеспечить своих детей. И Вы можете получить эту возможность.

Бывший боярин: Конечно, смогу. Только вот я не понимаю: зачем мне служить ради того, что у меня и так было? И я не понимаю, зачем мне нужно учиться, если я и без этого хорошо жил?

Дворянин: Но так мы не приблизимся к европейским странам. Вы же там обучались? Вам понравилось в Европе?

Бывший боярин: Да, там красиво. Но мне все же приятней видеть людей в русских кафтанах, чем в немецких одеждах. И, вообще, зачем нам гнаться за этой Европой, у нас и так хорошо?!

Дворянин: Чтобы не стать колониями как Индия и другие азиатские страны. Чтобы быть независимыми и не подчиняться той же Европе.

Бывший боярин: складно Вы говорите, да меня Вам не переубедить.

Дворянин: Время нас рассудит.

Василий: Странные нонче времена пошли….

Никита: А что странного? Наш Великий государь Россию с колен поднимает!

Василий: Скажешь тоже, Никита, поднимает… Ты только посмотри – перепись населения прошла, так мне теперь платить налоги надо и за себя, и за отца моего престарелого, и за только что родившегося сына моего Антошку. А теперь корабли с утра до ночи строить…

Никита: Прав наш Государь! А как же строить-то иначе? Как силы-то государству набраться? Вспомни, как мы Северную войну выиграли, а ведь 21 год шла. Теперь мы можем гордиться нашей Россеей-матушкой!

Василий: А ты вспомни, Никита, как царь заставлял нас бороды брить, да в заморских костюмах ходить, курам насмех!

Никита: Это да… Зато посмотри на царя: сам всему учится. Знает аж 14 профессий. Да и бояр этих злых проучил… Теперь любой христианин может дворянином стать. Вон Ванька с соседнего двора уж до майора дослужился.

Василий: А еще я помню, как Петр Алексеевич в церквях колокола снимал. Да и календарь сменил: не поймешь – когда году начало. А церковь он не любит… И патриарха убрал!

Никита: Так власть укрепляет! Да и вместо приказов путанных коллегии создал — не один, а сообща дела решают!

Василий: Коллегии, коллегии! Народ слух несет, мол, государь созвал всепьянейший и всешутейший собор, где люди силком должны пить и веселиться, а кто не пьет – розгами бьют!

Никита: Зато Петр земли на губернии разделил, а в городах свое управление создал. Да и престол абы кому царь не передаст. Указ вышел «О престолонаследии». А сына своего не пожалел за измену…

Василий: Что там говорить… вот у простых крепостных крестьян ничего не изменилось, все у них осталось по-старому. А как рекрутскую повинность ввел? В Астрахани народ под руку Кондратия Булавина встал… Да подавили всех…

Никита: Василий, да посмотри вокруг! Сколько образованных людей стало! А наша армия и флот — самые сильные в Европе!

Никита: Все равно, при Петре лучше, чем наши деды жили при Иване Грозном да при Дмитриях!

Подобные творческие работы способствуют повышению мотивации к изучению той или иной темы, ребята используют дополнительную информацию, проявляют фантазию на основе исторического материала. Задание способствует развитию коммуникативных способностей, нацеленности на результат. Каждый из диалогов несет в себе оценку тех или иных событий, является неким итогом формирования личностных УУД.

Таким образом, формирование личностных универсальных учебных действий является важным результатом в становлении личности обучающихся, в их адаптации во взрослой жизни.

[1] Самоопределение // Новейший философский словарь //http://enc-dic.com

[2] О линиях развития на уроках истории или о том, зачем современному человеку изучать прошлое? // http://w.school2100.ru

[3] Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплекс ОС «Школа 2100″

Об авторе: Вострякова Ольга Владимировна, учитель истории и МХК, МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска Архангельской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд. картинка критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд фото. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд видео. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд. картинка критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд фото. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд видео. критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд смотреть картинку онлайн. смотреть картинку критически оценивать и интерпретировать исторические факты с разных позиций какое ууд.

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории

Универсальные учебные действия:

В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Одной из особенностей УУД, является их универсальность, которая, проявляется в том, что они:
— носят над предметный, метапредметный характер;
— обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
— лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
— обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением мета предметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

К основным функциям УУД относятся:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Формирование УУД на уроке истории:

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.
Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, но изучение истории позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия, универсальные действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков истории формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

Роль учителя в формировании УУД.

Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

Обеспечивает бесконфликтную совместную работу в группе;

Устраивает эффектные групповые обсуждения;

Адекватно реагировать на нужды других;

Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Содержание основных УУД формируемых на уроках истории.

Наблюдаются значительные изменения в наполнении всех УУД на разных ступенях обучения истории, постепенно возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Уровень и состав универсальных учебных действий для старшей школы будет усложняться, а основная база должна закладываться в основной школе.

Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

«Практико ориентированность» исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.
Думаю, что именно к этой конечной цели должно вести обучение истории в школе.

В тоже время, История – это «знание ориентированный» учебный предмет. Стандартные КИМы, государственной итоговой аттестации по истории содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию (часть С), поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания как инструмент формирования УУД.

Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как

«умные» тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

задания на анализ цифровой информации;

задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;

задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы «Вера Засулич- героиня или преступница?», «Н. С. Хрущев «Оттепель»: миф или реальность», «Л.П. Берия: кровавый палач или жертва режима?», «Петр Аркадьевич Столыпин – диктатор или реформатор?» и т. д. Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направленна на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.

Примерное построение урока – дискуссии может быть следующим:

План урока-дискуссии по истории России 11 класс

Тема «Петр Аркадьевич Столыпин – диктатор или реформатор?»

1. Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина.

2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

3. В ходе дискуссии найти аргументы для объяснения причин репрессий и неудач в проведении реформ.

1. Формировать умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения.

2. Подвести итоги исследовательской работы учащихся с документами при подготовке к дискуссии.

1. Воспитывать толерантность, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения.

2. Адаптировать учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.

1. Актуализация опорных знаний.

— Какие изменения в политической системе России произошли в ходе первой русской революции?

— Какой представительный орган власти появился в России?

— Какие гражданские права получило население России?

— Какие политические партии существовали в России

2. Объявление темы урока-дискуссии, вступительное слово учителя о задачах урока.

— Выяснить цели, содержание и значение реформ Столыпина;

— Почему реформы не нашли поддержки населения России?

— Найти аргументы для объяснения причин репрессий и неудач в проведении реформ;

3. Выступление учащегося с презентацией: « Краткие биографические данные П.А.Столыпина».

4. Выступления представителей групп оппонентов

— представитель группы, отстаивающих точку зрения «Столыпин – диктатор»;

— вопросы противоположной группы выступающему;

— вопросы выступающих друг другу;

5. Продолжение дискуссии в общем дискуссионном пространстве:

— вопросы оппонентов друг другу:

— Не могли бы вы пояснить, в чем причины репрессий против народа?

— Не считаете ли вы, что репрессии соответствовали жесткому характеру Столыпина и были естественны для него?

— Если я правильно понял, Столыпин проводил репрессии ради стабильности общественной жизни, но разве нельзя было найти ненасильственные методы успокоения народа?

— Разве не было фактом то, что жестокость Столыпина объясняется стремлением защищать интересы господствующего класса(дворян, помещиков, буржуазии)?

— Вы утверждаете, что Столыпину не удалось довести до логического конца свои реформы по причине его убийства. Но ведь в его распоряжении было целых пять лет.

Мы считаем, что он только провозгласил демократические реформы, но не хотел их доводить до конца в силу своих монархических убеждений;

— Как вы можете опровергнуть тезис о том, что аграрная реформа была не чем иным, как средством натравить крестьян друг на друга с целью отвлечь их от революции?

— Если мы правильно поняли, аграрная реформа была благом для русских крестьян, так почему же крестьяне неохотно выходили из общины, жгли хуторян?

— Не могли бы вы объяснить, почему, несмотря на реформы в области образования, в России перед первой мировой войной было почти 70 процентов безграмотных и только Советская власть серьезно занялась этой проблемой;

— Как можно утверждать, что реформы отвечали чаяниям русского народа, если в борьбе против них блокировались крайние монархисты-масоны и крайние левые эсэры и большевики, результатом чего было спланированное жестокое убийство Столыпина?

Объективные оценки реформ Столыпина фактически отсутствуют.

Столыпин, несомненно, является исторической личностью в силу своих выдающихся способностей политического лидера, он смотрел в будущее России и говорил, обращаясь к депутатам первой Государственной думы: « Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия. Дайте России 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете ее». После него на протяжении нескольких лет никто из высших чиновников не предложил столь радикальных реформ, поэтому монархия погибла.

Столыпина называют «Одиноким реформатором», так как его реформы не нашли социальной опоры, прежде всего у простого революционного народа. Сам он был убежденным монархистом, но невольно пытался ограничить ее, затмил собой фигуру царя и поплатился за это.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• личностное, жизненное с амоопределение ;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

Основными критериями сформированности личностных универсальных учебных действий можно считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

2.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

Методы формирования регулятивных универсальных учебных действий

Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.

Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Поэтому одной из важнейших задач системы развивающего обучения является формирование в ученике средств контроля и оценки. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.

Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы, предусмотренные технологией: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

поиск информации в предложенных источниках;

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность :
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.

3.Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Какие же технологии можно применять на уроках истории, чтобы формировать познавательные универсальные учебные действия у школьника?

Использование ИКТ на уроках истории. С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:

Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самой.

Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.

Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания.

Информационный поиск в сети Интернет. Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.

Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Мне, как учителю истории, очень удобно использовать на уроках сеть Интернет. Например, по истории Российской культуры можно эффективно использовать следующие материалы Интернета: живопись И.Е. Репина, «Искусство Возрождения» и многое другое. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Например, по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная). Правда при этом приходится обрабатывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование инфокоммуникационных технологий на уроке истории позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

повысить объем выполняемой работы на уроке;

усовершенствовать контроль знаний;

формировать навыки исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

Использование мультимедийных пособий.

Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы:

1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;

2) электронные интерактивные тренажеры, тесты;

3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Исследовательская деятельность. Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной и среднем звеньях обучения. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки (в старших классах).

В процессе исследования у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и само коррекции. Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Так, детям необходимо, определив тему исследования, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы.

Занятия исследовательской деятельностью повышает качество образования. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы, т.е. начинают заниматься самообразованием. Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность и творчество школьников.

Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

При правильной организации исследования на уроках повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качественная успеваемость, эмоциональный настрой и т.д. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Стало понятно, что по сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью.

Основной методический элемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.

Примерная организация проблемного урока:

Урок истории 5 класс. Тема урока «Единое государство в Китае».

1.Подвести учащихся к пониманию значения образования единого государства в Китае.

2.Формирование умений работы с текстом, делать выводы, выделять главное.

3.Воспитание уважения к труду и культуре древних людей.

Проблема: Многие государства в древности были раздроблены, но по истечению времени происходит объединение государств.

Проблемный вопрос: «Почему единое государство лучше, чем раздробленное?»

Краткий опрос по изученному материалу.

Актуализация знаний. Постановка проблемы.(запись в тетради).

Изучение новой темы: работа над проблемным вопросом.

Вступительный рассказ учителя о процессе объединения Китая. Работа по карте. Работа по тексту учебника стр.107-108.

Ответить на вопрос:

Как отражалась разобщенность китайских государств на их развитии? Что негативного было в раздробленности? (привести факты).

Ответ учащихся: тормозило торговлю, междусобицы, слабость перед противником, разорение страны – запись в тетрадь.

Работа по тексту учебника стр.108-110.

Ответить на вопрос:

Как отразилось объединение Китая в 221 г. До н. э. на положении в стране?

Ответ учащихся: разгром гуннов, единые меры веса, единые законы, единая монета, единая письменность, развитие торговли, легче стало управлять страной.

Работа по тексту учебника стр.110-111.

Ответить на вопрос: Когда стало возможным строительство грандиозной Великой Китайской стены?

Ответ учащихся: Когда в Китае образовалась могущественная держава с сильной армией, сильной центральной властью и едиными законами.

5.Решение проблемы: проанализировать ответы на вопросы 1 – 3 и ответить на вопрос сформулированный в начале урока: «Почему единое государство лучше, чем раздробленное?».

Ответ учащихся: 1.Легче управлять

2.Может противостоять врагу

Ответ записать в тетради.

Подведение итога урока и этап домашнего задания.

Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.

Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

Основным критерием сформированности коммуникативных действий коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

— знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

— умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

Этапы работы с блоком

Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; презентации; видеофильмы.

Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.

Блок-схема составляется в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач.

Используется первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.

Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.

Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется рейтинговая система оценивания Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах при изучении определенных тем использую модульную программу, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *