колыбель русского флота какой город
Воронеж колыбель российского флота
Колыбель российского флота
Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
— в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.
По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.
Итоги деятельности Петра
Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.
26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению.
Второй поход на Азов
Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. В конце апреля из города Воронежа на Азовскую крепость вышли русские войска под командованием воеводы Шеина, а через несколько дней — галерная флотилия, которой руководил сам царь Пётр I. Будучи командиром галеры «Принципиум», государь совершил плавание с флотилией, возглавляемой адмиралом Лефортом, принимал активное участие в осаде вражеской турецкой крепости. После взятия Азова государь вышел в море на гребных судах и определил место для порта и гавани Таганрога.
Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.
Милена Черненко
В 1696—1711 годах в Воронеже и прилегающих к Воронежскому адмиралтейству было построено около 215 кораблей для первого в истории России регулярного Военно-Морского флота, благодаря которому удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии подписать мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией.
В Воронеже был построен и торжественно спущен на воду первый линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предопределение»), на котором был поднят Андреевский флаг, освященный в Адмиралтейской церкви.
Википедия
Так далеко до океана!
И недалече – басурманы…
Но: «Быть морским судам!» и Пётр
Повёл славян в морской поход!
Фото: Воронеж. Петровский сквер. Памятник Петру Первому
Какой регион считают «колыбелью русского флота»? Называют и Воронеж, и Архангельск, и Ярославль, и Санкт-Петербург, и даже Москву. С колыбелью флота — понятно, есть разночтения. Но однако по поводу того, какой регион считать исторической родиной русского военного кораблестроения, споров гораздо меньше, тут Поморье лидирует. Ведь именно в Архангельске Петр Первый в 1693 году заложил первый русский фрегат «Святой Павел». И только за период с XVII по XIX век на верфях Архангельска было построено порядка 500 крупных военных и торговых судов…
А имеются ли достаточные исторические основания для того, чтобы именовать не просто «колыбелью русского флота», а именно «колыбелью государственного судостроения России», скажем, те же Воронеж, Санкт-Петербург и т.д.?
Немного предыстории. Ранее факт начала государственного судостроения именно в Архангельске уже действительно пытались оспорить Воронеж, Санкт-Петербург, Подмосковье и даже Переславль Ярославской области. Но участники состоявшейся на днях в Арктическом морском институте имени капитана Воронина научно-исторической конференции «Архангельск — колыбель государственного судостроения России», историки, судостроители, курсанты морских учебных заведений, представители власти и общественности, придерживались другой точки зрения.
На форуме прозвучали развернутые доклады о главенствующей роли столицы Поморья в зарождении и развитии кораблестроения в России. Только за период с XVII по XIX век на верфях Архангельска было построено порядка 500 крупных военных и торговых судов. О нынешнем дне русского, российского военного кораблестроения и говорить не приходится: именно в Архангельской области, в Северодвинске, успешно работает известная во всем мире крупнейшая в Европе военная верфь «Севмаш», судоремонтная «Звездочка» и другие лидеры отечественной судостроительной отрасли.
«В 1693 году Петр I прибыл в Архангельск и заложил первый фрегат. И уже в 1694 году «Святой Павел» сошел со стапелей Соломбальской судоверфи. Сегодня мы хотим восстановить историческую справедливость, придав Архангельску официальный статус родины отечественного судостроения», — заявил заместитель губернатора Архангельской области Сергей Ковалев на открытии вышеупомянутой научной конференции.
«Я нисколько не сомневаюсь, что высокого звания родоначальника государственного судостроения в России достоин только Архангельск, — отметил один из организаторов конференции, директор судоремонтного завода «Красная кузница» Николай Васьков. — Именно на нашей Соломбальской судоверфи был построен первый корабль. При этом Петр I не просто так выбрал Архангельск — здесь имелся опыт строительства морских судов. При этом корабли, построенные в Архангельске, обладали всеми необходимыми морскими качествами и могли ходить в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
А что думают, так сказать, «узкие» специалисты, которые занимаются историей флота — могут ли другие города России, кроме Архангельска, реально претендовать на звание родины русского кораблестроения? Признанный историк флота, автор известнейшей книги «Флот России в последние 50 лет» Георгий Костев был предельно краток: «Все три города — и Воронеж, и Архангельск, и Петербург могут на это претендовать!» Ну, что ж, такая точка зрения тоже имеет право на существование. Но вот другие наши эксперты решили сделать целый экскурс в историю, чтобы обосновать свою точку зрения: конечно, родина нашего государственного судостроения — именно Архангельск!
Осенью 1695 года Петр I приказал собрать под Воронежем более 20 тысяч мелких служилых людей и крестьян из окрестных сел и городов на строительство кораблей для взятия турецкой крепости Азов. Были построены верфи у села Таврова возле устья реки Воронеж и у города Павловска, где Осередь впадает в Дон. К весне 1696 года тут были готовы два более или менее крупных военных корабля и несколько мелких, а русская армия снова направилась к Азову. Русский флот на этот раз отрезал осажденную турецкую морскую крепость, и Азов был взят. Таким образом Российское государство получило выход к Черному морю. Сооружение парусных кораблей под Воронежем велось всего 15 лет, и это было, так сказать, разовое целевое мероприятие — для взятия Азова.
В Архангельске же началось серьезное, регулярное и постоянное строительство русских боевых кораблей, и первый фрегат был заложен тут уже в 1693 году. Так что на звание «Колыбели русского флота» по вполне понятным причинам может, конечно, претендовать сразу несколько наших городов, но вот именно на звание родины судостроения России, конечно, может исторически претендовать только Архангельск! Тем более, что поморские традиции строительства кочей — настоящих парусных судов неограниченной мореходности — перекрывают любые достижения позднейших времен. Ибо, именно традиция — основа культуры, и морской в частности!» Ну, что ж, с мнением эксперта трудно не согласиться.
Инициативу судостроителей и историков по официальному оформлению бренда «Архангельск — колыбель государственного судостроения России» поддержал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который направит соответствующее обращение в правительство РФ. По итогам конференции планируется издать сборник тезисов докладов, который будут использовать в образовательных учреждениях морской направленности.
Кстати, эта знаковая научно-историческая конференция состоялась в преддверии другого важного мероприятия: V международный морской форум «Во славу флота и Отечества» пройдет в Поморье с 23 по 25 октября.
«В рамках форума в Архангельскую область приедут свыше 300 гостей — это представители нефтяной промышленности, морского флота, министерства культуры России, — отметил заместитель губернатора Сергей Ковалев. — Сегодня мы понимаем, что стратегия России направлена на развитие Арктики. Поэтому одним из ключевых событий форума станет расширенное заседание межведомственной комиссии морской коллегии при правительстве РФ. Участники обсудят самые важные темы: присутствие России в Арктике, вопросы морского наследия и развития Северного морского пути».
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Давайте вспомним про это подробнее …
Фото 1.
За Белгородской чертой, к югу от Воронежа, простиралась степь, которая доходила до Чёрного и Азовского моря. Эти земли были опустошены кочевниками в XI—XIV веках, а Северное Причерноморье находилось во власти крым¬ских татар и турок. При впадении Дона в Азовское море возвышалась турецкая крепость Азов, которая закрывала выход в море. В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю.
Фото 2.
Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.
Фото 3.
Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».
Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли
Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.
Фото 4.
Фото 6.
Торжественный спуск корабля на воду планировался в Вербное воскресенье 24 марта 1700 года. Но из-за «малой воды» — зима тогда была малоснежной и холодной – торжества перенесли на 27 апреля. Для участия в церемонии Петр I вызвал в Воронеж сына Алексея, сестру царицу Наталью, иностранных дипломатов, многих бояр. Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду прошло в церкви бывшего Успенского монастыря, которая с тех пор стала называться Адмиралтейской. Сам монастырь, который находился рядом с верфью, был упразднен, а монахов перевели в Акатов монастырь.
Фото 7.
Голландский дипломат написал в Амстердам так: «Будучи на Воронеже, мы там видели спуск корабля, для чего сие путешествие единственно туда было предпринято. Корабль сей весьма красивый, был сооружен его царским величеством русскими работниками без содействия иностранных мастеров».
Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхон Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека.
На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко. Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета – фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.
Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба
Фото 8.
По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.
Размеры корабля составляли: длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 3 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней — 26 (10-фунтовых орудий, в последствии были установлены 6-фунтовые пушки), на верхней — 24 (6-фунтовых орудий).
В 1712 году «Гото Предестинацию» вместе с другими кораблями Азовского флота продали туркам. До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришел в негодность, и его продали на слом.
Фото 9.
В воскресенье, 27 июля 2014 года, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация».
Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».
Фото 10.
Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.
Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.
В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».
Фото 11.
В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.
В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.
Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».
– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.
Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.
Фото 12.
В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.
По его словам, такой большой парусник – первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.
– Петр I был человеком творческим. Он взял в качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом. Я смотрю на корабль – он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился.
Фото 13.
Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж. Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.
Корабелы без моря
Изначально царь начал строить фрегаты на Переяславском озере. Потом заложил верфь в Архангельске. Но сработанные там корабли стали торговыми: от Белого моря до Азова, который осаждала русская армия, было далеко. «Сухопутный» поход на турок провалился. Ко второй попытке Петр готовился уже в Воронеже.
Купленную в Голландии галеру в разобранном виде доставили под Москву, по образцу изготовили детали для «серийного производства» и отправили их на воронежские верфи для окончательной сборки. В 1696 году корабли спустились по Дону к Азову, и благодаря атакам с моря крепость была взята.
После этого Петр твердо решил обзавестись полноценным военным флотом. И в Воронеже многое случилось впервые в стране: учредили Адмиралтейство и изготовили Андреевский флаг, открыли навигацкую (математическую) школу и школу для подготовки младших специалистов флота. А шлюзовые системы и «сухую гавань» для сохранности судов тут разработали и возвели впервые в мире! За 17 лет в здешних краях построили свыше тысячи кораблей, десять с лишним тысяч барж и плотов уже по отечественным проектам. К некоторым из них приложил руку государь.
Внешне парусник «исторический», но под деревянной обшивкой кроется металлический корпус с дизельным двигателем, так что корабль-музей может рассекать акваторию водохранилища и при полном штиле. Правда, он в основном стоит на приколе и принимает посетителей.
Тем не менее в Павловске, где в свое время начинал мичманом Федор Ушаков, о своей причастности к морскому делу не забывают. Юные корабелы занимаются на станции юных техников. При ней действует музей флота: в нем не только модели судов, но и подлинные пушечные ядра или раритетный водолазный костюм.