краковяк танец какого народа
Энциклопедия танца: Краковяк
Веселый польский танец краковяк танцуют и профессионалы, и любители уже почти шесть веков. И не смотря на свой солидный возраст, актуальности он не теряет!
Ежегодно в июне под патронатом городского совета Кракова проходит международный фестиваль «Краковяк». В тысячелетний город, который считается сердцем Польши, съезжаются детские и молодежные коллективы из других стран, в репертуаре которых есть лихой танец с энергичными притопываниями и задорными выкриками. И желающих приехать на этот фестиваль всегда предостаточно. Наверное, именно таким желанием и можно измерять популярность веселого танца краковяк!
История возникновения танца
Польский народный танец краковяк (krakowiak) появился среди жителей Краковского воеводства в XIV веке. Первоначально его танцевали только мужчины, а позже он стал парным танцем. Естественно, костюмы для краковяка соответствуют краковскому польскому народному костюму. Парни чаще всего одевают белые рубашки с маленькими закрытыми воротничками и широкими длинными рукавами на обшлагах, белые в красную полоску штаны, заправленные в черные сапожки, синие камзолы без рукавов, пояса из желтого пазумента с украшениями и красные конфедератки с небольшими павлиньими перьями. Девушки наряжаются в белые блузы с широкими короткими рукавами и оборками на воротнике, широкие цветастые юбки в сборку, белые вышитые фартуки, короткие красные безрукавки и «короны» с пестрыми лентами сзади и красные бусы.
Краковяк был популярен в шляхетской среде, а в XIX – начале XX века стал также и бальным танцем. Как и полонез, краковяк имел торжественный характер воинского шествия и назывался «большим танцем». Он мог включать как шаги мазурки, так и вальса, польки. Широко известен краковяк из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» и балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», который исполняется артистами классического балета на сценах оперных театров.
Виды
Краковяк исполняется в двух вариантах:
1. Краковяк народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами на счет 2/4, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично. Основными движениями народного краковяка являются:
2. Краковяк бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем. Люди старшего поколения до сих пор прекрасно помнят его несложные фигуры, без которых не обходился ни один танцевальный вечер их молодости. Постараемся их кратко здесь изложить.
Танцоры стоят в парах, ноги в 3 позиции, парень правой рукой держит левую руку партнерши (руки отведены во 2 позицию), свободные руки на поясе. На первый такт первой фигуры исполняется 1 pas de basque (девушка с правой, а парень с левой ноги) спиной друг к другу. Соединенные руки в это время выводятся через низ вперед. На второй такт повторяется pas de basque с другой ноги в повороте лицом к друг другу (доворот на 90 градусов). На третий и четвертый такт движения повторяются. Во время пятого и шестого такта пара делает три танцевальных шага по линии танца с руками вперед, заканчивая последний шаг притопом. На седьмой и восьмой такт шаги повторяются против линии танца. Последующие 8 тактов (вторая фигура) – это четыре вальсовых поворота вправо с выходом на исходное положение. При этом музыкальный размер и быстрый темп не мешает выполнять вальсовое движение мягко и слитно. Однако, следует отметить, что существуют и другие бальные обработки краковяка.
Особенности краковяка
Танец краковяк исполняется с подтянутым корпусом и слегка горделиво поднятой головой. Четкие позы не только украшают краковяк, но и являются его характерными чертами. Прыжок в краковяке небольшой, приземление после прыжка делается на подушечки обеих ног, с легким ударом об пол.
Краковяк
Краковяк (польск. Krakowiak ) — быстрый танец польского происхождения в 2/4; форма двухколенная, мелодия оживлённого характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей. Ритм острый, с частыми синкопами. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.
История
Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В XIV веке получил распространение в шляхетской среде. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX веке был популярным бальным танцем.
Краковяк, получив художественную обработку, применяется в балетной музыке и оперной музыке, например в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева и других произведениях. Музыкальная форма использована Ф. Шопеном в «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Краковяк» в других словарях:
КРАКОВЯК — 1) национальный польский танец, получивший свое название от города Кракова. 2) нар. польск. песня из коротких строф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРАКОВЯК Польский танец, получивший свое название … Словарь иностранных слов русского языка
КРАКОВЯК — (польское krakowiak), польский народный и бальный танец (2 дольный). Возник в Краковском воеводстве в 14 в. инструментальная пьеса у Ф. Шопена; использован М.И. Глинкой … Современная энциклопедия
КРАКОВЯК — КРАКОВЯК, краковяка, муж. (польск. krakowiak). Танец польского происхождения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КРАКОВЯК — КРАКОВЯК, а, муж. Польский народный быстрый танец, а также музыка в ритме этого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КРАКОВЯК — муж. польская народная пляска; мера в две четверти. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
краковяк — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Краковяк — скорый польский танец в 2/4 форма двухколенная, мелодияоживленного характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте,которая синкопируется с третьей. К., получив художественную обработку,применяется в балетной музыке, напр. в опере Жизнь за … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КРАКОВЯК — народный танец у поляков. Возник в Краковском воеводстве до 14 в., первоначально в шляхетской среде … Этнографический словарь
Краковяк — (польское krakowiak), польский народный и бальный танец (2 дольный). Возник в Краковском воеводстве в 14 в. инструментальная пьеса у Ф. Шопена; использован М.И. Глинкой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
краковяк — краковяк, народный танец у поляков. Возник в Краковском воеводстве до XIV в., первоначально в шляхетской среде … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Краковяк танец какого народа
Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: «в танце народа узнаешь его душу, его характер». Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: «любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк». Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.
Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют «спящим» танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же. В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название «мазурка» происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование «мазовецкий народный танец», что в принципе одно и то же. Интересно, что гимн Польши, именуется как «Марш Домбровского», оригинальное название которого Mazurek D?browskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский «гонор», мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.
Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.
В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
Существует 2 варианта исполнения танца:
Народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца:
— галоп
— подскоки
— основной ход
— «кшесаны» (krzesany; высекание)
— тройной притоп
— голубец с притопом
— голубец с шагом
— приставные шаги на месте
— поворот на месте парой
— ключ
Бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.
В 18 — 19 веках краковяк «помогал» отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер (учитель Фридерика Шопена), Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.
Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Сегодня танец краковяк стал историческим достоянием Польши.
Краков. Город с именем которого на ум сразу приходит известная колбаса. Но не только колбасой одной славится Краков: в свое время он был столицей Польши до того момента, как ею стала Варшава. Любопытный факт: у Польши в отличие от России было 3 столицы — Гнезно (сегодня это историческая столица, колыбель польской нации и польского народа), Краков (первая официальная) и нынешняя Варшава. Как гласит одно изречение: «в танце народа узнаешь его душу, его характер». Краков подарил миру не только колбасу, но и стал родиной старейшего польского народного танца — краковяка. Я же добавлю от себя: «любишь краковку кушать — люби танцевать краковяк; или ты вошь, или истинный поляк». Хотя я и не сильно интересуюсь историей танцев, иногда вспоминаю о том, что у меня музыкальное образование. Ну а раз уж я завел разговор об этом, то грех не поделиться информацией с уроков по муз. литературе.
История краковяка уходит в начало XIV в. В старину краковяк танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX в. он приобрел статус бального танца. В то время он был особенно востребован в шляхецкой среде. Позже краковяк прочно вошел в обиход крестьянских жителей. По своему характеру краковяк походил на полонез. Танец имел торжественный характер, однако со временем стал более разнообразен по своей структуре.
Всего Польша дала миру 5 танцев: краковяк, мазурка, полонез, куявяк и оберек, 3 из которых — бальные. Немаловажно, что по названию каждого несложно догадаться, откуда они родом (из каких городов) или какой смысл в себе несут. 2 последних родом из региона Куявия (Kujawy), что в сухопутной части северо-запада Польши. Куявяк называют «спящим» танцем, лирическим танцем-размышлением, как правило исполняемым в минорной тональности, после которого следует его продолжение — оберек, зародившийся там же.
В наши дни эта танцевальная тенденция прослеживается все чаще. Оберек немного подвижнее и содержит в себе движения с оборотами вокруг себя (отсюда и название), а сами эти 2 танца тяготеют к мазурке. Название «мазурка» происходит от региона Мазовше (или Мазуры, как еще его называют). В литературе можно встретить толкование «мазовецкий народный танец», что в принципе одно и то же.
Интересно, что гимн Польши, именуется как «Марш Домбровского», оригинальное название которого Mazurek Dąbrowskiego. Полонез — Польша в собственном соку, если так допустимо выразиться. Полонез — гордость, величавость, легендарный польский «гонор», мазурка — рыцарское, чуть аффектированное поклонение прекрасной даме. А краковяк — танец-насмешка над гонором и рыцарством вместе взятыми, которые временами достигали абсолюта.
Музыка танца — быстрая, оживленная; синкопированный, острый ритм придает ей отчетливо провокационный характер. Краковяк, как правило, исполнялся в размере 2/4. Но из-за высокой популярности танец очень часто менял свою форму. В разные периоды своего формирования краковяк содержал шаги мазурки, польки, вальса. Также широкое распространение получила народная версия танца. При всех изменениях танец сохранил двудольность. Краковяк по своему характеру отличался быстрым темпом и четким ритмом. В первое время танец исполнялся исключительно мужчинами. Самый распространенный сценарий танца – один исполнитель изображает рыцаря, второй оруженосца. Однако, со временем в краковяк была добавлена женская партия и танец стал парным. Девушка, танцуя краковяк, выполняла плавные движения, а мужчина, напротив, делал резкие притопы.
В 14 веке краковяк танцевали как танец — пародию на дуэт рыцаря и оруженосца. Поэтому краковяк сначала был чисто мужским танцем с резкими, неожиданными движениями, изобилующий энергичными подскоками, прыжками и притопами. Дам приняли в краковяк только в 18 веке. Но это сразу придало ему грацию, задор и воздушность.
Краковяк танцуется в особых костюмах. Девушки должны быть одеты в белые кофты с присборенными и очень широкими рукавами, отделанными кружевом. Поверх кофты надевается короткий жилет с вышивкой. Танцовщица надевает три юбки: две нижние, пышные и с кружевной отделкой, и одна верхняя, яркая, широкая и присборенная. Поверх нее следует повязать передник с вышивкой.
Мужской костюм более сдержанный: белоснежная рубашка с широкими рукавами, белые же штаны из шерсти с узкой красной полоской, которые заправляются в высокие черные сапоги. Камзол, длинный, без рукавов, обычно синего цвета, на красной подкладке, оторочен золотым кантом. Нередко его украшают вышивкой или тесьмой. А главное – это красная конфедератка (шапка), декорированная павлиньими перьями.
Существует 2 варианта исполнения танца краковяк
Народно-сценический
Народно-сценический вариант краковяка исполняется парами, но часто в него включают общие фигуры (круг, звезда, и др.). Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично.
Основные движения народного танца:
Бальный
Бальный вариант краковяка, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским, за время своего существования претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем.
В 18 — 19 веках краковяк «помогал» отстаивать полякам свою национальную самобытность. На его провокационных синкопах построена музыка комической оперы Я. Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Жанр краковяка на оперной сцене развивали Эльснер (учитель Фридерика Шопена), Курпиньский. В 1828 году Шопен создал свое знаменитое «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фортепьяно с оркестром. К этому танцевальному жанру обращались и другие польские композиторы.
Звучит краковяк и в русской балетной и оперной музыке: в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, балете «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Сегодня танец краковяк стал историческим достоянием Польши.
Танец «Краковяк»
На основе характерных народных движений этого танца русский балетмейстер Н.Л. Гавликовский создал отечественный бальный танец.
Гавликовский построил композицию, соединяющую характерные элементы танца Краковяк с Вальсом. Некоторое время композиция Гавликовского имела собственное название – «Варшавянка».
Музыка:
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Запись танца – Ивановой Е.И.
Основные танцевальные элементы и движения танца:
Основные танцевальные элементы необходимо тщательно изучить до начала разучивания всей композиции.
Композиция танца.
Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения и состоит из 2-ух фигур по 8 тактов каждая.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (8 тактов) включает в себя «па де баск» (4 такта) и «проходку» (танцевальные шаги) по линии танца и против линии танца (4 такта).
Композиция допускает замену «проходки» на «двойной голубец с тройным притопом», также исполняемый в продвижении по линии танца и против линии танца.
Исходное положение:
Партнеры стоят рядом друг с другом, лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).
Корпус мальчика слегка повернут вправо (по диагонали от центра по линии танца), корпус девочки слегка повернут влево (по диагонали к центру по линии танца).
Голова мальчика немного наклонена налево, девочки – направо. Взгляд друг на друга.
Правая рука мальчика и левая рука девочки отведены в сторону (против линии танца) и соединены на уровне 2 позиции.
Мальчик начинает танец с левой ноги.
Девочка начинает танец с правой ноги.
ПЕРВАЯ ФИГУРА (1-8 такты)
1 часть первой фигуры (1-4 такты)
И-1-И-2
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Положение свободных рук не меняется.).
И-3-И-4
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем переводятся в сторону в исходное положение. (Положение свободных рук не меняется.)
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
1-2-3-4
С первым шагом соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции. (Свободные руки остаются на талии.)
Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. После поворота партнеров соединенные руки оказываются перед корпусами танцующих. (Положение свободных рук не меняется.)
1-2-3-4
Партнеры принимают закрытую позицию для исполнения классического вальса.
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
И-3-И-4
Мальчик исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с левой ноги, продвигаясь по линии танца.
Девочка исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с правой ноги, также продвигаясь по линии танца.
И-3-И-4
Также в позиции лицом друг к другу, не меняя положения рук:
Мальчик исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с правой ноги, продвигаясь против линии танца.
Девочка исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.
На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.
2 часть первой фигуры (5-8 такты)
1-2-3-4
Соединенные руки (правая рука мальчика и левая рука девочки) плавно опускаются вниз, а затем выводятся вперед (по линии танца) на уровень 1 позиции.
Соединенные руки опускаются вниз, а затем выводятся в сторону (против линии танца) на уровень 2 позиции. Свободные руки остаются на талии.
И-3-И-4
В позиции лицом друг к другу:
Мальчик исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с правой ноги, продвигаясь против линии танца.
Девочка исполняет «двойной па голубец с тройным притопом» с левой ноги, также продвигаясь против линии танца.
На последнем притопе мальчик приставляет правую ногу в 3 позицию, позади левой ноги, девочка приставляет левую ногу в 3 позицию, позади правой ноги.
ВТОРАЯ ФИГУРА (9-16 такты)
В конце 16 такта танцующие принимают исходное положение танца, для повторения композиции.
Замечания к танцу
Литература
Видео к танцу «Краковяк»
Композиция танца представлена в трех видеозаписях с разными вариантами 2-ой части 1-ой фигуры танца.
Запись выполнена в 2014 г. на семинаре Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
Запись выполнена в 2008 г. на танцевальном празднике в школе № 90 Выборгского района СПб.
Музыкальное сопровождение
Музыка для исполнения танца «Краковяк» (доступно для скачивания):