КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ-КОНКУРСА «ПЧЁЛКА»
Игра-конкурс «Пчёлка» (далее по тексту – «конкурс») проводится с целью развития и поддержки интереса учащихся к естественно-научным и социально-гуманитарным учебным предметам.
Конкурс носит интегрированный характер, поскольку его задания предполагают наличие у участников знаний из различных предметных областей (географии, физики, биологии, экологии, истории, этики и др.), что содействует развитию у учащихся целостной картины мира во взаимосвязи природы, общества, человека.
Конкурс проводится по правилам популярной у школьников международной математической игры-конкурса «Кенгуру». В период с 2004 по 2020 годы при содействии ОО «БА «Конкурс» белорусские школьники могли принимать участие в международном конкурсе «Колосок», который был инициирован в Украине в 2003 году. С 2021 года вместо конкурса «Колосок» организуется игра-конкурс «Пчёлка», задания которой составляются с учётом национального содержания обучения.
В отличие от олимпиад участниками конкурса могут быть все желающие учащиеся 2-6 классов. Конкурс не предполагает предварительного отбора и последующего отсева участников.
Конкурс проводится в школах, лицеях, гимназиях, где обучаются участники, в один и тот же день. Работа непосредственно над заданием продолжается ровно 1 час 15 минут. Каждый участник выполняет задание самостоятельно. Ручка, черновик, карточка участника и задание – это всё, что нужно для работы участнику. Во время выполнения задания участникам запрещается пользоваться какими-либо источниками информации и средствами связи, общаться с другими участниками и задавать вопросы. После окончания игры-конкурса листок с заданием и черновик участник забирает с собой и хранит у себя до подведения окончательных итогов.
Участникам конкурса предлагается задание из 24 вопросов для 2-4 классов и из 30 вопросов для 5-6 классов. Каждый вопрос содержит 5 вариантов ответа, среди которых только один правильный. Объём и содержание задания не предполагают его полного выполнения. В задании допускаются вопросы, не входящие в программу обучения.
На старте каждый участник из 2-4 классов получает 24 балла, из 5-6 классов – 30 баллов.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности вопроса участнику начисляются 3, 4 или 5 баллов. За неправильный ответ у участника вычитается четверть баллов, предусмотренных за данный вопрос, в то время, как не дав ответа, участник сохраняет уже набранные баллы. Сложность вопросов определяется по числу участников, ответивших на них правильно. 8 (10) наиболее лёгких вопросов оцениваются по 3 балла, 8 (10) наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 8 (10) вопросов оцениваются по 4 балла. Победители конкурса определяются по наибольшему числу набранных баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать участник в 2-4 классах – 120, в 5-6 классах – 150.
В конкурсе нет проигравших. Независимо от результата каждый участник получает приз «для всех». Предусматривается дополнительное поощрение 20% участников, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования.
Самостоятельная и честная работа над заданием – главное требование к организаторам и участникам конкурса. Предусматривается дисквалификация участников и учреждений образования, нарушивших данное требование.
Результаты всех участников размещаются в открытом доступе на сайте: предварительные – через 1–2 месяца после проведения конкурса, окончательные – через 15 дней после размещения предварительных. Свидетельства участников и призы вручаются участникам конкурса в учреждениях образования через 3-4 месяца после проведения конкурса.
Итоги командных выступлений между классами, школами, районами и областями не подводятся.
Участники конкурса вносят организационный взнос, который расходуется на проведение конкурса и поощрение участников и организаторов.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ-КОНКУРСА «КОЛОСОК»
Конкурс «Колосок» проводится для учащихся 2-6 классов с целью развития интереса школьников к естественнонаучным предметам.
Конкурс родился в Украине в 2003 году, с 2004 года в нём участвуют школьники Беларуси. Конкурс «Колосок» проводится по правилам популярного у школьников международного математического конкурса «Кенгуру».
В отличие от олимпиад участниками конкурса «Колосок» могут быть все желающие учащиеся 2-6 классов. Конкурс не предполагает предварительного отбора и последующего отсева участников.
Конкурс проводится в школах, лицеях, гимназиях, где обучаются участники, в один и тот же день, в одно и то же время. Работа непосредственно над заданием продолжается ровно 1 час 15 минут. Во время выполнения задания участникам запрещается пользоваться компьютерами, калькуляторами, справочной литературой, учебниками, конспектами, электронными средствами связи и т.д. Каждый участник выполняет задание самостоятельно.
Участникам конкурса предлагается задание из 30 (для 2-4 классов – из 24) вопросов, разбитых на три тематические группы по 10 (8 для 2-4 классов) вопросов в каждой группе. Каждый вопрос содержит 5 вариантов ответа, среди которых только один правильный.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности вопроса участнику начисляются 3, 4 или 5 баллов. Неправильный ответ оценивается четвертью баллов, предусмотренных за данный вопрос, и засчитывается со знаком «минус», в то время как, не дав ответа, участник сохраняет уже набранные баллы. Сложность вопросов определяется по числу участников, ответивших на них правильно. 10 (8) наиболее лёгких вопросов оцениваются по 3 балла, 10 (8) наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 (8) вопросов оцениваются по 4 балла. Победители конкурса определяются по наибольшему числу набранных баллов.
Объем и содержание задания не предполагают его полного выполнения. В задании допускаются вопросы, не входящие в программу обучения.
В конкурсе нет проигравших. Независимо от результата каждый участник получает приз «для всех». Предусматривается дополнительное поощрение 20% участников, показавших лучшие результаты в своих школах, районах (городах), областях и стране.
Подведение итогов и публикация результатов осуществляется через 1 – 2 месяца после даты проведения конкурса.
Итоговые протоколы и призы доставляются в районные (городские) оргкомитеты через 2 – 3 месяца после даты проведения конкурса. Вручение свидетельств и призов участникам осуществляется в учреждениях образования, где они обучаются.
Итоги командных выступлений между классами, школами, районами, областями не подводятся.
Конкурс платный. Участники конкурса вносят организационный взнос, который расходуется на проведение конкурса и поощрение участников и организаторов.
Подведены итоги международного межпредметного конкурса «Колосок-2020»». Игра-конкурс проводилась 26 ноября 2020 года. Всего в соревновании приняло участие 39 574 учащихся из 1 825 учреждений образования Республики Беларусь.
Распределение участников по регионам отражено на диаграмме:
Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп учащихся: 2-го, 3-4-х и 5-6-х классов. Интерес к конкурсу проявили также несколько учащихся других классов. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:
Ниже на диаграммах приведены данные в процентах о количестве участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов в 3, 4 и 5 баллов для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. Десять наиболее лёгких вопросов задания для 5-6-х классов и восемь вопросов задания для 2-4-х классов, на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла. Соответственно, десять (восемь) наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные десять (восемь) – по 4 балла.
Успешность выполнения задания для 2 класса отражена на диаграмме:
Лучше всего второклассники с первоклассниками справились с ответом на вопрос №2 (90% правильных ответов) о том, какое из животных не стоит содержать дома. Самым сложным оказался вопрос №23 о танце, название которого произошло от английского слова и переводится как «лисья походка». Только 23% участников знали, что перевод слова «лиса» на английский – «fox», а танец называется фокстрот.
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 3 класса отражена на диаграмме ниже:
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 4 класса:
Вопрос №13 этого задания не оценивался из-за некорректной формулировки.
На вопрос №1 о четвероногих, выкармливающих детенышей молоком, третьеклассники (30%) ответили лучше четвероклассников (28%), а на вопрос №14 об осе – одинаково успешно (35%).
Два вопроса, №7 и №15, оценены для участников из 3 и из 4 классов в разное количество баллов. Наиболее лёгким для участников этой возрастной группы стал вопрос №4 (90% и 92% правильных ответов соответственно) о том, что при плохом уходе за зубами придётся обращаться к стоматологу. Меньше всего правильных ответов третьеклассники (14% правильных ответов) и четвероклассники(15%) дали на вопрос №21 о количестве глаз у пчелы. Большинство участников ответили, что у пчел, как и нас с вами, два глаза. На самом деле, на голове этих насекомых расположены два больших сложных и три простых глаза.
Успешность выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 5 класса:
Успешность выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 6 класса (плюс 19 учащихся 8 и 11 классов):
В этом задании на вопросы №№2, 9, 12 и 14 пятиклассники отвечают лучше шестиклассников, а еще на семь вопросов (№№1, 5, 8, 11, 19, 23 и 24) они отвечают одинаково успешно.
В задании также есть вопросы, которые оценены в разное количество баллов для пятиклассников и шестиклассников. Это вопросы №№8, 14, 19, 22, 27 и 30. Наибольшее количество правильных ответов (по 94%) участниками было дано на вопрос №1 о ветеринаре. Самым сложным для пятиклассников стал вопрос №25. О том, что цветки картофеля использовались придворными дамами в качестве украшения, знали 15% учащихся этой параллели. Для шестиклассников наиболее трудным оказался вопрос №24, у пятиклассников он был вторым по сложности. Большинство участников ответили, что над носиком чайника, в котором кипит вода, мы видим капли пара из воды. Водяной пар – газ прозрачный и невидимый, а капля – небольшой объём жидкости (не газа). Однако в обиходе и в разговорной речи под словом «пар» часто понимают туман (множество мелких капель жидкой воды), который образуется над носиком чайника из остывающего водяного пара, или клубы, которые выпускает паровоз. Вероятно, это и стало причиной заблуждения участников. На самом деле мы видим туман – капли воды, образующиеся из остывающего пара.
Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:
Отметим, что участники «Колоска», обучающиеся в 8 и 11 классах, при просмотре своих результатов смогут увидеть только сумму набранных баллов и место по школе. Места в регионах для старшеклассников, выполнявших задание для 5-6-х классов, не определяются.
Обращаем внимание участников и организаторов конкурса, что в течение 15 дней результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 15 дней после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.
После размещения окончательных результатов зарегистрированные на сайте участники смогут добавить в свой личный кабинет результат своего участия в игре-конкурсе.
Благодарим учителей, организаторов в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые организовали и провели игру-конкурс.
Каждый участник конкурса «Колосок-2020» получит приз «для всех». 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования, будут поощрены призами «за высокий результат».
Всем участникам конкурса желаем здоровья и успехов в новой учебной четверти.
Подведены итоги международного межпредметного конкурса «Колосок-2020»». Игра-конкурс проводилась 26 ноября 2020 года. Всего в соревновании приняло участие 39 574 учащихся из 1 825 учреждений образования Республики Беларусь.
Распределение участников по регионам отражено на диаграмме:
Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп учащихся: 2-го, 3-4-х и 5-6-х классов. Интерес к конкурсу проявили также несколько учащихся других классов. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:
Ниже на диаграммах приведены данные в процентах о количестве участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов в 3, 4 и 5 баллов для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. Десять наиболее лёгких вопросов задания для 5-6-х классов и восемь вопросов задания для 2-4-х классов, на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла. Соответственно, десять (восемь) наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные десять (восемь) – по 4 балла.
Успешность выполнения задания для 2 класса отражена на диаграмме:
Лучше всего второклассники с первоклассниками справились с ответом на вопрос №2 (90% правильных ответов) о том, какое из животных не стоит содержать дома. Самым сложным оказался вопрос №23 о танце, название которого произошло от английского слова и переводится как «лисья походка». Только 23% участников знали, что перевод слова «лиса» на английский – «fox», а танец называется фокстрот.
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 3 класса отражена на диаграмме ниже:
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 4 класса:
Вопрос №13 этого задания не оценивался из-за некорректной формулировки.
На вопрос №1 о четвероногих, выкармливающих детенышей молоком, третьеклассники (30%) ответили лучше четвероклассников (28%), а на вопрос №14 об осе – одинаково успешно (35%).
Два вопроса, №7 и №15, оценены для участников из 3 и из 4 классов в разное количество баллов. Наиболее лёгким для участников этой возрастной группы стал вопрос №4 (90% и 92% правильных ответов соответственно) о том, что при плохом уходе за зубами придётся обращаться к стоматологу. Меньше всего правильных ответов третьеклассники (14% правильных ответов) и четвероклассники(15%) дали на вопрос №21 о количестве глаз у пчелы. Большинство участников ответили, что у пчел, как и нас с вами, два глаза. На самом деле, на голове этих насекомых расположены два больших сложных и три простых глаза.
Успешность выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 5 класса:
Успешность выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 6 класса (плюс 19 учащихся 8 и 11 классов):
В этом задании на вопросы №№2, 9, 12 и 14 пятиклассники отвечают лучше шестиклассников, а еще на семь вопросов (№№1, 5, 8, 11, 19, 23 и 24) они отвечают одинаково успешно.
В задании также есть вопросы, которые оценены в разное количество баллов для пятиклассников и шестиклассников. Это вопросы №№8, 14, 19, 22, 27 и 30. Наибольшее количество правильных ответов (по 94%) участниками было дано на вопрос №1 о ветеринаре. Самым сложным для пятиклассников стал вопрос №25. О том, что цветки картофеля использовались придворными дамами в качестве украшения, знали 15% учащихся этой параллели. Для шестиклассников наиболее трудным оказался вопрос №24, у пятиклассников он был вторым по сложности. Большинство участников ответили, что над носиком чайника, в котором кипит вода, мы видим капли пара из воды. Водяной пар – газ прозрачный и невидимый, а капля – небольшой объём жидкости (не газа). Однако в обиходе и в разговорной речи под словом «пар» часто понимают туман (множество мелких капель жидкой воды), который образуется над носиком чайника из остывающего водяного пара, или клубы, которые выпускает паровоз. Вероятно, это и стало причиной заблуждения участников. На самом деле мы видим туман – капли воды, образующиеся из остывающего пара.
Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:
Отметим, что участники «Колоска», обучающиеся в 8 и 11 классах, при просмотре своих результатов смогут увидеть только сумму набранных баллов и место по школе. Места в регионах для старшеклассников, выполнявших задание для 5-6-х классов, не определяются.
Обращаем внимание участников и организаторов конкурса, что в течение 15 дней результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 15 дней после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.
После размещения окончательных результатов зарегистрированные на сайте участники смогут добавить в свой личный кабинет результат своего участия в игре-конкурсе.
Благодарим учителей, организаторов в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые организовали и провели игру-конкурс.
Каждый участник конкурса «Колосок-2020» получит приз «для всех». 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования, будут поощрены призами «за высокий результат».
Всем участникам конкурса желаем здоровья и успехов в новой учебной четверти.
Началась доставка призов за участие в игре-конкурсе «Колосок-2020» и печатных итоговых протоколов в районные (городские) оргкомитеты конкурса.
Все участники международной межпредметной игры-конкурса «Колосок-2020» поощряются призом «для всех», который включает в себя свидетельство участника, ручку с эмблемой конкурса и брошюру «О живой природе на досуге. Часть 2». Пособие включает в себя занимательные материалы (кроссворды, ребусы, головоломки и т.д.), которые способствуют развитию и поддержке у учащихся интереса к естественнонаучным школьным предметам.
20% участников, показавших лучшие результаты в учреждениях образования, получают в качестве приза «за высокий результат» сувенирную медаль и книгу «Маленькие секреты больших открытий, или Как стать изобретателем». В книге в популярной форме рассмотрены некоторые наиболее яркие открытия и изобретения, на примере которых авторы знакомят школьников с основами решения изобретательских задач. Приводится большое количество изобретений, взятых из реальной практики изобретателей.
Данными книгами также поощряются организаторы конкурса в учреждениях образования и в районах (городах).
Благодарим ребят, учителей и организаторов. Желаем всем здоровья, хорошего настроения, успехов и высоких достижений в учёбе и творчестве.