консультативная гипотеза выдвигается на каком этапе
Этапы консультативной беседы
Первый этап психологической консультации — знакомство с клиентом и начало беседы
На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
Второй этап консультативной беседы — расспрос клиента, формулирование и проверка гипотез
Первая фаза расспроса клиента – формирование консультативных гипотез. На этой фазе психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. На этой фазе консультант осуществляет следующие действия:
Вторая фаза расспроса клиента – проверка консультативных гипотез. Эта фаза начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать консультативные гипотезы и начать их проверку.
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две–три конкретные ситуации, которые должны быть:
Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
Третий этап консультативной беседы — коррекционное воздействие
Первая фаза коррекционного воздействия – коррекция установок клиента. Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании и т.д.) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей ® Негативная реакция ® сложности во взаимоотношениях партнера, часто усугубляющая проблемы клиента. Это не обходимо для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента. Для этого используются следующие основные приемы:
Результатом работы психолога-консультанта на первом фазе третьего этапа консультативной беседы будет непринятие клиентом прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивних способов поведения.
Вторая фаза коррекционного воздействия – коррекция поведения клиента. На этой фазе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим.
Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Необходимо стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.
Целесообразна также разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента: психолог и клиент детально планируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Необходимо обсудить все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.
К сожалению, на практике тщательная проработка позитивных вариантов поведения происходит не так часто. Для этого либо не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой в этом случае стоит специально сказать.
Четвертый этап психологической консультации — завершение консультативной беседы
На этом этапе психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность воздействия может быть снижена:
Заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с вами сегодня неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по таким-то дням недели в такое-то время. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме”.
Формирование и проверка консультативных гипотез
Построение и оценивание консультативных гипотез, – это, по сути, профессиональное осмысление психологом ВСЕГО того, что говорит, демонстрирует, и в целом вольно или невольно внешне проявляет его клиент. Такое осмысление имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений и процессов. Благодаря консультативным гипотезам, психолог внятно может для себя сформулировать тот ряд психологических проблем, с которыми пришёл к нему клиент.
Формулировка психологической проблемы клиента, по сути, заключается в «переводе» запроса клиента на психологический научно-практический язык, на основе изучения всей информации о личности клиента и о его социальной ситуации. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную, то есть выявить в его психике и в социальном окружении именно то (явление, феномен, условие), что определяет собою нежелательные для клиента психологические проявления и социальные события (ситуацию, обстоятельства). Зависимая переменная (проблемный запрос клиента) предопределяется независимой переменной (психосоциальной выраженностью определённого фрустрирующего фактора)
Каждая гипотеза – это некое психотерапевтическое «измерение», «в котором» (в рамках которого) психолог-консультант определённым образом вникает в жизненную ситуацию клиента, понимает личность клиента. Каждая консультативная гипотеза предполагает варианты более конструктивных позиций и действий в имеющейся ситуации, определяет вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта в ходе анализа ситуации жизни и свойств личности клиента, тем более консультант в дальнейшем будет профессионально оснащён, тем легче ему будет дальше работать с этим клиентом.
Вербально выраженная (словесно высказанная) психологом-консультантом гипотеза, для клиента, «де факто», является интерпретацией его проблемы.
На этапе «исповеди» психолог-консультант старается изначально занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, как бы без участия воли психолога) рассказу. Одновременно, психолог старается осмысливать услышанное и формулировать консультативные гипотезы. Когда консультант сформирует для себя несколько предположений, то у него возникает естественное профессиональное желание занять более активную, «деятельностную» позицию, – задавать клиенту конкретные вопросы, направленные на проверку гипотез, или предпринять какие-либо другие психотерапевтические действия для их проверки. Этому, как правило, полностью соответствует и желание клиента услышать что-либо вразумительное от консультанта в ответ на свои «излияния», так как клиент, к этому моменту, уже, скорее всего, высказал почти всё, что мог и хотел сказать на данный момент.
На этом уровне развития консультационного процесса, со стороны психолога как специалиста, уже начинает постепенно происходить психотерапевтическая смычка со следующим этапом психологического консультирования, – этапом анализа и интерпретации выявленной проблемы клиента. Профессиональный переход психолога-консультанта из несколько пассивного состояния (внешне – это спокойное эмпатическое слушание) в активное состояние (имеется ввиду начало конкретных психотерапевтических действий), – должен быть связан именно с проверкой возникших у психолога-консультанта консультативных гипотез.
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два разнообразных по стилю, но схожих по общему смысловому содержанию, алгоритма психологического консультирования (на данном этапе):
I. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей, мнений и т.п.;
II. Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию проблемы клиента) и спросить клиента, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу консультанта и согласился с ней. Обычно завязывается довольно продуктивный диалог, в результате которого гипотеза корректируется, «обрастает» множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т.е., – консультативная гипотеза максимально индивидуализируется согласно социально-психологическим характеристикам личности клиента (!).
Но и в том и в другом варианте, для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо подробно обсудить с клиентом, как минимум, две-три конкретные и типичные (!) жизненные ситуации клиента, которые должны быть:
а) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;
б) весьма типичны для жизни клиента;
в) содержательно развёрнуты (информативно насыщены и раскрыты) таким образом, чтобы они, по возможности, наиболее полно отражали негативные, позитивные и нейтральные характеристики социальных отношений клиента.
Психологическая работа с конкретными жизненными ситуациями клиента важна потому, что чем более подробно говорит (описывает ситуацию) человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те психосоциальные аспекты психосоциальной реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всём протяжении второго этапа психологического консультирования нужно психологически стимулировать клиента на описание собственных чувств и воспринимаемых клиентом чувств других людей. Чувства глубоко отражают действительность, много говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и внутренних конфликтах, зачастую лежащих в основе проблем.
Так же, на данном этапе консультационной работы, психолог начинает осуществлять предварительное профессиональное психологическое консультативное заключение, делает проекционный психологический диагноз (формулирует для себя т.н. пилотажное консультативное заключение).
«Построение» психологом-консультантом профессионального психосоциального консультационного заключения («выведение» т.н. психологического консультативного диагноза) по личностной социально-психологической проблематике клиента, начинается с профессионального анализа консультантом такого основополагающего параметра как жалоба клиента, которая, в подавляющем большинстве случаев, обладает определённой структурой.
Консультативная гипотеза выдвигается на каком этапе
Этап 2. Распрос клиента. Формирование и провер консультативных гипотез
1. Формирование консультативных гипотез.
2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Формирование консультативных гипотез»
Эмпатическое слушание. Обычно когда говорят об эмпа-тии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эм-патии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с. 8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. Начинающему консультанту достаточно хотя бы желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «конечно», «угу», «да-да».
Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
Структурирование беседы. Первый прием: задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
•1. Формирование консультативных гипотез.
•2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:
· a) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с.8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
· b) Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе«Проверка консультативных гипотез»:
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:
· a) Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
· b) Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.
· a) тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;
· b) типичными для жизни клиента;
· c) желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
После того, как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия знаменует собой начало следующего, третьего этапа консультативной беседы
Этапы консультирования.
Результатом работы на этой стадии является то, что клиент психологического консультирования достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консультанта.
Несовпадение может быть по всем обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем. К появлению или обострению дисгармонии всегда приводят конкретные жизненные коллизии и воспринимаются клиентом как причина его проблем, хотя на деле картина может быть намного сложнее.Важной задачей является выяснение всех возможных патогенных условий и факторов, которые могли наложить отпечаток на развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Это нужно не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (чаще всего это оказывается проблематичным, хотя иногда и необходимым), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать. [2]
Анализ проблемной ситуации предполагает выявление ее участников, т.е. круга лиц значимого общения клиента, поскольку система взаимоотношений с другими людьми (прежде всего их патогенное влияние) может играть существенную роль в развитии психологических проблем человека. Вместе с тем сам клиент может оказывать патогенное воздействие на своих близких. Поэтому полезно определить, кто еще нуждается в психологической помощи. [5]
Часто истинная сущность трудностей человека не совпадает с формулировкой, которую он дает в своей жалобе. Поэтому информацию, полученную от него, нужно дополнить результатами разных диагностических приемов и наблюдением за его вербальным и невербальным поведением, интерпретируя его в терминах психологических проблем. Это позволяет выявлять психологические ключи, т.е. индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента. Примером психологических ключей могут быть слова, фразы, особенно несущие эмоциональную нагрузку, часто повторяющиеся выражения в речи клиента (вербальные ключи); смена настроения в определенные моменты беседы или при обсуждении определенных тем, специфические жесты, мимика и т.д. (невербальные ключи); несоответствие между содержательной и эмоциональной стороной беседы.
Приступая к работе, консультант в первую очередь пытается установить наличие других признаков, сигнализирующих о психическом расстройстве (бред, навязчивости и др.), а также выясняет обстоятельства жизни клиента, которые могли послужить причиной депрессивного состояния. В зависимости от характера информации, получаемой психологом, выдвинутая гипотеза или подтверждается, или опровергается и меняется на другую.
Гипотезы, которые психолог-консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Во время психологического консультирования психолог-консультант может достаточно четко изложить одну, проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту логику его поведения. Для сообщения содержания гипотезы психолог-консультант демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию проверить и принять.
Разговор психолога-консультанта с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 20 минут.
Четвертая стадия представляет собой выработку альтернативных решений и формулирование терапевтической задачи. На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы.Однако это не преуменьшает вклада консультанта, ибо ему принадлежит инициатива в выборе и формулировании консультативных задач и роль активного помощника в решении клиентом своих психологических проблем.
Первым вариантом терапевтической задачи является запрос клиента. Однако объективно для человека не всегда необходимо именно то, с чем он обращается в консультацию. Поэтому задача в процессе консультирования постепенно уточняется и изменяется. Формулирование задачи консультант осуществляет, как правило, вместе с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. Это не исключает возможности своего видения ситуации психологом и своих задач, которые он формулирует для себя. [5]
Терапевтическая задача определяется психологическими проблемами человека, точнее их деструктивным действием. В самом общем случае формулировкой задачи может быть такая: «Какие способы эффективного решения своих психологических проблем следует найти человеку, чтобы он мог устранить, уменьшить или компенсировать их деструктивное и патогенное влияние?»
Решение терапевтической задачи должно быть ориентировано на изменение качества этой проблемы.
2. формулирование задачи должно быть ориентировано на причины психологических проблем, потому что всегда более эффективно воздействовать на причины явлений, чем на их следствия. В этом плане некоторые техники психотерапии позволяют сделать «временную регрессию», позволяющую клиенту добиться повторения переживаний и осуществить значимую корректировку прошлых событий с целью снижения их психотравмирующего влияния.
Технологически процесс выдвижения альтернативных решений связан с некоторыми логическими шагами, снижающими исходную неопределенность ситуации. То есть исходная проблема должна быть разделена на множество промежуточных задач, последовательное решение которых представляет некий план преодоления общей (исходной) проблемы. Причем на каждом шаге в преодолении проблемы существует и, соответственно, выдвигается несколько возможных вариантов действий.
Таким образом, с учетом принятия или непринятия клиентом некоторых из обсуждаемых вариантов складывается общий замысел действий, представляющий решение терапевтической задачи. Причем этот вариант принят самим клиентом, и это самое главное в плане вероятности достижения позитивного результата.
Содержание пятой стадии психологического консультирования состоит в обобщении психологом-консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни.Данная стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести следующие: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касавшихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.
1. В консультировании важно, чтобы консультант и клиент не просто пришли к некоему совместному выводу или решению, но и то, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, когда казавшиеся замечательными идея или путь изменения взаимоотношений вдруг начинают восприниматься клиентом как необоснованное, непонятно откуда возникшее решение. Бывает также, что у самого клиента после посещения психолога возникает желание обсудить с кем-то происходящее, поделиться новыми идеями и переживаниями. И тут оказывается, что вместо подробного и логичного рассказа человек, активно работавший во время приема, с трудом может вспомнить, о чем вообще был разговор.
Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.
2. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. Безусловно, реально за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если на то нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координаты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан.
Как правило, в течение первой встречи удается пройти все стадии консультирования. Однако в некоторых случаях возможны (а порой и необходимы) и повторные консультаций. Это происходит в нескольких случаях:
а) на первой консультации были пройдены только первая и вторая стадии консультативного процесса;
в) стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультации с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.)
Практическая социальная психология [ГМ Андреева СП:1997, с330-336]