коллектив какого новосибирского завода вписал золотом свою строку в летопись освоения космоса
Новосибирский аффинажный завод
Аффинаж золота и серебра в СССР до 1922 года проводился на Монетном дворе в Ленинграде. В 1923 году производство переместили в Москву, где была организована Московская плавильно-аффинажная лаборатория НКФ СССР. На базе лаборатории в 1926 году был образован завод цветных металлов, который с началом Великой Отечественной войны летом 1941 года в срочном порядке эвакуировали в Новосибирск. Первую продукцию, критически важную для страны в столь тяжёлое время, обновлённый завод выпустил уже в ноябре 1941 года.
История Новосибирского аффинажного завода типична для промышленных предприятий страны. В 1941 году в Новосибирск был эвакуирован аффинажный завод Москвы, единственный, выпускавший химически чистое золото. Немудрено, что переводом подобного предприятия занимался Лаврентий Берия. Первый эшелон прибыл в Новосибирск 21 июля, а в ноябре уже начался выпуск готовой продукции — золотых слитков. Отсюда непрерывно шли «спецпосылки» — в годы войны золотом оплачивались союзникам поставки по ленд-лизу.
В советское время Новосибирский аффинажный завод выпускал в год до 300 тонн золота и 2500 тонн серебра. Объёмы производства и научная база позволили отточить методы и способы переработки и достичь столь высокого качества готовой продукции на Новосибирском аффинажном заводе. Его технологии позволяли получать самое чистое золото. Поэтому коллектив Новосибирского аффинажного завода и «вписал золотом» свою строку и в летопись освоения космоса. Сверхчистое золото завода использовали не только для покрытия поверхности первого искусственного спутника Земли, но и для изготовления контактов, отдельных деталей и нанесения защитного слоя на поверхность «лунохода». Так что «космическая тема» для предприятия была актуальна многие годы.
С 1956 по 1979 годы на предприятии проводили модернизацию производства, внедряли новые технологии. Были введены усовершенствованные высокочастотные печи, аффинаж лигатурного золота осуществляли электролизом с применением асимметричного тока. В то время были завершены программы по разработке методов извлечения благородных металлов из цинковых осадков с попутным извлечением ценных компонентов. Внедрена технология выделения и концентрации платиновых металлов из продуктов обработки анодного шлама серебряного электролиза. Продукцией завода было золото и серебро в слитках с содержанием основного вещества не менее 99,98 процента.
До 1989 года завод, известный как Новосибирский ордена «Знак Почёта» завод цветных металлов (НЗЦМ), был уникальным предприятием, перерабатывающим практически всё золото и серебро, которые добывалось в Советском Союзе и странах СЭВ. Завод выпускал аффинированные золото и серебро не только со стандартной чистотой 99,98-99,99%, но и высокочистые, с содержанием основного компонента 99,999-99,9999%, а также стандартные образцы состава.
За многолетнюю трудовую историю на Новосибирском аффинажном заводе были до мельчайших деталей отработаны классические схемы аффинажа золота и серебра, накоплен богатейший опыт и проведён не один десяток крупных научных исследований в металлургии и химии золота, серебра, металлов платиновой группы.
В 1990 году НЗЦМ был ликвидирован, при этом некоторое оборудование и часть персонала были направлены на новый завод, построенный в Рязанской области. В 1991 году золотоперерабатывающее производство НЗЦМ было восстановлено на том же месте, новое предприятие получило название «Новосибирский аффинажный завод». Он в основном сохранил трудовой коллектив, производственные и технологические мощности бывшего НЗЦМ.
Продукция ОАО «НАЗ» высоко ценится не только на внутреннем рынке, но и на мировом. В 1999 году Новосибирский аффинажный завод одним из первых в России был включён в список Good Delivery Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов (LBMA).
Статус открытого акционерного общества Новосибирский аффинажный завод получил в 2003 году. ОАО «Новосибирский аффинажный завод» является одним из ведущих аффинажных заводов России.
ОАО «НАЗ» перерабатывает минеральное и вторичное сырьё, содержащее драгоценные металлы и выпускает аффинированное золото, серебро и другие драгоценные металлы в слитках, а также в гранулах, порошке и других видах.
Десять неизвестных фактов про завод имени Чкалова
Один из самых секретных военных объектов города — Новосибирский авиационный завод имени Чкалова не часто открывает свои двери для обычных горожан. Увидеть цеха, где собирают знаменитый бомбардировщик Су-34, редко кому удаётся воочию. «Новосибирским новостям» удалось побывать в Музее авиастроителей и собрать малоизвестные факты о чкаловцах и их крылатых детищах.
Факт 1. Именной
Мало кто знает, что раньше в начале 1930-х годов это был завод Горного оборудования «Сибмашстрой», позже предприятие было перепрофилировано в самолётостроительный завод.
В 1936 году по приказу наркома обороны Ворошилова в Новосибирск прибыли три сотни демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев — как считалось, специалистов по самолётам. Они и составили костяк будущих самолётостроителей. Через год на заводе уже работало более 2000 человек.
Факт 2. «Ишачок»
«Первенец» Новосибирского авиазавода — знаменитый истребитель И-16, «ишачок», как любовно прозвали его в советской авиации. По своей сути летательная машина была сделана из дерева: в её изготовлении использовалась фанера. Прославился этот истребитель тем, что стал первым в истории авиации истребителем-монопланом. На нём наша истребительная авиация встретила Великую Отечественную войну. Кстати, за штурвалом «ишачка» летали прославленные асы, в том числе новосибирец Александр Покрышкин, а также Валерий Чкалов, который впервые в мире сделал на этой машине свой знаменитый восходящий «штопор». Позднее Покрышкин пересел за штурвал P-39N Airacobra.
Факт 3. Чкаловский
Кстати, знаменитый лётчик никогда Новосибирск не посещал, но именно здесь его имя получило вторую, не менее героическую жизнь. После трагической гибели Чкалова во время испытательного полёта, новосибирские авиастроители сами попросили Москву дать им право носить имя любимца страны. Ходатайство было удовлетворено — заводу присвоили легендарное имя Валерия Чкалова.
Факт 4. Самолёт-рояль
Факт 5. Военный
В годы войны на заводе работали дети и подростки. Вот как вспоминает эти годы основательница заводской династии Косачёвых-Лутковских Анна Лутковская:
«. До сих пор помню в войну худые, измождённые лица девочек и мальчиков. Голодные, холодные, мы жили в цехах, спали на рабочих местах на полу. Детям выдавали резиновые чуни, которые примерзали к ногам.
В годы войны чкаловцы создали Фонд обороны. В него вносились добровольные пожертвования. Новосибирскими авиастроителями было собрано семьям фронтовиков 250 тысяч рублей, на авиаэскадрильи: «За Родину» — 250 тысяч рублей, на «Чкаловец» — 3 млн 410 тысяч рублей, на танковую колонну — 130 тысяч рублей.
Факт 6. О раскладушках и шифоньерах
После войны завод, который вырос на военных заказах, оказался не у дел. Пришлось переходить на «мирные рельсы» — на заводе приступили к производству зажигалок из авиационного алюминия, шифоньеров, раскладушек и табуреток. У многих новосибирцев до сих пор в гаражах хранятся велосипеды ЗИЧ с Чкаловского завода. В начале 1990-х годов, когда наступил кризис, заводчане вынуждены были снова сменить профиль работы. Тогда в «попутчиках» у истребителей оказались мирные моторные лодки, детские коляски, стиральные машины для прачечных «Кедр».
Факт 7. Взлётный
С запуском в производство реактивных истребителей МИГ у завода Чкалова наступил научно-технический взлёт. Это было время освоения передовых технологий. У истребителей появилась инфракрасная система перехвата — она позволила определять самолёты противника по тепловому излучению двигателей в условиях ночи на дальность 20 км, а совместно с оптическим прицелом использовать пушечное вооружение. Более десятка лет самолёты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора.
Факт 8. Немного опасный
Испытания чкаловских самолётов не всегда проходили успешно. Старожилы города помнят, как во время испытаний реактивных самолётов МИГ-19 в 1950-х годах при переходе на сверхзвуковую скорость от мощной воздушной волны в домах Первомайского района разбивало стёкла. Вскоре конструкторами завода Чкалова недостаток в устройстве самолётов был устранён.
Факт 9. Космический
Когда завод осваивал Су-24, чкаловцам посчастливилось поучаствовать в ещё одной знаменитой программе — строительстве космического челнока «Буран». Эта машина, по мнению специалистов, оказалась даже надёжнее американских аналогов «Челленджера» и «Коламбия». Впрочем, наш космический корабль только однажды побывал на околоземной орбите, затем программа по финансовым и техническим причинам была закрыта в начале 1990-х годов, а «Буран» сейчас украшает парк им. Горького в Москве.
Факт 10. Русское чудо
О нашем заводе Чкалова заговорил весь мир, когда в небо взлетел Су-34. В самолёте нового поколения соединили функции трёх боевых крылатых машин — штурмовика, истребителя и бомбардировщика. «Сушку» новосибирских авиастроителей используют в ВВС России и называют «русским чудом».
По отзывам военных, Су-34 — машина, аналогов которой нет в мире. Самолёт способен развивать скорость до 1900 км/ч и совершать полёты на расстояние до 4000 километров. Ударный авиакомплекс оснащён новой радиолокационной станцией, встроенными электронными прицелами, самонаводящимися бомбами и ракетами. Для лётчика и штурмана свои удобства: они могут в полёте встать, размяться и даже разогреть пищу.
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 24 октября 2017 года.
«НОВОСИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД им. В.П. ЧКАЛОВА»
О ЗАВОДЕ
«Нет, не зря Земля считает цветом нации тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации…» (Феликс Чуев).
Авиационная промышленность – гордость России. Это отрасль, в которой мы уверенно конкурируем с любой мировой державой. Наши самолеты продемонстрировали всему миру, что Россия – не только поставщик природных ресурсов, но государство, способное успешно развивать сложные наукоемкие производства.
История Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова (НАЗ)началась в начале прошлого века. Первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, заложили в июле 1931 г. Спустя пять лет — 26 мая 1936 года решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.
Первенец новосибирских самолетостроителей – истребитель-моноплан И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937г. С 1938 по 1940гг. заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире В.
С именем этого легендарного летчика связана еще одна страница истории предприятия. После трагической гибели Героя Советского Союза В.П.Чкалова по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1939г. Новосибирскому авиационному заводу № 153 было присвоено его имя.
В конце 30-х годов завод становится родиной истребительной авиации. В 1939г. коллектив чкаловцев приступил к строительству первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины (дельта-древисины)
ЛАГГ-3 (конструкторы – С.А.Лавочкин, М.И.Гудков, В.П.Горбунов). Но производство этих самолетов осложнялось разными обстоятельствами, одно из которых – проблема приобретения из-за границы фенольных смол. Поэтому с началом войны количество выпускаемых заводом самолетов сокращается, и к концу 1941г. ЛАГГ-3 почти снимается с производства. К этому времени из цехов нашего предприятия было выпущено около 900 машин.
С началом Великой Отечественной войны чкаловцы принимают эвакуированных и оборудование родственных заводов из Москвы, Ленинграда, Киева. В декабре 1941г. на территории предприятия разворачивается строительство новых истребителей Як-7Б конструкции А.С.Яковлева, который будучи заместителем наркома авиационной промышленности, лично контролировал производство самолетов. Производственные мощности эвакуированных из европейской части авиационных заводов позволили резко увеличить выпуск изделий. Производственные площади по сравнению с довоенным периодом увеличились более чем в пять раз, количество оборудования – в семь.
К концу 1941г. завод выпустил первую партию истребителей Як-7 – 21самолет, а за 1942 год их было построено 2 211. В 1943 году коллектив чкаловцев осваивает и запускает в серию дальнейшую модификацию Як-7Б, самый массовый истребитель времен ВОВ самолет Як-9.
За четыре года войны коллективом чкаловцев было выпущено15 500 Яков. Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. Мировая практика таких примеров не знала, и это притом, что более 70% работников завода в этот период были женщины и дети – подростки 12-14 лет. «Полк в день!» (28-30 самолетов в сутки) – этот лозунг становится главным девизом чкаловцев на все годы ВОВ. Одним из путей реализации этой важной задачи стала организация поточных линий сборки самолетов. К концу войны на заводе было задействовано 29 таких линий.
За годы ВОВ всеми авиационными заводами страны было произведено 36 тысяч истребителей типа «Як», почти каждый второй был выпущен на чкаловском заводе. Орден Ленина и знамя ГКО на вечное хранение – таковы трудовые награды завода за вклад в Великую Победу.
Послевоенные годы стали для предприятия судьбоносными. Начиная с 1947г., чкаловцами был осуществлен запуск в серийное производство реактивных самолетов-истребителей со стреловидным крылом МиГ-15, а позднее в 1951г. МиГов-17 конструкции А.И.Микояна и М.Н.Гуревича. Это было время научно-технического взлета освоения передовых технологий, на базе которых создавалось современное оборудование, разрабатывались новые материалы и методы контроля. В результате проведенных мероприятий степень охвата механизированным трудом составила 47%.
В 1954г. с заводского аэродрома был поднят в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам значительно превосходил лучшие истребители мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора. За годы выпуска новых реактивных истребителей завод превратился в крупнейшее самолетостроительное предприятие страны, оснащенное новейшей техникой. Производство самолетов было организовано по типу полного замкнутого цикла (кроме комплектации двигателями, вооружением и авионикой). В технологические процессы внедрено более 2000 наименований высокопроизводительной оснастки, а также литье под давлением, точное литье. Завод стал соответствовать самому современному уровню по технической оснащенности и технологии производства. Это все делало возможным увеличить выпуск самолетов до 100 единиц в год.
Значительной вехой в истории предприятия стало время сотрудничества с ОКБ П.О.Сухого, которое началось еще в конце 50-х годов и продолжается до сих пор. В 1956г. в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Этим событием было положено начало многолетнему серийному производству боевых, учебно-тренировочных самолетов, разработанных ОКБ им.Сухого.
Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962г.), Су-15 (1966г.), Су-15 УТ, построенные на заводе и успешно прошедшие госиспытания, стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. По своим летно-тактическим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, по своим конструктивно-технологическим особенностям эти самолеты во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения, они аккумулировали в себе все новейшие достижения авиационной и вычислительной техники, моторостроения, радиоэлектроники, электроавтоматики и других смежных областей науки и техники.
Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в 1971г. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса.
Доверие к нашим самолетам велико во всем мире. Качество изготовления и сборки позволяет эксплуатировать их в течение 2-3 десятков лет.
Помимо выполнения государственного оборонного заказа, с 2003 года предприятие, в составе холдинга «Сухой», совместно с российскими и зарубежными партнерами, работает над проектомSukhoi Superjet 100 (SSJ-100) – новым российским региональным самолетом.
В 2013 году предприятие окончательно вошло в состав холдинговой компании «Сухой». В январе 2013 года ОАО «Компания «Сухой» завершила все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ – ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина» и ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова».
В структуру единого юридического лица наш завод вошел в качестве филиала Компании и получил название — Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова.
Сегодня НАЗ им. В.П. Чкалова — одно из крупнейших авиастроительных предприятий России, имеющее твердый государственный оборонный заказ до 2020 года и уверенно смотрящее в будущее благодаря поддержке ведущего авиационного холдинга страны.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Миссия номер один: как СССР сумел вырваться вперед в космической гонке
12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. Но до сих пор вызывает удивление, как в разоренном войной СССР сумели накопить научный и промышленный потенциал для такого прорыва. О том, без чего был бы невозможен полет Гагарина, вспоминали «Известия».
С чего всё начиналось?
22 июля 1951-го в космос слетали честные дворняги Дезик и Цыган — и стали первыми млекопитающими, вернувшимися обратно живыми. Геофизическая ракета В-1В с ними на борту поднялась на высоту 101 км, преодолев линию Кармана, условную границу, отделяющую атмосферу Земли от просторов космоса. А потом контейнер с первыми космическими псами приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки, в Капустином Яре. Они вернулись живыми и даже радостно лаяли! Правда, Цыган слегка порезался во время приземления. Королев обнимал и целовал их.
Не стоит скрывать очевидного: так же как и американцам, нашим конструкторам помогла немецкая трофейная «Фау-2». Ее модификацией была первая советская баллистическая ракета Р-1. А затем в КБ Сергея Королева создали Р-1В, ракету исследовательскую, предназначенную в том числе для запуска живых организмов. Она была оснащена парашютной системой спасения полезного груза. Двигатель РД-100 был создан в ОКБ Валентина Глушко.
Отбор среди собак шел основательный. Вес: 6–7 кг, рост: не выше 35 см, возраст: от 2 до 6 лет, без болезней и физических отклонений. Дезик и Цыган тренировались на центрифуге и в барокамере, как настоящие космонавты-люди. Дезик через неделю после полета погиб при очередном опыте, а Цыган благополучно прожил еще 10 лет.
Об этом эксперименте не сообщали газеты, всё происходило под плотной пеленой секретности. Широкая публика узнала о подвиге дворняг лишь в 1991 году. Покорение космоса считалось делом военным, стратегически важным, напрямую связанным с обороной страны.
«Семерка»
А потом появилась ракета, которая перевернула отношение ученых к исследованию космоса. Это была Р-7 — легендарная «семерка», самая надежная ракета в истории космонавтики, снабженная двигателями конструкции Валентина Глушко РД-107 и РД-108. Именно эта техника и открыла космическую эру.
Р-7 проектировалась для военных целей и стала первой успешной межконтинентальной баллистической ракетой. Впервые наша армия получила средство доставки ядерного боеприпаса в любую точку мира. Как удалось Королеву и Глушко убедить военное и политическое руководство на одной из ракет заменить боеголовку на искусственный спутник — великая тайна. Но они получили ракету-носитель для космического аппарата. А после триумфа первого спутника в 1957 году государство больше не жалело средств на космос.
Громкие победы следовали одна за другой — Лайка, оставшаяся на орбите, Белка и Стрелка, благополучно вернувшиеся на Землю. Но большинство ученых мира были уверены, что первого полета человека в космос нам придется ждать еще десятилетия.
После космических собак настало время Ивана Ивановича. Так называли манекен, который посылали в испытательные полеты. С помощью магнитофона и приемника отлаживали систему космической связи — и радиолюбители на Земле улавливали разговоры с неким Иваном Ивановичем. Может быть, отсюда пошла легенда, что в СССР до Гагарина было несколько неудачных управляемых полетов, в которых космонавты погибли? А официальная пропаганда, мол, об этих трагедиях умалчивала.
Приводят и такое доказательство: в Харькове похоронен человек по фамилии Бондаренко, который якобы летал до Гагарина. Действительно, был такой летчик в первой группе космонавтов — Валентин Бондаренко. Но он погиб во время тренировки, потому что в сурдокамеру с атмосферой, насыщенной кислородом, взял с собой электрическую плитку, зная, что две недели придется питаться холодной пищей. Там он брал у себя анализ крови, обмотал палец, а потом уронил эту тряпочку на плитку. Начался пожар, и Бондаренко сильно обгорел. Так что в космос, к сожалению, он не летал. Погиб на земле 23 марта 1961 года.
Почему Гагарин?
Стать космическими первопроходцами мечтали многие. И, быть может, больше всех — сам главный конструктор Сергей Королев. Но ни он, ни Валентин Глушко уже не могли взяться за эту миссию — просто по возрасту.
Когда-то мечтал о «межпланетном рейсе» неукротимый Валерий Чкалов, погибший при испытании нового истребителя в декабре 1938 года. Был у него такой принцип: «Если быть — то быть первым». И он знал о мечтаниях Константина Циолковского. Неудивительно, что такой летчик надеялся, что ему удастся стать первым космическим путешественником. Хотя тогда, в предвоенные годы, всё это казалось научной фантастикой.
Рассчитывал на первый космический полет и великий — без преувеличений — летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. На нем живого места не было, а он хотел первым вывести на орбиту космический аппарат. И Королев обещал ему космический полет — правда, не первый. В итоге Анохин стал заниматься летной подготовкой будущих «штатских» космонавтов — инженеров, врачей.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-ас Иван Кожедуб
В начале 1960-х всерьез собирался записаться в отряд космонавтов и легендарный Иван Кожедуб. Лучший ас-истребитель антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза, живой символ победы в Великой Отечественной войне. В то время ему было немного за сорок. Зная о перегрузках при подготовке к космическому полету, он даже бросил курить, хотя «смолил» с юности и даже на знаменитых фотографиях военного времени изображен с папиросой в зубах.
Генерал авиации Николай Каманин, курировавший космическое направление от Министерства обороны, одобрил стремление Кожедуба. Он считал, что в космос должны летать не только «мальчишки». Но главком маршал Константин Вершинин только замахал руками: мы не можем рисковать жизнью величайшего аса Великой Отечественной войны!
В итоге и Королев, и Глушко сделали ставку на совсем молодых летчиков, которым легче было выдержать непредсказуемые перегрузки первых космических полетов. Американцы пошли по другой системе — запускали в космос достаточно опытных пилотов. До сих пор самым молодым человеком, побывавшим на орбите, остается космонавт номер два Герман Титов (ему было неполных 26).
Летчики Герман Титов (в центре слева) и Юрий Гагарин (в центре второй слева) среди членов группы подготовки космонавтов знакомятся с космической техникой
Хрущев вызвал академика Валентина Глушко. Оставалось три кандидатуры — Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов.
Глава государства изложил проблему примерно так: вот три прекрасных парня, три хорошо подготовленных летчика. Но у одного фамилия некрасивая — Нелюбов. Второй уж слишком интеллигентен — Пушкина с Лермонтовым едва ли не полностью наизусть знает. А третий — был на оккупированной территории. И это, по тогдашним меркам, было серьезным «пятном на мундире».
Первый секретарь ЦК КПСС ждал экспертной оценки Глушко.
Валентин Петрович ответил, как всегда, аргументированно:
— Если для дела — то лучше остановить выбор на Титове. А если иметь в виду политическую составляющую — на Гагарине. Посмотрите на его улыбку. Одна его улыбка сделает больше, чем все наши дипломаты, вместе взятые.
— Но как быть с пребыванием на оккупированной территории?
— А как быть с тем, что он — совсем еще мальчишка — впился в горло немцу, который обидел его сестру? — И он рассказал еще несколько эпизодов героического поведения мальчишки в селе Клушине под гитлеровцами.
Хрущеву оставалось только согласиться.
Готовили первых космонавтов жестко — с запасом прочности. В первую очередь это испытания вестибулярного аппарата на грани человеческих возможностей. И после каждого теста будущих космонавтов ждали медицинские обследования. Для полета был нужен почти идеальный организм. В зимнем летном обмундировании требовалось как минимум 75 минут просидеть в термокамере при температуре плюс 90 градусов.
Георгий Гречко, космонавт и ученый, участвовавший в подготовке первых космических запусков, вспоминал: «Если за это время температура тела не повысилась на два градуса, то заставляют сидеть еще. Врачам важно было узнать, как твое тело сопротивляется нагреву — на случай, если в полете откажет система терморегулирования и температура значительно повысится».
Гагарин в критические мгновения 108-минутного полета едва не лишился сознания. В глазах потемнело, расплывались цифры на приборной доске. Но он выдержал непредсказуемые и сложнейшие испытания спуска, который оказался наиболее проблемным этапом полета.
Дата старта
Шла острая конкуренция с американцами. Все понимали: приоритет упускать нельзя. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Один корабль исчез в космосе, другой потерпел аварию во время спуска. Приближался апрель. Многие считали, что стоит еще разок подстраховаться, запустить Ивана Ивановича, испытать корабль. Но наши главные конструкторы уже приняли твердое решение, в котором доля риска сочеталась с пониманием продуманной программы.
Почему исторический полет состоялся именно 12 апреля? Первый спутник, ставший точкой отсчета космической эры, запустили 4 октября 1957 года, незадолго до 40-летия Октябрьской революции. Это имело значение. А чем была знаменательна апрельская дата 1961 года?
Всё было готово к 10 апреля. Обсуждались два варианта — 10 или 12 апреля. Многие склонялись к 10-му — спешили, наверное.
Решать предстояло Королеву и Глушко. Глушко предложил:
— Конечно, 10 апреля. Ведь это день рождения твоей дочери.
— Но 12 апреля родилась твоя любимая женщина — Лидия Дмитриевна. Если полет состоится 12-го — это будет подарок сразу двоим. А заранее дарить подарки не принято.
Так решилась судьба будущего Дня космонавтики.
Так она и полетит
До 12 апреля 1961 года ни в русском языке, ни в каком-либо другом не существовало такого понятия, для нас вполне привычного, — «космический корабль».
Когда запускали собак — рассказывали, что в космос запущен новый аппарат или искусственный спутник Земли с животным на борту. Но все понимали, что конструкции, в которой первому космонавту предстояло облететь вокруг Земли, надо дать новое имя. Сначала хотели назвать просто — «космический или орбитальный аппарат» с пилотом на борту. Но потом — как принято считать, с подачи Королева — родился термин, который вошел во все языки мира: космический корабль!
В этом термине ощущалась вера в будущее космонавтики, в то, что очень скоро исследователи космоса будут «бороздить» галактики на просторных и красивых кораблях. А первую модель назвали «Восток». Название оказалось счастливым.
Юрий Гагарин после приземления, 12 апреля 1961 года
К старту Гагарин и Титов ехали в одном автобусе. Но, когда Гагарина снимали для кинохроники, если в кадр попадал и Титов, то специальный офицер вставал и перекрывал Титова, чтобы дублера не было видно. Его час не пришел. Гагарин так говорил о дублере: «Он лучше, поэтому его сохранили для более трудного и долгого полета».
Первые полеты были испытательными. Исследователи только присматривались к космосу, пытались понять роль человека в его освоении. И на удивление быстро перешли к серьезным научным экспериментам. Ведь освоение космоса — это не политическая игра, оно необходимо для расширения наших знаний о вселенной, о себе самих.
В последнее время космические полеты — даже самые результативные — увы, редко оказываются в центре общественного внимания. Чтобы вернулись времена первооткрывателей, наверное, необходимо такое громкое достижение, как экспедиция на Марс. Но мы по-прежнему называем космический транспорт кораблями. И дело, начавшееся 12 апреля 1961 года, продолжается.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»