когда зачем и между какими странами был образован священный союз

Один день в истории: 202 года назад был образован Священный союз

26 сентября 1815 года в Париже Австрия, Пруссия и Россия подписали договор о создании Священного союза

Целями Священного союза было сохранение христианской государственности, недопустимости революций и предотвращение войн. Чуть позже к Союзу присоединились Франция и почти все остальные европейские государства. Отказались подписать договор лишь принц-регент Великобритании, турецкий султан и Папа римский.

Вдохновителем и главным идеологом Священного союза был Император Александр I, победитель Наполеона и освободитель Европы. Он являлся главным основателем и идеологом Священного союза – первой попыткой создать систему мира без войн.

Граф Леонид Алексеевич Комаровский отмечал: «Победив Наполеона, Император Александр помышлял даровать народам Европы, истерзанным долгими войнами и революциями, прочный мир. По его мысли великие державы должны были соединиться в союз, который покоясь на началах христианской морали, справедливости и умеренности, был бы призван содействовать в уменьшении военных сил и поднятии торговли и общего благосостояния». Александр I призвал союзников, глав государств и императоров объединить усилия против военных конфликтов, и предложил править между народами в духе правды и братства.

Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Император Всероссийский призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий.

Александр I был одним из первых государственных деятелей новой истории, кто считал, что помимо земных, геополитических задач, у внешней политики России есть задача духовная. «Мы заняты здесь важнейшей заботой, но и труднейшей также, – писал Александр княгине С. С. Мещерской. – Дело идёт об изыскании средств против владычества зла, распространяющегося с быстротою при помощи всех тайных сил, которыми владеет сатанинский дух, управляющий ими. Это средство, которое мы ищем, находится, увы, вне наших слабых человеческих сил. Один только Спаситель может доставить это средство Своим Божественным словом. Воззовём же к Нему от всей полноты, от всей глубины наших сердец, да сподобит Он послать Духа Своего Святого на нас и направит нас по угодному Ему пути, который один только может привести нас ко спасению».

Особое значение Александр I придавал борьбе с тайными обществами, сыгравшими ведущую роль в революции и возвышении Бонапарта. По существу речь шла о возрождении монархического христианского братства.

Александр I говорил: «У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость».

В 1818–1822 годах состоялся ряд конгрессов Священного союза – в Аахене, Троппау, Лайбахе (совр. Любляна), Вероне, участники которых выразили готовность бороться со всяким проявлением революционных настроений на континенте.

Русские императоры всегда оставались верными идеалам Священного союза. Именно ими объясняется помощь Императора Николая I австрийскому императору Францу Иосифу в его борьбе с мадьярскими мятежниками.

Священный союз позволил сохранить Европу от большой войны в течение почти полувека. Он был уничтожен не по вине России, а по вине Запада, развязавшего Восточную (Крымскую) войну.

Источник

«Священный огонь»

Приблизительное время чтения: 11 мин.

200 лет назад, летом 1815 года завершился Венский конгресс. Только что пала империя Наполеона Бонапарта, и Европа требовала новой системы международных отношений. На несколько десятилетий самой могущественной силой в Европе стала Российская империя – главный победитель Наполеона. Тогда от ее воли многое зависело в мироустройстве. Что она предложила европейским народам? Какой отпечаток оставила на международных отношениях того времени?

Рождение «Священного союза»

Из горнила Венского конгресса вышло золотое дитя – Священный союз. 26 сентября 1815 года российский император Александр I, австрийский император Франц I, прусский король Фридрих Вильгельм III подписали учредительный акт. Вскоре к ним присоединился французский король Людовик XVIII. Главными задачами Священного союза мыслились сохранение мира, незыблемости границ, установленных в Вене, и решительная борьба с любыми выплесками темной революционной стихии.

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Венский конгрес 1814-1815 годов. Гравюра Ж. Годфруа по оригиналу Жана-Батиста Изабе

Чаще всего в деятельности Священного союза видят один только политический интерес. Или, как сейчас говорят, «геополитический вектор». Действительность гораздо сложнее. Идея Священного союза имела православную подоплеку; рассматривать ее вне христианского фундамента просто бессмысленно.

Казалось бы, какое торжество христианских идей могла принести в Европу Россия того времени? Россия казенная, Россия, превратившая Церковь в департамент по делам вероисповедания, Россия, на протяжении всего XVIII века страшно болевшая безбожным вольнодумством и тяжелым сектантством?

Но живая душа Христовой веры не исчезла в ней. Более того, религиозное чувство начало оттаивать в стальных недрах Империи.

Протоиерей Александр Шмеман писал: «За официальной, сложной, трагической историей Петербургской России мы видим снова и снова другую, никогда не прекращавшуюся: историю медленного собирания духа, “стяжания благодати”, просветления почерневшего человеческого образа неизреченной славой Прообраза». Происходило это собирание и через возрождение монашества, и через святость знаменитых старцев того времени, и через подъем богословия, и через возвращение крепкой веры в души русских царей.

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Священный союз. Графюра начала XIX в.

Знаменитый историк Н. Тальберг правлением Александра I открыл в своем труде «История Русской церкви» раздел под названием «Расцвет церковной жизни».

Александр I, император и христианин

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Император Александр I в молодые годы проявлял мировидение «просвещенного европейца», вольнодумца и даже порой признавался доверенным лицам в добрых чувствах по отношению к республиканству. Таким воспитал его наставник – швейцарский философ-вольнодумец и убежденный республиканец Лагарп.

А вот законоучитель и духовник будущего государя, священник Андрей Самборский был совсем другим человеком. Он долгое время прожил в Англии, любил носить светскую одежду вместо иерейской, брил бороду, любил агрономические эксперименты и состоял членом Вольного экономического общества, но, несмотря на внешний «либерализм», проявлял твердость в вере и был защитником устоев православия от «суеверий века сего». Просвещенность сочеталась в нем с благочестием. В письме к своему воспитаннику Андрей Самборский наставлял: «По совершении молитв, Вы должны обратить все Ваше внимание на те науки, которые споспешествуют просвещению… Бог, одарив Вас щедро талантами душевными и телесными, взыщет строго отчёт о их употреблении». И, позднее: «Я должен Вам с твердостью духа сказать, а Вы с равномерною [твердостью] принять, что Вы вступили уже в юношество, которое бывает распаляемо страстями и влекомо к вредным пожеланиям, которых тот юноша жертвою не бывает, который закон Божий и здравый рассудок поставляет бдительным стражем над своими деяниями».

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

До Отечественной войны 1812 года Александр I более выказывал черт, которые мог развить в нем Лагарп, – и в политике, и в вере. Делами религиозными император интересовался очень мало, в кресло обер-прокурора (чиновника, надзирающего над православным духовенством) он посадил князя А.Н. Голицына, человека неверующего и весьма скверно относившегося к Церкви. Позднее император говорил о собственной молодости: «Я был, как и все мои современники, не набожен».

Всякое вольнодумство, всякое сочувствие к либеральным, атеистическим и, тем более, революционным идеям отлетели. Напротив, вера окрепла, сделавшись водителем царя не только в личных делах, но и в свершениях большой политики.

До конца жизни Александр I вел себя не только как крепко верующий человек, но и как деятельный православный политик. Он способствовал расширению сети духовных училищ. При нем росло количество монастырей, резко уменьшившееся прежде, в XVIII веке. Он часто ездил на богомолье, беседовал со старцами, на коленях отстаивал вечерние и утренние молитвы.

В 1818 году в частном письме император признался: «Возносясь духом к Богу, я отрешился от всех земных наслаждений. Призывая к себе на помощь веру, я приобрел такое спокойствие, такой мир душевный, какие не променяю на любые блаженства здешнего мира».

Когда закладывались первые камни в фундамент Священного союза, христианская основа общего политического дела была очень хорошо видна современникам.

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Манифест Александра I о заключении «Акта Священного Союза» 14 сентября 1815 г. и порядке его всенародного объявления в России Россия. 25 декабря 1915

В акте, учреждавшем это сообщество, говорилось: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их величества (далее перечислялись титулы трех монархов)… восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо… образ внешних отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость… в управлении вверенными им государствами… и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководиться не иными какими-либо правилами как заповедями… святой веры, заповедями любви, правды и мира…»

Далее поминалось Священное Писание в качестве духовной основы для деятельности Союза. Те, кто вошел в него, должны были рассматривать друг друга как членов единого христианского народа, поставленных «от Провидения» на укрепление общего «семейства».

По словам современного историка Игоря Курукина, «…для Александра I этот акт означал не только окончательную победу над врагом, но и начало новой эры, создание, говоря современным языком, “общеевропейского дома”, правители и народы которого объединены отныне общеевропейскими христианскими ценностями и должны помогать друг другу в борьбе против любых европейских потрясений».

«Священный союз» был любимым детищем российского императора. Именно Александр I, а не кто-либо другой из монархов того времени предложил его создание. Через семь лет, в 1822 году, царь сказал одному из французских дипломатов: «Я должен защищать религию, мораль и справедливость». Таким образом, отношение императора к главной идее «Священного союза» с течением времени не менялось.

Могучую военную силу своей страны он постарался использовать как инструмент для того, чтобы отношения между крупнейшими государствами Европы строились отныне на основе христианского братства.

Химера? Утопия? Из XXI века может показаться, что государь пытался соединить несоединимое. Но что лучшее предложено с тех пор в мировой политике? Все прочие системы международного равновесия неотступно вели к мировым войнам и чудовищным колониальным бойням. На протяжении всего XX века Европу сотрясали кровавые столкновения. Так, может быть, проблема не в том, что русский царь был наивен, а в том, что мир пропустил отличную возможность прекратить сползание к ужасающим кризисам?

Священный союз распался к середине 1820-х годов. Слишком трудно оказалось уравновесить великое дело общеевропейского порядка с интересами великих держав по отдельности…

Николай I, государь-миротворец

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

К Церкви Николай I был милостив, при нем положение простых приходских священников улучшилось кардинально. В быту и развлечениях привилегированных сословий монарх желал увидеть проблески русского стиля, а в архитектуре – русско-византийского. И если с первым делом вышло мало доброго, то во втором удалось достигнуть успеха: свидетельством этому служит, к примеру, собор Христа Спасителя в Москве. Всякие проявления безнравственности – пьянство, распутство, азартная игра – вызывали у Николая Павловича отвращение. С ними в его царствование боролись как никогда прежде.

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Венский конгресс. Литография. 1814

К 1830 году относится собственноручная записка императора – яркое откровение о тех началах, которых он придерживается во внешней политике. Время от времени ее называют «политической исповедью». Среди прочего там сказано: «Географическое положение России столь счастливо, что оно делает ее почти независимой, когда речь заходит о ее интересах, от происходящего в Европе; ей нечего опасаться; ей достаточно границ и ничего не нужно в этом отношении… Кто осмелится нас атаковать? А если и осмелится, то я найду надежную опору в народе, который смог бы оценить такую позицию и наказать, с Божьей помощью, дерзость агрессоров».

Революция была ему противна – точно так же, как и его покойному старшему брату. В ней император видел безусловное зло. Не потому только, что революция означает большую кровь, а из-за того, в первую очередь, что она уничтожает веру, нравственность, традиционные устои общества, порождает всеобщую вражду.

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Революция в Венгрии. Гравюра. 1848

Напротив, идею союза монархов, следящих за соблюдением закона и порядка в Европе, идею, которая так важна была для Александра I, Николай Павлович называл «священным огнем». Пока можно было сохранить ее хотя бы отчасти, Николай I делал всё, чтобы она не умерла. Император, по его собственным словам, ожидал «…момента, когда должна разразиться борьба между справедливостью и инфернальным началом». Тогда Россия, благородно сберегавшая этот «священный огонь», должна была стать «знаменем» справедливости.

Русское общество устами поэта Тютчева выразило свои ожидания намного явственнее, чем сам император: от государя ждали, что он создаст «великую православную Империю, законную Империю Востока». А император гораздо больше искал мира и хранил закон.

Поэтому даже после того, как Священный союз перестал существовать, Николай I всё еще поддерживал в отношении Пруссии и Австрии рыцарственную политику христианского братства.

В 1848—1849 годах по Европе прокатилась волна революций.

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.

Он прежде всего выполнял свой духовный долг. Венгрия была тогда частью Австрийской империи, и монарх-брат – император австрийский Франц Иосиф I – попал в беду. Разрушительная стихия затопляла его страну. Венгерские революционеры раскалывали державу, кровь лилась рекой, Срединная Европа могла на долгие годы превратиться в огненный ад. И тогда юный Франц-Иосиф взмолился: спаси! Лишь после отчаянной просьбы о помощи из Петербурга пришло монаршее повеление войскам перейти границу.

Австрийский монарх заключил с Николаем I Варшавский договор, в соответствии с которым русские войска получили законное, подтвержденное верховной властью правителя страны право действовать в пределах Австрийской империи.

За несколько месяцев костер, пылающий в центре Европы, был потушен, кровавый хаос уступил место твердому порядку. Россия не напрашивалась на тяжелую и опасную роль миротворца, ни в коей мере! Европа сама просила ее принять на себя это бремя.

