красноречивое молчание это какое средство выразительности

Тест по русскому за 10 класс

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ТортЫ; 2) дОнельзя; 3) столЯр; 4) кОрысть.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) туфлЯ; 3) созвонИмся; 4) облЕгчить.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ДозвОнятся; 2) еретИк; 3) ждалА; 4) зАгнутый.

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос.

2)Многие смотрели на это вольнодумство Власича как на НЕВИННОЕ и безобидное чудачество.

3)От церкви открывался вид и на все село, и на красавицу реку, и на НЕОГЛЯДНЫЕ поля, занявшие весь горизонт.

4)КРАШЕНЫЙ пол блестел.

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) НЕТЕРПЕЛИВОЕ радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом.

2)Прежде всего бросалась в глаза его НЕПРОГЛЯДНАЯ внешность, заросшее волосами лицо, подслеповатые глаза.

3)Латугин вынул из-за обшлага шинели четыре билета для гостей в Большой театр, на самый ВЕРХНИЙ ярус.

4)Здесь создавались подземные ёмкости для хранения в них химических отходов на ВЕЧНЫЕ времена.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)«Юзё!» — вскрикнула она, ОБХВАТИЛА руками его шею, прильнула к его лицу своим зардевшимся холодным лицом и засмеялась и заплакала.

2)Ее голос красиво вибрировал на ВЕРХНИХ нотах.

3)Приезжавшие из далеких стран люди смотрели на БЫВШУЮ роскошь когда-то царившей здесь княжеской власти

4)Смотрю в окно, на ДОЖДЛИВУЮ улицу.

7. Способ образования слова уважение

1) суффиксальный 2) бессуффиксный 3)приставочный 4) приставочно-суффиксальный

8. Способ образования слова БЕЗДУШНЫЙ

1)суффиксальный 2)бессуффиксный 3) приставочный 4) приставочно-суффиксальный

9.Способ образования слова РАССКАЗ

1) суффиксальный 2) бессуффиксный 3) приставочный 4) приставочно-суффиксальный

10. Определи, какие средства выразительности использовал автор

1) Красноречивое молчание говорило о многом. _________________________

2) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. ___________________

3) Меня дома ждал неожиданный сюрприз. _____________________________

4) Там стонет человек от рабства и цепей. _______________________________

эпитет синекдоха оксюморон метафора парцелляция плеоназм литота

Прочитайте текст и выполните заданияА6-А11.

(1)…(2) Под смешанными уплотненными посевами (посадками) понимают одновременное выращивание на одной площади нескольких видов культурных растений. (3) Во многих случаях одно растение не мешает другому, а порой бывает полезным. (4) Так, лук оказывает отпугивающее действие на морковную муху, которая повреждает корнеплоды растения. (5) Следует обратить внимание и на то, что корневая система лука или салата располагается в верхней части почвенного слоя, а морковь, имея стержневую корневую систему, проникает значительно глубже. (6) …сочетание культур на одном участке дает возможность растению рационально использовать питательные вещества различных «этажей» почвы.

11. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Чтобы рационально использовать площадь приусадебного участка, можно проводить смешанные или уплотненные посевы.

2) Одним из главных условий получения дружных всходов является технически правильно выполненный процесс посева.

3) Овощевод должен стремиться к правильному, агротехнически грамотному чередованию культур.

4) Перед посевом семена огурцов прогревают при температуре 50 С в течение трех часов.

12. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

2) Несмотря на это 4) Возможно

13. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) растение не мешает, а бывает (предл. 3)

2) лук оказывает (предл. 4)

3) повреждает корнеплоды (предл. 4)

4) следует обратить внимание (предл. 5)

14. Сколько грамматических основ в пятом предложении?

15. Укажите значение слова СИСТЕМА в предложении 5.

1) последовательный ход чего- нибудь

2) изображение чего-либо в главных чертах

3) техническое устройство, конструкция

4) нечто целое, единство

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н?

В гости (1)ой в окова (2)ом медью сундуке из море (3)ого дуба хранилось Наташино прида (4)ое.

17. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) кат… строфа, п… скарь, хр… нение

2) прод… вец, план… тарий, ком… ндир

3) т… ропиться, прел… женипе, л… донь

4) зап… рать, торм… зить, бал… нсировать

1) мел крош… тся, терп… шь

2) занавеска колыш… тся, обещ… нный

3) увид… нный, море успоко… тся

4) распиш… шься, колебл… мые ветром

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е

Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет н (1) прошло со встречи с ними, о некоторых из них н (2)когда н (3) вспомнишь без душевного трепета.

20. Прочитайте текст.

