концепцию какого общества предложил д белл
Типы общества: классификация, признаки, характеристики
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидов и возникающих в результате их взаимодействия отношений.
В современной науке различают несколько основополагающих классификаций общества, но две из них являются самыми распространенными. Первая была разработана американским социологом Д. Беллом, разделившим общества на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Второй вариант типологии, названный формационным подходом, предложил в середине позапрошлого столетия К. Маркс, выделивший пять формаций социума: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. А теперь поговорим о каждой из этих классификаций подробнее.
Классификация Д. Белла
Даниел Белл (1919-2011) — американский социолог, профессор Гарвардского университета. В основе его теории лежит разделение общества на три ступени — традиционное (также известно как аграрное или доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное. Свои взгляды ученый обосновал стадиями исторического развития, через которые проходит общество. Остановимся на характерных чертах и признаках всех трех типов.
1. Традиционное общество
Социум данного типа возник в результате перехода людей от первобытного строя к цивилизации и существовал повсеместно вплоть до начала Нового времени. Толчком к появлению традиционного общества стала неолитическая революция, обусловившая переход человека от присваивающей к производящей модели экономики, что вызвало появление земледелия, скотоводства и ремесел.
Для данного типа общества характерно полное отсутствие промышленной индустрии (что нашло отражение в его названии), фундаментом этого социума было аграрное производство. К главным механизмам прогресса относились передача знаний и навыков от старшего поколения к младшему, которое должно было беспрекословно принимать переданный опыт и неотступно следовать ему.
К типичной разновидности государственного устройства того времени следует отнести неограниченную монархию, сопровождавшуюся отсутствием политических и иных прав у большей части населения и приматом власти над законом. Структурно общество подразделялось на целый ряд иерархически построенных сословий, классов и каст, его социальные структуры отличала замкнутость, а социальная мобильность практически отсутствовала.
К основным характеристикам традиционного социума относят:
Главными признаками традиционного общества являются:
2. Индустриальное общество
Периодом возникновения социума этого типа принято считать Новое время, т.е. 16-18 века. Его появление обусловила начавшаяся в ряде ведущих европейских государств Промышленная революция и связанный с ней переход к фабричному производству, сменившему мануфактуры. В итоге большая часть населения перешла к работе в промышленности, касты и сословия стали постепенно отмирать, хотя деление общества на классы сохранилось. Социальные структуры индустриального общества достаточно подвижны, уровень его социальной мобильности несравненно выше, нежели в традиционном социуме.
Типичной моделью государственного устройства индустриального общества является республика либо монархия с ограниченной парламентом властью монарха, провозглашением политических прав, равенством граждан перед законом и демократией «большинства».
Среди основных характеристик индустриального социума отмечают:
К главным признакам такого общества относят:
3. Постиндустриальное общество
Общество постиндустриального (или информационного) типа возникло на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий. Этот тип социума базируется на новейших, преимущественно компьютерных, технологиях, которые начинают преобладать в его производственной сфере. Возникновение постиндустриального общества вызвано научно-технической революцией и связанной с ней перестройкой не только производственных, но и социальных основ социума.
Для социальной структуры информационного общества характерно отмирание классов, которые заменяются стратами, высокий уровень открытости всех социальных структур и аналогично высокая социальная мобильность. В государственном устройстве обществ такого типа абсолютно преобладают демократические республики с развитым гражданским обществом при наличии политического плюрализма и поиске консенсуса в случае разрешение серьезных для населения вопросов.
К характерным чертам постиндустриального общества следует отнести:
Среди основных признаков данного социума отмечают:
Формационный подход К. Маркса
Карл Маркс (1818 — 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель. В середине 19 столетия им была предложена собственная типология, разделяющая общества на основе двух критериев — формы собственности и способа производства. Маркс предложил теорию об историческом типе общества, основными характеристиками которого были производственные отношения и состояние производственных сил. При этом в состав одной формации могли попадать группы людей с разной национальной и религиозной принадлежностью, отличные по образу жизни и культуре, но обладающие схожими способами производства и формами собственности.
В итоге Маркс выделил пять формаций:
Теория постиндустриального общества Д. Белла
Вы будете перенаправлены на Автор24
Постиндустриальное общество – это информационное общество, которое происходит благодаря модернизации индустриального общества и выделения в качестве ведущих сил его существования теоретических знаний и информации, а также человек-человеческой сферы взаимодействия.
Классические представления о постиндустриальном обществе Д. Белла
Термин постиндустриальное общество возник еще в начале двадцатого века и использовался в концепциях различных философ (А. Кумарасвами, А. Пенти, Д. Рисмен), однако прочно вошел в философскую практику благодаря теории, разработанной Д. Беллом в 70-х годах. Для Белла постиндустриальное общество – это общество будущего, его описание – это не исследование какого-либо реально существующего, современного ему общественного устройства, но прогноз развития западных стран.
Белл предполагал, что переход к постиндустриальному обществу произойдет благодаря коренным изменениям во всей структуре общества – ее социальной, политической и культурной сферах. В качестве основных признаков нового этапа общественного развития он выделяет:
Образ постиндустриального общества, созданный Беллом является социальной утопией, в которой благодаря изменению ведущих производительных сил и исчезновению рабочего класса, уйдут в прошлое и классовые конфликты между рабочими и промышленниками, а общество станет деклассированным, разделенным на вертикальные страты в которых определяющим станет не собственность и финансовое благосостояние, а иные признаки – например сфера занятости (ситусы ученых, художников, технологов и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Вместо рабочего класса Белл предсказал формирование класса сервисного, т.е. людей занятых в сфере услуг и главной деятельностью которых является взаимодействие с другими людьми. По мнению Белла вовлечение масс в сферу человек-человеческих отношений должно было привести к невероятному расцвету гуманистичности в обществе, вывести человеческое взаимодействие на новый уровень.
В качестве новых элит общества Белл видел ученых и технических специалистов, обладающих большим объемом теоретических знаний и технологий. С позиции Белла знание не может быть частной собственностью, поскольку производится совместными усилиями, что опять-таки уберет имущественные барьеры для социальной динамики. При этом новые элиты станут принимать управленческие решению не из субъективных предпосылок или конъектурных интересов, а основываясь на интеллектуальном, научно обоснованном анализе. Впрочем, сам Белл позже отказался от данных представлений сочтя их чрезмерно утопичными, он признал, что влияние интеллектуальных элит на политику остается в лучшем случае консультационным, в то время как реальные решения принимают элиты властные.
Теория постиндустриального общества и модернизация
Теория постиндустриального общества – это теория общественного развития, она не только прогнозирует общество будущего, но раскрывает принципы прогресса человеческого общества вообще, основываясь на реальной исторической модели развития западного общества.
Всего Белл в своей теории выделяет три общества:
Теория Белла, как например и формационная теория, является стадиальной, однако в качестве осевого принципа, определяющего степень развития общества и причины его перехода с одной стадии на другую был избран уровень его технологического прогресса.
Для индустриального общества главной деятельностью становится перерабатывающая. Оно все еще плотно привязано к природе, но уже почти не зависит от ее прихотей. Открываются новые источники энергии – использование топлива, электричества, атомной энергетики. Человеческое общество создает вторую природу – искусственную среду обитания, оторванную от природы реальной – крупные городские, промышленные центры и агломерации.
Переход от одного типа общества к другому происходит в рамках модернизации. Модернизация начинается с технологического прорыва и охватывает все сферы общества, меняет его структуру и жизненный уклад.
Развитие концепции постиндустриального общества в работах М. Кастельса
Представления о постиндустриальном обществе получили свое дальнейшее развитие в трудах испанского философа М. Кастельса. Его работы, посвященные обществу информационному были созданы в 90-х годах прошлого века, в тот период, когда постиндустриальное общество бывшее для Белла не более чем видением будущего, начало приобретать реальные черты. При этом отдельные положения теории Белла получили свое подтверждение, другие напротив, оказались опровергнуты или скорректированы.
Кастельс рассматривает современное западное общество как общество информационного капитализма, в котором главным принципом организации как социальной структуры, так системы производственных отношений или администрирования, становится сетевой. Становление сети происходит благодаря точно предсказанным Беллом процессам вытеснения труда и производства в пользу производства информации и технологии. Сеть предполагает большую мобильность ее элементов, в первую очередь социальную, информация, распространяющаяся в обществе быстро и свободно, благодаря новым коммуникационным технологиям включает процессы его самоорганизации и самоуправления.
Вместе с тем Кастельс критикует утопические воззрения Белла на изменение социальной структуры общества. Хотя рабочий класс действительно уступает место классу сервисному (во многом благодаря переносу производств в страны третьего мира), а основные социальные конфликты происходят между вертикальными стратами, отличающимися по этническому, религиозному, культурному признаку, горизонтальное деление общества никуда не исчезло – разница между бедными и богатыми только возросла.
