козьма прутков литературная мистификация какие авторы стояли за этим именем
Познакомимся с. Козьмой Прутковым!
Козьма Прутков. Кто такой? Это интересно!
автор публикации Наталья Сергеевна 3
http://www.stihi.ru/2014/05/21/4560
Козьма Петрович Прутков – это вымышленное лицо, так называемая литературная мистификация или литературная маска. Это такой литературный прием, при котором тексты произведений приписываются вымышленному автору, который, тем не менее, наделен собственной биографией, личными качествами и определенными литературными ориентирами. Создателями этого пародийного образа были поэт Алексей Константинович Толстой с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми. Это был их коллективный литературный псевдоним, но большая часть сочинений Козьмы Пруткова принадлежит перу Алексея Толстого. Этот прием чаще всего используется в юмористической и сатирической литературе. Его цель состоит в том, чтобы отделить произведения вымышленного автора от настоящего подлинного творчества автора, которое очень часто не имеет ничего общего с произведениями, написанными «маской». Именно так произошло с создателями Козьмы Пруткова, которые писали произведения и в других жанрах. Например, известное лирическое стихотворение «Средь шумного бала, случайно» и роман «Князь Серебряный» принадлежат перу именно Алексея Толстого.
У Козьмы Пруткова была даже своя биография: он родился 11 апреля 1803 года в деревушке Тентелевой возле Сольвычегодска. В 1816 году начал службу юнкером в гусарском полку. Оставив военную службу, в 1823 году он вступил в Пробирную Палатку (государственное учреждение, в котором определяют наличие благородных металлов в изделии и фиксируют его наложением пробного клейма), впоследствии стал ее директором, дослужился до чина действительного статского советника, был награжден орденом святого Станислава I степени. На досуге увлекался сочинительством. Но кроме стихотворений и басен автор создавал также правительственные проекты. Самый знаменитый из них – проект «О введении единомыслия в России», который так и не был осуществлен. Умер «автор» 13 января 1863 года в Санкт-Петербурге на руках убитой горем супруги и рыдающих детей. Эти данные можно прочесть в «Биографических сведениях о Козьме Пруткове».
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Бал – настоящая находка Для юных франтов и для дам. Román Ribera Cirera АукционноЖанровое.
Позабыть нельзя.. А.Г.Новиков Анатолий Григорьевич Новиков (18 (30) октября 1896, Скопин &mda.
Петербургский свет 1830-х годов в письмах Жоржа Дантеса (из писем Жоржа.
Чтo нaша жизнь без кошек? Кoшки это меховые цветы. Alfred Brunel de Neuville Дочь Marie Yv.
Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки. Marie Yvonne Laur Если бы кошачь.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЛИТЕРАТУРНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ XIX ВЕКА. КОЗЬМА ПРУТКОВ
Козьма Прутков «родился» в 1851 году и «прожил» всего 12 лет. За это время из-под его пера появились несколько пьес, десятки стихотворений, басен и афоризмов, которые стали крылатыми выражениями и используются до сих пор. Вспоминаем историю вымышленного писателя.
Козьма Прутков — коллективный псевдоним четырех писателей. В 50–60-е годы XIX века под ним публиковали свои произведения Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой.
«Прутковский кружок» зародился в 1851 году в Павловке — родовом имении Жемчужниковых (сегодня — Долгоруковский район Липецкой области). Там они вместе с Алексеем Толстым провели все лето. Также в «прутковском кружке» участвовал русский поэт Александр Аммосов и художник Лев Жемчужников. Все увлекались литературой: Толстой писал сатирические стихотворения, Алексей Жемчужников — комедии для домашнего театра, Александр — стихи, афоризмы и басни. В Павловке появились шуточные басни — «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дорожки».
Так появился пародийный образ писателя-чиновника, острослова Козьмы Пруткова. Настоящим Прутковым был камердинер одного из братьев, и за использование своего имени он получил 50 рублей.
БАСНИ, СТИХИ, АФОРИЗМЫ
Прутков не ограничивался первыми написанными баснями. Вскоре из-под его пера стали выходить стихи и пьесы. Большинство произведений были сатирическими: автор высмеивал разные явления из российской действительности, а особенно — литературу.
Одним из самых популярных произведений Пруткова стали его афоризмы.
ГДЕ ПУБЛИКОВАЛСЯ КОЗЬМА ПРУТКОВ
Отрывок из «Письма известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего»
После первой публикации произведения Пруткова долго не печатались. Лишь через пять лет в «Современнике появились «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова», потом в журналах «Искра» вышли «Мысли и афоризмы» и анекдоты. Также Пруткова публиковали в «Развлечении» и сатирическом журнале «Свисток».
ВЫМЫШЛЕННЫЙ ПОРТРЕТ ВЫМЫШЛЕННОГО ПИСАТЕЛЯ
Отрывок из книги «Биографические сведения о Козьме Пруткове»
«БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЗЬМЕ ПРУТКОВЕ»
Козьма Прутков «появился на свет» с биографией, родственниками и даже должностью «по министерству финансов». События его жизни были описаны в книге «Биографические сведения о Козьме Пруткове». Из произведения читатели узнали, что один из самых популярных писателей второй половины XIX века больше 40 лет пробыл государственным служащим и около пяти лет писал книги. «Замечательные дарования драматического творчества» якобы разглядели в служащем Пробирной Палатки братья Жемчужниковы и Алексей Толстой. При их одобрении и поддержке начинающий писатель и «создал» свое первое творение.
В 1863 году Козьма Прутков официально «умер». В журнале «Современник» вышел некролог, написанный его «племянником» Калистратом Шерстобитовым.
Отрывок из «Краткого некролога»
В 1894 году вышло полное собрание сочинений «прутковцев». 600 экземпляров, по воспоминаниям современников, «через неделю, через две после своего выхода исчезло из книжных лавок». До революции книги переиздавали 12 раз, выходили они и в годы советской власти. В 2011 году в России вышла биография Козьмы Пруткова из серии «Жизнь замечательных людей» — первая в серии книга, посвященная вымышленному человеку.
Рубрики: | цитаты/афоризмы знаменитости художественная литература история России интересные факты интересные истории русские писатели |
Метки: козьма прутков история авторства
Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям
Козьма Прутков. История литературной маски
Литературный псевдоним ни до, ни после Козьмы Пруткова не приобретал такую самостоятельность, позволявшую писателям успешно публиковаться.
Писатель Козьма Прутков — уникальнейшее явление для русской литературы. В середине 19 века данную литературную маску для своих публикаций использовали братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы, а также известный поэт и драматург, который по совместительству приходился двоюродным братом Жемчужниковых, Алексей Константинович Толстой. Немаловажную роль в создании особого литературного наследия Пруткова сыграли Александр Аммосов (предположительно, написал несколько басен, в том числе «Пастух, молоко и читатель») и поэт, прозаик, автор известнейшей сказки в стихах «Конёк-Горбунок» Петр Павлович Ершов.
Литературная маска. Зарождение
«Прутковский кружок» начал свою литературную деятельность в 1851 году в деревне Павловке Елецкого уезда, которая являлась родовым имением семьи Жемчужниковых. Алексей Толстой лето того года провел вместе со своими двоюродными братьями, упражняясь в пробе пера, веселясь и насмешничая. Всех их объединяла любовь к литературе. Именно в Павловке появляются первые басни, принадлежащие перу Пруткова — «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул» и «Цапля и беговые дрожки».
В письме литературоведу Александру Николаевичу Пыпину младший из братьев Жемчужниковых, Владимир, сообщил, что басня «Незабудки и запятки» была придумана Александром Жемчужниковым «исключительно ради шутки», и уже при содействии старшего брата Алексея были придуманы остальные басни. Тогда образа Козьмы Пруткова ещё не существовало, но эти басни «зародили кое-какие мысли» у братьев о создании нового автора на литературном небосклоне империи.
В 1852-м «автор» получает имя Кузьма (Козьма). Одна из версий его происхождения гласит, что Прутков получил своё имя от крепостного камердинера семьи Жемчужниковых. Именем Кузьма подписывались все произведения автора вплоть до его «смерти» в 1863 году. После он становится известен читателям как Козьма Прутков.
Художником Львом Жемчужниковым в соавторстве с коллегами Бейдеманом и Лагорио создается портрет Козьмы, который позже войдет во все собрания сочинений автора.
Биография Козьмы Пруткова
Стоит отметить, что Козьма Прутков является ярким примером литературной маски с хорошо продуманной биографией, что довольно проблематично встретить в литературе того времени. Точно известна его дата рождения — 11 (23 по новому стилю) апреля. При этом существуют расхождения среди биографов по поводу года рождения. Одни из исследователей жизни писателя упоминают 1801-й, в свою очередь, другие — 1803-й год.
Козьма Прутков был женат. В браке с Антонидой Проклеветантовой родилось много детей, из которых дожили до зрелого возраста 6 сыновей и 4 дочки. После отставки со службы юнкером Козьма служил при министерстве финансов (в Пробирной Палатке), где работал вплоть до самой своей смерти.
Журнал «Современник»
Впервые как «самостоятельный» литератор Прутков заявляет о себе через три года после его создания, в 1854 году, когда он публикуется в специальном приложении к журналу «Современник» — юмористическом «Литературном Ералаше». Именно там выходят «Досуги» — особое собрание сочинений, включающее в себя значительную часть творческого наследия писателя. В «Досуги» 1854 года входило авторское предисловие, некоторые стихи, некоторые басни и «Письмо» Пруткова к неизвестному фельетонисту газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
После первой публикации в «Современнике» произведения Пруткова долгое время не издавались. Лишь в 1860 году, спустя шесть лет после выхода «Досугов», сочинения Козьмы возвращаются на страницы журнала. В этот год «Современник» издаёт «Пух и перья» — дополнение к написанным ранее «Досугам».
До конца своей «жизни» Козьма продолжал публиковаться в «Современнике». Последняя публикация Пруткова появляется в 1863 году, войдя в девятый номер журнала «Свисток», который стал последним.
Журнал «Искра»
В начале 1860-х годов творчество Пруткова можно встретить в сатирическом журнале «Искра». Необходимо сказать, что в основном это были различные афоризмы, мысли, поправки к «Досугам».
Также в «Искре» была напечатана часть анекдотов, которые встречались в выдержках Пруткова — «Из записок моего деда».
Вместо заключения
Наследие Пруткова — это не только автор «воплоти». В нём есть место Федоту Кузьмичу, «деду» литератора, «отцу» Петру Федотычу, и многочисленным «детям» Козьмы, питавшим неподдельный интерес к литературе. Образуется целая «династия» заинтересованных в сочинительстве людей. Это в некоторых случаях приводит к путанице: какие сочинения Пруткова принадлежат «ему», а какие — его многочисленным «родственникам».
Ещё во времена Российской империи собранию сочинений Козьмы Пруткова удалось выдержать 12 изданий, настолько популярным был писатель среди читателей. После революции читателей Пруткова стало еще больше, ученые исследовали творчество и «жизнь» писателя. Переиздания «Полного собрания сочинений» были дополнены новыми материалами и произведениями, переиздавались в Советском Союзе множество раз.
По сегодняшний день Козьма Прутков привлекает внимание читателей своими афоризмами, мыслями, прекрасной сатирой и стихотворениями, которые не теряют свою актуальность и в 21 веке.
Козьма Прутков: литературная мистификация XIX века
Козьма Прутков «родился» в 1851 году и «прожил» всего 12 лет. За это время из-под его пера появились несколько пьес, десятки стихотворений, басен и афоризмов, которые стали крылатыми выражениями и используются до сих пор. Вспоминаем историю вымышленного писателя.
Писатель-камердинер
Козьма Прутков — коллективный псевдоним четырех писателей. В 50–60-е годы XIX века под ним публиковали свои произведения Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой.
«Прутковский кружок» зародился в 1851 году в Павловке — родовом имении Жемчужниковых (сегодня — Долгоруковский район Липецкой области). Там они вместе с Алексеем Толстым провели все лето. Также в «прутковском кружке» участвовал русский поэт Александр Аммосов и художник Лев Жемчужников. Все увлекались литературой: Толстой писал сатирические стихотворения, Алексей Жемчужников — комедии для домашнего театра, Александр — стихи, афоризмы и басни. В Павловке появились шуточные басни — «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки».
«Когда писались упомянутые басни, то в шутку говорилось, что ими доказывается излишество похвал Крылову и др., потому что написанные теперь басни не хуже тех. Шутка эта повторялась и по возвращении нашем в Санкт-Петербург и вскоре привела меня с братом Алексеем и графом А. Толстым (брат Александр был в то время в Оренбурге) к мысли писать от одного лица, способного во всех видах творчества. Эта мысль завлекла нас, и создался тип Козьмы Пруткова».
Так появился пародийный образ писателя-чиновника, острослова Козьмы Пруткова. Настоящим Прутковым был камердинер одного из братьев, и за использование своего имени он получил 50 рублей.
Басни, стихи, афоризмы
Прутков не ограничивался первыми написанными баснями. Вскоре из-под его пера стали выходить стихи и пьесы. Большинство произведений были сатирическими: автор высмеивал разные явления из российской действительности, а особенно — литературу.
Одним из самых популярных произведений Пруткова стали его афоризмы.
• Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
• Бди!
• Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
• Никто не обнимет необъятного.
• Если хочешь быть счастливым, будь им.
• Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
• Усердие всё превозмогает!
• Лучше скажи мало, но хорошо.
• Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
• Человек раздвоен снизу, а не сверху — для того, что две опоры надежнее одной.
Исследователь литературы Николай Гербель ставил Козьму Пруткова в один ряд с Денисом Фонвизиным и Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем и Михаилом Салтыковым-Щедриным. Гербель включил стихи вымышленного писателя в хрестоматию «Русские поэты в биографиях и образцах», которую составил в 1873 году. Писатели-современники — Аполлон Григорьев, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов — посвящали Козьме Пруткову критические статьи. А многие читатели верили в то, что Прутков существует на самом деле.
Где публиковался Козьма Прутков
Впервые произведения вымышленного писателя появились в 1854 году в «Современнике». В юмористическом приложении к журналу — «Литературном Ералаше» — вышли «Досуги Козьмы Пруткова». Сюда входило предисловие, стихи, басни и «Письмо известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего».
«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии? Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином. Прийдя к такому сознанию, я решился писать. Решившись писать, я пожелал славы. Пожелав славы, я избрал вернейший к ней путь: подражание именно тем поэтам, которые уже приобрели ее в некоторой степени. Слышишь ли? — «подражание», а не пародию. Откуда же ты взял, будто я пишу пародии?!»
Отрывок из «Письма известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту С.-Петербургских ведомостей по поводу статьи сего последнего»
После первой публикации произведения Пруткова долго не печатались. Лишь через пять лет в «Современнике появились «Пух и перья. К досугам Козьмы Пруткова», потом в журналах «Искра» вышли «Мысли и афоризмы» и анекдоты. Также Пруткова публиковали в «Развлечении» и сатирическом журнале «Свисток».
Вымышленный портрет вымышленного писателя
Как писал Владимир Жемчужников: «Нравственный и умственный образ К. Пруткова создался, как говорит мой брат, не вдруг, а постепенно, как бы сам собою, и лишь потом дополнялся и дорисовывался нами сознательно». О том, чтобы писатель Прутков обрел узнаваемый облик, позаботились Лев Жемчужников и художники Александр Бейдеман и Лев Лагорио. В 1853 году был написан вымышленный портрет, который вскоре был опубликован в одном из журналов.
«…Искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: …кусочек черного английского пластыря на шее… длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо. Когда портрет Козьмы Пруткова был уже нарисован на камне, он потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи».
Отрывок из книги «Биографические сведения о Козьме Пруткове»
«Биографические сведения о Козьме Пруткове»
Козьма Прутков «появился на свет» с биографией, родственниками и даже должностью «по министерству финансов». События его жизни были описаны в книге «Биографические сведения о Козьме Пруткове». Из произведения читатели узнали, что один из самых популярных писателей второй половины XIX века больше 40 лет пробыл государственным служащим и около пяти лет писал книги. «Замечательные дарования драматического творчества» якобы разглядели в служащем Пробирной Палатки братья Жемчужниковы и Алексей Толстой. При их одобрении и поддержке начинающий писатель и «создал» свое первое творение.
В 1863 году Козьма Прутков официально «умер». В журнале «Современник» вышел некролог, написанный его «племянником» Калистратом Шерстобитовым.
«Ужасное горе постигло семейство, друзей и ближних Кузьмы Петровича Пруткова, но еще ужаснее это горе для нашей отечественной литературы. Да, его не стало! Его уже нет, моего миленького дяди! Уже не существует более этого доброго родственника, этого великого мыслителя и даровитейшего из поэтов; этого полезного государственного деятеля».
В 1894 году вышло полное собрание сочинений «прутковцев». 600 экземпляров, по воспоминаниям современников, «через неделю, через две после своего выхода исчезло из книжных лавок». До революции книги переиздавали 12 раз, выходили они и в годы советской власти. В 2011 году в России вышла биография Козьмы Пруткова из серии «Жизнь замечательных людей» — первая в серии книга, посвященная вымышленному человеку.
Козьма Петрович Прутков. Загадочная Легенда Афоризмов и Сатиры. Цитаты
КОЗЬМА ПЕТРОВИЧ ПРУТКОВ (11 апреля 1803-13 января 1863) — Литературная маска, псевдоним, под которым в 50–60-е годы XIX в. выступали поэты и писатели — Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы в журналах «Современник», «Искра» и другие. В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы, завоевавших народное признание.
Поэт, драматург, философ, директор Пробирной палатки, Козьма Прутков – гениальная мистификация русской сатиры. Этот вымышленный персонаж так основательно утвердился в русской литературе, что ему мог бы позавидовать иной, реально существовавший, писатель.
Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь («Зри в корень!», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», «Век живи – век учись», «Никто не обнимет необъятного», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Козыряй!»).
В Козьме Пруткове во всем своем блеске обнаружился русский ум, умеющий взглянуть на себя со стороны да над собой же и посмеяться.
Начало литературному образу Козьма Прутков было положено на Липецкой земле летом 1851 года в усадьбе братьев Жемчужниковых — Павловке (ныне Долгоруковский район). Туда с визитом нагрянул Алексей Константинович Толстой.
Легенда была проработана с необычайным тщанием. Не был тайной ни адрес Пруткова (он жил в большой казенной восемнадцати комнатной квартире в доме № 28 на Казанской улице, отходящей от Невского проспекта), ни его внешность.
Согласно биографии, представленной авторами личности Козьмы Петровича Пруткова, «родился» всенародно любимый лирик, философ, острослов, тонкой души человек в начале XIX века, 11 апреля.
Он появился на свет в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда, входившего в то время в Вологодскую губернию, и происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода.
Дед его, отставной премьер-майор и кавалер Федот Кузьмич Прутков, оставил потомству знаменитые «Гисторические материалы», которые, при всей их старомодности и неуклюжести слога, обладают несомненными достоинствами, содержат глубокие и остроумные мысли. Будучи уже зрелым литератором, Козьма Прутков опубликовал «Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», скромно объявив в предисловии: «Весь мой род занимался литературою» – и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные.
Кроме биографии Козьмы Пруткова, был также воссоздан и его «портрет», студентами Академии художеств, занимавшимися и живущими вместе. Это были — Лев Михайлович Жемчужников, будущий профессор Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио.
«Портрет», отпечатанный в том же 1853 году в литографии Тюлина, в значительном количестве экземпляров.
Описывая внешность своего героя, «издатели» не утаили и такие особенности внешности писателя, как «две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы» и «кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов».
Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой и пародировали литературное подражательство.
Единственный памятник гениальному Козьме Прутковую установлен на долгоруковской земле. Автором памятника является Иван Александрович Христенко – краевед, бывший директор музея-усадьбы «Край Долгоруковский», ежегодно устраивающий Жемчужниковские чтения.
23 апреля 2003 года – в день 200-летия Козьмы Пруткова учреждена пародийная премия юбиляра «Чугунный Козьма».
В сентябре 2004 года – в год 150-летия появления имени Козьмы Пруткова в печати – вышел сайт юбиляра с его полным собранием сочинений.
Цитаты Козьмы Пруткова: