космодром куру где находится в какой стране и чей он
Космодром Куру: «Гвианский Космический Центр» 🚀
Космодром Куру или Гвианский космический центр (фр. Centre Spatial Guyanais или GSG) – третий по величине космодром в мире. Находится на территории заморского департамента Франции – Французской Гвиане, расположенной в северо-восточной части Южноамериканского континента. Космический центр раскинулся полосой в 1200 м² (60 на 20 км) вдоль побережья Атлантического океана, в 50 км. от Кайенны (фр. Cayenne, столица) между городами Куру (фр. Kourou) и Синнамари (фр. Sinnamary).
С 2010 г. здесь был построен стартовый комплекс для российского «Союза-2», первый успешный запуск которого состоялся в октябре 2011 г.
Характеристики и преимущества
Характерной особенностью космодрома является его географическое месторасположение – он находится всего в 500 км. к северу от экватора Земли, что делает его практически идеальным местом для запуска тяжелых спутников на орбиту в любых направлениях. Это объясняется тем, что на непосредственной близости к экватору, в результате вращения планеты вокруг своей оси, образуется гравитационная энергия, которая позволяет ракета-носителю легче отталкиваться от земли, развивая дополнительную скорость в 460 м/сек.
Помимо Куру (5° 18’ с. ш.), в мире имеются всего 2 аналогичных «приэкваторных» космодрома: « Сан-Марко » близ побережья Кении в Индийском океане (2° 57’ ю. ш.) и « Алкантара » в северной части Бразилии (2° 17’ ю. ш.).
Еще одной важной чертой ГКЦ является высокий уровень безопасности, ведь Французская Гвиана очень слабо заселена, а ее территория почти на 90% покрыта влажными тропическими лесами. Кроме того, страна не может быть подвержена землетрясениям, ураганам и другим разрушительным природным стихиям. Также безопасность космодрома обеспечивается 3-й пехотной дивизией знаменитого Французского Иностранного Легиона (фр. Légion étrangère).
Таким образом, сочетание высокой эффективности, надежности и наличия развитой наземной инфраструктуры, позволяет назвать Космодром Куру одним из самых уникальных и универсальных КЦ в мире, привлекая к сотрудничеству космические агентства стран Европы, США, России, Китая, Индии, Бразилии, Канады, Японии и т.д.
Запуски космических аппаратов с людьми на борту с ГКЦ не производятся.
История
В 1965 г. Франция, для возможности запуска стационарных космических спутников, начала строительство собственного космодрома. После тщательного отбора проектов расположения столь серьезного стратегического объекта, выбор пал на Куру.
Через 2 года строительство было завершено. А уже 9 апреля 1968 был осуществлен первый запуск ракеты «Ариан-1».
В 1975 г. французское правительство в обмен на финансирование (75% годового бюджета) космодрома предложило Европейскому космическому агентству (ESA) использовать его для реализации космических программ «Ариан»*.
С тех пор ГКЦ является важной составной частью ESA, а основные пусковые площадки являются его собственностью. Сам космодром Куру передан под эгиду ООН и по своему статусу является международным. Т.е. любое государство за соответствующую плату может проводить здесь запуски своих ракет.
* «Ариан» (фр. Ariane) — серия из 5 европейских ракета-носителей, которые предназначены для вывода космических аппаратов различного класса на орбиты.
«Ариан 4» используется почти для всех коммерческих запусков. Самая мощная ракета – «Ариан 5», она способна выводить на орбиту до 21 т. груза.
Российский «Союз-2»
В ноябре 2003 году после длительных переговоров, между Францией и Россией было заключено международное соглашение по использованию космодрома Куру для запусков российских ракета-носителей «Союз-2».
Согласно программе, в течение 15 лет на орбиту должно быть запущено не менее 50 «Союзов». По некоторым данным, общая стоимость контракта составила порядка 1 млрд. евро. По его условиям европейская сторона обязалась построить стартовый комплекс для России и создать всю необходимую инфраструктуру. Также ГКЦ обязался обеспечивать до 4 запусков ракет в год, с возможностью их осуществления с минимальным интервалом в 5 недель.
В 2011 году российская площадка для запусков, расположенная в 13 км. от основного комплекса, была полностью завершена.
Сегодня «Союзы» доставляют на геоцентрическую орбиту космические аппараты массой до 3 т. Более тяжелые КА выводятся только Ariane 5.
Основные объекты:
В настоящее время здесь располагаются такие пусковые комплексы как:
Космодром Куру
Гвианский космический центр или Космодром Куру находится в Южной Америке, на побережье Атлантического океана во французском департаменте Гвиана.
Построенный в 500 км от экватора, космодром Куру имеет ряд преимуществ. Во-первых, географическое расположение дает возможность запускать спутники в широком диапазоне траекторий, а во-вторых, выход к океану позволяет предотвратить случайные жертвы и аварии, во время падения нижних ступеней ракет и обломков от неудачных экспериментов.
Стоит отметить, что Гвианский космический центр эксплуатируется не только Национальным центром космических исследований Франции. Инфраструктурой Куру пользуются также Европейское космическое агентство (ЕКА).
История и структура центра
Место для строительства космодрома Франция начала искать в 1960-х годах. На рассмотрении было 14 вариантов. После изучения местности и других характеристик выбор пал на Гвиану. На возведение космодрома Куру ушло три года и в 1968-м состоялся первый запуск ракеты.
В последующие годы были успешно запущены десятки ракет-носителей. Они доставили на орбиту военные спутники для разведки и дистанционного зондирования, оборудование телекоммуникационных компаний, аппараты для наблюдения за погодой и пр.
Спустя 7 лет после открытия космодрома сформировалось Европейское космическое агентство, организация стала активно использовать площадку и финансировала ее модернизацию. Благодаря ЕКА на Куру появилось 5 пусковых установок:
Кроме того, на территории космодрома Куру имеется несколько заводов, технический центр, Музей космоса, технические здания и сооружения. Над каждым проектом работает коллектив из сотен сотрудников, запуски сопровождают пожарная команда и отряды военных.
Космодром Куру сегодня
Сегодня Гвианский космический центр входит в число самых востребованных предприятий подобного типа, большинство запусков оказываются удачными, что привлекает клиентов со всего мира.
Будучи главным инвестором, ЕКА владеет всеми основными пусковыми комплексами и финансирует новые проекты. В 2019 году на космодроме Куру произошли запуски «Союзов»: 4 российские ракеты доставили на орбиту спутники компаний OneWeb, O3b, Eutelsat и космический телескоп «Хеопс».
В 2020-м была запущена ракеты со спутником «Falcon Eye 2» для Вооруженных Сил ОАЭ. Предыдущая попытка в июле 2019-го оказалась неудачной. А на 2021 год намечена отправка космического телескопа Джеймса Уэбба. Последние новости с космодрома Куру ищите на официальном сайте космического центра.
Как попасть на космодром Куру во Французской Гвиане
Космодром Куру открыт для туристов, правда для доступа на территорию необходимо запросить пропуск. Его придется заранее бронировать по телефону +594 33 77 77 или по электронной почте visites.csg@cnes.fr (минимум за 48 часов до планируемой даты посещения). Справочная служба работает с понедельника по субботу с 08:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00).
Программа визита рассчитана на 3 часа. В тур входит поездка к центру управления космодрома Куру, к стартовым площадкам ELA-1, ELA-3, ELS и экскурсия по музею.
Туристов пускают на объект 2 раза в день со вторника по субботу: в 08:00 и в 13:00. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, либо справка о его утере или вид на жительство). Водительские права не принимают. Обратите внимание, что дети до 8 лет не допускаются на космодром, так как это объект повышенной опасности. Юные гости могут провести время в музее.
Музей космоса
Музейная экспозиция космодрома Куру по большей части состоит из макетов ракет-носителей, спутников и других аппаратов. Есть восковые фигуры известных космонавтов в скафандрах и стенды с фотографиями и документами, рассказывающими историю развития космонавтики и космического центра Гвианы. Работают планетарий и сувенирный магазин. Кроме постоянной экспозиции в музее регулярно проходят временные выставки.
Музей космодрома Куру на google-панораме:
Музей космодрома Куру открыт со вторника по субботу с 09:00 до 18:00. Выходные дни: воскресенье, первая неделя сентября и праздники. Ограничений по возрасту нет.
Как добраться до Гвианского космического центра
Ближайший международный аэропорт находится в Матури, соседнем с Куру городе. Воздушная гавань имени Феликса Эбуэ принимает самолеты из Франции и считается столичным аэропортом Гвианы.
Из аэропорта до Кайенны (столицы) придется добираться на такси или с пересадками на автобусах. В городе можно заказать экскурсию на космодром, тогда не придется заботится о транспорте, да и пропусками займутся опытные гиды.
А если хочется сэкономить и съездить самостоятельно, то вам нужно доехать до торгового центра «Family Plaza». Перед ним есть площадь с одноименной остановкой, откуда до космического центра Куру ходит автобус № 5. Расписание смотрите здесь.
Если арендовать машину в Кайенне, то на дорогу до Куру уйдет около часа. Маршрут пролегает вдоль Атлантического океана, по дороге N1.
Автомобильный маршрут на google-картах:
Расстояние между городами составляет почти 60 км, вряд ли вы найдете таксиста, согласного на такую поездку, но можно попытать счастья у частных водителей или в фирмах, организующих трансфер.
Космодром Куру или Гвианский космический центр
Космодром Куру или Гвианский космический центр находится вблизи северного побережья Южной Америки. Этот космодром используется странами Европы, в основном Европейским космическим агентством (ESA) и национальным центром космических исследований Франции (CNES).
Общие сведения
Космодром находится на национальной территории Франции, во французской Гвиане, которая является одним из крупнейших остатков колониального прошлого Европы и единственной сегодня европейской заморской территорией в Южной Америке. Первые французские колонисты поселились во французской Гвиане в 1604 году.
Запуск ракеты из Куру
Первый французский космодром был построен в Алжире. Им являлся ракетный полигон Хаммагир, который использовался в 1947-1967 годах, с него, с помощью первой французской РН “Диамант-А” в 1965-1967 годах было осуществлено четыре запуска спутников массой в несколько десятков килограмм. В 1962 году после двухлетней войны Алжир стал независимым государством, что вынудило Францию искать новое место для размещения своего космодрома.
Выгодное прибрежное расположение космодрома позволяет европейским странам осуществлять запуски из Куру на орбиты с любым наклонением (от экваториальных до полярных орбит с наклонениями между 5 и 100 градусов)
Этим местом стала французская Гвиана, которая была выбрана французским правительством в 1965 году из 14 возможных мест. Новый ракетный полигон расположился в 50 км от столицы французской Гвианы — города Кайенна, в коммуне Куру. Во многом за счет европейского космодрома коммуна Куру сейчас стала 3-ей по численности населения (25 тыс. человек в 2011 году) среди 22 коммун французской Гвианы.
За последние десятилетия Европа инвестировала в космодром многие миллиарды евро. Выбор Куру для размещения космодрома стал во многом следствием близости к экватору: широта около 5 градусов и удаление от экватора в 500 км.
Кроме того важными факторами стала малолюдность территории: более 90% космодрома площадью 1200 квадратных километров покрыты тропическими лесами при отсутствии ураганов и землетрясений. Ширина территории космодрома составляет 20 км, а длина 60 км.
К настоящему времени с космодрома проведено 483 запусков, из них 276 были орбитальными, а 207 суборбитальными (пуски геофизических и экспериментальных ракет). Максимальное количество ежегодных запусков на Куру было достигнуто в 1973 году (75 запусков суборбитальных ракет и один орбитальный запуск). Максимальное количество пусков на орбиту было реализовано в 1997, 2000, 2002 и 2015 годах — 12 запусков.
Запуски первых европейских ракет
Первыми запускаемыми с Куру ракетами стали экспериментальные и геофизические ракеты для запусков по суборбитальным траекториям. Для их запуска в Куру были построены три стартовых комплекса. Но уже в мае 1966 года с гвианского пляжа из двух точек (LP1 и LP2) были осуществлены 13 запусков американских метеорологических ракет Sparrow Arcas и Boosted Arcas. Длина первой ракеты составляла 3.85 метров при диаметре в 0.2 метров и общей массе в 94 кг, а второй соответственно 3.4 и 0.1 метров. Первая двухступенчатая ракета была способна доставить полезную нагрузку массой в 5.5 кг на высоту в 175 км. Возможности второй были значительно меньше: максимальная высота до 50 км.
Сравнение первых РН для космических держав
После этого с 1968 года начались запуски французских геофизических ракет с двух площадок: ALFS и ALFS V. До конца 70х годов с этих площадок были осуществлены несколько десятков запусков суборбитальных ракет Nike Cajun, Belier, Skua, Centaure, Dragon, Vesta, Veronique Dauphin, Super Arcas, Eridan. Последняя из них – двухступенчатая ракета “Эридан“ обладала и наибольшими возможностями: при общей массе в 2127 кг (длина 10 метров и ширина 0.6 метров) “Эридан“ была способна доставить полезную нагрузку в 130 кг на высоту в 425 км. Некоторые из вышеперечисленных ракет являлись американского (Nike Cajun) или британского (Skua) производства.
В конце 60х годов 20 века на космодроме Куру была сооружена и первая пусковая площадка для запуска спутников. С ней с 10 марта 1970 года по 27 сентября 1975 года производились запуски французских РН семейства “Диамант”: Диамант Б и “Диамант БП.4”. Эти версии РН обладали большей грузоподъемностью по сравнению с версией “Диамант А“, которая использовалась в Алжире. Первая версия трехступенчатой ракеты позволяла выводить 160 кг на 200 км орбиту, вторая версия уже 200 кг. Масса этих ракет составляла 26-27 тонн при общей длине в 22 метра и диаметре в 1.5 метра. Стоимость запуска этих ракет составляла примерно 9 миллионов долларов 1985 года. Всего с Куру было осуществлено 5 и 3 запусков обоих версий ракет соответственно.
В 1960 году Франция и Великобритания решили создать объединенную европейскую организацию для запусков в космос: ELDO (European Launcher Development Organisation). Новая организация занялась разработкой первой европейской РН: “Европа”. Первая ступень новой РН была создана Великобританией на основе своей баллистической ракеты средней дальности — Blue Streak, вторая ступень была разработана Францией, а третья Германией. Первые три запуска новой РН (трехступенчатая версия “Европа-1”) были проведены на австралийском полигоне Великобритании – Вумера в 1968-1970 годах. Все эти запуски закончились неудачей. Первая версия новой РН “Европа-1” с общей массой в 105 тонн и высотой в 33 метров была способна вывести около тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО). После неудачных запусков первой версии европейской РН из проекта ушли Великобритания и Италия. Оставшиеся участники — Франция и Германия решили создать вторую версию ракеты для запусков на геостационарную орбиту (ГСО). Четырехступенчатая версия РН “Европа-2” была способна вывести на такую орбиту спутник массой в 150 кг (на геопереходную орбиту (ГПО) 360 кг).
Сравнение ракет Диамант (слева) и Европа (справа)
Для испытания “Европа-2” на Куру решили построить новый стартовый комплекс CECLES (ныне известен как ELA-1). 5 ноября 1971 года состоялся единственный запуск РН “Европа-2”. Этот запуск закончился разрушением третьей ступени на высоте 27 км. После новой неудачи разработка РН “Европа” была прекращена, а европейские страны в 1974 году снова объединились в новую организацию ЕКА (Европейское космическое агентство). ЕКА начало разработку новой ракеты Ариан-1, а стартовый комплекс CECLES в 1971-1973 годах 14 раз использовался для пусков американских и советских метеорологических ракет Nike Cajun и M-100. Последний факт стал следствием тесного сотрудничества Франции не только с США, но и с СССР. Советская двухступенчатая метеорологическая ракета М-100 стала наиболее интенсивно используемой в мире: между 1957 и 1988 годами в мире было произведено 5888 запусков М-100. Эта ракета с общей массой в 475 кг и длиной в 8.3 метров была способна вывести полезную нагрузку массой в 15 кг на высоту в 90 км.
Семейство ракет Ариан
Первый запуск новой РН “Ариан-1” со стартовой площадки ELA-1 состоялся 24 декабря 1979 года. Новая четырехступенчатая ракета была оптимизирована для запусков на ГСО: на ГПО она выводила 1850 кг. Ракета высотой в 50 метров обладала общей массой в 207 тонн. До 1986 года с площадки ELA-1 было произведено 11 запусков “Ариан-1” (2 из них закончились неудачей). Среди запущенных аппаратов была и одна из первых европейских АМС: станция “Джотто“ для изучения кометы Галлея. Появление новой европейской ракеты стоимостью около 32 миллионов долларов 1985 года стало одной из причин экономической нерентабельности многоразовой космической системы “Спейс Шаттл”.
Рост массы геостационарных спутников вынудил европейцев создать более грузоподъемные версии РН “Ариан-1“ через добавление дополнительных твердотопливных ускорителей: “Ариан-2”, “Ариан-3” и “Ариан-4”. Новые версии ракет позволяли выводить на ГПО до 4.7 тонн, на НОО до 7 тонн, а на солнечно-синхронную орбиту до 6 тонн. Общая масса новых ракет подросла до 240 тонн, а высота до 58 метров. Стоимость запуска этих ракет составляла порядка 85 миллионов долларов 2000 года. Для 16 запусков РН “Ариан-2” и “Ариан-3” в 1984-1989 годах использовалась стартовая площадка ELA-1, но в дальнейшем была построена новая стартовая площадка ELA-2, с которой в 1986-2003 годах отправились уже 119 ракет (в большинстве случаев версии “Ариан-4”). В сентябре 2011 года мобильная башня обслуживания площадки ELA-2 была демонтирована с помощью управляемых взрывов.
Обломки взорвавшейся ракеты упали в болотистой местности площадью в 12 квадратных километров. Карта рассеивания обломков
В первом запуске новая ракета должна была вывести в космос 4 спутника “Кластер” для изучения магнитосферы. Второй запуск “Ариан-5“ состоялся 30 октября 1997 года и стал частично неудачным: выведенные спутники оказались на более низкой орбите. Из-за первых неудач европейским странам пришлось продлить эксплуатацию “Ариан-4“. К настоящему времени произведено 96 запусков “Ариан-5“, среди них было осуществлено несколько запусков европейских грузовиков ATV к МКС. Так как последние неудачи этой ракеты случились в 2001 и 2002 годах во время 10-ого и 14-ого полета, то в настоящее время “Ариан-5” считается самой надежной тяжелой РН. Именно благодаря высочайшей надежности “Ариан-5” запустит в 2019 году дорогостоящий телескоп JWST с общей стоимостью порядка 10 миллиардов долларов.
Появление альтернативных РН
В 2017 году ракета “Ариан-5“ являлась наиболее часто используемой в мире для запусков на ГСО. Вместе с тем высокая стоимость запуска “Ариан-5“ (около 200 миллионов долларов) привела к созданию на Куру дополнительного стартового комплекса ELS для российских ракет “Союз“ стоимостью около 371 миллионов долларов, который расположен в 15 км от места старта.
В отличие от российских космодромов на стартовом комплексе ELS стыковка РН “Союз” с головной частью производится вертикально с помощью отдельной мобильной башни обслуживания
Кроме того новый стартовый комплекс является фиксированным, без возможности вращения для разных азимутов запуска. Строительство комплекса ELS было начато в 2008 году, в 2011-2017 годах с него было произведено 17 запусков РН “Союз-2” с разгонным блоком “Фрегат“. 307-тонный “Союз“ высотой в 50 метров выводит на околоземную орбиту из Куру до 5.5 тонн полезной нагрузки, а на ГПО до 3 тонн.
Потребность Европы в осуществлении запусков небольших спутников на околоземные орбиты привела к появлению на космодроме Куру легкой твердотопливной РН “Вега”, которая была разработана Италией. Разработка этой РН была начата в 1998 году и обошлась в 710 млн. евро.
Ракету “Вега” начали запускать с пусковой площадки ELA-1 с 2012 года, до этого она была законсервирована в 1989 году после прекращения запусков РН “Ариан-2” и “Ариан-3”. К 2017 году произведено 11 запусков “Вега”. Стоимость запуска этой РН составляет около 37 миллионов долларов. Ракета высотой в 30 метров и массой в 137 тонн способна выводить на околоземную орбиту до 2 тонн полезной нагрузки.
Инфраструктура и будущие перспективы космодрома
За всю историю космодрома на нем было создано 8 стартовых площадок для запусков различных ракет, из них в настоящее время действуют 3 (для запусков РН “Ариан-5”, “Союз“ и “Вега”).
Необходимость снижения стоимости запусков тяжелой РН “Ариан-5” привела к разработке её замены: проекта РН “Ариан-6”. Новая РН должна обладать похожими массово-габаритными характеристиками с “Ариан-5“, но обладать в 2-3 раза меньшей стоимостью запуска: 75-90 миллионов долларов. Программа по разработке “Ариан-6“ была начата в 2014 году и оценивается в 3.6 триллионов долларов. Не исключается, что в новой РН будут использоваться технологии многоразовости (возвращаемая первая ступень со складными крыльями и винтами). Планируется, что запуски “Ариан-6“ начнутся с Куру с 2020 года с новой пусковой площадки ELA-4.
В настоящее время строительство пусковой установки ELA-4 стоимостью около 600 миллионов евро уже активно ведется
На начало 2018 года планируется перед переходом на “Ариан-6“ запустить ещё 23 РН “Ариан-5”.
Будущее космодрома Куру являются безоблачным за счет очень выгодного географического положения (близости к экватору) для запусков на наиболее востребованную орбиту (ГСО). Так европейский космодром назывался одним из кандидатов для места запуска украинской РН “Циклон-4”. Численность работающих на сезонной работе на космодроме сегодня близко к 7.5 тысячам человек, в дополнение 1.5 тысячи человек работают постоянно (75% из них местные жители). Охрану космодрома осуществляет третий пехотный полк Иностранного легиона. Финансирование космодрома на две третьих осуществляется через бюджет ЕКА. Отдельные части ракет доставляются на космодром морским транспортом через порт города Куру (население 26 тысяч человек). Из порта части ракет перевозятся до здания вертикальной сборки по автомобильной дороге. Транспортировка из здания вертикальной сборки до пусковой установки осуществляется с помощью железной дороги. К территории космодрома относится архипелаг Иль-дю-Салю, состоящий из трех небольших островов, находящихся в 13 км от побережья французской Гвианы.
Карта французской Гвианы
На самом северном острове этого архипелага (т.н. “Чертов остров“) в 1852-1952 годах находилась тюрьма для особо опасных преступников Франции. В настоящее время острова посещают каждый год до 50 тысяч туристов. В 2017 году в Куру прошли массовые протесты местных жителей против недофинансирования правительством Франции французской Гвианы. Волнения привели к тому, что 12 тысяч человек на две недели блокировали главную дорогу, ведущую из порта Куру к космодрому. Похожие протесты случились и в 2008 году. Существуют и политические партии, предлагающие полную независимость французской Гвианы от Франции. Сегодня уровень доходов и безработицы во французской Гвиане примерно в 2 раза хуже, чем во Франции. Ситуация экономического неравенства усугубляется быстрым демографическим ростом в этой заморской территории Франции (самые высокие показатели в Южной Америке). Кроме того граница с Бразилией (самая протяженная французская граница) является легкодоступной для нелегальных эмигрантов из Южной Америки.
Похожие статьи
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!