кокошь это какое животное

кокошь

кокошь — сущ., кол во синонимов: 1 • курица (52) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кокошь — кокош (кокошь) курка, квочка; півень … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Курица, Петух — домашняя, общеизвестная птица. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа куры составляли довольно распространенную домашнюю птицу в Иудее, что отчасти видно из Евангелия. Отсюда и яйцо в Н.З. встречается как обыкновенное средство питания… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Вопь — в районе г.Ярцево Характеристика Длина 158 км Площадь бассейна … Википедия

Кокошник (головной убор) — Княгиня Орлова Давыдова на костюмированном балу 1903 года У этого термина существуют и другие значения, см. Кокошник. Кокошник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха … Википедия

Вопь (река) — Вопь Вопь в районе г.Ярцево Протекает по территории Смоленской области Исток Смоленская возвышенность Устье … Википедия

Высокое (Холм-Жирковский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое. Деревня Высокое Страна РоссияРоссия … Википедия

Список рек Смоленской области — Реки Смоленской области: Реки Смоленской области относятся к бассейнам 3 главных рек: Днепра, Волги и Западной Двины. Содержание 1 Характеристика рек 2 А 3 Б 4 … Википедия

Источник

Что для русской женщины означало ношение кокошника

До замужества девушки на Руси повязывали голову простой лентой или венцом, оставляя открытыми косу и темя. На свадьбу косу переплетали и укладывали кругом — «окручивали», откуда и пошло выражение «окрутить девку» — буквально «женить на себе».

Замужняя женщина обязана была покрывать волосы головным убором, иначе она навлекала позор на всю семью. Жёны укладывали волосы каждый день, покрывали шапочкой-волосником, а сверху надевали головной убор сложной конструкции. Кокошники могли сооружаться из десятка различных деталей.

Какой смысл скрывал в себе русский женский кокошник, и как различались эти традиционные уборы в разных губерниях? Фактрум аккуратно перебирает занятные части женского гардероба.

кокошь это какое животное. картинка кокошь это какое животное. кокошь это какое животное фото. кокошь это какое животное видео. кокошь это какое животное смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кокошь это какое животное.

Женские головные уборы на Руси

Головной убор для женщины в старину был не просто функциональным украшением: он рассказывал о семейном и социальном женском статусе, месте проживания и даже о наличии детей.

Русский юг в древние времена по традиции жил беднее и консервативнее Севера, который развивался за счёт активной торговли с заморскими купцами. Поэтому и старинные одежды, и головные уборы здесь можно было встретить довольно продолжительное время в царской России. Визуально наряд южнорусской женщины был похож на бочонок. Увенчивался он обычно «сорокой» или «кичкой» — кокошником разных конструкций и фасонов.

Рогатая и копытообразная кики

Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.

У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.

кокошь это какое животное. картинка кокошь это какое животное. кокошь это какое животное фото. кокошь это какое животное видео. кокошь это какое животное смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кокошь это какое животное.

Тульская «сорока»

«Сорока» была визуально похожа на птичий хвост и по бокам имела «крылья». «Хвост» по центру собирался из плиссированных ярких лент, к нему пришивались такие же цветастые «розетки». Такой головной убор был характерен для жительниц тульской губернии, и носили его «в люди» обычно замужние женщины в первые годы после свадьбы.

Кокошник в традиционном, привычном значении чаще встречался у женщин русского севера, которые носили сарафаны. По-старославянски «кокошь» значило «курица». Визуально «куриные гребешки»-кокошники лучше всего подчеркивали трапециевидный сарафанный силуэт. Украшались такие головные уборы очень старательно — жемчугом и драгоценными камнями, кружевом и бархатом. Носили традиционные кокошники чаще всего богатые купчихи.

кокошь это какое животное. картинка кокошь это какое животное. кокошь это какое животное фото. кокошь это какое животное видео. кокошь это какое животное смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кокошь это какое животное.

«Русская красавица в кокошнике». К. Маковский

Самшура, моршень и шишак

Самый распространенный на Руси вариант кокошника XVIII–XIX веков также нередко назывался «шамшурой» (от старославянского «шамшить» — «жать, мять», а также «невнятно говорить»). Чаще всего его носили жёны в Вологодской и Архангельской губерниях. Оттуда моду на него привезли и в Центральную Россию.

Основой самшуры была «сморщенная», в сборку шапочка. По праздникам его делали более высоким, покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапочки надевали платок.

кокошь это какое животное. картинка кокошь это какое животное. кокошь это какое животное фото. кокошь это какое животное видео. кокошь это какое животное смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кокошь это какое животное.

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903 год

Интересная вариация кокошника была в ходу у псковских женщин — так называемый шишак, традиционный свадебный головной убор. Шишечки, которые его украшали, обозначали плодородие, и считалось, что сколько их на шишаке, столько детишек женщина и родит. Нашивались шишечки-«детишки» спереди и украшались жемчугом. По нижней кромке шла также жемчужная, тонкой работы сеточка — «поднизь». Сверху шишак покрывался на свадьбу белым, расшитым золотом платком, и передавался как семейная реликвия из поколения в поколение. Продать такой кокошник можно было за весьма крупную сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одна из самых необычных разновидностей кокошника — «каблучок», распространенный в Тверской губернии. Это исключительно праздничный головной убор, поэтому он обязательно расшивался драгоценными камнями, золотыми нитями и сам был из шёлка и бархата. Цилиндрической формы «каблучок» надевался на широкую поднизь, вышитую жемчугом. В таком кокошнике часто писали портреты русских женщин художники.

Кокошники стали выходить из моды только в конце XIX века. Постепенно их сменили убрусы — шали и платки.

Источник

Ко-ко-кошник Почему российские фанаты надели петушиные гребешки

кокошь это какое животное. картинка кокошь это какое животное. кокошь это какое животное фото. кокошь это какое животное видео. кокошь это какое животное смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кокошь это какое животное.

Трое российских болельщиков в кокошниках, которые поедали нечто фастфудное на трибуне во время матча Россия — Испания чемпионата мира по футболу, превратились в настоящий мем: их фото воспроизводят на уличных граффити и футболках, а спрос на кокошники на интернет-барахолках и в онлайн-магазинах подскочил в разы. «Лента.ру» проследила историю кокошника, чтобы понять, почему этот аксессуар так символичен для россиян.

Кокошь-роскошь

В старину на Руси к женщинам всех сословий предъявлялись довольно жесткие требования, касающиеся одежды, обуви и головных уборов. По деталям вещей, их форме, цвету и вышивке на них можно было определить сословие владелицы, место ее рождения и проживания, материальное положение ее семьи и, разумеется, ее матримониальный статус: девица, замужняя, вдова. Замужние женщины не должны были покидать дом без головного убора (отсюда происходит выражение «опростоволосилась» — вышла простоволосой, с непокрытыми волосами, означающее «опозорилась, попала в нелепое положение»).

Семейные женщины носили плотно прилегающую к голове шапочку, под которую полностью убирались волосы, заплетенные, как полагалось замужней, в две косы и обвитые вокруг головы. В зависимости от региона головные уборы могли быть разной формы (порой причудливой — с рожками или в виде копытца) и носили разные названия: кика, кичка (отсюда «кичиться» — хвастаться, гордиться вещами или статусом), сорока, самшура (шамшура), моршень, каблучок. У украинских женщин головной убор назывался очипком.

Молодые девушки в повседневной жизни могли ходить с непокрытой головой, волосы заплетали в одну косу, в нее вплетались ленты. В церковь, впрочем, они тоже должны были покрывать голову (обычно надевали височную ленту, к которой иногда подвешивались украшения-колты, а сверху — платок или полушалок). В праздники девушки носили кокошник — декоративный головной убор в виде гребня. Его название лингвисты выводят из старорусского «кокошь» — «курица», поскольку кокошник напоминает гребешок, но расположенный не ото лба к затылку, как у птицы, а от виска к виску.

кокошь это какое животное. картинка кокошь это какое животное. кокошь это какое животное фото. кокошь это какое животное видео. кокошь это какое животное смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кокошь это какое животное.

Историки быта считают, что кокошник в допетровское время носили во всех слоях населения, включая аристократическую дворянскую верхушку — бояр. Разнилась — в зависимости от состоятельности владелицы и региона — только форма «гребешка» и декор. В основе кокошника был плотный материал (береста, потом толстая бумага), обтянутый тканью: у бедняков это мог быть крашеный лен, позже цветной ситец, у богачей — атлас и парча. Ткань расшивали — тоже по мере состоятельности: у боярских дочек — золотной нитью и жемчугом, у бедных — бисером, тесьмой, цветными нитками.

«Гребешок» прикреплялся к шапочке-волоснику, или «донцу» (коса под него не убиралась) или стягивался лентой вокруг головы. Были кокошники с так называемым «начельником» или «поднизью» — спускавшимся на лоб элементом, часто ажурным (из кружева, бисерного или мелкожемчужного плетения). Формы тоже были разными в зависимости от местных обычаев: кокошник мог быть стреловидным, полукруглым, овальным, возвышался надо лбом или закрывал уши. На боковые части головных уборов иногда подвешивали дополнительные украшения вроде бисерной бахромы или подвесок из мелкого речного жемчуга.

Были особые версии кокошников, которые надевали по исключительно важным поводам. Например, псковский шишак, расшитый жемчугом, носили только первобрачные невесты на свадьбе. Конусообразный, чем-то напоминающий старинный шлем (кстати, русский шлем особой формы тоже назывался шишаком) головной убор украшали спереди шариками-шишечками, которые должны были гарантировать невесте чадородие: «Сколько шишек — столько детишек». Поднизь тоже расшивали жемчугом. Шишак в богатых семьях стоил целое состояние, поэтому передавался по наследству от матери к дочерям в нескольких поколениях. Самые дорогие шишаки из камки или рытого бархата делали мастерицы Торопецкого уезда, поэтому шишак еще называли «торопецким кокошником».

Кокошник во дворянстве

Петр I, модернизируя и вестернизируя старую Русь, активно до грубости вмешивался и в бытовые привычки своих подданных. Полностью переменить низовой уклад, разумеется, ему было не под силу, но дворян он заставил переодеться и побриться. При этом императоре аристократки были вынуждены носить платья с робронами и шлейфами, стягивать ребра корсетами и, конечно же, отказаться от традиционной русской одежды, в том числе от кокошников — их заменили пудреные парики. Но купчихи (кроме самых богатых, чьи мужья метили в почетные граждане и дворяне) и крестьянки остались верны традиционным нарядам. Именно их рисовали на своих пейзанских картинах и прочих пасторалях русские художники, в том числе Тропинин, сам выходец из крепостной среды.

Политическая роль кокошника, если можно так выразиться, проявилась задолго до того, как российские болельщики нацепили эти головные уборы в поддержку «битвы» нашей сборной за право выхода в четвертьфинал чемпионата мира по футболу-2018. Кокошники продемонстрировали свою патриотическую сущность более чем за двести лет до того, сразу после Отечественной войны 1812 года. Франкофильство в среде даже высшей аристократии Российской империи внезапно стало дурным тоном, а любовь ко всему русскому — напротив, вошла в моду.

Едва оправившись от наполеоновского вторжения, российские княгини и графини стали одеваться а-ля рюсс, позировать модным художникам в стилизованных под народные, но чрезвычайно дорогих кокошниках, декорированных не шелковыми лентами и цветными нитками, а дорогим брюссельским кружевом, натуральным отборным жемчугом и крупными драгоценными камнями. Патриотизм — патриотизмом, а мода — модой: простонародный символ превратился в дорогой барский аксессуар.

Это забавным образом сочеталось с тем, что многие русские аристократки из высшего света во главе с княгиней Зинаидой Волконской до войны успели сменить «простонародное» православие на «интеллигентный» католицизм, а дворяне, в свою очередь, женились на эмигрантках-француженках (например, жена декабриста князя Трубецкого была урожденной графиней Лаваль). Это порождало забавные курьезы: например, фрейлина императрицы Марии Федоровны Софья Свечина, католичка по вероисповеданию, позировала Франсуа-Жозефу Кинсону для знаменитого портрета 1816 года именно в русском кокошнике.

Вторая волна русофилии накрыла русское дворянство при императоре Александре III. В архитектурную и интерьерную моду вошел псевдорусский стиль, а женщины снова стали одеваться а-ля рюсс и заказывать драгоценные диадемы, чем-то напоминающие кокошники. В русских костюмах выходили на сцену примы-балерины и оперные дивы в спектаклях на музыку композиторов «Могучей кучки» — например, в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Но подлинным апогеем этого, как сейчас бы сказали, тренда стал бал в Зимнем дворце, заданный уже сыном Александра III, императором Николаем II. На это потрясающе дорогое празднество была приглашена вся аристократическая верхушка Санкт-Петербурга и Москвы, а также дипкорпус. Но появиться на балу гости могли при соблюдении главного условия: им предписывалось одеться в костюмы допетровского времени.

Источник

Кокошь это какое животное

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью — бархатом или штофом, — украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой.

Когда именно начали носить кокошники — точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.

Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.

Проник кокошник и в придворный костюм. Еще Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах. А знаменитый русский мемуарист Филипп Вигель вспоминал, как во время Отечественной войны 1812 года многие патриотично настроенные дамы «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

В 1834 году Николай I ввел женский придворный мундир в виде платья в русском стиле и соответствующего головного убора: для замужних дам — кокошника, для незамужних — «повязки» (упоминавшийся выше венец). Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым».

У супруги Александра III, императрицы Марии Федоровны, была восхитительно красивая бриллиантовая тиара в виде кокошника. Ее сестра Александра, будущая жена британского короля Эдуарда VII, заказала такую и себе — и так возникла мода на драгоценные кокошники. Тиара Александры Датской до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Елизаветы II, и ее называют «русской тиарой-кокошником».

Источник

кокошь

Смотреть что такое «кокошь» в других словарях:

Кокошь — Характеристика Длина 32 км Площадь бассейна 376 км² Бассейн Чёрное море Бассейн рек Вопь → Днепр Водоток … Википедия

кокошь — кокош (кокошь) курка, квочка; півень … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Курица, Петух — домашняя, общеизвестная птица. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа куры составляли довольно распространенную домашнюю птицу в Иудее, что отчасти видно из Евангелия. Отсюда и яйцо в Н.З. встречается как обыкновенное средство питания… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Вопь — в районе г.Ярцево Характеристика Длина 158 км Площадь бассейна … Википедия

Кокошник (головной убор) — Княгиня Орлова Давыдова на костюмированном балу 1903 года У этого термина существуют и другие значения, см. Кокошник. Кокошник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха … Википедия

Вопь (река) — Вопь Вопь в районе г.Ярцево Протекает по территории Смоленской области Исток Смоленская возвышенность Устье … Википедия

Высокое (Холм-Жирковский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Высокое. Деревня Высокое Страна РоссияРоссия … Википедия

Список рек Смоленской области — Реки Смоленской области: Реки Смоленской области относятся к бассейнам 3 главных рек: Днепра, Волги и Западной Двины. Содержание 1 Характеристика рек 2 А 3 Б 4 … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *