коран это какая религия

Кратко о мировых религиях. Ислам

коран это какая религия. картинка коран это какая религия. коран это какая религия фото. коран это какая религия видео. коран это какая религия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коран это какая религия.

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

коран это какая религия. картинка коран это какая религия. коран это какая религия фото. коран это какая религия видео. коран это какая религия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коран это какая религия.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

коран это какая религия. картинка коран это какая религия. коран это какая религия фото. коран это какая религия видео. коран это какая религия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коран это какая религия.

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

коран это какая религия. картинка коран это какая религия. коран это какая религия фото. коран это какая религия видео. коран это какая религия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коран это какая религия.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Источник

Коран – главный источник Ислама (ВИДЕО)

коран это какая религия. картинка коран это какая религия. коран это какая религия фото. коран это какая религия видео. коран это какая религия смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коран это какая религия.

Коран – откровение Аллаха

Коран – Священное Писание, которое на протяжении двадцати трёх лет ниспосылалось Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему). Коран – это вечное свидетельство пророчества и последнее небесное Откровение, которое подтвердило истинность предыдущих Священных Писаний и утвердило последний Закон Божий. Коран развил и довёл до совершенства монотеистическую религию.

Священный Коран – главный источник мусульманского вероучения, нравственно-этических норм и права. Текст этого Писания является несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово по смыслу соответствует записи в Хранимой Скрижали – небесном архетипе Священных Писаний, хранящем сведения обо всём происходящем во всей Вселенной. Аллах вкладывал Коран в сердце Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) через ангела Джибриля (мир ему), а он запоминал их звучание и усваивал их глубокий смысл. Джибриль (мир ему) являлся Пророку (мир ему и благословение) иногда в образе человека. Свидетелями такой формы ниспослания откровений иногда становились сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). А иногда ангел являлся в бестелесном виде, сопровождавшемся звуком. Это было самой тяжёлой формой ниспослания, и в эти минуты лицо Пророка (мир ему и благословение) покрывалось потом. Есть и другие виды ниспослания откровений Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Любые заявления о том, что откровение (вахью) есть результат умственной и психической активности Мухаммада (мир ему и благословение), обусловленной социальными и культурными особенностями аравийского общества, не имеют в свою пользу никаких аргументов.

Большинство учёных считают, что название «Коран» образовано от глагола караа – «читать». В нём собраны суры, состоящие из аятов, их правдивое содержание и мудрые предписания, а его чтение – удивительное духовное успокоение и очищение.

В Священном Коране упоминаются и другие его названия, подчёркивающие его суть и отражающие его особенности. Самое распространённое среди них – Китаб (Писание).

Также встречаются названия Зикр (Напоминание); Фуркан (Различение). Такое название связано с тем, что Писание различает добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное.

Среди прочих названий Корана, нередко используемых в арабском языке, можно выделить Танзил (Ниспослание), Бурхан (Доказательство), Хакк (Истина), Нур (Свет) и другие. Все перечисленные эпитеты относятся к тексту Корана на арабском языке. Что касается книги, где записан текст Корана, то его принято называть мусхаф (мн. масахиф).

Место Корана в жизни мусульман

Главная цель ниспослания Корана состояла в том, чтобы наставить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение.

Коран учит отличать добро от зла. Его истины подтверждаются убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Они опровергают правило «не испытывай, но веруй», провозглашая новое жизненное кредо – «испытай и уверуй». В Коране сказано (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях в предписаниях религии, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Ан-Нахль», аят 64).

Коран ниспослан на ясном арабском языке и характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций.

В Коране нет ничего лишнего и случайного, и размышление над его смыслом считается одним из самых достойных занятий. Размышления над кораническими истинами раскрывают душу, изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит задумываться над знамениями, окружающими нас в этом удивительном мире, и ценить его красоту. В Писании говорится (смысл): «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из неверия к вере – на путь Могущественного, Достохвального» (сура «Ибрахим», аят 1).

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто изучает Коран и обучает ему других.

Особенности Корана

Священный Коран – уникальное Писание, обращённое ко всему человечеству. Намеченный в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности по сей день и не утратит до Конца света. Вот почему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было велено сказать (смысл): «Этот Коран дан мне как Откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт» (ура «Аль-Ан‘ам», аят 19). Мусульманские учёные указывают на некоторые особенности этого Писания, позволяющие судить о его уникальности.

Коран никогда не будет искажён и сохранится в том виде, в котором был ниспослан, ибо Всевышний Аллах говорит (смысл): «Воистину, Мы (Аллах) ниспослали Коран, и Мы обязательно его сохраним» (сура «Аль-Хиджр», аят 9).

Завершая славную череду небесных откровений, Коран свидетельствует о предыдущих Писаниях и подтверждает то, что все они были ниспосланы Аллахом. В нём говорится (смысл): «Это Писание, которое Мы ниспослали, является благословенным и подтверждающим истинность того, что было ниспослано до него» (сура «Аль-Ан‘ам», аят 92).

Коран неподражаем, и никому до сих пор не удавалось и не удастся сочинить нечто подобное – ни по форме, ни по содержанию – даже самой короткой суре. Его истины подтверждены современными научными открытиями.

Коранические суры легко запомнить даже тем, кто не владеет арабским языком. Коран передаёт суть предыдущих Священных Писаний.

Ещё одной важной особенностью Корана является ниспослание сур и аятов – частями – по поводу определённых событий в жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Они приносили им покой и придавали уверенность.

Ниспослание, собирание и структура Корана

Письменная фиксация Корана

Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) частями. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его. Даже в самые трудные минуты, во время переселения (хиджры) из Мекки в Медину и во время военных походов, при нём всегда находился кто-либо из писарей, готовых зафиксировать текст ниспосланных аятов.

Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет доволен ими всеми Аллах). Всего же Коран записывали со слов Пророка (мир ему и благословение) около сорока сподвижников.

Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк (мир ему и благословение) разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку (мир ему и благословение) и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.

Для обеспечения сохранности Корана Пророк (мир ему и благословение) побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.

Коран был записан полностью ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение). Об этом свидетельствует множество хадисов. Например, хадис, переданный Муслимом, гласит: «Не совершайте поездку с Кораном в руках, ибо я опасаюсь, что враги завладеют им». В известном послании Пророка (мир ему и благословение) к Амру ибн Хамзу (да будет доволен им Аллах) говорится: «Чтобы к Корану не прикасался никто, кроме совершившего религиозное очищение» (Малик, Насаи). Эти и подобные им рассказы подтверждают наличие у сподвижников во времена Пророка (мир ему и благословение) письменно зафиксированного Корана во многих экземплярах. Благодаря этому в эпоху Пророка (мир ему и благословение) Коран удостоился полной сохранности в обоих смыслах: сохранения в сердцах и сохранения в письменном виде.

Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.

Во-первых, в эпоху Пророка (мир ему и благословение) в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет доволен им Аллах), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.

Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.

В-третьих, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка (мир ему и благословение) было всего лишь девять дней и т. д.

Собирание Корана в единый свод

После ухода Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в мир иной стало ясно, что со временем количество знатоков Корана уменьшится и возникнет опасность частичной утраты его текста. Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) убедил халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в необходимости составления единого списка, одобренного всеми знатоками Корана. Поддержав инициативу Умара, халиф поручил Зайду бин Сабиту (да будет доволен им Аллах) собрать записи Корана у всех сподвижников, живших в Медине, расположить аяты и суры в той последовательности, в которой их читал Пророк (мир ему и благословение), и согласовать список с остальными учёными. На это ушло около года, после чего согласованный текст был представлен Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Остальные рукописи было решено уничтожить, чтобы впоследствии никто не мог сказать, что у него есть отрывок Корана, не вошедший в список Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). После смерти халифа текст Корана перешёл к халифу Умару (да будет доволен им Аллах), а затем, согласно его завещанию, – к его дочери, жене Пророка (мир ему и благословение), матери правоверных Хафсе бинт Умар (да будет доволен ею Аллах).

По мнению историков, при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах) было составлено четыре экземпляра одного и того же уточнённого списка Корана. Первый из списков, получивший название мусхаф-имам, был оставлен в Медине, а остальные разосланы в Куфу, Басру и Шам.

По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. он попал в Самарканд. В 1869 г. российские исследователи увезли его в Санкт-Петербург, где он оставался до 1917 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. оказался в Ташкенте.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).

На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи (ум. в 672 г.) эту работу выполнила группа из тридцати писцов под руководством известного знатока арабского языка Абу аль-Асвада ад-Дуали (ум. в 688 г.). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада (ум. в 791 г.), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и другие).

На втором этапе в тексте Корана были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа (ум. в 714 г.) с этой задачей справились Наср бин Асым (ум. в 707 г.) и Яхья бин Яамур (ум. в 746 г.). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов). Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в Рамадане. В современных изданиях каждый джуз Корана принято делить на две части (на два хизба), а каждый хизб – на четыре четверти (руб).

Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.

Аятфрагмент (стих) Корана, состоящий из одной или нескольких фраз. Самый длинный стих Корана – 282-й аят суры 2 «Аль-Бакара». Самым ценным стихом считается 255-й аят той же суры, который получил название «Аль-Курсий». В нём разъяснены основы традиции монотеизма, а также величие и безграничность Божественных качеств.

В первых списках Корана аяты не отделялись друг от друга значками, как это делается в настоящее время, и поэтому между учёными возникли некоторые разногласия по поводу количества аятов в Писании. Все они сошлись на том, что в нём свыше 6200 аятов. В более точных подсчётах между ними не было единства, но эти цифры не имеют принципиального значения, потому что они касаются не текста откровений, а лишь того, как его следует разделять на аяты. В современных изданиях Корана (Саудовская Аравия, Египет, Иран) выделяют 6236 аятов, что соответствует куфийской традиции, восходящей к Али бин Абу Талибу. Между богословами нет разногласий по поводу того, что аяты располагаются в сурах в той последовательности, которая была продиктована Пророком (мир ему и благословение).

Сураглава Корана, объединяющая группу аятов. Это арабское слово означает «высокое место» (от араб. сур – стена, забор). Такое название объясняется тем, что слова в коранических главах, подобно кирпичам, ложатся друг на друга, пока не достигают того количества, которое угодно Аллаху. Согласно другому толкованию, это название подчёркивает величие и стройность смысла, вложенного в коранические откровения.

Текст Корана состоит из 114 сур, которые условно делятся на мекканские и мединские. По мнению большинства учёных, к мекканским откровениям относится всё, что было ниспослано до хиджры, а к мединским – всё, что было ниспослано после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке, например, во время прощального паломничества. Аяты, ниспосланные во время переселения в Медину, считаются мекканскими.

Порядок расположения сур в Коране был определён Пророком (мир ему и благословение). Со слов Ибн Аббаса рассказывают, что каждый раз, когда к Пророку (мир ему и благословение) ниспосылалась какая-нибудь сура, он звал к себе кого-нибудь из писцов и говорил им: «Поместите эту суру там, где упоминается то-то и то-то». Также передают, что Зайд бин Сабит сказал: «Мы были рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и составляли Коран на кусках кожи». Под этим составлением имеется в виду упорядочивание аятов в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) этот порядок перенял от ангела Джибриля (мир ему), ибо в хадисе говорится, что Джибриль (мир ему) говорил: «Поместите такой-то аят в таком-то месте». И нет сомнения в том, что Джибриль (мир ему) говорил это по велению Всевышнего Аллаха.

Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания. Первой помещена сура «Аль-Фатиха», ниспосланная в Мекке. Семь аятов этой суры объемлют основные принципы исламского вероучения, за что она получила название «Матерь Писания». За ней следуют длинные суры, ниспосланные в Медине и разъясняющие законы Шариата. Короткие суры, ниспосланные в Мекке и Медине, находятся в конце Корана. Они состоят из коротких аятов и обычно читаются при отправлении религиозных обрядов.

Что касается названий сур, то они были даны позднее, однако мусульманские учёные, ссылаясь на те или иные места в Коране, используют именно названия сур (а не номера). Большинство сур названы по уникальным словам: например, единственное место в Коране, где речь идёт о пчёлах, – аяты 68-69 суры 16 «Ан-Нахль», единственное упоминание о поэтах аяты 224-227 суры 26 «Аш-Шу‘араъ» и т. д.

Источник

Кратко об исламе

Ислам заро­дился на юго-западе Ара­вий­ского полу­ост­рова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Запад­ной Аравии. Осно­ва­тель – Мухам­мед (570–632 гг.), про­воз­гла­сив­ший себя про­ро­ком. Создан­ная им община стала осно­вой сфор­ми­ро­вав­ше­гося впо­след­ствии госу­дар­ствен­ного обра­зо­ва­ния – Араб­ского хали­фата.

В насто­я­щее время почти поло­вина всех мусуль­ман про­жи­вает в Север­ной Африке, около 30 % — в Паки­стане и Бан­гла­деш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по чис­лен­но­сти мусуль­ман при­над­ле­жит Индо­не­зии (см. карту). Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство мусуль­ман в России состав­ляют татары и баш­киры.

Мусуль­мане испо­ве­дуют, что «нет ника­кого боже­ства, кроме Аллаха, а Мухам­мед – пророк Аллаха». Некор­ректно счи­тать Аллаха тем же Единым Богом, что и в хри­сти­ан­стве, т. к. пред­став­ле­ния мусуль­ман о Боге про­ти­во­ре­чат Боже­ствен­ному Откро­ве­нию (см. Одному ли Богу покло­ня­ются хри­сти­ане и мусуль­мане?). Также как, напри­мер, некор­ректно счи­тать насто­я­щей звез­дой, сде­лан­ную чело­ве­че­скими руками, звёз­дочку на рож­де­ствен­ской ёлке, хотя её и назы­вают звез­дой.

Слово ислам в пере­воде с араб­ского озна­чает покор­ность. Ислам также назы­вают мусуль­ман­ством (от араб­ского «муслим» – «тот, кто поко­ря­ется»).

Согласно вере мусуль­ман, Аллах пере­дал Мухам­меду через ангела Коран, кото­рый стал свя­щен­ным писа­нием для мусуль­ман. Мусуль­мане про­ти­во­ре­чиво отно­сятся к Библии, поскольку в ней содер­жится Откро­ве­ние о Едином Боге, но нет ника­ких упо­ми­на­ний о Мухам­меде. Они счи­тают Библию частично иска­жен­ной (но в чём точно, они не знают), но не могут отри­цать содер­жа­ще­гося в ней моно­те­и­сти­че­ского знания, заим­ство­ван­ного Кора­ном.

Коран состоит из 114 глав (сур). Назва­ние суры, как пра­вило, не отра­жает ее содер­жа­ния, а свя­зано с самой запо­ми­на­ю­щейся фразой или темой. Помимо Корана, источ­ни­ком веро­уче­ния явля­ется Сунна – рас­сказы о жизни Мухам­меда и его выска­зы­ва­ния в виде хади­сов (ска­за­ний).

В насто­я­щее время ислам раз­де­лен на два основ­ных тече­ния. Боль­шая часть мусуль­ман мира при­над­ле­жит к сун­ни­там. В част­но­сти, к ним отно­сятся около 90% мусуль­ман Ближ­него Востока. Другое круп­ное тече­ние ислама – шииты.

Сун­ниты при­дер­жи­ва­ются при­ня­того ими свода хади­сов, рели­ги­оз­ной прак­тики и правил пове­де­ния мусуль­ма­нина во всех жиз­нен­ных ситу­а­циях, назы­вая этот свод сунной («обычай», «пример», «направ­ле­ние»). Шииты пред­став­ляют партию (от слова «шиа» – партия), кото­рая утвер­ждает, что власть в общине должна при­над­ле­жать только потом­кам Мухам­меда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его дво­ю­род­ного брата), а не выбор­ным лицам, как это суще­ствует у сун­ни­тов. Они не при­ни­мают сунну цели­ком, допол­няя ее своими поста­нов­ле­ни­ями, вклю­ча­ю­щими веру в особых посред­ни­ков между Алла­хом и мусуль­ма­нами – имамов.

Круп­ное направ­ле­ние совре­мен­ного ислама пред­став­лено вах­ха­би­тами, высту­па­ю­щими под лозун­гом «очи­ще­ния» ислама, «воз­вра­ще­ния» к поряд­кам времен Мухам­меда.

В исламе можно выде­лить сле­ду­ю­щие глав­ные пред­меты веры:

Обя­за­тельны для мусуль­ма­нина сле­ду­ю­щие пять «стол­пов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основ­ные пред­пи­са­ния, обя­за­тель­ные для всех мусуль­ман:

В отли­чие от хри­сти­ан­ского Откро­ве­ния, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, вопло­тив­ша­яся ради спа­се­ния людей, а пред­став­ляет Аллаха лишь как судью, воз­да­ю­щего и нака­зы­ва­ю­щего за дела, пред­опре­де­ля­ю­щего чело­ве­че­скую судьбу. Аллах не любит греш­ни­ков – это 24 раза повто­ря­ется в Коране (2,190), Аллах любит только боя­щихся его (3,76). Мусуль­мане нико­гда точно не знают, опре­де­лил ли Аллах для них рай или же они пойдут в ад.

Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос при­ни­ма­ется как один из про­ро­ков для своего народа и своего вре­мени, но Его Боже­ствен­ность и реаль­ность Бого­во­пло­ще­ния отри­ца­ется. Мусуль­мане счи­тают, что перед крест­ными стра­да­ни­ями Хри­стос чудес­ным обра­зом заме­нил Себя другим чело­ве­ком, а Сам был взят на Небо живым.

Вообще ислам пред­став­ляет собой нерас­тор­жи­мое един­ство веры, госу­дар­ственно-пра­во­вых уста­нов­ле­ний и опре­де­лен­ных форм куль­туры. Исламу не свой­ственно раз­де­ле­ние сферы жизни на свет­скую и рели­ги­оз­ную части. Эта нераз­де­лен­ность при­вела к появ­ле­нию Шари­ата – закона, кото­рый осно­ван на интер­пре­та­ции поло­же­ний Корана и Сунны и содер­жит рели­ги­оз­ные уста­нов­ле­ния, пра­во­вые нормы, нрав­ствен­ные и быто­вые пред­пи­са­ния.

Здание для кол­лек­тив­ных молитв мусуль­ман назы­ва­ется мече­тью; фли­ге­лем к мечети при­стра­и­ва­ются башни-мина­реты. Согласно шари­ату, для мусуль­ман­ской молитвы, в том числе и кол­лек­тив­ной, может исполь­зо­ваться любое поме­ще­ние, кроме бань и туа­ле­тов. И если в пра­во­слав­ном храме совер­ша­ются особые таин­ства, кото­рые миря­нин само­сто­я­тельно вос­про­из­ве­сти у себя дома не может, то в мечети мусуль­мане совер­шают точно такой же ритуал намаза, как и дома. Риту­алы бра­ко­со­че­та­ния и похо­рон тра­ди­ци­онно в исламе совер­ша­ются вне мечети, что преду­смот­рено и шари­а­том.

Руко­вод­ство рели­ги­оз­ной жизнью мусуль­ман в кон­крет­ном реги­оне (госу­дар­стве) осу­ществ­ля­ется наи­бо­лее авто­ри­тет­ными лиде­рами (в исламе нет свя­щен­ства как тако­вого). Это – муфтий у сун­ни­тов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соот­вет­ствием шари­ату ведут шари­ат­ские судьи – кази. В насто­я­щее время муфтий утвер­ждает имамов мече­тей, в кото­рых они явля­ются пол­но­прав­ными руко­во­ди­те­лями.

Оценка мусуль­ман­ской веры

В вере мусуль­ман­ской, изло­жен­ной в Коране, надобно раз­ли­чать две сто­роны: во-первых истины, заим­ство­ван­ные из свя­щен­ных книг Вет­хого и Нового Завета, каковы многие здра­вые поня­тия о Боге и Его свой­ствах, об анге­лах, многие нрав­ствен­ные пред­пи­са­ния и запо­веди, многие исто­ри­че­ские ска­за­ния, – что под­твер­жда­ется частыми ссыл­ками на эти книги самого Маго­мета; и во-вторых – все то, что заим­ство­вано из других источ­ни­ков: частью из древ­ней ара­вий­ской веры, частью из иудей­ского Тал­муда, а частью пере­дано самим Маго­ме­том и его после­до­ва­те­лями.

Пер­вого рода истины имеют полное свое досто­ин­ство, но они при­над­ле­жат Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, а не Маго­мету или Корану. Корану же при­над­ле­жит только то, что здесь эти свет­лые истины сме­шаны нередко с такими заблуж­де­ни­ями и бас­нями, кото­рые почти совер­шенно затем­няют их и подав­ляют. Так, напри­мер, в Коране гово­рится, будто Авраам и Измаил постро­или храм в Мекке (сур. 2:121), будто в жертву при­не­сен был Измаил (сур. 38:188), будто Дева Мария, Матерь Гос­пода нашего Иисуса, была сестра Аарона, будто Иисус еще в колы­бели изрек о себе: «Я раб Бога, Он дал мне книгу и поста­вил меня Про­ро­ком» (сур. 19:28) и т.п.

Что же каса­ется прочих частей мусуль­ман­ского учения, кото­рые заим­ство­ваны в Коране из чело­ве­че­ских источ­ни­ков, то здесь мы часто встре­чаем утвер­жде­ния, явно про­ти­во­ре­ча­щие Боже­ствен­ному Откро­ве­нию.

Так в тео­ре­ти­че­ской части утвер­жда­ется:

а) что все, про­ис­хо­дя­щее в мире, под­чи­нено без­услов­ному пред­опре­де­ле­нию Алла­хом, а иначе про­ис­хо­дить не может (17:13; 9:53);

б) что, в част­но­сти, и каждый чело­век имеет свою неиз­беж­ную, неот­вра­ти­мую судьбу (17:13), каж­дому пред­на­зна­ча­ется извест­ный образ жизни и дея­тель­но­сти, доброй или злой, – чем явно под­ры­ва­ется всякая сво­бода и нрав­ствен­ность, и Бог ста­но­вится винов­ни­ком зла;

в) что Бог сотво­рил многих людей для геенны, и потому в соб­ствен­ном смысле есть деспот (7:180; 37:163; 3:189);

г) что вечное бла­жен­ство пра­вед­ни­ков в раю будет состо­ять в самых грубых чув­ствен­ных удо­воль­ствиях (2:25; 37:41; 55:45) и проч.

Неиз­беж­ным плодом такого учения выхо­дит то, что вся мусуль­ман­ская нрав­ствен­ность огра­ни­чи­ва­ется стро­гим испол­не­нием внеш­них поста­нов­ле­ний, в то время как на исправ­ле­ние сердца не обра­ща­ется почти ника­кого вни­ма­ния (более того, грех пони­ма­ется, лишь как незна­ние закона).

Глав­ная сла­бость ислам­ского веро­уче­ния состоит в том, что оно явля­ется лишь рели­ги­оз­ным зако­ном, сводом правил и пред­пи­са­ний и не даёт прямой связи с Богом (см. срав­ни­тель­ную таб­лицу). Мусуль­мане взяли на веру изре­че­ния Мухам­меда, кото­рый нико­гда не общался с Твор­цом напря­мую и при­дали боже­ствен­ные свой­ства книге с запи­сью этих изре­че­ний – Корану. При этом они упорно не желают при­ни­мать веру в Живого Бога, Кото­рый вопло­тился, сни­зо­шел к пад­шему чело­ве­че­ству для его спа­се­ния, открыл Себя для обще­ния со всеми людьми. Живой Бог отвер­гает фор­ма­лизм в отно­ше­нии Себя и гово­рит: «Сыне, дай Мне твоё сердце!». Ему нужно именно чело­ве­че­ское сердце, а не пра­вильно испол­нен­ные законы и обряды. Творец и Спа­си­тель мира открыт для любого чело­века, кото­рый обра­ща­ется к Нему с искрен­ней молит­вой и пока­я­нием. Живой Бог просит любви к Себе, а не мерт­вых риту­а­лов, что хорошо видно из Его отно­ше­ния к фари­сей­скому бла­го­че­стию в Еван­ге­лиях.

Совре­мен­ные тече­ния ислама – пра­во­слав­ная оценка^

Для того чтобы понять эту рели­гию, необ­хо­димо пом­нить, что ислам — не то, что пони­ма­ется под словом «рели­гия» на Западе. Это не аналог Церкви или секты, чья цель — в пре­об­ра­же­нии души чело­века. Скорее это некий гло­баль­ный соци­ально-рели­ги­оз­ный проект постро­е­ния цар­ства Божия на земле. В этом ислам скорее близок к ком­пар­тии, наци­о­нал – соци­а­лизму или нынеш­ней гло­ба­ли­за­ции. Для мусуль­ман не суще­ствует раз­рыва между поли­ти­кой и рели­гией — это две сто­роны одного целого, регу­ли­ру­е­мого зако­ном (шари­а­том), при­пи­сан­ным Аллаху. Именно поэтому всякая попытка встро­ить ислам в неис­лам­ский поря­док может суще­ство­вать лишь до тех пор, пока послед­ний доста­точно силен, чтобы сдер­жи­вать ислам­ский рост.

Общие прин­ципы ислама

Несмотря на то что многие пред­ста­ви­тели ислама из про­па­ган­дист­ских сооб­ра­же­ний отвер­гают мусуль­ман­ство тех или иных лиц (в основ­ном тер­ро­ри­стов), на самом деле по ислам­скому веро­уче­нию мусуль­ма­ни­ном явля­ется тот, кто соблю­дает пять стол­пов ислама.

Очень многие про­по­вед­ники ислама счи­тают шестым стол­пом обя­зан­ность джи­хада — свя­щен­ной войны с невер­ными.

Все, кто хранит эти пять стол­пов, явля­ются мусуль­ма­нами. При этом должно пом­нить, что в исламе не суще­ствует духо­вен­ства. Из-за того, что Коран отвер­гает воз­мож­ность усы­нов­ле­ния людей Богу, в исламе нет посред­ни­ков. Ведь по срав­не­нию с Алла­хом все люди букашки. Поэтому ника­кое выска­зы­ва­ние людей не обла­дает абсо­лют­ным авто­ри­те­том. Более того, для блага ислама шариат предо­став­ляет мусуль­ма­нам право на ложь. Поэтому не стоит серьезно под­хо­дить к выска­зы­ва­ниям рели­ги­оз­ных лиде­ров ислама. Они и сами не отно­сятся серьезно к тому, что вкла­ды­вают в довер­чи­вые уши кафи­ров (невер­ных), пред­на­зна­чен­ных к аду. Ника­кой мулла не вла­стен отлу­чить мусуль­ма­нина от уммы (общины). Это может сде­лать только шари­ат­ский суд.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь оце­ни­вает эти пять стол­пов как демо­ни­че­ское заблуж­де­ние. Первый столп — вера (акида), вклю­чает веру в шесть основ: мусуль­ма­нин должен верить в Аллаха, его анге­лов, его Писа­ние, в его послан­ни­ков, в послед­ний день и пред­опре­де­ле­ние.

Глав­ным пред­ме­том веры в исламе явля­ется Аллах — особое суще­ство, похо­жее на Бога хри­стиан. Глав­ным его атри­бу­том явля­ется един­ство. Ему при­пи­сы­ва­ется созда­ние мира, нис­по­сла­ние Писа­ния и про­ро­ков и суд в конце времен. Однако в отли­чие от истин­ного Бога Аллах не лич­ность. Он не добр, не дает сво­боды своему тво­ре­нию, ибо опре­де­ляет все дей­ствия (как добрые, так и злые). Он огра­ни­чен про­стран­ством. Ислам отвер­гает Три­един­ство. Наряду с Алла­хом вечно суще­ствует Коран.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь на осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния отвергла тож­де­ство Аллаха с Богом Твор­цом, давшим Библию и спас­шим нас во Христе. Это учение было офи­ци­ально под­твер­ждено на Кон­стан­ти­но­поль­ском Соборе 1180 года. Аллах ислама не суще­ствует в дей­стви­тель­но­сти. Это резуль­тат извра­ще­ния пред­став­ле­ния об истин­ном Творце, кото­рое дьявол посеял в уме Мухам­меда. Мы можем назвать его идолом, постро­ен­ным в уме мусуль­ман, подобно тому как языч­ники измыш­ляли себе ложных богов.

Вера в анге­лов в исламе также отли­ча­ется от откро­ве­ния Божия. Ангелы ислама — особые суще­ства, сотво­рен­ные из света, испол­ня­ю­щие волю Аллаха. Ислам отвер­гает гре­хо­па­де­ние анге­лов (кроме Иблиса — сатаны, чья ангель­ская при­рода нахо­дится под сомне­нием). Кроме анге­лов есть еще один вид существ — это джинны, создан­ные из без­дым­ного пла­мени. Они раз­де­лены на джин­нов-языч­ни­ков и джин­нов-мусуль­ман. Первые явля­ются при­чи­ной бед людей. Джинны могут жениться, рожать детей, даже всту­пать в поло­вые отно­ше­ния с людьми.

Такое учение об анге­лах крайне далеко от истины. Бог открыл нам суще­ство­ва­ние мира духов­ных анге­лов, рас­ко­ло­того мяте­жом Ден­ницы. Благие ангелы — наши помощ­ники и стар­шие братья, вхо­дя­щие в небес­ную Цер­ковь. Мятеж­ные ангелы— наши враги, изго­ня­е­мые силой Божией и зна­ме­нием креста. В резуль­тате иска­жен­ного пони­ма­ния ангель­ской при­роды в исламе нет реаль­ной духов­ной борьбы с демо­нами. Напро­тив, очень легко чело­век под­па­дает под дей­ствие духов зла. В связи с этим весь ислам­ский мир про­ни­зан стра­хом перед порчей, сгла­зом и кол­дов­ством. Часто встре­ча­ются и случаи бес­но­ва­ния.

Вера в Писа­ния также отде­ляет ислам от хри­сти­ан­ства. Согласно Корану Аллах послал некие «Свитки» Авра­аму, «Таврат» (Закон) Моисею, «Забур» (Псал­тирь) Давиду, «Инжил» (Еван­ге­лие) Иисусу Христу и Коран Мухам­меду. Но, по убеж­де­нию мусуль­ман, все Писа­ния, кроме Корана, иска­жены. Поэтому они отвер­гают истин­ное Откро­ве­ние Божие, при­зна­вая только Коран. Мусуль­мане убеж­дены, что Коран явля­ется копией неко­его веч­ного под­лин­ника, надик­то­ван­ного Алла­хом через ангела Джиб­рила. Они счи­тают, будто Писа­ние должно быть всегда прямой речью Аллаха на араб­ском языке. Поэтому реаль­ное слово Божие, где Творец гово­рит и словом и делом, совер­шенно непри­ем­лемо для сто­рон­ни­ков ислама Коран ради­кально отли­ча­ется от Библии. Исто­рии, содер­жа­щи­еся в нем, выду­маны и про­ти­во­ре­чат как Писа­нию, так и исто­рии. (Напри­мер, Дева Мария счи­та­ется сест­рой Моисея, а Аман из Книги Есфирь объ­яв­ля­ется визи­рем фара­она времен Моисея.)

Бого­сло­вие ради­кально отли­ча­ется от биб­лей­ского. В отли­чие от БиблииКоран содер­жит 225 про­ти­во­ре­чий. Пра­во­слав­ная Цер­ковь счи­тает Коран выдум­кой Мухам­меда, осно­ван­ной на демо­ни­че­ском вну­ше­нии. Мусуль­мане убеж­дены, что Библия — это чело­ве­че­ское иска­же­ние, неузна­ва­емо извра­тив­шее слово Творца.

Вера в послан­ни­ков также отли­чает ислам от хри­сти­ан­ства (и иуда­изма). По убеж­де­нию мусуль­ман, в прин­ципе сущ­ность посла­ния Аллаха не меня­ется. Во все вре­мена един­ствен­ной вестью явля­ется утвер­жде­ние еди­но­бо­жия. Ничего дру­гого Аллах ска­зать не может. Все, что не сво­дится к этому, объ­яв­ля­ется чело­ве­че­ским измыш­ле­нием. Похоже, бог мусуль­ман меньше спо­со­бен к твор­че­ству, чем чело­век. (Впро­чем, мы знаем, что ангелы, в том числе и падшие, не спо­собны к твор­че­ству, в отли­чие от чело­века.)

Те послан­ники, кото­рых упо­ми­нает Коран и сунна («свя­щен­ное Пре­да­ние»), хотя и носят имена, похо­жие на биб­лей­ские, чаще всего не имеют почти ничего общего с реаль­ными. Напри­мер, Хри­стос объ­яв­ля­ется не Богом, а тво­ре­нием. Его чудеса абсурдны (заим­ство­ваны чаще всего из апо­кри­фов). К при­меру, рас­ска­зы­ва­ется о столе с едой, послан­ной с неба по просьбе Исы, или вос­про­из­во­дится рас­сказ апо­кри­фов об ожив­ле­нии Им гли­ня­ных птичек. Самое страш­ное, что мусуль­мане отвер­гают сам факт рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Христа Спа­си­теля. По их убеж­де­нию, Аллах вознес Христа, а на кресте был распят другой чело­век (Иуда или Симон Кири­ней­ский). Это бого­хуль­ное утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит как Еван­ге­лию, так и самому харак­теру Бого­че­ло­века. Не слу­чайно мусуль­мане нена­ви­дят святой Крест, так что утвер­ждают, будто одним из глав­ных дел Христа после Его воз­вра­ще­ния на землю будет уни­что­же­ние всех кре­стов. Так дух, дей­ству­ю­щий в исламе, выдает себя. Думаю, что и запрет на вино на самом деле связан с нена­ви­стью к свя­тому При­ча­стию.

Исла­ми­сты дохо­дят до абсурда, объ­яв­ляя даже идо­ло­по­клон­ни­ков послан­ни­ками Аллаха (напри­мер Алек­сандр Маке­дон­ский — Зу-ль-Кифль). Поэтому явля­ется совер­шено невер­ным утвер­жде­ние, будто мусуль­мане почи­тают Моисея, Христа или Давида. Под этими име­нами выве­дены совер­шенно другие пер­со­нажи. В этом отно­ше­нии мусуль­мане тож­де­ственны оккуль­ти­стам.

Вера в послед­ний день у мусуль­ман также не соот­вет­ствует слову Божию. По их учению, душа умер­шего суще­ствует в трупе, где греш­ни­ков мучают ангелы, а пра­вед­ники пре­бы­вают в покое. (Хотя непо­нятно, какое насла­жде­ние может быть в могиле.) Перед концом мира ислам­ский Иса вер­нется на землю, уни­что­жит хри­стиан, женится и умрет в Медине. (Заме­тим, что для нас данный пер­со­наж ислам­ской мифо­ло­гии неот­ли­чим от анти­хри­ста, пред­ска­зан­ного в Библии). Появится анти­христ Аль-Джадж. Нако­нец, ангел Исра­фил затру­бит в трубу, и все в мире умрет, а затем Аллах всех вос­кре­сит. Все люди пред­ста­нут перед Алла­хом, и он будет судить их. Мусуль­ма­нам пред­ста­вят их грехи, они при­зна­ются в них и будут про­щены. Те, кто погиб на джи­хаде, войдут в рай, минуя суд. В судный день их раны рас­кро­ются, но вместо крови из них поте­чет мускус.

Осталь­ные должны будут перейти через мост ас-Сират, веду­щий в рай. Пра­вед­ники спо­койно перей­дут через него (мусуль­мане верят, что пере­ехать этот мост они смогут на жерт­вен­ном баране), а греш­ники (в первую оче­редь нему­суль­мане) упадут в ад. Оби­та­те­лей ада ожи­дает вечное муче­ние от огня, кипя­щего железа и сди­ра­ния кожи. Осу­ществ­лять пытку будут спе­ци­аль­ные ангелы. Но в конце концов все мусуль­мане хода­тай­ством Мухам­меда будут выве­дены из ада. А пра­вед­ники будут насла­ждаться в рай­ском саду мно­же­ством раз­лич­ных видов пищи, а также сои­тием с осо­быми суще­ствами — гури­ями. При этом пра­вед­ники будут насла­ждаться созер­ца­нием пыток нему­суль­ман. Это пред­став­ле­ние пока­зы­вает дья­воль­скую жесто­кость ислам­ского лже­про­рока.

Но и в раю люди не будут видеть Бога (по одному из хади­сов, Аллах будет видим в раю, как луна в облач­ную ночь) и навсе­гда оста­нутся рабами. Сама воз­мож­ность усы­нов­ле­ния отвер­га­ется исла­мом как злей­шая ересь.

Оче­видно, что и такое пред­став­ле­ние явля­ется гру­бей­шим иска­же­нием Откро­ве­ния. Глав­ное, на что наде­я­лись и вет­хо­за­вет­ные про­роки и святые хри­сти­ан­ства— соеди­не­ние с Твор­цом, — объ­яв­ля­ется совер­шенно невоз­мож­ным. На наш взгляд, ислам­ский рай вполне может быть одним из отде­ле­ний насто­я­щего ада. Ведь неко­то­рые святые видели, что раз­врат­ники после смерти пре­бы­вают в состо­я­нии посто­ян­ного блуда, вызы­ва­ю­щего у них самих отвра­ще­ние. То, что Мухам­мед опи­сы­вал как идеал, встре­ча­ется уже на земле как раз­лич­ные формы бес­но­ва­ния. В «Досто­па­мят­ных ска­за­ниях о жизни пустын­ных отцов» при­во­дится случай, когда бес­но­ва­тый мог съесть быка и оста­вался голод­ным (в меди­цине такой фено­мен назы­ва­ется буле­мией). Чем не опи­са­ние бла­жен­ства мусуль­ман, име­ю­щих на каждый день три мил­ли­она пере­мен блюд, причем каж­дому из них дается сила все съесть. А ним­фо­ма­ния и факты напа­де­ния блуд­ного беса иден­тичны ожи­да­е­мому сово­куп­ле­нию исла­ми­стов с 124 тыся­чами гурий на каждый день.

Итак, мы видим, что в обла­сти веро­уче­ния ислам ради­кально извра­щает Откро­ве­ние. И, что самое опас­ное, он обле­кает сата­нин­ские идеи в зна­ко­мые хри­сти­а­нам слова, чтобы сход­ством обо­лочки при­влечь людей во тьму смерти.

Другие столпы ислама также отде­ляют его от рели­гии Бога Творца. Второй столп: испол­не­ние обряда покло­не­ния — намаза — мно­гими оши­бочно счи­та­ется ана­ло­гом хри­сти­ан­ской молитвы. Однако это совсем не так. В ислам­ском бого­сло­вии намаз — это строго регла­мен­ти­ро­ван­ный обряд обо­жеств­ле­ния Аллаха. Малей­шее нару­ше­ние риту­ала при­во­дит к тому, что намаз счи­та­ется недей­стви­тель­ным. Аллаху не очень инте­ресно состо­я­ние сердца моля­ще­гося (может быть, потому, что он не знает сердец. Ведь ангелы не властны смот­реть на мысли людей). Тут мы видим ана­ло­гию с идо­ло­по­клон­ством. И там и тут важнее ритуал, чем состо­я­ние сердца. Ты можешь не верить в идола, но обязан соблю­сти ритуал.

Третий столп — обя­за­тель­ный налог на бедных (закят) — часто путают с мило­сты­ней. Но это скорее ее про­ти­во­по­лож­ность. Во-первых, закят не бывает тайным, вопреки слову Гос­пода. Во-вторых, пода­ется закят только мусуль­ма­нам или тем, кого можно при помощи денег при­влечь к исламу. Мы знаем, что так же посту­пают и сек­танты, дела­ю­щие добрые дела ради про­по­веди своего заблуж­де­ния.

Чет­вер­тый столп — хра­не­ние поста месяца Рама­дан — также имеет мало общего с постом пра­во­слав­ных. Мало того что рас­про­стра­ня­ется он только на свет­лое время суток. Он также не связан с борь­бой со стра­стями, дей­ству­ю­щими внутри чело­века (вообще неве­до­мой мусуль­ма­нам, кроме суфиев). Этот пост бес­по­ле­зен для души, а часто и просто вреден, ибо порож­дает само­уве­рен­ность и гнев.

Пятый столп — палом­ни­че­ство в Мекку (хадж) — вообще явля­ется пере­жит­ком язы­че­ства. Покло­не­ние метео­риту (чер­ному камню), риту­аль­ные жертвы, кида­ние кам­нями в стол­бики с уве­рен­но­стью, будто поби­ва­ешь сатану, — все это бес­смыс­лен­ный и суе­вер­ный ритуал. Не слу­чайно во время хаджа каждый год поги­бает мно­же­ство людей. Так враг изде­ва­ется над своими несчаст­ными жерт­вами. Если вет­хо­за­вет­ные обряды гото­вили людей к при­ходу Гос­пода и воз­ве­щали Его спа­се­ние, то обряды хаджа, не осно­ван­ные на Откро­ве­нии, совер­шенно бес­смыс­ленны.

Очень многие про­по­вед­ники ислама счи­тают шестым стол­пом обя­зан­ность джи­хада — свя­щен­ной войны с невер­ными. Про чело­ве­ко­убий­ствен­ную злобу дья­вола, сто­я­щую за этим пове­ле­нием, мы скажем ниже.

Таково пра­во­слав­ное отно­ше­ние к тому, что объ­еди­няет подав­ля­ю­щее боль­шин­ство мусуль­ман мира. Мы видим, что нет прак­ти­че­ски ничего общего в вере между хри­сти­а­нами и мусуль­ма­нами. Под одним и тем же словом под­ра­зу­ме­ва­ются совер­шенно разные реаль­но­сти. Поэтому все раз­го­воры об «общих авра­ами­че­ских корнях», «двух путях к одному Богу» должны быть остав­лены.

Но перей­дем к опи­са­нию тех особых тече­ний ислама, кото­рые есть в совре­мен­ном мире.

Оби­ход­ный ислам тюрк­ских наро­дов

Боль­шая часть тюрк­ских ислам­ских наро­дов России (кроме азер­бай­джан­цев) при­дер­жи­ва­ются сун­нит­ского направ­ле­ния ислама хани­фит­ского маз­хаба. Эта пра­во­вая школа допус­кает широ­кое исполь­зо­ва­ние обыч­ного права, поэтому она легко при­спо­саб­ли­ва­ется к мест­ным усло­виям. В начале XIX века воз­никло дви­же­ние джа­ди­дизма, про­воз­гла­сив­шее фак­ти­че­ский отход от норм шари­ата. При­зна­вая основ­ные нормы ислама (пять стол­пов и акида), они утвер­ждают необя­за­тель­ным испол­не­ние шари­ата и при­знают необ­хо­ди­мость свет­ского обра­зо­ва­ния. «Глав­ное — это иметь шариат в душе», — гово­рят джа­ди­диты. Многие из них даже пере­шли к испол­не­нию обряда намаза не на араб­ском, а на наци­о­наль­ном языке. Это дви­же­ние ана­ло­гично обнов­лен­че­ству в Пра­во­сла­вии. Так возник «мягкий ислам», вос­при­няв­ший во многом нормы запад­ного гума­низма.

Как к нему должно отно­ситься хри­сти­а­нам? Конечно, отри­ца­тельно. Ведь «мягкий ислам» раз­ла­гает само поня­тие абсо­лют­ной истины. Не слу­чайно, что адепты этого тече­ния чаще всего при­дер­жи­ва­ются кон­цеп­ции «все рели­гии — путь к одной вер­шине». С этой точки зрения прак­ти­че­ски невоз­можно вести диалог. Все будет потоп­лено в мягкой вате согла­ша­тель­ства и про­па­ганды «тер­пи­мо­сти».

При этом, как заме­чали еще мис­си­о­неры XIX века, ислам среди татар, башкир или каза­хов настолько смешан с язы­че­ством, что трудно отде­лить одно от дру­гого. С другой сто­роны, на быто­вой почве тюрк­ский ислам испы­тал вли­я­ние и хри­сти­ан­ства. После совет­ского прав­ле­ния эта ситу­а­ция еще усу­гу­би­лась. Многие муллы почти не знают араб­ского языка. Все рели­ги­оз­ность мусуль­ман часто сво­дится к празд­но­ва­ниям ислам­ских празд­ни­ков и при­гла­ше­нию мулл на сва­дьбы и похо­роны. Равиль Гай­нуд­дин жалу­ется, что татары фак­ти­че­ски отошли от ислама. При этом очень раз­виты боязнь порчи и сглаза. Не слу­чайно, что среди мусуль­ман развит оккуль­тизм. Это свя­зано также с силь­ным вли­я­нием, ока­зы­ва­е­мым на тюр­ский ислам суфий­ской тра­ди­цией.

Но при этом ислам соче­та­ется у татар и башкир с чув­ством наци­о­наль­ной само­тож­де­ствен­но­сти («Если ты тата­рин, то должен быть мусуль­ма­ни­ном», — часто гово­рят пред­ста­ви­тели «мяг­кого ислама»). А на волне наци­о­на­лизма, захва­тив­шего тюрк­ские народы, уси­ли­ва­ется осво­е­ние ислама среди этих наро­дов. Часто ислам исполь­зу­ется для обос­но­ва­ния пан­тюр­кизма, идео­ло­гии созда­ния Вели­кой Турции, вклю­ча­ю­щей всех тюрок. Ведь бла­го­даря идео­ло­гии джа­ди­дизма тюрк­ский ислам во многом отли­ча­ется от ислама араб­ского. (Так что часто сто­рон­ники араб­ского ислама не при­знают джа­ди­ди­тов пол­но­цен­ными мусуль­ма­нами.) И, таким обра­зом, несмотря на интер­на­ци­о­на­лизм, свой­ствен­ный мусуль­ман­ству, появ­ля­ется воз­мож­ность утвер­дить само­тож­де­ствен­ность татар­ского и других наро­дов не только среди хри­стиан, но и среди самих мусуль­ман.

Здесь стоит заме­тить, что сам фено­мен наци­о­на­лизма явля­ется про­яв­ле­нием про­кля­тия Вави­лон­ской башни ( Быт. 11 ). Имея частич­ную правоту в том, что ука­зы­вает на особые таланты, при­су­щие каж­дому народу, он гре­хов­ным обра­зом игно­ри­рует Божие пове­ле­ние всем людям войти в Единую Все­лен­скую Цер­ковь. Наци­о­на­лизм игно­ри­рует изна­чаль­ное един­ство чело­ве­че­ского рода и часто про­во­ци­рует меж­до­усоб­ные схватки. Он куль­ти­ви­рует мно­го­чис­лен­ные обиды на другие народы и при­во­дит к созна­нию наци­о­наль­ной исклю­чи­тель­но­сти. По слову архи­манд­рита Софро­ния (Саха­рова), «если наци­о­на­лизм нельзя пре­одо­леть, значит, дело Хри­стово не уда­лось».

Тра­ди­ци­он­ный ислам наро­дов Кав­каза

Резко отли­ча­ется от тюрк­ского ислама. Боль­шая часть мусуль­ман на Кав­казе при­дер­жи­ва­ются шафи­ит­ского маз­хаба, при­да­ю­щего особое место согла­сию ислам­ских ученых. Среди кав­каз­ских мусуль­ман огром­ную роль имеют не только нормы шари­ата (кото­рые все же испол­ня­ется строже, нежели среди тюрок), но тре­бо­ва­ния адата — обыч­ного права, в осно­вах своих язы­че­ского. Поэтому среди мусуль­ман Кав­каза так рас­про­стра­нен обычай кров­ной мести и многие другие обычаи, не соот­вет­ству­ю­щие нормам шари­ата. Кроме того, из-за рас­про­стра­не­ния суфизма среди кав­каз­цев рас­про­стра­нен культ святых мест, культ святых и неко­то­рые другие обычаи, не согла­су­ю­щи­еся с духом ислама. Впро­чем, это свой­ственно не только кав­каз­скому исламу. В самом араб­ском мире под воз­дей­ствием суфизма в народе суще­ствует глу­бо­кое убеж­де­ние, что свет Мухам­меда пред­су­ще­ствует миру. Так невольно душа людей пока­зы­вает необ­хо­ди­мость в Бого­во­пло­ще­нии.

С пра­во­слав­ной точки зрения заслу­жи­вает вни­ма­ния сохра­не­ние тех обы­чаев, кото­рые, про­ти­во­реча Корану, тем не менее сохра­ня­ются в народ­ном бла­го­че­стии. Ведь если Бог не стал чело­ве­ком, то обо­же­ние невоз­можно, люди не могут стать сынами Божи­ими. Поэтому, строго говоря, ника­кая свя­тость в исламе невоз­можна. Чело­век может стать покор­ным рабом, но нико­гда не станет при­част­ни­ком славы Божией. Однако душа не может с этим сми­риться, и потому появ­ля­ется культ святых, пока­зы­ва­ю­щий, что ислам чужд чело­веч­но­сти и не отве­чает на глу­бо­чай­шие запросы чело­ве­че­ского духа.

Что же каса­ется сохра­не­ния эле­мен­тов язы­че­ства в среде мусуль­ман, то это сви­де­тель­ствует об отсут­ствии в исламе внут­рен­ней пре­об­ра­жа­ю­щей силы, спо­соб­ной изгнать дья­вола из сердец людей и из народ­ной жизни.

Рус­ский ислам

Новым явле­нием, появив­шимся впер­вые в конце XX века, надо назвать факт пере­хода неко­то­рых рус­ских в ислам. Связан он и с Афган­ской и Чечен­скими вой­нами, когда многие без­бож­ники, про­ник­нув­шись ком­плек­сом вины, при­ни­мали веру своих врагов. С другой сто­роны, до России дока­ти­лась волна с Запада, где многие, увлек­ши­еся идеями Рене Генона и других тра­ди­ци­о­на­ли­стов, стали искать в исламе (осо­бенно в его суфий­ском направ­ле­нии) древ­ней­шую духов­ную тра­ди­цию. В России их идео­ло­гом явля­ется Гейдар Дже­маль. Часто в ислам пере­хо­дят те, кто всту­пает в брак с мусуль­ма­нами (фор­мально по шари­ату для жен­щины-хри­сти­анки это не обя­за­тельно, но очень жела­тельно, а хри­сти­а­нин может жениться на мусуль­манке только приняв ислам). Также ведется актив­ная работа ислам­ских мис­си­о­не­ров по совра­ще­нию хри­стиан в мусуль­ман­ство. Осо­бенно усерд­ствуют здесь пред­ста­ви­тели чечен­ской диас­поры и араб­ские про­по­вед­ники. Учи­ты­вая эту неод­но­род­ность ново­об­ра­щен­ных, невоз­можно одно­значно оха­рак­те­ри­зо­вать это направ­ле­ние. Те, кто пере­шел в ислам из-за женитьбы, обычно при­дер­жи­ва­ются того направ­ле­ния ислама, к кото­рому при­над­ле­жат новые род­ствен­ники. А те, кто при­со­еди­нился к исламу сам, обычно при­ни­мают ислам в наи­бо­лее ради­каль­ной форме — вах­ха­бизм. Тра­ди­ци­о­на­ли­сты при­дер­жи­ва­ются суфизма, густо пере­ме­шан­ного с оккуль­тиз­мом.

При этом боль­шин­ство ново­об­ра­щен­ных явля­ются анти­г­ло­ба­ли­стами и соци­а­ли­стами. Они счи­тают своим вели­чай­шим врагом иудео-хри­сти­ан­скую циви­ли­за­цию, кото­рую они отож­деств­ляют с Аме­ри­кой. Не слу­чайно, что многие пат­ри­оты сим­па­ти­зи­руют исламу, хотя он и поста­вил перед собой задачу уни­что­же­ния России и пре­вра­ще­ния ее в Мос­ков­ский Хали­фат. Именно среди рус­ских мусуль­ман воз­никла эта идея. Обычно назы­ва­ется 2032 год как дата окон­ча­тель­ного пре­вра­ще­ния России в шари­ат­ское госу­дар­ство. Если это про­изой­дет, то Пра­во­сла­вие в России испы­тает гоне­ния, по суро­во­сти срав­ни­мые с ком­му­ни­сти­че­скими. Думаю, что всякий, кто про­па­ган­ди­рует союз с исла­мом, должен быть готов отве­тить за кровь тех, кого убьют ага­ряне. Ведь уже сейчас именно рус­ские мусуль­мане отли­ча­ются необы­чай­ной нена­ви­стью ко Христу, апо­сто­лам, Еван­ге­лию и Церкви. Несмотря на офи­ци­аль­ное почи­та­ние Исы, они соби­рают как можно больше ком­про­мата, желая уни­зить Гос­пода. Особую же нена­висть вызы­вает у них, как и у евреев, апо­стол Павел, кото­рого они обзы­вают самыми отвра­ти­тель­ными сло­вами. Особо отли­ча­ется этим бывший про­то­и­е­рей Али Поло­син.

Какова пра­во­слав­ная оценка рус­ского ислама? Это гнус­ное пре­да­тель­ство Христа Спа­си­теля. Если совра­щен­ные были кре­ще­ными, то они под­па­дают цер­ков­ной ана­феме. За их без­за­ко­ние они будут нака­заны вечным огнем.

Вах­ха­бизм

Основ­ным «козлом отпу­ще­ния», кото­рой должен отве­чать за тер­ро­ри­сти­че­ский облик ислама, стал вах­ха­бизм. Неко­то­рые авторы (как ислам­ские, так и свет­ские) назвали вах­ха­бизм псев­до­ис­лам­ской сектой. Но так ли? Что это за страш­ная секта? Вах­ха­бизм — это дви­же­ние сун­нит­ского ислама хан­ба­лит­ского маз­хаба, госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия Сау­дов­ской Аравии. Осно­ва­те­лем вах­ха­бизма был Мухам­мед ибн Абд аль Ваххаб (1703–1787). Он про­воз­гла­сил воз­вра­ще­ние к изна­чаль­ному исламу и вер­ность только Корану и Сунне. Аль Ваххаб высту­пил против культа святых, пере­жит­ков язы­че­ства. Он, как и запад­ные про­по­вед­ники в духе Уэсли и пури­тан, высту­пал против пыш­но­сти и рос­коши и при­зы­вал к скром­ной жизни. Под вли­я­нием его про­по­веди и осно­вы­ва­ясь на авто­ри­тете «про­рока» Мухам­меда, он и его после­до­ва­тели создали агрес­сив­ное госу­дар­ство сауди­дов. Они заво­е­вали боль­шую часть Ара­вий­ского полу­ост­рова (вклю­чая свя­щен­ную Мекку, где они очи­стили от всех укра­ше­ний камень Каабы) и орга­ни­зо­вали ряд заво­е­ва­тель­ных похо­дов против Сирии и Ирака. С вах­ха­биз­мом были свя­заны мюриды Шамиля на Кав­казе.

Вах­ха­биты были раз­гром­лены тур­ками. В XX веке вах­ха­биты вос­со­здали коро­лев­ство Сау­дов­скую Аравию. В этом дви­же­нии воз­ро­ди­лись все осо­бен­но­сти ран­него ислама, в осо­бен­но­сти прак­тика пер­ма­нент­ной свя­щен­ной войны (джи­хада). Именно поэтому все тер­ро­ри­сты обычно в СМИ назы­ва­ются вах­ха­би­тами. Хотя, напри­мер, иран­ская рево­лю­ция по опре­де­ле­нию не может быть вах­ха­бит­ской, ибо Иран — шиит­ское госу­дар­ство.

Неко­то­рых «мягких» мусуль­ман (джа­ди­ди­тов) воз­му­щает в вах­ха­би­тах отож­деств­ле­ние всех, кто не при­дер­жи­ва­ется этого учения, как кафи­ров (невер­ных), что при­во­дит к тому, что на джи­хаде уби­вают не только хри­стиан, но и мусуль­ман. Впро­чем, истре­би­тель­ные войны и против своих сопро­вож­дают ислам прак­ти­че­ски с самого начала, с рас­кола между сун­ни­тами и шии­тами.

Совре­мен­ный вах­ха­бизм часто выска­зы­вает себя как дви­же­ние соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, напо­до­бие соци­а­лизма. Впро­чем, соци­а­ли­сти­че­ская идео­ло­гия всегда вызы­вала особый отклик к серд­цах мусуль­ман. Не слу­чайно, что в очень многих стра­нах араб­ского мира до сих пор правят соци­а­ли­сти­че­ские режимы.

Шиизм

Особым направ­ле­нием ислама явля­ется шиизм, воз­ник­ший в резуль­тате рас­кола ислам­ской уммы по вопросу о том, кто должен воз­глав­лять общину. В СНГ шиизма при­дер­жи­ва­ются азер­бай­джанцы. Шиит­ским госу­дар­ством явля­ется Иран и, видимо, скоро станет Ирак. Шииты были сто­рон­ни­ками род­ствен­ника Мухам­меда — Али. Они были убеж­дены, что духов­ный лидер имам должен был нести некий духов­ный свет. Шиизм при­знает две­на­дцать имамов, начи­ная с Али, послед­ний из кото­рых исчез в X веке, но должен вер­нуться (его назы­вают Махди). Ряд шиитов при­ни­мает Коран в рас­ши­рен­ной версии (с 115 сурой).

В шиизме развит культ муче­ни­ков, осо­бенно Али и его внука Хасана, в день убий­ства кото­рого многие шииты зани­ма­ются само­ис­тя­за­ни­ями.

Для пра­во­слав­ных пред­став­ле­ние о неких хра­ни­те­лях духов­ного света и знания, не име­ю­щих бла­го­дати Свя­того Духа, близко к магии и шама­низму. Не слу­чайно пред­став­ле­ние об имамах как посвя­щен­ных гене­ти­че­ски свя­зано с иудей­ским гно­сти­циз­мом. Именно тайным обще­ствам свой­ственно пред­став­ле­ние, что есть разные типы людей, отли­ча­ю­щихся уров­нем знания. В Церкви, по слову Гос­пода, нет такого знания, кото­рое бы сооб­ща­лась только посвя­щен­ным. Все Еван­ге­лие оди­на­ково при­над­ле­жит всем хри­сти­а­нам.

Что же каса­ется шиит­ского культа муче­ни­ков, то он также отли­чен от хри­сти­ан­ского. Для пра­во­слав­ных муче­ник — сви­де­тель Хри­сто­вой победы над смер­тью, а для мусуль­ман — просто стра­дав­ший за Аллаха чело­век, кото­рый желает полу­чить хоро­шую награду. Само же само­ис­тя­за­ние бес­смыс­ленно и бес­по­лезно, ибо не при­но­сит ника­кой пользы душе чело­века. Какой смысл в том, что ты изу­ве­чишь себя, а потом пой­дешь к про­сти­тутке (у шиитов это «вре­мен­ный брак»)? Это само­му­че­ние тож­де­ственно тому само­би­че­ва­нию, кото­рое делали с собой жрецы Ваала, посрам­лен­ные про­ро­ком Ильей. Лишь демоны раду­ются про­ли­тию чело­ве­че­ской крови в честь того, кто убивал хри­стиан (Али — один из первых мусуль­ман-гони­те­лей).

Ислам­ский расизм

Нельзя пройти мимо того, что в исламе суще­ствует про­блема расизма. В Аме­рике целое дви­же­ние «Черных мусуль­ман» (самый извест­ный из них — Мухам­мед Али) высту­пает с идео­ло­гией, будто людьми явля­ются только негры. По их мнению, все про­роки (в том числе и Хри­стос, и Мухам­мед) были неграми. Белые объ­яв­ля­ются недо­че­ло­ве­ками, извра­тив­шими откро­ве­ние Аллаха.

Но это явле­ние не явля­ется чем-то выда­ю­щимся. Подоб­ным обра­зом и для арабов-мусуль­ман (осо­бенно вах­ха­би­тов) исла­ми­сты-неа­рабы — люди низшей кате­го­рии. В России ново­об­ра­щен­ные мусуль­мане ста­ра­ются копи­ро­вать арабов. И это не слу­чайно. Ведь согласно шари­ату иде­а­лом пове­де­ния явля­ются поступки Мухам­меда, кото­рый освя­тил своим при­ме­ром араб­ский быт VII века. Тем более араб­ский язык счи­та­ется вечным (как язык Корана), на кото­ром будут гово­рить в раю. Так что на самом деле любой после­до­ва­тель­ный мусуль­ма­нин рано или поздно ска­ты­ва­ется к клону дикого кочев­ника полу­то­ра­ты­ся­че­лет­ней дав­но­сти.

Одним из плодов расизма явля­ется рабо­тор­говля, широко рас­про­стра­нен­ная и до сих пор в стра­нах ислама. В боль­шин­стве ислам­ских стран рабо­тор­говля офи­ци­ально была запре­щена под жест­ким дав­ле­нием Запада (о жесто­кая гло­ба­ли­за­ция, раз­ру­ша­ю­щая основы наци­о­наль­ной куль­туры!) только в 1970–1980 годах. Но несмотря на это, никто этого запрета не соблю­дает. В 2001 году запад­ные пра­во­за­щит­ные орга­ни­за­ции выку­пили из раб­ства в шари­ат­ском Судане более четы­рех тысяч чело­век. Причем выяс­ни­лось, что три чет­верти женщин (в том числе и замуж­них) под­вер­га­лись регу­ляр­ным изна­си­ло­ва­ниям. И это не какое-то нару­ше­ние. Ведь согласно Корану любая неволь­ница явля­ется сек­су­аль­ной соб­ствен­но­стью гос­по­дина. Сам Мухам­мед не одоб­рял осво­бож­де­ния рабов, считая, что этим мусуль­ма­нин подо­рвет свое бла­го­со­сто­я­ние. Именно в исламе корень раб­ства, рас­про­стра­нен­ного на Кав­казе.

Ислам и наси­лие

Одной из глав­ных примет ислама, его «визит­ной кар­точ­кой» явля­ется свя­щен­ная война — «джихад». Беслан и Наль­чик, Москва и Лондон, Нью-Йорк и Вол­го­донск сви­де­тель­ствуют о чудо­вищ­ной жесто­ко­сти исла­ми­стов. Эта ситу­а­ция сопро­вож­дает всю исто­рию мусуль­ман­ской рели­гии, начи­ная с Мухам­меда.

Часто, исполь­зуя свое «право на ложь», мусуль­ман­ские аги­та­торы гово­рят, будто ислам запре­щает убий­ство, а «тер­ро­ризм не имеет ни рели­гии, ни наци­о­наль­но­сти». Исходя из этого, при­ве­дем ряд цитат Корана, прямо при­зы­ва­ю­щих от имени Аллаха к мас­со­вым убий­ствам:

«А когда закон­чатся месяцы запрет­ные, то изби­вайте мно­го­бож­ни­ков, где их най­дете, захва­ты­вайте их, оса­ждайте, устра­и­вайте засаду против них во всяком скры­том месте… Но если они обра­ти­лись, испол­няли молитву и давали очи­ще­ние, то осво­бо­дите им дорогу» (сура 9, 5);

«О, пророк! Борись с невер­ными и лице­ме­рами. Будь жесток к ним! Их убе­жище — геенна, и скверно это воз­вра­ще­ние!» (сура 9, 73);

«И уби­вайте их, где встре­тите, и изго­няйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем уби­е­ние!» (сура 2, 191);

«И сра­жай­тесь с ними, пока не будет более иску­ше­ния, а вся рели­гия будет при­над­ле­жать Аллаху» (сура 2, 193).

Под­счи­тано, что Коран содер­жит более пяти­де­сяти при­зы­вов к джи­хаду. Шариат четко опи­сы­вает нормы свя­щен­ной войны. Вся пла­нета делится на две части— «земля мира», где испол­ня­ются нормы шари­ата, и «земля войны», где эти нормы не испол­ня­ются. С госу­дар­ствами «земли войны» нельзя заклю­чать мир­ного дого­вора, а только пере­ми­рие, кото­рое будет нару­шено, как только будет удобно мусуль­ма­нам. Во время джи­хада можно исполь­зо­вать все спо­собы убий­ства, вклю­чая отрав­ле­ние колод­цев. Все мно­го­бож­ники должны быть уни­что­жены, а их жен­щины и дети — обра­щены в раб­ство. Мухам­мед уста­но­вил таксу на выкуп залож­ника. Хри­сти­ане и иудеи уни­что­жа­ются как мно­го­бож­ники в том случае, если мешают мусуль­ма­нам заво­е­вы­вать их земли. Но после заво­е­ва­ния они могут суще­ство­вать в том случае, если будут пла­тить спе­ци­аль­ный налог (джизву). Его размер коле­бался от 80 до 150 про­цен­тов дохода. В Турции суще­ство­вал особый налог на хри­стиан — налог на маль­чи­ков, кото­рых заби­рали и насильно обра­щали в ислам. В том случае, если нему­суль­мане пуб­лично выска­жут сомне­ния в послан­ни­че­стве Мухам­меда, они под­ле­жат смерт­ной казни.

Как с пра­во­слав­ной точки зрения оце­нить эти звер­ства? Отве­том может быть только одно: это страш­ное дей­ствие древ­него врага — сатаны. Он изна­чаль­ный чело­ве­ко­убица, услаж­да­ю­щийся про­ли­тием чело­ве­че­ской крови. Хри­стовы уче­ники донесли Еван­ге­лие, опи­ра­ясь лишь на силу Божию, и про­ли­вали не чужую, а соб­ствен­ную кровь. Творец, создав­ший людей сво­бод­ными, не желает, чтобы люди слу­жили Ему под угро­зой смерти.

Ислам и Пра­во­сла­вие

При таких прин­ци­пи­аль­ных рас­хож­де­ниях между исла­мом и пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством не уди­ви­тельно, что мирное сосу­ще­ство­ва­ние этих рели­гий было воз­можно только при силь­ной хри­сти­ан­ской или хотя бы свет­ской власти. Память хри­стиан хранит страш­ные пре­сле­до­ва­ния, пере­не­сен­ные ими от рук мусуль­ман в тече­ние многих сто­ле­тий. Страш­ный гено­цид XX века в Турции только укре­пил страш­ные опа­се­ния пра­во­слав­ных. Мно­же­ство молитв нашего бого­слу­же­ния просят Бога, Бого­ро­дицу, архи­стра­тига Миха­ила и святых изба­вить нас от мусуль­ман­ского вла­ды­че­ства. До Октябрь­ской рево­лю­ции в молит­во­сло­вах печа­та­лось про­ше­ние об избав­ле­нии от «бого­мерз­кого ага­рян­ского цар­ства».

Но наше время создало новые пер­спек­тивы в деле вза­и­мо­от­но­ше­ния ислама и хри­сти­ан­ства. Ислам­ское обще­ство раз­ру­ша­ется Про­мыс­лом Бога. В резуль­тате впер­вые за много веков появи­лась воз­мож­ность широ­кой миссии среди мусуль­ман, не ослож­нен­ной всей систе­мой шари­ата. Если мы пре­не­бре­жем этой воз­мож­но­стью, будь то из-за тер­пи­мо­сти или боязни, то Бог не про­стит нам этого. Ведь у Него и до сих пор есть овцы и среди мусуль­ман, а наша тру­сость мешает им войти во двор Небес­ного Отца. Неда­ром же Давид пред­ска­зы­вал, что Христу «цари Аравии и Сава дары при­ве­дут» ( Пс. 71:10 ). Разве не явля­ются эти слова обод­ре­нием нам в надежде на Божие реше­ние ислам­ского вопроса?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *