коррупция какая может быть
Что такое коррупция простыми словами
Коррупция простыми словами – это злоупотребление служебным положением в собственных корыстных целях, взяточничество.
Интересно! Слово пришло из латыни и обозначает «порча, разложение».
Существует множество объяснений понятия. Обобщая, это преступление, противоречащее нормативной базе и моральным устоям, и подлежащее наказанию.
Дать толкование явлению можно с разных точек зрения.
Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» так характеризует термин. Коррупция – злоупотребление собственным положением, дача и получение взятки, подкуп с целью извлечения преимуществ (материальные ценности, имущественные права) для себя или других, а также противозаконное предоставление интересов физических, юридических, должностных лиц.
Коррупция – форма мошенничества, противоправное действие лица или организации, обладающего властью, с целью приобретения выгоды.
Виды коррупции
Обширное понятие можно разделить по масштабам объёма и влияния на жизнь государства на три категории:
Индивидуальная коррупция имеет распространение на бытовом уровне, как оказание небольших услуг, одолжений между частными лицами. На общемировые процессы не оказывает никакого влияния.
Мелкая, бюрократическая коррупция – взяточничество в полиции, больницах, школах, проверяющих организациях. Здесь чиновники для получения выгоды используют пути, позволяющие обойти законные методы действия.
Политическая коррупция приводит страну на путь клептократии, осуществления политики в ущерб гражданам (избирателям). Например, при заключении сделок, государственные активы или собственность переходят частным владельцам.
Можно выделить 3 вида коррумпированности по направлению воздействия:
Экономическое воздействие – приобретение чиновниками выгоды от решений в сфере финансов. Сюда относятся незаконное отмывание денег, подкуп, взятки, тайное лоббирование.
Политическая коррупция выглядит как получение властных полномочий путём вмешательства в избирательный процесс, секретное финансирование политических объединений, нарушение прав и свобод граждан.
Криминальная (преступная) сторона коррупции описывает вовлечение должностных лиц (чиновников) в преступные сообщества и модели с применением шантажа, взяток и угроз.
Причины
Причиной расширения коррупции служит с одной стороны, недостаточная проработанность политических элементов, обеспечивающих работу государства; с другой стороны – действие объективных условий:
На бытовом уровне причинами можно назвать такие:
Пример коррупции
Интересно! Лишь 9% населения стран Евросоюза признались, что давали взятки. В странах СНГ показатель 30%.
Международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией Transparency International ежегодно измеряет уровень «индекс восприятия коррупции».
Исследования проводятся повсеместно. Граждане бывших советских республик, согласно исследованиям, по меньшей мере раз в жизни давали взятку должностному лицу, и вынуждены регулярно сдавать взносы «на благотворительность» в детских садах, школах.
Сфера коммунальных услуг, спорт, госзакупки, таможня, полиция – малая часть отраслей, где взяточничество открыто процветает.
Коррупция может проявляться на любом уровне власти. Показателен процесс над бывшим председателем отделения Пенсионного фонда России по Ингушетии. С 2010 г. по 2012 г. и его первый заместитель способствовали оформлению сертификатов на получение материнского капитала на сумму более 114 млн. руб. Его соучастниками были медицинские работники, выдававшие фиктивные справки о рождении детей.
Чем опасна коррупция?
Коррумпированность высшей власти приводит к подрыву моральных традиций общества, развращает мелкое и среднее чиновничество. Можно выделить такие трудности:
История возникновения
Справка! Проявления продажности известны с давних времён. Жрецы-шаманы и старейшины первобытных племён не гнушались получать от соплеменников подношения.
С развитием общественных отношений разрастался и усложнялся бюрократический аппарат. В древнем Египте чиновники стали контролировать практически все аспекты жизни простых граждан. Появилась возможность беззаконно собирать взятки с крестьян, ремесленников, военных.
Древний Рим знал понятие, означающее «подкупать судью».
С началом эпохи Возрождения в Европе начинается переосмысление понятия. Крупный учёный Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую распознать вначале сложно, зато вылечить легко. Если болезнь запущена, и её признаки налицо, то излечение будет очень сложным делом.
@eksmo.ru
В истории российского государства чиновничий аппарат получал вполне официальные подношения от купцов и иностранных послов ввиду отмены Екатериной I жалованья. «Приказные люди» довольствовались лишь тем, «что даст» им рядовой гражданин.
XVIII век ознаменовался либеральными реформами. Государственная власть поддерживалась гражданами взамен на обеспечение законности всех сфер жизни. Взятка – преступление, из-за которого президент может быть отстранён от власти, согласно Конституции США, принятой в 1979 г.
На рубеже XIX и XX веков с зарождением крупного частного бизнеса, стала распространяться практика скупки чиновников.
Во второй половине XX в. с развитием глобализации коррупция стала проблемой международного, системного характера.
С сожалением надо признать, что даже самые прогрессивные страны не знают гарантированного способа избавиться от коррупции на разных уровнях. Однако есть возможность выставить такие ограничения, что она не будет оказывать негативного влияния на общественно-политическую жизнь.
Основные виды коррупционных преступлений и установленная законодательством ответственность за их совершение
В соответствии Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией является злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Среди них наиболее опасным является взяточничество: ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Схожим по своим признакам с дачей и получением взятки, является коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равное незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего, осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. В отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.
К числу преступлений коррупционной направленности относятся факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.
Распространенными коррупционными преступлениями являются отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.
В случае если размер незаконного вознаграждения не превышает 10000 рублей, действия образуют состав преступления, предусмотренный ст. 204.2
УК РФ (мелкий коммерческий подкуп) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взятничество).
К преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:
— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);
— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
— наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
— совершение преступления с прямым умыслом.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.
При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.
Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.
Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.
Максимальная уголовная ответственность за ряд коррупционных преступлений:
Еще с самых древних времен власть и коррупция шли неразделимо рука об руку на протяжении всей эволюции и развития общества. Правда только, если раньше «взятничество» вождю, жрецу или военнослужащему рассматривалось, как норма, то теперь чиновники официально получают только фиксированный доход. А, так называемый откат, перешел в область теневой экономики.
На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?
Что такое коррупция
Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.
Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere» — растление, и «corruptio» — разложение, подкуп, продажность, порча.
К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.
Виды коррупции и ее формы
По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:
Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.
Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.
Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.
Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.
Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.
В зависимости от отрасли, коррупция бывает:
Основные формы коррупции это:
Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.
На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.
Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).
Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.
Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.
Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.
Основные коррупционные методы
Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:
1.Взятки и подкуп.
Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..
К взяточничеству также относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.
2.Расхищение, воровство.
Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.
3.Вымогательство и шантаж.
Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
5.Фаворитизм, кумовство, непотизм
Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
6.Лобби
Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
7.Злоупотребление полномочиями
Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.
Причины появления коррупции
На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.
Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.
Другими первоочерёдными мотивами выступают:
Основные меры противодействие коррупции
На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:
Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.
Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.
Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.
К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.
Чем опасна коррупция
На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:
В заключение….
В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.
Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.
Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
Лекционный материал на тему:
«Коррупция (понятие, ответственность,
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.