Ко́нногварде́йский бульвар — бульвар в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от проезда Декабристов до площади Труда.
Содержание
История названия
История
Достопримечательности
Объект культурного наследия РФ № 7810034003 № 7810034003
Объект культурного наследия РФ № 7810072001 № 7810072001
Объект культурного наследия РФ № 7810072001 № 7810072001
Объект культурного наследия РФ № 7802426000 № 7802426000
Объект культурного наследия РФ № 7810042000 № 7810042000
Объект культурного наследия РФ № 7810113000 № 7810113000
Примечания
Литература
Ссылки
Улицы Санкт-Петербурга: Адмиралтейский район, Адмиралтейский округ
Основные магистрали
МО Адмиралтейского района: Коломна • Сенной округ • Адмиралтейский округ • Семёновский • Измайловское • Екатерингофский
КОННОГВАРДЕЙСКИЙ бульвар — В 1717 году от земляных валов Адмиралтейства до реки Мойки был прорыт канал, который назывался Прядильным, а затем Адмиралтейским. Этот канал служил транспортной артерией между Адмиралтейством, прядильными и канатными фабриками и складами. В… … Почему так названы?
КОННОГВАРДЕЙСКИЙ переулок — В 1717 году от земляных валов Адмиралтейства до реки Мойки был прорыт канал, который назывался Прядильным, а затем Адмиралтейским. Этот канал служил транспортной артерией между Адмиралтейством, прядильными и канатными фабриками и складами. В… … Почему так названы?
Бульвар — (франц. boulevard, от нем. Bollwerk бастион, оплот) аллея в городе или улица, обсаженная деревьями. Б. обычно возникали на месте разнообр. крепостных стен (Бульварное кольцо в Москве), срытых земляных укреплений (Садовое кольцо в Москве),… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Конногвардейские бульвар и переулок — Эти проезды находятся в Адмиралтейском районе. Конногвардейский бульвар проходит от Исаакиевской площади до площади Труда, Конногвардейский переулок – от Конногвардейского бульвара до Большой Морской улицы. Первое название переулка,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ПРОФСОЮЗОВ бульвар — ныне КОННОГВАРДЕЙСКИЙ бульвар … Почему так названы?
Профсоюзов бульвар — Бульвар Профсоюзов. Бульвар Профсоюзов. Санкт Петербург. Профсоюзов бульвар (до 1918 Конногвардейский), между площадью Декабристов и площадью Труда. В начале XVIII в. по трассе бульвара Профсоюзов прорыт Адмиралтейский канал. В 180407 вдоль … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Профсоюзов бульвар — (до 1918 Конногвардейский), между площадью Декабристов и площадью Труда. В начале ХVIII в. по трассе П. с. прорыт Адмиралтейский канал. В 1804 07 вдоль канала построены здания казарм и манежа Конногвардейского полка (дома 2 4, архитектор Дж … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Маршруты Санкт-Петербургского автобуса — Содержание 1 Список маршрутов 1.1 Городские маршруты 1.1.1 1 25 1.1.2 26 50 … Википедия
Список улиц Санкт-Петербурга — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/6 августа 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Смотреть что такое «КОННОГВАРДЕЙСКИЙ бульвар» в других словарях:
Конногвардейский бульвар — Санкт Петербург Общая информация Район города Адмиралтейский Полицейская часть Адмиралтейская часть Прежние названия Конно Гвардейский бульвар, Малая Благовещенская улица, Благовещенский бульвар, бульвар Профессиональных Союзов, бульвар… … Википедия
КОННОГВАРДЕЙСКИЙ бульвар — В 1717 году от земляных валов Адмиралтейства до реки Мойки был прорыт канал, который назывался Прядильным, а затем Адмиралтейским. Этот канал служил транспортной артерией между Адмиралтейством, прядильными и канатными фабриками и складами. В… … Почему так названы?
КОННОГВАРДЕЙСКИЙ переулок — В 1717 году от земляных валов Адмиралтейства до реки Мойки был прорыт канал, который назывался Прядильным, а затем Адмиралтейским. Этот канал служил транспортной артерией между Адмиралтейством, прядильными и канатными фабриками и складами. В… … Почему так названы?
Бульвар — (франц. boulevard, от нем. Bollwerk бастион, оплот) аллея в городе или улица, обсаженная деревьями. Б. обычно возникали на месте разнообр. крепостных стен (Бульварное кольцо в Москве), срытых земляных укреплений (Садовое кольцо в Москве),… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Конногвардейские бульвар и переулок — Эти проезды находятся в Адмиралтейском районе. Конногвардейский бульвар проходит от Исаакиевской площади до площади Труда, Конногвардейский переулок – от Конногвардейского бульвара до Большой Морской улицы. Первое название переулка,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ПРОФСОЮЗОВ бульвар — ныне КОННОГВАРДЕЙСКИЙ бульвар … Почему так названы?
Профсоюзов бульвар — Бульвар Профсоюзов. Бульвар Профсоюзов. Санкт Петербург. Профсоюзов бульвар (до 1918 Конногвардейский), между площадью Декабристов и площадью Труда. В начале XVIII в. по трассе бульвара Профсоюзов прорыт Адмиралтейский канал. В 180407 вдоль … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Профсоюзов бульвар — (до 1918 Конногвардейский), между площадью Декабристов и площадью Труда. В начале ХVIII в. по трассе П. с. прорыт Адмиралтейский канал. В 1804 07 вдоль канала построены здания казарм и манежа Конногвардейского полка (дома 2 4, архитектор Дж … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Маршруты Санкт-Петербургского автобуса — Содержание 1 Список маршрутов 1.1 Городские маршруты 1.1.1 1 25 1.1.2 26 50 … Википедия
Список улиц Санкт-Петербурга — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/6 августа 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Конногвардейский бульвар — бульвар в Адмиралтейском районе в Санкт-Петербурге. Проходит от Сенатской и Исаакиевской площадей до площади Труда.
Рейтинг: 0,3 (MAX 10,0 )
Название
Бульвар назван (известно с середины в 19 века) по находившимся здесь манежу и казарм лейб-гвардии Конного полка.
С октября 1918 года до 4 октября 1991 года носил название «Бульвар Профессиональных Союзов», в честь Петроградского совета профессиональных союзов, в связи с тем, что на бульваре находился Дворец Труда.
Достопримечательности
В начале бульвара установлены две колонны Славы со скульптурами богини Ники — подарок короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV Николаю I. Архитектор К. И. Росси, скульптор Х. Д. Раух. Высота колонн 12 м, в том числе скульптур — 2.5 м. Открыты в 1845 году.
Дом 2 — Конногвардейский манеж (Центральный выставочный зал). Памятник архитектуры (федеральный). Объект культурного наследия № 7810034003.
Дома 4, 6 — бывшие казармы лейб-гвардии Конного полка. Памятник архитектуры (федеральный). Объект культурного наследия № 7810072001. В доме № 4 находится Музей русской водки.
Дом 17, Доходный дом Утина.
Здание в стиле необарокко построено в конце 1850-х гг. архитектор Р. И. Кузьмин. Парадный фасад декорирован в формах барокко. Скульптурные украшения выполнены по моделям Д. И. Иенсена. На третьем этаже расположено 13 балконов, каждый балкон поддерживается двумя фигурками путти.
В здании располагается Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург.
В самом центре Санкт-Петербурга, между Александровским садом у Адмиралтейства и островом Новая Голландия пролегает небольшой, но богатый на достопримечательности Конногвардейский бульвар. Наверняка многие из туристов, проходящих по нему, и не догадываются о том, что некогда на этом месте располагался Адмиралтейский канал, предназначенный для транспортировки лесоматериалов. Водная артерия находится у нас под ногами и сегодня, правда в наши дни она заключена в подземную трубу. Предлагаю вам прогуляться по этому живописному месту и познакомиться с его историей.
Конногвардейский бульвар в Санкт-Петербурге
Как добраться на метро
Ближайшая к бульвару станция метро — «Адмиралтейская». В теплое время года вы можете прогуляться от нее пешком, путь займет около 10—15 минут. Если идти лень или на улице льет дождь, то добраться от метро до бульвара можно на троллейбусе или маршрутке.
Немного истории
Канал на месте Конногвардейского бульвара появился в 1710-х годах, он был частью Адмиралтейского канала, протекающего неподалеку и сегодня. Раньше водная артерия соединяла Адмиралтейские верфи со складами Новой Голландии и Галерным двором. На складах хранился лес для Адмиралтейства, по каналу его транспортировали. Кстати, Новая Голландия получила свое имя благодаря так называемому голландскому способу хранения и сушки корабельного дерева.
Наверху видны статуи Победы Особняк князя Кочубея Скульптуры у особняка
Часть Адмиралтейского канала, на которой сегодня пролегает Конногвардейский бульвар, была заключена в трубу в 1840-х годах. Устройством нового бульвара занимался архитектор Николай Ефимович Ефимов, участвовавший в возведении и отделке множества жилых, административных и культовых зданий в Петербурге. Наверное, одно из самых известных его архитектурных творений — постройка здания Нового Эрмитажа по проекту Лео фон Кленце.
Доходный дом купца И. О. Утина Здание отличает огромное количество разнообразного декора Балкон
Нужно сказать, что примечательных построек, расположенных у Конногвардейского бульвара, — великое множество. Вместо того чтобы изучать историю этой части города самостоятельно, я отправился на прогулку по бульвару с Клубом экскурсий Петра Гордеева. Напомню, я уже ходил с этим туристическим агентством на Смоленское православное и Новодевичье кладбище, поэтому был абсолютно уверен, что получу сегодня много новой и интересной информации.
Перспектива в сторону Александровского сада Казармы лейб-гвардии Конного полка Несмотря на то, что это самый центр города, здесь всегда мало автомобилей
Перспектива Конногвардейского бульвара со стороны Александровского сада открывается двумя колоннами Славы, на вершине которых установлены статуи Победы. Интересно, что эти скульптуры подарил Николаю I прусский король. Это был ответный презент, незадолго до этого наш император преподнес Фридриху Вильгельму IV две конные статуи, созданные Петром Клодтом для Аничкова моста.
Инсталляция «Буква З»
По правую и левую руку от нас располагаются знаменитые петербургские постройки — здания Сената и Синода (сегодня здесь находятся Конституционный суд и Президентская библиотека) и Конногвардейский манеж. Кстати, именно по расположению здесь Манежа и казарм лейб-гвардии Конного полка (д. 4—6) бульвар стал называться Конногвардейским. С 1918 по 1991 годы он именовался бульваром Профсоюзов (до 1923 года — бульвар Профессиональных союзов).
Одна из самых интересных построек центральной части бульвара — доходный дом купца И. О. Утина, возведенный архитектором Романом Ивановичем Кузьминым в 1858—1860 годах. Здание привлекает обилием декора и скульптур. Я планирую написать отдельную статью об этом интересном и необычном строении.
Новая Голландия Пройдёмся дальше вдоль канала
Еще одна крупная достопримечательность Конногвардейского бульвара — выходящий к нему торцом Николаевский дворец. Эту великокняжескую резиденцию для Николая Николаевича (Старшего) возвел именитый зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер в 1853—1861 годах. С конца XIX века помещения дворца занимал Женский институт имени великой княгини Ксении Александровны. После революции здание передано Совету профсоюзов.
Арка Новой Голландии
Здесь я хотел бы закончить свой небольшой рассказ об этой части города. Если вы решитесь приехать сюда на прогулку, не поленитесь пройтись до Новой Голландии, сейчас там находится популярное среди туристов и местных жителей общественное пространство. Еще одно место, куда бы я рекомендовал сходить в это время года, — смотровая площадка на звоннице Смольного собора. Я посещал ее пару лет назад, поверьте, осенний Петербург с высоты птичьего полета прекрасен!
Если кратко, в целом:
живописный бульвар в центре Петербурга; можно пройтись самостоятельно или в составе экскурсионной группы; вокруг находится огромное количество интересных достопримечательностей.
На месте Конногвардейского бульвара с 1717 года существовал рукотворный Адмиралтейский канал. Он был прорыт от острова Новая Голландия, где с 1730-х годов хранились строительные материалы, до верфи Адмиралтейства, где из этих материалов строили корабли. До появления складов на Новой Голландии корабельный сосновый лес хранился прямо в Адмиралтейском канале.
На левом берегу Адмиралтейского канала (если стоять лицом к Адмиралтейству) в 1721-1723 годах был построен Канатный двор. До его появления канаты изготавливали в Москве, а хранили в деревянном сарае, возведённом на гласисе Адмиралтейства в 1710-1711 годах. 30 июня 1720 года Петром I было указано: «прядильню в одно житьё делать позади двора светлейшего князя и уступить от того двора улицу» [Цит. по: 3, с. 90]. Так не только было определено место Канатного двора, но и утверждено направление Галерной улицы.
По другу сторону Адмиралтейского канала находился рукотворный остров, на котором планировалось размещение амбаров для пеньки, льна и угля. Хранение этих легковоспламеняемых материалов требовало особых условий. Но, по всей видимости, амбаров на острове так и не построили. До начала XIX века он оставался пустым.
В 1775 году появился проект полной перестройки Канатного двора. Он реализован не был. Но после пожара в Адмиралтействе в 1783 году было решено перенести и верфь и Канатный двор в Кронштадт. Так как при этом многим чиновникам пришлось бы переехать из столицы, кроме составления проектов и многомиллионных смет дело дальше не пошло. Адмиралтейство осталось на своём месте, а вот Канатный двор указом от 23 октября 1786 года был упразднён. Для верфи оказалось выгоднее покупать канаты у частных производителей, а не изготавливать их за счёт казны.
Здания Канатного двора были переданы под хлебные склады. Но так как на переустройство строений под новые цели потребовался дорогостоящий ремонт, 6 июля 1794 года появилось объявление о продаже этой территории по частям в частные руки. Бывший Канатный двор был поделен на 24 участка, из которых к 5 марта 1795 года было продано только пять.
После смерти Екатерины II её сын новый император Павел I остановил продажу бывшего Канатного двора частным лицам. Но так как несколько участков, ближе к Петровской площади, уже были проданы, то решили продлить Замятин переулок до Адмиралтейского канала. Территорию от него до Петровской (Сенатской) площади оставили в продаже, а другую часть территории оставили в казне. На этом месте возникли деревянные двухэтажные казармы для нижних морских чинов и склады дров.
Начало XIX века ознаменовалось появлением на Адмиралтейском канале казарм и манежа Конногвардейского полка, построенных в 1804-1807 годах. Они и дали впоследствии название Конногвардейскому бульвару. Манеж (дом №2) спроектировал известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги. Его главный фасад скрыл со стороны Сенатской площади расположившиеся вдоль канала казармы. Строительство трёхэтажного дома №4 завершили к 14 ноября 1807 года. Он возводился под наблюдением архитектора Ермолаева и каменных дел мастера Бетмиллера [3, с. 156]. Его второй этаж был отведён солдатам, входные лестницы для которых устроили со стороны канала. Верхний этаж заняли офицеры, имевшие входные лестницы со стороны улицы Якубовича (тогда Ново-Исаакиевской). В первом этаже находились конюшни. На месте дома №6 в те годы существовали окружённые забором мастерские, кузницы и полковой лазарет. В старых казармах размещалась полковая церковь Благовещения. Позже для неё построили отдельное здание на Благовещенской площади.
Берега Адмиралтейского канала были оборудованы гранитными тумбами и металлической оградой, подобной ограде набережной реки Мойки. У его восточного торца находился водопой для лошадей. Водоём использовали в том числе как сточную канаву. Сюда сливались канализационные воды из прилегающих частных владений и конногвардейских казарм. Течения здесь практически не наблюдалось, вода застаивалась. В начале XIX века пропала и необходимость провода по Адмиралтейскому каналу барж с лесом [4].
В 1830-х годах архитектор Карл Росси предложил засыпать канал, устроив на его месте аллею для пеших прогулок. Повод осуществить задуманное представился только при строительстве Николаевского (Благовещенского) моста через Неву. Прилегающая территория потребовала коренного преобразования и лучшего благоустройства. 10 июня 1842 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовала заметку о планах заключения Адмиралтейского канала в трубу. Соответствующие работы возглавлял инженер путей сообщения П. А. Мейнгард. Работы планировалось завершить уже в следующем году. Составленный Карлом Росси проект бульвара был утверждён 1 февраля 1845 года [4, с. 44]. Его реализацией занимался архитектор Н. Е. Ефимов.
В процессе устранения канала новый бульвар иногда называли Адмиралтейским, включая его в состав существующий до настоящего времени Адмиралтейский проезд. 12 апреля 1845 года император Николай I повелел назвать новый бульвар Конногвардейским. После этого газета «Северная пчела» писала:
Вскоре после этого Николаю I был сделан подарок из Берлина: две бронзовые статуи Победы работы скульптора Х. Д. Рауха. Подарок был сделан прусским королём Фридрихом-Вильгельмом IV в качестве ответного жеста за передачу ему скульптурных групп «Укротители коней», копий коней на Аничковом мосту. Николай I решил установить статуи на новом бульваре и заказал архитектору Рауху постаменты. В конце 1844 года чертежи были предъявлены императору. Они его не удовлетворили, после чего их создание поручили Карлу Росси.
18 января 1845 года архитектор подал на высочайшее имя записку «Об устройстве двух гранитных колонн под бронзовые фигуры для нового Адмиралтейского бульвара». В ней Росси предложил установить колонны не только при входе на бульвар, но и с обоих сторон строящегося Благовещенского моста. От такого предложения архитектора было решено отказаться.
Только что посаженные на Конногвардейском бульваре деревья пострадали от непогоды 21 сентября 1846 года. В тот день выпал снег, а листья с деревьев опасть не успели.
Застройка чётной стороны Конногвардейского бульвара окончательно сформировалась в первые годы его существования. Уже летом 1845 года была начата реконструкция построек, на месте которых вскоре появились казармы (дом №6). Тогда же дом №4 перестраивал архитектор И. Д. Черник. По всей видимости, при этом был изменён лишь фасад со стороны бульвара, тогда как фасад со стороны улицы Якубовича сохранил облик приданный ему в первые годы XIX века [4, с. 45].
Нахождение на новом Конногвардейском бульваре старых Морских казарм также посчитали неуместным. На 1 декабря 1847 года были назначены торги, дабы продать эту территорию частным лицам, которые построили бы здесь дома в модном тогда стиле «возрождения». Но инвесторов не нашлось. Историк П. Н. Столпянский пишет, что в 1864 году территория снова была выставлена на продажу, но и в этот раз сделка не состоялась [3, с. 97]. Эти сведения не согласуются с тем, что к этому времени территория уже была застроена.
На месте старых Морских казарм, на новой Благовещенской площади и вдоль Конногвардейского бульвара, в 1853-1861 годах был построен дворец сына Николая I великого князя Николая Николаевича (Николаевский дворец). Комплекс из самой великокняжеской резиденции и обслуживающих её построек занял весь участок между бульваром и Галерной улицей вплоть до Замятина переулка.
В Николаевском дворце в советское время расположился совет профсоюзов. Из-за этого бывшую великокняжескую резиденцию стали называть дворцом Труда, а улицу с октября 1918 года бульваром Профессиональных Союзов. К 1923 году название сократили до «бульвара Профсоюзов».