красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны

красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. картинка красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны фото. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны видео. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны.

Краткий анализ

«О красоте человеческих лиц» написано во время оттепели. Тогда многие поэты были на творческом подъёме. Произведение вышло в свет в 1955 году, когда Николай Алексеевич активно поддерживал организацию «Объединение реального искусства». Автор проповедовал идею написания таких произведений, чтобы даже дети могли понять, что значит стихотворение.

Целостный разбор позволяет проанализировать «О красоте человеческих лиц»:

красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. картинка красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны фото. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны видео. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны.

Это не просто стихотворение о человеческих лицах. Произведение посвящено тому, что на них отражается жизненный путь личности, её характер и наклонности. При умении анализировать такую информацию, можно самостоятельно узнать намного больше о человеке, чем он сам рассказал. Также Николай Алексеевич Заболоцкий обращает внимание читателя, что при оценке человека приоритетом не должна быть красота лица.

Необходимо оценивать душу, которую можно увидеть и во внешности.

Композиция, жанр и средства выразительности

С самого начала произведения автор начинает описывать различные лица-здания. Сперва он проводит аналогии, а потом делает вывод. Благодаря такой конструкции интерпретация и понимание идеи доходит до читателя проще. Для каждого сравнения поэт чаще всего использует 2 строки.

В произведении читается мысль, что внутреннее состояние отражается и на внешнем. Оно может придать человеку либо жалости, либо достоинства.

Заболоцкий создал целую галерею из различных обликов, проводя параллели с жалкими лачугами и прекрасными архитектурными сооружениями. Создаётся впечатление, что люди лишаются своих истинных обличий. Вместо них они надевают маски.

красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. картинка красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны фото. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны видео. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны.

Всё стихотворение строится на контрасте. Великому противопоставляется жалкое. Между этими образами Заболоцкий старается делать плавный переход. Также в строчках читатель может увидеть критику неказистых «хижин», так как автор считает, что это является отражением жизненного пути.

В качестве основного художественного средства в произведении выступают метафоры. Почти во всех строчках поэт пишет о доме, который символизирует человеческий облик.

Стихотворение не делится на строфы, хотя в нём отчётливо видны отдельные катрены. Благодаря этому создаётся символизм совокупности различных обликов, которые можно видеть каждый день. Спокойная интонация один раз обрывается восклицанием, выражающим восторг Заболоцкого. Интонация и ритм отлично сочетаются с композицией и содержанием стихотворения.

Сам же автор отдаёт предпочтение лицам, которые сравнивает с маленькими хижинами, так как из них струится жизнь. По мнению Заболоцкого, они доброжелательны, открыты для всех и наполнены радостью. В окна этих хижин хочется смотреть снова и снова. В конце поэт подчёркивает, что в обликах видна внутренняя красота человека.

Источник

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. картинка красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны фото. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны видео. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора – “есть лица”.

Краткое содержание

красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. картинка красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны фото. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны видео. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны.

Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.

Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.

В последних строчках лирический герой делает важное открытие.

Перед ним предстает чудесный и великий мир, который наполнен прекрасными людьми. Они словно чудесные ноты, которые позволяют соткать небесную песню. Именно это важно ценить в людях и всегда искать эту душевную красоту.

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (8 класс)

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть — размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное — духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица — подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням, созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.

По произведению: «О красоте человеческих лиц»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей — все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой — полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения – мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности – все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному – либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях – это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь – наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия – когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Использует автор сравнения («словно темница», «как башни»), помогающие нарисовать действительно мрачную картину внешнего великолепия, не соответствующего внутренней пустоте и разрушающего гармонию.

Источник

Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (8 класс)

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. картинка красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны фото. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны видео. красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красота каких человеческих лиц особенно близко поэту вспомните высказывание заболоцкого слова должны.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора – “есть лица”.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» – Анализ стихотворения

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь.

Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе.

Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота.

Какую же красоту ценит поэт в людях. Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части.

Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый.

Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом.

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая.

Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы.

Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами. Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Брошенный замок опустел.

Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

У. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение: Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший.

Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки.

И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

Следующее сочинение из данной рубрики: Биография Черный Саша

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Восторженные финальные строки

В конце стихотворения Н. А. Заболоцкий полностью уходит от архитектурных аналогий. Его больше не интересуют ни башни, ни казематы, ни величественные дворцы — в них нет истинной красоты, как и в жалких неряшливых лачугах, чьи хозяева не заботятся о порядке и уюте. Он хочет просто высказать свое мнение о красоте человеческих лиц. Анализ финала однозначно указывает на приподнято-оптимистическое настроение автора в момент написания им этих строк. Его влекут небесные высоты, сияющие ноты, солнце и ликующие песни. Именно с такими возвышенно-художественными образами поэту хочется сравнивать самые прекрасные лица. Именно таких людей ему хочется видеть вокруг.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения — мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности — все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному — либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях — это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь — наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия — когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни.

В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение — упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

Анафорические повторы («есть лица»; «иные» — «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках — мужская рифма («порталам» — «малом»), в третьей и четвёртой — женская рифма («давно» — «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения — в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.

По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй — любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет — «пышный портал» — рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.

Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная — вот главное их качество:

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так:

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках — «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) — шипение змеи; «о» — образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов — серая.

Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» («её», «меня», «весеннего») символизирует нежность.

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»

«О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *