коренные москвичи это какое поколение
Коренные москвичи это какое поколение
Сейчас, по мнению историков, не более 10% населения столицы можно называть «коренными москвичами». Антропологи же заявляют, что коренных москвичей и вовсе не осталось.
Коренной – некоренной
Результаты социологических опросов среди жителей Москвы выявляют совершенно разное представление о термине «коренной москвич». Для кого-то коренной москвич отличается от некоренного по внешности и уровню интеллекта, а кто-то его особенности находит в воспитании и культуре.
Но большинство все же пытается выявить коренного москвича по количеству поколений, проживавших в Москве. Но если, по мнению одних, чтобы стать «коренным» достаточно самого факта рождения в столице, то на взгляд других в роду должно быть не меньше шести поколений москвичей.
Однако есть респонденты, для которых подобные высчитывания чистой воды шовинизм.
«Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе», – говорит журналист Артемий Троицкий. А по мнению сатирика Виктора Коклюшкина коренной москвич «по всем вопросам имеет свое суждение, любит поучать, но в то же время это контактный и жизнерадостный человек».
Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН отмечают, что Москва была городом мигрантов с древних времен. Если принять во внимание, что столица постоянно пополнялась за счет приезжих, то понятие «коренной москвич» во многом теряет свой смысл. В Мосгорстате и ГУВД говорят, что у них нет данных о количестве коренных москвичей. Более того, власти заявляют, что статуса «коренной» официально не существует.
Родословная москвичей
Многочисленные археологические находки показывают, что первый человек на территории современной Москвы появился в эпоху неолита. Но более активно эту землю стали заселять с конца I тысячелетия н. э.: сначала финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а затем славянские племена вятичей и кривичей.
Собственно, Москва, по мнению этнолога Александра Пестрякова, это финно-угорское слово, что в переводе означает «медвежья речка».
Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси.
В этом свою роль сыграло выгодное географическое положение города, находящегося на перекрестке водных и сухопутных путей, и политика московских князей, направленная на подчинение окрестных земель.
Периодически Москву захлестывали волны миграций, которые интенсивно увеличивали и перемешивали состав городского населения. Во время нашествия Батыя на Владимиро-Суздальское княжество жители разоренных земель активно стали переезжать в Москву. А после подчинения Новгорода Иваном Грозным в столицу потянулись тысячи новгородцев.
Были в истории Москвы и периоды демографического упадка. Так, губительной для населения Москвы стала опричнина 1560-70-х гг., резко сократилось количество жителей столицы в период неудачной для России Ливонской войны (1558-1583) и во время Смуты (1598-1613).
Помимо мигрантов из России в Москву постоянно приезжали европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II.
Знаменитый манифест Екатерины II от 25 октября 1762 года о «дозволении иностранцам въезжать и селиться в империи» серьезно повлиял на демографию не только России, но и Москвы. Некоторые немцы, которым для поселений выделяли Поволжские степи, так и не доезжали до места назначения, оседая в столице.
С 1861 года после отмены крепостного права в Москву стали приезжать крестьяне. В городе они становятся ремесленниками и торговцами, пополняя среду мещан. Москву конца XIX столетия смело можно назвать интернациональным городом: по данным царской полиции 20% населения столицы были «не русскими».
Безумный век
XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.
Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.
Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.
Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.
Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.
Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».
«Кодекс москвича»
В 1990-е и 2000-е годы Москву захлестнула очередная волна миграции – самая мощная в истории города. В столицу России в поисках лучшей жизни потянулись выходцы из бывших Союзных республик, но особенно активно из Средней Азии и Закавказья. Так, между двумя переписями населения столицы 1989 и 2002 годов количество азербайджанцев выросло в 5 раз, чеченцев – в 7 раз, таджиков – в 12! Также отмечен резкий прирост вьетнамцев и китайцев. В некоторых районах Москвы доля «нерусского» населения превышает отметку в 30%.
Все это порождает не только рост уровня преступности, но и соответствующее отношение к мигрантам у тех, кто считает себя коренными москвичами. Озабоченные этой проблемой власти столицы пытаются найти пути ее решения, но пока безуспешно. Последнее время к сотрудничеству они активно привлекают представителей национальных диаспор. В их совместных планах создание документа – «кодекса москвича», который бы разъяснял приезжим правила и нормы поведения в мегаполисе.
Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев объясняет, что «Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться».
Впрочем, представители диаспор хоть и соглашаются с этим, все же замечают, что от некоторых традиций нельзя отказаться. Представитель белорусской общины Екатерина Юркевич считает, что такой свод норм не должен ущемлять права национальных меньшинств. «Если разрешена одежда субкультур, то одежду культур национальных тем более нельзя запрещать», – замечает она.
В дискуссиях властей и представителей диаспор снова всплывает ключевой вопрос: «А кто такой москвич?». Сегодня московское правительство делает акцент на толерантности и уважительном отношении к национальным и религиозным традициям, настаивая на том, что Москва всегда была и будет многонациональным городом. Понятие «коренной москвич» теперь не несет в себе принципиального значения. Полноправным москвичом может считаться любой, кто приехал в столицу России на постоянное место жительства.
Коренные москвичи, кто они?
Как утверждают историки, население современной Москвы в основном составляют не коренные жители, а приезжие люди, которые по той или иной причине остались здесь жить. Коренных жителей можно сосчитать по пальцам, их по выводам экспертов всего 10%. Интересно мнение и антропологов, которые вообще говорят, что коренных жителей в столице не осталось совсем. Этот вопрос, конечно, очень интересный, если принимать во внимание и то, что особой ясности нет и в самом термине «коренной москвич». Стоит подробнее рассмотреть, что означает это понятие и кого можно называть коренным москвичом.
Коренной или некоренной?
Как показывают проведённые социологические опросы, даже сами жители Москвы расходятся в понятии этого термина и каждый представляет его по-своему. Некоторые говорят, что коренные москвичи отличаются от некоренных не только внешностью, но и складом ума, другие видят различия в культуре воспитания.
Всё же основная масса людей оценивают коренного москвича по числу поколений, которые проживали в столице. Стоит сказать, что и здесь существуют разногласия, так для некоторых москвич является коренным, если он просто родился в Москве, другие же утверждают, что такого звания достойны только те жители, у которых насчитывается не менее 6 поколений, проживших в столице. Естественно, такие выводы многим не нравятся, и это считается шовинизмом.
А вот, например, популярный журналист Артемий Троицкий утверждает, что москвича легко распознать по особенностям речи, отличительной чертой является вальяжность и самоуверенность, это очень самодовольные люди.
Известный юморист Виктор Коклюшкин описывает москвичей, как людей, которые всегда имеют своё личное мнение. Они склонны поучать других, но также это люди жизнерадостные и довольно общительные.
По утверждениям сотрудников Института этнологии и антропологии РАН, Москва с древнейших времён привлекала к себе множество мигрантов. Принимая это к факту, можно сказать, что определение «коренной москвич» особого смысла не имеет, так как население столицы пополнялось за счёт притока мигрантов на протяжении всего времени существования города. Более того, столичные власти заявляют, что такого статуса, как коренной москвич не существует совсем, по крайней мере, в официальных документах. В ГУВД и Мосгорстате также нет никаких данных о коренных москвичах.
Родословная
Из археологических исследований стало известно, что данную местность человек заселил ещё в эпоху неолита. Активное же заселение территории современной Москвы началось с первого тысячелетия н. э. Поначалу это были финно-угорские племена, а после вятичи и кривичи, которые являлись славянами.
Как утверждает этнолог Александр Пестряков, название столицы имеет финно-угорские корни и переводится как «медвежья речка».
Во второй половине 12 века столицу активно начали заселять люди, пришедшие со Среднего Приднепровья, а уже по прошествии 100 лет в Москву стараются попасть многие жители различных регионов Руси. Такая популярность города объясняется довольно выгодным географическим положением. Москва фактически находится на пересечении множества сухопутных и водных путей. К тому же московские князья придерживались политики подчинения окрестных земель.
Мигранты в столицу всегда прибывали своеобразными волнами. Например, когда Батый разорил Владимиро-Суздальское княжество, жители этих земель стали перебираться в Москву. А когда Иван Грозный подчинил себе Новгород, новгородцы также активно начали заселять столицу. Всё это увеличивало население Москвы и, конечно же, перемешивало его.
Всё-таки были у города и времена демографического спада. К ним можно отнести периоды опричнины с 1560 по 1570 годов. Также большое сокращение жителей Москвы произошло во время Ливонской войны, которая закончилась крайне неудачно для России. Спад наблюдался и во времена Смуты.
Кроме жителей Руси, в Москву стремились и европейцы. Большие волны мигрантов, состоящие из поляков, голландцев, немцев, а также литовцев и шотландцев, можно было наблюдать во времена правления Ивана 4, Петра 1 и Екатерины 2.
Достаточно вспомнить знаменитый манифест Екатерины 2, который был провозглашён 25 октября 1762 года и гласил, что иностранцы могут свободно въезжать и селиться в империи. После этого значительный прирост населения случился не только в столице, но и на территории всей Руси. Например, немцам выделяли для проживания земли Поволжья, но многие из них до места назначения просто не доезжали и оставались в Москве.
Привлекались в столицу и трудовые мигранты, которых набирали с различных регионов страны по квотам, которые устанавливались для проблемных отраслей. Много мигрантов работало на стройках, а прорабами в основном были москвичи. Кстати, пренебрежительное название «лимита», которым называли трудовых мигрантов, появилось ещё в те далёкие времена.
20 век
20 век характеризует демографию столицы как неустойчивую. Именно в этот период активный прирост населения легко мог смениться активным спадом. Очень сильно сократилось население в Гражданскую войну. Много людей легло на полях сражений, умирали и от голода. Большая часть жителей перебралась в деревню, чтобы не умереть голодной смертью.
С началом Гражданской войны очень много жителей эмигрировали за границу. Уезжали люди, которые были не согласны с Советской властью.
Ещё одна страшная война Великая Отечественная унесла жизни порядка 375 тысяч жителей Москвы. После завершения войны наступил самый длительный период эмиграции. Как утверждают социологи, эта волна продлилась до краха Советского союза.
Много москвичей уехало за границу во времена перестройки. Если посмотреть на процент эмиграции со всей страны, то московский показатель составит 20% от общего потока. Какой бы ни была большой волна эмиграции, всё же весь послевоенный период в столице наблюдается демографический подъём. Например, если просмотреть статистику с 1956 года по 1991, то можно заметить, как с 4 839 000 население выросло до 9 017 415 человек, увеличившись почти в два раза.
«Кодекс москвича»
Период 90-х и 2000-х годов ознаменовался для столицы небывалой волной миграции. В Москву ехали за светлым будущим не только жители бывшего союза, но также мигранты из Закавказья и Средней Азии. Если посмотреть на перепись населения в Москве за период с 1989 по 2002 год, то можно отметить, что значительно прибавилось число азербайджанцев, чеченцев и таджиков. Очень много появилось в Москве китайцев и вьетнамцев. В данный момент в некоторых районах столицы число мигрантов превышает 30%. Естественно, что это приводит к росту преступности, это, в свою очередь, вызывает негативное отношение к приезжим со стороны так называемых коренных москвичей. Возникающие разногласия московским властям решать очень сложно, поэтому в данный момент часто к этому делу привлекают различные национальные диаспоры. Например, стало известно о планах совместного создания так называемого «Кодекса москвича», где мигрантам будет объясняться, какие нормы поведения и правила должен соблюдать мигрант в столице.
Как высказался глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы, столица — это прежде всего город, который построен на русской культуре и традициях, которые формировались здесь веками и любой, кто приезжает сюда жить, должен с этим считаться.
С этим мнением диаспоры, конечно, соглашаются, но с оговоркой, что от некоторых своих традиций отказаться всё же не могут.
Так как на сегодняшний момент правительство Москвы делает упор на толерантность и равенство, то само понятие «коренной москвич» уже не имеет принципиального значения. Сегодня Москвичом может считаться любой человек, который перебрался в столицу на ПМЖ.
А вы знаете, как вычислить коренного москвича?
13 способов распознать коренного москвича
Коренной житель Москвы на сегодняшний день – птица гордая и, увы, редкая. Согласно социальным опросам, в столице осталось около 5% коренных москвичей, и цифра эта постепенно уменьшается. Как шутят приезжие, «понаоставались тут». Но шанс вычислить коренного москвича все же есть.
1. Коренной москвич соотносит историю столицы с периодами правления мэров. Они точно знают, что Останкинская телебашня была построена в промысловскую эпоху, горела в лужковскую, а снова открылась для посещения в собянинскую.
2. Коренной москвич способен срезать половину города через дворы, но при этом затруднится ответить вам, как добраться до Крымского вала.
3. Коренной москвич может зарабатывать 20 тысяч рублей в месяц, но при этом жить в квартире в центре с четырехметровыми потолками. Она ему от бабушки досталась.
4. Коренной москвич, скорее всего, ни разу не был в Мавзолее, хотя регулярно «срезает» дорогу через Красную площадь.
5. У коренного москвича есть свое мнение по каждому вопросу, и он непременно его выскажет, стоит только спросить.
6. У коренного москвича однозначное отношение к власти. Он может ее любить или не любить, но безразличия к ситуации в стране вы не дождетесь.
7. Если в метро вы видите человека, который не бежит, но при этом умудряется обогнать всю толпу, выходящую из вагона – это почти наверняка коренной москвич.
8. Коренной москвич имеет характерный выговор. У него акающая речь и протяжные гласные в словах.
9. Коренной москвич искренне считает, что Москва – маленькая, потому что здесь везде знакомые.
10. Коренные москвичи гостеприимны и хлебосольны, готовы помогать, пока человек не встанет на ноги, но никогда не позволят сесть себе на шею.
11. Коренные москвичи помнят старые названия улиц и часто ими оперируют, вводя в заблуждение гостей столицы.
12. Коренные москвичи, зачастую, менее амбициозны, чем приезжие. Они живут в столице поколениями, у них есть квартира (а порой и две, одну из которых они сдают), и нет острой необходимости бороться за место под солнцем.
13. Коренной москвич любит Москву, но не современную, а город своего детства, когда «воздух был чище, деревьев было больше, а машин меньше»
Как отличить бесполезный пост, полный стереотипов, от интересного поста:
Характерной чертой характера коренногомоскичавтретьемпоколении является способность быстро забывать изкакогоаулаонсампонаехал
замени «москвич» на «петербуржец» (или любой другой город) и ничего не изменится в посте =)
а зачем их распознавать? чтобы отлавливать?
Соглашусь насчет походки, переулков и того, что Москва маленькая (имхо, как минимум внутри ттк все в пешей доступности). А летом на самокате я действительно гонял на работу через Красную площадь))
В остальном стереотип, при чем каких-то людей, живущих исключительно в центре в возрасте 40+. Всех везде знают, помнят всех мэров, Ленина видели.
10млн человек а я каждую неделю встречаю в метро знакомых из разных периодов моей жизни и из разных городов, правда у меня фотографическая память на лица, может у всех так.
А ещё есть способ : если говорит : «с Москвы» то точно не Москвич, Москвичи говорят : «из Москвы»
8. Коренной москвич имеет характерный выговор. У него акающая речь и протяжные гласные в словах
я коренная..в 7 поколении. часть всего этого правда, часть не разделяю
Пункт 2: коренной москвич не сможет пересечь Москву дворами из-за кучи заборов и заборчиков вокруг всего, что можно огородить.
Город
Nikon D800 tamron 70-300 f5,6 1/200c
Хронология высочайших зданий России
Всех приветствую! В данной статье расскажу Вам о том, какие здания были высочайшими в России в разные периоды истории, приятного просмотра!
Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы, а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле. Построен в 1475—1479 годах. Был главным кафедральным собором России вплоть до 1917 года.
Храм-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась.
Храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год. Входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.
Несохранившийся каменный шатровый храм, являвшийся доминантой ансамбля Борисова городка (Царёва-Борисова), построенного на рубеже XVI и XVII веков. Размеры церкви позволяют говорить о ней как об исключительном памятнике древнерусской архитектуры, значительно превышавшем церковь Вознесения в Коломенском, а также колокольню Ивана Великого до её надстройки. А. Л. Баталов называет её «самым грандиозным из шатровых храмов в истории средневековой русской архитектуры».
Из-за запустения Борисова городка после Смутного времени, в 1744 году церковь была заброшена и простояла в таком положении до начала XIX века. Окончательно разобрана в 1830 году на стройматериалы. Ценные кирпичи пошли на строительство новых домов. Битый кирпич и остатки стен вместе со строительным мусором рабочие свалили на склон рва и эти остатки стали предметом изучения археологов.
В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий».
Храм в честь Архангела Гавриила, расположенный в Москве. Был заказан в 1707 году Александром Меншиковым и построен по проекту Ивана Зарудного. На левом фото Меншикова башня в 1882 году. Позднее церковь со всех сторон окружили зданиями
Собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Автор проекта — итальянский архитектор Доминико Трезини. Возведён в 1712—1733 годах. С 1733 до 2012 года (279 лет. ) собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.
В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.
Одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве. Здание расположено близ места слияния Яузы с Москвой-рекой таким образом, что два боковых корпуса стоят вдоль Котельнической и Подгорской набережных. Высотка строилась как «город в городе» в 1938—1940 и 1948—1952 годах.
Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м, этажность боковых корпусов — от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир
Мой пост с множеством фотографий высоток во времена их строительства: Сталинские высотки
Центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Самая высокая из семи построенных сталинских высоток. Высота — 183,2 м (со шпилем — 240 м), этажность центрального корпуса — 32 (36). До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе.
Жилой небоскрёб в Хорошёвском районе Москвы.
В первых рекламных кампаниях новостройки «Дон-строй» акцентировал внимание на стилизации под сталинскую архитектуру и именовал небоскрёб «восьмой сестрой» или «восьмой высоткой Москвы», но подобные слоганы вызывали шквал критики со стороны москвичей, что вынудило компанию избегать подобных заявлений.
Комплекс из трёх зданий разной этажности на 10-м участке района Московского международного делового центра. 11 октября 2004 года сдана в эксплуатацию 17-этажная башня, в октябре 2005 — 27-этажная башня. Строительство самой высокой третьей башни началось в январе 2005 и завершилось 9 ноября 2007 года. До окончания строительства комплекса Город Столиц в 2009 году «Башня на Набережной» была самым высоким зданием Европы
Комплекс из двух высотных башен: «Москвa» (76 этажей) и «Санкт-Петербург» (65 этажей) с 17-этажной соединяющей частью на 9 участке района Москва-Сити. Возведен по проекту нидерландского архитектора Эрика ван Эгерата. Башня «Москва» являлась высочайшим зданием в Содружестве Независимых Государств до завершения 1 декабря 2011 года монолитных работ на небоскрёбе «Меркурий-сити-тауэр».
373,7 метров «Федерация» (башня «Восток»)
Общественно-деловой комплекс, расположенный в Лахте (один из исторических пригородных посёлков на западе Приморского района Санкт-Петербурга), в здании располагается штаб-квартира ПАО «Газпром». Комплекс состоит из 5 объектов: башни, многофункционального здания (МФЗ), здания арки главного входа, комплекса зданий и сооружений (КЗС) и стилобата.
Башня Лахта центра высотой 462 метра стала самым северным небоскрёбом в мире. Является самым высоким в России и Европе и 15-м — в мире. Лахта-центр вошёл в пятёрку самых экологичных небоскрёбов мира. Общая стоимость комплекса оценивалась в 120,7 млрд рублей.