комплекс уроков изобразительного искусства по формированию какого либо умения в начальных классах
Конспекты уроков изобразительного искусства для 1, 4 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урок в 1 классе на тему «Красивые рыбы. Украшение рыб»
информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной
— Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
-Неменский Б.М. Методическое пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;
художественные материалы: гуашь, кисти, альбом, фломастер, цветная бумага,
литературный ряд: отрывок из сказки;
зрительный ряд: мультимедийная презентация «Красивые рыбы».
Беседа «Подводное царство из сказки Русалочка».
2. «Красивые рыбы». Творческая практическая деятельность учащихся.
«Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: учить видеть красоту разнообразных поверхностей; развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб; познакомить с новой техникой выполнения работы – совмещение техники печати губкой с аппликацией.
Задачи художественного развития учащихся:
развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опта эстетических впечатлений; учить видеть красоту окружающего мира;
формировать навыки работы красками и цветной бумагой;
развивать способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: обяъснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: создание фона для работы в технике печати губкой с использо-ванием выразительных свойств гуаши; вырезание по шаблону тела рыбки из цветной бумаги и приклеивание на подготовленный фон (воду); украшение рыбки чешуйками из рваной бумаги; дорисовывание фломастерами; оценивание результатов своего труда.
Познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке.
Личностные: формирование навыков работы красками, умения использовать цветную бумагу для своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями; слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Организационный момент. Личностные УУД.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
— Ребята, сегодня на занятие к нам пришла весёлая девочка. (Показ слайда с изображением Русалочки.) вы все конечно её узнали… (Дети хором – Русалочка.)
У Русалочки сегодня необычный день, Сегодня день рождения её папы морского царя Тритона. Русалочка очень хочет подарить ему самый красивый подарок, и она решила, что нарисует картину, в которой изобразит подводное царство.
— Послушайте, как описывает его известный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Русалочка».
… Далеко в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит… Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малей2шего движения воды. А между ветвями снуют рыбки, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. (Во время прочтения отрывка демонстрируются виды подводного мира.)
— Ребята, а как вы думаете, каких жителей больше всего в подводном мире? (Рыбок.)
Каких рыбок знаете вы? (Скалярия, окунь, акула, карась, камбала…)
А кто из вас слышал о рыбах, которых называют ёж, бабочка, клоун? Как вы думаете, почему у них такие названия? (Из-за внешнего вида и окраски.)
— Сегодня на уроке вы будете рисовать воду и рыб новым способом, и украшать узорами из чешуек
III . «Мир полон разнообразных рисунков, узоров». Введение в тему урока.
Учитель включает запись журчания ручья. На экране демонстрируются слайды с изображением рыб в природе.
— Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки?
— Где живут рыбы? (В реке, море, океане, озере.)
— Где ещё они могут жить? Отгадайте загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
— у кого из вас есть дома аквариум?
— Опишите аквариумных рыб.
2. Работа по учебнику.
Познавательные и коммуникативные УУД.
— Рассмотрите чудесных рыб на с. 54 и 56 учебника. Опишите их.
— Обратите внимание на строение рыбы. Из чего она состоит? Что у неё есть? (Голова, хвост, плавники, рот, жабры.)
— Какую форму имеют рыбы? (Овальную, вытянутую, напоминающую лист дерева.)
— Яркая и пёстрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях подводных растений. Посмотрите, какие красивые нарядные рыбки!
— Из каких элементов состоит узор на теле рыбы? (Из чешуи овальной формы.)
— Какие ещё узоры, на каких предметах в видели в природе? (Линейные, запутанные на листьях растений, причудливые на коре дерева, замысловатые их чешуи на теле рыбы, расписные на коже змеи, крыльях бабочки.)
— Мир полон разнообразных рисунков, узоров на поверхностях различных предметов. Их много, и нужно уметь их замечать.
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Дети изображают руками резвящихся рыбок.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
Знакомство с новой техникой – печать губкой.
— Сейчас вы научитесь рисовать новым для вас способом. Он очень интересный, и, надеюсь, вам понравится.
— Возьмите лист бумаги и губкой, на которую вы нанесёте кистью синюю гуашь примакивающими и печатающими движениями изобразите морскую воду.
— Пока фон (морская вода) высыхает, вы прикладываете шаблон рыбки на лист яркой цветной бумаги, обводите и вырезаете. Далее намазываете клеем обратную сторону, вырезанной из цветной бумаги рыбки, и приклеиваете на высохший лист.
— Закончите украшение рыб. Можно использовать бумагу другого цвета для плавников и хвоста. А чешуйки нарвать или вырезать из разноцветной бумаги.
Перед учащимися – таблица-образец выполнения работы, по которой учитель объясняет последовательность.
