Краснопру́дная у́лица — улица в центре Москвы между Комсомольской площадью и Русаковской улицей, одна из важнейших магистралей Красносельского района. На улице находится филиал ОАО «Российские железные дороги» «Московская железная дорога».
Содержание
Происхождение названия и история
Краснопрудная улица названа так потому, что проходила у Красного пруда, который находился между нынешним Ярославским вокзалом, Краснопрудной и Верхней Красносельской улицами, в пойме реки Чечеры. У пруда располагалось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим — его площадь практически была равна размеру московского Кремля. Потом он стал называться так же, как и село, — Красным, то есть красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили так называемые «русальные гулянья». Стоглав — свод правовых норм, принятый в 1551 году, порицал эти игрища, дошедшие с языческих времен. Однако гулянья пользовались большой популярностью у простого народа. Вот как они описывались: «…сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно». [1]
Красный пруд был засыпан в 1910 году. [2]
Описание
Краснопрудная улица является частью главной радиальной магистрали Красносельского района: проспект Академика Сахарова—улица Маши Порываевой—Комсомольская площадь—Краснопрудная улица—Русаковская улица.
Улица начинается как продолжение Комсомольской площади, проходит на северо-восток, справа от неё отходят Краснопрудный и Давыдовский переулки, затем она пересекает Верхнюю (слева) и Нижнюю (справа) Красносельские улицы и за Русаковской эстакадой Третьего транспортного кольца переходит в Русаковскую улицу.
Краснопрудная улица расположена в Красносельском районе на территории Центрального административного округа города Москвы.
Краснопрудная улица является частью главной радиальной магистрали Красносельского района: проспект Академика Сахарова—улица Маши Порываевой—Комсомольская площадь—Краснопрудная улица—Русаковская улица. Улица начинается как продолжение Комсомольской площади, проходит на северо-восток, справа от нее отходят Краснопрудный и Давыдовский переулки, затем она пересекает Верхнюю (слева) и Нижнюю (справа) Красносельские улицы и за Русаковской эстакадой Третьего транспортного кольца переходит в Русаковскую улицу.
В 1920 году, после окончания строительства нового Казанского вокзала, на четной стороне Краснопрудной были построены дома для управления, служащих и рабочих этой дороги. В 1937 году построили Дом железнодорожников и клуб. В 1933-1935 годах под улицей провели линию метро первой очереди, и на углу Верхней Красносельской и Краснопрудной улиц появилась станция метро «Красносельская».
Здания и сооружения
Дом 1 — Московская железная дорога: Дирекция по обслуживанию пассажиров, Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров, билетная касса; Дом 3/5 — Главный центр магистральных перевозок почты (ГЦМПП): Прижелезнодорожный почтамт при Ярославском вокзале; Дом 5 — Московский метрополитен: спецавтобаза; Дом 7/9 — отделение связи № 140-Б-107140; Дом 7-9 — Межрегиональный специализированный почтовый центр; Дом 9 — Московский метрополитен: эскалаторная служба;
Дом 14 — библиотека Московского педагогического государственного университета, филиал № 5; Кредитный потребительский кооператив граждан Союзсберзайм 1-Москва; Дом 18 — Московская железная дорога: информационно-вычислительный центр; Дом 20 — Московская железная дорога; Московско-Рязанское отделение МЖД; Транспортная компания Транском; газета «Московский железнодорожник»; Ранее на этом месте находился дом Ф. П. Рыбкина (1897, арх. И. А. Иванов-Шиц) Дом 22А — журналы: «Муравейник», «Охотничий сборник»; Дом 22А, строение 1 — Центральная проектно-изыскательская экспедиция ГУ Центрохотконтроль Департамента охотресурсов Минсельхозпрода России; Московская промышленная газета; издательство «Амрита-Русь»; Дом 26/28, строение 3 — издательство «Антиква» РИФ; Дом 28/1, строение 2 — Межрегиональный открытый социально-гуманитарный колледж; Дом 30/34 — клиническая больница № 14 им. В. Г. Короленко: консультативная поликлиника.
На странице показан(а) Краснопрудная улица в Москве с номерами домов на карте, расположение смотрите ниже. Протяженность составляет 957 метров.
Вы с легкостью можете найти любой дом на с помощью поиска по адресам, находящегося под картой. Впишите туда нужный адрес, в результате голубая метка покажет ваш запрос.
Чтобы проложить маршрут по используйте раздел построение маршрута с пояснениями, который находится под картой.
Маршрут можно проложить не только на данной улице, но и до любой точки. Можно выбрать на каком транспорте вы будете добираться либо пойдете пешком. Впишите адрес точек сами либо укажите на карте. Для этого нажмите на кнопку «указать на карте» напротив точки «А» или «Б».
Где находится Краснопрудная улица в Москве. Расположение
Краснопрудная улица находится в Красносельском районе. Протяженность улицы составляет 957 метров. Непосредственный адрес улицы: Россия, Москва, Краснопрудная улица.
Перекрестки с улицами: Краснопрудная улица пересекается с 8 улицами: Гаврикова ул., Давыдовский пер., Комсомольская пл., Краснопрудный пер., Красносельская Верхн. ул., Красносельская Нижн. ул., Новый 2-й пер., Русаковская ул.
Посмотреть со спутника дорожные пробки на можно включив их отображение кнопкой со светофором «Пробки», которая находится на панели иструментов сверху справа на карте.
Некоторые улицы Вы сможете увидеть физически, это возможно благодаря фотографиям, которые делает специальный автомобиль. Для этого нажмите кнопку «Слои» и выберите панорамы. На карте синим цветом выделятся те улицы, на которых достопны панорамы. Нажмите мышкой по выделенной области и наслаждайтесь просмотром.
Краснопру́дная у́лица между Комсомольской площадью и Русаковской улицей, за Садовым кольцом, на востоке Москвы. Название по Красному пруду, засыпанному в 1909. В конце XVII в. в районе современной Краснопрудной улицы был один из Пушечных дворов. В конце XVIII начале XIX вв. по современной Краснопрудной улице проходил «Нижегородский тракт». В связи с железнодорожным строительством здесь во второй половине XIX в. строились склады, гостиницы, трактиры и т.п. С 1920 началась реконструкция Краснопрудной улицы, в 3040-х гг. массовое жилищное строительство (архитекторы З.М. Розенфельд, И.Е. Рожин и др.). В районе Краснопрудной улицы станция метро «Красносельская», на улице Управление Московской железной дороги (д. 20).
Смотреть что такое «Краснопрудная улица» в других словарях:
Краснопрудная улица — Москва … Википедия
Улица Маши Порываевой — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия
Улица Гаврикова — Координаты: 55°46′49.3″ с. ш. 37°40′18.6″ в. д. / 55.780361° с. ш. 37.671833° в. д. … Википедия
Улица Лобачика — Москва … Википедия
Улица Сретенка — У этого термина существуют и другие значения, см. Сретенка (значения). Сретенка Москва … Википедия
Улица Большая Лубянка — Большая Лубянка Москва Общая информация Округ ЦАО Протяжённость 750 м Район Красносельский(чётная сторона); Мещанский(нечётная сторона) Районный суд Красносельский, Мещанский Ближайшая станция метро Лубянка … Википедия
Улица Малая Лубянка — Малая Лубянка Москва Общая информация Округ ЦАО Протяжённость 450 м Район Красносельский Районный суд Красносельский Ближайшая станция метро Лубянка ( м) Почтовый индекс … Википедия
Маши Порываевой, улица — Координаты: 55°46′25.4″ с. ш. 37°38′54.4″ в. д. / 55.773722° с. ш … Википедия
Улица тянется от Комсомольской площади на северо-восток почти на километр, доходя до продолжающей ее Русаковской и до Гавриковой улиц.
Красный пруд, по которому она названа, находившийся между современным Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей и занимавший свыше 23 га (т. е. территорию, почти равную Кремлю), известен в летописях с 1423 г., когда он назывался Великим прудом. Красное же село (ныне на его месте Красносельские улицы) известно с 1462 г.; по нему, вероятно, пруд позже и был переименован в Красный.
Красное село стояло на древней Стромынской дороге, но в конце XVI в.
к нему из центра города вела уже новая дорога — по современным улицам Кирова, Домниковской, северной части Комсомольской площади и Краснопрудной улице.
В конце XVII в. на северном берегу пруда находился, по преданию, Краснопрудный царский дворец. Петр I в молодости любил кататься по пруду, особенно в Семик (Троицын день), когда молодежь Красного села водила по берегу хороводы с песнями, а девушки с особыми «русальными» песнями пускали на воду венки, гадая о своей судьбе.
В XVIII в. мимо пруда шла уже большая дорога, с деревянным мостом через речку Чечору, вытекавшую из пруда в южной его части — по направлению к современной Бауманской площади. Дорога шла еще в значительной своей части среди полей. Она, как и мост, видна на плане Москвы 1739 г. Но в конце улицы по ее северной стороне почти против современного Гаврикова переулка на этом плане виден уже большой квадрат, с деревянными зданиями по всем его сторонам. Это был Фуражный, или Житный, двор, в котором хранились казенные запасы зерна.
В середине и в конце XVIII в. к югу от Красного пруда, по сторонам речки Чечоры, происходили постоянные народные гулянья; здесь стояло много качелей и других увеселительных сооружений. В 1759 г. содержатель комической оперы в Петербурге итальянец Локателли построил здесь деревянный театр и давал в нем представления на итальянском языке. Театр вмещал более 4 тыс. человек. В нем был устроен первый «публичный машкерад», а позже ставилась итальянская опера «Граф Карамелла» и др. В 1759 г. командированные из Петербурга в Москву для устройства русского театра артисты Волков и Шуйский ставили в «Локателлиевом доме» силами университетского театра русские спектакли. Однако это продолжалось недолго: в 1761 г. театр «рушился совершенно».
В 1779—1804 гг. по Краснопрудной улице и возле нее была проведена в Москву подземная галерея Мытищинского водопровода В конце XVIII — начале XIX в. по Краснопрудной улице проходил «Нижегородский тракт», по которому купцы на волах отправляли товары на Нижегородскую ярмарку, а сами направлялись на нее через Преображенскую заставу по Макарьевской (старой Стромынской) дороге или по Владимирке (ныне шоссе Энтузиастов) на ямских тройках или в почтовых каретах.
До середины XIX в. улица была застроена слабо. В 1850 г. она имела по левой, нечетной, стороне лишь по три двора на углах с Верхней Красносельской улицей, в которых было лишь три каменных небольших строения, два смешанных, остальные — деревянные. По четной стороне до Нижней Красносельской улицы был лишь один двор купца Урусова, имевший у Нижней Красносельской два больших каменных фабричных здания и семь маленьких деревянных; в этом дворе привольно текла речка Чечора, образуя несколько небольших прудов. За Нижней Красносельской улицей на Краснопрудную выходило 13 маленьких двориков; за этими двориками всю середину обширного квартала занимали огороды и пруд.
На северо-западном углу Краснопрудной и Верхней Красносельской улицы в деревянном здании находился издавна казенный питейный дом под названием «Тычок».
С появлением в 1851 г. на Каланчевском поле (нынешней Комсомольской площади) вокзала Московско-Петербургской железной дороги и особенно после того, как рядом с ним были выстроены в 1860-х годах вокзал Ярославской дороги, а напротив — Рязанской, Краснопрудная улица стала усиленно застраиваться. На ней появились трактиры и съестные лавки, пивные, а также дешевые привокзальные гостиницы и мелкие квартиры. В 1880-х годах по Краснопрудной улице прошла от центра в Сокольники конка, которая в начале XX в. была заменена трамваем. По южной стороне улицы почти рядом с Казанским вокзалом было выстроено большое кирпичное здание Краснопрудной трамвайной электрической подстанции. Улица была замощена булыжником, освещалась керосиновыми фонарями.
Речка Чечора во время весеннего таяния снегов и осенних дождей сильно разливалась, затопляя дворы по Краснопрудной улице и переулки. С другой стороны, после того как место Каланчевских «лесных рядов» было занято Рязанским вокзалом, чувствовалась потребность устроить эти ряды в другом месте, у железных дорог. Поэтому решили засыпать Красный пруд, а речку Чечору заключить в подземную трубу. То и другое было сделано в период с 1901 по 1910 г. По мере засыпки пруда на его территории ставились лесные склады.
Во время Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. на Краснопрудной улице, у Каланчевской площади находились баррикады, которые обороняла дружина Казанской железной дороги. Верхняя Красносельская улица была занята драгунами, которые под упорным огнем дружинников вынуждены были отсиживаться в полицейском участке. Только с помощью вызванных им на помощь артиллерии и пехоты они смогли овладеть улицей.
Ведя наступление на Николаевский вокзал, дружинники использовали глухие дворы Верхней Красносельской улицы. Через них и линию Ярославской железной дороги они проникли на Николаевскую. После боя дружинникам удалось разобрать здесь пути и временно контролировать дорогу.
Перед Октябрьской революцией Краснопрудная по своей застройке и благоустройству мало чем отличалась от ее состояния в 1850 г. Посаженная в 1878 г. вдоль улицы аллея из 200 голландских лип пропала
В 1920 г. после окончания строительства нового Казанского вокзала на четной стороне ее были построены дома для управления, для служащих и рабочих Казанской дороги. В 1937 г. построен Дом железнодорожников и клуб с разнообразными культурно-просветительными учреждениями. Большими, многоэтажными жилыми домами застроена в 1930-х гг. вся четная сторона улицы между Красносельской и Гавриковой улицами. В 1933—1935 гг. под улицей была проведена линия метро первой очереди, и на углу Верхней Красносельской и Краснопрудной улиц появилась станция метро «Красносельская», построенная по проекту архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова и Ромейко.
За последние пять лет (1951—1955гг.) на месте плотины Красного пруда построены три больших здания в 8, 9 и 12 этажей, с магазинами и ателье в первом этаже.
По четной стороне улицы, за красивым пятиэтажным домом с башенкой, появился восьмиэтажный дом с колоннами и лоджиями во втором — седьмом этажах. Первый этаж дома занимают продовольственный магазин и большая столовая. Дом доходит до Нижней Красносельской улицы.
За домом в 9 этажей на восточном углу улицы, построенным до 1950 г., первый этаж которого занят комбинатом бытового обслуживания, закончено в 1955 г. строительство 14-этажного жилого дома (№ 30—34).
За ним стоит построенный тоже до 1950 г. семиэтажный жилой дом, а далее — четырех-и пятиэтажные дома.
При сравнительно большой ширине (45,8 м) улица к востоку от Комсомольской площади стала настоящим проспектом. Но далее, особенно на северной стороне улицы, еще много домов дооктябрьской постройки, в два-три этажа, причем среди них имеются и деревянные неоштукатуренные дома.
По Краснопрудной улице еще движется трамвай, но его все более и более вытесняют троллейбусы и автобусы, в особенности же идущий под улицей метрополитен, одна из станций которого, «Красносельская», находится на самой улице, другая, «Комсомольская»,— вблизи нее.
На Краснопрудную улицу выходят с юга три Краснопрудных переулка, из которых последний переименован в 1922 г. в Давыдовский — в память старого большевика, рабочего мастерских Казанской железной дороги Я. П. Давыдова, убитого при взятии Перекопа в 1920 г.