Информация, знания не стали общим достоянием, они защищены авторским правом, причем отчуждаются от реальных авторов в пользу правообладателей, обладающих как капиталами, так и властью. Интеллектуальные элиты подчиненные социальному заказы и логике рынка не могут реализовать себя как независимые управленческие структуры. В целом, Кастельс отмечает, что информационный капитализм является превосходной стадией развития капитализма, в котором его стремление к максимизации прибыли любой ценой достигает наибольшего значения.
Стратегическое планирование в социально-экономической сфере
Лекция 5.
Теория П. Друкера. Теория постиндустриального общества Д.Белла, Теория информационного общества М. Кастельса. «Креативный город» Ч. Лэндри.
Школы стратегирования: институциональная, интеграционная, информационная, региональная.
Методологические подходы к планированию.
Стратегия развития региона. Цикл стратегического планирования развития региона. Основные элементы и отличительные признаки стратегического плана. Типовая структура стратегического плана.
Определение перспективной специализации региона (оценка профильности). Оценка параметров хозяйственного климата.
1. Теоретические положения планирования П. Друкера
Несмотря на то, что П. Друкер является исследователем и теоретиком управления в бизнес-организациях, необходимо рассмотреть его точку зрения на управление в целом, распространив ее и на управление в регионе.
Исходным для П. Друкера является тезис о неразрывности научного управления и планирования. Менеджер не должен лишь адаптироваться к внешней среде или пассивно на нее реагировать, необходимо преобразовывать эту среду в соответствии со своими интересами. Иными словами, следует ориентироваться не на возможное состояние, а на желаемое.
Важность и необходимость планирования подчеркивается П. Друкером в положении, которое ученый считает ключевым в своих трудах[1]. Важность планирования также следует из методологического требования учитывать фактор времени: «Нельзя отделять решения, связанные с текущим моментом и с будущим»[2]. Отсюда все измерения менеджмента – экономическое (бизнес), социальное (организация) и человеческое – рассматриваются П. Друкером с позиции настоящего и будущего. На этапе целеполагания следует не искать единственно правильную цель, но обеспечивать равновесие целей. Необходимо устанавливать цели в соответствии с основными сферами деятельности.
Сферы деятельности предприятия и региональных властей, муниципалитета различны, однако, пользуясь методом аналогии, можно принять на вооружение ряд рекомендаций:
1) упрочить положение (в нашем случае не рыночное, а положение среди других регионов): получение экономического результата является следствием лидерства и уникального вклада в ту или иную значимую область хозяйства региона;
2) результаты должны достигаться за счет использования благоприятных возможностей, а не за счет решения проблем, в этом и заключается стратегический подход к планированию; здесь необходимо еще отметить, что достижение результатов обеспечивается соответствующими ресурсами, которые существуют за пределами системы управления, т.е. во внешней среде;
3) ориентироваться как на сами инновации, так и на технологии обеспечения их реализации;
4) создавать добавленную стоимость, понимаемую в метафорическом значении, а именно, тот материальный, социальный и культурных капитал, который удастся приумножить усилиями текущей команды специалистов;
5) предусматривать вложения капитального характера, обеспечивающие выгоду на перспективу; необходимо ориентироваться на эффективное распределение ресурсов, когда основной результат дают малая часть вложений (закон нормального распределения Гаусса), отсюда необходимость концентрации на нескольких основных благоприятных возможностях для развития региона или муниципального образования;
6) грамотно распоряжаться плодами успешной деятельности (в нашем случае это не только доходы бюджета, но и, например, удовлетворенность населения жизнью); это не самоцель, а способ создания благоприятных условий на будущее;
7) уделять внимание качеству самих управляющих, т.е. их профессиональной компетентности, а не только качеству их работы.
П. Друкер также говорит о необходимости устанавливать взаимосвязь между работой отдельного менеджера и организации в целом: «результативность менеджера должна определяться его вкладом в общий успех предприятия». Аналогичная идея – оценка вклада структурных подразделений органов управления в повышение индекса развития человеческого потенциала.
Чтобы оценить вклад каждого в достижение целей управления, необходимо формулировать цели деятельности снизу вверх (при условии их дальнейшего утверждения высшим руководством). Именно в этом случае каждый менеджер будет отвечать за свою долю результатов всей деятельности.
Итак, труды П. Друкера освещают множество вопросов менеджмента, актуальных и для регионального или для муниципального стратегического управления. Помимо отмеченных ранее, это рассуждения об эффективной структуре организации, применимые для администрации города, системы управления регионом, а также о мотивации сотрудников (в частности, о неоднозначности понятия удовлетворенности).
[1] Друкер П. Практика менеджмента / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2003. – 388 с.
[2] Друкер П. Эффективное управление предприятием / П. Друкер. – М.: «Издательский дом «Вильямс», 2008. – 224 с.
Теория постиндустриального общества Д. Белла — Начало перехода к постиндустриальному обществу
Общество как сложное образование очень разнообразно в своих конкретных проявлениях. Современные общества различаются по языку общения (например, англоязычные страны, испаноязычные страны и т.д.), по культуре (общества античной, средневековой, арабской и т.д. культур), по географическому положению (северные, южные, азиатские и т.д. страны), по политической системе (страны с демократическим правительством, страны с диктаторскими режимами и т.д.).
Общества также различаются по степени стабильности, степени социальной интеграции, возможностям для самореализации личности, уровню образования населения и т.д. Универсальные классификации наиболее типичных обществ основаны на выделении их основных параметров. Одним из основных направлений в типологии общества является выбор политических отношений и форм государственной власти в качестве основы для выделения различных типов общества. Например, Платон и Аристотель различают общества по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. Современные варианты этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления общественной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающие элементы тоталитаризма и демократии). Если новые эволюционисты среди этнологов, говоря о развитии человеческого общества в целом, практически рассматривали только первобытное и доклассическое общество, и в той или иной степени раннеклассовое общество в большей или меньшей детализации, то подход создателей концепций сначала индустриального, а затем постиндустриального общества был прямо противоположным. Они тоже говорили о человеческой истории в целом, но в центре внимания создателей концепции индустриального общества было не столько прошлое, сколько настоящее, а в центре внимания создателей концепции постиндустриального общества было даже не столько настоящее, сколько будущее.
Следует отметить, что среди исследователей нет единой точки зрения на причины возникновения постиндустриального общества.
Первым концепцию индустриального общества ввел французский ученый Жан Фурастье (1907-1990) в своей книге «Великая надежда XX века». Он выделил два основных этапа в истории человечества: период традиционного общества (со времен неолита до 1750-1800 гг.) и период индустриального общества (с 1750-1800 гг. до настоящего времени). Термин «традиционное общество» он позаимствовал у немецкого социолога М. Вебера, а термин «индустриальное общество» — у А. Сен-Симона. Ж. Фурастье фокусируется на индустриальном обществе, которое, по его мнению, радикально отличается от традиционного [2].
Индустриальное общество, в отличие от традиционного, является динамично развивающимся, прогрессивным обществом. Источником развития является технологический прогресс [2]. И этот прогресс меняет не только производство, но и все общество в целом. Она не только обеспечивает значительное общее повышение уровня жизни, но и выравнивает доходы всех слоев общества. В результате бедные классы в индустриальном обществе исчезают. Технический прогресс сам по себе решает все социальные проблемы и делает ненужной социальную революцию. Однако эта идея индустриального общества долгое время не находила широкого признания.
Начало перехода к постиндустриальному обществу
Индустриальное общество — это форма организации социальной жизни, сочетающая свободу и интересы индивида с общими принципами, управляющими его коллективной деятельностью. Он характеризуется гибкостью социальных структур, социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.
Концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.) появились в 1960-х годах, вызванные драматическими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.
Начало перехода к постиндустриальному обществу связано с этапом научно-технической революции. Он связан с качественным прорывом в трех областях — микроэлектронике, биотехнологии и информационных технологиях. В это время закончился железный век в истории человечества, который длился около трех тысяч лет. Керамика, пластмассы, синтетические смолы становятся приоритетными материалами, даже порождая понятие синтетической цивилизации. Порошковая металлургия стремительно развивается. Осваиваются принципиально новые технологии. В сфере транспорта и связи происходят радикальные изменения. Зеленая революция в самом разгаре: развитие техносферы усугубило экологические проблемы в глобальном масштабе и одновременно открыло качественно новые пути их решения.
Роль знаний и информации, компьютеров и автоматических устройств признана ведущей в обществе. Человек, получивший образование и имеющий доступ к актуальной информации, получает выгодный шанс подняться в социальной иерархии. Творческая деятельность становится главной целью человека в обществе.
В постиндустриальном обществе значительно возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основной движущей силой технологических изменений является внедрение научных достижений в производство. В постиндустриальном обществе прежде всего развиваются наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные технологии («высокие технологии»). К ним, в частности, относятся микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заданными свойствами, биотехнологии и т.д.
Информатизация пронизывает все сферы общественной жизни: не только производство товаров и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство. Теоретики постиндустриального общества указывают на такие черты современного научно-технического прогресса, как замена механических взаимодействий электронными технологиями; миниатюризация, которая проникает во все сферы производства; изменения в биологических организмах на генетическом уровне.
Основной тенденцией изменений в технологических процессах является все большая автоматизация, замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.
Во многих отношениях постиндустриальная теория подтверждается практикой. Как и предсказывали его создатели, общество массового потребления породило экономику услуг, а в ее рамках наиболее быстро развивался информационный сектор экономики.
Важной особенностью постиндустриального общества является возрастание роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: снижается доля физического труда и доля интеллектуального высококвалифицированного и творческого труда. Растут затраты на подготовку рабочей силы: расходы на образование, обучение, повышение квалификации и переподготовку работников. По мнению В. Иноземцева, ведущего российского эксперта по постиндустриальному обществу, в «экономике знаний» занято около 70% всей рабочей силы.
Белл Дэниел
Белл Дэниел — американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Он родился в Нью-Йорке 10 мая 1919 года. После окончания университета он преподавал социологию сначала в Колумбийском, а затем в Гарвардском университете.
В современном значении концепция постиндустриального общества получила широкое признание после публикации в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество», которую сам Белл назвал «попыткой социального прогнозирования». Он утверждал, что в послевоенном американском обществе произошел переход от «фондовой цивилизации» (промышленной экономики, основанной на корпоративном капитализме) к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и характеризующемуся быстрым развитием компьютерных технологий, ростом авторитета научных сообществ и централизацией процесса принятия решений.
Машины как основная форма капитала заменяются теоретическими знаниями, а компании как центры социальной власти — университетами и исследовательскими институтами; обладание знаниями и технологиями становится главным условием социального прогресса, а не обладание собственностью. Все эти изменения влекут за собой глубокую перестройку политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.В своей книге «Возникновение постиндустриального общества» Белл обосновал свое предсказание о трансформации капитализма под влиянием новой технологической революции в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. По его мнению, общество состоит из трех независимых сфер: Социальная структура (в основном технико-экономическая), политическая система и культура. Этими сферами управляют противоположные «принципы оси»:
Современный капитализм, по мнению Белла, характеризуется разделением этих сфер, утратой былого единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий западного общества.
Его работы в различных томах (в частности, «Противоречия капитализма в сфере культуры», эссе «Возвращение священного? An Argument for the Future of Religion») Белл посвятил свою работу этим трем сферам. Однако главное исследование, над которым он работал более тридцати лет, практически всю свою творческую жизнь, было посвящено в первую очередь техно-экономической сфере постиндустриального общества, влияние которой на другие сферы жизни огромно и, как правило, определяет обозримое будущее. В отличие от Маркса, для которого будущее общества выводилось из умозрительной триады «рабство-феодализм-рабство», а затем подкреплялось различными примитивными примерами, Белл делает акцент на рационализации и гармонизации реальных процессов в самом обществе. Триада «доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное» общество служит ему лишь для выделения трех основных этапов общественного развития, но не для обоснования необходимости постиндустриального общества как такового.
Основа концепции
Смысл концепции постиндустриального общества легче понять, указав на следующие измерения и компоненты, которые изначально специфичны, по мнению Белла:
Белл чутко улавливал важные, значительные тенденции в развитии общества в наше время, связанные прежде всего с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу: повышение роли науки, особенно теоретического знания, в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структурах общества.
В основу своей концепции Белл положил идею о том, что новое общество будет определяться в своих основных чертах развитием науки, знаний, причем сама наука, знания, со временем будет приобретать все большее значение. Он считает, что постиндустриальное общество — это общество знаний в двойном смысле:
Во-первых, исследования и разработки все больше будут становиться источником инноваций (более того, возникнут новые отношения между наукой и технологией, учитывая центральную роль теоретических знаний);
Во-вторых, прогресс общества, измеряемый ростом доли ВВП и увеличением доли рабочей силы, все больше определяется прогрессом знаний.
Формирование постиндустриального общества происходит, по его мнению, так же, как индустриальное, капиталистическое общество возникло из недр аграрного, феодального общества. Если зародышем капитализма было простое товарное производство, то зародышем нового общественного строя является наука. В процессе рационализации производства наука «растворяет» капиталистические отношения, подобно тому, как ранее бартерная экономика разлагала феодальные отношения. Этот процесс соответствует переходу от сельского хозяйства к промышленности и от последней к сфере услуг. Распределение власти в обществе зависит в конечном итоге от значимости того или иного фактора производства:
Каждый этап характеризуется преобладанием определенного социального института: в аграрном обществе — армии и церкви; в индустриальном — акционерного общества; в постиндустриальном — «мультиверситета» и академических центров.
Теория Белла — это не просто очередная спекулятивная концепция о будущем человечества, в изобилии появившаяся в последнее время. Идея постиндустриального общества — это не конкретное предсказание будущего, а теоретическая конструкция, основанная на первых признаках нового общества, гипотеза, с которой социологическая реальность может соотноситься на протяжении десятилетий и которая позволит при сравнении теории и практики выявить факторы, влияющие на происходящие в обществе изменения.
Теоретические знания
В отличие от вышеперечисленных концепций, теория Белла — это не просто гипотеза о будущем, какой бы привлекательной она ни была, а наиболее реалистичное описание вовлечения человеческого общества в новую систему социально-экономических, научно-технических, культурных и этических отношений. Белл исходит из того неизбежного факта, что во второй половине двадцатого века и особенно на рубеже двадцать первого века, чем выше уровень экономического развития страны, тем меньше трудовая деятельность ее населения будет сосредоточена в промышленности.
Здесь следует отметить, что причиной появления термина «постиндустриальное общество» отчасти стало вполне реальное явление: спустя десятилетия после Второй мировой войны наблюдалась тенденция к сокращению занятости не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, и, соответственно, к увеличению числа людей, занятых в сфере услуг. Многие западные социологи увидели в этом долгожданное начало конца пролетаризации общества, а некоторые марксисты стали неуместно распространять понятие рабочего класса на массы среднего класса. Лишь немногие, прежде всего Д. Белл, рассматривали это как процесс, выходящий за рамки капитализма и социализма, явный признак зарождения нового общественного строя. С тех пор подавляющее большинство населения развитых стран занято в так называемой сфере услуг, которая характеризуется не отношением общества к природе, а отношением людей друг к другу.
Человек в массе своей (в развитых странах) живет не столько в естественной среде, сколько в искусственной, не в «первой», а во «второй» природе, созданной самим человеком. Это стало возможным благодаря резкому росту производительности труда на основе информационной революции. Информационная теория стоимости отражает невообразимо быстро растущую роль теоретических знаний в обществе.
Растущий вес знаний в каждом объекте производственного процесса означает, что для добычи, производства и транспортировки товаров и услуг всех видов требуется все меньше энергии, материалов, капитала и труда. Современное производство характеризуется тем, что основные усилия несут в основном капитальные вложения, и особенно человеческий капитал, знания, носителями которых являются сами люди и их средства производства. Этот процесс будет происходить постепенно, шаг за шагом.
Экономическая деятельность будет все больше требовать использования человеческого интеллекта, систематических знаний. В то же время Белл выступает против замены термина «знание» термином «информация», поскольку информация по своему содержанию не охватывает всех сложных проблем теоретического знания, науки. Он придает особое значение кодификации знаний, то есть их объединению в единый базовый теоретический корпус. Теоретические знания становятся основой для создания и применения новой технологии, инновационной технологии. И главным элементом новой интеллектуальной технологии является всеобщая компьютеризация производства, научной деятельности и общения между людьми во всех сферах их жизни. По мнению Белла, в обозримом будущем не следует ожидать единообразия в социально-экономическом и технологическом устройстве мира. В следующем столетии мир не станет универсально либеральным и однородным, он останется неоднородным и плюралистичным.
Постиндустриальное общество не является конечным этапом развития для всех стран, хотя многие из них могут его достичь. Мы являемся свидетелями рождения мира, который разделен гораздо более четко, чем когда-либо прежде; постиндустриальная цивилизация, которая была способна развиваться сама по себе, теперь все более жестко замкнута на себе.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института