Сначала губкой и гуашью напечатаем фон.
Затем обведём контуры рыбы на цветной бумаге и вырежем её.
На другом листе цветной бумаги нарисуем и вырежем плавники.
Приклеим их на спину и под брюшко рыбки.
Отделим линией, проведённой фломастером голову рыбы и нарисуем ей глаз
Изобразим чешуйки в виде небольших рваных или резаных кусочков цветной бумаги, наклеенных как узор.
— Желающие могут изобразить любимую рыбку, которая живёт у них в аквариуме. Украсьте рыбку узорами из чешуек, придумайте ей красивый наряд.
VI . Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные и личностные УУД.
Выставка работ учащихся и обсуждение.
— Мы с вами помогали Русалочке нарисовать подарок для своего папы.
— Вам удалось изобразить нарядных, красивых, рыбок. Если все рисунки с рыбками поместить на доску, то получится сказочное подводное царство. Как вы думаете, картина понравится царю Тритону? Дети хором – да.)
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились? (Украшать рыб узорами, изображать их новым способом –из цветной бумаги, а воду рисовать способом печати губкой.)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.
Урок в 1 классе на тему «Мир полон украшений. Сказочные цветы»
информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной
— Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
-Неменский Б.М. Методическое пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2010;
художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
музыкальный ряд: записи песни «О волшебном цветке (муз. Ю. Чичкова, слова
зрительный ряд: мультимедийная презентация «В пятигорском музее насекомых».
Знакомство с Мастером Украшения.
Беседа «Мир полон украшений».
Творческая практическая деятельность учащихся.
«Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: познакомить с Мастером Украшения и его направлением художественной деятельности; развивать эстетический вкус, творческое воображение.
Задачи художественного развития учащихся:
Формирование представлений об украшении как одном из видов художественной деятельности;
формирование навыков работы акварелью;
развитие способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: обяъснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
УУД (умение учиться).
Регулятивные: продумывает замысел и создаёт рисунок волшебного цветка, используя выразительные свойства художественного материала (акварели), оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимание значения и роли украшения в изобразительном искусстве и в жизни каждого человека и общества.
Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет и элементы украшения для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями; слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Организационный момент. Личностные УУД.
Есть волшебные слова,
Скажешь – сразу тишина.
Будь внимательней, дружок,
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
— Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним матером. А вот как его зовут, вы узнаете позже.
III . «Мир полон украшений». Введение в тему урока.
— Тема нашего занятия – «Мир полон украшений». Что такое украшения, как вы думаете? Приходилось ли вам когда-нибудь что-то украшать? (Ответы детей.)
— Украшения всюду вокруг нас – украшена орнаментами одежда, игрушки, дома, комнаты, посуда и другие различные предметы. Делать предметы неповторимыми нам помогает Мастер Украшения. Он весёлый, добрый волшебник, искренне желающий сделать мир краше.
Слово «украсить» означает придать чему-нибудь или кому-нибудь красивый вид, сделать наряднее.
Вспомните, Мастер Изображения познакомил нас с чудесными картинами художников. Одна из них – «Царевна-Лебедь», автор картины М. Врубель. Давайте рассмотрим её ещё раз и найдём в ней украшения. Что вы заметили? (Красивое сплетение металла и драгоценных камней в короне, украшения на руках и др.)
Работа по учебнику.
Познавательные и коммуникативные УУД.
— Откройте с. 44-45 учебника. Какие украшения нарисованы?
Где вы видели подобные украшения?
— Какие украшения окружают вас дома, на улице, в школе?
— Встречали ли вы их в сказках?
— Вспомните, в каких именно, опишите эпизоды из этих сказок.
— рассмотрите иллюстрации к сказкам на доске. Назовите сказки, опишите украшения.
Вывод: украшения окружают нас повсюду, они делают наш мир краше, прелестнее и разнообразнее.
— Откройте с. 48 учебника. Что вы видите на картинке? (Цветы.)
— Цветы удивительно красивы, и они тоже украшены. Как? (Необычные узорчатые лепестки, резные листочки, тычинки.)
— Какие цветы вам нравятся? (Ответы детей.)
— Цветок является украшением земли. Послушайте песню Ю. Чичкова о волшебном цветке на слова М. Пляцковского и полюбуйтесь изображением цветов на фотографиях и рисунках.
Есть на свете цветок алый, алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Может, там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь ни был крут и далёк,
Отыскать на земле небывалый,
Самый-самый красивый цветок.
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
— О чём эта песня? О каком цветке идёт речь? (О волшебном.)
— Какой он, этот волшебный цветок? Каким вы себе его представляете?
Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.
Мы цвету в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
— Прежде чем мы начнём рисовать, давайте посмотрим на многообразие цветов в природе. (Мультимедийная презентация.)
— Располагаю лист бумаги вертикально. Размечаю высоту цветка, рисую в середине кружок – это центр цветка. Теперь рисую лепестки с заострёнными краями. А вы пофантазируйте и нарисуйте сои формы лепестков, листочков. После карандашного рисунка приступайте к раскрашиванию красками. Какие краски будете использовать – гуашь или акварель?
— Что будете делать, если захотите получить новый цвет?
Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
— А хотелось ли вам иметь свой сказочный цветок?
— Каким вы себе его представляете?
— Я предлагаю вам нарисовать большой красивый сказочный цветок. Раскрасьте его, используя гуашь или акварель.
VI . Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
— Посмотрите, сколько красивых сказочных цветов вы нарисовали! Какое настроение у вас возникает, когда смотрите на эти цветы?
— Как вы украшали свои цветы?
— Расскажите, какие подбирали краски.
— Что нового вы узнали на уроке? (Узнали об украшениях, которые всюду окружают нас.)
— С каким ещё одним добрым волшебником-мастером вы познакомились? (С мастером украшения.)
-Как вы думаете, дружат ли между собой Мастер Изображения и Мастер Украшения? Почему?
— Чему мы учились сегодня на уроке? (Рисовать сказочный цветок, используя украшения для него.)
3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.
Все народы воспевают мудрость старости (4 класс)
Цели и задачи: дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; познакомить с работами Леонардо да Винчи и Рембрандта; учить выделять средства художественной выразительности; совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.
Оборудование: репродукции; гуашь или мелки, пастель, бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном»,
Леонардо да Винчи «Автопортрет».
Литературный ряд: стихотворения «Старик» А. Плещеева, «Мой дедушка»
Музыкальный ряд: запись пьесы Р. Шумана «Сказочное путешествие».
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
На доске записаны русские пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Как поживешь, так и прослывешь.
Старого воробья на мякине не обманешь.
Встречают по одежке, а провожают по уму.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
II. Работа по теме урока.
Показ репродукций картин Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рембрандта «Портрет старика в красном».
Звучит пьеса Р. Шумана «Сказочное путешествие».
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают стихотворения, в которых воспевается мудрость старости.
У лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.
В том домишке бедном жил седой лесник.
Памятен мне долго будешь ты, старик.
Как приходу гостя радовался ты!
Вижу как теперь я добрые черты…
Вижу я улыбку на лице твоем –
И морщинкам мелким нет числа на нем!
Вижу армячишко рваный на плечах,
Шапку на затылке, трубочку в зубах:
Помню смех твой тихий, взгляд потухших глаз,
О житье минувшем сбивчивый рассказ.
По лесу бродили часто мы вдвоем;
Старику там каждый кустик был знаком.
Знал он, где какая птичка гнезда вьет,
Просеки, тропинки знал наперечет.
А какой охотник был до соловьев!
Всю-то ночь, казалось, слушать он готов,
Как в зеленой чаще песни их звучат;
И еще любил он маленьких ребят.
На своем крылечке сидя каждый день,
Ждет, бывало, деток он из деревень.
Много их сбегалось к деду вечерком;
Щебетали, словно птички перед сном:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток».
«Дедушка, найди мне беленький грибок».
«Ты хотел мне нынче сказку рассказать».
«Посулил ты белку, дедушка, поймать».
– «Ладно, ладно, детки, дайте только срок,
Будет вам и белка, будет и свисток!»
У меня есть дедушка,
У меня есть дедушка
В день знакомства нашего –
Было мне полмесяца,
Будят вместе с дедушкой
На зарядке солнышко
Мы беремся за руки
Кто ни повстречается
Я шагаю с дедушкой,
И с людьми здороваюсь,
Как большой в пути.
Хорошо мне за руки
… Много знает дедушка
Про луну и солнышко,
Мне на все мой дедушка
И не стар мой дедушка,
«Портрет старика в красном» Рембрандта Харменса ван Рейна – это трагическая повесть о нелегко прожитой жизни. Поток света выхватывает из темноты фигуру старика. Чуть согнутые плечи, натруженные руки с узловатыми венами, седая борода, нахмуренный лоб и взгляд темных глаз придают герою картины облик библейского мудреца.
Вглядитесь в выражение лица и рук старика. Они могут многое поведать о человеке.
Какими средствами пользуется художник, чтобы раскрыть красоту старости?
«Автопортрет» Леонардо да Винчи
По всей вероятности, Леонардо да Винчи было шестьдесят два, когда он нарисовал автопортрет. Если он правильно передает натуру, то духовное состояние художника можно определить как оставляющее желать лучшего. Мы видим старца, уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии. Он сделал так много и все же осуществил так мало. На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Он был почти всеми забыт. Даже его образ сохранился только на этом единственном рисунке – своего рода замечательным обобщением: «Это огромная, изборожденная морщинами гора лица, – писал сэр Кеннет Кларк четыре века спустя, – с благородными бровями, властными, похожими на пещеры глазами и струящимся потоком бороды предвосхищает лица великих людей девятнадцатого века, сохраненные для нас фотографической камерой, – Дарвина, Толстого, Уолта Уитмена. Время, вечно ставящее спектакль человеческого страдания, вознесло их на недосягаемую высоту». Леонардо, которому оставалось жить еще пять лет, очевидно, увидел себя в образе безымянного величественного старца.
Физкультминутка
Упражнение «Будем маме помогать».
Раз, два, три, четыре, пять –
Мамам надо помогать!
Чтобы чистым был наш дом,
Веником мы пол метем.
А теперь без суеты
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем.
Будем нашу маму ждать
И с улыбкою встречать.
На первые две строчки дети хлопают в ладоши, а потом жестами показывают те действия, о которых говорится в рифмовке.
III. Самостоятельная работа учащихся.
Задание : изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.
Требования к работе:
1) вертикальное расположение листа;
2) соблюдение пропорций тела, лица;
3) выразительность, законченность;
Показ лучших портретов; анализ и оценка работ.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: прочитать литературные произведения «Плач детей» Н. Некрасова, «Лебедушка» С. Есенина.
Сопереживание – великая тема искусства (4 класс)
Цели и задачи: показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; учить определять средства художественной выразительности; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.
Оборудование: для учителя – методическая таблица, репродукции; для учащихся – бумага, графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: отрывок рассказа А. П. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».
Музыкальный ряд: запись фрагмента из Шестой симфонии П. И. Чайковского.
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Звучит фрагмент из Шестой симфонии П. Чайковского.
Учитель демонстрирует репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».
– Какое настроение передают музыкальное произведение и произведения живописи?
– Что выражает художник через искусство? (В искусстве изображено страдание людей. Художник изображает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.)
– Что изображено на картине В. Перова «Тройка»?
– Опишите обстановку, в которой происходит действие.
– Какую работу выполняют дети?
– Как художник показал, что бочка с водой очень тяжелая?
– Опишите внешний вид детей.
– Какими красками написал художник картину?
– Если бы живопись была светлая и яркая, а не мрачная, отвечала бы она теме этой картины?
– Сочувствует ли художник бедным детям или нет?
Учитель читает отрывок из рассказа А. П. Чехова «Ванька».
«А вчерась мне была выволочка, – пишет Ванька Жуков. – Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем… А на неделе хозяйка велела почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать… Милый дедушка… возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности».
Картина В. Перова глубоко драматична. Она написана в мрачных, серых тонах. Небо покрыто мглой. Монастырская стена угрюма и неприступна. Обледеневшие края бочки и бледные лица детей выделяются белыми пятнами на общем мглисто-сером фоне картины. Безрадостна зимняя дорога в колеях и ухабах с жалким черным кустиком и каменной тумбой на обочине. Покрытая плесенью монастырская стена, уходящая вглубь, подчеркивает бесконечность дороги. Так же бесконечна и тяжела работа детей.
С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти, в изношенном ватном пальтишке. Из-под полы, отброшенной встречным ветром, виднеется легкое, ситцевое платье. На голове старый, ветхий платок. Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра назад. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим изможденным лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча, одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик – постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют; не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице же усталость и страдание.
Эти дети отданы в ученики мастеровому, который не столько учит их ремеслу, сколько заставляет выполнять самую тяжелую работу по хозяйству. Вот и сейчас они покорно ведут обледеневшую бочку с водой по приказанию безжалостного хозяина.
Лишь крошечная доля радости досталась им – это Жучка, бегущая впереди «тройки». Жучка – единственный друг детей – всегда готова защитить их.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Плач детей».
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
В золотую пору малолетства
Все живое – счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, все кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки, –
Все и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
«Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!»
Бесполезно плакать и молиться –
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит-гудит-гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траве попадали бы спать.
Нам домой скорей бы воротиться, –
Но зачем идем мы и туда.
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бедной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…
Посмотрите на произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Оно написано в самый горький период – после смерти сына. Какие чувства пробуждает картина в зрителях?
Величайшее достижение художника – смелое использование светотени. С помощью света он привлекает внимание к самому важному в изображении, раскрывая его смысл: световые лучи как бы выхватывают из тьмы лицо, выявляя внутренний мир человека.
Какие еще средства художественной выразительности использовал художник в своей работе?
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение «Ветер» за учителем.
Ветер, ветер, с горных круч
Ты сорвись и стаи туч
Разгони на небосводе,
Чтоб гуляло на свободе
Солнце красное с утра
В небе нашего двора.
III. Самостоятельная работа учащихся.
Задание : обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.
Учитель демонстрирует таблицу «Наброски животных», по которой учащиеся называют основные формы туловища, головы животных (круг, овал).
1. Продумать сюжет рисунка и его композиционное решение.
2. Прорисовка легкими линиями основных частей тела животного (голова, туловище, хвост и др.).
3. Прорисовка линий, соединяющих одну часть с другой.
4. Прорисовка мелких деталей.
5. Уточнение формы, очертаний.
6. Выполнение легкой штриховки, которая передает тоном форму и окраску животного.
Для эмоционального настроя учащихся перед работой учитель может прочитать стихотворение Б. Слуцкого «Лошади в океане».
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
«Глория» по-русски значит «Слава», –
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил.
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
Анализ и оценка работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением памятников героям разных народов.
Герои, борцы и защитники (1 урок) для 4 класса
Цели и задачи: расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; совершенствовать графические навыки; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.
Оборудование: для учителя – фотографии; для учащихся – альбом, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; фотография памятника братьям Газдановым в Осетии.
Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество», О. Лебедушкиной «Мы рисуем мир».
Доблесть не умирает с героем, а переживает его.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Готовимся на перемене. Напоминаем о правилах поведения на уроке, технику безопасности при лепке (пользование стеками, пластилином, подкладной дощечкой).
II. Беседа по теме урока.
Рассмотрим отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства:
1) язык скульптуры – трехмерность: объем, пропорции, фактура;
2) способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка;
3) материалы: мрамор, дерево, металл, песчаник, а могут быть и другие, неожиданные: пенопласт, стекло, резина, воск;
4) значение света и тени, положения в пространстве (можно смотреть с разных точек зрения) в скульптурах.
Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический и др. Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.
По назначению скульптура бывает:
џ монументальная – памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый жанр монументальной скульптуры – мемориальная (надгробия);
џ декоративная – в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация);
џ станковая – скульптура малых форм (например, медали, монеты).
Сегодня на уроке мы познакомимся с монументальной скульптурой, в которой авторы воспевают героев, борцов и защитников народа.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной. Органическое включение в широкий ансамбль обеспечивает произведениям монументальной скульптуры наибольшую действительность и выразительность. Для монументальной скульптуры характерен героический пафос. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах – в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.
Учитель демонстрирует фотографии скульптур памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане Волгограда.
Звучит запись припева песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки!
Рассказ учителя о памятниках героям.
Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – одно из грандиозных мемориальных сооружений современности, увековечивающих бессмертный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашист-ских захватчиков.
Ключевым элементом ансамбля является пятидесятидвухметровая фигура Матери-Родины, установленная на холме и венчающая ступенчатую композицию. Площади со скульптурными группами размещаются на разных уровнях, постепенно приближаясь к вершине кургана. У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склоненными знаменами отдать почести тем, кто в тяжелые для Родины дни с честью выдержал испытания.
Затем – подъем по лестнице, окаймленной газоном, в аллею пирамидальных тополей. За аллеей начинается площадь «Стоять насмерть!», образованная вокруг центральной фигуры воина с гранатой и автоматом в руках. С этого уровня открывается величественная перспектива на грандиозную лестницу и стены-руины, которые, создавая боковые кулисы монументу, подчеркивают глубинность и направленность пространства.
На следующем уровне находится площадь Героев. Она сформирована шестью скульптурными группами и черной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоема.
Площадь Скорби, Зал Воинской славы – последняя площадь перед грандиозной фигурой Матери-Родины.
Эта скульптура не только символизирует грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в ходе второй мировой войны, когда гибель гитлеровской военной машины стала очевидной для всего мира. Она служит напоминанием людям об их патриотическом долге:
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы
За мир, за свободу, за счастье борцы.
Другой памятник героям Отечественной войны, который возведен в память подвига конкретных людей. Этот монумент стоит в Осетии, у дороги, ведущей в глубь Кавказских гор, на крутом земляном откосе. Со скалы словно взлетают в небо семь белых журавлей. Изваянная в камне пожилая женщина стоит у подножия скалы и смотрит в сторону, куда уносятся птицы и где заходит солнце. Багровые отсветы ложатся на крылья журавлей. Согбенная фигура женщины-матери окутывается огненным заревом, напоминая о грозном времени – Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Этот памятник стоит на окраине селения Дзуарикау. Здесь у Тасо и Асахмета Газдановых росли семь сыновей. Как отец и мать, статные и красивые, немногословные, ценившие дружбу и любившие свою землю.
… Началась война. Все братья Газдановы один за другим ушли на фронт. И не вернулись…
Махарбек погиб, защищая Москву, Магомет и Ходжисмел пали под Севастополем, Сазырико был убит под Киевом, Дзарахлат в Новороссийске, Хасанбек – при освобождении от гитлеровцев Белоруссии. Только Шамиль дошел до Берлина, но был тяжело ранен и умер, не дожив четырех дней до Победы.
… Давно уже нет в живых отца и матери Газдановых. Но земляки не забыли эту семью, подвиги семерых братьев. Их именами назвали улицы в столице Северной Осетии – Орджоникидзе и в селении Дзуарикау, школу, где учились братья, музей в ней. Там по старому обычаю горцев прикреплены к стене семь черкесок в память о братьях Газдановых.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Эти стихи Расула Гамзатова вдохновили осетинского скульптора С. Санакоева. Монумент в Дзуарикау он посвятил братьям Газдановым, их матери Тасо, всем своим погибшим землякам.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения за учителем.
Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Оля Лебедушкина. Мы рисуем мир
III. Самостоятельная работа учащихся.
Задание : эскиз памятника герою (по выбору учащихся).
1 этап работы – замысел памятника герою (учащиеся выполняют наброски на бумаге);
2 этап – выполнение эскиза памятника герою из пластилина.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее. Материалы лепки – глина, пластилин, воск.
Учитель рассказывает о работе скульптора, технологии его работы над скульптурой:
этюд в пластилине, глине
работа в материале
(камень, металл, цемент, дерево)
Если скульптура большая, скульптор пользуется каркасом (из металлической проволоки, палок и палочек), который выполняет как бы роль скелета, опорных точек.
Анализ набросков памятника герою, рекомендации учителя.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать книги о памятниках эпохи Возрождения; прочитать стихотворения о Родине, воинах-защитниках.
Герои, борцы и защитники (2 урок) для 4 класса
Цели и задачи: познакомить с творчеством Микеланджело; раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма; развивать умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру; совершенствовать навык работы с пластилином; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: фотографии скульптур, пластилин, стеки, подставка из картона 20 × 20 см, проволочный каркас.
Зрительный ряд: фотография скульптуры «Давид» Микеланджело.
Литературный ряд: стихотворение Микеланджело.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
На доске записаны пословицы и поговорки о подвиге разных народов мира:
II. Беседа по теме урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Микеланджело Буанарроти.
Надгробие великого Микеланджело, сделавшего так много для украшения Флоренции и прославления рода Медичи, украшают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура и Архитектура. Но сам Микеланджело считал себя мастером скульптуры, в ней видел «первое из искусств», лучше всего прославляющее человека, его красоту.
Микеланджело считал, что в глыбе мрамора природой уже заложено произведение, автору нужно только отсечь все лишнее.
Еще при жизни Микеланджело приобрел славу искуснейшего творца. Однажды ему сообщили о прекрасном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало несколько скульпторов, основательно его испортив.
Церковные власти махнули на все рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Микеланджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты – 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.
Учитель демонстрирует фотографию с изображением скульптуры Микеланджело «Давид».
Какие чувства вызывает у вас эта скульптура? Как автор показал мужество и героизм Давида?
Законченное произведение ошеломило современников. Микеланджело изваял обнаженную фигуру прекрасного юноши. По библейской легенде, юный пастух Давид отважился на бой со страшным великаном Голиафом и сразил его камнем, выпущенным из пращи.
Скульптор изобразил Давида перед поединком. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Соразмерностью и красотой произведение превзошло все известные шедевры, затмило даже греческие и римские статуи. Так писал о «Давиде» современник.
Открытие монумента превратилось в народное торжество. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защищали.
Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению еще одной музе – Поэзии. Послушайте его строки.
Не правда ли – примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, –
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я.
Учитель предлагает учащимся рассказать о памятниках героям родного города.
Физкультминутка
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий,
Медь, железо, алюминий,
Солнце, воздух и вода,
Труд, веселье, сладкий сон.
А война пусть выйдет вон!
М. Карем. Мирная считалка
III. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют II этап работы (изготовление эскиза памятника герою по наброскам, выполненным на предыдущем уроке).
Последовательность выполнения работы:
1) На дощечке-подставке делаем небольшой плинт (подставку под будущую фигуру).
2) Взять несколько кусочков пластилина, смешать до однородной массы (лучше не жирного, а который держит форму).
3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это будет голова. Вылепить яйцеобразную форму, наметить глаза, нос, рот (прищипываем, прорезаем, процарапываем).
4) Отделить маленький кусочек, вылепить цилиндрическую форму – это шея. Соединить с головой.
5) Остаток пластилина пойдет на туловище и конечности. Делим его на две части. Одна часть туловище. Его скатать, примять в талии, обработать места соединения (водой), соединить с головой и шеей.
6) Остаток пластилина разделить на две части (одна побольше). Меньшая часть – руки, большая – ноги.
7) Больший кусок делим на две части, вытягиваем две цилиндрические формы – ноги, формируем колено, ступню, прикрепляем к туловищу (снизу, а не с боков!).
8) Разделить оставшийся меньший кусочек на две части, сформировать руки, ладонь (примять), стеной сделать пальцы, прикрепить к плечам.
9) Дополнить образ необходимыми деталями.
Если используется каркас, лепка ведется на него, движение задается сгибанием проволоки.
Выставка лучших работ.
Оценка и анализ эскизов памятников.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: подобрать стихотворения о детях, их играх.
Конспект урока изобразительного искусства для 1 класса
Тема «О сказке про цветы»
закрепить полученные ранее навыки работы гуашью;
дать начальное представление о художественном образе — «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность;
приобрести новые навыки работы в нетрадиционной технике изображения.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.
Оборудование и материалы:
бумага А5 – 2 листа;
гуашь, крупная и тонкая кисти, баночка с водой, салфетка (тряпочка);
Зрительный ряд. Компьютерная презентация «О сказке про цветы» (тематический подбор фотографий и рисунков), показ приёмов работы учителем.
1. Организационный момент.
Подготовка рабочих мест.
2. Диалог учителя и детей о сказке, сказочном образе.
Учитель. Сегодня я хочу спросить у вас: любите ли вы сказки? А как вы думаете, можно ли сочинить сказку о цветке? А какие сказки, в которых бы говорилось о цветах, вы знаете?
Дети: «Аленький цветочек», « Паровозик из Ромашково», «Дюймовочка».
Вот я думаю знакомая вам иллюстрация. К какой она сказке, вспомните? (12 месяцев).
А, кто автор этой сказки? (Самуил Яковлевич Маршак).
Учитель. Я думаю, вы хорошо помните эту сказку и можете мне рассказать, что в ней происходило.
Дети. Злая Мачеха послала свою неродную дочь (Падчерицу) зимой в лес и велела ей не возвращаться без подснежников. А в лесу девочка встретила все, 12 месяцев и они помогли ей.
Учитель: Давайте и мы сейчас поможем девочке, нарисуем подснежники. Рисовать мы их будем непростым способом. Для этого нам понадобятся следующие материалы: бумага – 2 листа, гуашевые краски, тонкая и толстая кисти, баночка с водой, салфетка или тряпочка, небольшие кусочки картона.
3. Практическая работа.
Показ приёмов рисования.
Располагаем лист вертикально (показ):
Чуть выше середины листа большой кистью ставим гуашевыми красками синего цвета 4 крупных пятна, которые располагаем дугой (показ).
Берём кусочек картона двумя пальцами и поочерёдно цепляя гуашевые пятна растягиваем их вверх подобно лепесткам (показ).
Далее нужно большой кистью с зелёной гуашью от получившегося цветка вниз поставить ещё 6-7 крупных пятен (показ).
Эти пятна сверху вниз также зацепив картонной полоской растянуть так, чтобы получился стебель цветка (показ).
В лево и вправо от стебля большой кисть с зелёной гуашью нужно поставить по 4-5 крупных пятен (показ).
Эти пятна тоже растянуть, придав им форму листьев (показ).
Учитель. Я думаю, что у всех уже получились подснежники и можно немного отдохнуть пока они высыхают. Проведём физминутку. Для неё мы вспомним слова, которые звучали у костра в лесу, где жили 12 месяцев. Поставьте руки на парту на локотки и повторяйте за мной.
Физминутка (повторяется 2 раза)
Гори, гори ясно (сжимать и разжимать пальцы рук)
Пока не погасло (хлопки в ладоши)
Учитель: Теперь продолжим работу на другом листке и нарисуем распустившейся подснежник другим способом. Для этого используем указательные пальчики рук. Найдите на своей руке указательный пальчик и поднимите его, чтобы я видела. Молодцы, можно опустить.
Показ приёмов рисования.
Располагаем лист вертикально (показ).
Большой кистью гуашью жёлтого цвета намазываем сверху указательный палец
(показ) и чуть выше середины листа ставим отпечаток, это будет серединка
Пальчик вытираем о салфетку.
Берём гуашь синего цвета, и большой кистью рисуем крупные 5-6 пятен вокруг
Далее нужно эти пятна растянуть в стороны указательным пальчиком так, чтобы
стало похоже на лепестки раскрывшегося подснежника (показ).
Пальчик вытираем о салфетку.
Теперь большой кистью с зелёной гуашью нужно поставить сверху вниз от цветка
6-7 крупных пятен (показ).
Влево и вправо от стебля, большой кисть с зелёной гуашью нужно поставить по 4-5
крупных пятен (показ).
Эти пятна тоже растянуть указательным пальцем, придав им форму стебля (показ).
От стебля влево и вправо большой кистью с зелёной гуашью поставьте по 4-5
крупных пятен (показ).
Эти пятна с помощью указательного пальчика превратите в листья.
Теперь можно хорошенько вытереть палец о салфетку.
4. Подведение итогов.
Учитель: Ну, вот нарисовали мы с вами подснежники и теперь соберём их в корзину. Я пройду, а вы кладите свои подснежники в мою корзину (сбор рисунков).
Посмотрите, сколько, много подснежников я насобирала! Вы молодцы, потому что помогли девочке.
А кто помог ей в сказке?
Дети: Месяц апрель. В январе он ненадолго пришёл, стало тепло, и распустились подснежники, которые девочка собрала.
Учитель: Вам понравился урок? А что больше всего понравилось?(ответы детей).
Какие необычные материалы и инструменты мы сегодня использовали для рисования подснежников? (ответы детей).
Наш урок закончен, вы можете убирать свои рабочие места. А, я пойду передам подснежники девочке из сказки. До свидания.
План-конспект урока для 2 класса тему:
«Три основные краски, создающие многоцветие мира»
Улыбнулись, оглянулись, в царство красок окунулись. Присядьте.
Пристальным всмотрись лишь взглядом,
Посмотри на небеса!
Хороша краса заката!
Как мечта, красив восход!
В небе, в травах, беге вод.
Мир вокруг нас разнообразен и многоцветен. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и огромное количество других цветов.
А тема нашего урока: «Три основные краски, создающие многоцветие мира».
— Какие три краски, если их нет в коробочке, невозможно получить путём смешивания, назовите их? (красная, синяя и жёлтая).
— Их художники называют основными.
— А как же мир многоцветие мира, скажете вы? Как получают такое разнообразие красок? (путём смешивания).
— Мы приоткроем тайну этого многоцветия.
2) Повторим правила работы красками, вот они (ролик).
Сейчас в ячейки палитры положите кистью немного каждой из основных
Теперь я чистой ячейке палитры смешайте жёлтую и красную краски, какой цвет получился? (оранжевый).
Дальше в чистой ячейке палитры смешайте синюю и жёлтую краски, и посмотрите, какой цвет? (зелёный).
Сейчас в чистой ячейке палитры смешайте синюю и красную краски, какой цвет получился? (фиолетовый).
Как называют эти цвета? (составные).
А сейчас в одну из основных красок, добавить немного белой краски, что с ней произойдёт? (она станет светлее).
Дальше в другую основную краску добавьте немного чёрной, как она изменилась? (она стала тёмной, мрачной, тяжёлой).
3) Перед вами картины П. Гречишкина «Поляна» и Р. Липуса «Танки в бою».
Какому настроению они соответствуют? (радость, грусть).
— А сколько лет прошло со Дня Победы 9 мая 1945 года?
(слайд 1941-1945 В.О.В. и орден победы).
Помнит Ставрополье эхо прошедшей войны!
Между нами 70 лет мира и памяти.
Память – это благодарность.
Я помню, значит, я живу.
А сейчас мы мысленно пройдем по цветущему полю Ставрополья и соберём букет из цветов для ветеранов войны в знак глубокой благодарности за мирную жизнь.
4) Перед работой проведём физкультминутку
Нежный маленький бутон
Туго-туго стянут он
Солнце луч ему протянет
И бутончик маком станет.
5) Показ этапов работы:
возьмите заготовки цветов, положите их пред собой на лист бумаги;
кистью с чёрной краской отметьте серединку цветка;
от серединки вдоль лепестка красной краской поставьте несколько больших
возьмите кусочек картона и проведите им от серединки цветка до края
Та ким способом нарисуйте все лепестки цветка.
6) Практическая работа (под песню Ю.Антонова «Красные маки»).
Отложите нарисованные цветы.
— Какие три краски помогли нам создать такую красоту? (красная, синяя, жёлтая).
— Как эти краски называются? (основные).
— Какие цвета получились, когда вы их смешали? (составные).
— Что происходило с красками, когда в них добавляли белую краску?
(они становились светлее).
— А когда добавляли чёрную, что случилось? (краска становилась тёмной, мрачной)
Возьмите свою работу в руки для составления корзины для наших ветеранов. (Звучит песня «День Победы», учитель закрепляет на корзине нарисованные цветы).
Наш народ хорошо знает цену миру.
Мир – это утро, полное света и надежд.
Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир – это школьный звонок, школа, в окнах которой отражается солнце.
Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.
На этом наш урок окончен, начинайте убирать сои рабочие места.