Пустыня Атакама – одно из самых засушливых мест земного шара. Много связано в жизни и истории народа Чили с Атакамой. Ее бесплодные земли политы потом и кровью чилийцев, овеяны легендами, воспеты поэтами. И все потому, что Атакама богата полезными ископаемыми: медью, каменной солью, золотом и селитрой.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Пустыня Атакама известна не только как одно из самых засушливых мест земного шара, но и как территория, богатая полезными ископаемыми.

2)Пустыня Атакама – одно из самых засушливых мест земного шара, поэтому ее бесплодные земли политы потом и кровью чилийцев, овеяны легендами, воспеты поэтами.

3)Пустыня Атакама известна во всем мире, потому что она богата полезными ископаемыми и считается одним из самых засушливых мест на земле.

4)Много в жизни и истории народа Чили связано с Атакамой потому, что эта пустыня богата полезными ископаемыми.

21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Печи еще держат тепло утренней топки ( ) и в небе ни единого дымка.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3)Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Бросив поводья (1) заводскому конюху (2) Бобров похлопал (3) потемневшую от пота (4) шею лошади и вошел в дом.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1 3) 3, 4 4) 2

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены.)

1) В опере участвуют древние князья и бояре.

2) Это было в конце 1924 или в самом начале 1925.

3) Глаза слепили то яркое солнце то снежные вихри.

4) Концерты бывают симфонические и камерные хоровые и эстрадные сольные и смешные.

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В музыке (1) концертом стали называть произведение (2) в исполнении (3) которого (4) участвуют солист и оркестр.

1) 1, 2, 4 2) 2 3) 2, 4 4) 3

3- 1) дозвонЯтся, дозвонИтся, дозвонИлся. дозвонИлись

Источник

красноречивое молчание

красноречивое молчание — Средство экстериоризации переживаний субъекта … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

молчание — • громкое молчание • красноречивое молчание … Словарь оксюморонов русского языка

молчание — бездонное (Андреев); благоговейное (Бунин); вдохновенное (Полонский); величавое (Достоевский); глубокое (Башкин, Бунин, Гончаров, Пушкин); гробовое (Чехов); густое (Белый); жуткое (Ар цыбашев); загадочное (Андреев); задумчивое (Дымов,… … Словарь эпитетов

Пауза — (греч. pausis прекращение) временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. П. принадлежит значительная роль в выразительности речи. Их смысловая роль также чрезвычайно велика. П.… … Педагогическое речеведение

слуховые ощущения, речь — • безмолвно петь • безмолвный голос • безмолвный крик • безмолвный язык • безразговорно говорящий • глухота звуков • громкая тишина … Словарь оксюморонов русского языка

Портрет — Питер Пауль Рубенс. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» … Википедия

Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) … Википедия

ОКСЮМОРОН — [гр. oxymoron букв. остроумно глупое] филол. фигура речи, состоящая в соединении двух антонимических понятий, двух слов, противоречащих друг другу по значению (напр., «старый мальчик», «белая ворона», «красноречивое молчание»). Ср. КАТАХРЕЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Проверочная работа по теме «Средства выразительности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Черногривого коня! (Лермонтов)

«Ну что ж, садись, светило!» (Маяковский)

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов)

Пишущий эти строки (=я)

Белей, чем горы снеговые идут на запад облака. (Лермонтов)

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Пушкин)

Отступать назад нельзя.

Тут сгорел мой приятель со стыда. (Тургенев)

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы

Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов)

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (Брюсов)

Досадно было, боя ждали. (Лермонтов)

Впервые познакомились в апреле.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

На кого не действует новизна? (Чехов)

Перо его местию дышит (А.К.Толстой)

Там стонет человек от рабства и цепей (Лермонтов)

Помогла им чистейшая случайность

В апреле месяце начнутся экзамены.

Волков бояться – в лес не ходить

Снежная пыль стоит столбом в воздухе. (Горбатов)

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (Коптяева)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

Черногривого коня! (Лермонтов)

«Ну что ж, садись, светило!» (Маяковский)

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов)

Пишущий эти строки (=я)

Белей, чем горы снеговые идут на запад облака.(Лерм.)

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Пушкин)

Отступать назад нельзя.

Тут сгорел мой приятель со стыда. (Тургенев)

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы

Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов)

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (Брюсов)

Досадно было, боя ждали. (Лермонтов)

Впервые познакомились в апреле.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

На кого не действует новизна? (Чехов)

Перо его местию дышит (А.К.Толстой)

Там стонет человек от рабства и цепей (Лермонтов)

Помогла им чистейшая случайность

В апреле месяце начнутся экзамены.

Волков бояться – в лес не ходить

Снежная пыль стоит столбом в воздухе. (Горбатов)

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (Коптяева)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

Номер материала: ДБ-997285

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Средства выразительности речи

красноречивое молчание это какое средство выразительности. картинка красноречивое молчание это какое средство выразительности. красноречивое молчание это какое средство выразительности фото. красноречивое молчание это какое средство выразительности видео. красноречивое молчание это какое средство выразительности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку красноречивое молчание это какое средство выразительности.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Повтор слов в началах смежных отрезков речи

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. ()

Стилистически значимый повтор согласных звуков

Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – пора, красавица, проснись: открой сомкнутой негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! ()

Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы

Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза

Стилистически значимый повтор согласных

Пропуск союзов при перечислении

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…()

Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает

Заведомое преувеличение свойств, качеств, размеров предмета

У Ивана Никифоровича … шаравары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями ()

Такое построение высказывания, при котором слова располагаются по принципу усиления, реже ослабления

Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе (Н. В Гоголь)

Слова и другие языковые единицы, используемые в диалектах (местных говорах)

Буряк (свекла), телок (теленок), мост (пол в избе)

Слова и выражения, характерные для определенных социальных групп (молодежный жаргон, студенческий, профессиональный)

Тачка (автомобиль), окно (перерыв между занятиями), клава (клавиатура)

Использование определенных звуков речи с целью воспроизведения, имитации звуков животных или неживой природы

Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души шуршат, не нашуршатсч. А у меня болит душа. Но что возьмешь с карандаша? Он правил не нарушит – и душу мне потушит. (Б. Окуджава)

Назывное предложение, в котором называется тема последующего высказывания

Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. С Пушкин)

Стилистически значимое изменение обычного порядка слов. Позволяет по-новому расставить логические ударения и выделить новую информацию

Я памятник себе воздвиг нерукотворный ()

Употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией, целью которого является насмешка. Ирония появляется и при столкновении высокого и низкого в контексте

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) меж тем сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли. ()

Слова, словосочетания и значения слов, которые устарели в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий. У историзмов отсутствуют синонимы в современном языке

Комсомол, пионер, беглый, челядь, камзол

Лексика, характерная для книжных функциональных стилей: научного, официально-делового и публицистического

Восхождение, незапланированный, гипербола, внеочередной

Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении слов. К нему близок экспрессивный повтор

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и мы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М. Лермонтов)

Заведомое преуменьшение, свойств, качеств, размеров предмета

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)

Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение. На ее основе может строиться развернутая метафора

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. ()

Перенос значения по смежности: 1) вместилище и содержимое, 2) материал и изделия из него, 3) населенный пункт и жители, 4) событие и его участники, 5) помещение и находящиеся в нем люди, 6) имя автора и его произведение

1) Скушайте еще тарелочку. 2) Вся в золоте. 3) Провожала вся деревня. 4) Митинг обратился к народу. 5) школа готовилась к празднику. 6) «Зато читал Адама Смита»

Намеренные повторы союзов и, да, или.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()

Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века

Тостер, парковка, менеджер, горячая точка.

Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь

Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ()

Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью

«Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. ()

Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки

Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти)

Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе

Охранники, рукавицы на руках, кинулись, чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты)

Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? ()

Придание высказыванию восклицательной интонации

Ну как не порадеть родному человеку! ()

Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного

Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. ()

Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков

Белеет прус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа, в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение

1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону

Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи

Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский)

Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства

Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие

Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг

Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. ()

Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы

Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др.

Экспрессивная книжная лексика

Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи

Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. ()

Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения

Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор()

Повторы слов в концах смежных отрезков речи

Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам.

2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой)

Б. Лексический повтор

3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов)

4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет)

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов)

А. Вопросно-ответное единство

2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()

3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь)

4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин)

Г. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев)

2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин)

3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский)

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Г. Риторическое обращение

Д. Синтаксический параллелизм

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца

2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

Б. Лексический повтор

3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.

4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Г. Риторическое восклицание

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи.

2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.

В. Лексический повтор

4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья.

Г. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину.

2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья.

3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам…

В. Синтаксический параллелизм

4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я!

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.

А. Вопросно-ответное единство

2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь.

3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу.

4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты.

Д. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…

3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я.

В. Риторический вопрос

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)

Д. Экспрессивный повтор

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви.

2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село.

3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла…

4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад.

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам.

2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной.

4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес…

Г. Синтаксический параллелизм

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…

3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я.

В. Риторический вопрос

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)

Д. Экспрессивный повтор

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца

2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

Б. Лексический повтор

3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.

4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Г. Риторическое восклицание

ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс

1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)

3. риторическое восклицание

2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». ()

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)

4. экспрессивная книжная лексика

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)

5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (

2. контекстуальные антонимы

6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (

4. развернутая метафора

7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (

8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (

1. вопросительно-ответное единство

3. именительный представления

4. ряды однородных членов

9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)

1. именительный представления

10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)

4. развернутая метафора

11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)

3. неполное предложение

12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)

Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *