коррекционно развивающая работа может начинаться с какого возраста
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
ЛЮБОВЬ ПИСНИК
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
Как пишет А. Н.Леонтьев: «Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку».
Зачастую педагогам (в частности руководителям изостудий) и родителям необходимо определять индивидуальные особенности ребёнка для того, чтобы выявить уровень развития детей в той или иной области и помочь детям, которые нуждаются в коррекционных занятиях, направленных на интеллектуальное и художественное развитие. Решение этой проблемы необходимо как дошкольникам, так и родителям, потому что каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка интеллектуально и художественно развитым, что особо важно для усвоения программы и для детей, которые обучаются в школе на результативность усвоения школьной программы. Но развитие ребенка заботит его родителей уже и с раннего возраста их чада. Возникает необходимость с раннего дошкольного возраста проводить коррекционную работу с детьми, которые при диагностике уровня интеллектуального и художественного развития показали слабый результат. Для этого попробуем произвести подбор психологических параметров, влияющих на уровень художественного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Опираясь на труды ведущих психологов можно сделать вывод, что они полностью совпадают с психологическими параметрами, влияющими на уровень интеллектуального развития. Но важно, чтобы они поддавались диагностике и коррекционной работе.
Основные типы явлений Понятия
внутренние. Активность, воображение, воспоминание, восприятие, забывание, мышление, ощущения, память, повторение, обобщение, понимание, представление, привыкание, речь, самонаблюдение, узнавание, умозаключение, усвоение и др.
внутренние. Внимание, воображение, воля, желание, интерес, одарённость, настроение, образ, переживание, потребность, работоспособность, утомление, характер, эмоции и др.
внешние. Активность, влечение, действия, деятельность, игра, навык, повторение, подражание, усвоение, творчество и др.
внешние. Гениальность, интерес, настойчивость, обучаемость, одарённость, трудолюбие и др.
6. Состояния межличностные. Организованность, взаимопонимание, симпатия, совместимость, статус и др.
На основе предложенной Леонтьевым А. Н. подбираем ряд психологических процессов. Из названных явлений в творческой изобразительной деятельности поддаются корректировкеи наиболее важную роль в художественном развитии ребенка играют:
а). Сенсомоторные качества, особенно связанные с действием руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи. Точная передача натуры, сходство изображения с изображаемым является одним из важных признаков художественных способностей. Известна, например, что Е. И. Репин после того, как ему отказали в поступлении в Академии художеств, поступил в рисовальную школу, где поразил всех верной передачей натуры, хотя он и не обладал еще техникой штриха. Рассматривая первый из этих рисунков (рисунок «Лопух», действительно приходится удивляться тому, что молодой Репин, не имея никакой школы специального образования, так верно передал не только пропорции, пространственное положение гипсовой
модели лопуха, но и характер, формы, материал.
Живописец в процессе работы зрительно анализирует объект изображения и одновременно определяет степень правильности передачи на холсте цвета натуры, смешивает краски или наносит их на полотно. Художник должен воспитывать умение распределять внимание.
Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. Для выразительности изображения, для привлечения внимания зрителя к главному, основному в произведении художник также должен постоянно учитывать влияние силы раздражителя на сосредоточенность, направленность зрительного восприятия.
в). Творческое воображение и мышление обеспечивающее отбор главного, наиболее существенного и характерного в выявлениях действительности, концентрацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции.
д). Свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании и помогающие успешной трансформации их в художественный образ.
Изумительной зрительной памятью обладал И. К. Айвазовский, что давало ему возможность создавать сотни и тысячи сюжетов, совершенно не похожих один на другой, хотя объектом всех их являлось море. Сам художник говорил, что человек не одаренный памятью, сохраняющий впечатление живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом,но истинным художником никогда: сто движений живых стихий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны- немыслимо с натуры, что для этого художник должен запомнить их с этим случайным, равно как эффектом света и теней, обставлять свою квартиру».
Прежде чем приступить к практической деятельности по коррекции дошкольников, мы провели определенную подготовительную работу. Она заключается в следующем. В начале детей необходимо продиагностировать по предложенным разработанным тестам и объяснить, для чего предназначено выполнение этой работы, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дали инструкцию и добивались того, чтобы она была правильно понята всеми детьми. Убедившись в этом, мы приступили к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции.
Для эффективности результатов диагностического исследования художественного и интеллектуального развития также необходимо, чтобы взрослый был доброжелателен и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решения, которые на первый взгляд кажутся не полными, абсурдными или невероятными. Ребенку необходимо предложить использование различных изобразительных материалов и техник, что позволило педагогу определить уровень владения карандашом, кистью, фломастером, уровень цветовосприятия. Обязательным условием диагностики является соблюдение длительности занятия, которая определяете активностью и желанием заниматься. На это влияет и создание внешних условий для ребенка, т. е. помещение должно быть знакомым, хорошо освещенным, изолированным от внешних источников шума.
При разработке тестовых заданий большое значение имеет ряд требований, вытекающих из психологических особенностей ребенка. Мы разработали карточки с тестовыми заданиями, которые подбирались из разных источников, форматом 20 х 15 сантиметров, т. к. это наиболее часто используемый размер листа на занятиях рисованием. Изображение на карточках рассчитано на кратковременное рассматривание задания, а значит рисунки должны быть выполнены с минимальным детализированием и использованием цвета, чтобы не отвлекать ребенка от задания. Подготовленный нами комплект карточек с заданиями набран в основном, из графических линейных рисунков. Мы считаем необходимым принять такое исполнение для того, чтобы в дальнейшем эти карточки можно было размножить способом ксерокопирования.
После выполнения диагностирования детей мы произвели анализ уровня развития детей и отобрали детей, нуждающихся в коррекционной работе. С этими детьми продолжали работу с тестовыми карточками, выполняя работу над заданиями с большей точностью, качеством и более быстро. Можно использовать аналогичные задания для некоторых детей. Важно для педагога подвести ребенка к правильному и качественному выполнению задания. Судя по уверенности, аккуратности, правильности и др. параметрам педагог может сделать выводы о необходимости продолжения коррекционных занятий. Важно следить за достаточностью нагрузки на ребенка и его интересом и заинтересованностью ребенка, его родителей и воспитателей.
Экспериментальные и теоретические работы А. Н. Леонтьева послужили вспомогательным материалом для создания базового инструментария в коррекционно-развивающей работе.
На каждого ребенка были заведены карточки с отслеживанием результатов коррекционной работы. Где отмечались результаты коррекционной работы с детьми.
. Продолжая работу по коррекционно-развивающим карточкам, уровень художественного и интеллектуального развития детей стал высоким. Рисунки этих детей уже отправлялись на выставки.
Положительные отзывы мы получили и от воспитателей групп, в которые ходили дети. Дошкольники стали более усидчивы, сообразительны, мобилизованы. Их ответы отличались безошибочностью, своеобразием. Родители заметили, что многие проблемы в обучении детей исчезли. Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия по коррекционно-развивающей работе, а конкретно, карточки-задания заключают в себе потенциал возможности для исправления некоторых проблем в обучении дошкольника и могут быть широко использованы,в дальнейшем, педагогами и воспитателями в игровой и обучающей деятельности с детьми любого возраста и уровня развития.
На основе достигнутых результатов и отзывов педагогов и родителей, считаем необходимостью в продолжении коррекционной работы с детьми всех возрастных групп, а также необходимо разработать дополнительный инструментарий по коррекционной работе для одаренных детей и детей обучающихся в школе. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Песочную страну» Программные задачи: Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение,.
Консультация «Коррекционная развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» Что такое ЗПР? Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, не грубое нарушение.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем Коррекционно-развивающая деятельность (КРД) по расширению ориентировки в окружающем у детей, имеющих различные нарушения в развитии, имеет.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения в развитии Видео Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь в сопровождении дошкольников с нарушениями в развитии. В этом ролике вы увидите работу.
Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.
Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.
Коррекционно развивающая работа может начинаться с какого возраста
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах.
Статья:
Психокоррекционная работа с детьми – это сложнейший вид деятельности. Залог успеха данной деятельности заключен в профессиональном взаимодействии различных специалистов. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно с психологом и педагогом и родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком.
Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:
Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:
Психокоррекция эмоциональной сферы
Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.
К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:
Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.
Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.
В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.
Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.
В процессе психокоррекционных занятий дети:
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Коррекционно-развивающая работа
Автор: Гассиева Марина Николаевна
Осуществление необходимой
коррекционно-развивающей работы
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIIIвида)
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Особенности коррекционно-развивающей работы:
Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.
В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.
Главная функция психокоррекции – определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка.
Психокоррекционные мероприятия становятся ведущими в случаях, когда речь идет о первичной профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, у которых индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности требуют специального подхода. Особое направление психологической коррекции – это развитие познавательной деятельности профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию. Здесь психологическая коррекция тесно переплетается с педагогической коррекцией.
Педагогическая коррекция направлена на устранение пробелов в знаниях, усвоении отдельных учебных предметов или их разделов.
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
1. Развитие внимания.
Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания приобнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от обучающихся специальных знаний и умений. Выполняемая ими при этом деятельность аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. Работа проводится следующим образом. Каждому обучающемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время. При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
2. Развитие мышления.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Помощь в развитии логического мышления оказывают такие упражнения:
— «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;
— загадки и логические задачи, головоломки.
3. Развитие воображения.
Созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.
Незаконченные фигуры.
Детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, различными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям предлагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисунков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.
4. Развитие речи.
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» (С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.
Разучивание стихотворений.
Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.
Пересказ и рассказ.
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.
Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, можно применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между обучающимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.
На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Называется часть слова (кни. ) и бросается мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га).
2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:
а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р
3. Назвать слова, противоположные по значению.
4. «Перевернутые слова».
Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
5. Развитие моторики.
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).
5. Работа с мозаикой.
II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений).
1. Игры с мячом (самые разные).
2. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).
6. Коррекция отношений детей и взрослых.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:
— сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
— помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
— помогает ребенку избежать ошибок;
— поддерживает ребенка при неудачах.
Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним. Коммуникация – это вербальный и невербальный процесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мнений и идей между людьми.
Если взрослые стремятся к созданию отношений, удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному общению.
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития.
Основные достижения младшего школьника обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.