колонны какого ордера присутствуют в оформлении фасада павильона рсфср
Места с историей: павильон ВВЦ, «прошедший» путь от Сибири до Армении
© РИА Новости / Ксения Сидорова В Москве найдется не так много мест, на территории которых располагаются почти 30 памятников архитектуры, известных при этом всей стране. Комплекс Всероссийского выставочного центра «приютил» на своей территории исторические здания и павильоны, многие из которых сегодня требуют реконструкции – их передают арендатором с условием эту реконструкцию провести.
Такой возможностью когда-то воспользовалась Республика Армения, решив отреставрировать бывший павильон «Сибирь».
Начальник отдела экскурсионной деятельности ВВЦ Виктория Шеногина рассказала порталу «В Москве» о судьбе этого уникального здания, и о том, какие детали павильона «Армения» до сих пор напоминают о Сибири.
В Москве найдется не так много мест, на территории которых располагаются почти 30 памятников архитектуры, известных при этом всей стране. Комплекс Всероссийского выставочного центра «приютил» на своей территории исторические здания и павильоны, многие из которых сегодня требуют реконструкции – их передают арендатором с условием эту реконструкцию провести.
Такой возможностью когда-то воспользовалась Республика Армения, решив отреставрировать бывший павильон «Сибирь».
Начальник отдела экскурсионной деятельности ВВЦ Виктория Шеногина рассказала порталу «В Москве» о судьбе этого уникального здания, и о том, какие детали павильона «Армения» до сих пор напоминают о Сибири.
© РИА Новости / Ксения Сидорова Павильон, называющийся сегодня «Арменией», был построен в 1954 году по проекту московских архитекторов Кликса и Таушканова совсем для другой территории России – Сибири.
На то, что павильон был «сибирским», указывают скульптурные группы на бортике перед входом в здание и на боковых крыльях. Скульптуры над входом изображают животновода, горняка, металлурга, а по бокам – морды животных, которые водятся в Сибири.
Скульптуры сибиряков, венчающие колонны павильона, выполнил выдающий советский скульптор И. А. Рабинович.
Павильон, называющийся сегодня «Арменией», был построен в 1954 году по проекту московских архитекторов Кликса и Таушканова совсем для другой территории России – Сибири.
На то, что павильон был «сибирским», указывают скульптурные группы на бортике перед входом в здание и на боковых крыльях. Скульптуры над входом изображают животновода, горняка, металлурга, а по бокам – морды животных, которые водятся в Сибири.
Скульптуры сибиряков, венчающие колонны павильона, выполнил выдающий советский скульптор И. А. Рабинович.
Павильон 71 на ВДНХ-ВВЦ – Павильон «Атомная энергия» («РСФСР»)
Нынешний павильон №71 на ВДНХ-ВВЦ возвели в 1954 году неподалеку от павильона №1. Проект был разработан в ГПИ «Горстройпроект» при участии архитекторов Рубена Аветисовича Бегунца и Сергея Ивановича Никулина. Фасад здание выходит на площадь Дружбы народов.
Первоначально павильон строился для экспозиции Центрального Черноземья, но к моменту завершения работ его все-таки перепрофилировали для демонстрации трудовых успехов российской республики и переименовали в павильон «РСФСР».
Архитектура павильона
Архитектура павильона 71 на ВДНХ предстает перед нами в классических формах. Портик главного входа, состоящий из 6 колонн, придает всему строению некую монументальность. Там, где в капителях коринфского ордера обычно находится флористическое изваяние, разместили изображение ордена Отечественной войны.
Венчает портик скульптурный декор, состоящий из медальона с гербом Советского Союза (до 1967-го года герб Российской Федерации), в окружении рогов изобилия и стягов, декорированных золотой смальтой.
Стоит отметить, что эта фреска стала составной частью архитектурной концепции строения. Пропорциональность фигур и их размещение согласуются с капителями колонн. Само панно будто упирается на каннелированые полуколонны, продолжением которых стала прекрасно исполненная аркада. У самого основания арочных элементов размещены изображения фигур, призванных показать дружественные и мирные взаимоотношения между всеми российскими народами, а также совместную трудовую деятельность всех классов советского общества: рабочих, крестьян и интеллигенции.
Как уже говорилось, здесь изображены представители большинства национальностей, проживавших на территории РСФСР. По краям основной группы людей – русская женщина, облаченная в красный сарафан и с голубкой в руках, и работник производства, внимательно рассматривающий чертеж. На заднем плане видны изображения Волго-Донского канала и высотного здания МГУ.
Приковывает взгляд и сама центральная группа со стягами и портретом Ленина, поддерживаемого радостными мальчиком и девочкой. По правую руку от портретного изображения вождя мирового пролетариата явно видно пятно, на месте которого в изначальном варианте находилось изображение Иосифа Виссарионовича Сталина.
По краям основного фасада павильона размещены ротонды, которые помимо декоративного предназначения используются и как балкончики второго уровня.
Тыльная сторона строения, которая выходит на северный розарий, выполнена с использованием полукруглой апсиды, которую поддерживаю декоративно исполненные портики и лестничные марши.
Фризы и карнизы павильона богато украшены лепниной с изображением подсолнуха, ветвей дуба, злаковыми колосьями и листьями свеклы.
Представляют интерес и небольшие изваяния на парапете под стилизацию факелов и обелисков.
Исторические экспозиции павильона №71 в разные годы
Внутреннее пространство бывшего павильона «РСФСР» декорировали весьма высокохудожественно. В шести размещенных здесь залах, благодаря труду художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, весьма искусно были представлены большинство направлений народного хозяйства республики – сельскохозяйственного, промышленного, научного и культурного. Также не обошли тему послевоенного восстановления Российской Федерации.
По периметру центрального зала павильона 71 на ВДНХ-ВВЦ, украшенного полуколоннами с капителями, в пространстве между ними, размещались стенды с подложкой из темно-красного бархата и 14-ю художественными панно. На последних обыгрывалась тема и индустриализации, и коллективизации в РСФСР. Их автором стал художник Григорий Иванович Опрышко.
Рядом с колоннами были установлены знамена Российской Федерации и Советского Союза.
Стенд по центру с внушительным монументальным панно, исполненный Николаем Лукичем Бабасюком и Владимиром Ивановичем Киреевым, был посвящен союзу рабочих и крестьян. Его украшением стал государственный герб России, который инкрустировали полудрагоценными камнями. По верху, на ниспадающих бархатных складках, была размещена главная награда страны – орден Ленина, присвоенный РСФСР в 1954 году. У подножия панно стояли две вазы из мрамора, украшенные накладками из бронзы, со временем переданные в павильон №68 ВДНХ-ВВЦ.
Изящной доминантой общего зала сельскохозяйственных культур являлся внушительный световой фонарь, исполненный в виде звезды в окружении изображений, обыгрывающих тематику уборки урожая.
В 1959-м павильон 71 переформатировали в павильон «Промышленность РСФСР», а спустя 4 года, в 1963-м, на этих площадях открылась экспозиция «Атомная энергия», что привело к упрошению стилистики помещений. Именно поэтому ныне публике представлены лишь небольшие фрагменты былого пышного декора.
Выставка «Атомная энергия» рассказывала о ядерной установке «Токамак», которая использовалась для исследовательских работ, а также об установках подобного типа на электрических станциях и в качестве силового агрегата для советских ледоколов «Ленин» и «Сибирь».
Кроме этого, на экспозиции демонстрировался макет впервые исполненного на планете высокотемпературного атомного реактора «Ромашка», созданного советскими учеными и установленного в 1964 году в Курчатовском институте. Именно благодаря ему была решена задача использования ядерной энергии для получения электричества.
К 1967-му году, ко дням празднования в СССР 50-летия Октября, с тыльной части от павильона построили новое здание в 2 этажа, в котором разместились кинозал и помещение под экспозиции (ныне – строение №457).
В 1977-м, накануне празднования уже 60-летия Октября, здесь – в павильоне №71 – открылась выставка, рассказывавшая посетителям о великих достижениях народов Российской Федерации за годы Советской власти. Такова история павильона «РСФСР» и «Атомная энергия», которая продолжается и сегодня.
alekka4alin2012
alekka4alin2012
Павильон «Атомная энергия» (бывший «РСФСР», 1954 г., «Промышленность РСФСР» 1959-1963 гг., архитекторы Р.А. Бегунц, С.И. Никулин). Переименован в 1963 г. после перехода на отраслевой принцип показа.
Павильон «РСФСР». 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/270695
Павильон №71 «Атомная энергия» («РСФСР»)
В 1954 году по проекту, разработанному московской архитектурной мастерской ГПИ «Горстройпроект», рядом с павильоном №1 было возведено здание, обращенное фасадом на площадь Дружбы народов. Изначально оно предназначалось для демонстрации достижений Центрального Черноземья, однако в процессе строительства было принято решение разместить в нем экспозицию «РСФСР».
Архитектурный облик павильона решен в классических формах. Шестиколонный портик главного фасада придает зданию монументальный характер. На месте цветка в его капителях коринфского ордера заключен орден Отечественной войны.
Венчающая портик скульптурная композиция из рогов изобилия и расцвеченных золотой смальтой знамен прежде строилась вокруг герба РСФСР, в 1967 году накрытого медальоном с гербом СССР.
Поднимаясь по гранитным ступеням портика, посетители попадают в экседру, главным украшением которой является большая фреска «Народы России построили социализм», созданная художниками Б.Ф. Уитцем и О.Т. Павленко.
Это изображение — составляющая архитектурного облика здания. Пропорции фигур и их расположение увязаны с капителями колонн скрывающего их портика. Фреску поддерживает ряд декоративных каннелированных полуколонн, плавно переходящих в живописную аркаду. У основания арок изображены фигуры, символизирующие дружбу и мир между народами России, совместный труд рабочих, крестьян и интеллигенции.
Торжествующие люди представляют разные национальности, населяющие Российскую Федерацию. На флангах центральной группы — русская девушка в красном сарафане с голубем мира в руке и рабочий, изучающий чертеж. Позади них виднеются сооружения открытого в 1952 году Волго-Донского судоходного канала. В правой части росписи позади веселой девушки со снопом угадываются очертания высотки МГУ. Внимание привлекает центральная группа счастливых советских людей со знаменами и портретом В.И. Ленина, который поддерживают улыбающиеся мальчик и девочка. Правее портрета Ленина заметно пятно замазанного изображения И.В. Сталина.
По бокам главного фасада здания расположены ротонды, служащие одновременно декоративными балкончиками второго этажа. Справа и слева от основного объёма здания можно увидеть две одинаковые скульптурные группы — механизатор, сжимающий рычаг трактора, и девушка с книгой.
Над ними возвышаются тракторист и колхозница работы скульпторов П.И. Бондаренко и П.В. Кенинга.
Задний фасад павильона, обращенный к северному розарию, подчеркнут полукруглой апсидой, поддерживаемой декоративными портиками и лестницами.
Фризы и карнизы насыщены выразительным лепным декором — искусно исполненными подсолнухами, дубовыми ветвями, колосьями и сахарной свеклой.
Интересны и малые формы парапета центральной части — стилизованные факелы и обелиски.
В 1959-1963 годах павильон носил название «Промышленность РСФСР», а с 1964 года — «Атомная энергия». Увы, сталинский ампир в оформлении залов был утрачен и до наших дней сохранились лишь незначительные фрагменты украшений. Экспозиция «Атомная энергия» знакомила посетителей с модификациями термоядерной установки «Токамак», с различными типами атомных электростанций, атомными ледоколами «Ленин» и «Сибирь». В павильоне демонстрировались макет атомного реактора-преобразователя «Ромашка», пузырьковые и искровые камеры, черенковые счетчики, детекторы ядерного излучения, спектрометры и другое оборудование, созданное советскими учеными.
Павильон «Атомная энергия» («РСФСР») на сайте ВДНХ: https://vdnh.ru/map/4186/
Оформление одного из залов в павильоне «Атомная энергия». 1969 год: https://pastvu.com/p/70084
В 1967 году в ходе подготовки к празднованию 50-летия Октябрьской революции к павильону пристроили двухэтажный корпус, в котором оборудовали кинозал и выставочный зал. В постсоветский период в нём продавались товары из Китая.
В постсоветские годы от былого великолепия не осталось и следа, залы перегородили банальными торговыми точками с бижутерией, футболками и книгами. В правой части здания находился музей-театр доисторических животных «Ледниковый период».
В 2018 году в павильоне открылся Дворец госуслуг, в котором можно не только оформить необходимые документы, но и провести досуг с комфортом: выпить кофе в кафе и почитать книгу в уютной зоне отдыха. Для детей и их родителей в павильоне оборудован двухэтажный детский уголок с кинотеатром и просторной комнатой матери и ребенка.
На ВСХВ-ВДНХ даже крепкие с виду здания переставали соответствовать очередной концепции и без сомнений сносились. Весной 2019 года производится снос выставочного павильона № 69 под ещё более масштабную застройку.
и не мой пост
3 мая 2019 года
Фотопроект «Город на память». 464. ВСХВ-ВДНХ СССР. Площадь Колхозов-1954
От истоков — к современности: как менялись исторические павильоны ВДНХ
На ВДНХ, перешагнувшей 80-летний рубеж, кипит работа. Специалисты продолжают реставрировать исторические павильоны, а строители возводят новые объекты. К юбилею, который выставка отмечала в 2019 году, реставраторы восстановили центральную часть арки главного входа, по чертежам 1950-х годов воссоздали цветочный партер, провели работы на 14 фонтанах, расположенных на Центральной аллее, отреставрировали фонтан «Золотой колос», который не работал около 30 лет, а также «Каменный цветок» и «Дружба народов». А главное — комплексно отреставрировали семь павильонов, признанных объектами культурного наследия.
Каким историческим павильонам уже вернули былое величие и нашли современное применение — в материале mos.ru.
Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший павильон «Армянская ССР»)
Павильон «Армянская ССР» появился на выставке в год ее открытия, а возвели его в рекордные семь месяцев. Он один из немногих, сохранившихся от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) 1939 года. До 1964 года он носил название «Армянская ССР», что нашло отражение в архитектурном облике здания. В 1964–1966 годах в павильоне размещалась экспозиция «Пищевая промышленность», а в 1967-м он был переименован в «Здравоохранение».
Исторический вход в павильон был выполнен в виде огромного трехнефного портала в нише, стены были синими, а потолок украшала орнаментальная роспись. Арки портала были оформлены розовым туфом — эта порода характерна именно для Армении. А окна обрамляло литье в виде винограда, гранатов и лимонов.
После реконструкции павильона в 1960-е годы часть украшений и орнаментов была утрачена, а богато декорированную входную группу закрыли гофрированным металлом. Положение усугубили 1990-е годы, когда здание превратили в торговый центр, где продавались медицинские товары.
Первые работы по восстановлению начались в 2014 году, когда здание освободили от фальшфасадов и наслоений. Это позволило расчистить изначальный трехнефный портал центрального входа. Специалисты восстановили и синий цвет ниши, орнамент с изображением фруктов, в центре которого гранат. Они также очистили облицовку фасада и сделали архитектурную подсветку.
Отреставрированный павильон был передан Государственному музею Востока, в апреле 2019 года здесь открылась постоянная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов». Она посвящена путешествиям, исследованиям и творчеству Николая и Святослава Рерихов.
Павильоны № 32–34 «Космос»
Павильон, который в наши дни называется «Космос», тоже появился в год открытия ВСХВ. Тогда он носил название «Механизация» и выглядел иначе — это был огромный эллинг. В 1954-м, к послевоенному открытию выставки, тематика павильона была расширена, что отразилось и в названии — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». К эллингу пристроили большой зал со знаменитым стеклянным куполом, опирающимся на четыре мощные арки. В 1956-м он меняет название на «Машиностроение».
«Космическим» павильон становится в 1967 году, с открытием выставки, посвященной космическим достижениям Советского Союза. К сожалению, в 1990-е годы она была демонтирована, а многие экспонаты навсегда утрачены. В здании проводили дискотеки и торговали всем подряд: от автомобилей до саженцев с рассадой.
Восстановление «Космоса» началось в 2017 году и длилось чуть больше года. Особое внимание уделили архитектуре. Для работ привлекли около полутора тысяч реставраторов и строителей. Был укреплен фундамент и стеклянная крыша, стены окрасили в кремовый цвет, а под куполом установили люстру — копию кремлевской звезды, которая украшала Троицкую башню. Кроме того, были отреставрированы металлические гербы 15 советских республик, скульптуры тракториста и комбайнерки, гипсовые рельефы с символикой различных отраслей.
Какой увидели ВДНХ первые посетители в 1939 году
За восемь десятилетий главная выставка страны претерпела многое: пережила войну и послевоенную реконструкцию, переустройство павильонов в соответствии с постановлением ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1950-х и период их превращения в торговые площадки в 1990-х, пять переименований и наконец возрождение, начавшееся весной 2014-го. Теперь благодаря стараниям реставраторов мы имеем представление о том, каким был ее первоначальный облик и какой ее задумали архитекторы советской эпохи.
Главные символы выставки
Арка северного входа — первое, что встречало посетителей выставки в 1939 году. И сейчас это единственный объект, сохранившийся почти в неизменном виде с того времени. Ее отреставрировали в 2016–2017 годах.
После реставрации, завершившейся в 2009 году, свой облик обрела и скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Ее установили на павильон, повторяющий по форме тот, что был представлен в 1937 году на Всемирной выставке в Париже. Сегодня там находится лекторий — одна из площадок образовательной программы ВДНХ. Здесь проводятся лекции, мастер-классы, семинары и выставки. А летом, в теплую погоду, с крыши здания можно осмотреть знаменитую скульптуру вблизи и полюбоваться на панораму столицы.
Новое в деревне
В 1939-м в северной части ВДНХ была открыта экспозиция «Новое в деревне». Комплекс сооружений представлял собой образцовую деревню с конюшнями, коровниками, силосными башнями, гаражами, тракторными мастерскими и другими необходимыми для сельской жизни строениями, которые впоследствии стали типовыми. Более чем из 60 построек на сегодняшний день сохранилось лишь несколько. Здания бывших яслей (служебное строение 323), родильного дома (строение 173) и сельсовета (строение 172) были капитально отремонтированы, но сейчас они закрыты.
А вот в бывшем помещении колхозного клуба (павильон № 421) сегодня разместился Дворец бракосочетания. Здесь есть комнаты отдыха, гостевая зона, зал для торжественной регистрации брака и несколько просторных террас. Ежедневно проходит до 20 церемоний бракосочетания, сопровождающихся аккомпанементом профессиональных музыкантов. С 2014 года в загсе на ВДНХ брак зарегистрировали более 12 тысяч пар. А с мая 2019 года пожениться можно еще и на новой площадке — в «Москвариуме».
Еще одно сохранившееся здание — школа (павильон № 317). В 1959 году павильон реконструировали под поликлинику, которая обслуживала сотрудников ВДНХ. Позднее к ней пристроили двухэтажное крыло, где разместилось рентгенодиагностическое отделение. В 2011 году поликлинику закрыли, и несколько лет здание пустовало. Наконец было принято решение отремонтировать павильон, сохранив при этом его исторический облик. В феврале 2019 года здесь разместились мастерские и арт-резиденции молодых художников. Это совместный проект главной выставки страны и музея современного искусства «Гараж».
Музей Востока и вычислительная техника
Павильон № 13, где сегодня находится Музей Востока, изначально был посвящен Армянской ССР. Здание несколько раз сильно перестраивалось и почти утратило свой первоначальный облик. В 1960-х годах фасад обшили белым профлистом, на котором размещалась эмблема в виде чаши со змеей, — тематика павильона изменилась, он получил название «Здравоохранение».
В 2014 году реставраторы сняли обшивку, а в 2017-м началась реставрация фасадов. Восстановили исторический трехчастный портал — арки, обрамляющие главный вход. По сохранившимся фрагментам и старым историческим фотографиям были воссозданы декоративные элементы, в том числе фигурные решетки с орнаментом в виде гроздьев винограда и граната. Внутри павильон также отреставрировали: восстановили оформление стен и потолка, лепнину и исторические светильники.
Еще один павильон, существовавший в 1939 году, был посвящен Азербайджанской ССР (сегодня он больше известен как «Вычислительная техника и информатика»). Сейчас реставраторы заканчивают работы по восстановлению здания. Планируется, что здесь разместится торгово-выставочный центр Азербайджана, как было изначально, 80 лет назад.
Внутри павильона еще ведутся работы, но снаружи уже можно увидеть восстановленные скульптуры «Чабан» и «Азербайджанка», а также исторический герб Азербайджанской ССР. Реставраторы воссоздали парадный дверной блок, чаши двух парных фонтанов на главном фасаде, утраченные элементы керамической отделки фасада (детали карниза), мозаики, фрагменты мраморной облицовки стен и колонн. В оконных проемах главного фасада восстановлены витражи-шебеке из орехового дерева, собранные из мелких деталей.
Неизвестная скульптура и фигура коня
Сетчатая башня, напоминающая установленные друг на друга рыболовные садки, тоже находится на территории выставки с 1939 года. Долгое время имя автора необычного объекта оставалось загадкой, пока несколько лет назад в результате двух параллельных исследований старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Татьяны Горячевой и историка Александра Зиновьева не выяснилось, что таинственную башню-колонну построил к 1939 году выдающийся архитектор-авангардист Эль Лисицкий. По мнению ученых, ажурная башня была рекламной конструкцией ныне утраченного павильона «Главконсерв». Раньше ее вершину венчал шар с установленными на нем фигурами двух металлических карпов. К этому же времени относится фигура коня на выводном круге у павильона «Животноводство». Когда-то рядом с конем стоял еще и жеребенок, но эта скульптура не сохранилась.
Почти как раньше
Во время войны сильно пострадали многие павильоны. В 1950-е годы часть из них полностью отстроили заново, а некоторые восстановили близко к первоначальному виду.
Так, например, поступили со скульптурой «Тракторист и колхозница» (13,5 метра), которая была установлена на высоком постаменте (на месте нынешнего главного входа). К открытию выставки в 1954-м и главного входа частично изменили композицию, высоту — скульптура стала ниже (8,5 метра) — и облицевали ее смальтой. Она заняла центральное место на арке главного входа. Изначально тракторист одной рукой держал сноп пшеницы, а другой поддерживал колхозницу за талию. В обновленном варианте руку с талии убрали: теперь обе руки тракториста поддерживают большой позолоченный сноп колосьев, который сделан в технике медной выколотки.
Павильон «Украинская ССР» (позднее был переименован в «Земледелие») построен в начале 1950-х годов, однако по большей части повторяет формы и декор довоенного здания. А вот скульптурные группы «Стахановцы индустрии» и «Стахановцы сельского хозяйства» стоят у входа в этот павильон с самого первого дня работы выставки. Также здесь сохранились 20-метровые колонны-флагштоки, украшенные золотистой мозаикой. Внутри можно увидеть оригинальную лепнину на полотке и стенах, но роспись стен не сохранилась. Сегодня в павильоне работает центр славянской письменности «Слово».
Также в 1954 году перестроили павильон № 59 «Зерно», при этом постарались сохранить первоначальный вид здания. Больше всего изменения коснулись башни: архитекторы изменили ее пропорции, за счет чего она стала заметно выше. А вот необычное остекление стрельчатых окон сохранилось.
В павильоне № 64 «Оптика» первоначально планировалось разместить выставку «Ленинград и Северо-Запад», поэтому его архитектура напоминает нам классические здания Санкт-Петербурга. В 1954-м здание также было реконструировано, но основные формы и элементы декора остались прежними.
Оба павильона сейчас закрыты для посетителей.
Мичурин: сад и ресторан
Мичуринский сад создавался как часть тематического раздела «Растениеводство». Каждая часть сада представляла разные климатические зоны СССР. К 1954 году здесь было высажено более 500 сортов различных плодовых и ягодных деревьев, в том числе 56 видов яблонь, груш, слив, вишен и винограда, выведенных самим Иваном Владимировичем Мичуриным. В центре великому биологу установлен памятник. В 2017–2018 годах провели работы по восстановлению сада. Тогда же здесь посадили еще около тысячи плодовых деревьев и кустарников.
Сегодня в ресторане «Мичурин» (павильон № 131) подают десерт по рецепту великого ученого — запеченное яблоко. А в 1939-м здесь была конечная остановка трамвая. Эта территория в то время еще не относилась к выставке, но восьмиугольное здание с застекленной ротондой уже стояло.
Дело в деталях
Павильон № 34 «Космос» в 1939-м носил название «Механизация» и представлял собой огромный эллинг, в котором на двух ярусах стояли тракторы, комбайны, грузовые автомобили и другие машины. Сегодня эллинг — часть павильона «Космос». Его здание восстанавливалось по образцу 1954 года.
От довоенного павильона № 30 «Микробиологическая промышленность» до нас дошел только фасад, в том числе легкий резной деревянный портик. Остальная часть была перестроена в 1954-м.
Павильон № 311 также многократно перестраивался. Сегодня здесь находится ресторан «Оттепель», в интерьер которого удачно вписаны монументальные колоннады центрального холла. От старого здания также сохранился фасад, в центре которого расположен барельеф — букет ветвей шелковицы и листья дуба. Растения — корм для гусениц шелкопряда. Это напоминает о том, что когда-то здесь находилась экспозиция «Шелководство».
Особого внимания заслуживают фонари, установленные на ВДНХ, — среди них много светильников, относящихся к разным эпохам, есть также фонари, воссозданные по чертежам 1939 года. Их можно увидеть на Центральной аллее.