красноуфимск какая железная дорога

Из истории строительства железной дороги

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Воспользуемся архивными письменными источниками Красноуфимского краеведческого музея по истории строительства железной дороги на Красноуфимском участке («Краткая история Красноуфимской дистанции пути Ижевского отделения Горьковской ж/дороги»[1], над текстом которой работали А.С.Сухоницкий и И.П.Лезин). Данный документ составлен на основе воспоминаний бывшего старшего дорожного мастера дистанции почетного железнодорожника Копысова Павла Андреевича, родители которого были активными участниками строительства железной дороги.

Строительство железной дороги началось незадолго до первой мировой войны и велось, в основном, вручную. С появлением военнопленных немцев и австрийцев, стал использоваться и их труд.

«…основной техникой на строительстве железнодорожной линии были конные телеги, тачки, топор, простая поперечная пила да большое количество людских рук.

…В 1917 году к началу Великой октябрьской социалистической революции строительство земляного полотна и мостов были, в основном, закончены. Скальные выемки были разработаны почти с отвесными откосами.

Были построены деревянные мосты через реки. Верхнее строение пути было уложено из маломощных рельсов типа III-а на гравийном балласте. Эпюра (количество шпал на 1 километр Ж/Д пути, прим. Л.А.) шпал составляла 1440-1520 штук шпал на один километр»[2].

Обратимся к материалу «К истории строительства и развития железнодорожного транспорта», составленному Г.А.Кондрашовым и Н.Ф.Ведиянцевым, вот что они писали:

«…Вновь построенная Казанбургская железная дорога была одноколейной, земляное полотно неустойчиво, на насыпях случались просадки пути, так как путь был уложен на балласт, а не на щебень, рельсы были слабого профиля, недопускающие большой нагрузки. В местах пересечения дороги небольшими оврагами, вместо каменных труб, были устроены деревянные мосты, скальные глубокие выемки недостаточно разработаны по габариту приближения, что угрожало падением камней на путь».[3]

Строительство тоннеля в Красноуфимске. Фотография из фондов Красноуфимского краеведческого музея. Около 1917г.

Вернемся к «Краткой истории Красноуфимской дистанции пути»:

«…Как уже выше было сказано, при строительстве пути в скалах выемки были разработаны с отвесными откосами. Впоследствии, это дало о себе знать в период интенсивного движения в годы войны, в скальных выемках часто происходили обвалы. Из-за чего допускались длительные перерывы в движении поездов»[4]

«…Станции и разъезды имели слабое развитие, как правило, с одним или двумя путями, на которых были уложены рельсы типа 4-а.

После открытия и пуска в эксплуатацию железнодорожной линии, интенсивность движения поездов была незначительной. В обращении были паровозы серии «ОВ», «ЧН». Длина поезда составляла 10-12 двухосных вагонов. Скорость движения поездов на первых парах составляла 15 километров в час.

…Первый техник Красноуфимского узла Филиппов Павел Константинович начал работать в 1915 году и работал на строительстве виадуков и тоннелей на дистанции.

…Шло время. В 1926-27 годах на дистанции временные деревянные мосты были заменены на металлические, а в 1930 году – на железобетонные трубы.

В течение 1938- 1939 годов на дистанции был произведен первый капитальный ремонт пути. Рельсы были уложены типа 1-а, скорость движения поездов достигла 60 километров в час. В эксплуатацию были введены паровозы серии «ИС», «ФД»[5].

Обратимся к материалу по истории поселка Нижняя Сарана, хранящемуся в Красноуфимском краеведческом музее:

«…Когда в 1915 году началось строительство железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, для саранинцев это дало работу а, следовательно, и неплохую заработную плату. Постройка железной дороги велась различными подрядчиками, по отдельным участкам.

Фото виадука. Фотограф Д.В.Садовников. Около 1917г.

Работали на постройке тоннеля на Северной горе, на постройке железнодорожных мостов в Широком логу и на реках (Долгий лог), на постройке тоннеля на Ильяцкой и в Журавлином логу. Люди были заняты подвозкой песка, камня, гравия и на плотничных работах, по устройству опалубок и лесов. Заработки были хорошие, поэтому некоторые мужики покупали лошадей и работали семьей на двух-трех и более лошадях.

Рабочие на постройку прибывали из разных мест России, среди которых были и довольно энергичные, преданные революции люди.

Основная масса рабочих состояла из военнопленных австрийцев, мадьяр, немцев, турок, а на Долгом мосту работали законтрактованные китайцы. Их было человек 300. Военнопленные жили в бараках недалеко от места работы. Питание им давалось неважное, а работать заставляли много. Поэтому несколько раз были возмущения пленных с требованием улучшения их положения. Эти возмущения подавлялись полицией и жандармами. Порки пленных или прогон через строй были частым явлением почти на всех участках работ. Одновременно с постройкой основной железной дороги была построена «времянка» — в объезд строящихся мостов в Широком логу и на Долгом мосту (в районе п.Пудлинговый, прим. Л.А.).

При строительстве не применялось никаких механизмов, а только в тоннелях и в скальных выемках применялись буровзрывные работы. Бурение скважин делали только вручную буром и молотком. Никаких пневматических или электрических инструментов не было. Отвозили подорванный камень и породу на лошадях грабарками и кое-где в вагонетках по проложенной линии узкой колеи. Освещение на подземных работах, как в кессонах, так и в тоннелях – газовое от карбидных ламп. На взрывных работах часто убивало рабочих. Много военнопленных похоронено на верхнем кладбище. На земляных и погрузочно-разгрузочных работах инструментами были лом, кирка, лопата и тачка.

Движение по железной дороге началось в 1917 году с весны (такая дата указана в документе – это воспоминания, написанные спустя более 50 лет, прим. Л.А.) и не по мостам, а по времянке. По мостам начали ездить только с 1921 года.

В то же время строились служебные и жилые здания вдоль железной дороги. На станции Саранинский завод было построено здание железно-дорожной станции и вокзал, два жилых дома для проживания персонала станции. С этого же времени возник и начал расширяться железнодорожный поселок, который строился за счет самих жителей. Для обслуживания станции требовались рабочие, а жилье для них казна не строила, а строили сами рабочие, поступившие на работу на железную дорогу.

Постепенно поселок расширялся и в 70-е годы (XX века) в нем уже было 100 домов».[6]

История строительства железной дороги на красноуфимском участке будет неполной, если мы не укажем письменный источник, сообщивший о проходе первого железнодорожного состава через станцию Красноуфимск.

Газета «Пермская земская неделя» №7 от 23 марта 1919 года издания Пермского губернского земства, сообщала: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправления представители торговопромышленников, крестьяне и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск». Было это при белых 14 марта 1919 года. Чья-то заботливая рука сохранила эту газету. Сейчас она хранится в фондах Красноуфимского краеведческого музея.

[1] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8., л1.

[2] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8, л.2

[3] Архив Красноуфимского краеведческого музея. Ф.8., оп.8, д.11, л.4

[4] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8, л.7

[5] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8, л.4

Источник

Красноуфимск (станция)

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Красноуфимск — железнодорожная станция Ижевского региона Горьковской железной дороги и один из двух вокзалов в городе Красноуфимске Свердловской области. Отнесена к 1 классу объёма работы.

История

Станция открыта в 1919 году вместе с железной дорогой от Казани до Екатеринбурга. Электрифицирована в 1980 году в сторону Екатеринбурга, в 1982 г. в сторону Казани.

Расположение

Станция расположена на юге Красноуфимска, на одной из главных магистралей юга — улице Ухтомского. Восточнее расположены многочисленные заводы и депо, западнее — жилые кварталы и железнодорожная больница, южнее — залив р. Уфы. Прямо у вокзала расположена большая площадь с остановками автобусов. Однако, несмотря на это, большая часть населения пользуется для поездок на север соседней платформой 1437 км, которая расположена в основном жилом массиве Красноуфимска.

Описание

Станция участковая на линии Агрыз — Дружинино. В депо приписана большая часть электровозов ВЛ80 и ВЛ85 Горьковской железной дороги.

Деятельность

На станции осуществляются:

Пассажирские перевозки

На станции останавливаются все проходящие поезда, как дальнего, так и пригородного следования. По графику 2021 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное движение поездов

Сезонное движение поездов

Все пригородные поезда на станции заканчиваются. От станции есть прямые электропоезда ППК «Содружество» до ст. Дружинино, Ижевск, Янаул.

Источник

Из истории строительства железной дороги

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

К 100-летию начала движения по железной дороге через станцию Красноуфимск.

Воспользуемся архивными письменными источниками Красноуфимского краеведческого музея по истории строительства железной дороги на Красноуфимском участке («Краткая история Красноуфимской дистанции пути Ижевского отделения Горьковской ж/дороги»[1], над текстом которой работали А.С.Сухоницкий и И.П.Лезин). Данный документ составлен на основе воспоминаний бывшего старшего дорожного мастера дистанции почетного железнодорожника Копысова Павла Андреевича, родители которого были активными участниками строительства железной дороги.

Строительство железной дороги началось незадолго до первой мировой войны и велось, в основном, вручную. С появлением военнопленных немцев и австрийцев, стал использоваться и их труд.

«…основной техникой на строительстве железнодорожной линии были конные телеги, тачки, топор, простая поперечная пила да большое количество людских рук.

…В 1917 году к началу Великой октябрьской социалистической революции строительство земляного полотна и мостов были, в основном, закончены. Скальные выемки были разработаны почти с отвесными откосами.

Были построены деревянные мосты через реки. Верхнее строение пути было уложено из маломощных рельсов типа III-а на гравийном балласте. Эпюра (количество шпал на 1 километр Ж/Д пути, прим. Л.А.) шпал составляла 1440-1520 штук шпал на один километр»[2].

Обратимся к материалу «К истории строительства и развития железнодорожного транспорта», составленному Г.А.Кондрашовым и Н.Ф.Ведиянцевым, вот что они писали:

«…Вновь построенная Казанбургская железная дорога была одноколейной, земляное полотно неустойчиво, на насыпях случались просадки пути, так как путь был уложен на балласт, а не на щебень, рельсы были слабого профиля, недопускающие большой нагрузки. В местах пересечения дороги небольшими оврагами, вместо каменных труб, были устроены деревянные мосты, скальные глубокие выемки недостаточно разработаны по габариту приближения, что угрожало падением камней на путь».[3]

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Строительство тоннеля в Красноуфимске. Фотография из фондов Красноуфимского краеведческого музея. Около 1917г.

Вернемся к «Краткой истории Красноуфимской дистанции пути»:

«…Как уже выше было сказано, при строительстве пути в скалах выемки были разработаны с отвесными откосами. Впоследствии, это дало о себе знать в период интенсивного движения в годы войны, в скальных выемках часто происходили обвалы. Из-за чего допускались длительные перерывы в движении поездов»[4]

«…Станции и разъезды имели слабое развитие, как правило, с одним или двумя путями, на которых были уложены рельсы типа 4-а.

После открытия и пуска в эксплуатацию железнодорожной линии, интенсивность движения поездов была незначительной. В обращении были паровозы серии «ОВ», «ЧН». Длина поезда составляла 10-12 двухосных вагонов. Скорость движения поездов на первых парах составляла 15 километров в час.

…Первый техник Красноуфимского узла Филиппов Павел Константинович начал работать в 1915 году и работал на строительстве виадуков и тоннелей на дистанции.

…Шло время. В 1926-27 годах на дистанции временные деревянные мосты были заменены на металлические, а в 1930 году – на железобетонные трубы.

В течение 1938- 1939 годов на дистанции был произведен первый капитальный ремонт пути. Рельсы были уложены типа 1-а, скорость движения поездов достигла 60 километров в час. В эксплуатацию были введены паровозы серии «ИС», «ФД»[5].

Обратимся к материалу по истории поселка Нижняя Сарана, хранящемуся в Красноуфимском краеведческом музее:

«…Когда в 1915 году началось строительство железнодорожной линии Казань-Екатеринбург, для саранинцев это дало работу а, следовательно, и неплохую заработную плату. Постройка железной дороги велась различными подрядчиками, по отдельным участкам.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Фото виадука. Фотограф Д.В.Садовников. Около 1917г.

Работали на постройке тоннеля на Северной горе, на постройке железнодорожных мостов в Широком логу и на реках (Долгий лог), на постройке тоннеля на Ильяцкой и в Журавлином логу. Люди были заняты подвозкой песка, камня, гравия и на плотничных работах, по устройству опалубок и лесов. Заработки были хорошие, поэтому некоторые мужики покупали лошадей и работали семьей на двух-трех и более лошадях.

Рабочие на постройку прибывали из разных мест России, среди которых были и довольно энергичные, преданные революции люди.

Основная масса рабочих состояла из военнопленных австрийцев, мадьяр, немцев, турок, а на Долгом мосту работали законтрактованные китайцы. Их было человек 300. Военнопленные жили в бараках недалеко от места работы. Питание им давалось неважное, а работать заставляли много. Поэтому несколько раз были возмущения пленных с требованием улучшения их положения. Эти возмущения подавлялись полицией и жандармами. Порки пленных или прогон через строй были частым явлением почти на всех участках работ. Одновременно с постройкой основной железной дороги была построена «времянка» — в объезд строящихся мостов в Широком логу и на Долгом мосту (в районе п.Пудлинговый, прим. Л.А.).

При строительстве не применялось никаких механизмов, а только в тоннелях и в скальных выемках применялись буровзрывные работы. Бурение скважин делали только вручную буром и молотком. Никаких пневматических или электрических инструментов не было. Отвозили подорванный камень и породу на лошадях грабарками и кое-где в вагонетках по проложенной линии узкой колеи. Освещение на подземных работах, как в кессонах, так и в тоннелях – газовое от карбидных ламп. На взрывных работах часто убивало рабочих. Много военнопленных похоронено на верхнем кладбище. На земляных и погрузочно-разгрузочных работах инструментами были лом, кирка, лопата и тачка.

Движение по железной дороге началось в 1917 году с весны (такая дата указана в документе – это воспоминания, написанные спустя более 50 лет, прим. Л.А.) и не по мостам, а по времянке. По мостам начали ездить только с 1921 года.

В то же время строились служебные и жилые здания вдоль железной дороги. На станции Саранинский завод было построено здание железно-дорожной станции и вокзал, два жилых дома для проживания персонала станции. С этого же времени возник и начал расширяться железнодорожный поселок, который строился за счет самих жителей. Для обслуживания станции требовались рабочие, а жилье для них казна не строила, а строили сами рабочие, поступившие на работу на железную дорогу.

Постепенно поселок расширялся и в 70-е годы (XX века) в нем уже было 100 домов».[6]

История строительства железной дороги на красноуфимском участке будет неполной, если мы не укажем письменный источник, сообщивший о проходе первого железнодорожного состава через станцию Красноуфимск.

Газета «Пермская земская неделя» №7 от 23 марта 1919 года издания Пермского губернского земства, сообщала: «14 марта военные и гражданские чины, земское и городское самоуправления представители торговопромышленников, крестьяне и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретили первый поезд, прибывший в Красноуфимск». Было это при белых 14 марта 1919 года. Чья-то заботливая рука сохранила эту газету. Сейчас она хранится в фондах Красноуфимского краеведческого музея.

Текст подготовила Л.Е.Алексейчик

[1] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8., л1.

[2] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8, л.2

[3] Архив Красноуфимского краеведческого музея. Ф.8., оп.8, д.11, л.4

[4] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8, л.7

[5] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.5,оп.5, д.8, л.4

[6] Архив Красноуфимского краеведческого музея. ф.10, оп.10, д.2, л.77

Источник

Город Красноуфимск: история и достопримечательности

Красноуфимск – достаточно интересный город, расположенный на берегах реки Уфы. Об его истории и достопримечательностях вы узнаете из этой статьи.

История Красноуфимска

Город начинался с появления Красноуфимской крепости на возвышенном правом берегу реки Уфы, предназначенной для защиты от набегов башкир. Место для крепости в апреле 1734 года выбрал полковник А.И. Тевкелев (основатель Оренбурга и Челябинска). Здесь проходила дорога, по которой передвигались башкиры для набегов на Кунгур. Деревянная крепость в урочище Красный Яр была построена в 1736 году. «Красный» в названии означало «красивый», а яром называли крутой обрывистый берег. Со временем крепость стали называть Красноуфимской. В ней размещались воеводское правление и гарнизон казаков. Также появились Ачитская, Кленовская, Бисертская, Верх-Бисертская и Киргишанская крепости. Административно Красноуфимская крепость входила в состав Уфимской провинции Оренбургской губернии.

В 1770 году тут побывал академик И.И. Лепехин:

«Крепость, находясь на возвышенном берегу Уфы, примыкала западной стороной к каменному гребню. По этому высокому гребню были воздвигнуты бастионы, вооруженные пушками. Далее вниз по течению реки тянулись высокие деревянные стены с башнями».

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Во время Крестьянской войны в конце 1773 года Красноуфимскую крепость взял без боя башкирский командир Салават Юлаев с 4-тысячным войском. На сторону пугачевцев перешли почти все казаки. Однако вскоре, в январе 1774 года, крепость сдалась властям. В июне 1774 года город вновь перешел к Пугачеву. В окрестностях, близ Александровских сопок, 11 июня произошло ожесточенное сражение пугачевцев с правительственными войсками.

В январе 1781 года Красноуфимск стал уездным городом Пермской губернии. Жители занимались земледелием, животноводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, ремеслами, торговлей.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Большую роль в развитии города сыграло образованное в 1870 году Красноуфимское уездное земство. В Красноуфимске работали уездные школы грамотности, женская гимназия, уездная больница, в 1887 году появилась городская общественная библиотека. К началу XX века здесь жило более 6 тысяч человек. Работали небольшие заводы: кожевенный, водочный, пивоваренный, винокуренный, восково-свечной, мыловаренный, спичечная фабрика, различные мастерские. Протекающая через город река Уфа служила водным путем в центральную часть страны. По ней сплавляли заводскую продукцию расположенные в верховьях предприятия, а также хлеб.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

В 1912 году началось строительство железной дороги Москва – Казань – Екатеринбург, на стадии проектирования ее называли Казанбургской. В 1916 году в Красноуфимск прибыл первый паровоз, а 1 июля 1920 года началось сквозное движение по маршруту Москва – Екатеринбург. Красноуфимск превратился в крупный железнодорожный узел. В наши дни станция Красноуфимск относится к Горьковской железной дороге, хотя находится в Свердловской области.

В советское время Красноуфимск стал центром сельскохозяйственного района. В 1933 году была создана селекционная станция по разведению новых сортов и организации семеноводства яровой и озимой пшеницы, ячменя, овса, гороха, гречихи, многолетних трав. Сотрудниками выведено более 50 сортов растений, 29 из которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений России. Интересный факт: в Свердловской области каждые 2 из 3 гектаров сельхозугодий заняты сортами Красноуфимской селекции, а по яровой пшенице – около 90%.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

В 1941 году на базе эвакуированного оборудования возник механический завод, позже преобразованный в опытно-экспериментальный завод по выпуску стендов для испытания дизельных двигателей (до 1988 года – единственное в стране предприятие по изготовлению подобного оборудования).

С Красноуфимском связаны некоторые известные люди. В 1768 году в Красноуфимске родился Н.С. Попов – экономист, географ, историк, составивший первое историко-географическое и хозяйственное описание Пермской губернии. После окончания Петербургской учительской семинарии он обосновался в Перми, работая преподавателем истории и географии. А в Красноуфимском промышленном училище в 1893-99 годах учился будущий маршал Советского Союза Б.М. Шапошников (1882–1945). В годы Великой Отечественной войны в Красноуфимске в доме на ул. Пролетарская, 101 жила в эвакуации Е.Д. Стасова – революционерка, соратница В.И. Ленина, секретарь ЦК.

Численность населения Красноуфимска составляет 38 тысяч человек (для сравнения в 1992 году достигала более 46 тысяч).

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Достопримечательности Красноуфимска

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

На ул. Ленина, 79 расположено здание бывшего промышленного училища. Это каменное двухэтажное здание с двухколонным портиком второго этажа, построено в XIX веке в стиле эклектики. Мемориальные таблички напоминают, что здесь зародился первый социал-демократический кружок Красноуфимска, а в 1893-99 годах учился будущий маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников. Сейчас здание занимает аграрный колледж.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Неподалеку расположен Свято-Троицкий собор (ул. Куйбышева, 5). Он был построен и освящен в 1804 году. Имел купол и двухъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Высота церкви со шпилем достигала 49 метров. По архитектурному стилю был переходным от барокко к классицизму. Собор был хорошо виден с реки и с другого берега. За белые цвет стен его называли Белой церковью. Здесь хранилась главная городская святыня – икона Казанской Божией Матери, якобы чудесным образом появившаяся среди различного мусора на колокольне.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

В 1935 году церковь закрыли, колокольню и купол снесли, позже надстроили еще один этаж. Здесь размещались спичечная фабрика, медицинское училище и другие организации. Сейчас церковь восстанавливается. Рядом стоит мраморный крест, надпись в основании которого сообщает, что «здесь, в 2002 г. 21 июля были обретены святые мощи священномученников Алексия (Будрина), Льва (Ершова) и Александра (Малиновского)». Священники были расстреляны в 1918 году.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Перед собором располагалась центральная площадь города – Торговая (или Соборная). Здесь сконцентрировано много зданий XIX – начала XX века.

В 150 м к северо-западнее от собора по улице Пролетарской расположена часовня Иосифа Песнописца (или Песнопивца?), построенная на скалистой горе Камешек (в прошлом это место называли Болгарами). Построена из кирпича в виде ротонды, в византийско-русском стиле, по легенде в честь основания Красноуфимской крепости, которая стояла на этом месте. По другой легенде на Камешке однажды сидел сам Емельян Пугачев. Известно, что он останавливался в Красноуфимской крепости на ночлег в середине июня 1774 года. В некоторых источниках эту часовню ошибочно называют дозорной (или крепостной) башней.

В советское время часовня была закрыта и превратилась в руины. В наши дни восстановлена.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Местные предания говорят, что тут существовал подземный ход. Академик И.И. Лепехин, посещавший Красноуфимскую крепость в 1770 году, писал:

«Гора Болгары представляла возвышенный гребень с осыпями и обвалами, напоминавший как бы развалины древних зданий. При подошве гребня, почти на самой его середине, виднелось в горе отверстие, которое также завалилось осыпным камнем, и жители сказывают, что тут был пространный ход, разделенный на разные переулки и вертепы».

Позже упоминал некий подземный ход и П.С. Сигов:

«Местные старожилы рассказывали, что под Болгарами был подземный ход с ответвлениями и шел он в две стороны: на Атамановскую гору и Юртовской камень. На Камешке был вход в скалу».

На скале действительно можно заметить лаз в небольшую пещеру, давшую почву для легенд о загадочных подземельях.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Напротив стоит деревянная мусульманская мечеть (ул. Пролетарская, 74). Это красивое здание с мансардой местные жители называли «дом на Камушке». Встречается информация, что это был дом купца 1 гильдии Мухаметхафиза Хабибуллина. Ему принадлежала пристань, он занимался оптовой продажей зерна, которое отправлял вниз по реке Уфе и далее до Нижнего Новгорода и Петербурга. Однако вот что попалось Ираиде Маскаль в городском архиве:

«По документам этот дом (мечеть) принадлежал Кунцевичу, «барский дом», как мы его называли. В Красноуфимском госархиве есть заявление группы мусульман города Красноуфимска с просьбой о демуципализации (т.е. о возвращении) здания по улице Большая Гостиная, 54 и ответ на него. (ф-6, оп. 1, д. 222 стр. 227-233, 1921 год)

По словам просителей, этот дом был куплен лет 14 назад башкирином из Большой Оки «для религиозных отправлений» и в то же время по дарственной записи подарен мусульманской общине, служил для молитвенных дел. Дать форму мечети этому дому постройкой вышки «при монархическом строе не представлялось возможным», так как он находился вблизи православной часовни на расстоянии меньшем, чем позволяли православные законы. В прошении тогда (в 1921 г.) было отказано на том основании, что не было представлено документов, подтверждающих всё вышесказанное просителями».

После революции в доме открыли школу «Нацмен», в которой учились дети-башкиры. С начала 1930-х годов школа стала общей, в конце XX века переехала в новое здание. После этого освободившееся здание передали мусульманам под мечеть.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Но вернемся к Свято-Троицкому собору. В средней части бывшей Торговой площади в 2010 году создали Аллею Памяти погибших в Великой Отечественной войне.

Поблизости расположено красивое двухэтажное здание торговых (гостиных) рядов (ул. Куйбышева, 3). В 1920-е годы одна половина гостиных рядов была отдана под кинотеатр, а другая – под театр. Театр проработал до 1943 года, а кинотеатр до 1969 года, когда для него было построено отдельное здание. Сейчас здание торговых рядов используется по изначальному предназначению – для торговли.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Современная центральная площадь города расположена юго-западнее от бывшей Торговой – в двух кварталах по улице Советской. Здесь стоит здание городской администрации (ул. Советская, 25), построенное в 1971 году. Как и положено на центральной площади стоит памятник В.И. Ленину.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Самое интересное здание, выходящее главным фасадом на площадь, – бывшая земская управа (ул. Интернациональная, 107, угол с ул. Советской). Двухэтажное здание управы построено в стиле эклектики по проекту архитектора Кавадерова подрядчиком Ф.Н. Мальковым в 1911 году. В наши дни в этих стенах размещается Дворец творчества детей и молодежи.

Повернув на улицу Мизерова, вы попадете к пятиглавому собору Александра Невского (ул. Мизерова, 88) из красного кирпича, построенного в псевдорусском стиле. Красноуфимцы называют его Красной церковью. Решение о постройке было принято еще в 1881 году, однако средства для начала работы собрали только к 1902 году. Проект безвозмездно выполнил пермский архитектор Д.П. Рябов, подрядчиком стал Ф.Н. Мальков. Строительство закончено в 1914 году, а освящение состоялось в 1917 году. Собор строился в честь императора Александра II, отменившего крепостное рабство и проведшего ряд других важных для развития страны реформ. Собор действовал до 1930 года, сейчас возвращен верующим. Этот собор является визитной карточкой города. Его изображение можно увидеть на магнитиках, сувенирной продукции и книгах про Красноуфимск.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Около собора Александра Невского расположен рынок, перенесенный сюда с Торговой площади в 1931 году. В сквере напротив стоит памятник погибшим «в борьбе против белогвардейских банд 1918-1919 гг.».

Одна из самых необычных достопримечательностей Красноуфимска – бывшая земская больница с парком (ул. Свободы, 16). Она была открыта в 1886 году. Построена в живописном месте на склоне Дивьей горы по проекту доктора М.И. Мизерова. Мизеров родился в Артинском районе и закончил медицинский факультет Казанского университета. Отказавшись от предложения остаться ординатором в университетской клинике, обосновался в Красноуфимске. Добился финансирования строительства новой больницы и закупки оборудования. Больница имела хирургический и терапевтический блоки. Она стала образцовой, для небольшого городка XIX века была верхом достижений. Однако, не сойдясь с властями, через 30 лет работы в Красноуфимске, Мизерову пришлось переехать в Уфу. Умер 30 сентября 1913 года, тело было перевезено в Красноуфимск и похоронено на городском кладбище. Мизерова красноуфимцы помнят и чтят до сих пор, он является первым почетным гражданином города, его именем названа одна из центральных улиц.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Больница проработала здесь до 1976 года, пока не переехала в новое здание. В течение 12 лет старые корпуса оставались заброшенными, пока по инициативе директора Свердловского областного музея истории медицины А.Д. Бальчугова в 1988 году тут не открыли музейный комплекс «Красноуфимская земская больница». Он является филиалом областного музея истории медицины. Состоит из нескольких зданий. Действуют павильоны земской медицины, народной медицины, рождения, советской медицины, а также воссоздан аптекарский сад в соответствии с традициями земских больниц.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Отсюда (по ул. Свободы) можно дойти до вершины Дивьей горы, с которой открывается панорама на город.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

Есть в Красноуфимске и краеведческий музей (ул. Советская, д. 42). Он был основан в 1912 году как земский по инициативе Красноуфимского общества попечения о народном образовании. В 1919 году музей пополнился экспонатами из коллекций дворян Голубцовых, живших в имении в селе Александровском. Так в музей попали оковы, в которых по легенде содержался сосланный в 1601 году в Ныроб боярин Михаил Романов (впрочем, на этот статус претендуют и другие оковы, представленные в Чердынском музее).

Сначала музей размещался в одной из комнат земской управы, в 1919 году ему передали бывший дом купца И.А. Шевелина, а в 1930-е годы музей переехал в церковь Александра Невского, где он находился до 1998 года. Сейчас располагается в современном трехэтажном здании – в бывшем Доме быта.

Особенно интересна богатая коллекция окаменелостей, которыми славится Красноуфимский район. Музей располагает самой крупной в России коллекцией зубных спиралей геликоприона. Они были впервые обнаружены инспектором народных училищ Красноуфимского уезда А.Г. Бессоновым в 1897 году в карьере на склоне Дивьей горы и описаны академиком А.П. Карпинским. Такие необычные зубные спирали принадлежали вымершей акуле из группы эдестид, размещались на ее челюсти. В 2015 году геликоприон решили сделать брендом Красноуфимска.

Еще одна известная достопримечательность Красноуфимска – здание железнодорожного вокзала (ул. Станционная, 18). Оно было построено в 1915 году по проекту архитектора А.В. Щусева в стиле петровской эпохи. Ему принадлежат проекты многих вокзалов по линии Казанской железной дороги, в том числе и Казанского вокзала в Москве. Также по его проекту был построен Мавзолей В.И. Ленина. Кстати, по перрону красноуфимского вокзала 25 января 1928 года прогуливался поэт Владимир Маяковский, вышедший из вагона размяться по дороге в Свердловск. Здание вокзала является памятником архитектуры начала XX века.

красноуфимск какая железная дорога. картинка красноуфимск какая железная дорога. красноуфимск какая железная дорога фото. красноуфимск какая железная дорога видео. красноуфимск какая железная дорога смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноуфимск какая железная дорога.

На городском кладбище (ул. Транспортная – ул. Ачитская) сохранился комплекс построек конца XIX – начала XX века, состоящий из деревянной церкви, часовен и каменной ограды.

Помимо описанных объектов, в Красноуфимске сохранилось множество других старых дореволюционных домов. Обо всех не рассказать. Наиболее интересно пройтись по улицам Куйбышева, Пролетарская, Ленина, Советская и другим.

Близ реки Уфы много озер-стариц. Озера Криулинское и Бутки имеют статус гидрологических памятников природы Свердловской области, на них гнездятся перелетные водоплавающие птицы. Также в черте города есть ботанические памятники природы – Красноуфимская сосновая роща и Березовая роща.

По реке Уфе нередко сплавляются туристы-водники, ниже по течению по берегам возвышаются скалы. Также в окрестностях Красноуфимска интересны для посещения скала Аликаев камень (Марьин утес), железнодорожные виадуки, Александровские сопки (Титечные горы) и другие места.

Достопримечательности Красноуфимска на карте

Как добраться до Красноуфимска?

Город Красноуфимск расположен на юго-западе Свердловской области. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь, в районе Ачита повернуть по указателю на Красноуфимск. Расстояние от Екатеринбурга – 200 км.

Можно доехать и на общественном транспорте: на автобусе или поездке. Через Красноуфимск проходит железная дорога Екатеринбург – Казань.

Источники:

Википедия
Путешествие в Красноуфимск. – Екатеринбург, 2011.
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 2. – Екатеринбург, 2008.
Энциклопедия «Свердловская область»

UPD. Благодарю за дополнения Ираиду Маскаль!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *