колонны большого театра какой ордер
Архитектурный ордер. Часть №3
Понять структуру ионического ордера можно, рассмотрев его деревянный прототип. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками.
Фриз, возникший в ионическом ордере лишь в каменной конструкции, представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза и балки и плиты перекрытия. Следствием этого является б’ольшая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн, и отпадает необходимость сужать крайние интервалы между колоннами.
Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны – тоньше и расставлены они шире, балки архитрава делается относительно уже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фриз), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной.
Когда впоследствии афиняне намеревались возвести и построить такой же храм языческой богине Диане, то для этого они изобрели новый способ, заимствовав пропорции в той же мере у женского телосложения. Таким образом, они впервые приняли толщину колонны, равную одной восьмой части ее высоты, вследствие чего колонна приобрела большую высоту. Под основание ствола колонны они подвели спиру, или базу, дабы этим обозначить ее подошву, а в капители устроили волюты, или завитки, в виде спирали, дабы показать закрученные косы или пряди волос, равномерно с правой и с левой стороны.
Эти капители, далее, украшены карнизами, или энкарпами, которые итальянцы называли фестина, наподобие лба, обрамленного волосами, как в этом можно наглядно убедиться при взгляде на колонны. Эти столбы, или колонны, с верха до самого низа они украшали продольными желобками и ребрами, дабы показать складки одежды.
Таким образом, со своего возникновения и первоначального изобретения колонны имели двоякое различие: одни имели подобие мужского человеческого тела, нагого и лишенного какого-либо украшения, другие же подобие женского тела, с более чистой соразмерностью.
Однако же потомки добились высшего совершенства и шагнули дальше в утонченности и изяществе внешней формы, проявили в преемстве более глубокое понимание и достигли значительного успеха в более чистых и нежных формах. В соответствии с этим в дорических колоннах отношение толщины к вышине впоследствии увеличилось до семи крат, а в ионических – до восьми с половиной. Именно та форма, которая впервые была изобретена ионянами, и носит название ионической.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях.
Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.
Колонны и архитравы обычно не окрашивались в отличие от других элементов фасада, которые подчеркивались цветом. Но капители и фризы часто покрывали позолотой, окрашивали синей, зеленой, черной, красной красками.
Колонны большого театра какой ордер
Театральная площадь, 1
Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.
Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.
Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.
Фото Дамира Юсупова
Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.
В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.
В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.
Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Павла Рычкова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.
Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.
В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.
Фото Дамира Юсупова
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в далекие имперские времена использовался для балов и приемов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался сорока двумя люстрами. И в этом зале также воссоздан первоначальный декор. Гербы, которые его украшают, пришлось восстанавливать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал назван Круглым благодаря его потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола. Такая «акустическая раковина», вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах, проходивших в театре.
В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.
К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.
Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.
Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.
Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.
Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.
Фото Дамира Юсупова
Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.
Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.
Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы
Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.
Согласно историческим данным, вместимость зала ранее составляла 1 740 мест. Однако, поскольку в советские годы театр часто использовали для политических мероприятий, количество мест увеличили до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуть историческое количество мест.
Фото Дамира Юсупова
Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).
Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.
Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.
Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.
В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).
Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме
28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.
14 мая состоялася концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»
История здания Государственного академического Большого театра России
28 октября после длительной реконструкции открывается историческое здание Государственного академического Большого театра России.
Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. В 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.
Главный фасад театра был обращен к улице Петровка и почти не имел декора, тогда как высокий зрительный зал с ярусами лож и наклонным партером, напротив, был пышно декорирован.
По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».
Театр Медокса сгорел в 1805 году, его обгорелые развалины стояли в начале улицы Петровки до 1815 года, когда по повелению императора Александра I была начата реконструкция площадки перед театром, названной впоследствии Театральной площадью.
По проекту московского архитектора Осипа Бове была спланирована обширная прямоугольная площадь, застроенная однотипными домами. В северной части площади планировалось сооружение нового театра. На проведенном Академией художеств конкурсе победу одержал проект петербургского архитектора Андрея Михайлова. Он предполагал типичное решение в духе ампира: прямоугольный объем с восьмиколонным ионическим портиком (выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие) на главном торцовом фасаде и его повышенной средней частью, которая была украшена квадригой Аполлона, поставленной на фоне глубокой арочной ниши.
Проект Михайлова был существенно переработан тем же Бове, который разработал торжественный декор и оригинальную конструкцию зрительного зала, и несколько изменил пропорции всего здания (оно стало ниже), а также оставил руст (рельефную кладку), в проекте Михайлова заполнявший всю поверхность стен, только в нижней трети фасадов. Театр был назван Большим Петровским.
Открытие театра состоялось 18 января (6 января по ст.ст.) 1825 года. Новое здание горожане называли «Колизей». Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.
Большой Петровский театр дважды подвергался переделкам: в 1843 году, когда по проекту архитектора Александра Никитина была изменена планировка лож, а первоначальные ионические капители (венчающая часть колонны) портика были заменены на ионические капители более архаического рисунка; и в 1847 году, когда были перепланированы обслуживающие помещения.
11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Черный дым, поднимающийся над Театральной площадью, был виден во всех уголках Москвы. Пламя полыхало двое суток. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание: сгорело все, кроме несущих стен и колонн переднего фасада. Менее всего от огня пострадал портик театра, выходящий на улицу Петровка.
Проект восстановления и реконструкции здания театра был разработан петербургским архитектором Альбертом Кавосом, все работы которого отличались масштабностью и законченностью художественного замысла, богатством и роскошью отделки, высокой акустикой зрительных залов.
Сохранившаяся линия стен и устоявшие колонны портика послужили основой для восстановления и реконструкции здания.
Кавос внес существенные изменения в декор главного фасада здания. На гладких боковых стенах появились ложные окна, декорированные четырьмя пилястрами (вертикальный, плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, оформление которого соответствует ордерной системе колонны); между крайними колоннами портика, сохранившегося после пожара, были вырублены ниши для двух статуй. Окна второго этажа, которые по проекту Михайлова Бове были перекрыты арками с орнаментом, по проекту Кавоса были декорированы боковыми пилястрами на консолях и сандриками (декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика). Архитектор также заменил ионический ордер колонн портика на композитный. В целом фасады были решены в стиле неоклассицизма.
Существенные изменения претерпела и верхняя часть главного фасада: над главным портиком появился еще один фронтон (увенчание фасада здания, имеющее чаще всего форму треугольника), поверхность стен покрывала сплошная рустовка.
Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта (1805 1867). Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Она была отлита на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого гальваническим путем красной медью. Размер группы стал на полтора метра выше прежней и достиг 6,5 метров в высоту. Она была выдвинута вперед и помещена на пьедестале по коньку крыши портика.
Первоначально существовавшая арочная ниша, на фоне которой в свое время стояла квадрига, не была восстановлена Кавосом, а вместо нее появился пояс из тринадцати окон, чередующийся плоскими пилястрами.
Общая планировка зрительских помещений была сохранена, но в интерьеры здания были внесены существенные конструктивные изменения: осуществлена перестройка парадных лестниц; изменена вся система боковых лестниц; перенесен некогда располагавшийся под амфитеатром партера гардероб; увеличены размера зрительного зала (с переносом стен).
Зрительный зал театра имел совершенную акустику. С акустической точки зрения, Кавос считал оптимальным устройство зрительного зала по принципу устройства скрипки. По его проектами и расчетам была перестроена по кривой стена зрительного зала, увеличена портальная арка сцены, углублена и расширена оркестровая яма (оркестр перенесен ближе к сцене), в конструкции которой была использована деревянная дека. Именно для улучшения акустики в конструкции зала и в его отделке использовалось дерево. Деревянными были деки плафона и пола партера, панели обшивки стен, конструкции балконов ярусов, сам пол партера. Декор нового зрительного зала и фойе был выполнен в едином стиле, восхищая современников пышностью отделки.
Сцена имела подъемно опускной занавес, созданный по заказу Альберто Кавоса профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузе. Следуя итальянской традиции – выбирать для театральных занавесов исторические сюжеты из жизни того города, в котором находился театр, – на театральном занавесе Большого был изображен въезд Минина и Пожарского в Москву после изгнания поляков.
Зал, чьи габариты были восстановлены архитектором Кавосом и сохранились практически без изменений, мог вместить одновременно три тысячи человек.
20 августа 1856 года восстановленный Кавосом Большой театр был открыт в присутствии царской семьи.
Большой театр и после капитальной реконструкции Кавоса несколько раз подвергался переделкам.
В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В результате внесенных после пожара Кавосом изменений исторический портик заднего фасада был закрыт, оказавшись во внутреннем дворе театра.
В 1893 году на наружных и внутренних стенах театра появились значительные трещины. После обследования фундаментов (Большой театр, как и большинство зданий на Театральной площади, был построен на сваях) оказалось, что из за понижения уровня грунтовых вод в верхней части сваи сгнили, это вызвало значительную осадку здания, которая, в свою очередь, и стала причиной появления трещин. В 1895 и 1898 годах были организованы работы по подводке фундаментов, которые временно приостановили разрушения.
В 1921 году специальная комиссия, обследовавшая здание Большого театра, выявила катастрофическое состояние полукольцевой стены зрительного зала, служившей опорой для сводов коридоров ярусов и основных конструкций зрительного зала. Фактически покоящаяся на слабом фундаменте, она не выдерживала веса конструкции зала и коридоров и дала трещины по всей высоте шести ярусов. Конструкции сводов разрушились настолько, что из них начали выпадать кирпичи. Деформации конструкций вызвали перекос барьеров лож, полы в них наклонились. Опасность полного разрушения зрительного зала была настолько очевидна, что к противоаварийным работам пришлось приступить немедленно. Под зрительный зал архитектор и инженер Иван Рерберг подвел бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.
К 1990-м годам здание крайне обветшало. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. В здании театра сосуществали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались «лечить» весь ХХ век влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.
В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию.
Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня.
В ходе реконструкции был полностью восстановлен исторический облик здания.
Восстановлены главный вестибюль, Белое фойе, хоровой, экспозиционный, круглый и Бетховенский залы.
Первоначальный облик возвращен фасадам Большого театра.
Площадь театра была увеличена более чем вдвое. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема. Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Кроме самого концертно репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.
Не менее важной задачей стало соединение строгого подхода научной реставрации в исторической зоне и установки самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.
Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики Зрительного зала. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.
В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Технологическое оборудование установлено в главном здании Большого театра и в новом подземном концертно репетиционном зале. Театр получил возможность создавать самые современные и сложные постановки. Новая механика позволила менять декорации за считанные минуты.
В проект реконструкции также вошло восстановление Дома Хомякова памятника первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус.
Как заявил министр культуры РФ Александр Авдеев, стоимость реставрации Большого театра превысила 20 миллиардов рублей.
Открытие Основной сцены Большого театра состоится 28 октября 2011 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости.