концы каких канатов должны счаливаться
Признаки и норма браковки стальных канатов
Браковка каната крана
Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.
Канаты
Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана.
При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит органического сердечника браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате
поверхностного износа или коррозии, % 10 15 20 25 30 и более
Число обрывов проволок, % от норм 85 75 70 60 50
Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходмость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.
При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений сдирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при db≥1,08dk, где dв — диаметр спирали волнистости, dк — номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв≥4/3dк.
Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.
Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
Для перехода на следующую страницу воспользуйтесь постраничной навигацией ниже
Технический осмотр каната и критерии замены
В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей: — количества обрывов проволоки и их положения; — износа проволок (уменьшение диаметра каната); — внутренней и внешней коррозии; — повреждения (дефектов) и износа каната.
Обрыв проволоки каната
Необходимо сосчитать количество обрывов проволоки, видимых на поверхности каната. При этом с особым вниманием нужно осмотреть изношенную часть изделия. Обрывы проволок необходимо отслеживать участках каната равных 6 и 30 диаметрам каната. Если количество обрывов проволоки превышает установленным минимум хотя бы на одной из двух указанных длин, канат подлежит замене. Обрывы проволок в пряди, как правило, указывают на внутреннее повреждение каната. В случае обрыва проволоки должны быть четко видны оборванные концы. Канат рассматривается для отбраковки, если число видимых сломанных проволок равно или превышает допустимый предел. В 6 и 8-прядных канатах обрывы проволоки большеимеют место в наружных слоях, тогда как в многопрядных канатах характерны обрывы проволок во внутренней части. Эти обрывы являются невидимыми и требуют специальных методов исследования. Рекомендуют производить замену каната, когда проволоки с обрывом находятся близка друг к другу на длине не больше чем 6d или на одной пряди.
Уменьшение диаметра каната
При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием. Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов: — внутренний износ; — внешний износ вследствие истирания наружных проволок; — ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов. Канат должен быть отбракован: — если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа; — если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.
Коррозия канатов
Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя. Канат должен быть отбракован: — ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок; — подтверждение тяжелой внутренней коррозии.
Деформация каната
Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната: — местное нарушение каната; — выступ проволоки, пряди или сердечника; — формирование скручиваний или петель; — локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната; — локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.
Дефекты стального каната
Нормы выбраковки стропов
Стропы из стального каната
Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.
При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:
В каком случае канатные стропы подлежат браковке?
Важно!
В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.
Цепные стропы
Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:
Цепные стропы подлежат браковке
при следующих случаях:
Текстильные стропы
Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.
Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным
текстильным стропам. К нормам браковки
круглопрядных
стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.
Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:
Книга: Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
Приложение 13. Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов
1. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число несущих проволок в наружных прядях
Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам
Группа классификации (режима) механизма
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала c синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
Рис. 4. Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната:
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) или коррозии (см. рис. 6, д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %
Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
Концы каких канатов должны счаливаться
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КАНАТЫ ЗАКРЫТЫЕ НЕСУЩИЕ
Steel wire ropes. Locked conveying wire ropes.
Specifications
ОКП 12 5100, 12 5200
Дата введения 1975-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством черной металлургии СССР
К.И.Туленков, И.А.Лобанков, Н.А.Галкина, В.И.Царюк, Ю.Д.Мамаев, П.И.Хромов, Ф.С.Ревзина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15.06.73 N 1484
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
(Измененная редакция, Изм. N 6).
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (февраль 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в июле 1977 г., апреле 1982 г., марте 1985 г., октябре 1987 г., декабре 1989 г. (ИУС 7-77, 7-82, 6-85, 1-88, 3-90)
ВНЕСЕНО Изменение N 6, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24.05.2001 N 19). Государство-разработчик Россия. Постановлением Госстандарта России от 17.12.2001 N 531-ст введено в действие на территории РФ с 01.03.2002 и опубликованное в ИУС N 3, 2002 год
Изменение N 6 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2002 год
Настоящий стандарт распространяется на стальные закрытые несущие канаты общего назначения.
Обязательные требования к качеству канатов, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, изложены в пп.1.13, 1.15, 1.16, 1.18, 1.20, 3.2, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8.
(Измененная редакция, Изм. N 6).
1а. КЛАССИФИКАЦИЯ
1a.1. Канаты подразделяют по признакам, приведенным в пп.1a.1.1-1a.1.4.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1a.1.1. По способу свивки:
(Введен дополнительно, Изм. N 3; измененная редакция, Изм. N 5).
1a.1.2. По направлению свивки:
Направление свивки каната определяется направлением свивки проволок наружного слоя.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
1a.1.3. По механическим свойствам проволоки:
Для подъема и транспортирования людей следует применять канаты только марки В.
1a.1.4. По виду покрытия поверхности проволок:
— из оцинкованной проволоки:
» особо жестких » » » ОЖ.
1а.1.3, 1a.1.4. (Введены дополнительно, Изм. N 3; измененная редакция, Изм. N 5).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. (Исключен, Изм. N 3).
Канаты должны изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
1.3. Канаты изготовляют с правым направлением свивки проволок наружного слоя. Направление свивки проволок в двух верхних смежных слоях должно чередоваться.
По требованию потребителя канаты могут изготовляться с левым направлением свивки.
1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. N 5).
По требованию потребителя шаг свивки каната может быть увеличен до 15-кратного диаметра.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).
1.5. Канат должен иметь по всей длине одинаковую кратность шага свивки.
1.6. В канатах не должно быть оборванных, перекрученных и заломанных проволок.
Поверхность каната не должна иметь выступающих или запавших проволок.
1.7. Поверхность проволок каната должна быть без трещин и ржавчины; на проволоке не должно быть срезанных участков, превышающих предельное отклонение по диаметру или профилю проволоки.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).
1.8. Диаметр центральных проволок в канатах с сердечником точечного касания должен быть толще основных на 0,2-0,4 мм.
1.9. При свивке каната проволоки должны иметь равномерное натяжение. Все проволоки в канате должны плотно прилегать к проволокам нижележащих слоев. Зетобразные проволоки в слое должны прилегать друг к другу, образуя соединения замком. Между фасонными проволоками допускается зазор, не нарушающий замка каната.
1.10. Проволоки каната должны соединяться посредством высокотемпературной пайки или контактной стыковой электросварки. В качестве припоя должна применяться латунь марки Л060-1 по ГОСТ 15527.
Места соединений не должны быть хрупкими и утолщенными. Утолщение не должно превышать предельное отклонение по диаметру или профилю проволоки.
Расстояние между местами соединений отдельных проволок в каждом слое должно составлять не менее пяти шагов свивки.
Для канатов марки В количество соединений наружных проволок не должно быть более двух на длине 500 м каната.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 5).
1.11. Канаты должны быть смазаны по всем слоям.
В качестве смазок должны применяться Торсиол-55 по ГОСТ 20458, Торсиол-35, БОЗ-1 по НТД. По согласованию изготовителя с потребителем допускается применение смазки других типов.
По требованию потребителя канаты могут изготовляться в несмазанном виде.
(Измененная редакция, Изм. N 2-5).
1.12. На концы каната должно быть наложено не менее трех зажимов, предохраняющих их от расслабления, а концы проволок в торце каната должны быть соединены при помощи сварки.
1.13. Канат должен иметь равномерный диаметр по всей длине. Диаметр каната должен удовлетворять указанному в соответствующих стандартах на сортамент.
Предельное отклонение по диаметру каната от его номинального диаметра не должно быть более:
— для канатов из проволоки без покрытия;
1.14. Длина каната устанавливается в заказе. По требованию потребителя канат изготовляют определенной длины, при этом его масса не должна превышать 30 т.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 г. N 563 г. Москва «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 января 2014 г.
Регистрационный N 31036
В соответствии с подпунктом 5.2.2.16 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог».
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Врио руководителя А.В.Ферапонтов
Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 03.03.2014.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»
а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;
б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;
в) проведении экспертизы промышленной безопасности, а также к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах и к работникам опасных производственных объектов.
2. В настоящих ФНП используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе N 116-ФЗ, а также в приложении N 1 к настоящим ФНП.
а) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с неотцепляемым на станциях подвижным составом;
б) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;
в) двухканатные кольцевые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;
г) одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава;
д) двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава.
4. Настоящие ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 настоящих ФНП на территории Российской Федерации.
II. Требования при изготовлении
7. Производитель технического устройства (технологического оборудования ГПКД) должен обеспечивать соответствие его изготовления требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящих ФНП.
8. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении ГПКД должны быть согласованы с проектировщиком. Безопасность ГПКД, изготовленной по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должна быть ниже установленной проектировщиком.
9. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель должен выполнять комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом должна обеспечиваться возможность контроля выполнения технологических операций, от которых зависит дальнейшая безопасная эксплуатация технического устройства (технологического оборудования ГПКД).
10. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель проводит контрольные проверки, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.
11. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.
III. Общие требования к безопасности технологических процессов
12. Длина натяжного участка несущих канатов должна соответствовать условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках не превышает 30 процентов от расчетного.
13. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:
14. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:
15. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:
18. Расстановка линейных опор по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций должна быть выполнена с учетом:
соблюдения расстояний и габаритов в соответствии с требованиями пунктов 15, 16 настоящих ФНП;
обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов.
19. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.
20. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
21. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузка от веса вагонеток должна соответствовать условию расположения вагонеток вплотную одна к другой.
22. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, должны соответствовать коэффициентам динамичности, приведенным в таблице 1.
Коэффициенты динамичности, указанные в таблице в скобках, принимаются в случае, когда нагрузка от тягового каната является основной.
23. Прочность и устойчивость станций и сооружений ГПКД должны соответствовать требованиям по надежности, учитывающим повышающие коэффициенты нагрузок:
24. Полы на станциях в местах прохода людей, имеющие уклон свыше 10 процентов, должны быть ребристыми или ступенчатыми.
25. Приводы ГПКД должны располагаться в помещениях. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления монтажных и ремонтных работ. Температура в помещениях, где установлены шкафы управления, должна соответствовать параметрам, указанным в документации завода-изготовителя.
26. На станциях должна быть предусмотрена механизация загрузки и разгрузки вагонеток, передвижения вагонеток по станционным путям, возвращения кузова в первоначальное положение после разгрузки, а также устройства для автоматического выпуска вагонеток на линию.
27. На станциях в местах, где вагонетки отцепляются от тягового каната, должны быть тупиковые рельсовые пути для отвода неисправных вагонеток. Кроме того, на станциях ГПКД должны быть размещены запасные пути, суммарная длина которых позволяет разместить вагонетки всего приводного участка.
28. Конструкции станций и опор должны иметь приспособления (монтажные стрелы, скобы) для использования их при подъеме канатов и оборудования во время монтажных и ремонтных работ.
Станции, на которых установлены противовесы, должны быть оборудованы приспособлениями для подъема этих противовесов.
29. Все станции, за исключением линейных, должны быть оборудованы электрическими лебедками для периодической замены канатов и ввода на станцию вагонеток, не включившихся в тяговый канат или застрявших в выключателе.
Рельсовые пути галерей и станций, имеющие наклон к горизонту свыше 10 процентов, должны быть оборудованы ловителями, препятствующими обратному ходу вагонеток при движении их на подъем.
30. Для обслуживания станций и линейных сооружений ГПКД должна быть обеспечена возможность подъезда транспорта.
31. Опоры должны быть оборудованы дугами, обеспечивающими попадание тягового каната на поддерживающие ролики. Продольный уклон несущих канатов в прилегающем к станции пролете должен исключать возможность задевания тяговым канатом отклоняющих башмаков, установленных на входных фермах станции, при любом положении вагонеток в пролете.
32. Опоры и станции ГПКД для подъема на них должны быть оборудованы лестницами.
33. Вертикальные лестницы опор высотой до 30 м и линейных станций при высоте более 5 м должны иметь начиная с высоты 3 м ограждения в виде дуг. Дуги должны располагаться на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами. Лестницы высотой более 30 м должны быть выполнены в виде маршей с площадками через каждые 6-12 м.
34. Иные решения для доступа персонала на опоры должны быть разработаны с условием обеспечения безопасности при подъеме персонала эксплуатирующей организацией и утверждены ее распорядительным актом.
35. Для доступа к механизмам ГПКД при их обслуживании должны быть обеспечены безопасные подходы.
36. Ширина проходов для людей, обслуживающих оборудование, должна быть не менее 0,8 метра.
37. Открытые станции должны быть ограждены по периметру, а в местах входа и выхода вагонеток при превышении уровня пола станции над уровнем земли более чем 0,5 м установлены сетки шириной не менее 1 м.
38. Движущиеся части оборудования (за исключением вагонеток), а также канаты на станциях и в машинном отделении, находящиеся на высоте менее 2,5 м от пола, должны быть ограждены.
Площадки (стационарные или передвижные) для обслуживания оборудования, расположенного на высоте более 2 м, должны иметь ограждение высотой не менее 1 м и сплошную зашивку понизу на высоте не менее 0,1 м.
Поверхность площадок, мостиков, а также ступеней лестниц должна исключать скольжение по ним.
39. Скапливание воды в элементах опор не допускается.
40. Все опоры должны быть пронумерованы.
41. ГПКД должна иметь предупреждающие надписи и знаки о видах опасности.
42. Электроснабжение ГПКД должно относиться к той же категории надежности, что и производство, обслуживаемое ГПКД.
43. Станции и опоры ГПКД должны быть оборудованы молниезащитой.
44. Все канаты и металлоконструкции ГПКД должны быть заземлены.
45. При работе ГПКД в темное время суток станции и участки входа и выхода вагонеток должны иметь освещение.
46. В машинном отделении должно быть устроено аварийное освещение.
47. ГПКД должна быть оборудована предупредительной и аварийной сигнализацией. Предупредительная сигнализация предназначена для оповещения персонала о предстоящем включении дороги в работу. Аварийная сигнализация должна срабатывать при возникновении аварии.
48. Кнопки «Аварийный стоп» должны быть установлены на всех станциях, в помещениях приводов, вблизи включателей и выключателей вагонеток, а также у мест их загрузки и разгрузки.
Аварийная сигнализация должна быть выведена на пульт управления дороги от всех кнопок «Аварийный стоп», концевых выключателей и указателя скорости ветра.
49. Между станциями, а также между пультом управления и станциями должна быть предусмотрена телефонная связь, подключенная к телефонной сети эксплуатирующей организации.
50. Каждый применяемый на ГПКД стальной канат должен иметь сертификат либо протокол об испытании его в испытательной лаборатории (испытательном центре).
51. Несущие канаты должны быть спиральными закрытой конструкции.
52. Тяговые и несуще-тяговые канаты должны быть прядевыми двойной свивки с органическим сердечником.
53. Натяжные канаты для несущих канатов должны быть прядевыми тройной свивки с органическим сердечником.
54. Натяжные канаты для тяговых канатов должны быть двойной или тройной свивки с органическим сердечником.
55. Сетевые и расчалочные канаты должны быть спиральными, спиральными закрытыми или двойной свивки с металлическим сердечником.
56. Запасы прочности канатов (отношение разрывного усилия каната в целом к наибольшему натяжению) должны иметь не менее:
57. Число соединений новых канатов должно быть минимальным и обуславливаться предельной длиной канатов, поставляемых заводами-изготовителями.
Концы несущего каната должны закрепляться муфтами, якорными барабанами и зажимами, установкой многоболтовых зажимов.
Концы тягового (несуще-тягового) каната должны счаливаться.
Концы натяжных, сетевых и расчалочных канатов должны закрепляться муфтами, или многоболтовыми зажимами, или коушами с зажимами.
58. При частичной замене несущего или тягового каната во время эксплуатации число соединений должно быть не более 5 на 1 километр длины каната.
59. Натяжной канат с несущим канатом должен соединяться переходной муфтой, а к противовесу закрепляться концевой муфтой или многоболтовыми зажимами.
60. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом или заякориванием обоих концов каната. При заякоривании обоих концов каната необходимо не менее одного раза в шесть месяцев контролировать и корректировать величину его натяжения. Соотношение между минимальным натяжением несущего каната и весом груженой вагонетки должно быть не менее 8.
64. Число колес тележек вагонеток должно удовлетворять условию, чтобы отношение минимального натяжения несущего каната к составляющей давления, перпендикулярной этому канату, вызываемого каждым колесом (при условии допущений для составляющей сил, действующих со стороны тягового каната на тележку вагонетки), составляло не менее 50.
65. Нормы браковки канатов приведены в приложении N 2 к настоящим ФНП.
66. Диаметр шкива, ролика или барабана, огибаемых стальным канатом, должен соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
67. Башмаки несущего каната закрепляются на опоре с помощью системы, которая позволяет производить регулировку их положения относительно оси канатной дороги. Радиус желобка в башмаке несущего каната должен быть на 10 процентов больше радиуса каната.
68. Роликовые балансиры на опорах одноканатных ГПКД должны состоять не менее чем из двух роликов. Одинарные ролики должны использоваться только для направления канатов, входящих на приводной или обратный шкив.
69. Минимальное усилие со стороны каната на каждый поддерживающий ролик одноканатных ГПКД должно быть не менее 500 Н. Увеличение натяжения каната на 40 процентов не должно приводить к отрыву каната и потере его контакта с роликом на опоре, наивысшая точка которой находится ниже хорды, соединяющей две соседние с ней опоры.
70. Поддерживающие ролики не должны вызывать отклонение несуще-тяговых и тяговых канатов более чем на 10 процентов.
71. Диаметр линейных роликов должен удовлетворять условиям, которые проверяются по следующей формуле, связывающей его с углом отклонения, диаметром каната и натяжением каната:
72. Привод должен обеспечивать скорость тягового (несуще-тягового) каната как номинальную, так и пониженную (ревизионную).
73. Пуск привода ГПКД должен осуществляться с пульта управления.
74. Возможность останова привода ГПКД должна осуществляться как с пульта управления, так и от кнопок «СТОП», установленных на каждой станции, и от аварийных выключателей «Аварийный стоп». Если для дороги предусмотрено несколько приводных участков, их приводы в режиме дистанционного управления должны быть синхронизированы.
75. Коэффициент запаса сцепления тягового каната с приводным шкивом должен быть не менее 1,1.
76. Приводы должны обеспечивать возможность работы канатной дороги с ревизионной скоростью не более 1 м/с.
77. Приводы должны иметь рабочие тормоза.
78. Приводы с канатоведущим шкивом, канатных ГПКД, на которых возможно самопроизвольное движение тягового или тягонесущего каната, должны иметь дополнительные предохранительные тормоза на валу или на ободе шкива.
79. Тормозной момент каждого тормоза должен быть не менее 1,25 величины статического момента при наиболее тяжелых условиях загрузки дороги.
80. При отключении электроэнергии на ГПКД должны автоматически срабатывать рабочий и предохранительный тормоза.
81. Приводы, предназначенные для работы в тормозном режиме, должны иметь устройства для контроля скорости и обеспечивать автоматическую остановку ГПКД при превышении расчетной скорости на 20 процентов.
82. На ГПКД с маятниковым движением подвижного состава конечные положения вагонетки должны контролироваться автоматически.
83. Привод ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должен быть оснащен системой регулирования и контроля скорости с учетом ее снижения при подходе к станции или, когда это необходимо, при переходе через линейные опоры.
84. ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должна автоматически останавливаться при возникновении неисправности в системе контроля скорости.
85. Зажимы должны иметь запас надежности не менее 1,5 с учетом возможного уменьшения диаметра каната.
86. Для ГПКД с отцепляющимся подвижным составом должны быть предусмотрены меры по предупреждению покидания станции и выхода на линию вагонеток, закрепленных на канате с отступлением от проектных характеристик.
87. Зоны прохождения ГПКД над железными и автомобильными дорогами, зданиями и сооружениями, пешеходными зонами должны быть оборудованы предохранительными устройствами в виде сетей или мостов, а также щитами с предупреждающими надписями.
Предохранительные устройства должны обеспечивать удержание падающей груженой вагонетки и исключать просыпание транспортируемого груза размером более 20 миллиметров.
Длина предохранительных сетей должна приниматься исходя из необходимости перекрытия всего предохраняемого пространства с учетом траектории падения вагонетки или груза.
Ширина предохранительных мостов должна обеспечивать перекрытие пространства на 1,25 м в каждую сторону от оси несущего каната. Высота бортов мостов должна быть не менее 1,8 метра.
89. Провесы канатов предохранительных сетей с учетом статической нагрузки и нагрузки от упавшей вагонетки должны быть в пределах, допускаемых габаритами приближения строений для перекрываемых сетями сооружений.
90. Электрическое оборудование ГПКД должно иметь главный выключатель и дифференциальный автоматический выключатель цепи, способный полностью отключить электропитание.
91. Канатная система должна иметь встроенную цепь аварийного отключения. Кнопки управления цепью аварийного отключения должны быть легкоидентифицируемыми. Цепь аварийного отключения должна обеспечивать экстренную остановку ГПКД и предотвращать повторный запуск ГПКД без участия оператора. Повторный запуск ГПКД после устранения причин аварийного отключения должен быть произведен оператором ГПКД вручную. Данная цепь аварийного отключения также должна автоматически активироваться при перебое в электропитании.
92. Сигнал о причине остановки ГПКД должен отображаться на пульте оператора. Сигнал не должен выключаться до тех пор, пока не будет восстановлена полная работоспособность ГПКД.
93. ГПКД должна быть оснащена защитой всех электрических линий, выходящих со станции от превышения проектных параметров.
94. ГПКД должна оснащаться отказоустойчивым программируемым управлением, имеющим функцию показа, хранения записей и документирования всех произошедших происшествий и неисправностей.
95. ГПКД, на которой возможно самопроизвольное движение тягового (несуще-тягового) каната, должна иметь встроенную систему слежения за превышением скорости, которая активирует срабатывание предохранительного тормоза привода и размыкает цепь аварийного отключения, как только скорость ГПКД превысит максимально допустимое значение.
96. Включение дифференциальных тормозных систем, а также тормозных систем, активируемых при сбое питания и при аварийной остановке, не должно вызывать избыточное отрицательное ускорение ГПКД.
97. Скорость подвижного состава на входе станции реверсивных канатных дорог должна отслеживаться с помощью устройства, которое активирует цикл отключения питания, если скорость на входе превышает максимально допустимую. Также разрешается использование буферной системы останова подвижного состава.
98. ГПКД с маятниковым движением подвижного состава должны иметь встроенную систему аварийной остановки, которая активируется в случае неисправности рабочего тормоза и должна вызывать срабатывание предохранительного тормоза.
IV. Приемка и ввод в эксплуатацию
99. До ввода в эксплуатацию ГПКД эксплуатирующая организация:
а) обеспечивает проведение экспертизы промышленной безопасности ГПКД;
б) обеспечивает выполнение требований, установленных пунктом 106 настоящих ФНП;
в) проверяет наличие и комплектность:
г) обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194; 2011, N 43, ст. 5971; 2013, N 9, ст. 874; N 30, ст. 4084);
д) организует работу комиссии по вводу ГПКД в эксплуатацию в следующем составе:
100. По результатам работы комиссии составляется акт о возможности ввода в эксплуатацию ГПКД.
102. После ввода ГПКД в эксплуатацию эксплуатирующая организация осуществляет регистрацию ОПО, на котором используется ГПКД, в государственном реестре ОПО в соответствии с требованиями Федерального закона N 116-ФЗ.
103. О регистрации ГПКД в ее паспорте делается соответствующая запись.
VI. Организация эксплуатации
105. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией ГПКД в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305; 2005, N 7, ст. 560; 2013, N 31, ст. 4214).
106. Организация, эксплуатирующая ГПКД, обязана обеспечить содержание ее в работоспособном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
В этих целях должен быть назначен технический руководитель (начальник ГПКД), на которого возлагаются обязанность и ответственность за безопасную эксплуатацию канатной дороги.
Эксплуатирующая организация должна:
107. Эксплуатирующая организация должна создать условия для выполнения техническим руководителем возложенных на него обязанностей.
108. Эксплуатация ГПКД не допускается при:
истекшем сроке технического освидетельствования;
невыполнении регламентных работ;
неисправности приборов и устройств безопасности, сигнализации и телефонной связи, а также защитных сооружений;
наличии трещин в расчетных элементах металлоконструкций и узлах;
износе канатов в соответствии с нормами браковки канатов ГПКД, приведенными в приложении N 2 к настоящим ФНП;
неисправности тормозов;
отсутствии персонала, прошедшего проверку знаний в установленном порядке, для ее обслуживания;
неблагоприятных погодных условиях, оговоренных в паспорте и руководстве по эксплуатации ГПКД.
109. Транспортировка людей в вагонетках не допускается, за исключением транспортировки:
персонала, выполняющего проверку состояния канатов или регламентные работы;
персонала, вынужденного использовать ГПКД для проезда к своему месту работы.
При этом проезд должен осуществляться в специальном подвижном составе с принятием мер предосторожности. Порядок перемещения персонала в подвижном составе и требования к подвижному составу для перемещения персонала разрабатываются эксплуатирующей организацией и утверждаются ее распорядительным актом.
110. Ежедневный контроль состояния канатной дороги перед началом работы должен производиться в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД.
111. При остановке ГПКД из-за возникновения чрезвычайных обстоятельств (буря, гроза, образование наледи, сход лавины, разряд молнии) перед возобновлением работы необходимо произвести контроль готовности ГПКД к работе и контрольный пуск согласно руководству по эксплуатации ГПКД.
VII. Регламентные работы
112. Регламентные работы при эксплуатации канатной дороги и ее элементов должны проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации ГПКД при соблюдении требований настоящих ФНП.
113. Ремонтная служба (подразделение) эксплуатирующей организации должна отвечать требованиям, указанным в пункте 6 настоящих ФНП, при выполнении работ по монтажу, демонтажу и наладке оборудования ГПКД.
114. Перечень работ, выполняемых только специализированными организациями или ремонтными службами (подразделениями) эксплуатирующей организации, отвечающими требованиям, указанным в пункте 6 настоящих ФНП, приведен в приложении N 4 к настоящим ФНП.
115. Плановый осмотр оборудования, металлоконструкций, сооружений ГПКД должен производиться силами персонала, обслуживающего канатную дорогу, в сроки, не превышающие:
116. Плановое техническое обслуживание осуществляется силами обслуживающего персонала либо ремонтных подразделений (специализированных организаций).
Техническое обслуживание должно включать в себя осмотр, смазку, замер износа, очистку, регулировку узлов и деталей.
Техническое обслуживание проводится в сроки, устанавливаемые в руководстве по эксплуатации ГПКД.
117. Сроки и объем текущего, среднего и капитального ремонта оборудования, металлоконструкций, сооружений устанавливаются в зависимости от технического состояния оборудования, определяемого в ходе:
а) планового технического осмотра;
б) технического освидетельствования;
в) экспертизы промышленной безопасности.
VIII. Техническое освидетельствование и экспертиза промышленной безопасности
118. Техническое освидетельствование проводится с целью установления следующего:
а) ГПКД и ее устройство соответствуют настоящим ФНП и паспортным данным;
б) ГПКД находится в технически исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу;
в) эксплуатация, содержание и обслуживание ГПКД соответствуют требованиям настоящих ФНП.
119. Техническое освидетельствование проводится эксплуатирующей организацией при наличии квалифицированного персонала или специализированной организацией в присутствии специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ГПКД. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством по эксплуатации ГПКД.
120. При техническом освидетельствовании проводятся:
а) проверка эксплуатационной документации;
б) проверка технического состояния оборудования путем осмотра и измерений;
в) статические и динамические испытания;
г) учебная операция по отработке действий персонала ГПКД в случае возникновения возможной чрезвычайной ситуации.
121. Методы контроля и диагностики, применяемые в процессе эксплуатации канатной дороги, или ее технического освидетельствования указываются в руководстве по эксплуатации ГПКД.
122. На основании результатов технического освидетельствования эксплуатирующая организация принимает решение о возможности дальнейшей эксплуатации ГПКД или о проведении ремонтных или восстановительных работ и утверждает его своим распорядительным актом.
123. Запись о результатах технического освидетельствования производится в паспорте ГПКД лицом, ответственным за производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.
124. ГПКД подлежит экспертизе промышленной безопасности:
а) до начала применения ГПКД на опасном производственном объекте;
б) по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки ГПКД, установленных изготовителем;
в) при отсутствии в паспорте ГПКД данных о сроке службы, если фактический срок ее службы превышает 20 лет;
г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ГПКД, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых была повреждена ГПКД.
IX. Требования к руководству по эксплуатации
126. В комплект руководства по эксплуатации должны входить инструкции по эксплуатации отдельных комплектующих изделий, механизмов и узлов.
127. В руководстве по эксплуатации должны быть ссылки на соответствующие разделы, пункты законодательных, нормативных и иных обязательных к исполнению норм и правил, которые касаются конкретной ГПКД.
128. Руководство по эксплуатации ГПКД должно содержать:
а) наименование изготовителя оборудования и (или) его товарный знак;
б) наименование и тип ГПКД;
в) назначение и технические характеристики;
г) указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту;
д) указания по использованию, меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды регламентных работ и периодичность их проведения, периодическое диагностирование, испытания;
е) назначенные показатели в зависимости от конструктивных особенностей: срок службы, ресурс;
ж) перечень критических отказов, возможные ошибочные действия (бездействие) персонала, которые приводят к инциденту или аварии;
з) анализ рисков и возможных чрезвычайных ситуаций, а также методы их минимизации и локализации последствий;
и) действия персонала в случае инцидента или аварии;
к) критерии предельных состояний;
л) методы контроля и диагностики состояния элементов и узлов ГПКД;
м) указания по выводу из эксплуатации и утилизации;
н) формы графиков, журналов и иных учетных документов, связанных с управлением, обслуживанием и ремонтом канатной дороги;
о) программы и методики испытаний.
X. Переходные положения
ГПКД, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, должны быть приведены в соответствие с требованиями главы III «Общие требования к безопасности технологических процессов» настоящих ФНП в срок, не превышающий 5 лет с даты вступления в силу настоящих ФНП.
Приложение N 1
к Федеральным нормам и правилам
Термины и определения
Приложение N 4
к Федеральным нормам и правилам
Перечень работ, выполняемых специализированными организациями или ремонтными службами (подразделениями) эксплуатирующей организации
1. Демонтаж, ремонт, монтаж, регулировка:
а) канатов всех видов;
б) натяжных и анкерных устройств для всех видов канатов;
в) приводов, включая их отдельные элементы (двигатели, редукторы, тормоза, шкивы, подшипники узлов);
г) систем управления приводами;
д) опорных башмаков несущих канатов, роликов, роликовых батарей отклоняющих шкивов, тяговых и несуще-тяговых канатов;
е) приборов безопасности, средств сигнализации и связи.
2. Все виды сварочных работ.
3. Все виды работ, связанных с нагревом (охлаждением) деталей и узлов.
4. Работы, связанные с наплавкой, напылением и последующей механической обработкой деталей.
5. Ремонт несущих металлоконструкций.
6. Ремонт несущих конструкций зданий и сооружений.