краткая аннотация работы для кого работа может представлять интерес какие знания и умения формирует
Формирование гражданско-патриотических компетенций на уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность
Данная работа может представлять интерес для преподавателей общественных дисциплин в школе и ССУЗе.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Формирование гражданско-патриотических компетенций на уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность
1. Краткая аннотация работы: (для кого работа может представлять интерес, какие знания и умения формирует)
2.2. Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами урочной деятельности
2.3. Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами внеурочной деятельности
3. Список использованных источников и литературы
Именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к социальным нормам и к обществу в целом.
Уроки истории и обществоведения – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического и правового воспитания, именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ.
Опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по формированию гражданско – правовых компетенций на уроках истории и обществознания.
Данная работа может представлять интерес для преподавателей общественных дисциплин в школе и ССУЗе.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявление непреходящих духовных богатств, накопленных человечеством за всю историю его развития, понимание взаимосвязи каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня ставит во главу угла:
• Становление ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, принятие НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
• Укрепление физического и ДУХОВНОГО здоровья.
• Конкретные социальные проекты для своего региона (освоение детьми деятельности планирования, программирования, организации, управления, лидерства, оценки результатов, представления результатов).
• Владение знаково-символическими средствами и моделями объектов и процессов, схемами решения учебных и ПРАКТИЧЕСКИХ задач.
• Диагностику одаренности и развитие творческого потенциала.
• Индивидуальный подход и «индивидуальную траекторию» (учет индивидуальных, возрастных особенностей и социальной ситуации развития ребенка).
Именно школе сегодня выпала роль стать центром гражданско-патриотического воспитания. Интерес к гражданскому образованию в обществе обусловлен необходимостью и потребностью:
– профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних;
– нормативно обеспеченной регламентации взаимоотношений субъектов образовательного процесса;
– формирования у учащихся правовой компетентности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали;
– сохранения исторической памяти поколений;
– воспитания патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения граждан;
– организации социальной практики детей (участие личности в решении общественно значимых проблем).
Задачи, связанные с достижением этих целей:
1. Формирование содержания понятия «патриотизм»:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;
– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
– гордость за культурные достижения своей страны;
– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
2. Формирование содержания понятия «Отечество» (личность, семья, родная земля – край отцов, страна, народ, государство, язык, история, культура, религия);
3. Создание ситуаций, в которых учащиеся переживали бы чувство любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации;
4. Создание образовательных ситуаций, при которых ученик связывал бы самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью учителя.
Решение этих задач возможно через самого учителя, через исторический материал, через форму подачи материала.
2.2 Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами урочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
Социальную компетентность – развиваю, организуя групповое взаимодействие, используя технологии сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков. ( диспуты, дебаты, игры, викторины)
Личностную компетентность – формирую посредством организации самостоятельной работы и оценки достижений самими учащимися ( работа с историческими источниками, документами, фото)
Предметно – практическая компетентность – организую проектную деятельность, использую проблемное обучение.
Гражданское – патриотическое и правовое образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Педагогические технологии, используемые на уроке истории:
1) технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
2) технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
3) технология «Имя в истории»– обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
4) технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;
5) технология бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
6) технология духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;
7) технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.
Новое содержание образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику форм и методов личностно-ориентированного обучения, связанных с возрастными и личностными особенностями учащихся. Мною широко используются следующие формы занятий:
1) лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);
2) практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);
3) ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно-дискуссионные);
4) характеристика исторических альтернатив;
5) моделирование хода событий;
8) дискуссии (структурированные, командные, проекты, групповые).
Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Раздел «Право» направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом.
Одним из способов решения проблемы гражданского образования на уроках обществознания, а через него и социализации школьников является внедрение в школьную практику социальных проектов. В ходе работы над проектами происходит формирование творчески мыслящей личности ученика, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Первым шагом в обучении школьников социальному проектированию является овладение методикой социальной пробы.
Методика социальной пробы – действия социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях – знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.
Целями социальной пробы являются:
• осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
• получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);
• присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.
Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.
Объектами социальной пробы могут выступать:
1) социальные институты;
2) социальная среда;
3) социальные явления и отношения.
В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое «детский алкоголизм» или «как работает магазин»). Но эти представления подростка – житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания.
Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении или на неполном, однобоком восприятии действительности, от собственно своего мнения – результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение.
Так, на уроках истории и обществознания строится процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, области и страны в целом.
2.3 Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами внеурочной деятельности
Во внеклассной деятельности реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма: творческие фестивали, конкурсы, выставки, празднование Дней воинской Славы России, участие в митингах в День Победы, День памяти и скорби, встречи с ветеранами, участниками боевых действий и др. Для совершенствования процесса военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в школе проводится игра «Зарница». В школе действуют уголки и музейные экспозиции, посвящённые истории родного края и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Ежегодно проводится анкетирование учащихся (анкета «Патриот»), данные анализируются и используются для совершенствования работы.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы:
-исследовательские работы: « Тимуровское движение», « Шарапово – мое село», « Мое село в годы войны» и др.
Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Новый путь». В процессе работы мы с учениками посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села.
В настоящее время в школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.
В последние годы во многих школах страны получила распространение такая форма работы как музейный урок, который стал средством патриотического воспитания. Эта форма не новая, но эффективная. Связано с поиском оптимальных методов и путей патриотического воспитания подрастающего поколения.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.
Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории.
Особенности формирования гражданско – патриотической компетенции как явления обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга этой работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности гражданско – патриотической компетенции обучающихся может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.
Признаки гражданской компетентности обучающихся:
— Способность к развитию своего интеллектуального потенциала;
— Организация себя на деятельность, умение планировать свою деятельность;
— Умение принимать решения;
— Способность нести ответственность за принятое решение и его результаты;
— Способность работать в коллективе и индивидуально, начать и закончить работу;
— Способность составить программу собственного личностного роста;
— Способность реализовать собственную программу образования;
— Навыки критического (аналитического) мышления;
— Умение искать и использовать необходимую информацию;
— Умение изучать, думать, сотрудничать;
— Умение приниматься за дело и завершать его.
Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно? Этому, безусловно, должно помочь гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного воспитания школьника. Ребенок не готовится к жизни, он в ней действует, развивается, участвует.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родное село – родная страна.
Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.
В заключении хотелось сказать, что на уроках истории и обществознания, а так же во внеклассной работе, используя разные формы и методы работы: индивидуальную, групповою, игровую, встречи с интересными людьми, проектно исследовательскую, ИКТ, я всегда стараюсь повысить познавательную деятельность учащихся, чтобы на основе исторического материала воспитать чувство гражданственности, патриотизма, любви к нашей стране, своему городу, своей семье. А без этого у нашего общества, нашей России не может быть будущего.
7. Сучкова, Ю. Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики / Ю. Сучкова // Учитель. – 2016 – № 1 – С. 77-81
8. Тарасов, А. Н. Развитие гуманистической воспитательной системы в школе в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» / А. Н. Тарасов // Образование в современной школе. – 2017 – № 5/6. – С. 14-20.
9. Титова, Л. М. Формирование национального самосознания учащихся : (из опыта работы классного руководителя) / Л. М. Титова // Воспитание школьников. – 2017 – № 4 – С. 20-25
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК « Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»
Светлана Михайловна Квятковская, учитель географии,
высшая квалификационная категория,
МОУ КСОШ № 55 гп. Красково,
Московской области, РФ
1. Краткая аннотация: (для кого работа может представлять интерес, какие знания и умения формирует)
2.2. Формирование личностных универсальных учебных действий
2.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
2.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий
2.5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
3. Список использованных источников и литература
1. Ян Амос Каменский, совершивший революцию в дидактике рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
Личностные УУД. Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания;
5. А удивление рождает желание больше узнать;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания:
1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
2. Задания на упорядочивание и группировку
3. Задание “Найди ошибки в тексте”.
4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»
Познавательные УУД. Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии ведётся в следующих направлениях:
Работа в контурных картах:
1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. 2. Во время закрашивания объекта и прописывания его названия развивается моторно-сенсорная память. 3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. 4.Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ …
5. В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания диаграмм, построения графиков.
Коммуникативные УУД. Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Игровые уроки, обобщающие уроки, исследовательские уроки, создание проектов (Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов)
Этапы формирования учебных действий на уроках географии:
Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
• ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
• тренировка в применении этого умения;
• проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками;
• умение применять действие в любых ситуациях.
Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считается правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке .
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов
обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Приѐмы и методы объяснения учителя, задания для самостоятельной работы с учебником и картой, практические задания. Использование компьютера и Интернета. Можно использовать проектные технологии. В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Как показывает моя практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно, или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания. Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, а также современные технологии обучения на уроках географии. Познавательная активность носит индивидуальный характер. Исходя, из этого активизацию учения школьников следует понимать как мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственно-волевых целей обучения и воспитания.
Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
Список использованных источников и литература
1. Ахромеев Л.М. Изучение стран в курсе физической географии материков и океанов. // География в школе, 1989-№6
4. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 128с.
5. Мамченко С.Л. Урок-игра при изучении Африки. // География в школе. – 2003-№10.
6. Урок по теме: Рельеф Африки. Полезные ископаемые. География в школе. – 2010-№7.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 16
8.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева. Н.В. Ялпаева; под ред.В.А.Сластенина.-3-е изд., перераб.-М.:Изд. центр Академия,2004.
9.Коррекционная педагогика в начальном образовании : Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений/Г.Ф.Кумарина.М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф.Кумариной.-М.: Изд. центр Академия,2001.
11.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Издательство: Просвещение,2011.
12.Учебно- методический комплекс Школа России. Издательство: Просвещение,2011