кольцо блокады какой троп
Практическая работа «Определение лексического значения слов. Явление многозначности слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Определение лексического значения слов. Явление многозначности слов»
Цель: Рассмотреть такое лексическое явление как, многозначность; совершенствовать умения студентов разграничивать способы переноса значения слова; углубить знания учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов; выявить роль употребления многозначных слов в речи; развивать языковую компетенцию студентов; совершенствовать правописные навыки.
I . Организационный момент.
II . Сообщение темы и целей работы.
III . Работа с учебником.
2. Письменное задание. К упражнению № 29 составьте две группы слов:
1) с одинаковым лексическим значением; 2) с одинаковым грамматическим значением.
Способы переноса значений слов
Перенос осуществляется на основе
Сходства (скрытое сравнение, можно заменить конструкцией с союзом как )
Смежности (смещение названия с одного предмета на другой)
Смещение названия с части на целое и наоборот
– формы (лента дороги, целый день за баранкой)
– цвета (золотые волосы, изумрудные глаза)
1) материала на изделие из него (в соболях купается, на золоте едал, завоевал бронзу);
2) содержащего на содержимое (съел две
– одна голова хорошо, а две лучше;
– посторонним лицам вход запрещён;
– размера, количества ( море слов, океан слёз)
– плотности (железные мускулы, стальные нервы, стена дождя)
– степени подвижности (поезд ползёт, мчатся облака);
2) расположения (нос корабля, подошва горы);
3) функции (паутина лжи, погасить ссору);
4) ценности (гвоздь программы, жемчужина поэзии);
5) впечатлений (горячая любовь, ледяной взгляд)
тарелки, выпил стаканчик);
3) действие на орудие этого действия (кисть Левитана);
4) произведения на автора (люблю Достоевского);
5) места на людей, находящихся в нём (аудитория пишет);
6) действия на место, где оно происходит (остановка, переход, выход)
– я стою за синей рубашкой;
– студент нынче не тот;
– метафора (зеркало затона, дождь цветов, буря аплодисментов);
– олицетворение (дождь барабанит, ветер завыл, шепчут травы);
– эпитеты (кислое выражение, сладкий поцелуй, шёлковые косы)
– метонимия (Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам);
– эпитеты (коварная улыбка, умный совет, синий вечер)
– синекдоха (валить с больной головы на здоровую, сарафан за кафтаном не бегает)
– Какую картину представляет в стихотворении поэт? (С.Есенин создает образ раннего утра).
– Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (С.Есенин любит природу и изображает ее, как живое существо).
(В этом ему помогает олицетворения: «задремали звезды», «улыбнулись березки», «растрепали косы», крапива «шепчет шаловливо».
Картина раннего утра получилась яркая, запоминающаяся, благодаря использованию метафор( зеркало затона, задрожало зеркало, сетка небосклона, шелестят сережки, крапива обрядилась перламутром) и эпитетов (сонные березки, серебряные росы).
– Какие образы используются в стихотворении, чтобы усилить впечатление доброго, любовного отношения автора к природе?
(Усиливает впечатление глубокой, искренней любви поэта к природе: изображение крапивы. Всем известно, что крапива неприятная, жгучая, ничего хорошего не несет она тем, кто тронет ее, а в стихотворении создается поэтичный образ этого растения. (Крапива, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»)
Это восклицательное предложение – пожелание добра всему, что окружает нас в жизни.
V . Индивидуальное задание.
– Указать способы переноса названий.
Кольцо блокады. Лакей посадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба. Луч надежды. Класс готовится к контрольной работе. Обращаться ко Льву Толстому. Копна волос. Израсходовать мешок. Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.
– Какие изобразительно-выразительные средства используются в последнем предложении? (Эпитет, олицетворение, метафора)
– Назовите способы переноса наименований.
– Чем метафора отличается от метонимии?
– Синекдоха приходится «родной сестрой» метафоре или метонимии? Почему?
– Какие тропы используются в стихотворении Есенина?
– Примеров каких тропов в стихотворении нет?
Из упражнения выписать примеры тропов и определить их роль в тексте.
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Методические материалы для изучения метафоры
Существует очень тонкая грань между метафорой, метонимией и синекдохой. Именно поэтому распознать их на практике достаточно проблематично. Данная таблица показывает явные отличия тропов друг от друга. Изучив таблицу, можно с легкостью указывать способы переноса значений в словах, словосочетаниях и предложениях.
Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для изучения метафоры»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕТАФОРЫ.
Существует очень тонкая грань между метафорой, метонимией и синекдохой. Именно поэтому распознать их на практике достаточно проблематично. Данная таблица показывает явные отличия тропов друг от друга. Изучив таблицу, можно с легкостью указывать способы переноса значений в словах, словосочетаниях и предложениях.
СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ
Перенос осуществляется на основе
Сходства (скрытое сравнение, можно заменить конструкцией с союзом как)
Смежности (смещение названия с одного предмета/ явления на другой /другое)
Смещения названия с части на целое и наоборот
– формы (лента дороги, целый день за баранкой);
— цвета (золотые волосы, изумрудные глаза);
— размера, количества (море слов, океан слез);
— плотности (железные мускулы, стальные нервы, стена дождя);
— степени подвижности (поезд ползет, юла (о ребенке), мчатся облака);
2) Расположения (нос корабля, подошва горы);
3) функции (паутина лжи, ключ проблемы, погасить ссору);
4)ценности (жемчужина поэзии, гвоздь программы);
5)впечатлений (горячая любовь, теплая встреча, ледяной взгляд, сладкие речи)
Материала на изделие из него (в соболях купается, завоевал бронзу);
содержащего на содержимое (съел две тарелки, выпил стаканчик);
действие на орудие этого действия (кисть Врубеля);
произведения на автора (люблю Достоевского, перечитывать Бунина);
места на людей, находящихся в нем (школа бастует, класс пишет);
действия на место, где оно происходит (остановка, переход, выход)
— одна голова хорошо, а две лучше;
— посторонним лицам вход запрещен;
— я стою за синей рубашкой;
— студент нынче не тот.
— метафора (дождь цветов, буря аплодисментов);
— олицетворение (дождь барабанит, ветер завыл, шепчут травы, запах цветов плывет в воздухе);
— эпитеты (кислое выражение, сладкий поцелуй, быстрый ум, бархатные глаза)
— метонимия (Летят алмазные фонтаны с веселым шумом к облакам);
— эпитеты (коварная улыбка, умный совет, смелый поступок, прозрачный холод, синий вечер)
— синекдоха (валить с больной головы на здоровую; сарафан за кафтаном не бегает).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТАФОРЫ.
ЗАДАНИЕ 1. Найдите в приведенных ниже поэтических отрывках примеры метафоры.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым
Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках;
Круги циферблатов янтарных
Волшебно зажглись над толпой,
И жаждущих плит тротуарных
Коснулся прохладный покой.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала,
И бросая, кричала: «Лови!
ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу, разделив перечисленные слова на две группы:
Головокружительный прыжок, пытливый ум, выдвиженец, бронзовый век, эпоха великих географических открытий, голодные годы, нефтяные реки, компьютерная эра, газовые берега, мистика рынка, волшебные выборы, путинское поколение, рука Москвы, беспредельничать, происки Пентагона, кремлежители, дальновидность, планы Поднебесной, у автора бойкое перо, колесо фортуны, театр рукоплескал, беспочвенные обвинения, золотое сердце, сердцеед, блистательный, головокружительный, трибуны замерли, шипенье бокалов, весь дом собрался, голова прошла, карман пуст, придержи язык, злободневный вопрос, дорогие миллионы, у него верный глаз, баснословный доход, ходили в Станиславского, кредит доверия, познакомились в опере, дружественная атмосфера.
ЗАДАНИЕ 3. Определите метафору, назовите ее отличие от метонимии и синекдохи.
Большая волна // волна гнева;
въезд в город // а город подумал ;
потолок скорости // побелить потолок;
сочинение рекламного текста // ученическое сочинение;
старинное серебро // серебро на висках;
выставка серебра // добыча серебра;
сердечный клапан // клапан первого котла;
съел всю тарелку // перебить все тарелки;
проверить изложения // подробное изложение текста;
вход в магазин // бесплатный вход;
пожар в душе // пожар разгорается;
экранизация Чехова // повесть Чехова;
техника письма пером;
фабрика выдвинула представителей;
отряд в сто штыков;
англичанину не понять;
вообразил себя Шекспиром;
каталог античного стекла;
ЗАДАНИЕ 4. Укажите способы переноса названий в приведенных предложениях:
Кольцо блокады. 2. Луч надежды. 3. Класс готовится к контрольной работе. 4. Копна волос. 5. Обращаться ко Льву Толстому. 6. Израсходовать мешок. 7. Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, Черно-бурою лисицею под горой улегся лес. 8. Мы перешли на нос парохода и увидели впереди быки моста. 9. Он у меня совсем клоп, ничего не понимает. 10. Советские спортсмены выиграли золото.
Понятие о тропах
В 2016/17 учебном году в «Творческой Мастерской Алкоры» мы будем изучать средства художественной выразительности, которые используются в поэзии, и даже проведем по данной теме новую учебную конкурсную серию под общим названием ТРОПЫ.
При создании ТРОПА слово ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ.
Познакомимся с самыми известными видами тропов.
— прилагательные:
кроткий лик (С.Есенин);
эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев);
прозрачная дева (А.Блок);
— причастия:
край заброшенный (С.Есенин);
исступленный дракон (А.Блок);
взлет осиянный (М.Цветаева);
— существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом:
Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева);
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
— образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
— создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
— передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
— совмещать все предыдущие функции (как это бывает в большинстве случаев употребления эпитета).
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО и подобными. Выражения типа ОН БЫЛ ПОХОЖ НА… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
«И стройных жниц короткие подолы, КАК ФЛАГИ В ПРАЗДНИК, по ветру летят» (А.Ахматова)
«Так образы изменчивых фантазий, бегущие, КАК В НЕБЕ ОБЛАКА, окаменев, живут потом века в отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов)
Авторы используют сравнение для раскрытия различных признаков явления или передачи своего отношения к чему-либо.
Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
» Любовь мою, как апостол во время оно, ПО ТЫСЯЧЕ ТЫСЯЧ разнесу дорог..» (В. Маяковский)
«И сосна ДО ЗВЕЗД достаёт». (О. Мандельштам)
» Ваш шпиц — прелестный шпиц, НЕ БОЛЕЕ НАПЁРСТКА! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» (А.Грибоедов)
» И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… А САМ С НОГОТОК!» (А.Некрасов)
Гипербола и литота позволяют автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
» Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль ДУШИ СИРЕНЕВУЮ ЦВЕТЬ. В саду ГОРИТ КОСТЕР РЯБИНЫ КРАСНОЙ, но никого не может он согреть». (С.Есенин)
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять ОДЕВАЛО ВЕСЬ МОРОЗНЫЙ МИР СИНИМ ШЕЛКОМ НЕБА, ПРОДЫРЯВЛЕННОГО ЧЕРНЫМ И ГУБИТЕЛЬНЫМ ХОБОТОМ ОРУДИЯ». (М.Булгаков )
«Здесь БАРСТВО дикое, без чувства, без закона, ПРИСВОИЛО себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА. » (А.Пушкин)
«Вы здесь ВСТРЕТИТЕ БАКЕНБАРДЫ, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь ВЫ ВСТРЕТИТЕ УСЫ чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ ДАМСКИЕ РУКАВА на Невском проспекте! (. ) Здесь вы ВСТРЕТИТЕ УЛЫБКУ единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»(Н.Гоголь)
» Гирей сидел, потупя взор, ЯНТАРЬ в устах его дымился (вместо «янтарная трубка») (А.Пушкин)
«Вся школа высыпалась на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»,
» Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли» (А. Пушкин).
Определения некоторых тропов вызывают разногласия у литературоведов, поскольку границы между ними размыты. Так метафора, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
Общепринятой классификации тропов не существует. Примерный свод наиболее известных тропов включает такие приемы создания выразительных средств, как:
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Аллегория
Ирония
Каламбур
Пафос
Сарказм
Перифраз
Дисфемизм
Эвфемизм
О некоторых из них мы поговорим подробнее в процессе участия в отдельных конкурсах учебной серии «Тропы», а пока просто запомним новый термин:
Кольцо блокады какой троп
Как исполняли Седьмую симфонию в Ленинграде:
сериал с Гуськовым и Боярской
Анна Нехаева
Фильмы и сериалы о реальных событиях всегда непросты для постановки. Тем более когда рассказывают о драматических событиях. Новый проект на телеканале Россия «Седьмая симфония» Александра Котта о легендарном исполнении знаменитого произведения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. О том, как искали музыкантов в городе и на фронте, кто в этой истории главный герой и в чем подвиг музыкантов, — в материале РИА Новости.
Легендарное начало
После первой блокадной зимы дирижер оркестра радиокомитета получил важное правительственное задание — исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным, но концерт должен состояться, прозвучать на весь мир, чтобы люди узнали и услышали: «Ленинград жив!»
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
В основе фильма — реальные события и судьбы, военные сводки и личные записи, стихи Ольги Берггольц и сама Седьмая симфония.
«Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов, — говорит режиссер Александр Котт. — Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию и концерт в Ленинграде летом 1942 года. Но, как выяснилось, я не знал ничего. Наш фильм не о Шостаковиче и не о том, как он писал, а о людях, которые исполняли его симфонию».
Речь идет прежде всего о ленинградцах.
«Это человеческая история о войне, любви и великой музыке, — объясняет продюсер проекта Алексей Гуськов. — Мы всегда ищем сюжеты, способные отозваться в зрителе, увлечь его, дать возможность эмоционального подключения».
Кто же они?
Каждый ленинградец сражался с врагом по-своему: в окопах, артиллерийским огнем, дежурствами на крышах, художественным словом и музыкой.
Один из главных персонажей сериала — дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг (его сыграл Гуськов). Перфекционист, для которого «между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки». Эту фразу Мстислава Ростроповича Гуськов считает самой точной характеристикой своего героя.
О том, насколько беззаветно он был предан музыке, свидетельствует единственная запись с репетиции оркестра, когда Карл Ильич дает указание барабанщику и резюмирует: «А в остальном все плохо!»
«Элиасберг — по матери еврей, по отцу немец, и он умудрялся исполнять Бетховена, когда фашисты стояли вокруг Ленинграда, сомкнув кольцо блокады, — рассказывает Гуськов. — Он не разделял музыку на национальности. Говорил, что война — это стыдно, а когда он исполняет Бетховена, ему не стыдно и он верит в человека».
Дирижер вынужден работать с чуждым и неприятным для него лейтенантом НКВД Серегиным (Алексей Кравченко). Тот не разбирается в музыке, рвется на фронт и не доверяет «интеллигенции». Но приказ есть приказ. Серегину и Элиасбергу предстоит вместе искать недостающих музыкантов, собирать оркестр.