конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры была принята в каком году
Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.)
Конвенция
по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)
(Вашингтон, 3 марта 1973 г.)
признавая, что дикая фауна и флора в их многочисленных прекрасных и различных формах являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны быть охраняемы для настоящего поколения и для будущих,
сознавая все увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры с точек зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики,
признавая, что народы и государства являются и должны быть наилучшими хранителями их собственных дикой фауны и флоры,
признавая к тому же, что международное сотрудничество является необходимыми для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле,
будучи убежденными в необходимости принятия надлежащих мер в этих целях,
согласились о следующем:
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.)
Конвенция подписана от имени Правительства СССР 29 марта 1974 г.
Конвенция утверждена Советом Министров СССР 4 августа 1976 г. Документ об утверждении Конвенции сдан на хранение Правительству Швейцарии 9 сентября 1976 г.
Конвенция вступила в силу 1 июля 1975 г.
Конвенция вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г.
О признании утратившими силу для Российской Стороны оговорок, сделанных от имени Советской Стороны в отношении видов диких животных, включенных в Приложения I и II к настоящей Конвенции см. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 1995 г. N 318
О снятии Российской Федерацией оговорки в отношении речной выдры (Lutra lutra), включенной в Приложение I настоящей Конвенции см. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 653
Текст Конвенции опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 549-562
Принята Конвенция «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС)
СИТЕС является одним из самых крупных соглашений по охране дикой природы
3 марта 1973 года в Вашингтоне (США) во время встречи представителей 80 стран была подписана Конвенция «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС) (англ. The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES).
СИТЕС – это международное правительственное соглашение, подписанное в результате резолюции Всемирного союза охраны природы (IUCN), известное также как Вашингтонская Конвенция. Она была открыта для подписания до 31 декабря 1974 года и вступила в силу 1 июля 1975 года, на сегодняшний день её участниками являются 183 государства, включая Россию, которая стала участницей Конвенции в 1992 году как правопреемник СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 году.
Необходимость принятия данного документа была связана с осознанием того факта, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры стала одной из основных причин сокращения популяций многих животных и растений, и с тем, что только международное сотрудничество в данном вопросе позволяет принять надлежащие меры для их защиты.
Стоит также отметить, что СИТЕС является одним из самых крупных соглашений по охране дикой природы, и участие в ней добровольное. Каждая страна-участница соглашения обязана представить государственный орган, осуществляющий контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Список регулированных видов составляется на Конференции Сторон, которые созывается не реже чем раз в два года.
Как только виды диких животных и растений попадают в список СИТЕС, международная торговля ими становится предметом контроля, степень которого варьируется в зависимости от их статуса: от контролируемой торговли до полного запрета торговли. Разрешение на ввоз и вывоз таких животных и растений выдается административным органом СИТЕС, штаб-квартира которого находится в Женеве (Швейцария). В России функции национального Административного органа СИТЕС выполняют – Росрыболовство (в отношении осетровых видов рыб) и Минприроды России (в отношении остальных видов животных и растений).
Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры
Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры
Существуют две русские транскрипции названия Конвенции — САЙТС и СИТЕС.
Содержание
Цель Конвенции
Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию; соглашение представляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений. Преамбула Конвенции:
признавая, что дикая фауна и флора в их многочисленных прекрасных и разнообразных формах являются незаменимой частью природных систем Земли, которые должны быть охраняемы для настоящего поколения и для будущих, сознавая всё увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры с точки зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики, признавая, что народы и государства являются и должны быть наилучшими хранителями их собственных дикой фауны и флоры, признавая к тому же, что международное сотрудничество является необходимыми для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле, будучи убежденными в необходимости принятия надлежащих мер в этих целях, согласились о следующем…
Подробности
Конвенция САЙТС является одним из самых крупных соглашений по охране дикой природы. Участие в ней добровольное. Хотя соблюдение положений конвенции обязательно для всех подписавших её государств (далее — сторон), специальных национальных законов для этого не требуется. Соглашение скорее обеспечивает рамки, которые уважаются каждой стороной, и на основании которых каждая сторона строит своё собственное законодательство. Часто бывает, что внутреннее законодательство стороны не учитывает положения конвенции либо учитывает, но ограничено штрафами, несоизмеримыми с тяжестью преступления. [3] На 2002 год в 50 % стран, подписавших положения конвенции, не хватает как минимум одного из четырёх главных требований конвенции:
Текст Конвенции был подписан 3 марта 1973 года в Вашингтоне, округ Колумбия, США во время встречи представителей 80 стран. В дальнейшем он был открыт для подписания до 31 декабря 1974 года. Конвенция вступила в силу 1 июля 1975 года после ратификации её 10-м государством. К 2003 году все подписавшие конвенцию государства были названы её сторонами. К августу 2006 года, участниками соглашения считаются 169 государств.
Россия стала участницей Конвенции в 1992 году как правопреемник СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 году.
Финансирование деятельности Секретариата и Конференций сторон происходит из доверительного фонда, который пополняется за счёт взносов сторон. Деньги фонда не могут использоваться сторонами для улучшения выполнения Конвенции. На эти цели, а также на внешнюю деятельность Секретариата (обучение, специальные программы и т. д.) финансирование должно идти из внешних источников (часто от неправительственных организаций). [4]
Хотя соглашение само по себе не предусматривает арбитраж либо судебное разбирательство в случае несоблюдения, за 30 лет деятельности Секретариат выработал некоторые механизмы борьбы с нарушениями сторон. В случае нарушения какой-либо стороны Секретариат в первую очередь уведомляет другие стороны. Далее предполагаемому нарушителю даётся время для апелляции либо предлагается техническая помощь для предотвращения дальнейших нарушений. Другими действиями (не предусмотренными самой конвенцией, но утверждёнными последующими 11 резолюциями) против нарушителя могут быть применены:
Конференции СИТЕС
Секретариат СИТЕС работает по установлению контроля над международной торговлей определенными видами. Условия конвенции требуют, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определенных видов животных и растений проводился на основании разрешений и сертификатов. Каждая сторона соглашения обязана представить государственный орган, который осуществляет контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочен давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Список регулированных видов составляется на Конференции Сторон, которые созывается не реже чем раз на два года. С 3 по 15 июня 2007 года Конференция СИТЕС прошла в Гааге. К ней, согласно правилам Конвенции поступило более 40 новых предложений ограничить или запретить торговлю некоторыми видами растений, животных и рыб.
Предлагалось взять под особый контроль торговлю розовыми кораллами, ограничить вылов колючих акул. В СИТЕС поступила просьба запретить всю коммерческую торговлю рыбой-пилой, запасы которой сократились на 90 %, — её зубы, острая чешуя и другие части тела активно используются в традиционной медицине.
Предложения о запрете или ограничении торговли некоторыми видами дикой фауны и флоры поступили от Германии в качестве председательствующей в Европейском союзе, США, Кении и ряда других государств — участников СИТЕС. Например, Кения и Мали призвали запретить торговлю слоновой костью на ближайшие 20 лет, а Ботсвана и Намибия, наоборот, обратились с просьбой дать им разрешение на торговлю этим товаром.
Борьба с незаконной торговлей
Главными поставщиками на российский нелегальный рынок «живого товара», редких растений и их частей являются:
Однако Россия является не только местом сбыта заморских животных и растительных диковин. Многообразная и уникальная флора и фауна страны сформировала за рубежом устойчивый спрос на них и стремление к обладанию представителями животного и растительного миров, а также их дериватами (продукцией), пусть даже и с использованием противоправных средств, включая их контрабанду. В частности, объектами преступных посягательств становятся части медведя, оленя, кабарги, женьшеня, осетровых видов рыб, местом обитания которых является Дальний Восток (нелегально вывозятся в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая), икра осетровых видов рыб бассейна Каспийского моря. Из Уральского и Сибирского округов в качестве ловчих птиц вывозятся балабаны, кречеты, беркуты.
В 1989 году СИТЕС принял решение о запрете убивать слонов и торговать слоновой костью, которая является одной из самых прибыльных сфер черного рынка во многих африканских и азиатских государствах. Однако в 1997 году, признав, что некоторым африканским странам удалось добиться оздоровления этой популяции, он разрешил Ботсване, Намибии и Зимбабве продать Японии 50 тонн слоновой кости. В 2002 году были одобрены новые квоты на эту продукцию из Ботсваны, Намибии и Южной Африки, однако эти страны в силу технических причин не смогли ими воспользоваться.
Приложения
Конвенция САЙТС работает над установлением контроля над международной торговлей определёнными видами. Она требует, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определённых видов животных и растений производился на основании разрешений и сертификатов.
Примерно 5 000 видов животных и 28 000 видов растений находятся под охраной Конвенции против чрезмерной эксплуатации через международную торговлю. Вымирающие виды сгруппированы в Приложениях по степени угрозы их исчезновения и мерами, предпринимаемыми по их торговле. Некоторые виды могут находиться сразу в нескольких Приложениях, то есть один и тот же вид на одной территории может быть в Приложении I, а на другой территории в Приложении II. Некоторые эксперты оспаривают это положение как рискованное, так как в этом случае виды с более защищённой территории могут быть реэкспортированы через территорию с менее жёсткими требованиями. Например, Саванновый африканский слон (Loxodonta africana) обозначен в Приложении I во всех популяциях кроме Ботсваны, Намибии, Южной Африки и Зимбабве. В перечисленных странах этот слон обозначен в Приложении II. Перечисление всех популяций одного вида предотвратит возможное «отмывание» этих животных, однако сильнее ограничит торговлю видами дикой природы в регионах с хорошими методами управления.
В случае достаточного увеличения численности определённых видов возможно разрешение на их торговлю. Например, в результате продажи ЮАР белых носорогов были получены доходы, которые были потрачены на их сохранение. Хотя выживание белого носорога приписывают не столько включению его в Приложение Конвенции, сколько к увеличению его охраны в местах постоянного проживания, но вполне возможно, что эта охрана не была бы увеличена без включения его в Конвенции. [1]
Приложение I — около 800 видов
Приложение включает все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться с тем, чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. Среди видов этого списка в частности горилла (Gorilla gorilla), виды шимпанзе (Pan spp.), тигр (Panthera tigris), индийский лев (Panthera leo persica), леопард (Panthera pardus), ягуар (Panthera onca), индийский слон (Elephas maximus), некоторые популяции саваннового африканского слона (Loxodonta africana), дюгонь (Dugong dugon), ламантины (Trichechidae) и все виды носорогов, за исключением некоторых подвидов Южной Африки. [5]
Приложение II — около 32 500 видов
Приложение включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием; а также другие виды, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов из первого списка мог быть установлен эффективный контроль. [5]
Приложение III — около 300 видов
Приложение III включает все виды, которые по определению любой Стороны подлежат регулированию в пределах её юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей. [5]
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки и работа
Хотя сама Конвенция не предусматривает арбитража или спора в случае несоблюдения, 36 лет практики СИТЕС привели к нескольким стратегиям борьбы с нарушениями Сторон. Секретариат, получив информацию о нарушении Стороной, уведомляет все другие стороны. Секретариат предоставит Стороне время для ответа на обвинения и может предоставить техническую помощь для предотвращения дальнейших нарушений. Против виновной Стороны могут быть предприняты другие действия, которые сама Конвенция не предусматривает, но которые вытекают из последующих резолюций КС. Это включает:
Двусторонние санкции были введены на основе национального законодательства (например, США использовали сертификацию в соответствии с поправкой Пелли, чтобы заставить Японию отозвать свою оговорку в отношении продукции из черепах-ястребов в 1991 году, тем самым уменьшив объем своего экспорта).
Нарушения могут включать халатность в отношении выдачи разрешений, чрезмерную торговлю, слабое исполнение и непредставление годовых отчетов (наиболее распространенные).
Три образца тикового дерева из разных стран, выглядящие по-разному
Ратификации
Регулирование торговли
СИТЕС работает, подвергая международную торговлю образцами отдельных видов определенным мерам контроля. Весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря видов, подпадающих под действие конвенции, должны быть разрешены через систему лицензирования. В соответствии со Статьей IX Конвенции, Управляющие и Научные органы, каждая Сторона Конвенции должна назначить один или несколько Управляющих органов, отвечающих за администрирование этой системы лицензирования, и один или несколько Научных органов, чтобы консультировать их по влиянию торговли на статус Виды, внесенные в список СИТЕС.
Приложения
СИТЕС защищает около 5000 видов животных и 29000 видов растений от чрезмерной эксплуатации в рамках международной торговли. Каждый охраняемый вид или популяция включается в один из трех списков, называемых приложениями (поясняется ниже). Приложение, в котором перечислены виды или популяции, отражает степень угрозы для них и меры контроля, применяемые к торговле.
Виды предлагаются для включения или исключения из Приложений на заседаниях Конференции Сторон (КС), которые проводятся примерно раз в три года.
Виды в Приложениях могут быть предложены для добавления, изменения Приложения или исключения из списка (т. Е. Исключения) любой Стороной, независимо от того, является ли она государством ареала или нет, и изменения могут быть внесены, несмотря на возражения государств ареала, если имеется достаточное количество ( 2/3 большинства) поддержали листинг. Эти обсуждения обычно являются одними из самых спорных на собраниях практикующих сообществ.
Внутри Сторон растет готовность разрешить торговлю продуктами из хорошо управляемых групп населения. Например, продажа южноафриканского белого носорога принесла прибыль, которая помогла заплатить за охрану. Внесение этого вида в Приложение I повысило цену на рог носорога (что привело к росту браконьерства), но этот вид выжил там, где имелась адекватная наземная охрана. Таким образом, защита полей может быть основным механизмом спасения популяции, но вполне вероятно, что защита полей не была бы усилена без защиты CITES.
Приложение I
К известным видам животных, перечисленным в Приложении I, относятся красная панда ( Ailurus fulgens ), западная горилла ( Gorilla gorilla ), виды шимпанзе ( Pan spp. ), Тигры ( подвиды Panthera tigris ), азиатский лев ( Panthera leo persica ), леопарды ( Panthera pardus ), ягуар ( Panthera onca ), гепард ( Acinonyx jubatus ), азиатский слон ( Elephas maximus ), некоторые популяции африканского кустарникового слона ( Loxodonta africana ), дюгони и ламантины ( Sirenia ) и все виды носорогов (кроме некоторых южноафриканских подвидовые популяции).
Приложение II.
В Приложении II содержится около 21000 видов, которые не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не подлежит строгому регулированию во избежание использования, несовместимого с выживанием видов в дикой природе. Кроме того, Приложение II может включать виды, похожие по внешнему виду на виды, уже перечисленные в Приложениях. Международная торговля образцами видов из Приложения II может быть разрешена путем выдачи разрешения на экспорт или сертификата на реэкспорт. На практике ежегодно торгуют многими сотнями тысяч животных Приложения II. В соответствии с СИТЕС разрешение на импорт этих видов не требуется, хотя некоторые Стороны действительно требуют разрешения на импорт в рамках своих более строгих внутренних мер. Сторона-экспортер требует наличие разрешения на обнаружение без ущерба и разрешение на экспорт.
Кроме того, в Статье VII СИТЕС говорится, что образцы животных, перечисленных в Приложении I, разводимые в неволе для коммерческих целей, рассматриваются как Приложение II. То же самое относится к образцам растений Приложения I, искусственно разводимых в коммерческих целях.
Примеры видов, перечисленных в Приложении II: большая белая акула ( Carcharodon carcharias ), американский черный медведь ( Ursus americanus ), горная зебра Гартмана ( Equus zebra hartmannae ), зеленая игуана ( Iguana iguana ), королева раковин ( Strombus gigas ), император скорпион ( Pandinus imperator ), водяной варан Мертенса ( Varanus mertensi ), крупнолистное красное дерево ( Swietenia macrophylla ) и lignum vitae «железное дерево » ( Guaiacum officinale ).
Приложение III.
В Приложении III, около 170 видов, перечислены виды, включенные в список после того, как одна страна-член обратилась к другим Сторонам СИТЕС за помощью в контроле над торговлей видами. Виды не обязательно находятся под угрозой исчезновения в глобальном масштабе. Во всех странах-членах торговля этими видами разрешена только при наличии соответствующего разрешения на экспорт и сертификата происхождения от государства страны-члена, которая внесла эти виды в список.
Примерами видов, перечисленных в Приложении III, и перечисленных стран являются двупалый ленивец ( Choloepus hoffmanni ) из Коста-Рики, ситатунга ( Tragelaphus spekii ) из Ганы, африканская циветта ( Civettictis civetta ) из Ботсваны и черепаха-аллигатор ( Macrochelys temminckii ) США.
Приложение A, B, C и D
Европейский Союз использует Приложения A, B, C и D вместо приложений 1, 2 и 3.
Приложения A, B и C являются более строгими версиями 1, 2 и 3 и содержат больше видов, охраняемых внутренним законодательством ЕС.
Приложение D, не имеющее аналога в СИТЕС, представляет собой «контрольный список». Он содержит виды, уровни импорта которых отслеживаются для определения уровня торговли и любой потенциальной угрозы видам, создаваемой торговлей.
Поправки и оговорки
Поправки к Конвенции должны быть поддержаны большинством в две трети голосов «присутствующих и голосующих» и могут быть внесены во время внеочередного заседания КС, если одна треть Сторон заинтересована в таком заседании. Поправка Габороне (1983 г.) позволяет региональным экономическим блокам присоединяться к договору. Оговорки (статья XXIII) могут быть сделаны любой Стороной в отношении любых видов, что значительно ослабляет договор (см. Текущие оговорки, сделанные Сторонами СИТЕС). Торговля с государствами, не являющимися Сторонами, разрешена, хотя разрешения и сертификаты рекомендуется выдавать экспортерам и запрашивать импортеры.
Недостатки и опасения
Подход к сохранению биоразнообразия
Черчение
По замыслу СИТЕС регулирует и контролирует торговлю в виде « отрицательного списка », так что торговля всеми видами разрешена и не регулируется, за исключением случаев, когда рассматриваемый вид указан в Приложениях или очень похож на один из этих таксонов. Тогда и только тогда торговля регулируется или ограничивается. Поскольку сфера действия Конвенции охватывает миллионы видов растений и животных, а десятки тысяч этих таксонов потенциально представляют экономическую ценность, на практике такой подход с негативным списком фактически вынуждает подписавшие СИТЕС стороны тратить ограниченные ресурсы только на нескольких избранных, оставляя многих виды, которыми торгуют без ограничений и без пересмотра. Например, недавно несколько птиц, классифицируемых как находящиеся под угрозой исчезновения, стали предметом законной торговли дикими птицами, потому что процесс СИТЕС никогда не учитывал их статус. Если был применен подход «положительного списка», только виды, оцененные и одобренные для положительного списка, были бы разрешены в торговле, что облегчило бы бремя проверки для стран-членов и Секретариата, а также предотвратило бы непреднамеренные угрозы законной торговли для малоизвестных видов.
Конкретные недостатки в тексте включают: он не предусматривает руководящих принципов для вывода «без ущерба», требуемого национальными научными органами; Выводы, не наносящие ущерба, требуют большого количества информации; оговорка «предметы домашнего обихода» часто недостаточно жесткая / достаточно конкретная, чтобы предотвратить нарушения СИТЕС посредством данной статьи (VII); отсутствие отчетности от Сторон означает, что мониторинг Секретариата является неполным; и он не имеет возможности заниматься внутренней торговлей внесенными в список видами.
Патогены животного происхождения
Во время пандемии коронавируса в 2020 году генеральный директор Ивонн Хигуэро отметила, что незаконная торговля дикими животными не только помогает разрушать среды обитания, но и создает барьер безопасности для людей, который может предотвратить передачу патогенов от животных людям.
Предложения по реформе
15 июля 2008 года Комитет по экологическим инсектицидам, который курирует управление конвенцией в период между встречами всех Сторон, предоставил Китаю и Японии разрешение на импорт слоновой кости из четырех африканских правительственных запасов, причем слоновая кость была продана на единственном аукционе в каждой стране. Объемы, которые будут проданы, составляют примерно 44 тонны из Ботсваны, 9 тонн из Намибии, 51 тонну из Южной Африки и 4 тонны из Зимбабве. Китайское правительство в 2003 году признало, что с 1991 по 2002 год оно потеряло 121 тонну слоновой кости.
TRAFFIC данных
С 2005 по 2009 год легальная торговля соответствовала этим цифрам.
В 1990-е годы ежегодная торговля легальными продуктами животноводства составляла 160 миллиардов долларов в год. В 2009 году оценочная стоимость почти удвоилась и составила 300 миллиардов долларов.
Встречи
Текущий список предстоящих встреч отображается в календаре СИТЕС.