кремация в каких религиях разрешено

Кремация: кого можно кремировать, а кого нельзя

кремация в каких религиях разрешено. картинка кремация в каких религиях разрешено. кремация в каких религиях разрешено фото. кремация в каких религиях разрешено видео. кремация в каких религиях разрешено смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кремация в каких религиях разрешено.

Отношение к кремации в различных религиях сильно отличается: некоторые конфессии допускают посмертное сожжение тела, другие – выступают решительно против. Например, католическая вера высказывается в отношении кремации нейтрально, при условии, что прах покойного впоследствии предадут земле. В то же время, православные традиции осуждают такой способ погребения тела, но не запрещают.

Во многих странах исторически сожжение тела является одним из главных ритуалов похоронной церемонии – так прощаются с покойными в Японии, Индии и многих государствах Азии. Распространено ритуальное сожжение тела и на Востоке России у народов, исповедующих буддизм (буряты, калмыки, тувинцы и другие). В то же время у приверженцев ислама и иудаизма отношение к кремации резко негативное.

Рост популярности кремации как способа погребения в нашей стране, а также в ряде других государств, сегодня связано с распространением атеистических и агностических настроений. Проводить кремацию умершего в России сегодня не запрещается, тем не менее существуют различные правила, регулирующие данный процесс. Среди них и государственные постановления, и правила крематориев, и эпидемиологические требования. Подробнее рассмотрим, в каких случаях провести кремацию останков возможно, а в каких придется выбрать альтернативный способ погребения.

кремация в каких религиях разрешено. картинка кремация в каких религиях разрешено. кремация в каких религиях разрешено фото. кремация в каких религиях разрешено видео. кремация в каких религиях разрешено смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кремация в каких религиях разрешено.

Когда не удалось установить личность покойного

В отделения моргов регулярно поступают неопознанные тела. Кто-то из погибших стал жертвой аварии или несчастного случая, другие – пострадали от внезапной сердечной недостаточности или просто замерзли, оказавшись по каким-то причинам на улице. Появление неопознанных тел может быть следствием различных обстоятельств, случающихся не только с бездомными, но и с семейными людьми.

Попав в медицинские учреждения, такие тела в первую очередь подлежат медэкспертизе и установлению причин смерти. Если при покойном обнаруживают документы – начинается поиск родственников умершего. В противном случае, когда установить личность не представляется возможным, тело остается в морге на протяжении 14 дней. Если за это время никто из близких не появится и не опознает усопшего, все данные о нем (особые приметы, отличительные особенности, причины и обстоятельства смерти) подробно записывают в специальные журналы, а затем проводят стандартное захоронение в гробу. В данном случае кремировать тело нельзя, ведь если кто-то из возможных родственников все-таки объявится, провести эксгумацию праха и генетическую экспертизу не удастся.

Непосредственно перед проведением сожжения, кремационные комплексы могут запросить у родных умершего разрешение, полученное в правоохранительных органах. Без этого документа провести процедуру не удастся. В случаях, когда у хранителей правопорядка возникают сомнения по поводу причин и обстоятельств наступления смерти, тело покойного могут направить на судебно-медицинскую экспертизу. Только после получения медицинского заключения о смерти по естественным причинам, становится возможным провести кремацию.

В случаях, когда смерти предшествовали болезни

Отказ может произойти по нескольким причинам. В случае наличия у больного инфекций, администрация комплексов исходит из практических соображений: тела предают огню не сразу после поступления, некоторое время они находятся на территории крематория, что может подвергнуть заражению сотрудников. В случае с раковыми и другими заболеваниями – на сожжение тел таких больных требуется гораздо больше времени, чем на сожжение людей со здоровыми органами и тканями. Основанием для отказа может служить и лечение почившего радиоволновой терапией, а также причастность к ликвидации аварий АЭС. Установлено, что радиоактивные частицы способны привести к разрушению или повреждению доменных печей.

Посторонние предметы

Помимо радиоактивного излучения вред оборудованию кремационного комплекса могут нанести находящиеся в телах покойных посторонние предметы. Чаще всего к таким относят:

Важным этапом при подписании соглашения о кремации становится подтверждение отсутствия в гробу любого из перечисленных объектов. Исключение составляют зубные протезы и имплантанты из благородных металлов.

Габариты тела

Размеры гроба вместе с телом покойного играют не последнюю роль в получении разрешения на процедуру. Дело в том, что печи, в которых происходит сожжение, практически всегда имеют стандартные отверстия для размещения останков – 220*80*60 см. Также существует ограничение по весу – он не должен превышать 180 кг. При несоблюдении этих условий, скорее всего, в проведении процедуры откажут.

Важно: проводить сожжение останков по частям не предусмотрено правилами крематориев и законодательством РФ, так как считается надругательством над телом покойного.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

О кремации

кремация в каких религиях разрешено. картинка кремация в каких религиях разрешено. кремация в каких религиях разрешено фото. кремация в каких религиях разрешено видео. кремация в каких религиях разрешено смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кремация в каких религиях разрешено.

Многие люди считают кремацию естественным видом погребения, объясняя это тем, что они не желают осознавать факт, что тела их родных и близких будут долгое время разлагаться в земле. Но многие задаются вопросом: как происходит кремация, что будет с душой человека после кремации, не затруднит ли столь быстрый распад тела переход усопшего в иной мир, и как относится к этому церковь.

Процесс кремации

Урны для праха

кремация в каких религиях разрешено. картинка кремация в каких религиях разрешено. кремация в каких религиях разрешено фото. кремация в каких религиях разрешено видео. кремация в каких религиях разрешено смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кремация в каких религиях разрешено.Урны для праха – это вазы, кубки, шкатулки, изготовленные из камня, дерева или керамики, декоративно украшенные орнаментом религиозной тематики. После кремации родственникам предлагается поместить урну в колумбарий, захоронить в землю, забрать с собой, либо, если это возможно, развеять прах на специальной площадке.

Отношение к кремации в различных религиях

Кремация и православие

Кремация и иудаизм

Иудеи категорически отрицают кремацию и считают, что процесс распада останков умершего должен быть естественным, а сжигание обрекает душу на страшные мучения.

Кремация и мусульманство

Мусульмане считают кремацию диким языческим обычаем, проявлением неуважения к усопшему, абсолютным грехом.

Кремация в Индии

В Индии сожжение трупа считается обычаем, не процессом – а обрядом, который сохранился неизменным с незапамятных времен. Погребальный костёр разжигают на пирамиде из дров, добавляют в него ароматические масла и произносят молитвы. Хлопок раскаленного в огне, расколовшегося черепа означает, что душа умершего устремилась в небо. Церемония происходит публично на берегах вдоль священной реки Ганг. Не сгоревшие до конца останки выбрасываются в воду, что является признаком вопиющей антисанитарии.

Кремация и буддизм

Проповедники буддизма считают кремацию единственной формой погребения. В Японии 98% покойников предают кремации. По традиции буддизма из золы вынимают зубы, так же как и Зуб Будды, якобы извлечённый из пепла сожженного тела этого божества. Зуб Будды — единственная буддийская реликвия. Японское мировоззрение гласит о том, что любой человек – это несостоявшийся Будда, имеющий возможность проявиться в будущем. Поэтому зуб каждого человека может оказаться зубом будущего бога.

Сегодня кремация обязательна в странах Юго-восточной Азии, широко распространена в Европе и Северной Америке. В Чехии кремируют около 95% покойников, в Великобритании – 69%, в Дании 68%, в Швеции 64%, в Швейцарии 61%, в Австралии 48%, в Голландии 46%.

Роль кремации в оккультных науках

Вся информация на сайте носит исключительно справочно-информационный характер и не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Источник

Кремация и православие

Как православие относится к кремации

Православие не запрещает кремирование усопших, не отказывает в поминальной службе, но настоятельно советует выбрать захоронение в землю. Считается, что полное уничтожение тела при его сожжении противоречит учению о Воскресении из мертвых. И дело здесь не в том, что Господь не может воскресить из праха – считается, что Бог восстановит тело из любой стихии: по мнению церкви, люди должны должным образом отнестись к останкам покойного. Немаловажную роль играет и соблюдение традиций, а кремация в представлении православных верующих – опасный отход от них.

Отношение православной церкви к кремации

Официально Русская Православная Церковь не препятствует кремации под угрозой отлучения от Причастия, но не признает кремирование нормой погребения. Кратко отношение РПЦ к кремации можно сформулировать следующим образом: церковь не будет критиковать и запрещать сожжение тела, но настоятельно рекомендует родственникам покойного выбрать традиционный способ захоронения в землю.

Церковь учитывает, что бывают самые разные обстоятельства, препятствующие трупоположению: например, в Японии разрешено только кремирование. С пониманием относится к трудностям с захоронением в больших городах (новые кладбища очень далеко) и выбору кремации из-за финансовых проблем, учитывает и другие возможные ситуации, например, человек скончался из-за какой-то опасной заразы, учитывается и желание самого усопшего. В целом РПЦ снисходительно относится к кремации, но не одобряет её. При этом настаивает, чтобы были проведены все традиционные погребальные обряды.

Кремация или погребение: что лучше для души

Для души человека не имеет значения, каким образом было захоронено его тело: сожжено или предано земле. Что стало с его физической оболочкой, умершего не должно волновать, ведь только праведные дела в течение всей его жизни открывают усопшему ворота в Рай. В жизни ведь бывают разные ситуации, когда тело нельзя захоронить: пожары, катастрофы, просто не нашли: Господь всё равно воскресит тело.

Некоторые считают, что сожжение тела очистит грешную душу, но христианство отрицает это. Единственный путь очищения от грехов – покаяться перед смертью на исповеди. Если же по каким-то причинам человек скончался без покаяния, тем родственникам, которые беспокоятся за его душу, надо молиться в церкви и ставить там свечи за упокой души.

Последствия для живых

Если покойный настоял на кремации, на его близких это никак не отразится – им не о чем беспокоиться. Если же все же сомнения остались, лучше зайти в церковь и поговорить со священником: он выслушает, объяснит, успокоит.

Что делать с прахом

Правила православия настоятельно советую захоронить урну с прахом в земле. При этом не требуется присутствие священника: отпевание проводится перед кремацией.

Отпевание перед кремацией

Хотя церковь и отрицательно относится к кремированию, священник всё равно проведет погребальную службу, если этого пожелают родственники покойного. Для церкви важнее молитва по покойному, прощение его грехов и подготовка к воскрешению. Но при этом церковнослужитель обязан напомнить об отношении православия к кремации. Если не удалось провести панихиду перед самой кремацией, отпевание можно заказать позднее заочно в церкви. Учтите, что заносить урну с прахом в церковь нельзя.

Бывают, правда, случаи, когда конкретный священник отказывает отпевать перед кремацией: это его личная позиция и вы должны с пониманием отнестись к ней. Всегда можно обратиться к кому-нибудь другому, объяснить, почему выбрана именно кремация: вам не откажут в помощи.

Поминки после кремации

Зависимо от способа захоронения, погребальные традиции в целом остаются неизменными, в том числе и поминки: они ничем не отличаются от тех, которые проводятся после захоронения в землю Важен же не обряд, а его суть, назначение: близкие усопшего провожают его душу, это день памяти.

Официальные документы

Состоявшееся в мае 2015 года заседание Священного Синода РПЦ выпустило меморандум по вопросам погребения усопших: его можно считать главным руководством по выбору способа захоронения. Основные положения документа:

Кремация в исламе

Кремация в исламе категорически запрещена. По мнению исламских правоведов, тело мусульманина должно одинаково оберегаться как при жизни, так и после смерти, а в хадисе сказано: «ломать кость умершему подобно тому, что ломать её живому». На основании хадиса они пришли к выводу, что запрещено как-то портить тело, уничтожать или сжигать его, даже если так захотел сам умерший. Не допускаются вообще любые посягательства на тело покойного, даже бальзамирование: тело надо как можно быстрее предать земле, лучше в течение суток.

Исключение могут составлять только эпидемии, но в любом случае надо получить разрешение мусульманских властей.

Отношение других религий

Христианство

В целом кремация не рекомендуется, но и не запрещена. Но в христианстве имеется много ответвлений, каждое из которых может иметь на этот счет свое мнение. Например, католицизм последовательно выступал против кремации, но в 1963 году запрет был снят. Протестантство к вопросу кремации относится в целом спокойно, предоставляя выбор способа погребения на усмотрение усопшего и его родственников.

Есть среди христианских концессий и те, которые не приемлют кремацию ни при каких условиях: к таким ортодоксальным ответвлениям относится, в частности, греческая церковь.

Иудейство

Еврейские традиции категорически запрещают кремацию, так как еврейская вера гласит, что душа и тело воссоединяются после смерти: получается, что тело священно и должно быть предано земле.

В то же время допускаются надлежащие похороны праха, если усопший не был воспитан в еврейской вере и был кремирован против своей воли.

Буддизм и индуизм

Испокон веков в Индии предпочитали сожжение трупов их захоронению в земле, более того, многими она считается обязательным этапом прощания с усопшим.

Другие вероисповедания

Источник

Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви

кремация в каких религиях разрешено. картинка кремация в каких религиях разрешено. кремация в каких религиях разрешено фото. кремация в каких религиях разрешено видео. кремация в каких религиях разрешено смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кремация в каких религиях разрешено.

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *