комментарии законодательства относятся к какой информации
Комментарии законодательства относятся к какой информации
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
— образцы деловых бумаг;
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд РФ был упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Раздел КонсультантПлюс: Комментарии законодательства
1. «Постатейные комментарии и книги»
Информационный банк содержит постатейные комментарии к законам и кодексам, дающие развернутое толкование правовых норм, монографии, книги и учебники по актуальным вопросам законодательства и права.
2. «Путеводитель по договорной работе»
3. «Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)»
Информационный банк содержит анализ решений судов по наиболее актуальным и сложным вопросам применения части второй Гражданского кодекса РФ за последние три года.
Информационный банк содержит подробную информацию о 16 наиболее востребованных гражданско-правовых договорах (договорах купли-продажи, поставки, аренды зданий и сооружений, подряда, займа, кредита, комиссии и другие).
4. «Путеводитель по корпоративным спорам»
Информационный банк содержит анализ судебной практики по вопросам применения норм корпоративного законодательства (законы об ООО, АО и др.) за последние три года.
Тематика материалов информационного банка:
5. «Путеводитель по госуслугам для юридических лиц»
«Путеводитель по госуслугам для юридических лиц» содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы уведомительных документов, предусмотренных федеральным законодательством.
Информационный банк содержит подробную информацию о получении лицензий для медицинской, образовательной деятельности, для перевозок пассажиров автотранспортом (оборудованным для перевозок более восьми человек) и др. Также рассмотрен порядок регистрации ККТ, СМИ, транспортных средств, подачи уведомлений о намерении осуществлять обработку персональных данных, получения выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и другие темы.
6. «Путеводитель по корпоративным процедурам»
«Путеводитель по корпоративным процедурам» содержит все необходимые сведения (пошаговые рекомендации) о порядке проведения корпоративных процедур и подготовки документов для них.
Информационный банк содержит подробную информацию о создании ООО и АО, увеличении и уменьшении уставного капитала ООО, заключении сделки по отчуждению доли третьему лицу, внеочередном общем собрании акционеров, выплате дивидендов в АО и др.
7. «Юридическая пресса»
Информационный банк содержит аналитические статьи из более чем 80 специализированных журналов и газет на актуальные темы законодательства и права, а также консультации в форме «вопрос-ответ» по сложным и спорным юридическим вопросам, которые часто возникают в деятельности юристов, не имеют однозначного или очевидного решения.
Раздел «Комментарии законодательства»
Постатейные комментарии к законам и кодексам с анализом правовых норм; книги и монографии ведущих юристов.
Содержит анализ судебной практики по наиболее актуальным и сложным вопросам применения части второй Гражданского кодекса РФ за последние три года
Содержит анализ судебной практики по вопросам применения норм корпоративного права за последние три года
Содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы различных уведомлений.
Содержит все необходимые сведения о порядке проведения корпоративных процедур и подготовки документов для них
Содержит подробные пошаговые инструкции по основным этапам проведения закупок (согласно Федеральному закону N 44-ФЗ)
Содержит информацию о спорных ситуациях и подходах госорганов и судов к их решению
Аналитические статьи из более чем 80 специализированных журналов и газет на актуальные темы законодательства и права, а также консультации в форме «вопрос-ответ» по сложным и спорным юридическим вопросам.
Содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы различных уведомлений
Приложение1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Общие черты этих актов:
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой?
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 19 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2021/4/19/sajt_informacionnyj_resurs_informacionnaya_sistema_onlajn-platforma__chto_eto_takoe_i_kak_oni_vzaimo
Как показывает практика, ошибки в выборе подлежащей применению правовой нормы нередко связаны с тем, что правоприменители, сталкиваясь в законе с определением неюридического понятия, не всегда могут уяснить, что же имел в виду законодатель, давая такую дефиницию. Это обосновывает тезис о том, что в законе целесообразно формулировать критерии, которые позволяли бы распространить законоположения на ту или иную ситуацию, но не давать определения понятий, не относящихся к числу юридических (а юридических – с большой осторожностью[1]).
Изложенную позицию хорошо иллюстрирует наша с О.В. Исаевой статья «Понятие сайта (веб-сайта) для целей права»[2], в которой дан анализ понятия «сайт» и сделан вывод о том, что содержащаяся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) легальная дефиниция является неверной. В рамках настоящей работы в развитие указанной статьи хотелось бы рассмотреть ряд взаимоувязанных понятий, которые не всегда понимаются соответственно их содержанию, что способствует возникновению правоприменительных проблем.
1. Сайт
В п. 13 ст. 2 Закона об информации дана следующая дефиниция: «сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».
Это определение нельзя назвать ни ясным, ни верным хотя бы потому, что программа для ЭВМ никак не может быть отнесена к разновидностям информации. Кроме того, с технической точкой зрения все, что сопряжено с Интернетом, бесспорно, можно рассматривать в ключе компьютерных программ, но для целей правильной квалификации правоотношений, возникающих по поводу того или иного объекта, необходимо четко устанавливать, в чем состоит практическое предназначение того или иного технологического явления, его прикладное значение.
Как показали проведенные исследования, для разрешения вопросов правовой охраны сайта в качестве объекта интеллектуальных прав не годится предлагаемое Законом об информации понимание сайта как «совокупности компьютерных программ и иной информации»: сайт (веб-сайт) представляет собой особым образом структурированную информацию – в виде совокупности связанных между собой веб-страниц и электронных файлов, объединенных одним доменным именем.
При этом надо отметить, что в контексте интеллектуальной собственности правовая охрана предназначается вовсе не сайту в целом, а (1) творческой компоновке контента сайта (авторско-правовая охрана составного произведения), (2) внешнему виду сайта (авторско-правовая охрана произведения дизайна), (3) дизайнерскому решению интерфейса сайта или его визуальных элементов (патентно-правовая охрана промышленного образца). В развитие сказанного следует заметить, что и для отнесения сайта к числу сложных объектов интеллектуальных прав нет оснований. Причем признанию сайта сложным объектом препятствует не только то, что перечень таких объектов, содержащийся в ст. 1240 ГК РФ, является закрытым, но и то, что сложная («многослойная») структура присуща программному обеспечению для управления контентом сайта – CMS (англ. Content Management Software или Content Management System), которое не входит в состав сайт (подробнее см. об этом упомянутую выше статью).
2. Информационный ресурс
Сегодня в отечественных публикациях и правовых актах довольно часто встречается термин «информационный ресурс», который обычно употребляется в качестве синонима понятия «сайт».
Примечательно, что в ранее действовавшем законодательстве об информации[3] термин «информационный ресурс» означал «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)»[4]. В комментариях к законодательству того периода подчеркивалось, что информационные ресурсы – это не сведения в чистом виде, а именно документированная информация, которая допускает фиксацию на разных видах носителей (бумага, машиночитаемые носители, память ЭВМ и проч.) и различную организацию хранения и использования (архив, фонд, банк данных, база данных и проч.). При этом наибольшее распространение получил подход, согласно которому информационные ресурсы и есть сами материальные носители информации [5].
В ныне действующем Законе об информации используется и понятие «документированная информация», и понятие «информационный ресурс».
Понятие «документированная информация» определено как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» (п. 11 ст. 2 Закона об информации). В ст. 11 Закона об информации сформулированы положения, касающиеся порядка документирования информации, и здесь же обозначена допустимость возникновения права собственности на материальные носители, содержащие документированную информацию. Изложенное дает повод заключить, что законодатель прямо отграничил документированную документацию от материальных носителей.
Понятие «информационный ресурс» употребляется в действующем Законе об информации более 170 раз. И хотя его легального определения нет в ст. 2 Закона об информации, закрепляющей понятийный аппарат, в ч. 1 ст. 15.8 Закона указывается, что под термином «информационный ресурс» понимаются «сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин». Это дает основания для вывода о том, что законодатель однозначно отказался от уравнивания информационного ресурса с документированной информацией[6].
Содержащийся в ст. 15.8 Закона об информации перечень объектов, относящихся к информационным ресурсам, сформулирован, казалось бы, как закрытый. Причем надо заметить, явно инородным объектом в нем смотрятся компьютерные программы, включение которых в этот список, по всей видимости, обусловлено легальным толкованием сайта в качестве «программы для ЭВМ и иной информации», на что указывалось выше.
Вместе с тем нельзя не замечать, что этот перечень дан в названной статье для целей именно этой статьи. В литературе же к сетевым информационным ресурсам (информационным ресурсам в сети Интернет) стабильно относят не только веб-сайты или отдельные страницы веб-сайтов, но и разнообразные электронные файлы, веб-чаты, ресурсы с графикой, аудио- и видеофайлами, автоматизированные базы данных, размещенные на одном или нескольких электронном носителе информации (смартфоне, компьютере, ноутбуке, планшете, видеорегистраторе, GPS-навигаторы, внешние накопители информации, сетевые устройства и проч.)[7]; более того, отмечается, что в перечне информационных ресурсов прямо не упоминается, в частности, портал[8] и проч.
Таким образом, следует признать, что понятие «информационный ресурс» сегодня толкуется довольно широко и охватывает всевозможные разновидности структурированной информации. К числу информационных ресурсов относят как самые простые виды сайтов (например, сайты-визитки, персональные (домашние) страницы), так и значительно более сложные (например, промо-сайты, сайты интернет-изданий (сетевых изданий СМИ), разнообразные информационные порталы (в частности, библиотеки, коллекции аудиокниг и видеокурсов), корпоративные сайты, а также сайты интернет-магазинов, онлайн-сервисов, социальных сетей и проч. Это находит подтверждение и в самом Законе об информации: так, в п. 1 ч. 4 Закона в качестве информационного ресурса упоминается новостной агрегатор, в ч. 11 ст. 10.4 Закона – сетевые издания, в п. 1 ч. 3 ст. 10.5 Закона – аудиовизуальный сервис, в п. 1 ч. 12 ст. 10.5 Закона – социальная сеть и т.д.
Вместе с тем, как было показано выше, наметилась тенденция охватить понятием «информационный ресурс» не только сайты в классическом их понимании, но и другие объекты, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. И здесь возникает опасность слишком широкого толкования понятия «информационный ресурс», что уже произошло в отношении термина «интернет-ресурс».
Изначально под понятием «интернет-ресурс» понимались веб-страницы и электронные файлы (электронные документы), но затем это понятие было признано крайне удобным для обозначения всего того, что может быть идентифицировано (тогда как термин «документ» перестал рассматриваться как универсальный)[9]. В результате сегодня понятие «интернет-ресурс» нередко используется для обозначения практически всего, что встречается в Интернете – не только веб-сайтов, электронных файлов и документов, но и доменных имен, электронных адресов, метаданных, мобильных приложений, баз данных и т.д.
3. Информационная система
В п. 3 ст. 2 Закона об информации понятие «информационная система» определено как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
В публикации Е.В. Войниканис и В.О. Калятина было высказано мнение, что термин «информационная система», включающий в качестве составной части понятие базы данных, по сути, используется законодателем вместо понятия «база данных», закрепленного в законодательстве об интеллектуальной собственности[10]. Иного мнения придерживается А.И. Савельев: он рассматривает базы данных в качестве неотъемлемой составляющей информационной системы, отмечая, что «различного рода IT-системы, информация в которых не структурирована (организована) в базах данных, не могут быть квалифицированы в качестве информационной системы»[11], и подчеркивает, что при буквальном толковании из легального понятия «следует неразрывная функциональная взаимосвязь самой информационной системы в целом и обеспечивающих обработку данных информационных технологий и технических средств, т.е. необходимого для существования самой информационной системы программного и аппаратного обеспечения» [12]. Аналогичную позицию о том, что «в основе любой информационной системы лежит база данных с содержащейся в ней информацией и такая база данных выступает основным компонентом любой информационной системы», высказывает Н.В. Бузова[13].
В рассматриваемом ключе информационная система вполне допускает ее признание разновидностью информационного ресурса (как указывалось выше, это прямо закреплено в ч. 1 ст. 15.8 Закона об информации). Однако наличие базы данных и неотделимость обеспечивающих программных и аппаратных средств принципиально отграничивает информационные системы от рядовых веб-сайтов – последние обычно представляют собой некоторую совокупность информации, размещенной на нескольких взаимосвязанных веб-страницах, и не включают в свой состав программное обеспечение. Таким образом, информационная система, подпадающая под широкое понятие «информационный ресурс», является значительно более сложным объектом, нежели сайт. Это позволяет говорить о том, что все сайты относятся к числу информационных ресурсов, но нередко сайт – это только составляющая информационной системы.
Важно заметить, что в актуальных зарубежных исследованиях, посвященных различным аспектам информационных систем, отмечается, что эта система представляет собой набор компонентов, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации (в том числе для целей принятия решений). При этом к компонентам информационной системы относят: (1) аппаратное обеспечение (оборудование); (2) программное обеспечение (операционная система и прикладные программы); (3) данные (структурированные в базах данных или собранные в хранилищах данных); (4) телекоммуникации; (5) людей (программистов, операторов и пользователей информационной системы); (6) процесс (серия шагов для достижения желаемого результата или цели)[14].
Такое понимание стало результатом эволюции самой информационной системы, которая изначально, действительно, была близка к автоматизированному банку данных (и классическим примером здесь, вероятно, будут различного рода справочно-правовые системы). Однако уже к началу 2000 гг. информационные системы начали усложняться, что дало повод говорить о том, что они представляют собой совокупность технического, программного и организационного обеспечения вкупе с персоналом, предназначение которой состоит в обеспечении пользователей информацией[15]. К числу информационных систем стали относить поисковые системы, размещенные в открытом доступе государственные реестры, интернет-магазины и проч.
Сегодня информационные системы применяются практически повсюду: «Каждый раз, когда вы идете за покупками, вы взаимодействуете с информационной системой, которая управляет запасами и продажами. Даже поездка в школу или на работу приводит к взаимодействию с транспортной информационной системой, влияющей на светофоры, камеры и т.д. Торговые автоматы подключаются и обмениваются данными с помощью Интернета вещей (IoT). Компьютерная система вашего автомобиля не просто управляет двигателем – данные об ускорении, переключении передач и торможении всегда записываются. И, конечно же, каждый смартфон постоянно подключается к доступным сетям через Wi-Fi, записывая ваше местоположение и другие данные»[16]. Подобное многообразие приводит к тому, что ученые испытывают трудности при формулировке общего определения разбираемого понятия.
Вместе с тем для целей настоящей работы можно говорить об информационной системе как совокупности технологического, информационного, коммуникационного компонентов и человеческих ресурсов, которые позволяют собирать, обрабатывать, хранить и распространять данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений.
4. Онлайн-платформа (интернет-платформа / цифровая платформа )
Информационные системы рассматриваются разными авторами не только в техническом смысле – напротив, довольно часто они изучаются в русле инструментария ведения коммерческой деятельности, так как позволяют создавать разнообразные бизнес-площадки: «Многие крупные компании полностью построены на информационных системах. К ним относятся eBay, в основном торговый маркетплейс; Amazon, расширяющийся электронный торговый центр и поставщик услуг облачных вычислений; Alibaba, электронная торговая площадка для бизнеса; и Google, поисковая компания, которая получает большую часть своего дохода от рекламы по ключевым словам при интернет-поиске»[17]. Именно в этом контексте термин «информационная система» может быть свободно заменен термином «онлайн-платформа» (интернет-платформа или цифровая платформа (англ. digital platform)).
Разбирая вопросы онлайн-платформы, надо предварительно подчеркнуть, что слово «платформа» используется во многих значениях. Так, говоря о платформе, под ней могут подразумевать, например, упоминаемое ранее CMS – программное обеспечение для управления содержимым сайта (цель использования которого состоит в обеспечении работоспособности сайта и актуализации контента сайта) или операционную систему, или аппаратную платформу компьютера (аппаратные средства, операционная система, программное обеспечение и проч.).
Рассматривая онлайн-платформу не в техническом ключе, а исходя из ее реального предназначения в качестве инструмента бизнеса, крайне удачной следует признать дефиницию, сформулированную Организацией экономического сотрудничества и развития, которая определила понятие «онлайн-платформа» как «цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством Интернета»[18]. В этом понятии внимание не акцентируется на технической стороне онлайн-платформы, но отражено предназначение цифровой платформы – оно состоит в создании благоприятных условий для обмена товарами и услугами на соответствующем рынке, вследствие чего онлайн-платформа может рассматривать как организатор торгового оборота (в широком смысле), что, безусловно, позволяет поддержать мнение о том, что здесь есть основания говорить о появлении нового субъекта права[19].
Изложенное позволило мне сделать вывод о том, что онлайн-платформы сегодня не могут рассматриваться в качестве обычного посредника между сторонами. Это скорее посредник sui generis – у него особые задачи, особый функционал, особые возможности, и точно особая роль в торговом обороте[20]. И поэтому можно говорить о том, что онлайн-платформа в совокупности с оператором этой платформы должны пониматься как новый, самостоятельный субъект торгового права, который является организатором торгового оборота.
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:
[1] Здесь нельзя не вспомнить слова Франца Бернхефта, отметившего: «Определения часто бывают неверными вследствие трудности найти выражение, способное охватить данное явление во всех его направлениях. В старом торговом уложении, которое принадлежит к лучшим образцам законодательства, даже определение слова «купец» (следовательно, основного понятия), было совершенно неточно с точки зрения установления круга лиц, охватываемых этим понятием. В таких случаях определения, конечно, не обязывают, но раз они внесены в закон, их, естественно, гораздо труднее устранить при практическом применении права, чем тогда, когда они были установлены каким-либо ученым. Юридические конструкции тоже должны были по возможности отсутствовать в законе. И они могут быть неправильными, так как законодатель может иногда ошибаться, и эти конструкции, разумеется, не имеют силы, но при их наличности большей частью бывает сомнительно, не скрывается ли под неверной идеей приказание, которое, естественно, само по себе обязывает» (Бернхефт Ф. Гражданское уложение Германской империи в процессе его образования // Гражданское право Германии: Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера. / сост. Р.С. Куракин, Е.В. Семенова / пер. с нем. В.М. Нечаева. М., 2014. С. 22)
[3] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).
[4] Интересно, что прежде действовавшим законодательством об информации допускалась возможность объявления отдельных объектов федеральных информационных ресурсов общероссийским национальным достоянием – на это обращает внимание, в частности, Л.К. Терещенко (Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства (монография). М.: Инфра-М, ИЗИСП, 2013).
[5] В связи с чем подчеркивалось, что «объектами вещных прав в данном случае выступают не сами сведения, а содержащие их материальные носители» (Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2004 (автор комментария – В.В. Погуляев). Надо отметить, что и В.А. Дозорцев понимал информационные ресурсы как материальные носители, что нашло отражение в следующих его заключениях: «Действующее законодательство (речь здесь идет об утратившем силу Законе об информации. – прим. М.Р.) различает права на сами сведения и права на их материальные носители. Закон об информации говорит о праве собственности на информационные ресурсы (см., например, ст. 6), под которыми он понимает «отдельные документы и массивы документов» (ст. 2, см. также ст. 4 и др.), т.е. конкретные материальные носители информации, а не саму информацию. Такие носители действительно могут быть объектами права собственности. О необходимости различать право на информацию и право на информационные ресурсы говорит и ст. 18, устанавливающая, что «право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам». Правда, терминология и формулировки, использованные в этой статье и во всем Законе, оставляют желать лучшего (видимо, их недостатки объясняются тем, что опыт регламентации информационных отношений еще не накопился)» (Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. 2000. № 12, 2001. №№ 1, 2 (СПС «КонсультантПлюс»)).
[6] Но отечественные работы по информатике продолжают раскрывать понятие информационного ресурса как «отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов» или совокупности данных.
[7] Першин А.Н. Осмотр сетевых информационных ресурсов – новый вид следственного действия // Российский следователь. 2020. № 1. С. 14.
[8] См.: Леднева Ю.В. Правовое обеспечение внедрения в бюджетные отношения информационно-телекоммуникационных технологий // Финансовое право. 2017. № 11. С. 9-14 (СПС «КонсультантПлюс»).
[9] См. об этом: Tim Berners-Lee A Short History of «Resource» in web architecture // URL: https://www.w3.org/DesignIssues/TermResource.html
[10] Войниканис Е.А., Калятин В.О. База данных как объект правового регулирования. Учебн.пособие. М.: Статут, 2011.
[11] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. С. 19.
[12] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». С. 20.
[13] Бузова Н.В. Государственные реестры – базы данных, охраняемые как объекты смежных прав? // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 72.
[14] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond (2019) // URL: https://opentextbook.site/informationsystems2019/
[15] Такая позиция была отражена в ряде работ (см., например, William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998; Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М., 2003).
[16] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond.
[17] Zwass, Vladimir. Information system // Encyclopedia Britannica, 2 Nov. 2020, // URL: https://www.britannica.com/topic/information-system
[18] OECD, “The Digital Transformation of SMEs”, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship (Paris, 2021), pp. 111-151.