концепцию какого человека освещает современная литература
Современная русская литература: темы, проблемы, произведения
События, произошедшие в последние десятилетия прошлого столетия, отразились на всех сферах жизни, в том числе и на культуре. В художественной литературе тоже наблюдались значительные перемены. С принятием новой Конституции в стране произошёл перелом, который не мог не отразиться на образе мышления, на мировоззрении граждан. Появились новые ценностные ориентиры. Писатели, в свою очередь, отразили это в своём творчестве.
Тема сегодняшнего повествования — современная русская литература. Какие тенденции наблюдаются в прозе последних лет? Что за черты присущи литературе XXI столетия?
Русский язык и современная литература
Литературный язык обработан и обогащен великими мастерами слова. Его следует относить к высшим достижениям национальный речевой культуры. При этом литературный язык от народного отделить нельзя. Первым, кто это понял, был Пушкин. Великий русский писатель и поэт показал, как нужно пользоваться речевым материалом, созданным народом. Сегодня в прозе авторы нередко отражают народный язык, который, впрочем, нельзя назвать литературным.
Временные рамки
Употребляя такой термин, как «современная русская литература», мы подразумеваем прозу и поэзию, созданную в начале девяностых годов прошлого века и в XXI столетии. После развала Советского Союза в стране произошли кардинальные перемены, в результате которых другой стала и литература, и роль писателя, и тип читателя. В 1990-е годы, наконец-то, доступны стали обычным читателям произведения таких авторов, как Пильняк, Пастернак, Замятин. Романы и повести этих писателей читали, конечно, и ранее, однако лишь продвинутые книголюбы.
Освобождение от запретов
В 1970-е годы советский человек не мог спокойно зайти в книжный магазин и приобрести роман «Доктор Живаго». Эта книга, как и многие другие, была запрещена долгое время. У представителей интеллигенции в те далёкие годы было модно, пусть не вслух, но ругать власть, критиковать «правильных», одобренных ею писателей и цитировать «запрещенных». Прозу опальных авторов тайком перепечатывали, распространяли. Те, кто занимался этим непростым делом, мог в любой момент лишиться свободы. Но запрещенную литературу продолжали перепечатывать, распространять и читать.
Прошли годы. Поменялась власть. Такое понятие, как цензура, на некоторое время просто перестало существовать. Но, как ни странно, люди не выстроились в длинные очереди за Пастернаком и Замятиным. Почему так произошло? В начале 1990-х люди выстроились в очереди к продуктовым магазинам. Культура и искусство находились в упадке. Со временем ситуация несколько улучшилась, но читатель уже был не тот.
Многие сегодняшние критики о прозе XXI века отзываются весьма нелестно. О том, в чём заключается проблема современной русской литературы, сказано будет ниже. Прежде стоит рассказать об основных тенденциях развития прозы последних лет.
Обратная сторона страха
Во времена застоя люди боялись сказать лишнее слово. Эта фобия в начале девяностых годов прошлого века обернулась вседозволенностью. Современная русская литература начального периода полностью лишена поучительной функции. Если, согласно опросу, проведенному в 1985 году, самыми читаемыми авторами были Джордж Оруэлл и Нина Берберова, спустя 10 лет популярными стали книги «Мент поганый», «Профессия — киллер».
Постмодернизм
Это течение в литературе можно охарактеризовать как своеобразное сочетание мировоззренческих установок и неожиданных эстетических принципов. Постмодернизм получил развитие в Европе в 1960-е годы. В нашей стране он оформился в отдельное литературное течение значительно позже. Единой картины мира в произведениях постмодернистов нет, но есть многообразие версий реальности. В список современной русской литературы этого направления входят, прежде всего, произведения Виктора Пелевина. В книгах этого писателя существует несколько версий реальности, и они отнюдь не исключают друг друга.
Реализм
Писатели-реалисты, в отличие от модернистов, полагают, что в мире смысл есть, правда, его следует найти. В. Астафьев, А. Ким, Ф. Искандер — представители этого литературного течения. Можно сказать, что в последние годы снова обрела популярность так называемая деревенская проза. Так, нередко встречается изображение провинциального быта в книгах Алексея Варламова. Православная вера является, пожалуй, основной в прозе этого писателя.
У прозаика может быть две задачи: нравоучительная и развлекающая. Существует мнение, что развлекает, отвлекает от обыденности литература третьего сорта. Настоящая же литература заставляет читателя задуматься. Тем не менее среди тем современной русской литературы не последнее место занимает криминальная. Произведения Марининой, Незнанского, Абдуллаева, может быть, и не наводят на глубокие размышления, но тяготеют к реалистичной традиции. Книги этих авторов нередко называют «криминальным чтивом». Но отрицать сложно то факт, что и Марининой, и Незнанскому удалось занять в современной прозе свою нишу.
Женская проза
Имеет ли право на существование этот термин? В трудах советских литературоведов он не встречается, все же роль этого явления в истории литературы отрицают не многие современные критики. Женская проза – это не просто литература, созданная женщинами. Она появилась в эпоху зарождения эмансипации. Такая проза отражает мир глазами женщины. Относятся к этому направлению книги М. Вишневецкой, Г. Щербаковой, М. Палей.
Являются ли произведения лауреата Букеровской премии — Людмилы Улицкой — женской прозой? Может быть, только отдельные произведения. Например, рассказы из сборника «Девочки». Героями Улицкой в равной степени выступают и мужчины, и женщины. В романе же «Казус Кукоцкого», за который писательница была удостоена престижной литературной награды, мир показан глазами мужчины, профессора медицины.
Не многие современные русские произведения литературы сегодня активно переводятся на иностранные языки. К подобным книгам относятся романы и рассказы Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Почему сегодня так мало русскоязычных писателей, интересных на Западе?
Отсутствие интересных персонажей
По мнению публициста и литературного критика Дмитрия Быкова, в современной русской прозе применяется устаревшая повествовательная техника. За последние 20 лет не появилось ни одного живого, интересного персонажа, имя которого стало бы нарицательным.
Кроме того, в отличие от зарубежных авторов, пытающихся найти компромисс между серьезностью и массовостью, российские писатели словно разделились на два лагеря. К первому принадлежат создатели упомянутого выше «криминального чтива». Ко второму — представители интеллектуальной прозы. Создается немало артхаусной литературы, которую понять не в силах даже самому искушенному читателю, и не потому, что она чрезвычайно сложна, а потому, что нет в ней связи с современной реальностью.
Издательский бизнес
Сегодня в России, по мнению многих критиков, талантливые писатели есть. Но недостаточно хороших издателей. На полках книжных магазинов регулярно появляются книги «раскрученных» авторов. Из тысячи произведений некачественной литературы искать одно, но стоящее внимания, готов далеко не каждый издатель.
В большей части книг писателей, упомянутых выше, отражены события не начала XXI века, а советской эпохи. В русской прозе, согласно мнению одного из известных литературоведов, за последние двадцать лет не появилось ничего нового, так как писателям не о чем говорить. В условиях разложения семьи невозможно создать семейную сагу. В обществе, в котором приоритет отдается материальным вопросам, не вызовет интереса поучительный роман.
С подобными утверждениями можно и не согласиться, но в современной литературе действительно нет современных героев. Писатели, как правило, обращаются к прошлому. Быть может, вскоре ситуация в литературном мире изменится, появятся авторы, способные создавать книги, которые не утратят популярности через сто-двести лет.
Современная литература
Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.
Классики современной литературы
Особенность современной литературы
Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе.
Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры становятся маргинальными. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»).
Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.
Элитарная литература
В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что современная литература это поэзия и проза последних десятилетий, переходного периода рубежа XX-XXI вв. В зависимости от предназначения современных произведений выделяют элитарную и массовую, или популярную, литературу.
Элитарная литература – «высокая литература», которая создавалась в узком кругу писателей, священнослужителей, деятелей искусства и была доступна только для элиты. Элитарная литература противостоит массовой, но одновременно является источником для текстов, адаптируемых под уровень массового сознания. Упрощенные варианты текстов У. Шекспира, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского способствуют распространению духовных ценностей среди масс.
Массовая литература
Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.
Примечательно, что массовая литература часто связана с кинематографом – множество популярных изданий экранизированы. К примеру, американский сериал «Игра престолов» снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
7 главных трендов современной российской литературы: от исторического романа до магического реализма
Если вам кажется, что российская литература стоит на месте да и вообще «там нечего читать», приготовьтесь поменять свое мнение. Наталья Ломыкина, критик, литературный обозреватель Forbes, рассказывает о главных трендах в отечественной прозе. В тексте упоминается такое количество отменных книг, что вам еще долго будет чем заняться в свободное время.
7 главных трендов современной российской литературы: от исторического романа до магического реализма
1. Обращение к прошлому и его интерпретация
К счастью, исторический роман в последние годы перестает быть единственным синонимом «современной русской литературы» (как это было еще в прошлом десятилетии, когда короткий список значимой премии мог сплошь состоять из исторических романов). Но писатели по-прежнему с удовольствием используют ту возможность всесторонне оценить и осмыслить происходившее в отечестве, которую дает только время.
Мало кому из больших прозаиков удается избежать искушения обратиться к прошлому, чтобы увидеть масштаб происходящего, восстановить причинно-следственные связи, проанализировать тайные мотивы и непредвиденные последствия — и чуть лучше понять настоящее.
Другое дело, что немногим хватает таланта оживить прошлое, как, скажем, Алексею Иванову в блистательных романах «Золото бунта» и «Тобол», где погружаешься не просто в реалии ушедших эпох — но в язык и сознание наших предков. Не у всех получается, как у Захара Прилепина в мощной «Обители», заставить читателя прожить страшные моменты недавней истории. (Успех романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» требует и ее поставить в этот ряд, но из «Зулейхи» я бы субъективно взяла только первые пять глав, а остальное отправила на доработку.)
Читайте также
Иногда детальная реконструкция недавнего прошлого становится своеобразной лупой, через которую можно увидеть, из чего мы сделаны и на что способны, — этот фокус блестяще проворачивает в романе «Город Брежнев» Шамиль Идиатуллин.
Вообще историческое начало — самая удобная писательская ширма. Пристроившись за нею, автор может делать что угодно, например последовательно проводить мысль, что времени нет, а есть только любовь, как это делает Евгений Водолазкин в романах «Лавр» и «Авиатор». Или, наоборот, отрицать все, кроме конкретного времени, — так у Дмитрия Быкова из трех линий, стремящихся в одну точку, 22 июня 1941 года, получился один из его лучших романов «Июнь».
Словом, как сказал Евгений Водолазкин, «история — это одно из имен опыта. В конце концов, от жизни остается только история». А от литературы, по-видимому, исторический роман.
2. Эксперименты с языком
Вторая важная тенденция — поиск нового языка, чтобы говорить о современном. В ХХI веке язык становится все грубее, брутальнее и увесистее. Никакого пиетета к современности литература словно бы не испытывает. Сегодняшний день — сор, из которого растет проза, с ним можно (а то и нужно) обращаться вольно, чтобы не сразу читатель почувствовал авторскую горечь и разочарование, а под ними — нежность.
Председатель совета экспертов «Большой книги» Михаил Бутов, представляя финалистов 2020 года, отметил, что они «демонстрируют заметную тенденцию к языковой брутальности, которая при этом совершенно не отменяет серьезности и глубины текста». Жестко и угрюмо, в точном соответствии с названием своего сборника, пишет о взрослевших в 1990-е мужчинах Андрей Рубанов.
Перемежая шахтерские профессиональные словечки с грубым сленгом украинских политиков, Сергей Самсонов разворачивает эпопею о событиях «донбасской весны» в премированном «Ясной Поляной» романе «Держаться за землю». Умение Дмитрия Захарова выписывать речевые портреты героев и все та же актуальная политическая лексика превращают полуфантастическую антиутопию «Средняя Эдда» в сверхсовременную прозу. Лауреат «Нацбеста» Михаил Елизаров, соединяя в романе «Земля» откровенную, грубоватую, порой обсценную лексику парней-могильщиков с нарочито простым, довлатовским синтаксисом, погружается в философию смерти на фоне быта русской жизни. Сюжетно это роман о становлении-взрослении землекопа Володи Кротышева, Крота: постсоветское детство, вечные отцовские переезды и неустроенность, служба в стройбате, где приходится копать от забора до обеда, и, наконец, 1990-е в похоронном бизнесе. Если же говорить о метафизическом уровне текста, то только ленивый не назвал елизаровскую «Землю» исследованием «русского танатоса».
Попытки современных прозаиков подобрать языковой код к сегодняшнему дню напоминают старания известного героя сложить из ледяных кристаллов слово «Вечность».
Читайте также
Попытки современных прозаиков подобрать языковой код к сегодняшнему дню напоминают старания известного героя сложить из ледяных кристаллов слово «Вечность». Удаются они не всегда, но сам процесс эксперимента и поиска важен для развития языка.
3. Интересная малая проза
Не каждому автору хватает дыхания на большой роман о современной жизни, а вот на рассказ или повесть — да. Так что сборники рассказов, как картины импрессионистов, куда честнее и выразительнее передают писательские ощущения от происходящего вокруг прямо сейчас.
Пожалуй, самыми показательными в этом смысле будут книги Ксении Букши «Открывается внутрь» и «Петля» Романа Сенчина. Оба автора владеют той писательской оптикой, которая позволяет пристально, но без оценок и эмоций вглядываться в житейские истории обычных людей, уязвимых, одиноких, потерянных. Именно такой, отстраненный, беспристрастный взгляд исследователя позволяет через героев показать среду, увидеть всю ее неприглядность и… продолжить изучение. Герои Букши просто едут по своим делам на 306-й маршрутке или топчутся на остановке, и ты их точно уже встречал, ведь это сын маминой коллеги, это пацан из соседского двора, это девица, которую удочерила тетя Лена из шахматного клуба, а это чудак, который обычно выходит на следующей.
Сборники рассказов, как картины импрессионистов, куда честнее и выразительнее передают писательские ощущения от происходящего вокруг прямо сейчас.
Читайте также
Магия сборников проявляется не сразу, важно не отвлекаться и не перемежать чтение другими книгами. Рассказ, еще один — и вдруг невидимая петля связывает их воедино, и в центре этого узла твоя собственная жизнь, нелепая, не всегда счастливая, но, гляди-ка, настоящая. Острее всего, пожалуй, позволяет ощутить это недавний сборник Людмилы Улицкой «О теле души». Ей удалось так точно передать тонкость и размытость границы между реальностью и небытием, что, с одной стороны, перестаешь очень уж сильно страшиться смерти, а с другой — острее чувствуешь, что живешь.
4. Переформатирование литературы
Художественная проза все чаще отрицает границы, в том числе жанровые, и все больше заходит на территорию нон-фикшен. В особо удачных случаях из документов, благодаря авторскому прочтению, рождается настоящее искусство. Так получилось у Леонида Юзефовича с историей трагического противостояния белого генерала, правдоискателя Анатолия Пепеляева и красного командира, анархиста Ивана Строда. Документальный роман «Зимняя дорога» о, казалось бы, малоизвестном эпизоде Гражданской войны благодаря беспристрастности историка и таланту рассказчика Юзефовича по силе воздействия становится практически эпосом о страшном времени бессмысленной битвы и о том, что в любых, даже самых нечеловеческих условиях можно и должно оставаться человеком.
Архивные документы и дневниковые записи под внимательным взглядом Леонида Юзефовича превращаются в роман о трагических судьбах двух достойных мужчин, которые одинаково сильно и бескорыстно любили свою страну. Такие люди, как Пепеляев и Строд, могли оба быть опорой России, но жизнь свела их в снегах Якутии в тяжелое время, «между миром, который уже умер, и миром, который еще не родился».
Кроме докфикшен, в литературе набирает обороты автофикшен. В мировой прозе это направление оккупировал Карл Уве Кнаусгор, который сделал автофикшен жизни писателя средних лет международным бестселлером. У нас нет такого настойчивого голоса и я-потока, который всецело завладел бы читательским вниманием (но, может, это и хорошо, а то пока читаешь о жизни Кнаусгора, некогда жить своей), но есть премированная «Памяти памяти» Марии Степановой, которую можно читать с любого места, пропадая в авторских наблюдениях, в вечном поиске ускользающей от нас сути причудливого переплетения воспоминаний и судеб. У нас есть щедро замешанные на цинизме и жалости сборники рассказов-воспоминаний Наталии Ким «Родина моя, Автозавод» и «По фактической погоде», где описан с любовью и сожалением маргинальный, заблудший, похмельный мир советской и постсоветской рабочей интеллигенции.
Художественная проза все чаще отрицает границы, в том числе жанровые, и все больше заходит на территорию нон-фикшен. В особо удачных случаях из документов, благодаря авторскому прочтению, рождается настоящее искусство.
Читайте также
Есть, наконец, «городской невротик» Андрей Аствацатуров, превративший в героя прозы собственное альтер эго. «Люди в голом», «Скунскамера», «Осень в карманах» — все это, по выражению самого Андрея, «псевдоавтобиография»: «Хотя у моего героя то же имя, живет он там же, где я, и работает там же, важно понимать, что роман — это все-таки слова. Это ситуация правдоподобия, потому что правда чаще всего банальна». Литературовед Аствацатуров лучше многих знает, что «не только текст похож на жизнь, но и жизнь похожа на текст».
5. Проза медиков
Следующие три тенденции, пожалуй, не такие яркие, но все равно отчетливые. Из бурного общего потока полудокументальных текстов уверенно, в полном соответствии с литературной булгаковской традицией выделяется проза врачей. Прежде всего, конечно, обаятельнейшие, написанные прекрасным литературным языком «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова.
Как точно подметил в свое время Лев Рубинштейн, «обычно что-нибудь одно — либо живой, а иногда и уникальный, человеческий опыт, либо убедительная и располагающая интонация рассказчика. Счастливое сочетание того и другого — вещь необычайно редкая, а потому и особенно ценная. Случай Алексея Моторова — тот самый редкий случай». Это истории из 1980-х, когда будущий врач Алеша Моторов только окончил медицинское училище и несколько лет работал медбратом в реанимационном отделении большой московской больницы. Смешные и циничные врачебные байки, драматичные истории о случаях, которые для одних — чудо, а для других — «сложное ночное дежурство», ностальгические зарисовки о времени в один текст объединяют любознательность самого автора и его искренняя благодарность коллегам-врачам.
Еще одна стоящая книга о буднях врачей — «Нью-йоркский обход» Александра Стесина, получивший недавно премию «НОС». Мемуарный роман о работе русского врача-онколога в разных (в том числе по уровню и статусу) больницах Нью-Йорка. Здесь чуть меньше собственно медицинских историй и чуть больше зарисовок культурологических — сам Стесин очень точно называет свою книгу «смесью травелога с мемуаром на фоне медицинской тематики».
Если же хочется больше «клинических случаев» — это «Записки патологоанатома» и «Записки из скорой помощи» Андрея Шляхова. Я спросила у судмедэксперта Ольги Фатеевой, автора книги «Скоропостижка», почему так интересно писать и читать истории о работе врачей. Врачи пишут, потому что «хотят, осознанно или невольно, поделиться тем особым отношением к жизни, которое можно назвать здоровым фатализмом», — ответила Ольга, и нам действительно не хватает этого цинизма-фатализма и умения посмеяться над своими страхами. Кроме того, творчество для врачей — это психотерапия: «отдать свои переживания бумаге, освободиться, проанализировать, признать ошибки или помочь себя же простить». Врачи чаще других подходят к границе жизни и смерти, чаще других заглядывают за край. Иногда им удается отвоевать у смерти человека, который почти перешел черту. Иногда не удается.
Современная русская литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
О современной русской литературе
Ранее неопубликованные произведения
На формирование образа современной русской литературы огромное влияние оказали публикации в 90-ые годы книг, ранее запрещённых советской цензурой. До падения железного занавеса произведения опальных авторов распространяли тайно, рискуя свободой. После него читателям стали доступны, к примеру, произведения Бориса Пастернака («Доктор Живаго»), Евгения Замятина («Мы»), Владимира Набокова («Лолита»), книги писателей-шестидесятников и произведения, ждавшие публикации с 1970-ых.
Готовые работы на аналогичную тему
На основе творчества писателей, чьи «скандальные» произведения были под запретом в Советском Союзе, и сформировалась современная русская литература.
Стили современной литературы
Особенно распространены в современном мире массовая литература и литература постмодернизма.
Что касается постмодернизма, то он возник в русской литературе в 90-ые годы, беря начало в произведения Венедикта Ерофеева и Андрея Битова. В своих книгах постмодернисты иронизировали над идеями коммунизма и указывали на несостоятельность тоталитаризма. Книги постмодернистов отличаются оригинальностью формы и содержания; стили в них весьма смело комбинируются друг с другом. Постмодернистами являются Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Василий Аксёнов и другие.
Некоторые из самых популярных современных русских произведений (на момент конца 2018 года):
Современные литературные премии
Следя за списками лауреатов литературных премий, можно читать самые лучшие современные русские произведения.
Литературная премия Александра Солженицына (Солженицынская премия) была задумана самим А.И. Солженицыным, который так сформулировал её задачу: «Не пропустим достойных, не наградим пустых».