красный бензин в ссср какая марка
Марки топлива, которые заливали в бак водители СССР
Это мы с вами привыкли заправляться 92-м, 96-м, 98-м. Еще и сотый бензин появился. Многие автомобилисты уж и забыли, что был еще не так давно 76-й, пришедший к нам из советских времен. А каким бензином заправлялись наши отцы и деды в СССР?
Для лета или Крайнего Севера
Сразу после войны на АЗС продавались следующие марки топлива — А-56, А-66, А-70 и А-74. Когда промышленность оправилась после Великой отечественной войны и начала бурно развиваться, процветал не только автопром, но и нефтянка. Поэтому уже в 1960-е годы советским автомобилистам стали доступны такие виды бензина, как А-66, А-72, А-76, Аи-93 и Аи-98.
Например, 66-й бензин характерного оранжевого или красного цвета выпускали специально для АЗС Сибири или Крайнего Севера. Благодаря своему особому составу оно могло применяться только при низких и экстремально низких температурах.
А вот 76-й был летним бензином, как и 98-й. Топливо с другой маркировкой можно было заливать хоть круглый год. Более того, при плановой экономике зимой вы и не могли бы купить летнее топливо — его поставляли строго по календарю. Летний бензин приезжал на заправки не раньше апреля и до начала октября.
Цвет опасного топлива
В советские времена топливо, которое выпускали под маркой А-76 и АИ-93, в своем составе содержало специальное вещество — антидетонатор. Вполне логично, исходя из названия, она призвана была повысить антидетонационные свойства бензина. Но в присадке было ядовитое вещество, сильнодействующее и очень опасное. Именно поэтому, чтобы предупредить водителей, 76-й бензин красили в зеленый цвет, а вот АИ-93 окрашивали в синий.
Сколько стоил бензин в СССР?
Кстати, по данным на 1969 год литр 76-го бензина стоил 7.5 копеек, 93-го — 9.5 копеек. Правда, покупать нужно было сразу по 10 литров, так как старые советские колонки не могли отмерять меньшее число литров. Водители заправлялись до полного бака, еще и канистры с собой наполняли. Ведь сети заправок не были так распространены, как сейчас. Вот и представьте, много ли это было, если зарплата была в среднем 120 рублей.
Почему бензин в Советском Союзе был разноцветным, в том числе розовым
Розовый бензин… В этом словосочетании, пожалуй, есть что-то гламурное. Однако на самом деле причина окрашивания топлива, которое практиковали в СССР, вполне рациональна. И, конечно же, никакого отношения к вышеупомянутому модному стилю она не имеет. Но обо всём по порядку.
О различиях в марках топлива и октановом числе
Кажется, ну при чём здесь эти характеристики? Однако они имеют непосредственное отношение к теме статьи. Цвет бензина зависел от его марки. В советские времена самыми популярными были А-66, А-72, А-76 и АИ-93. Последний окрашивался в синий, а 66-й — в оранжевый. Марке А-76 «достался» зелёный оттенок.
Типы бензина различались октановым числом. Оно характеризует детонационную стойкость топлива. Чем выше этот показатель, тем более стоек бензин к самопроизвольному воспламенению в процессе эксплуатации, а следовательно и качественнее.
Справка. Эта характеристика топлива определялась моторным или исследовательским способом. Если для нахождения октанового числа использовался второй метод, то в названии топлива присутствовала буква «И». Исследовательский способ подразумевал проверку «поведения» горючего при малых и средних нагрузках. Моторный показывал величину этой характеристики при больших нагрузках.
Как и почему бензин менял цвет
Для снижения способности к детонации топлива в него добавляли присадку — тетраэтилсвинец. Бензин с таким «дополнением» назывался этилированным. При добавлении в горючее специальных ферментов происходила реакция, результатом которой становилось окрашивание топлива в тот или иной оттенок. Подобная процедура не ухудшала характеристики горючего и никак не влияла на конструкционные элементы автомобиля.
Справка. Сегодня вышеупомянутую присадку добавлять к топливу запрещено. Она неэкологична, опасна для здоровья человека и элементов автомобиля.
