коллажированные плакаты в ссср какой стиль
15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами
Слова «дизайн» в обиходе советского человека не было. Но сам дизайн был — причём очень хороший.
Реклама и пропаганда в СССР умели убеждать — во многом благодаря плакатам. Точные и запоминающиеся образы, креативные надписи, насыщенные цвета и предельная лаконичность вдохновляют дизайнеров по сей день. Самобытная советская графика была уникальна и не похожа ни на что другое — она несла в мир новую идеологию. И вопреки жёсткой цензуре художникам-оформителям удавалось создавать настоящее искусство.
Давайте посмотрим примеры и выясним, почему советские плакаты такие особенные.
Характерные шрифты
Залог хорошего плаката — читабельный лозунг. В советской графике тексту было отведено важное место, а шрифты отражали дух времени: это были простые, грубые, чёткие буквы, которые легко прочесть издалека.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Для коротких заголовков использовали акцидентные (декоративные) шрифты, но в них тоже не было никаких мелких деталей.
Сейчас многие считают обводку моветоном. Во-первых, если автоматически сделать её для обычного шрифта, это исказит форму букв. Во-вторых, такой текст трудно читать в маленьком масштабе — например, со смартфонов. Но если речь идёт о специальных декоративных шрифтах с обводкой, а сама надпись планируется крупной, этот приём работает и популярен до сих пор.
Антикву с тонкими засечками на плакатах практически не использовали, но встречаются брусковые шрифты — у них засечки более массивные, вполне в духе советской эстетики. Вероятно, жирный гротеск с острыми углами, как в предыдущем примере, на этом плакате смотрелся бы пугающе:
Хотите узнать больше о видах шрифтов и правилах их использования? Записывайтесь на наш курс по типографике!
Леттеринг
Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание уникальных надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.
Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.
Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.
Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.
Плакаты о мотивации и труде в СССР: актуально всегда!
Если вы распечатаете и повесите постеры на работе — это будет смотреться по-прежнему современно и креативно. Но главное то, что несут эти изображения — энергетику, сплоченность и целеполагание.
В этой статье мы подобрали креативные плакаты времен великого СССР периода 40-х, 50-х, 60-х годов, которые являются непосредственным отражением своего времени, идеалов, ценностей. Времени, когда Сталинские преобразования создали такую страну, которую не смогли победить вплоть до 1991 года.
Дизайн и содержание плакатов отражают эпоху, когда налоги отменялись, цены снижались, вводились льготы, ежедневно открывалось по 8 новых предприятий и частных кооперативов.
Плакаты СССР нам демонстрируют то время, когда устанавливались понятные обществу ориентиры: что есть добро — зло, хорошо — плохо, свой — чужой.
В этих мотивирующих плакатах есть жизнь — единая цель всей страны и каждого Человека из 150 000 000. Здесь все сквозит идеологией, образующей единство народа, являющейся мощным каркасом государства.
Этого нет сейчас. Идеология запрещена Конституцией РФ, ст.13 п.2.: мы — народ, не имеющий права на идеологию, народ,поверженный в холодной войне. Теперь Запад устанавливает для нас, что такое «хорошо».
Смотрите, вспоминайте, завидуйте, желайте.
Дизайн плакатов СССР
Плакаты в СССР являлись средствами информирования населения и пропаганды. Термин «дизайн» в Советском Союзе долгое время не использовался. Художники-конструкторы и художники промышленной графики занимались тем, что в Европе и США называли «промышленный дизайн» и «графический дизайн». Советские дизайнеры не могли иметь собственные студии, их имена были известны только в профессиональной среде.
Креатив и дизайн советских плакатов менялся по мере исторического развития СССР. В 1960-1970 годы традиции соцреализма в создании плаката сменяются лаконичным модернистским стилем, который включал разнообразные творческие манеры художников. Оригиналы плакатов делались гуашью. Художники создавали уникальный кириллический леттеринг пером и кистью, поскольку доступных шрифтовых гарнитур было недостаточно.
В основном, мотивирующие плакаты были посвящены социально-политической тематике, а не рекламе товаров и услуг. Содержащаяся в них идеология сочетала общечеловеческие ценности, такие как свобода, социальная справедливость, патриотизм, просветительские мотивы, призывы к здоровому образу жизни и т.д. Советские плакаты, как правило, являются произведениями изобразительного искусства советского культурного наследия.
Коллажирование в стиле советских агит-плакатов
Данный урок описывает один из вариантов коллажирования с выдержкой исходной стилистики. Еще свежи в памяти восмимартовские празднования и подготовка к ним. Захотел поздравить одну свою хорошую знакомую и подарить ей коллаж с ее фотографией. В итоге получилась эта работа. Результат мне понравился и захотелось поделиться приобретенным опытом. Сразу хочу оговориться, что и фото и написание данного урока было согласовано с девушкой – получателем подарка :).
Я так же понимаю, что на данном ресурсе сидят профи своего дела, которые знают много и очень много, потому на эксклюзивность особо не претендую. Это просто пример быстрой и достаточно успешной (девушка была довольна именно качеством коллажа) реализации работы. Не судите строго, урок я пишу первый раз.
Итак приступим.
У нас есть исходный плакат, на который мы будем накладывать фото, и собственно, фото, вытащенное из социальной сети.
Увеличиваем исходный плакат до формата А4, на новом слое вставляем фото девушки и также увеличиваем до необходимых параметров. Т.е. чтобы лицо на плакате и лицо на фото были одинакового размера.
Если приглядеться к этим прекрасным лицам, то станет понятным, что лицо на фото имеет более тонкие черты. Второй, даже более значимой проблемой является ракурс рисунка и фото. Доярка смотрит с картинки на нас «свысока», в то время как девушка смотри снизу вверх.
Я попытался минимизировать эти расхождения:
1. Убираем все лишнее на фото.
2. Применяем, сначала трансформацию с расширением лица (от 1 до 5 %, не более).
3. Корректируем перспективу.
Старался не переборщить, чтобы не получить «бульдожью» челюсть. Сознательно не вставляю пошаговые скрины этого процесса, поскольку, во-первых все трансформации производятся по вкусу художника, а во-вторых как правило люди сидящие на этом сайте – уже далеко не новички, и в жестких указаниях процентов изменений не нуждаются. В итоге получилась вот такая заготовка.
В итоге, оставив один лишь овал лица, получаем следующее:
Слой я так и назвал «овал лица».
После дублируем слой, переименовываем его название в контраст (пишу, чтобы ясно было по скрину, где что находится) ставим режим смешения на linear burn и прозрачность 14% (опять же, все условно, кому как нравится.):
Возвращаемся к картинке плаката, выделяем и копируем кусок в области лица.
Вставляем поверх всех слоев и называем «рамка». Накладываем маску, заливаем белым, и начинаем вытирать черной кистью область лица. Получается так:
Сейчас видна резкая грань между локонами волос на челке и лбом. Продублируем слой «контраст», делаем маску, заливаем белым, берем большую мягкую круглую кисть черного цвета и начинаем практически полностью закрашивать лицо, получая приблизительно следующее:
Может появиться вполне нормальный вопрос – А зачем так сложно? Конечно, можно и проще – работая стеркой и прозрачностью слоя, но в этом случае, на мой взгляд будет сложнее исправлять неточности.
И, потом, повторюсь – кому как удобно, и кто к чему привык,
В итоге граница должна сгладиться:
Слой так назван и был – «тень на лбу» 🙂
На данном этапе работы проблемной остается зона подбородка и шеи. Здесь я работал исключительно клонированием.
Также был изменен кусок воротничка (скопировал на новый слой, transform/warp), а также увеличен локон в области виска (алгоритм тот же, что и с воротничком).
В общем-то, дело сделано. После я еще немного изменил надпись исходя из имени девушки. И понес на печать.
Теперь хотелось бы отметить недостаток этого способа. Это не совсем идентичное, а вернее совсем не идентичное воспроизведение типографской печати. В оправдание могу сказать, что картинка изначально готовилась для формата А4, а в этом формате различия практически не заметны. В общем вывод такой для данной цели способ вполне подходит, тем же кому требуется печать на формате от А3 и больше, придется поэкспериментировать с фильтрами.
Как русский художник скрестил американский пин-ап и советский агитационный плакат, и что из этого вышло
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного из истории пин-апа
Что бы понять суть этого стиля, нужно заглянуть немного в историю. Поэтому мне хотелось бы напомнить читателю о том времени, когда американские мужские журналы 30-х и 40-х годов буквально пестрели иллюстрациями прекрасных кокеток, ставшими самым обожаемым предметом фетиша у солдат, водителей дальних рейсов и холостяков. Такие издания высоко котировались потому, что многие мужчины, увлекающиеся яркими картинками, умудрялись украшать ими свои жилища, и кабины автомобилей, прикалывая их к стенкам. Отсюда и пошло название этой традиции: «to pin up» — прикалывать, именем которой впоследствии был назван отдельный жанр искусства.
К тому же, сексуальные и вместе с тем целомудренные объекты обожания со страниц журналов, очень скоро были приспособлены под нужды рекламных компаний. И что интересно, в те годы, когда гражданам Америки на каждом углу подмигивали красивые девушки с реклам, выполненных в стиле пин-ап, приглашая освежиться, побриться или заглянуть в кафе, советским людям с агитационных плакатов на каждом шагу «грозили пальцем суровые женщины, милиционеры и пожарники».
С течением времени американский пин-ап преобразовался в так называемый love-стайл, в котором преобладали образы полуобнаженных девушек и трогательные истории взаимоотношений: поцелуи, романтические свидания, вечеринки. В 60-х годах этот стиль кардинально преобразился под влиянием бондианы, которую в свою очередь в последствии буквально задавила цветная фотография. Вот такая, вот любопытная история у этого жанра.
Эту особенность периодических изданий США средины прошлого века с большим мастерством использовал в своем творчестве художник Валерий Барыкин. Он буквально создал микс, скрестив в своих творениях два разных стиля: советский плакат и американский пин-ап. И вот уже второе десятилетие создает иллюстратор плакаты, пронизанные сатирой и юмором, похоже на агитационные, времен СССР 50-60-х годов и пропитанные эстетикой американского пин-апа.
И что интересно, в наше время к этому стилю, обращаются немало молодых художников. Но пока только Валерий Барыкин занимает в этом жанре лидирующие позиции. И вот как сам художник реагирует на эту ситуацию: «Возможно, те кто, так или иначе работает в стиле пин-ап, это очень молодые люди. Воспоминания советского времени у них очень вялые. Они просто не застали его, дух той легендарной эпохи утерян… Иногда даже у меня это получается не вполне».
А себя на сегодняшний день художник относит к постмодернистам и занимается скрещиванием одного и другого, временных пространств и географических плоскостей.
Немного об авторе
Валерий Барыкин (1966) родом из города Иваново. В свое время окончил Нижегородский политехнический университет, после чего, круто решив изменить профессиональное направление, окончил театральное училище и получил диплом «театрального художника».
Оказывается, ничто так не привлекает внимание зрителя, как скрупулезное разглядывание подробностей вплоть до мельчайших деталей. И так как люди, в основном, живут подробностями и мелочами, они очень много думают над этим и иногда, основываясь на свой анализ, рассказывают художнику о его сюжетах то, чего он даже не предполагал при создании того или иного произведения.
Да и к тому же человек устроен так, что самые эмоциональные моменты его жизни основаны на контрастах, чего в работах художника просто в изобилии. Различные нелепости, нелицеприятные поступки, неприличное поведение, на которых он заостряет внимание зрителя, вызывает бурный всплеск эмоций. А где внимание, там соответственно и рекламодатели. Поэтому основная задача автора — найти такие сюжеты, которые покрепче зацепят внимание публики.
И как рассказывает сам иллюстратор о своем творческом процессе, он еще достаточно длительное время дорабатывает свои произведения, добавляя в них эти самые детали. Каждый раз, окинув взглядом готовую работу или же, выслушав чье-то мнение, ему очень часто приходить на ум заполнить подходящим предметом или образом пустоту. Именно так появляются детали, и именно они приносят благодарное внимание зрителя.
На сегодняшний день у художника далеко идущие планы. Генерируя новые идеи, он с большим энтузиазмом пытается их воплощать в свое творчество. На очереди, как сознается Валерий, жанр комикса, который сродни стилю пин-ап, но более многограннее и разноплановей. И безусловно этот жанр Барыкину будет также по плечу.
А еще художник всегда с теплом отзывается о своей жене, которая и в качестве музы, и в качестве советчицы, и в качестве натурщицы всегда под рукой. И судя по иллюстрациям этот тандем хорошо спелся.
Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика
Наглядная визуальная агитация была неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина. Он встречался с ней на улице, на работе, посещая места отдыха и магазины. Советские плакаты, без сомнения, можно выделить в отдельное направление в рамках соцреализма, их рисовали профессиональные художники (а иногда мировые знаменитости), а слоганы для них, зачастую, писали выдающиеся писатели и поэты. Рассматривая плакаты разных годов можно смело судить о внутренней и внешней политике СССР, и даже о некоторых мировых событиях.
Но, так как плакаты предназначались только для внутреннего потребления, почти всё, что создавалось советскими плакатистами остается неизвестным мировой публике, хотя многие работы вполне себе представляют художественную ценность. Мы постарались отобрать самые, на наш взгляд, интересные и показательные из них, и сделали подборку для наших читателей.
Плакаты 20-30-х годов
Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.
Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.
«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.
Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей
Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.
Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.
До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.
В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!
Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.
Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.
Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»
Сталинская эпоха
Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.
«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»
Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.
«Любимый Сталин – счастье народа»
В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.
Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием
Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.
С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.
Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.
Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.
Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.
А тут речь идет уже об уборке урожая.
В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.
Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат
«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.
Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.
«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.
Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.
На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.
Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.
Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.
«Так будет с фашистским зверем»
«С Новым годом, ребята!»
Холодная война
Как известно, после войны отношения между СССР и странами запада сильно похолодели. Советская пропаганда не могла на это не отреагировать, появляются антиамериканские и антинатовские плакаты.
«Люди, будьте бдительны»
Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.
Времена Брежнева
Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя. Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих.
«Как работал, так и заработал»
«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»
«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»
«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»
В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.
Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.
“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.
На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.
Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».
Перестройка
Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.
На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.
На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.
Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.
Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.
Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!