комиксы марвел с какого года
История Марвел
И так в этой статье мы расскажем с чего началась история ныне самой известной и кассовой кинофрашизы.
Издатель Мартин Гудмен 1939 году создал компанию Marvel Comics из дочерних предприятий и назвал ее Timely Comics.
В октябре 1939 году вышел первый комикс Marvel Comics #1. Главными героями которого стали герой Человек-Факел(человек-андроид) и антигерой Нэмор (мутант). Над созданием которого трудились Карл Бургос и Билл Эверетт. Первый выпус имел ошиломляющий успех. И Timely Comics не смогла покрыть все расходы. По обьему теража и пришлось воспользоваться услугами Funnies Inc.
Человек-Факел против Нэмора
В 1941 году в время войны населению как никогда требовался новый герой. И Джо Саймон писатель и художник обьединил свои усилия с Джеком Кирби. В результате совместной работы в марте 1941 г свет увидел Капитана Америку(патриотический супер герой). Выпуск «Captain America Comics» #1 стал бестселлером на рынке.
Так же компания не забывала о остальных супер героях Юла, Мисс Америка,Разрушитель, Вижен, Ангел. Продолжает выпускать комиксы с их участием.
Капитан Америка 1941 г
Через некоторое время примерно к 40-м годам компания стала популярна. И гудман принимает решение что Саймону необходимы помощники. И нанимает на работу племянника 17-ти летнего Стэнли Либера. Который в дальнейщем станет известен всему миру. Как легенда и создатель большинства персонажей Марвел Стен Ли.
В после военные годы продажи комиковсов очень упали. Компания Timely — известная в 1950-е годы под названием Atlas Comics- внесла в индустрию комиксов жанры такие как:забавные животные, вестерн, ужасы, война, криминал, юмор, любовный роман, шпионский роман и даже средневековое приключение.
В 1953-1954 году компания поняла что комиксы с участием Человека-факела, Подводника и Капитана Америка не имеют успеха.
Послевоенное время
Первым комиксом со знаком Marvel Comics стала научно-фантастическая антология «Amazing Adventures» #3 (Удивительные приключения), на обложке которой был логотип «MC». Комикс был издан 9 мая 1961 года, хотя на обложке стояла дата август 1961.
Издатель Гудман решил запустить комиксы научно-фантастического жанра. И были выпущены «Удивительные миры» #1; «Мир фэнтези» #15; «Удивительные истории» #67; «Путешествие в тайну» #50; «Тревожные истории» #1 и «Поразительные истории» #1. Комиксы в жанре космического фэнтези оказались неудачными.
И к концу 1959 года большинство серий (выпуск «Удивительных миров» и «Мира фэнтези» был прекращён) стали второсортными комиксами про монстров. Большинство серий рисовал Джек Кирби (их часто раскрашивал Дик Айерс). Также выходили атмосферные приключения о побегах из тюрем/джунглей и причудливые истории от Дона Хека. Комиксы таких художников, как Пол Райнман и Джо Синнотт, и работы творческого тандема Стэн Ли—Стив Дитко.
Также Marvel выпустила линию юмористических комиксов для девушек. Создав серию «Кэти» (октябрь 1959) и короткий комикс «Линда Картер, медсестра-студентка» (сентябрь 1961).
В 1960-е годы вновь жанр комиксов о супергероях поднялся в рейтинге.
Новый жанр в комиксах
И Marvel Comics выпускает серию о «Фантастической четверке» создателями которой стали: писатель и редактор Стэн Ли и художник Джек Кирби. На удивления читателям герои этих комиксов не вели двойную жизнь. Вели себя как обычные люди с теми же самыми проблемами. Дальше это получило свое название «супергерои в реальном мире».
Комиксы принесли успех Марвел и начал создавать комиксы о таких супергероях как: Халк, Человек-Паук, Тор, Человек-Муравей, Железный Человек, Люди Икс и Сорвиголова. И таких запоминающихся суперзлодеях, как Доктор Осьминог, Веном, Доктор Дум, Магнето, Галактус, Зелёный Гоблин. Самым коммерчески успешным комиксом стал «Удивительный Человек-Паук» (The Amazing Spider-Man), созданный Ли и Дитко.
Во преки всем стереотипам герои Марвел обладали человеческими качествами. И душевными проблемами,внутренними противоречиями и одиночеством. Иногда больше чем обычные люди. И этими качествами они завоевали сердца читателей, больше чтем холодные стереотипные накаченные супергерои. И эти черты которыми наградил супергероев Стен Ли принесли популярность Марвел.
Стен Ли стал популярным в индустрии комиксов. Созданные им персонажи и составляют основную массу известные героев и ныне. Художники также оказали значительное влияние на развитие комиксов. Так, имя Джека Кирби можно увидеть в большинстве комиксов того времени на космическую тематику — «Фантастическая четвёрка», «Могучий Тор», персонажи Наблюдатели, Серебряный Сёрфер и Эго Живая Планета.
Стив Дитко был ведущим художником в комиксах, где превалирует натурализм (как, например, в городских пейзажах Человека-Паука) и сюрреалистичная атмосфера (как в комиксе о Докторе Стрэндже). Вместе они создали так называемый «метод Марвел». Заключающийся в том, что автор придумывает сюжет. Художник его рисует и продумывает тонкие детали сюжета. Диалогов и даже персонажей. А затем автор завершает процесс окончательной шлифовкой сюжета и диалогов.
В 1968 году основатель компании Мартин Гудман продал Marvel Comics и все свои остальные издательские компании «Perfect Film and Chemical Corporation». Все бывшие компании Гудмана были объединены в подразделение «Magazine Management Co.», а сам Гудман остался издателем.
Новые победы
Стен Ли в 1970 году решил покорить Британию. В октябре 1976 года Марвел выпускае комикс и «Капитан Британия».
Капитан Британия
Позже этот комикс появился в Америке.
В 1971 году Департамент образования и здравоохранения США предложил Стэну Ли создать комикс о вреде использования наркотиков. Ли согласился и ввёл в комикс о Человеке-Пауке историю, в которой показал, насколько опасны наркотики.
Однако цензор внутри индустрии комиксов отказался одобрить эту историю. Поскольку счёл присутствие наркотиков неуместным в контексте данного комикса. Ли, заручившись поддержкой Гудмена, всё-таки издал свою историю в «Поразительном Человеке-пауке» #96—98 (май—июль 1971 года). Без разрешения цензурного комитета. Сюжетная линия получила положительные отзывы. А аргументы цензурного комитета были подвержены критике. Что привело к его переформированию в том году.
Стен Ли возглавил компанию
В 1973 году «Perfect Film and Chemical Corporation» сменила название на «Cadence Industries», а «Magazine Management Co». В свою очередь была переименована в «Marvel Comics Group». Гудмен, теперь уже совершенно далёкий от Marvel. И создал в 1974 году новую компанию «Atlas/Seaboard Comics», воспользовавшись старым названием Marvel. Однако этот проект просуществовал всего полтора года.
В середине 1970-х годов у Marvel заметно уменьшилась сеть газетных киосков. В которых продавались их комиксы. К концу десятилетия финансовое положение Marvel улучшилось благодаря развитию собственной дистрибьюторской сети (компания стала осваивать магазины комиксов наряду с газетными киосками). Некоторым возрождённым сериям (вроде «The Uncanny X-Men»). Новым хитам от команды писателя Криса Клэрмонта и художника Джона Бирна. А также более реалистичному комиксу о городском борце с преступностью «Сорвиголове». Созданному автором/художником Фрэнком Миллером.
Сорвиголова
Замена руководства
В 1978 году Джим Шутер (англ. Jim Shooter) становится главным редактором Marvel Comics. Хоть и будучи противоречивой фигурой, Шутер излечил множество болезней издательства. Включая постоянно пропускаемые сроки. Компания наслаждалась своим лучшим успехом на протяжении девяти лет. Пребывания Шутера в должности главного редактора. Наиболее знаменательные тем, что Крис Клермонт и Джон Бирн запустили «Uncanny X-Men». Френк Миллер — «Сорвиголову».
Также под редакционным правлением Шутера Волт Симонсон перезапустил комикс «Могучий Тор». И вновь сделал его бестселлером. Шутер принёс Marvel в быстро растущий рынок комиксов (англ. direct market). Институционализировал отчисления за авторство создателям комиксов, начал импринт «Epic Comics» для авторов-собственников (англ. creator-owned) в 1982. Представил миру кроссоверы, затрагивающие всю компанию. Турнир Чемпионов и Секретные войны; и в 1986 запустил новую, хотя и совершенно неудачную серию Новая Вселенная (англ. New Universe). В память о 25-й годовщине издательства Marvel Comics. «Звёздные комиксы» (англ. Star Comics), ориентированные на детей больше, чем обычные комиксы Marvel. Имели недолгий успех на протяжении этого периода.
Могучий Тор
Несмотря на успех Marvel в начале 1980, издательство начало сдавать позиции «DC» во второй половине декады. С того момента, как несколько бывших звёзд Marvel перебежали к противнику. «DC» вырвались вперёд с такими комиксами и мини-сериями, как «Хранители», «Возвращение Тёмного Рыцаря», «Кризис на Бесконечных Землях», перезапуск «Супермена» от Джона Бирна, и «Swamp Thing» от Алана Мура.
В 1986 Marvel была продана «New World Entertainment», через три года перепродавшей Marvel «MacAndrews and Forbes». Владельцем которой был исполнительный директор «Revolon» Рональд Перлман.
Взлет и падение
Marvel заработали много денег и признание читателей на протяжении бума комиксов в начале 90-х. Запустив успешную серию комиксов «2099», события которой происходили в будущем («Spider-MAN 2099», и тому подобные). И творчески смелый, хоть и неудачный импринт «Razorline», выпускавший комиксы о супергероях. Созданные писателем и кинорежиссёром Клайвом Баркером. Тем не менее в середине десятилетия в индустрии наступил спад. И в декабре 1996 Marvel воспользовались главой 11 Кодекса о банкротстве США.
В конце 1994 года Marvel Comics приобрела компанию-распространителя комиксов «Heroes World Distribution». Для использования в качестве собственного распространителя комиксов. В то время остальные крупные издательства заключали индивидуальные договоры с другими компаниями. И в результате волнового эффекта остался только один, главный дистрибьютор в Северной Америке, «Diamond Comic Distributors, Inc». В начале 1997 года, когда попытка Marvel с «Heroes World» провалилась. «Diamond» предложил уникальную сделку для Marvel — отдать компании секцию под каталог комиксов «Previews».
Другая частая практика Marvel этого периода — это кроссоверы с вовлечением всей вселенной. Которые внесли хаос в её целостную картину. В 1996 году был выпущен кроссовер «Onslaught Saga». В котором были задействованы почти все комиксы. Который позволил Marvel перезапустить несколько ведущих персонажей вселенной. Таких, как Мстители и Фантастическая четвёрка, и во вселенной Возрождения Героев, в которой перебежчикам Marvel (а ныне звёздам «Image Comics») Джиму Ли и Робу Лайфелду. Было дано разрешение перезапустить комиксы с нуля. Однако вскоре после запуска продажи быстро опустились ниже ожидаемого уровня.
Marvel закрыла эксперимент после года работы над ним. Вскоре персонажи вернулись к своему прежнему облику (Вселенная Marvel или Земля 616). В 1998 году компания запустила серию «Marvel Knights». Берущую начало во вселенной Marvel; ведомая будущим главным редактором Джо Кесадой. Она наполнилась сильными и смелыми историями с появлениями таких персонажей, как Нелюди, Чёрная пантера и Сорвиголова.
Нелюди
В 1991 году Рональд Перлман, чья компания «MacAndrews and Forbes» приобрела материнскую компанию Marvel Comics, «Marvel Entertainment Group» (MEG). В 1986 году выпустил акции компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Гарантированным размещением которых занялись Меррил Линч и «First Boston Corporation». Используя быстрый рост рынка ценных бумаг, Перлман выпустил серию бросовых облигаций. Которые он использовал для приобретения детских развлекательных компаний. Обеспеченных акциями «MEG». В 1997 году компании «Toy Biz» (как следует из названия, компания заведовала играми, куклами по мотивам комиксов Marvel). И «MEG» решили покончить с банкротством, образовав новую корпорацию, «Marvel Enterprises». Вместе с деловым партнёром Ави Арадом, издателем Биллом Джемезом. А так же главным редактором Бобом Харрасом Перлман помог вернуть к жизни Marvel.
С приходом нового тысячелетия Marvel Comics избежала банкротства и начала пытаться разнообразить свои предложения. В 2001 году Marvel отказалась от «Comics Code Authority» и основала свою собственную систему рейтингов «Marvel Rating System» для комиксов. Первый комикс этого тысячелетия, который не был отмечен Code, был «X-Force» #119 (октябрь 2001).
Marvel также запустила новые импринты: «MAX» (линия комиксов, предназначенная для более взрослых читателей) и «Marvel Age» (наоборот, предназначенная для более юных читателей). Также компания создала отдельную серию для альтернативной вселенной. «Ultimate Marvel», позволившую компании перезапустить истории основных персонажей. Чтобы улучшить и адаптировать персоналии для представления новому поколению.
К 2010 году, в то время как Marvel оставалась основным издателем комиксов. Несмотря на значительный спад в индустрии комиксов в сравнении с предыдущими десятилетиями. Некоторые персонажи были изменены, чтобы стать франшизой. Самые кассовые из которых: серия фильмов Люди Икс, стартовавшая в 2000 году. И трилогия Человек-Паук, стартовавшая в 2002 году.
В 2006 году, 1-го ноября, вышел эпизод мыльной оперы «Направляющий свет», носящий название «Она Чудо». Описывающий персонажа Харли Дэвидсон Купер как супергероиню Направляющий Свет. История персонажа продолжилась в восьмистраничном продолжении, «Новый Свет». А затем появлялся ещё в нескольких комиксах Marvel, вышедших с 1-го ноября по 8. Также в том году Marvel создала вики на своём сайте.
В конце 2007 года компания начала инициативу в сети, анонсировав «Marvel Digital Comics Unlimited», цифровой архив, насчитывающий более 2 500 комиксов, доступных для просмотра. Для ежемесячной или ежегодной подписки.
В 2009 году Marvel Comics закрыла Политику Открытого Представления. В контексте которой принимала от художников образчики комиксов. Которые не были заказаны, аргументируя это тем, что большой объём рассмотрения этих образцов мешает профессиональной деятельности. В том же году компания отметила 70-летие, празднуя своё начало как «Timely Comics». В честь чего был выпущен одно-серийный комикс «Marvel Mystery Comics» «70th Anniversary Special» #1. И другие вариации специальных выпусков.
31 августа 2009 года, после десятилетия переговоров между компаниями, The Walt Disney Company заключила сделку о приобретении «Marvel Entertainment» за 4 миллиарда долларов. При этом акционеры Marvel получили 30 долларов и 0,745 акции Disney за каждую акцию Marvel, что они имели. Сделка была выгодна обеим компаниям: Disney с годами становится всё труднее создавать и продвигать новых персонажей. А Marvel не хватало инвестиций для продвижения существующих.
Весной 2013 года вся команда Marvel, включая высший менеджерский состав компании, переехала с Манхэттена. Где в последние четыре года обитала под крышей Raleigh Studios, в северный пригород Лос-Анджелеса.
История компании Marvel: от первых комиксов до мировых блокбастеров
Сегодня Marvel — не просто компания, создающая графические новеллы. Скорее, это один из крупнейших агрегаторов комикс-культуры, являющийся неотъемлемой частью счастливого детства и юности многих из нас. Своя киновселенная, супергерои и суперзлодеи, истории настоящей дружбы и подлого предательства — всё это корпорация создаёт для нас уже не одно десятилетие. Сегодня мы разберёмся, как всё начиналось, и проследим её жизненный путь от первых комиксов до мировых блокбастеров.
Первые годы жизни компании: до комиксов от бульварной желтухи
Годом зарождения Marvel можно по праву назвать 1939. Тогда американский издатель по имени Мартин Гудмен захотел превратить несколько своих компаний в одну — он назвал её Timely Comics. В то время он в основном занимался разработкой pulp-журналов — недорогих регулярных газетёнок, в которых публиковались скандальные истории, сентиментальные рассказы и прочее бульварное чтиво. Само слово «pulp» означало дешёвую бумагу из вторсырья — самый доступный на тот момент материал, подходящий для нанесения типографской краски.
Как раз в это время популярность комиксов только начинала расти, а на рынке уже появились первые графические рассказы о Супермене и прочих героях, впоследствии вошедших во вселенную DC Comics. Гудмен был предприимчивым человеком, обладающим акульей бизнес-хваткой. Поэтому он обратил внимание на эту быстрорастущую нишу, и в скором времени в Timely Comics появилось новое лицо — Джо Саймон, который стал её главным редактором.
Именно под руководством Саймона художники Карл Бургос и Билл Эверетт придумали и разработали первый комикс, который был датирован октябрём 1939 года. Главными героями Marvel Comics #1 стали Человек-Факел и Немор-Подводник. Первый тираж в 80 000 экземпляров раскупили так быстро, что уже через месяц Гудман был вынужден выпустить вторую партию. Так и началось становление Marvel как одного из самых крупных супергеройских издательств.
Пока Человек-Факел сражался с противниками на бумажных страницах, в реальном мире начиналась Вторая Мировая Война, и Гитлер совершил нападение на Польшу. Да, Соединённые Штаты были далеко от этих событий, но даже у обычных горожан, не говоря уже о политиках, было явное чувство грядущей катастрофы.
Жестокие европейские диктаторы и милитаристы из Японии были не только влиятельными личностями, но и готовыми образами для злых антигероев. Их главными чертами оказались жажда власти, могущество и разрушительная сила, сметающая всё на своём пути. Дело оставалось за малым — придумать супергероя, который не только победит всех плохих, но и даст читателям надежду на светлое будущее, торжество добра и мирное небо над головой.
Так появился Капитан Америка. Впервые о нём упоминается в выпуске Captain America Comics #1, датированном 1941 годом. Конечно, явной целью его создания было поднятие патриотического духа граждан, ведь в условиях накалённой политической обстановки в мире все понимали — грядут тяжёлые для страны времена.
В довольно короткие сроки Капитан Америка стал безумно популярным персонажем. Миллионы выпусков комиксов о нём были отправлены в другие страны и даже на линии фронта. Журналы о супергерое-воителе любили все — от солдат до их оставленных в тылу детей. Персонаж, олицетворяющий собой саму Америку, крушил нацистов, японцев, итальянцев, да и вообще всех, кто попадал под категорию «плохой». Это давало читателям надежду на то, что светлая полоса обязательно наступит, а храбрые солдаты этому только поспособствуют. Успех Капитана Америки затмил собой даже культового в те времена Супермена.
Тогда в Timely Comics пришли ещё двое новых сотрудников. Одним из них был обожающий книги семнадцатилетний подросток из семьи еврейских иммигрантов. Парень по имени Стэнли Мартин Либер занял в издательстве должность автора, а позже взял себе псевдоним Стэн Ли. Вместе с ним на работу приняли Джека Керби, и именно из-под пера этих двух гениев и вышли в дальнейшем все самые культовые и каноничные персонажи Marvel.
В 1944 году на экраны вышел фильм про Капитана Америку. Несмотря на то, что он картина не имела ничего общего с комиксами, зрители восприняли её с теплотой и интересом.
Трудности подросткового возраста: спад популярности после войны
Успех издательства в военные годы был ошеломительным, но после победы над Германией и Японией читатели заметно охладели к супергероям-воинам. Уставшие от настоящих сражений, американцы не хотели сталкиваться с ними ещё и на страницах комиксов, и в индустрии наступили тёмные времена. Даже самые популярные супергерои вроде Капитана Америки или Человека-Факела больше не были прибыльными.
Но Мартин Гудмен был настоящим бизнесменом и не собирался так просто сдаваться. В конце сороковых он изменил название своей компании на Atlas Comics, и решил идти по уже проверенному конкурентами пути, выпуская детективные, приключенческие и романтические комиксы, а также детские и подростковые журналы. Спустя десять лет Гудмен опять попытался возродить былую славу «великой тройки» героев, но ему это не удалось, и стало понятно, что формат требует изменений.
Американское общество в те годы было настроено радикально против когда-то любимых супергероев, обвиняя их создателей в пропаганде преступности и агрессии. Это послужило толчком к созданию в издательствах стандартов цензурирования, что заметно повлияло на качество комиксов.
Хоть и медленно, но индустрия продолжала развиваться. Именно в эти годы на «нейтральных» графических новеллах оттачивали своё мастерство Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби, впоследствии подарившие нам десятки действительно культовых произведений. В 50-х годах большой популярностью пользовались научные и фантастические фильмы, и Гудмен принял решение ударить именно по этой тематике. Были выпущены серии комиксов «Удивительные миры», «Тревожные истории» и «Мир фэнтези», но и им не удалось выстрелить так же, как когда-то смог Капитан Америка
Настоящее отрочество компании: перерождение издательства
Наступили шестидесятые. Поколение детей войны уже выросло, и его место заняли дети, для которых сражения с нацистами были чем-то вроде страшилки от взрослых. Общий уровень жизни американцев улучшался, и противники графических новелл выражали своё недовольство всё меньше и меньше. Именно тогда, посчитав наступившие времена весьма благоприятными для развития, многие издательства начали возвращать на полки истории о когда-то культовых супергероях.
Само собой, Мартин Гудмен не мог остаться в стороне. Снова переименовав свою компанию (на этот раз она стала называться Marvel Comics) он выпустил в тираж The Fantastic Four #1, где впервые рассказывалось о приключениях Фантастической Четвёрки. В отличие от DC Comics, которые тогда просто вернулись к привычному формату историй про Флеша, Бэтмена и Супермена, Marvel Comics полностью переосмыслила свой продукт.
Именно в это время издательство совершило поистине революционный шаг, превратив супергероев из сверхъестественных и обладающих аномальными силами существ в простых людей. Компания добавила им человечности, тем самым стерев грань между героем и читателем, точно также, как когда-то, будучи ещё Timely Comics, объединяла воинствующего Капитана Америку с теми, кому предстояло отстаивать честь страны в реальной жизни.
Полностью сменив вектор повествования, Marvel Comics показали, что даже сверхлюди могут ругаться, переживать, смеяться и плакать. В первых выпусках они даже были одеты в особые костюмы. Такой подход сделал персонажей одновременно и сложнее и проще. Читатели чувствовали, что новые борцы с несправедливостью такие же, как они — это только увеличивало популярность комиксов.
Примерно в это же время у Marvel Comics открылась и тёмная сторона, а именно плагиат. Главный персонаж Фантастической Четвёрки по имени Мистер Фантастик довольно неприкрыто копировал Пластичного человека, созданного издательством DC Comics. И речь не просто о внешнем сходстве — у героев были одинаковыми семейная история, уровень развития и даже имена жён. В дальнейшем Marvel обвиняли в плагиате ещё не единожды — некоторых популярных персонажей нельзя было назвать их полноценной собственностью.
И всё же любовь публики была так сильна, что компании Мартина Гудмена удалось выйти из затяжного кризиса. Шестидесятые стали важным временем для индустрии — именно тогда издания стали добавлять в свои комиксы научно-технические элементы. Были созданы Халк, Человек-паук, и другие супергерои, получившие свои силы благодаря радиации или генным модификациям. Комиксы стали более продуманными, хотя их идеям всё ещё не хватало реалистичности.
Через год после выхода серии про Фантастическую четвёрку Стэн Ли и Стив Дитко создали одного из самых культовых супергероев всех времён — Человека-паука. Впервые читатели увидели Питера Паркера в 1962 году в выпуске Amazing Fantasy #15, и он тут же обрёл заслуженную популярность. Сама концепция скромного и тихого парня, по случайности получившего суперсилы, позволяющие ему восстановить уличную справедливость, пришлась по душе многим подросткам. Читателям было легко ассоциировать себя с героем, и он стал так популярен, что Marvel пришлось выпустить отдельный комикс о паучьих приключениях под названием Amazing Spider-Man.
Популярность Питера Паркера была так высока, что молодые люди считали его такой же иконой эпохи, как Боб Дилан или Че Гевара. На приключения супергероя обратили своё внимание даже власти Соединённых Штатов — они предложили Стэну Ли интегрировать в паучьи приключения соцрекламу для предотвращения наркомании.
В 1971 году вышли выпуски The Amazing Spider-Man #96-98, где авторы достаточно детально раскрыли моральные и физические проблемы наркотической зависимости. Изначально из-за излишней жёсткости сюжета его хотела запретить комиссия Comics Code Authority, но тогда издательство проявило стойкость, выпустив комикс самостоятельно. И это оказалось правильным решением, ведь его продажи оказались невероятно высокими.
Помимо Человека-паука в те времена родились ещё несколько культовых персонажей вроде Халка и Человека-Муравья, а также своеобразный аналог Брюса Уэйна — Железный человек. Представший перед читателем в 1963 году, Тони Старк боролся со злом с помощью своего ума и различных высокотехнологичных устройств. В том же году были созданы Мстители, которые сразу же получили отдельную сюжетную линию.
Известная компания в зрелом возрасте: конкуренты и не только
Шестидесятые подходили к концу, и в индустрии определились однозначные лидеры — DC и Marvel. Естественно, они жёстко конкурировали, и порой за их сражениями наблюдать было интереснее, чем за нарисованными баталиями. В начале семидесятых случился неожиданный поворот — Джек Кирби, работающий со Стэном Ли над практически всеми персонажами Marvel, заявил о своём переходе в DC Comics. Это привело к сокращению продаж, и компания практически обанкротилась. Благодаря этому её в 1989 году выкупила корпорация MacAndrews and Forbes.
Несмотря на, казалось бы, довольно трудные времена, продукты Marvel начали выходить на телеэкраны. Отдельные экранизации получили Питер Паркер, Халк, Капитан Америка, Фантастическая Четвёрка, Люди Икс и многие другие. Даже истории малоизвестных героев вроде Блейда получили свои киноверсии.
На пороге 90-х издательству в очередной раз пришлось несладко — из него ушли практически все топовые художники. Некоторые из них впоследствии объединились и создали компанию Image Comics. После этого продажи Marvel резко упали, и компания внезапно вступила в партнёрские отношения с DC Comics для разработки совместных выпусков-кроссоверов, повествующих о том, как персонажи разных вселенных сражаются друг с другом.
Двадцать первый век принёс издательству положительную динамику. Доминирование DC наконец перестало ощущаться так явно, а сами Marvel отказались от цензуры ассоциации Comics Code, и это дало им больше свободы самовыражения. После этого мы увидели несколько замечательных кинолент про Человека-паука и Людей Икс, а само издательство присоединилось к медиахолдингу Disney, что позволило ему стать крупнейшим игроком индустрии в наши дни. Сегодня Marvel является практически монополистом в области супергеройского контента — компании принадлежит около 45% рынка.