Цветовая градация помогала различить марку топлива. Первоначально единственным неокрашиваемым типом оставался А-72. В этот бензин не добавляли присадку. Однако впоследствии и он стал этилированным и приобрёл «свой» оттенок — розовый. А появившееся высокооктановое горючее — АИ-98, которое использовалось исключительно на предприятиях, — стали окрашивать в синий.
Вместо заключения
Классификация по цветам упрощала не только определение «чистоты» топлива (соответствия типу) при заправке на АЗС, но и облегчало его сортировку и хранение.
Красители и маркеры для топлива использовали не только в СССР. Да и сейчас применяют.
Сегодня в некоторых европейских странах недорогое горючее, поставка которого на рынок идёт на льготных условиях, окрашивают в синий оттенокв (в качестве меры поддержки и развития с/х). Это применяется для контроля качества, борьбы с подделкой и «наглядности» определения типа топлива.
Почему бензин в СССР был разноцветным
Как там поется в детской песенке про шарики: «Красный, желтый, голубой… выбирай себе любой». Вот так же, по аналогии, водителям в СССР предлагалось выбирать топливо по цвету. Только было оно: синим, зеленым и даже оранжевым. И, конечно же, отличалось по составу и октановому числу.
Тем, кто родился в постсоветское время и не застал окрашенного топлива, наверняка, будет интересно знать, что начиная с далеких 60-х на заправках, которые принадлежали исключительно государству, предлагался в основном бензин четырех типов: А-66, А-72, А-76 и АИ-93. Стоил он от 60 до 95 копеек. Цены, разумеется, устанавливало государство.
Буквенное отличие в названии марки топлива обозначало метод определения октанового числа: моторное, либо исследовательское. В случае с исследовательским методом определения октанового числа, топливо работает в одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия и при вращении коленвала 600 об/мин. Так проверяют поведение горючего в режимах малых и средних нагрузок.
Моторный метод определения схож с предыдущим, однако коленчатый вал в установке вращается со скоростью 900 об./мин., а смесь, подающаяся в камеру сгорания, подогревается. Этот метод демонстрирует поведение топлива в режимах больших нагрузок. А октановое число, определенное таким способом, ниже исследовательского.
Например, у бензина марки АИ-92 при моторном исследовании октановое число будет 83, а при исследовательском — 92. В СССР буквами «АИ» — обозначался исследовательский метод определения октанового числа, а литерой «А» — моторный.
Ко всему прочему, для борьбы с детонацией и повышения октанового числа в «советский» бензин, как и в других странах, добавляли тетраэтилсвинец — высокоэффективную присадку, повышающую октановое число. Такое топливо называли этилированным. Если вернуться к списку марок бензина выше, то из перечисленных все, за исключением А-72, были этилированными.
Именно этилированный бензин и окрашивали в соответствии с ГОСТом. Сейчас эту присадку использовать запрещено из-за ее неэкологичности, опасности для здоровья человека и современных автомобилей — на лючке или в инструкции любой иномарки есть предупреждающая надпись: «Только неэтелированный бензин».
Найден действенный способ наказать АЗС за недолив бензина
В каких регионах у водителя больше шансов нарваться на АЗС с паленым бензином
Цвет красителя соответствовал марки бензина. А-66 красили в оранжевый, А-72 — в целенный, АИ-93 был синим. Неэтилированный бензин А-72 — не окрашивался. Такая цветовая градация помогала водителям определить нужную марку топлива. В дальнейшем синим цветом стали окрашивать бензин высокооктановое топливо АИ-98, которое отпускалось исключительно предприятиям. А марка А-72 получила розовый цвет и тоже стала этилированной.
Сегодня в некоторых европейских странах также используют красители и маркеры для топлива. Например, в Англии, Германии, Франции в целях обеспечения поддержки и развития сельского хозяйства, недорогое топливо, поставляющееся на рынок на льготных условиях и с низким акцизом, подкрашивают. Это позволяет контролировать его качество, бороться с подделкой и так же, как и в СССР, определять его тип.
В свою очередь, распределение по цветам упрощает и сортировку, и хранение топлива. При этом наличие в бензине красителей и маркеров ни коем образом не влияет на его качество, а впоследствии, и на элементы двигателя. Да и на стоимости топлива их наличие не сильно отражается. В России также хотят вернуться к цветовой дифференциации топлива. Впрочем, когда это случиться, неизвестно.
С какой целью в СССР бензин красили в разные цвета, и почему сегодня к такой градации хотят вернуться
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
И именно этилированный бензин и по ГОСТу было необходимо окрашивать. Делалось это в двух целях: во-первых, так автомобилисты могли без труда отличать марку топлива. А во-вторых, этилированный бензин был попросту опасен для здоровья человека, поэтому на сегодняшний день он запрещен для реализации. Более того, по данным редакции Novate.ru, такой бензин, если залить его в современную машину, принесет больше вреда, чем пользы.
Но в СССР его использовали активно, так как тогда попросту не было альтернативы. А оттенков красителя зависел от марки бензина: так, А-66 красили в оранжевый, А-72 — в зеленый, АИ-93 был синим. И только неэтилированный А-72 оставался природного цвета. Со временем цветовая градация изменилась: синим цветом стали окрашивать высокооктановое топливо АИ-98, которое поставлялось только на предприятия. А марка А-72 в какой-то момент стала этилированной, и получила розовый оттенок.
К слову, красители никак не влияли на свойства топлива, возможно, поэтому практика окрашивания бензина сохранилась в ряде европейских стран: например, в Англии, Германии или Франции. Там этот способ используют не только в качестве маркировки, но и во избежание закупки фальсификата. На отечественных просторах эту цветовую градации тоже подумывают вернуть, однако когда именно это произойдет, пока сказать трудно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем в СССР бензин подкрашивали в разные цвета, в том числе розовый?
В первую очередь стоит отметить, что в бензин красители стали добавлять в XX веке не только в Советском Союзе. Делалось подобное и во многих других странах, более того, ряд производителей горючего занимается подобным по сей день. Переживать не стоит, топливные красители абсолютно безопасны для автомобиля и никак не влияют на характеристики горючего. Чаще всего в бензин подмешиваются специальные ферменты для придания ему специфической окраски с целью упрощения процедуры опознания того или иного сорта.
Блин, вот понаписали… Сказочники.
И еще люди в возрасте все это пропустили.
Объяснение элементарное!
«В соответствии с ГОСТом тех лет ЭТИЛИРОВАННЫЙ бензин должны были окрашивать.»
Не индикаторный, а исследовательский. А про обозначение Аи — этилированный, нам в учебном комбинате в 1980 году говорил преподаватель. Когда я учился на водителя категории С. Вот и отложилось в памяти. Хотя как выяснилось позже, он был не прав.
Выдержка из Википедии:
Поскольку реальное топливо не является смесью изооктана и гептана, результаты сравнения слегка зависят от метода испытаний: различают исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ). Разница между ОЧИ и ОЧМ называется чувствительностью топлива (англ. fuel sensitivity). Для характеристики детонационной стойкости топлива в реальных условиях эксплуатации применяются также фактическое октановое число (в испытаниях двигателя на стенде) и дорожное октановое число (в испытаниях на дороге непосредственно на автомобиле)[3].
Детонация в двигателе на слух воспринимается как «стук» — характерный металлический звон. Он создаётся волнами давления, возникающими при быстром сгорании смеси и отражающимися от стенок цилиндра и поршня. При этом снижается мощность двигателя и ускоряется его износ, а при возникновении детонационных волн двигатель может быть повреждён или разрушен. Впервые эти явления были исследованы в 1921 году английским инженером Гарри Рикардо[en], который предложил первую шкалу детонационной стойкости бензинов. Долгое время основным антидетонатором служил тетраэтилсвинец, однако в настоящее время использование этилированного бензина запрещено из-за его токсичности, и для повышения октанового числа применяются другие антидетонационные присадки.