комбайн это какая категория прав
Права на комбайн – гарантия безопасной эксплуатации
Поэтому, чтобы уверенно чувствовать себя за рулем комбайна и избежать различных видов правовой ответственности за несоблюдение правил дорожного движения, получение прав – обязательный этап подготовки комбайнера к работе. А что он включает, мы и рассмотрим далее.
Комбайны как разновидность техники специального назначения
Свидетельство тракториста-машиниста установленного гособразца – те самые права, необходимые для управления любой спецтехникой, в т. ч. и комбайном. Их выдача производится строго после соответствующей подготовки и успешной сдачи экзамена на заявленную квалификацию в органах Государственного технического надзора. Они имеют ряд отличий от обычных прав не только в процедуре экзаменационного контроля и выдающей государственной структуре, а в сроках обучения и медицинских, возрастных и других ограничениях.
Категория прав для комбайна
Сейчас выделяют 9 категорий, по которым может быть выдано удостоверение на право вождения спецтехники. Чтобы из этого разнообразия выбрать подходящую, нужно знать какая категория нужна на комбайн.
Для комбайнов предусмотрена категория «F», открыть которую можно с 17 лет. Права на комбайн выдаются на 10 лет. После этого даже без сдачи повторного экзаменационного контроля его можно обменять на новые.
Особенности подготовки будущих операторов комбайна
Чтобы стать полноправным комбайнером, следует, прежде всего, записаться в автошколу или учебный центра, имеющих лицензию на такой вид подготовки.
Там будущие водители этих сельхозмашин узнают общие требования к безопасности передвижения на дорогах, устройство комбайна, основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности, включая базовые навыки оказания первой медицинской помощи.
Этапом, завершающим учебный курс, является сдача экзамена. Он включает как теоретический, так и практический блок. Поэтому только после успешно проделанных маневров на закрытых полигонах можно стать комбайнером не только по призванию, но и по профессии.
Права на комбайн, какая категория
Вопрос, нужны ли права на комбайн и какие документы должен иметь при себе водитель, важно решить грамотно с юридической точки зрения, чтобы обезопасить себя от ответственности за нарушение ПДД. Так как комбайнерская техника признана не только транспортным средством, но и специального назначения агротехникой, оформление разрешения на ее вождение сопряжено с рядом нюансов.
Права на комбайн. Есть ли особенности для разных стран?
При управлении комбайном в таких странах, как Украина, Беларусь и Россия обязательно с собой необходимо иметь т.н. Удостоверение тракториста-машиниста (Водительское удостоверение / Свидетельство тракториста-машиниста, соответственно), образец которого устанавливается в законодательном порядке и выдается оно на защищенном бланке строгой отчетности.
Чтобы получить такое свидетельство необходимо прослушать курс подготовки в специализированном центре с лицензией именно на такой курс или в госавтошколе, и сдать экзамен в органах Госсельхозинспекции (Госавтоинспекции / Гостехнадзора). Вся процедура имеет сильные различия с получением обычных прав не только в экзаменационной практике, но и по срокам обучения, а также в возрастных, медицинских и прочих ограничениях на конкретную категорию.
Какая категория нужна на комбайн?
В Украине. Действует равную силу имеют права и европейского, и старого образца категоризации, и конкретно комбайны в первой упомянуты в группе Т:
а во второй – в В (самоходные сельскохозяйственные машины) со следующей расшифровкой:
В Беларуси. Не так давно введены новые образцы пластиковых прав и изменена буквенная классификация. В частности комбайны, как самоходные машины сельскохозяйственного назначения подпадают под категорию D.
В России. Всего на спецтехнику выделено девять категорий, но комбайны отражены именно в F.
Ограничения и нюансы
Украинским машинистам-трактористам разрешено получать удостоверения сроком на десять лет с 17-летнего возраста. Для белорусов водительские разрешения выдаются с 18 лет и легитимными они будут в течение 10 лет. На территории же России комбайнеры могут работать с семнадцатилетнего возраста, и действительными такие права будут десять лет.
Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять
Всё о современных правах на трактора и самоходные машины
Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.
Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения
Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.
Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.
Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.
Об истории тракторных прав
Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.
Начало
Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.
Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.
Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».
Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.
Права на трактор в брежневские времена
В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.
Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.
Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).
Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.
Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.
Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.
В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.
Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста
Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.
С подкатегориями:
I – для мототранспортных средств-внедорожников;
II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);
III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;
IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).
Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?
Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?
Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.
Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.
Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.
К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.
То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.
Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям
Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.
Условия выдачи тракторных прав
Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:
Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.
Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.
Получение прав на комбайн
Профессия комбайнера всегда привлекала мальчишек, выросших в сельской местности. Труд комбайнеров всегда почетен.
Обучение профессии
Обучиться профессии комбайнера молодым людям можно в сельскохозяйственном колледже. Программа обучения включает такие дисциплины:
Электронное оборудование современных машин требует знаний информатики.
Обучение профессии можно пройти в течение трех лет. Существуют альтернативные виды обучения — различные курсы, школы.
Обучение будущих комбайнеров проводят в автошколе либо учебном центре, обладающим лицензией на этот вид подготовки.
После экзаменационного контроля, включая теорию и практику на закрытом полигоне, можно получить профессию комбайнера.
Категория прав на комбайн
Права на комбайн — это свидетельство тракториста-машиниста установленного государственного образца. Оно дает возможность управления любой спецтехникой.
Эти права отличаются от обычных процедурой экзаменационного контроля в органах Гостехнадзора, а также сроками обучения, наличием возрастных, медицинских, других ограничений.
Для профессии комбайнера права должны иметь категорию F. Она открывается с 17 лет. Срок действия прав — 10 лет. После окончания этого срока их можно обменять на новые без повторной сдачи экзамена.
Гостехнадзор требует выполнения условий от претендента на получение прав управления спецтехникой, согласно законодательству:
В чем состоит работа комбайнера
Комбайн представляет собой специальную зерноуборочную машину, которой управляет водитель — комбайнер.
Работа машины заключается в покосе и обмолоте колосьев, засыпке зерна в специальный резервуар. Солому собирает следом другая машина.
Работа комбайнера заключается не только в уборке сельскохозяйственных культур, в его обязанности входит:
Во время работы машины профессионал должен одновременно управлять ею и отслеживать состояние почвы, поверхности земли.