коллегии в каком веке появилась

Коллегии при Петре 1

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

Таблица 1: Коллегии при Петре 1 и их функции

НаименованиеФункции и задачиГоды существования
ВоеннаяУправление сухопутной армией1719-1802
АдмиралтейскаяУправление флотом1717-1827
Чужестранных (иностранных) делВзаимодействие с другими государствами1718-1832
БергТяжелая промышленность1719-1807
МануфактурЛегкая промышленность1719-1805
КоммерцВопросы торговли1719-1805
КамерГосударственные доходы (налоги)1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала)
Штатс-конторГосударственные расходы1717-1780
РевизионКонтроль за финансами1717-1788
ЮстицСудопроизводство1718-1780
ВотчиннаяУправление землями, решение земельных вопросов1721-1786
Главный магистратУправление городами1720-1796

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

Мануфактур-коллегия

Руководители при Петре 1:

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

Штатс-контор-коллегия

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Источник

Коллегии (Российская империя)

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.

Содержание

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.

Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

Источник

КОЛЛЕ́ГИИ

Том 14. Москва, 2009, стр. 483

Скопировать библиографическую ссылку:

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

КОЛЛЕ́ГИИ, в Рос. им­пе­рии в 18 – нач. 19 вв. цен­траль­ные уч­ре­ж­де­ния, ос­но­ван­ные на кол­ле­ги­аль­ном прин­ци­пе управ­ле­ния. По­ста­нов­ле­ния в К. при­ни­ма­лись т. н. при­сут­ст­вия­ми (со­б­ра­ния­ми при­сут­ст­вую­щих чле­нов, ко­то­рые со­стоя­ли из со­вет­ни­ков и асес­со­ров, воз­глав­ля­лись пре­зи­ден­та­ми и ви­це-пре­зи­ден­та­ми) боль­шин­ст­вом го­ло­сов (в слу­чае раз­де­ле­ния го­ло­сов по­ров­ну пре­зи­дент имел пре­иму­ще­ст­во в один го­лос) и под­пи­сы­ва­лись все­ми уча­ст­ни­ка­ми об­су­ж­де­ния. За со­от­вет­ст­ви­ем ре­ше­ний за­ко­но­да­тель­ст­ву по­ла­га­лось над­зи­рать про­ку­ро­рам (под­чи­ня­лись ген.-про­ку­ро­ру Се­на­та ), в их обя­зан­но­сти вхо­дил так­же кон­троль за дея­тель­но­стью уч­ре­ж­де­ния в це­лом. Ма­те­риа­лы к за­се­да­нию при­сут­ст­вую­щих чле­нов го­то­ви­ли кан­це­ляр­ские слу­жи­те­ли (пись­мо­во­ди­те­ли), они же оформ­ля­ли при­ня­тые в К. ре­ше­ния. Кол­леж­ски­ми кан­це­ля­рия­ми ру­ко­во­ди­ли сек­ре­та­ри, ко­то­рые док­ла­ды­ва­ли де­ла (вклю­чая из­ло­же­ние за­ко­но­дат. норм по об­су­ж­дав­шим­ся во­про­сам) в при­сут­ст­ви­ях, след­ст­ви­ем че­го бы­ла их ор­га­ни­зую­щая, а за­час­тую и ве­ду­щая роль в по­ряд­ке засе­да­ний и ис­хо­де пре­ний. Для ве­де­ния жур­на­лов, про­то­ко­лов, рос­пи­сей ре­шён­ных и не­ре­шён­ных дел в рас­по­ря­же­нии сек­ре­та­рей ря­да К. бы­ли про­то­ко­ли­сты (но­та­риу­сы до 1722), для ве­де­ния «за­пис­ных книг вхо­дя­щих и ис­хо­дя­щих» – ре­ги­ст­ра­то­ры, фи­нан­со­вой до­ку­мен­та­ции – ка­ме­ри­ры и бух­гал­те­ры, учё­та теку­щих бу­маг – ак­туа­риу­сы, хра­не­ния не­об­хо­ди­мых в даль­ней­шем ма­териа­лов – ар­хи­ва­риу­сы, а так­же пе­ре­во­дчи­ки с иностр. язы­ков. Пре­об­ла­да­ли кан­це­ля­ри­сты, под­кан­це­ля­ри­сты и ко­пии­сты, ко­то­рых по ана­ло­гии с по­дья­чи­ми 16–17 вв. за­час­тую про­дол­жа­ли на­зы­вать при­каз­ны­ми. В струк­ту­ру К. вхо­ди­ли так­же вне­кан­це­ляр­ские слу­жи­те­ли, а ино­гда и во­ин­ские ко­ман­ды «для ка­рау­лов и по­сы­лок».

Источник

КОЛЛЕГИИ (ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ)

По­ста­нов­ле­ния в коллегии при­ни­ма­лись так называемыми при­сут­ст­вия­ми (со­б­ра­ния­ми при­сут­ст­вую­щих чле­нов, ко­то­рые со­стоя­ли из со­вет­ни­ков и асес­со­ров, воз­глав­ля­лись пре­зи­ден­та­ми и ви­це-пре­зи­ден­та­ми) боль­шин­ст­вом го­ло­сов (в слу­чае раз­де­ле­ния го­ло­сов по­ров­ну пре­зи­дент имел пре­иму­ще­ст­во в один го­лос) и под­пи­сы­ва­лись все­ми уча­ст­ни­ка­ми об­су­ж­де­ния. За со­от­вет­ст­ви­ем ре­ше­ний за­ко­но­да­тель­ст­ву по­ла­га­лось над­зи­рать про­ку­ро­рам (под­чи­ня­лись генерал-про­ку­ро­ру Се­на­та), в их обя­зан­но­сти вхо­дил так­же кон­троль за дея­тель­но­стью уч­ре­ж­де­ния в це­лом.

Соз­да­ние коллегий оз­на­ча­ло вве­де­ние в Рос­сии от­рас­ле­во­го прин­ци­па управ­ле­ния. Наи­бо­лее ран­ним сви­де­тель­ст­вом ин­те­ре­са Пет­ра I к ре­фор­ми­ро­ва­нию сис­те­мы при­ка­зов и вве­де­нию вме­сто них коллегий счи­та­ет­ся факт по­да­чи ему со­чи­не­ния английского ав­то­ра Ф. Ли (1698 год). Сис­те­ма­тическая под­го­тов­ка к ос­но­ва­нию коллегий на­ча­лась в 1700-е годы со сбо­ра све­де­ний о государственных сис­те­мах Шве­ции (её «кол­ле­гии», наи­бо­лее уни­фи­ци­ро­ван­ные и упо­ря­до­чен­ные, в ито­ге бы­ли при­зна­ны са­мы­ми «сход­ны­ми» к российским реа­ли­ям), Да­нии, гер­ман­ских и других западноев­ропейских стран. То­гда же отдельные кол­леж­ские «об­ря­ды» (в пер­вую оче­редь про­то­ко­ли­ро­ва­ние «об­ще» при­ни­мае­мых ре­ше­ний и на­име­но­ва­ние клю­че­вых долж­но­стей) ста­ли вне­дрять­ся в дея­тель­ность Ближ­ней кан­це­ля­рии и ор­га­нов, ве­дав­ших ар­ми­ей, фло­том и внеш­ней по­ли­ти­кой.

В 1720 году в свя­зи с вклю­че­ни­ем РПЦ в сфе­ру государственного управ­ле­ния ста­ла соз­да­вать­ся Ду­хов­ная кол­ле­гия, в 1721 году при­знан­ная рав­но­ве­ли­кой Пра­ви­тель­ст­вую­ще­му Се­на­ту и по ана­ло­гии с ним на­зван­ная Свя­тейшим Пра­ви­тель­ст­вую­щим Си­но­дом. В 1721-1722 годах в Вот­чин­ную кол­ле­гию и Ма­ло­рос­сий­скую кол­ле­гию бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ны По­ме­ст­ный при­каз и Ма­ло­рос­сий­ский при­каз. В 1722 году Берг-ма­ну­фак­тур-кол­ле­гия раз­де­ле­на на Берг-кол­ле­гию (ру­ко­во­ди­ла пре­им. ка­зён­ной тя­жё­лой промышленностью, ядром ко­то­рой бы­ло гор­норуд­ное де­ло) и Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гию (осу­ще­ст­в­ля­ла над­зор за при­над­ле­жав­ши­ми в основном ча­ст­ным ли­цам тек­стиль­ны­ми, бу­маж­ны­ми, га­лан­те­рей­ны­ми и тому подобными пред­при­ятия­ми). Од­но­вре­мен­но из пер­во­на­чаль­но трие­ди­ной груп­пы фи­нан­со­вых коллегий (Ка­мер-кол­ле­гия, Штатс-кон­тор-кол­ле­гия и Ре­ви­зи­он-кол­ле­гия) бы­ла ис­клю­че­на Ре­ви­зи­он-кол­ле­гия, вве­дён­ная в струк­ту­ру Се­на­та (до 1725 года). В 1726 году из со­ста­ва Си­но­да вы­де­ле­на Кол­ле­гия эко­но­мии си­но­даль­но­го прав­ле­ния (смотри в статье Эко­но­мии кол­ле­гии) для управ­ле­ния до­хо­да­ми с цер­ков­ных име­ний. В 1727 году Ма­ну­фак­тур-кол­ле­гия ста­ла под­раз­де­ле­ни­ем Ком­мерц-кол­ле­гии (до 1742 года), а Ад­ми­рал­тей­ская кол­ле­гия, Во­ен­ная кол­ле­гия и Кол­ле­гия иностранных дел по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «пер­вых трёх кол­ле­гий» в ре­зуль­та­те да­ро­ва­ния им не­ко­то­рых при­ви­ле­гий выс­ших уч­ре­ж­де­ний, вско­ре прак­ти­че­ски ут­ра­чен­ных.

Источник

Учреждение коллегий

коллегии в каком веке появилась. картинка коллегии в каком веке появилась. коллегии в каком веке появилась фото. коллегии в каком веке появилась видео. коллегии в каком веке появилась смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коллегии в каком веке появилась.

[…] Безотчетность в самый разгар войны и финансового кризиса всего сильнее должна была убедить Петра в необходимости полной перестройки центрального управления. […] Он наводил справки об устройстве центральных учреждений за границей: в Швеции, Германии и других странах он находил коллегии; иностранцы подавали ему записки о введении коллегий, и он решил усвоить эту форму русскому управлению. Уже в 1712 г. была сделана попытка устроить «коллегиум» для торгового дела с помощью иноземцев, ибо, как писал Петр, «их торги несравненно есть лучше наших». Он поручал своим заграничным агентам собирать положения об иностранных коллегиях и книги по правоведению, особенно же приглашать иностранных дельцов на службу в русских коллегиях, а без людей, «по однем книгам нельзя будет делать, ибо всех циркумстанций никогда не пишут». Долго и с большими хлопотами набирали в Германии и Чехии ученых юристов и опытных чиновников, секретарей и писцов, особенно из славян, которые бы могли наладить дело в русских учреждениях; приглашали на службу даже пленных шведов, успевших узнать русский язык. Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр в 1715 г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. В этом решении нельзя видеть ничего неожиданного или что-либо своенравное. […] Но и на этот раз дело пошло обычным ходом всех реформ Петра: быстрое решение сопровождалось медленным исполнением. Петр отправил нанятого им голштинского камералиста Фика в Швецию для ближайшего изучения тамошних коллегий и пригласил к себе на службу силезского барона фон Любераса, знатока шведских учреждений. Оба навезли ему сотни регламентов и ведомостей шведских коллегий и собственных проектов о введении их в России, а второй нанял в Германии, Чехии и Силезии сотни полторы охотников для службы в русских коллегиях. Оба они, особенно Фик, принимали деятельное участие в образовании этих коллегий. Наконец, к 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов, и всем коллегиям было предписано сочинить себе на основании шведского устава регламенты, а пункты шведского устава, неудобные «или с сетуацией сего государства несходные, заменить новыми по своему рассуждению». В 1718 г. президенты должны были устроять свои коллегии, чтобы с 1719 г. начать их работу; но последовали отсрочки и пересрочки, и коллегии не вступили в действие с 1719 г., а иные и с 1720 г.

Первоначально установлено было 9 коллегий, которые указ 12 декабря 1718 г. перечисляет в таком порядке и с такими названиями: 1)Чужестранных дел, 2) Камор, ведомство государственных денежных доходов, 3) Юстиции, 4) Ревизион, «счет всех государственных приходов и расходов», т. е. ведомство финансового контроля, 5) Воинской (коллегиум), ведомство сухопутных военных сил, 6) Адмиралтейской, ведомство морских сил, 7) Коммерц, ведомство торговли, 8) Берг- и Мануфактур, ведомство горнозаводской и фабричной промышленности, и 9) Штатс-контор, ведомство государственных расходов. Из этого перечня прежде всего видно, какие государственные интересы, как первенствующие, требовали себе по тогдашним понятиям усиленного проведения в управлении: из девяти коллегий пять ведали государственное и народное хозяйство, финансы и промышленность. Коллегии вносили в управление два начала, отличавшие их от старых приказов: более систематическое и сосредоточенное разделение ведомств и совещательный порядок ведения дел. Из девяти коллегий только разве две совпадали по кругу дел со старыми приказами: Коллегия иностранных дел с Посольским приказом и Ревизион-коллегия со Счетным; остальные коллегии представляли ведомства нового состава. В этом составе исчез территориальный элемент, присущий старым приказам, большинство которых ведало исключительно или преимущественно известные дела только в части государства, в одном или в нескольких уездах. Губернская реформа упразднила много таких приказов; в коллежской реформе исчезли и последние из них. Каждая коллегия в отведенной ей отрасли управления простирала свое действие на все пространство государства. Все вообще старые приказы, еще доживавшие свой век, были либо поглощены коллегиями, либо подчинены им: например, в состав Юстиц-коллегии вошло 7 приказов. Так упрощалось и округлялось ведомственное деление в центре; но оставался еще ряд новых контор и канцелярий, которые то подчинялись коллегиям, то составляли особые главные управления: так, рядом с Воинской коллегией действовали канцелярии Главная провиантская и Артиллерийская и Главный комиссариат, ведавший комплектование и обмундировку армии. Значит, коллежская реформа не внесла в ведомственный распорядок того упрощения и округления, какое обещает роспись коллегий. И Петр не мог сладить с наследственной привычкой к административным боковушам, клетям и подклетям, какие любили вводить в свое управление старые московские государственные строители, подражая частному домостроительству. Впрочем, в интересе систематического и равномерного распределения дел и первоначальный план коллегий подвергся изменению при исполнении. Поместный приказ, подчиненный Юстиц-коллегии, по обременению ее делами обособился в самостоятельную Вотчинную коллегию, составные части Берг- и Мануфактур-коллегии разделились на две особые коллегии, а Ревизионная коллегия, как контрольный орган, слилась с Сенатом, высшим контролем, и ее обособление, по откровенному признанию указа, «не рассмотря тогда учинено было» как дело недомыслия. Значит, к концу царствования всех коллегий было десять.

ИНОЗЕМЦЫ В СОСТАВЕ КОЛЛЕГИЙ

ЗАМЕНА ПРИКАЗОВ КОЛЛЕГИЯМИ

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708–1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтобы он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за «тщательное радение» могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Введение коллегиального управления Петр мотивировал, в частности, тем, что «известнее взыскуется истина» коллективным решением, нежели «единым лицем».

Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные солдатами и офицерами сухопутной армии, и т. д.

Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».

История России с древнейших времен до 1861 года

Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд., М., 2004

О ПРЕИМУЩЕСТВЕ КОЛЛЕГИЙ

Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат.

Генеральный регламент 1720 г. («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют») // Реформы Петра I. Сборник документов.

ОЦЕНКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В административной системе Петровской администрации новы все учреждения и по именам и по внешней организации, ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новой представлялась Петру и коллегиальная система, о которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм… основания административной системы остались прежние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *