краст кожа какого дубления
Виды кожи по выделке.
Можно выделить три основных способа выделки кожи:
1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.
2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-седельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.
3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.
При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.
Растительное дубление основано на применении дубящих веществ — таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.
Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.
Синтетические дубители — синтаны — придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.
Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.
Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку — белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.
Классификация:
Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.
На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:
а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями;
б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями;
в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.
По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.
Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.
Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.
Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.
Краст – кожа полученная с помощью барабанного крашения, поверхностная отделка у таких кож отсутствует. Поэтому они имеют естественную лицевую поверхность. Так как отделка лицевой стороны отсутствует это дает возможность избежать множество пороков связанных с отслоением. Обработка современными методами придает красту качества гидрофобности, а специальный режим окраски — сквозной прокрас. Качественно выделанный краст сложно отличить от кож, которые имеют гладкую лицевую повехность. Производится из шкур крупного рогатого скота.
Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.
Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.
Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.
Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.
Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.
Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.
Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.
Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.
Напплак – кожа с лаковым покрытием.
Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением.
Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплетных работах
Вопрос по коже к мастерам.
Все доброго дня и с наступающими праздниками.
Последнее время немного увлекся кожей. В качестве теста попробовал сделать пару не очень хороших ножен, чехол-книжку для планшета. Но дело не в этом. Когда начал углубляться в теорию (а у меня такая привычка, без теории не могу) голова начала немного пухнуть. Вопрос в первую очередь по классификации кожи. Может для других это не принципиально, но меня зацепило, что я такой тупой) Столкнулся с тем что в разных источниках (блоги, ютуб и т.д.) одни и те же термины относят к разным видам классификации. Вот, например, после пары десятков сайтов для меня до сих пор остаются тёмным лесом краст, юфть и растишка (кожа растительного дубления). Я понимаю, что это совершенно разные вещи. Даже понимаю что оно такое отдельно друг от друга. А вот в одну систему их никак не могу запихнуть.
В общем, помогите кто чем может, как говорится) Либо своими словами нормальную структурированную классификацию по видам кожи (часть кожи, виды дубления и т.д.), либо дайте адекватную ссылку. Чем она будет полнее тем круче. Буду очень благодарен. Опять же, может я не один такой и кому-нибудь тоже пригодится.
Кожевенное ремесло
2.6K постов 9.2K подписчик
Правила сообщества
. а если по свойствам, то упрощенно:
По нормальному, согласно товарной номенклатуре краст это:
Голье, прошедшее дубление или дальнейшую обработку после дубления, известно в торговле как «выделанная кожа».
Кожа, высушенная после дубления, называется «краст» или «кожевенный
краст». При обработке краста добавляются жирующие материалы или масла, что придает красту
гибкость, а также краст может быть додублен или окрашен путем погружения (например, в
барабане) перед сушкой.
кожа хромового дубления по практическим свойствам в сравнении с кожей растительного дубления:
более износоустойчива, на ней невозможен карвинг (ну то есть можно надорваться, но будет дичь), долговечное тиснение можно оставить горячим методом при помощи разогретого клише, адекватные вмятины со временем выравниваются, срез кожи не обрабатывается так, как у растишки (гемора заметно больше).
Так же будет более предпочтительна для аллергиков ввиду дубления натуральными веществами (но тоже спорно, аллергия штука индивидуальна). В виду более естественного «исходного» оттенка, результат окраски будет более предсказуемым и более близким к такому, какой должен быть.
Еще есть кожа комбинированного дубления, но там тоже разные составы применяются, но как и следует из названия, при этом методе используют разные дубящие вещества, сначала одни, потом другие, а может и третьи. Та же юфть в целом и есть кожа комбинированного дубления, но это не точно, я уже мог забыть, поэтому лучше глянуть ГОСТ 485-82. По свойствам свои вроде как юфть лучше, чем просто хромка в плане более высокой устойчивости к атмосферным и другим внешним воздействиям.
Еще есть кожа жирового дубления, которую собственно жирами всякими фигачат, но думаю нынче и там не все так просто и скорее всего она тоже еще с чем нибудь комбинирована (вот кстати и юфть хромо-жировая бывает вроде). Но ее суть в том, что она довольно влагоустойчива, из-за как раз большой концентрации жиров (у меня была шкурка настолько пропитанная, что руки мазались жиром.). Так же к этим кожам относятся и технические кожи, но они тоже разные бывают и там тоже чорт ногу сломит.
Ну в общем примерно такая вот градация получается, но не факт, что верная, я сам тоже путаюсь в понятиях как бы, так что если кто наверняка знает, пусть подскажет или поправит)
Шью из кожи. Виды кож.
Здравствуйте, дорогие друзья, здравствуйте подписчики!
Все фото были взяты с разрешения из интернет магазина.
Также информацию частично взял с сайта ярмарки мастеров, чтобы местами не быть столь голословным.
Итак, пожалуй начнем повествование.
Давайте начнем с краста.
Краст проходит барабанное крашение со специальным режимом, называемом сквозным прокрасом, это позволяет получить равномерный цвет не только на поверхности но и по всей глубине. Можно не бояться, что окрашенная лицевая сторона отслоится или потрескается. На шве кожи вы не заметите сильного различия цвета между лицом и самим срезом. Поскольку крашение происходит под давлением на обороте может оставаться легкий отпечаток сетки барабана.
Кожа плотная, идеальна для формовки, толщина, в основном от 1,4 до 1,9 мм
Краст можно покрывать различными мастиками, аппертурами (воски, масла, фирменные составы, которые продаются в магазинах).
Без финишной обработки:
С финишной обработкой:
Шорно-седельная кожа отличается высокой прочностью, большой толщиной, высокой устойчивостью к деформации, истиранию и воздействию на нее всевозможных жидкостей. Также она имеет способность на протяжении длительного времени эксплуатации сохранять свои свойства.
Тяжелого развеса высококачественное сырье идет на выработку шорно-седельной кожи. К тяжелому развесу относят шкуры крупно-рогатого скота, свиные, конские и верблюжье шкуры. Без дубления может происходить выделка такого материала, либо осуществляется она комбинированным или растительным методом, в процессе которого грубая толстая кожа, имеющая плотную структуру внутренних волокон, становится достаточно гибкой, непревзойденно прочной и приобретает заданные эксплуатационные характеристики. Готовая шорно-седельная кожа чаще всего встречается в виде полукожи, целой кожи, чепрака, кулата, ременной полы и воротка.
Кожа с выделкой «под рептилию» обладает гораздо меньшей стоимостью, чем настоящая натуральная кожа экзотических животных, при этом она сохраняет все достоинства, качественные характеристики и носкость, присущие натуральной коже овчины или КРС. Приобретённый в результате отделки эффектный внешний вид кож позволяет создавать из них действительно достойные высококачественные изделия.
Толщина такого вида кожи 1,2-1,4 мм. Кожа уже с финишным покрытием. Подходит для пошива полного спектра изделий для мужчин и женщин: от бифолдов до сумок.
Изделия из «флотера» всегда приятны на ощупь. Из кожи «флотер» производят широкий спектр кожгалантереи, мужских и женских кожаных сумок, ремней, а также различную обувь.
Производится это вид кожи из шкур крупного рогатого скота (коровы, быки) и имеет толщину от 1,2 мм до 1,8 мм.
В процессе производства шкуры помещают в специальный барабан, где они не только окрашиваются, но и размягчаются, обретая приятную органолептику. Затем поверхностный слой кожи дополнительно окрашивается и подвергается термическому тиснению, благодаря которому обретает мелкозернистую фактуру. Цветовая гамма этого вида кожи весьма широка и включает варианты с эффектом «металлик».
Кожа «флотер» по достоинству является одним из лидеров в кожгалантерейной и обувной промышленности.
Натуральная вощеная кожа премиум-класса толщиной до 2 мм.
Pull Up производится с использованием натуральных масел, пигментов и воска, выглядит очень естественно, «живо» за счет множества мелких складочек, отливающих при движении другим цветом. Относится к кожам без покрытия.
Насыщенная маслами, вощеная Пулл Ап при удивительной мягкости, приятности на ощупь отличается повышенной прочностью, износостойкостью, не боится влаги, потери цвета и максимально гигиенична.
Ценителей этой кожи привлекает ее необычная расцветка, возможность приобщиться к истории кожевенного промысла, подарившего технологию изготовления изысканных аксессуаров, которые служат не один год. Потертости и царапины лишь усиливают винтажный эффект.
Крейзи Хорс (Crazy Horse):
Crazy Horse ― это прочная высококачественная кожа крупного рогатого скота (не смотря на название не обязательно лошади). Эта кожа характерна своим эффектом состаривания. Интересный эффект образуется благодаря специальной обработке: на шлифованный краст с помощью нагрева наносится смесь восков с высокой температурой плавления и специальные присадки.
После обработки таким способом кожа становится темнее, нежели была изначально. В результате этого кожа Crazy Horse меняет цвет в местах залома, изгиба или натяжения. В этих местах кожа становится более светлой.
Винтажность ― это самая главная особенность этой кожи. На коже Крейзи Хорс легко появляются следы и царапины. Но это не должно вас беспокоить, так как царапины, потертости и неповторимый рисунок от изгибов придают ей эффект старины и винтажности. Царапины при желании легко удалить. Для этого достаточно протереть это место мягкой тряпочкой. Такая кожа легко затемняется трением с помощью войлочного круга даже без добавления воска.
Кожа Crazy Horse достаточно мягкая, эластичная, гладкая, без блеска. Толщина обычно 1,4-3 мм. Имеет плотную структуру и отлично подходит для производства каркасных бесподкладочных изделий, таких как рюкзаки, дорожные сумки, чехлы, кошельки, портфели и так далее. Такие изделия выглядят необычно, стильно, дорого.
Ну и, наконец, кожа растительного дубления без окрашивания:
Про эту кожу можно говорить очень много, так как она самая пригодная кожа для ваших идей (цвет, рисунок, очень хорошо подходит для тиснения).
Так же, ввиду отсутствия на поверхности кожи различных пластифицированных покрытий, обувь из кожи растительного дубления обладает способностью «дышать», т.е поддерживать оптимальный микроклимат и температурный режим.
Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что кожи растительного дубления чаще всего производятся неокрашенными, что позволяет как производителям, так и простым любителям кожевенного ремесла использовать преимущества ручного окраса, проявляя творческую фантазию, и достигая особых эффектов на поверхности, типа антик, винтаж, искусственное старение.
Друзья, написал исключительно о своем опыте. Никого ни к чему не призываю, никого ничему не учу. исходя из этой статьи. Буду очень рад, если останусь полезным.
Заранее благодарен за просмотр, критику, советы и ваши отзывы.
Виды дубления кожи
Кожа — прочный и гибкий долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия.
Прежде чем попасть в руки мастеру, кожа проходит долгий и кропотливый этап обработки. В частности, я хочу затронуть тему дубления. Что такое дубление кожи и для чего его делают? Дубление кожи — это процесс обработки кожи (точнее, это еще пока не кожа, а промежуточный полуфабрикат) дубильными веществами. Благодаря чему у кожи снижается влагоемкость (способность набухать в воде), повышается жесткость, прочность и упругость (в дальнейшем износостойкость).
Выделяют два основных типа дубления: растительное и хромовое. Конечно, их не только два, есть еще циркониевое, синтетическое, алюминиевое, жировое и комбинированное. Но не будем вдаваться в подробности каждого типа, так как обычному покупателю это совершенно не важно при покупке изделия из кожи. Нас больше интересует качество кожи, ее свойства — как будет дальше вести себя это изделие в процессе эксплуатации, и почему цена между типовыми изделиями имеет порой значительную разницу.
Итак, кожа растительного дубления. Мастера ее называют просто «растишка». Этот тип дубления основан на применении дубящих веществ, содержащихся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. То есть можно сказать, что кожа растительного дубления — это полностью натуральный продукт высшего качества. Не будет лишним отметить, что процесс растительного дубления достаточно долгий и занимает примерно 12 месяцев! В основном кожу растительного дубления используют мастера, занимающиеся тиснением кожи. Потому как после увлажнения данная кожа становится пластичной и легко поддается тиснению штампами, а самое главное в дальнейшем не расправляется и отлично держит художественный рельеф, который ей придали. Но и многие мастера, не связанные с искусством тиснения и гравировки, очень любят и ценят этот материал, предпочитая работать только с ним из-за его натуральности и «живости».
Подобные изделия можно сделать только из кожи растительного дубления!
При хромовом дублении кожу обрабатывают растворами основных солей хрома. Кстати, кожевники называют ее просто — «хромка». Однако кожа хромового дубления, то есть та, что получена из шкур, обработанных более современным, «химическим» способом, — это тоже не такой уж плохой вариант. Она дольше сохраняет первозданный внешний вид и может служить многие годы. Для человека изделия из кожи хромового дубления совершенно не вредны. Большинство кожаных изделий и особенно обуви сделано как раз-таки из такой кожи. Кожа при этом типе дубления становится очень прочной, обладает мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эта кожа очень упруга, поэтому плохо держит тиснение. По времени хромовое дубление занимает около суток и считается самым распространенным.
На фото представлена кожа хромового дубления без покрытия. В частности краст.
Все-таки скажу пару слов и о коже жирового дубления. В последнее время очень популярны стали изделия, в частности сумки, из кожи с названием Crazy Hors (в переводе «дикая лошадь»). Это кожа со шлифованной поверхностью, на которой легко остаются царапины и следы эксплуатации. Благодаря этому изделие обретает потертый, винтажный вид. Так вот, крейзи хорс — это кожа жирового дубления.
Как отличить кожу растительного дубления от хромового? Кожа хромового дубления на срезе чаще всего имеет серый цвет, но бывает и в цвет верхнему слою кожи, если кожа прокрашена насквозь. «Растишка» на срезе телесного цвета, розоватого. В основном продают ее неокрашенную, в таком случае мастер сам окрашивает кожу в нужный цвет или просто покрывает финишем для защиты от влаги и грязи. Но иногда можно встретить в продаже кожу растительного дубления, уже окрашенную и имеющую финишное покрытие.Текстура такой кожи хорошо различима, однако видно, что над ней имеется еще один тонкий, слегка глянцевитый слой. Не всем нравится такой вид, но практически он всё-таки оправдан. «Хромка» всегда идет окрашенной и в большинстве случаев с покрытием. Но о типах и разновидностях кожи, ее покрытиях можно говорить долго и для этого лучше создать отдельную ему. Я хотела всего лишь немного разъяснить обычному покупателю, чем отличаются два самых основных вида кожи по типу дубления.
Исходя из вышесказанного, хочу еще один итог подвести. Что касаемо цены: кожа растительного дубления всегда значительно дороже кожи хромового дубления. Надо сказать, что она в меньшем количестве представлена на отечественном рынке.
В целом, решение дилеммы «какая кожа лучше — растительного или хромового дубления?» в значительной степени зависит от личных предпочтений.
Различия между кожей растительного и хромового дубления
При поиске идеальной кожи для вашего изделия вы можете обнаружить разные методы ее обработки. Чтобы понимать что лучше всего подойдет именно вам, важно знать об их преимуществах и недостатках.
На сегодня самый распространенный метод выделки кожи – это дубление. То есть процесс превращения необработанной шкуры в кожу, готовую к использованию. Именно процесс дубления оказывает огромное влияние на вид качество изделия, которое вы надеетесь носить в течение долгого времени. Дубление делят на растительное и хромовое (жировое). Ниже мы приведем слабые и сильные стороны обоих вариантов.
Растительное дубление
— Со временем становится только лучше и благороднее, приобретая патину.
— Каждое изделие имеет свой неповторимый вид.
— Эластичная, гибкая. Способна принимать форму. Отлично подходит для гравировки и тиснения.
— Срез обрабатывается проще.
— Не оказывает пагубного влияния на окружающую среду
— Кожа растительного дубления пористая, чувствительна к влаге (можно обработать воском или маслом для власгостойкости). Хотя при производстве обуви это преимущество.
— Остаются все вмятины.
— Цена.
-При долгом пребывании на жаре кожа высыхает и твердеет.
Кожа хромового дубления.
Хромовое дубление выполняется соединениями хрома, которые абсолютно безопасны для человека. Для приготовления рабочих дубильных растворов используют несколько составов., чтобы получить соли трехвалентного хрома, также широко используется сухой хромовый дубитель с заданной основностъю. После такой обработки кожа приобретает голубоватый оттенок.
Обычно этот тип кожи используют при изготовлении курток, перчаток и обивки автомобильных сидений.
— Сравнительно быстрое и недорогое производство.
— Со временем кожа не поменяет цвет.
— Хорошие гигиенические свойства: паро- и воздухопроницаемость
— Стойкость к истиранию, прочность
— Пагубное влияние на окружающую среду при не правильно налаженном процессе производства
— Недостаточная пластичность ( слабо держит форму тиснение и приданную форму).
— Не натуральный запах