Много ли от этого приобрело человечество?

На заставке: А.Д. Кившенко. «Вступление русских и союзных войск в Париж». Фрагмент картины

когда зачем и между какими странами был образован священный союз. картинка когда зачем и между какими странами был образован священный союз. когда зачем и между какими странами был образован священный союз фото. когда зачем и между какими странами был образован священный союз видео. когда зачем и между какими странами был образован священный союз смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда зачем и между какими странами был образован священный союз.Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Источник

«Способствовал стабильности»: какую роль в истории Европы сыграл Священный союз

26 сентября 1815 года российский император Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали акт о создании Священного союза. В основе деятельности этого объединения лежал принцип сохранения власти всех правящих династий Европы. Благодаря союзу на время сгладились существовавшие между европейскими державами противоречия.

Создание Священного союза

В конце XVIII — начале XIX века Европа и мир пережили масштабные потрясения, связанные с буржуазной революцией во Франции и наполеоновскими войнами. Но в 1812 году Наполеон был разгромлен в России, а ещё через год потерпел поражение в Битве народов под Лейпцигом.

После разгрома Бонапарта остро встал вопрос о послевоенном мироустройстве. Англия хотела сохранить за собой захваченные колонии и не допустить усиления России. Австрия и Пруссия конкурировали за лидерство среди германских государств. Российские власти, в свою очередь, выступали за поддержание международной стабильности.

Новый миропорядок лидеры европейских государств обсуждали на Венском конгрессе, Генеральный акт которого был подписан 9 июня 1815 года. Англия, как и планировала, закрепила за собой новые колонии, Франция лишилась завоёванных Наполеоном земель, Австрия расширилась за счёт территорий на Апеннинском полуострове, а Пруссия — за счёт соседних германских государств. России отошла часть герцогства Варшавского. Также участники конгресса запретили работорговлю и приняли единое положение о дипломатических агентах.

Однако тогда механизм сохранения международной стабильности и территориальной целостности не был проработан до конца.

Собственный путь сохранения международной стабильности и предотвращения революций предложил российский император Александр I, инициировавший после Венского конгресса создание нового союза европейских государей. Он составил «Трактат братского христианского союза» или, как его называют современные историки, акт о создании Священного союза. 26 сентября 1815 года в Париже этот документ подписали три монарха: Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III.

В акте указывалось, что «три союзных государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями». При этом документ предполагал, что подписавшие его главы государств будут «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь».

Как подчёркивают историки, Священный союз был призван сохранять незыблемость решений Венского конгресса и установленной по его итогам системы международных отношений. В основе его деятельности лежал принцип сохранения власти всех европейских правящих династий. К союзу постепенно присоединились монархи большинства государств Европы. Великобритания официально вступать в союз не стала, однако принимала участие в некоторых организованных им мероприятиях и поддерживала часть принятых в рамках этого объединения решений.

Деятельность союза

Важнейшими политическими мероприятиями Священного союза стали четыре международных конгресса: Аахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский.

Аахенский конгресс проходил осенью 1818 года. На нём присутствовали русский император Александр I, австрийский император Франц II и прусский король Фридрих Вильгельм III, а также высокопоставленные чиновники и дипломаты из России, Австрии, Пруссии, Англии и Франции. В ходе переговоров было принято решение о выводе с территории Франции оккупационных войск союзных держав, а также о присоединении официального Парижа к Священному союзу. На конгрессе обсуждались проблемы, связанные с торговым мореплаванием и запретом работорговли, а по его итогам была принята декларация в поддержку мира.

Троппауский конгресс состоялся в 1820 году. На нём в связи с революцией в Неаполитанском королевстве представители России, Австрии и Пруссии подписали протокол, провозглашавший право вмешательства во внутренние дела других стран с целью подавления революционных выступлений. Решения конгресса поручали Австрии осуществить оккупацию Неаполитанского королевства, но обеспечивали при этом неприкосновенность его государственности.

Лайбахский конгресс 1821 года стал продолжением Троппауского. На нём обсуждалась политика союза в отношении революционных выступлений в Неаполитанском королевстве, Испании и Греции.

Последней встречей руководителей Священного союза на высшем уровне стал Веронский конгресс 1822 года — наиболее значимый из всех союзных мероприятий. Официально он был инициирован австрийской стороной, чтобы «вновь подтвердить существование союза и единства монархов». Однако его главной темой фактически стали революционные события на юге Европы и в латиноамериканских колониях Испании. Также на конгрессе прошли переговоры по пограничным спорам в Европе, речному судоходству и борьбе с работорговлей.

В Вероне собрались правители России, Австрии, Пруссии, Сардинии, Королевства обеих Сицилий, Тосканы, Модены и Пармы, а также уполномоченные дипломаты от Англии, Франции и Ватикана.

Представители России, Австрии, Пруссии и Франции выступили за подавление революционных выступлений в Испании. Был подготовлен протокол, позволявший официальному Парижу в случае ряда обстоятельств (антифранцузской агрессии, лишения монарха трона, нарушения прав королевской фамилии) применить силу против испанских революционеров, что в итоге и произошло в 1823 году.

Ещё сложнее шли переговоры по будущему испанских колоний в Латинской Америке. Англия, имевшая в регионе выгодные торговые контракты, выступила категорически против ограничения свободы молодых государств. Франция расплывчато предложила Мадриду обеспечить процветание Латинской Америки и уступить «силе вещей». Александр I пожелал испанской короне успехов в восстановлении связей с колониями. Австрия и Пруссия оказались более категоричны, отказавшись признавать независимость стран Южной и Центральной Америки. По этому вопросу консенсус так и не был достигнут.

Кроме того, стали очевидными и разногласия относительно «восточного вопроса», связанного с будущим балканских владений Османской империи. Александр I оказался в неоднозначном положении: с одной стороны, он выступал за стабильность и осуждал революции, с другой — Россия традиционно симпатизировала борющимся за независимость от турок православным народам. Российская декларация, зачитанная на конгрессе, включала требования к Османской империи по выводу войск из Дунайских княжеств, а также по обеспечению прав греков и свободы мореплавания в Чёрном море. В той или иной степени участники конгресса поддержали пожелания России, а вот восстание в Греции члены Священного союза осудили. В целом, по мнению историков, на Веронском конгрессе участники союза находили общий язык с гораздо большим трудом, чем раньше.

«Веронский конгресс стал последним из конгрессов Священного союза. В конце жизни Александр I охладел к этому институту, и конгрессов больше не проводилось», — отметил в беседе с RT советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

По свидетельствам экспертов, Россия на Веронском конгрессе играла первую скрипку, но далеко не все участники переговоров готовы были поддержать её инициативы по формированию «великой европейской семьи».

По словам профессора кафедры истории России МПГУ Леонида Ляшенко, на этом конгрессе «Россия попала в ловушку».

«Согласно правилам союза, она не имела права требовать смены формы правления европейских государств. Таким образом, формально Санкт-Петербург лишился права требовать и освобождения балканских народов, что для него было неестественной ситуацией», — пояснил Ляшенко в разговоре с RT.

В то же самое время Веронский конгресс обеспокоил Соединённые Штаты, претендовавшие на гегемонию в Западном полушарии. Желание части европейских держав вмешаться в дела Латинской Америки подтолкнули Вашингтон к принятию так называемой доктрины Монро. По словам историков, прикрываясь разговорами о свободе выбора для жителей бывших колоний, американцы решили сами вершить их судьбу.

В 1833 году Россия, Австрия и Пруссия в ответ на подъём в Европе революционного движения подписали в Берлине акт о праве «легитимных» государств на взаимопомощь.

«В рамках союзнических обязательств Россия при Николае I приняла участие в подавлении Венгерского восстания 1848—1849 годов. Санкт-Петербург помог Вене, где в итоге утвердились антироссийские силы. Лучше бы потраченные на это средства пустили на закупку в преддверии Крымской войны пароходов», — отметил в интервью RT писатель и историк Александр Широкорад.

По словам Леонида Ляшенко, Венская система и Священный союз обеспечили Европе стабильность и дали ей возможность «несколько десятилетий прожить без крупных войн».

При этом, с точки зрения Евгения Спицына, точную дату окончания деятельности Священного союза назвать сложно.

«Одни историки утверждают, что Священный союз приказал долго жить с началом Крымской войны, другие — с началом Первой мировой. Он защищал принципы территориальной целостности государств и способствовал стабильности, но формальное выполнение заложенных в его правила принципов зачастую шло вразрез с интересами его же участников. Александру I пришлось во имя неукоснительного выполнения международных обязательств наступить на горло собственной песне, так как в геополитических интересах России было поддерживать восстания на Балканах против турок», — резюмировал Спицын.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *