король и шут кто поет какие песни
Король и Шут – группа
«Король и Шут» (сокращённо – «КиШ») – российская рок-группа, история которой началась в 1988 году в Ленинграде. Коллектив прославился своим необычным для отечественной сцены стилем: его песни – это короткие сказки, рассказанные под жёсткую гитарную музыку. Группа прекратила своё существование в 2013 году в связи со смертью её лидера Михаила Горшенёва. Участники последнего состава «КиШ» сегодня продолжают музыкальную деятельность в рамках группы «Северный Флот», репертуар которой состоит из нового авторского материала.
История группы «Король и Шут»
Коллектив был основан в 1988 году тремя одноклассниками – Михаилом «Горшком» Горшенёвым, Александром «Поручиком» Щиголевым и Александром «Балу» Балуновым. Друзья хотели играть панк-рок в классическом виде, ничего общего с тем «КиШ», который все сегодня знают, у этого проекта не было. Изначально парни взяли себе название «Контора» и даже записали магнитоальбом, который уже после смерти Михаила был опубликован в интернете хранителем архива коллектива Александром Балуновым.
Спустя год в состав команды вливается Андрей «Князь» Князев, с которым Горшенёв познакомился в реставрационном училище. Новый участник пишет песни-сказки на готовую музыку, большинство из них – это классические страшилки, среди которых также встречаются весёлые шуточные произведения. Стиль коллектива кардинальным образом меняется и музыканты выбирают новое название. В числе рассматриваемых: «Армагеддон», «Апокалипсис», «Зарезанный Одуванчик» и «Король Шутов». Последнее и легло в основу ставшего знаменитым «Король и Шут».
Первые записи на арендованной студии музыканты пробуют сделать в начале 90-х годов. Две из них звучат в эфире одной из городских радиостанций, причём композиция «Охотник» в дальнейшем станет одной из визитных карточек «КиШ». В 1992 году в школе ритма Игоря Голубева (находилась в здании Ленинградского рок-клуба) состоялось первое выступление группы. С этого момента музыканты начинают отсчёт официальной истории «Короля и Шута».
История успеха и выход на профессиональную сцену
В первой половине 90-х годов музыканты активно выступают на клубной сцене Санкт-Петербурга, а также часто наведываются в Москву. Основной концертной площадкой для них стал легендарный петербургский клуб tAm-tAm, основанный бывшим виолончелистом «Аквариума» Севой Гаккелем. На той же площадке выступают многие звёзды андерграунда, в числе которых группы «Химера», «Последние Танки В Париже», «Пилот» и другие. «Король и Шут» становится заметным явлением и привлекает к себе внимание благодаря необычной для своего времени подаче материала – два вокалиста, поющие дуэтом сказки, выглядели очень органично и не могли не запомниться публике.
В 1996 году в состав коллектива вливается гитарист Яков Цвиркунов, сделавший саунд ещё плотнее. В то же время группу приглашают на петербургское телевидение, где в студии снимается несколько роликов, позже позиционируемые как официальные клипы «КиШ». На Петербургской студии грамзаписи (бывшая «Мелодия») музыканты записывают дебютный альбом «Камнем по голове», который пользуется успехом у публики. Но всерьёз о команде заговорили после выступления на фестивале группы «ДДТ» «Напомним небо добротой», который проходил на стадионе «Петровский» под патронажем Юрия Шевчука.
С этого момента «Король и Шут» выходит на профессиональную сцену. В студии «ДДТ» музыканты перезаписывают старые песни, которые выпускают в виде альбома «Будь как дома, путник». Однако, настоящий фурор среди любителей отечественной рок-музыки произвёл выпущенный в 1998 году «Акустический Альбом». Вошедшая в него песня «Прыгну со скалы» стала абсолютным хитом и вошла в ротацию всех коммерческих радиостанций.
В последующие годы коллектив активно гастролирует и играет аншлаговые концерты на крупных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Повышенному вниманию к группе способствуют постоянные ротации песен по радио, а также клипы «Дурак и молния» и «Ели мясо мужики», которые в тот период регулярно можно увидеть в эфире российского MTV. В 1999 году коллектив принимает участие в проекте «КИНОпробы», в рамках которого записывает песню Виктора Цоя «Следи за собой» для первой части и «Кончится лето» для второй.
«Король и Шут» в нулевые годы
В 2000 году в «КиШ» появляется второй гитарист – Александр «Ренегат» Леонтьев. До этого он играл в группе «Кукрыниксы». Летом коллектив впервые выступает на крупнейшем российском рок-фестивале «Нашествие». С тех пор музыканты станут его постоянными участниками и неизменно будут выходить на главную сцену. Два года спустя они выступят на «главном приключении лета» в качестве хедлайнеров, а устроенное ими шоу с выпуском ворон из макета чёрного дома и факельным шествием войдёт в историю отечественных рок-фестивалей.
Постепенно группа «Король и Шут» становится одной из ведущих рок-команд в России. Гастроли по территории страны с выездом в соседние государства становятся обычным делом. Выступления команды в Москве и Санкт-Петербурге проходят с аншлагами. Коллектив заключает контракт на выпуск трёх альбомов с одним из крупнейших отечественных издателей – компанией «Мистерия звука». Также музыканты получают несколько престижных премий.
Важными этапами в истории коллектива стало участие в трибьюте группе «Гражданская Оборона» и открытие собственного клуба «Старый дом» в Санкт-Петербурге. В альбоме-посвящении «КиШ» исполнил песню «Насрать на моё лицо», позже включив эту композицию в концертный сет-лист. Основанный музыкантами клуб просуществовал два года после чего был закрыт из-за низкой рентабельности.
Кризис состава
В 2004 году после гастролей по США о своём уходе объявила решившая эмигрировать в эту страну скрипачка Мария Нефёдова, игравшая в коллективе с 1997 года. Изменения коснулись и менеджмента – место директора «КиШ» занял Вячеслав Батагов, параллельно работавший с группой «Алиса». Благодаря этому оба коллектива стали часто выступать на одной сцене, а Константин Кинчев фактически назвал группу «Король и Шут» своими приемниками, отметив, что часть «алисаманов», которым не пришлись по душе новые «алисовские» песни, могут стать фанами «кишей».
Однако, настоящие сложности у группы начались в 2006 году. О своём уходе объявил один из основателей коллектива Александр «Балу» Балунов. Вместо него на басу стал играть Александр Леонтьев, но и он вскоре был вынужден на время оставить музыку по семейным обстоятельствам. Некоторое время в качестве бас-гитариста с командой играл Дмитрий «Колбаса» Кандауров, но он не выдержал жёсткого гастрольного графика и вскоре уступил место Сергею Захарову. Летом в состав коллектива вливается скрипач Дмитрий «Каспер» Ришко.
В течение нескольких лет коллектив активно гастролирует, регулярно выпускает новые пластинки и участвует в совместных проектах. То и дело группа получает различные премии за достижения в той или иной области. Отдельные её участники становятся представителями известных мировых брендов, производящих музыкальные инструменты. Однако, отношения между фронтменами команды ухудшаются и в 2011 году в составе происходят кардинальные перемены.
Уход Андрея Князева
В начале 2011 года Андрей Князев объявляет о своём уходе из группы. До конца сезона он выступает в составе команды, а в мае уходит, чтобы заняться сольным проектом, получившим название «КняZz». Вместе с ним «КиШ» покидает Дмитрий Ришко. Среди поклонников ходят разные слухи о причинах разлада между фронтменами коллектива, однако сами они никак не комментируют распад и сохраняют хорошие отношения.
С уходом Князева меняется направленность деятельности коллектива. Теперь «Король и Шут» больше тяготеет к театру. Летом 2011 года в команду возвращается Александр «Ренегат» Леонтьев и группа отправляется в тур с программой, основанной на песнях из альбома «Театр Демона». Параллельно музыканты начинают готовить двойной альбом «Todd», материал которого ляжет в основу одноимённой зонг-оперы, главную роль в которой (цирюльника Суини Тодда) исполнит Михаил Горшенёв.
7 июля 2013 года состоялся последний концерт группы «Король и Шут» с участием Михаила. Выступление прошло в рамках фестиваля «Нашествие» и было снято на видео. На 20 июля у коллектива был запланирован большой сольный концерт в московском Зелёном театре парка имени Горького, но он не состоялся. 19 июля Горшенёв был найден мёртвым у себя дома в Санкт-Петербурге.
«Король и Шут» после смерти Михаила Горшенёва
После смерти лидера коллектива оставшиеся музыканты сообщили о намерении основать новую группу, назвав её «Северный Флот», по одной из песен группы «Король и Шут». Перед окончательным распадом команды её участники решили отправиться в прощальный тур. Роль вокалиста взял на себя Александр Леонтьев, однако во время концертов любимые песни зал исполнял хором.
Последние концерты «Короля и Шута» состоялись в Рязани 27 декабря 2013 года. 31 декабря обратились с новогодним поздравлением к поклонникам и сообщили об окончании деятельности «КиШ». Впрочем, позже музыканты несколько раз возвращались к его творчеству и даже сыграли «несыгранный концерт», тот самый, что был запланирован на 20 июля 2013 года. В качестве вокалиста группы выступил брат Михаила Горшенёва Алексей.
В феврале 2014 года состоялась премьера зонг-оперы «Todd» с новым исполнителем главной роли. Вместо Михаила Горшенёва маньяка-парикмахера стал играть Роберт Остролуцкий.
10 лучших песен Король и Шут
Основанная в начале девяностых Михаилом «Горшком» Горшеневым, Александром «Поручиком» Щиголевым, Александром «Балу» Балуновым и Андреем «Князем» Князевым группа «Король и Шут» стала невероятно популярной к началу нулевых. КиШ — настоящий культурный феномен, заслуженно получивший звание легенды.
«Король и Шут» славится отличной музыкой, оригинальными аранжировками, яркими выступлениями, и, конечно, текстами песен. Каждая композиция напоминает сказочную страшную мини-историю, в основе которой русский фольклор, фэнтези, мифы. Авторы «Короля и Шута» смогли создать свой фантастический мир, населить его волшебными яркими персонажами, и влюбили в него тысячи людей. Страх и кошмар они обращают в юмор, шутку, сказку. Возможно, именно в этом и состоит секрет успеха питерских панков. Сегодня мы расскажем про 10 лучших, на наш взгляд, песен «Король и Шут».
1. «Лесник»
Одна из самых известных песен «Короля и Шута», которая всегда выскакивает первой на музыкальных стриминговых сервисах при поиске музыки группы. Как появилась песня? В 1991 году Горшок принёс хорошую мелодию, которая стала впоследствии припевом. Музыка была написана Князем — тогда он забавлялся тем, что записывал плёнки с своеобразным потоком сознания: брал гитару и начинал петь всякую белиберду на псевдоязыке. Иногда среди подобных творческих изысканий находились поистине достойные вещи. Горшок доделал куплет, убрал все ненужное, Балу дописал соло и предложил замедлить мелодию, Князь, соответственно, дописал текст. Изначально называлась по строчке припева — «будь как дома, путник» (под таким названием она вошла в одноименный альбом в 1994 году). Но в 1997 году название было изменено на «Лесника». Кстати, именно благодаря этой песне группа сменила название с «Конторы» на «Король шутов», а впоследствии на «Король и Шут». После смерти Горшка Андрей Князев в память о нём исполняет песню на каждом своём концерте, так как, по его словам, Михаил считал её ключевой.
2. «Девушка и граф»
Автором текста и музыки стал Андрей Князев, а премьера студийной версии состоялась в 1999 году, хотя изначально записывалась для его сольного альбома «Любовь негодяя» в 1995 году. Князь называл ее первой готической песней коллектива, специально написанной с расчетом на женский вокал. Целью Андрея было создание чего-то романтичного и лирического (отсюда и женская партия), но не попсового и не слишком приторного. Так и получилась зловеще-прекрасная «Девушка и граф»
3. «Проклятый старый дом»
Ещё одна «нетленка», знакомая даже далёким от творчества группы людям. «Лавкрафтовская тема» без хитрого подсмысла — примерно так охарактеризовали ее Андрей Князев и Александр Балунов. Князь признавался, что идеи и характеры для текста он почерпнул в своей деревне Голубково. Песня была сочинена Князем в 2001 году. Сингл вышел 12 октября 2001 года. Исполнялась на похоронах Горшка, а сейчас вошла в репертуар его младшего брата Алексея Горшенева — он исполняет ее на концертах в память о Михаиле.
4. «Мотоцикл»
Одна из песен, записанных на своей самой первой студийной сессии «Короля и Шута». Музыку Горшок и Балу написали, когда им было по 15 лет. Текст сочинил Князь на точке «КиШа» в Эрмитаже буквально за час. Аранжировка переделывалась множество раз, а сама песня умудрилась попасть сразу в несколько альбомов — настоящая «долгожительница»!
5. «Ели мясо мужики»
Настоящий хит для дружеских посиделок! «Ели мясо мужики» родилась совершенно случайно в творческом веселье во время записи «Акустического альбома». Дело было так: группа писалась на толстых бобинах Struder. Когда все песни Князя были записаны, на бобине осталось много свободного места. Горшок решил, что негоже пропадать добру, решили добавить еще песен (например, одной из них был ранее упомянутый «Мотоцикл»). На «Ели мясо мужики» на бобине оставалось буквально 2-3 минуты. Решили попробовать. Песня влезла — на бобине оставалось где-то около 10 секунд. Так и появилась первая версия знаменитой песни.
6. «Танец злобного гения»
Студийная версия этой песни появилась буквально в последние годы существования коллектива в 2010-м году. Авторами выступил традиционный тандем: музыку написал Горшок, текст — Князь. В 2013-м году в интервью Андрей так рассказывал о песне: «Эту песню я иллюстрировал, рисовал на нее комиксы, затем появилась идея написать рассказ, а потом уже это переросло в песню. История про человека, который не вылезал из библиотеки, который реальную жизнь променял на ту жизнь, которая находится в книгах и в общем-то утратил себя в них. И после смерти прямо в эти книги и вселился. Он сам по себе был человек несчастный, он был депрессивный, у него не было каких-то радостных мыслей, он всю эту вот свою мрачность стал внушать из книг людям, которые в этой библиотеке что-то читали. Вот он все, что бы люди ни читали, все переворачивал в какую-то депрессивную форму и, соответственно, доводил фактически людей до самоубийства. Вот это, так скажем, одна из историй, по которой, я считаю, можно было бы снять триллер»
7. «Дурак и молния»
Премьера песни состоялась в 1996 году — она вошла в альбом «Камнем по голове». Сейчас она воспринимается, как одна из «визиток» группы, однако больших ставок на неё не делалось. Стихи к «Дураку и молнии» были написаны по мотивам «Смельчака и ветра» (другой песни «КиШа»). И Князь с Горшком долго думали, стоит ли доводить до ума «Дурака и молнию». В конце концов, запустили её и не прогадали! Она стала гораздо известнее своей вдохновительницы, войдя в состав постоянных концертных хитов.
8. «Воспоминания о былой любви»
Идея этой композиции долго витала в головах Горшка и Андрея, но они никак не могли придумать достойный текст для хорошей музыки. В итоге, сначала она исполнялась как инструментальная композиция. В 2000-м году вошла в таком виде в альбом «Герои и злодеи». Первый вариант текста был написан примерно тогда же с помощью Александра «Ренегата» Леонтьева, но он в альбом не попал. «Воспоминания о былой любви» вышла как полноценная песня 1 февраля 2001-го года в качестве сингла с альбома «Как в старой сказке».
9. «Кукла колдуна»
Один из хитов коллектива — пример прекрасного мелодизма «Короля и Шута». Композиция представляет собой многократно повторяющуюся мелодию, благодаря которой она и стала запоминающейся. На этом постоянно повторяющемся мотиве настоял Балу, в совокупности мелодический ход в песне исполняется 14 раз! Но благодаря оригинальной аранжировке совсем не надоедает. «Кукла колдуна» записана в 1999-и году и включена в «Акустический» альбом.
10. «Прыгну со скалы»
И завершает наш топ настоящая легенда — «Прыгну со сколы» считается одной из самых популярных (если не самой популярной) песен группы. Андрей Князев написал и музыку, и текст практически сразу по возвращению из армии в 1995-м, а записали песню в 1996-м году и попала в альбом «Любовь негодяя», а затем и в его переиздание «Акустический альбом». По рассказу Князя, к тесту он отнёсся крайне несерьезно: «Если бы вы мне, например, тогда сказали: «Андрюха, с колпаком ты переборщил. Какой колпак? Нафига тут колпак? Какое он имеет отношение к песне?», то я бы, естественно, убрал. Но никто ничего не сказал. И эта фраза: «С
головы сорвал ветер мой колпак…» Меня поразило, что люди не очень задумываются, о каком колпаке идет речь. И с…ли здесь вообще колпак?»
Балу: Странно, по-моему, очевидно, колпак есть колпак.
Князь: На самом деле просекли-то, может быть, и многие, но не задавались этим вопросом и считали, что все на своих местах. И позже я заметил, что для некоторых «колпак» – синоним слова «крыша».
Балу: А ты что имел в виду?
Князь: Да просто: «Ветер сорвал мой колпак». Все.
Балу: Значит, я правильно понял.
Князь: Я тебе говорю, что я писал в шутку. Просто шизу такую. А потом шиза превратилась в серьезную песню. И то, с чего я начинал, и то, чем мы закончили, – это абсолютно разные вещи…»
Несколько любопытных фактов о песнях рок- группы «Король и Шут»
Король и Шут», в просторечии «КиШ» — культовая на постсоветском пространстве группа, чей стиль обычно определяют как folk punk или horror punk.
В 1990-е стала популярной, в 2000-е приобрела в определённых кругах статус легендарной.
Основная причина успеха — самобытная тематика, которой на панк-сцене почти не встречалось.
Массовость также обеспечило отсутствие совсем острых тем и откровенной похабщины, в отличие от того же «Сектора газа».
Правда, одновременно с этим команда получила славу кумиров самой необразованной и дурно пахнущей (в т. ч. в прямом смысле) прослойки неформалов.
Некоторые считают «Король и шут» копиркиными американской horror-punk банды The Misfits.
Так ли это или нет — вопрос академический и не по формату данной статьи…
Официально существовала с 1988 по 2014 год, но фактически жизнь группы оборвалась вместе с таковой у фронтмена Михаила Горшенёва.
Оставшиеся музыканты образовали команду «Северный флот», а второй вокалист Андрей Князев выступает в проекте «КняZz».
Успели выпустить 10 полноценных альбомов, плюс две части оперы TODD без участия Князя (ныне главную роль знаменитого маньяка брадобрея исполняет Роберт Остролуцкий), концертные, сборники и сольные проекты каждого из фронтменов.
В первую и главную очередь: тематикой, конечно же! Это средневековое европейское и славянское фэнтези, магия, ужасы, рассказы о нечисти, обилие юмора (включая чёрный), иногда — любовная лирика и клюквенно-патриотические мотивы.
Отсюда и упрёки в безыдейности от политизированных коллег по сцене.
Запоминающийся дуэт фронтменов: Михаила Горшенёва (Горшок) (1973—2013) и Андрея Князева (Князь) (род. 1973). Первый куда сильнее выкладывался на сцене, второй — писал большинство текстов и рисовал обложки альбомов.
Нельзя не заметить контраст между «плохим парнем» и более правильным. Впрочем, это берёт начало из реальной жизни: Горшок на самом деле был отвязным панком, Князь — более спокойный и «цивильный» товарищ. Что, впрочем, кончилось для первого плохо — смертью от наркотиков…
Также многие помнят скрипачку Машу Нефёдову из «золотого состава» группы.
Достаточно неплохой уровень игры на инструментах.
С самого начала не пытались показаться «мега-гаражной» командой, из принципа плюющей на техничность.
Со временем повышался, впрочем, иногда с потерей креативности.
Дискография
1994 — Будь как дома, путник (позднее долго не переиздавался)
1996 — Камнем по голове (первый официально изданный альбом)
1997 — Король и Шут (альбом из наиболее старого материала, написанного еще в начале 90-х)
1999 — Акустический альбом
2000 — Герои и злодеи
2001 — Как в старой сказке
2002 — Жаль, нет ружья (последний альбом «золотого» состава)
2004 — Бунт на корабле
2006 — Продавец кошмаров
2008 — Тень клоуна
2010 — Театр демона (последний альбом с Князевым)
2011 — TODD, часть 1. Праздник крови
2012 — TODD, часть 2. На краю
Тропы и штампы в творчестве группы
Их множество, воистину! Команда брала вдохновение из самых разных источников: от серьёзной мифологии до народных шуток.
Проклятый старый дом — здешний тропнеймер!
Орава фэнтезийной нечисти:
Главный герой — нежить — очень похоже, что таково посмертие главного героя песни «Хозяин леса», «Ходит зомби».
Скорее даже наоборот. Но есть и исключения…
Короли и шуты, само собой! В разных амплуа.
Первые чаще статисты, а вот второй образ варьируется от обличителя пороков («Гимн шута», «Бал лицемеров») до безумного пакостника («Проказник скоморох» и, собственно, «Король и Шут»).
Множество неадекватных персонажей.
Да что там — откровенных маньяков, которым лишь бы поизмываться над ближним.
«Верная жена», «Инструмент», «Лесник», «Воспоминания о былой любви», «Мастер приглашает в гости»…
Есть и несчастный тёмный маг — лирический герой песни «Некромант».
Разбойники злые («Два друга и разбойники», «Месть Гарри») и робингудского типа («Лесные разбойники»), а также пираты («Хороший пират — мертвый пират» и просто «Пират»).
Мутанты — видимо, как раз ими являются герои песни «Двухголовый отпрыск». Собственно, сам мальчуган с двумя головам и его постаревший отец с двумя половыми членами.
Любовная лирика и некроромантика: иногда стёбная («Шар голубой»), но чаще с серьёзной миной («Мария», «Холодное тело», «Ответ — лютая месть», «Фред», «Девушка и граф» (Догадываетесь, КАКОЙ?!)).
Безответная любовь: «Тяни», «Любовь и пропеллер», «Рыцарь» и, конечно же, «Прыгну со скалы».
А 220 не хочешь?: «Задира и солдат». Военный не фраер, его людей убивать учили. Понимать надо.
Ну а «громила из блатного кабака» явно продемонстрировал смертельные хамство и самоуверенность.
Беглые психи — «Рыцарь». По счастью, «стража» в белых халатах успела скрутить лирического героя прежде, чем он успел вломиться в дом к даме сердца.
Но пугает мысль, что может натворить на свободе его приятель Лёня де Сад…
Вера делает вас идиотами — «Идол», «Помнят с горечью древляне».
Жуткие увеселения: если шут или иной представитель творческой профессии априори не гуманный и не добрый, какими ещё они будут?!
«Кукольный театр», «Тень клоуна», «Отец и маски», «Фокусник» тому живое доказательство.
Зло против зла — «Чужой среди своих»
Злой двойник — «Отражение».
А главная героиня, возлюбленная рассказчика, в этом случае — зомби в его классическом понимании.
Джинн-буквалист — «Злодей и шапка». Придирчивый «злодей» потребовал у продавца шапку, после которой «видя облик мой, все меня обходили б стороной». И ведь не обманул продавец!
Или «Весёлые тролли»: устроить резню за то, что кто-то пожадничал и не купил билет на твоё выступление — жестковато будет… Впрочем, обычно в режиме «так грубо, что уже смешно».
Ну, в самой песне: «И в чьих сердцах при виде нас рождалась злость…» помимо всего прочего.
Так что не всё так однозначно.
Живописуют реальные и фэнтезийные попойки: «Собрание», «Вино хоббитов», «Пьянка». Впрочем, иногда это заканчивается печально («Пивной череп», «Разборки из-за баб»).
Деконструкция: «Помнят с горечью древляне».
Думали, феи — ангелоподобные няшечки?
Да хрен вам, скормят мухам заживо и носом не поведут!
Поцелуями занимаются дамы из песен «Вдова и горбун», «Смешной пистолет». Первая — куда-а более обоснованно.
Хозяйке старинных часов из песни не 20-30 было.
Время потребовало с неё должок. И да, если ты попал в чужой дом, старинные часы и другие предметы лучше вовсе не трогать!
Временной парадокс: «Рыбак», «Два монаха в одну ночь».
У Князя есть еще песня «Адель», про целенаправленную работу со временем.
Эффект Царя Додона: «Инструмент». Поначалу слушатель думает, что лирический герой готовится оголить перед дамой сердца гениталии, но на деле… упс, лучше б гениталии.
Как вариант, фраза из «Вдовы и горбуна»: «бежал из дома прочь с отрубленным горбом…».
Но горбом ли, после попытки-то изнасилования?!
Бонни и Клайд — песня «Двое против всех» с альбома «Тень клоуна» (2008) поётся от лица Клайда Бэрроу (уже мёртвого, но не верящего в смерть).
Ели мясо мужики… — да-да, песня так и называется.
Ложная мистика — означенный «Продавец кошмаров» является попросту непризнанным актёром, старательно подбирающим подходящих для запугивания жертв.
Здесь же «Сказка про дракона», в которой главному герою нужно было опасаться вовсе не упомянутого в названии дракона…
Паника в селе» — а был ли бес, сообщивший деду, что тот нынче помрёт?
Если он и без этого «пьёт как бык»?
Также это одна из возможных трактовок сюжета песни «Проклятый старый дом». «Слепой и жутко злой» дед вовсе не помер, соседи слишком поспешили «заколотить двери и окна»…
В результате несчастный старик «много-много лет мечтает только о еде», а питаться ему приходится, наверное, только мышами, воробьями и Бог знает чем еще. И освободить его никто не пытается — все уверены, что в доме стонет от злобы и бессилия жестокий призрак, а не оголодавший старик.
Неловкое прозвище — «Сосиска», это прозвище вдобавок разрушило жизнь лирическому герою.
Невероятно клёвое проклятие — однозначно, «Хороший пират — мёртвый пират».
Невероятно отстойный дар и Предательский постчеловек — Хозяин Леса.
Некроромантика — «Фред», а вот «Девушка и Граф» — злая деконструкция.
Непреднамеренное совпадение — песня «Некромант» от как влитая подходит Гаулдоту Полумёртвому, персонажу четвёртой части «Героев Меча и Магии». С одной стороны, запись альбома «Жаль, нет ружья» началась уже после выхода игры, с другой — к компьютерным играм тогда ещё не относились очень серьёзно и едва ли у музыкантов было время и желание поиграть (тем более что альбом позиционировался как «соберём и нормально запишем наши старые песни»).
Сказка «Синяя Борода»: «Воспоминания о былой любви».
Говард Лавкрафт: «Дагон», «Вестник» (последняя на стихи самого Говарда Лавкрафта).
«Пираты Карибского моря»: «Хороший пират — мёртвый пират!»
Слово Божие в лице Князя говорит, что источником вдохновения были… «Корсары».
Песня «Энди Кауфман» — про одноимённого комика.
«Девушка и граф» (Предположительно, «Дракула» Брэма Стокера).
«Отражение» (Предположительно, «Уильям Вильсон рассказа Эдгара По).
Оммаж самой группе — группа «Царь и скоморох» в Аллодах Онлайн.
Мало того, что концепцию игры в целом нагло ээс варкрафта сперли (и там, и тут поёт орк), дык ещё и не просто с рисовали популярную рок группу, но и не по стеснялись даже чуть-чуть изменить название песен:
(«Зачумленный старый замок»
«Умертвленный еретик»
«Разговор с гибберлингом»
«Гимн скомороха»
«Спрыгну в астрал»
«Лесовик»
«Исповедь Арманда»).
«Медведь» — если прислушаться, то герой песни — Медведь из «Обыкновенного чуда».
Песня «Утопленник» явно навеяна творчеством Пушкина, «Представляю я» — некоторый намёк на Лжедмитрия.
Ну и перекличку между альбомами забывать не стоит: в студийной версии «Разборок из-за баб» звучит вопль «Попугай сдох!».
А в песне «Бунт на корабле» после самой песни звучит фраза «И всё таки попугай жив!».
«Марионетки» — своеобразная полемика с одноимённой песней «Машины Времени». У Макаревича куклы старательно изображают живых людей, у Князева — уже сами люди оказываются куклами в руках актёра-манипулятора.