коллективный глава государства существует в каких странах

Конституционно-правовой статус главы государства

Место и роль главы государства в системе разделения властей

Независимо от формы правления и политического режима в подавляющем числе государств существует институт главы государства. Титул или название должности может быть различными, более того, такой орган может быть коллегиальным, но всегда существует лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.

Глава государства олицетворяет политическую общность и целостность государства. В тех странах, где глава государства не является главой правительства, предполагается, что он представляет интересы государства в целом, а не отдельной политической партии.

Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным органом. В зависимости от формы правления, единоличным главой государства может быть наследственный монарх или президент. Коллегиальным органом может быть, например, Президиум (Босния и Герцеговина) или Федеральный совет (Швейцария).

Формально конституции большинства стран наделяют глав государств обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты, пользуется правом законодательной инициативы. Фактически в парламентарных государствах полномочия главы государства осуществляются от его имени правительством. Аналогичная ситуация складывается и в конституционных монархиях, когда формально монарх выступает главой государства, но не обладает реальными полномочиями. В республиках советского типа главой государства обычно является председатель парламента, однако реальная политическая власть обычно осуществляется генеральным секретарем коммунистической партии.

Для государств, закрепивших принцип разделения властей, характерна одна из двух моделей определения места главы государства в системе органов государственной власти. Первая модель, существующая в конституционных монархиях и парламентских республиках, основана на выделении статуса главы государства вне законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В подобных государствах, глава государства не обладает реальными властными полномочиями и, в основном, выполняет либо представительские, либо координирующие функции. Причем такой глава государства может обладать «спящими» полномочиями, которые могут быть реализованы при правительственных кризисах или иных особых ситуациях.

Вторая модель действует в дуалистических монархиях и президентских республиках. В данном случае, глава государства одновременно является главой исполнительной власти (председателем правительства). Для такой модели, в отличие от первой, характерна система сдержек и противовесов, выражающаяся в наличии контрольных полномочий у других ветвей государственной власти и существовании механизма ответственности главы государства (процедура импичмента в президентских республиках). Для полупрезидентской формы республики, и в частности для Российской Федерации, данная модель также действительна с рядом оговорок. В таких республиках наряду с президентом существует должность главы правительства, который назначается президентом с участием законодательного органа.

Правовой статус монарха

Монархическая форма правления в настоящее время сохранилась в значительном числе государств, в том числе в почти половине западноевропейских стран (Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Монако, Андорра, Лихтенштейн). Значительная часть арабских государств и стран юго-восточной Азии также сохраняет монархическую форму, причем роль монарха является в них весьма значимой, в его руках сосредоточена исполнительная власть, а также законодательные и судебные полномочия.

Отличительными признаками монархии является наличие единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, а также существование наследственного порядка передачи верховной власти. Теория монархии, как правило, обусловливает верховную власть монарха «божественным происхождением», принципом «Верховной Власти», основанном на исполнении монархом Воли Бога. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархию отличают от республики, где источником государственной власти считается народ. Соответственно, монархическая форма правления связана с теократическим характером государства либо наличием официально признаваемой государственной религии.

Объем полномочий монарха зависит от формы правления. В абсолютной монархии власть монарха является неограниченной, все государственные органы подчинены ему, а воля народа выражается максимум через совещательный орган (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар). В данном случае монарх по своему усмотрению формирует правительство, которое полностью ему подотчетно. Если в таком государстве существует парламент, то монарх назначает всех либо большинство членов парламента. Законотворчество также происходит при непосредственном участии монарха, подпись которого обязательна для вступления закона в силу. Для абсолютной монархии характерно назначение всех высокопоставленных гражданских и военных чиновников, а также судей непосредственно монархом. Статус монарха в таких государствах, как правило, не имеет правовых ограничений, он пользуется безусловным иммунитетом в гражданском и уголовном производстве.

Для дуалистической монархии характерно осуществление монархом, как правило, лишь исполнительной власти, в таких государствах существует независимый от монарха законодательный и (или) судебный орган. В конституционной монархии реальные властные полномочия у монарха отсутствуют, его роль характеризуется формулой «царствует, но не правит». В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа монарх выполняет преимущественно представительскую или церемониальную функцию. Юридически за монархом могут сохраняться функции, важные в области внешней политики, а также чрезвычайные полномочия для разрешения кризисов и конфликтов в области внутренней политики (к примеру, в Великобритании).

Монарх в Великобритании играет особую роль, поскольку в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные функции. Во-первых, монарх является главой Содружества наций и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах британского монарха представляет генерал-губернатор, исполняющий от его имени церемониальные обязанности.

Для конституционной монархии характерно наличие института контрасигнатуры (министерской скрепы), которая является юридическим основанием иммунитета монарха.

Правовой статус президента

Наиболее значимым статусом обладает президент в президентской республике. Он является как главой государства, так и главой исполнительной власти. В отсутствие поста премьер-министра, президент непосредственно руководит работой правительства, лично формирует его состав, издает соответствующие правовые акты. Классическим примером такой республики являются США, где отсутствует пост главы правительства и президент непосредственно руководит внешней и внутренней политикой. Также к таким государствам относится большинство государств Латинской Америки, часть государств Центральной Африки, Индонезия, Мьянма, Филиппины, Южная Корея, Йемен, Афганистан, Казахстан и Белоруссия.

Отличительными чертами статута президента в указанных странах является внепарламентский способ избрания населением или коллегией выборщиков (США), внепарламентский способ формирования правительства, отсутствие у парламента функции контроля правительства. Однако, у парламента, несмотря на невозможность выражения недоверия правительству, имеется конституционное право на импичмент президента в определенных случаях.

Полупрезидентские республики характеризуются большей ролью парламента в формировании правительства. В таких государствах, помимо президента, появляется пост премьер-министра, чье назначение происходит при непосредственном участии парламента. В частности, к таким государствам относится Российская Федерация.

Статья 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства. Подобное определение статуса Президента РФ означает, что он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. В ранее действовавшей Конституции 1978 г. (с учетом поправок) устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает систему гарантий, препятствующих превращению государства в «суперпрезидентскую» республику. В частности, период полномочий Президента Российской Федерации ограничен шестилетним сроком, установлена сменяемость поста в порядке всенародных прямых выборов, их альтернативный характер, не допустимости занимать пост Президента более двух сроков подряд; возможно отрешение Президента от должности, признание не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция определяет и его функции. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Президент Российской Федерации выступает с ежегодными посланиями Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации. Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

В парламентских и полупарламентских республиках для описания статуса главы государства используется термин «слабый президент». В таких государствах правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, соответственно, функции последнего крайне ограничены. Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента

представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным Собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

Полномочия президента в указанных странах заключаются в обнародовании законов, издании декретов, награждении, формальном назначении главы правительства (которым может стать только глава партии или коалиции партий, победившей на выборах), в амнистировании осужденных; открытии первого заседания парламента нового созыва; исполнении представительских функций.

Президент, выступая главой государства, не является в таких республиках главой исполнительной власти. Правительство юридически независимо от президента, и даже наоборот, для декретов президента может требоваться контрасигнатура премьер-министра.

Особенности правового положения коллегиального главы государства

Институт коллегиального главы государства достаточно редко встречается в мире. Как правило, такой глава существует в советских республиках и теократических государствах.

В предыдущем параграфе рассматривался статус главы государства в советских республиках. Как уже указывалось, роль главы государства по существу выполняли постоянно действующие коллегиальные органы (президиумы) высших представительных органов государственной власти. В состав президиумов чаще всего входили председатель, его заместители, секретарь и члены. В тех странах, где существовал институт президента, функции главы государства делились между президентом и президиумом. Президиумы избирались высшим представительным органом на срок своих полномочий. Исключением являлась Югославия, где президиум избирался не Скупщиной (парламентом государства), а в республиках и автономных краях, что отражало федеративную природу этого государства.

Полномочия главы государства

Полномочия главы государства сильно разнятся в зависимости от формы правления, однако можно выделить несколько сфер, в которых монарх или президент, как правило, осуществляет свои функции.

Во-первых, можно выделить полномочия, осуществляемые в отношении каждой из трех ветвей власти. В законодательной сфере глава государства, как правило, созывает парламент на очередные и внеочередные сессии; обращается с посланием или выступает с программной речью; распускает однопалатный парламент или его нижнюю палату и назначает выборы; подписывает и публикует законы, используя во многих странах право вето; обращается в орган конституционного контроля (надзора, суда, трибунала) в отношении законодательных и иных актов, противоречащих, по его мнению, конституции.

В сфере исполнительной власти глава государства, как правило, принимает участие в формировании правительства, назначает премьер-министра и принимает его отставку; по предложению премьер-министра назначает и смещает министров; в некоторых странах глава государства созывает заседания совета министров и председательствует на них. Также глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, объявляет чрезвычайное или военное положение (с дальнейшим утверждением этого решения парламентом), издает нормативные акты. Главе государства принадлежит право решения вопросов гражданства, предоставления убежища иностранцам.

В судебной сфере глава государства назначает (или предлагает парламенту кандидатуры) судей Верховного и других судов, генерального прокурора. Глава государства осуществляет право помилования. Глава государства представляет свою страну в международных отношениях, назначает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от зарубежных представителей; заключает международные договоры; объявляет войну и заключает мир.

Полномочия Президента Российской Федерации, предусмотренные главой 4 первого раздела Конституции РФ, также можно классифицировать по сферам их реализации.

В отношениях с парламентом Президент РФ:

В отношениях, связанных с деятельностью органов судебной власти и прокуратуры, Президент РФ:

В отношениях, связанных с деятельностью органов исполнительной власти и иных государственных органов, Президент РФ:

В сфере обороны и безопасности Президент РФ:

В сфере обеспечения конституционного статуса личности Президент РФ:

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Политическая и правовая ответственность главы государства

Положение главы государства как лица, обладающего особым статусом и полномочиями, неразрывно связано с необходимостью контроля за его деятельностью. Само наличие такого органа является угрозой принципу разделения властей. Соответственно, иные органы государственной власти для обеспечения баланса властей обязаны иметь контрольные функции в отношении главы государства. Такие функции существуют в большинстве государств, за исключением абсолютных монархий и тоталитарных стран.

Глава государства несет политическую и (или) правовую ответственность. Причем под политической ответственностью понимается ответственность за проводимую главой государства политику, не сопряженную с совершением каких-либо правонарушений, а правовая (юридическая) ответственность наступает за совершение конкретных преступлений или иных правонарушений. Законодательство большинства стран, как с республиканской, так и с монархической формой правления, закрепляет общий принцип политической неответственности главы государства. Исключения из этого принципа встречаются крайне редко. В частности, законодательством Австрии и Словакии предусмотрена такая форма политической ответственности главы государства (Президента), как отзыв по политическим мотивам как путем народного голосования (референдума), так и парламентом.

Между тем, правовая (юридическая) ответственность главы государства наоборот широко распространена в законодательстве зарубежных стран, а также и в Российской Федерации.

Отрешение от должности Президента регулируется ст. 93 Конституции Российской Федерации. Данная процедура заключается в выдвижение обвинения Государственной Думой в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое должно сопровождаться заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Окончательное решение об отрешении главы государства от должности принимает Совет Федерации.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В науке конституционного права такую процедуру отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению именуют импичментом. Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Примеры применения такой процедуры можно найти в Бразилии (Фернанду Колор), Индонезии (Абдуррахман Вахид) и Литве (Роландас Паксас).

Конституция США также предусматривает отрешение Президента посредством выдвижения обвинения в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством в две трети голосов сенаторов. Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почетные должности).

В истории США два Президента были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, поскольку обвинение не было поддержано двумя третями голосов: Эндрю Джонсон в 1868 году и Билл Клинтон в 1998-1999 годах. В 1974 г. президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по «Уотергейтскому делу» Палатой представителей, ушел в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом.

Источник

Коллективный глава государства существует в каких странах

В юридической науке можно найти различные определения формы правления, чаще всего под ней понимается способ устройства высших органов государственной власти и порядок их взаимодействия друг с другом и с населением[8]. Государство в процессе своего образования и развития на международной арене стремится найти для себя наиболее оптимальный и эффективный способ организации государственной власти. Поиск и выбор оптимального устройства государственной власти обусловлен многими факторами, среди которых нужно назвать, прежде всего, культурные, правовые и исторические традиции. Существующее разнообразие способов организации органов государственной власти позволяет каждому государству выбрать именно тот способ организации, который будет наиболее оптимальным и эффективным. Современные научные представления о формах правления основываются на выделении двух основных форм правления: монархии и республики, которые подразделяются на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархию и президентскую, полупрезидентскую (смешанную), парламентскую республику. Это основные, типичные формы государственного правления, обладающие устойчивыми признаками, которые встречаются в большинстве современных государств. Подробное изложение классических признаков при различных формах правления можно найти, например, в учебнике Н.А. Сахарова применительно к классификации систем правления[10]. Однако такое разделение форм правления является неполным, не отражает в полной мере все разнообразие функционирующих в мире способов организации государственной власти. Государства в процессе своего становления и развития не всегда придерживаются традиционных форм правления. Исторические, политические, национально-этнические, социальные и иные условия и факторы обусловливают образование в некоторых государствах нетипичных форм государственного правления. Нетипичные формы правления представляют собой образуемые путем совмещения и появления новых признаков «гибридные» формы, соединяющие черты как разных форм правления, так и черты разных видов одной формы правления. Кроме того, к нетипичным следует также отнести формы правления с неклассическими способами организации высших органов государственной власти. Представляется, что таким неклассическим способом организации власти является образование в государстве коллективного органа правления.

Стоит отметить, что основанием разделения форм правления на монархии и республики является представление о числе властвующих лиц: в монархии властвует одно лицо – монарх, а в республике власть осуществляется выборными представительными органами. В случае с управлением государством коллективным главой формируется нетипичный коллегиальный орган, отличный от типичных выборных органов власти (парламента) в республике и совещательных органов в монархиях. Коллективное правление – особая форма организации власти в виде коллегиальной формы управления государством. Коллективное правление может устанавливаться как в монархиях, так и в республиках. Стоит отметить, что институт коллективного правления сложился давно и имеет массу исторических примеров: коллективный глава государства существовал, например, в России в период с 1610 по 1612 годы, когда всей полнотой власти в стране обладало правительство, состоящее из семи бояр. Некоторые исследователи к государствам с коллективным главой относят СССР с момента его создания в 1922 по 1989 годы[1]. С1990 по 1994 годы в Йемене действовал состоявший из 5 членов коллективный орган власти – Президентский совет. В соответствии с Конституциями 1917 и 1951 гг. в Уругвае существовал коллективный глава государства. Были в истории и иные примеры. Георг Эллинек в своей книге «Общее учение о государстве» разделяет две отдельные исторические формы республики с коллегиальным главой государства: собственно «республикой с коллективным правителем» он называет фактически государство или территорию, над которыми властвует корпорация (например, господство Тевтонского ордена в Пруссии, Ост-индской компании в Индии, одноименной компании в Конго), а также выделяет так называемые «олигократические республики», к которым относит диархии (например, Рим в эпоху принципата) или Германскую империю конца XIX в.[12].

На современной политической карте можно обнаружить несколько государств с нетипичной формой коллективного правления. Представляется, что к таким государствам однозначно можно отнести: Объединенные Арабские Эмираты, Малайзию, Андорру, Боснию и Герцеговину, Швейцарию и Сан-Марино.

Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия и Княжество Андорра относятся к монархиям с коллективным правителем. Коллективной монархией можно считать государство, в котором власть ограниченно или неограниченно принадлежит группе лиц, которые по отдельности являются монархами отдельных регионов государства.

Согласно Конституции ОАЭ в правительстве существует особый орган – Высший Совет союза, состоящий из глав всех семи эмиратов. В Конституции ОАЭ указано, что это высший орган власти, определяющий политику государства, утверждающий законы, назначающий и увольняющий премьер-министра и др. Таким образом, Высший Совет союза, согласно Конституции ОАЭ, обладает широким кругом полномочий и занимает высшее место в иерархии государственного устройства[5]. В соответствии с Конституцией Высший Совет союза возглавляет председатель, но на практике его полномочия носят церемониальный характер: он представляет общественности и мировому сообществу мнение членов всего Совета. Таким образом, в ОАЭ фактически отсутствует единоличный глава государства, вся полнота власти в монархии принадлежит коллективному органу правления – Высшему Совету союза. Форму правления, установленную в ОАЭ, можно отнести к нетипичной форме правления – коллективная монархия. Причиной установления коллективной формы правления является объединение арабских княжеств Персидского залива после вывода Великобританией своих войск с территории княжеств, то есть объединение нескольких монархий в Федерацию с установлением коллективного правления.

В системе органов государственной власти Малайзии также образован наделенный широкими полномочиями орган коллективного правления – Совет правителей, в состав которого входят султаны основных штатов страны. Согласно Конституции Малайзии этот орган согласует принятие законов, распространение религиозных обрядов, избирает Верховного главу Федерации, рассматривает вопросы национальной политики, а также любые другие вопросы, рассмотрение которых сочтет целесообразными. Закон, который непосредственно затрагивает положение или титулы правителей, не может быть принят без согласия Совета правителей. Кроме того, согласно Конституции Малайзии члены Совета правителей по собственному усмотрению принимают решения относительно закона, изменяющего границы любого из штатов или затрагивающего положение Правителя[4]. Несмотря на избрание из числа наследственных султанатов Верховного главы Федерации, верховная власть в целом принадлежит Совету правителей.

Нетипичная форма коллективного правления установлена и в Княжестве Андорра, где существует институт соправительства. Согласно Конституции Княжества Андорра в соответствии с институциональной традицией Андорры Соправители являются главой государства и воплощают собой верховное представительство. Соправители – символы и гаранты незыблемости и преемственности Андорры, а также ее независимости и поддержания традиционного духа паритета и равновесия в отношениях с соседними государствами. Они являются выразителями согласованности андоррского государства в его международных обязательствах в соответствии с Конституцией. Соправителями являются в личном и исключительном качестве Епископ Урхельский и Президент Французской Республики, обладающие равными полномочиями: они созывают избирателей на всеобщие выборы и референдумы, назначают главу Правительства, подписывают декрет о роспуске Генерального совета, обнародуют законы, аккредитуют дипломатических представителей Андорры за рубежом и принимают аккредитацию иностранных представителей, назначают должностных лиц государственных учреждений, осуществляют помилование. При этом Соправители свободны в своем решении о помиловании, назначении членов Высшего совета Правосудия и членов Конституционного Трибунала, обращении в Конституционный Трибунал по поводу неконституционности законов и международных договоров[2]. Причиной установления в Княжестве Андорра института соправительства (сокняжества) является историческое наследие: Андорра долгое время находилась под двойным протекторатом Франции и Испании, княжество управлялось представителями двух монархов. Сохранение исторической традиции превратило форму правления Княжества Андорры в одну из самых нетипичных на современной политической карте Европы.

Таким образом, коллективные органы управления во всех трех вышеназванных монархических государствах подменяют собой единоличного главу государства, осуществляют его полномочия. Подобный нетрадиционный способ организации высших органов государственной власти является несвойственным для монархической формы правления. Преимущества и недостатки монархической формы правления уже давно обсуждаются в политических и юридических науках, ее оценки диаметрально противоположны[9]. В.Е. Чиркина считает, что институт монархии — это феодальный пережиток, а для некоторых стран — пережиток еще более древних традиций, не оказывающий в развитых странах сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь[11]. Тем не менее, коллективные формы монархии, существующие в современных государствах, как представляется, являются эффективным механизмом организации верховной власти, так как позволяют достичь баланса в управлении государством. Отпадает опасность в сосредоточении безграничной власти в руках одного лица и тирании, в то же время, не происходит чрезмерного разделения властей и, соответственно, отпадает опасность чрезмерной независимости этих властей друг от друга.

Среди республик также встречаются нетипичные формы коллективного правления, принимающего, например, форму коллегиальной президентуры.

Согласно Конституции Боснии и Герцеговины высшим органом исполнительной власти является президиум, состоящий из трех членов: одного боснийца и одного хорвата, избираемых от Боснии и Герцеговины, и одного серба, избираемого от территории Республики Сербской. Президиум Боснии и Герцеговины является коллективным органом по своей сути аналогичным посту главы государства в парламентской республике. В сферу компетенции Президиума входит проведение внешней политики, назначение послов и других международных представителей Боснии и Герцеговины, исполнение представительских функций, денонсация и ратификация (с согласия Парламентской ассамблеи) договоров Боснии и Герцеговины, выполнение решений Парламентской ассамблеи, представление Парламентской ассамблее годового бюджета, выполнение других функций, которые могут быть возложены на него Парламентской ассамблеей[3]. Президиум также назначает Председателя Совета министров, который вступает в должность после его утверждения Палатой представителей. Стоит отметить, что члены Президиума назначают из числа своих членов Председателя, через каждые 8 месяцев пост переходит к следующему члену Президиума, что обеспечивает равенство национальностей, однако все решения все равно принимаются членами Президиума коллегиально, что позволяет говорить о существовании в Боснии и Герцеговине нетипичной формы правления – коллегиальной президентуры. Причиной установления такой формы правления послужило разделение страны по национально-этническому и религиозному признакам на мусульманско-хорватскую Федерацию Босния и Герцеговина и Республику Сербскую.

Отвечает признакам коллегиальной президентуры и форма правления, установленная в Швейцарии. Согласно Конституции верховной руководящей и исполнительной властью в Швейцарии обладает Союзный Совет, состоящий из семи членов, поочередно занимающих посты президента и вице-президента. При этом президент обладает, в основном, представительскими функциями, функция главы государства осуществляется всеми членами совета коллегиально [7]. Одной из причин установления коллегиальной президентуры в Швейцарии является многонациональный и многоязычный характер этого государства.

Коллективное правление установлено также в Республике Сан-Марино, согласно Конституции коллективным главой государства являются капитаны-регенты, которые назначаются Большим генеральным советом из числа депутатов совета сроком на 6 месяцев. Капитаны-регенты осуществляют функции главы государства в соответствии с принципом коллегиальности. В случае срочности Капитаны-регенты, выслушав мнение Государственного конгресса, могут принимать декреты, имеющие силу закона, которые подлежат утверждению Большим Генеральным советом в течение трех месяцев[6]. Коллективный глава в Республике Сан-Марино существует с 1243 года, Генеральный совет тогда впервые назначил двух капитанов-регентов, эта государственная система сохранилась в Сан-Марино по сей день.

Таким образом, коллективное правление устанавливается не только в монархиях, но и в республиках. Причем, коллективный орган управления отличен от законодательно-представительного органа и существует параллельно с ним, заменяя, по сути, пост президента.

В современных научных исследованиях в области государства и права, конституционного права недостаточно внимания уделяется нетипичным формам государственного правления, причинам и последствиям установления в государствах нетипичных форм правления. Представляется, что нетипичные способы организации государственной власти представляют сегодня большой интерес для научных исследований, так как существует необходимость в научном осмыслении и обобщении этого явления. Коллективное правление – один из нетипичных признаков формы правления как для монархии, так и для республики. Дальнейшее изучение этого института, изучение причин и условий его образования и функционирования в современных государствах – важная задача, позволяющая лучше понимать механизмы эффективного функционирования многонациональных государств и государств, сохраняющих национальные традиции организации государственной власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *